Развитие зрительного восприятия. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся

Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия

Тема: « Цветик – семицветик »

учитель-дефектолог

Альмухаметова Г.В.

Цель: развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве

Задачи.

Образовательные:

1.Формировать представление о цветах спектра, последовательности их расположения.

2.Формировать представления о тёплых и холодных цветах.

3.Закрепить знание порядкового счёта.

Развивающие:

1.Развивать восприятие величины; умение владеть способом сравнения величин предметов.

2.Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

3.Развивать умение анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей; эстетическое восприятие, стимулировать любознательность, умственную и творческую активность.

2.Воспитывать аккуратность в работе.

Коррекционные:

1.Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие, цветовосприятие.

2. Развивать зрительно - моторную координацию, ориентировку в микроплоскости, зрительное внимание.

Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, демонстрация презентации, игра, работа с раздаточным материалом, штриховка, аппликация.

Материалы и оборудование: магнитофон, телевизор, компьютер, бумажные полоски разной длины и ширины оранжевого цвета, воздушный шарик, фломастеры, цветные карандаши, пластиковые бутылочки, одноразовые трубочки для коктейля, кусочки пенопласта, карточки с заданиями, клеящий карандаш, заготовки для аппликации из цветной бумаги, салфетки, цветочки на магнитах, прищепки по количеству детей, презентация, конспект занятия.

Ход занятия.

1.Послушайте отрывок сказки и скажите название? (Ребята, вы все знаете сказку В. Катаева «Цветик - семицветик».) Кто главная героиня сказки? Кто подарил волшебный цветок девочке? Какое самое последнее желание выполнила Женя, воспользовавшись последним лепестком? А вот и Цветик - семицветик, который вырос в саду у старушки-волшебницы. Но что-то в нём не так, волшебство не действует. Как вы думаете, что не так? (Правильно, лепестки белого цвета) Они окрасятся в нужные цвета, только если вы выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда мы с вами и девочка Женя сможем загадать желания, которые обязательно исполнятся! Согласны? Тогда начинаем работать!

Ответьте на вопросы.

Почему Волшебный цветок называется «Цветик – семицветик»? (У него 7 разноцветных лепестков). А что ещё бывает по семь? (Цвета у радуги, семь дней в недели, семь гномов, семеро козлят) Назовите цвета радуги? Какие цвета в радуге тёплые? Холодные? Какой первый цвет у радуги? (Красный) А у Цветика - семицветика какой первый лепесток?

(Правильно, тоже красный). Вот и окрасился первый лепесток.

2.Дидактическое упражнение «Сравни полоски».

Перед вами полоски из бумаги. Чем они похожи (Они все одинаковые по форме (прямоугольник) и по цвету (оранжевые) Чем отличаются полоски? (По ширине, длине). Выложите полоски сверху вниз от самой широкой до самой узкой. А теперь слева направо от самой длинной до самой короткой. Проверьте, правильно вы выложили?

Какой лепесток сейчас окрасится, как вы думаете? (Правильно, оранжевый )

А теперь отгадайте загадку, но вслух ответ не произносите.

Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел - я побежал. (Воздушный шарик.)

Ваша задача - найти отгадку в запутанном рисунке, обвести ее фломастером такого же цвета, как третий цвет радуги. Обводим отгадку по контуру, не отрывая фломастера от листа бумаги и не заходя за контур.

Какую фигуру обвели? Каким цветом обводили? Почему жёлтым? Мы выполнили задание, и окрасился третий лепесток. Какого цвета? (Правильно, жёлтого). Давайте проверим, какой он по счёту? Первый – красный, второй – оранжевый, третий – жёлтый. Какой по счёту жёлтый лепесток?

И у меня есть жёлтый шарик.

3.Выполним гимнастику для глаз. «Веселая неделька»

Встаньте прямо, голову не поворачивайте. Работают только глаза.

Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят - на траву -

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх, опустить их вниз, голова неподвижна.)

Во вторник часики-глаза

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо -

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем -

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем -

Так игру мы продолжаем.

Эти упражнения снимают глаз­ ное напряжение.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали,

Глазки рассмотреть должны.

(Поднести палец к глазам на рас­стояние 25-30 см. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, затем опустить руку. Повторить 4 раза.)

Это упражнение укрепляет мышцы глаз и улучшает их ко­ординацию.

В пятницу мы тоже не зевали -

Глазками своими повращали.

Остановку сделали - отдохнули

И в другую сторону повернули.

(Посмотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

Эти упражнения совершен­ ствуют сложные движения глаз.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть в верхний правый

Это упражнение совершенствует сложные движения глаз.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись,

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко - от наруж­ного края к носу, затем наоборот.)

Это упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообра­ щение.

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

«Подул ветер, шарик улетел» (бросаю в сторону)

В какую сторону он улетел? Правильно, вправо (влево). Заштрихуйте шарики, летящие вправо, таким цветом, каким будет следующий лепесток. Штриховать надо сверху вниз, сохраняя одинаковое расстояние между линиями, за контур не выходить.

А у нашего волшебного цветка появился ещё один лепесток. Какого он цвета? (Правильно, зеленого) Который по счету? (Зеленый, четвертый.)

4.Пальчиковая гимнастика с прищепкой.

Наши пальчики рисовали и немножечко устали. Поиграем с ними. Предлагаю прикрепить прищепки в соответствии с цветом лепестка

Дети, назовите следующий цвет лепестка? (Правильно синего ). Вот и следующий лепесток окрасился в синий цвет. Давайте посчитаем, который он по счёту?

Физкультминутка.

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!

(Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

(Вращение головой в стороны)

А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!

Раз-два-три-четыре-пятъ. (Приседания)

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте)

Вот и последний фиолетовый лепесток цветика - семицветика. Давайте ещё раз назовём все его лепестки.

А я предлагаю вам, ребята, сделать свой цветик - семицветик. Для этого давайте пройдём все к столам, где у вас всё готово к работе над аппликацией. Рамочки для наших работ мы сделали заранее. Вам необходимо приклеить готовые лепестки нашего цветка в правильном порядке.

Все задания выполнены, и волшебство к цветку вернулось. Можете загадать желания, которые обязательно исполнятся.

Итог.

Дети, что мы сегодня на занятии делали? Какие задания выполняли? Кому что понравилось? Какое задание показалось трудным?

Если у вас, ребята хорошее настроение, если у вас всё получилось и вы не испытали трудностей на занятии, возьмите красный цветок и прикрепите его на магнитную доску. А если у вас не всё получилось и у вас плохое настроение, то прикрепите на доску жёлтый цветок.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным С. В. Сташевским; Л. И. Плаксиной; Л. П. Григорьевой, М. Э. Бернадской, И. В. Блинниковой, О. Г. Солнцевой; Л. В. Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог. Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Та, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т. п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещать их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т. п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т. д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 – 0,04) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем – с закрытыми глазами), посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т. д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение» и осознавать его роль в их жизни.

Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т. д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривания картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).

Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог, учит детей быть внимательными при зрительном рассмотрении игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты, вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнить той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т. д.

Необходимо отменить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т. д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формирует умение рационально пользоваться нарушением зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятием других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.

Коррекционная деятельность с детьми с нарушениями зрения
по развитию зрительного восприятия (подготовительная группа, IV год обучения)

Тема «Грибы»
Тип деятельности - обобщающий
Вид деятельности - развитие зрительного восприятия
Форма проведения - подгрупповая

Цель : Развитие зрительного восприятия дошкольников посредством обогащения представлений о грибах.

Задачи:
- Формировать умение различать строение грибов (ножка, шляпка) и оттенки их цвета.
- Развивать умение описывать грибы по алгоритму.
- Способствовать развитию цветового восприятия.
- Совершенствовать умение соотносить сенсорные эталоны формы с частями гриба.
- Развивать координацию в системе «рука-глаз» в игре «Лабиринты».
- Воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий, желание доводить начатое до конца. Развивать навыки самоконтроля.
- Расширять представления об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к природным объектам.

Предварительная работа: просмотр слайдов, альбомов, серии картин «Грибы», чтение рассказов и стихов, практическая деятельность по теме (лепка, аппликация, ручной труд из природного материала).
Оборудование: муляжи и иллюстрации грибов, карточки-модели для составления описательных рассказов, шаблоны по теме для обводки, лабиринты, карандаши, листы для рисования.

Ход занятия:
1. Физминутка с элементами зрительной гимнастики.
Несёт ветер в небе тучки, (дети поднимают руки вверх, следят глазами)
Скачут листья во дворе. (руки перед собой, трясут «листьями»)
Грибок, надетый на колючки, (пальчиковое упражнение «Гриб»)
Несёт ёжик к своей норе. (пальчиковое упражнение «Ёжик»)

2. Задание от Ёжика: «Собери картинку» (Дети собирают индивидуальные разрезные картинки грибов из 5-6 частей).

3. Игра «Расскажи по образцу». Дети достают из корзинки муляж гриба (груздь, лисичка, белый гриб, опёнок, мухомор, бледная поганка), описывают его по алгоритму, опираясь в своих рассказах на карточки-модели: «Что это? Как называется? Из каких частей состоит? Какой формы? Какого цвета части? Съедобный гриб или ядовитый?»

4. Зрительная гимнастика на расслабление глазных мышц: «Мы так долго рассказывали ёжику о съедобных и ядовитых грибах, что наши глазки устали. Закройте глаза, медленно „начертите“ закрытыми глазами круг сначала вправо, потом влево. Повторите 3-4 раза. Откройте глаза».

5. Практическая деятельность: обводка по шаблонам формы грибов, штриховка по индивидуальному заданию, в зависимости от степени зрительной нагрузки - дети с низкой остротой зрения получают задания с наименьшим количеством деталей). Во время работы обращать внимание детей на проговаривание формы частей грибов: например, у белого гриба ножка - прямоугольная, шляпка - полукруг и т.д.

Также полезный материал учителя-дефектолога:

6. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики.
По листьям дождик застучал, (стучат пальчиками по столу)
Мышонок быстро гриб сорвал (пальчиковое упражнение «Мышка»)
И спрятался под ним у пня (пальчиковое упражнение «Ёжик»)
«Хороший зонтик для меня!» (пальчиковое упражнение «Зонтик»).

7. Игра «Лабиринт». Индивидуальные карточки - лабиринты «Помоги ёжику добраться до гриба». Во время практической работы обращать внимание детей на то, чтобы они старались не отрывать карандаш от бумаги, проводить линию прямо посередине дорожки».

8. Развитие слухового восприятия, логического мышления. «Хитрые» вопросы от Ёжика:
- Чего в лесу больше - грибов или несъедобных грибов?
- Растут на полянке две поганки. Чего больше - шляпок или ножек?
(Дети отвечают, аргументируя свой ответ)

Итог занятия, выводы.

Название: Занятие дефектолога. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Грибы»

Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 83»
Месторасположение: город Бийск Алтайского края

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия. 1 класс.

Тема: Геометрические фигуры.

Тип урока: урок закрепление.

Цель: создание условий для развития зрительного восприятия.

Задачи: Образовательные задачи:

    Закреплять знания о геометрических фигурах.

Коррекционные задачи:

1.Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, на карте-схеме.

2.Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел.

3.Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его изображение на листе (схеме, рисунке).

4.Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному, контурному и зашумленному изображению.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать аккуратность в выполнении практических работ.

2.Воспитывать товарищеские отношения, умение работать в подгруппе.

Оборудование:

    Карточки с изображением набора геометрических фигур

    Карточки с изображением половины домика.

    Плоскостное изображение пенька, березки, елочки, грибка.

    Карты-схемы пути.

    Герои сказки «Колобок»: колобок, зайчик, волк, медведь, лиса.

Ход занятия

I. Организация детей на работу.

– Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II . Подготовка к восприятию нового материала .

–А начнем наше занятие с упражнения для тренировки зрительной памяти.

– Посмотрите внимательно и запомните, какие фигуры и как расположены на карточке.

– Выберите такую же карточку из нескольких.

– Проверим, правильно ли вы выбрали карточку.

– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

III. Знакомство с новым материалом .

– Сегодня мы будем находить геометрические фигуры и предметы, имеющие определенные геометрические формы.

– Любите ли вы сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– На нашем занятии мы встретимся с героями сказки и должны их узнать.

– Итак, мы отправляемся в сказку.

– Начинается наше путешествие с домика (рис.2)


Рисунок 2

– Вот наш домик. Но у него нет одной половинки. Дорисуйте сами вторую половину.

– Скажите, из каких частей состоит домик (крыша, сруб)?

– Какую форму имеет крыша?

– Какую форму имеет сруб?

– В каких сказках встречается домик?

– Чтобы узнать, из какой сказки наш домик, надо войти в него.

– Посмотрите, дом закрыт на замок!

Чтобы открыть дверь, нам нужно решить логические задачки (на индивидуальных карточках, у педагога укрупненно):

1. Что нужно сделать, чтобы получить прямоугольник и три треугольника?

2. Сколько прямоугольников на рисунке?

3.Проведите два отрезка так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников


4.Проведите одну линию так, чтобы получилось девять треугольников

– Мы открыли дверь и можем войти в дом.

– Посмотрите, нас встречает герой сказки.

– Какую фигуру он напоминает?

– Какая объемная фигура на плоскости имеет форму круга?

– Какой сказочный герой имеет форму шара?

– Посмотрите, вот наш колобок.

– Что произошло с Колобком в сказке?

Физминутка:

1. Взгляд направить влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержки в отведенном положении 1-10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное. 1-10 раз.

3. Круговые движения глаз от 1 до 10 кругов влево и вправо, вначале быстрее, затем медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния - смотреть на кончик носа, затем вдаль несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаза, а затем вдаль несколько раз

6. Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску, или глаза закрыть и переводить подушечками пальцев от висков к переносице.

7. Потереть ладони друг об друга без усилий, прикрыть глаза на 1 минуту, представить погружение в темноту, открыть глаза.

IV. Закрепление изученного.

– Возьмите карту-схему движения Колобка.

– Колобок вышел из дома и остановился у елочки.

– Какую форму имеет елочка?

– Какого цвета?

– Найдите этот ориентир на карте.

– Выберите направление от домика к ёлочке: вправо, влево, вверх, вниз?

– Проведите путь синим карандашом.

– Возле елочки Колобок с кем-то встретился.

– Узнайте по силуэту, кто это.

– Как вы догадались, что это зайчик?

– Вот наш зайчик!

– Какую форму имеет березка?

– Какого цвета?

– Куда нужно идти? (вправо, влево, вверх или вниз)

– Проведите путь зеленым фломастером.

– А возле березки Колобка кто-то поджидает.

– Попробуйте узнать кто это по контуру.

– Обведите фломастером через кальку.

– Все смогли узнать?

– Вот он, волк.

– Колобок покатился по дорожке до грибка.

– Из каких фигур состоит грибок?

– Какого цвета шляпка? Ножка?

– Куда нам надо идти?

– Проведите красным фломастером.

– Возле грибочка кто-то ждет нашего героя.

– Узнайте на зашумленном рисунке, кто это.

– Вот какой у нас медведь.

– Какую форму имеет пенек?

– Какого цвета пенек?

– Куда нужно Колобку идти?

– Проведите дорожку до пенька черным фломастером.

– Ой, возле пенька его кто-то поджидает.

– Узнайте, кто это? Длямы соберем оригами. Возьмем лист бумаги – квадрат, согнём по диагонали. Что получится? Треугольник. Согнем еще раз, подогнем верхние уголки к левому углу. Согнем будущую ногу, одновременно сгибая вниз верхний уголок. Нарисуем мордочку.

– Как вы догадались, что это лиса?

– На нашем занятии Колобок и от лисы убежал домой.

– Куда надо идти?

– Проведите дорожку коричневым фломастером.

V. Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

– С какими героями мы встретились?

– Как называется сказка?

– Какие геометрические фигуры нам помогали в путешествии?

– Где мы встретили эти фигуры?

Давайте попробуем с помощью пальчиков изобразить геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат.

Если вам понравилось занятие, покажите пальчиками прямоугольник; если у вас остались вопросы и что-то неясно – покажите треугольник; если вы ничего не поняли, покажите круг.

Организация: ГБДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 Золотой ключик

Населенный пункт: г. Стаханов, Луганская Народная Республика

Цель : расширять представления детей об окружающем мире с помощью всех органов чувств.Учить ориентироваться в реальной действительности используя сохранные анализаторы: слух, осязание, вкус. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция)и геометрических тел (шар, куб, цилиндр, призма). Упражнять в счете в пределах 10, закреплять основные цвета. Способствовать пониманию детьми словесных указаний. Упражнять в чтении простых схем, развивать прослеживающую функцию глаз. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: ТСО (записи пения птиц, звуков леса, дерево, пеньки, 4 емкости с водой, емкость с сыпучим материалом, палочки для выкладывания геометрических фигур, круги разного цвета, веревки для бус, объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма), лабиринт.

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы с вами побываем на прогулке в волшебном лесу. Чтобы туда попасть, нужно погладить щечку своего соседа теплым нежным ветерком. Вдохнуть, сложить губки «трубочкой» , плавно выдохнуть воздух, улыбнуться. Здорово!

Звучит запись с пением птиц.

От вашего теплого и нежного ветерка выглянуло солнышко, запели птички и мы очутились в лесу. Не заблудиться нам помогут глаза, уши и руки. Приготовим ручки. Сейчас мы руками и пальчиками покажем то, что может встретиться в лесу.

Пальчиковая гимнастика «На прогулку по грибы»

Текст Движения

«Елка»

  • нею дети все знакомы. Ладони установите под

Кто у нас бывает дома? углом друг к другу,

И на Новый год в иголках пальцы переплетите и

К нам придет, конечно, выпрямите.

елка.

«Боровик» Одна рука сжимает пальцы в

Самый лучший гриб найдем кулачок, ставится на стол

  • в лукошке унесем. Вертикально. Вторая рука

Хоть в лукошке не привык слегка согнутой ладонью-

  • боровик. «шляпкой» накрывает

«ножку» сверху.

«Корзина»

Если вам нужна малина, Переплетите пальцы рук,

И грибочки поскорей вверх и соедините, как

  • рядом с ней. «ручку».

Обратите внимание – дерево. Не простое, волшебное, потому что каждый листок – загадка. Отгадку вы должны выложить палочками на пеньке.

Дидактическая игра «Выложи геометрическую фигуру».

Педагог отрывает первый листок.

Итак, первая загадка! Геометрическая фигура, имеет 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Кто догадался, выкладывает эту фигуру. (Проводится индивидуальная работа). Как называется фигура? Правильно, квадрат.

Педагог срывает 2 листок с загадкой про треугольник, третий листок с загадкой про прямоугольник, 4 листок с загадкой про ромб.

Следующий листок и новая загадка: геометрическая фигура, не имеет углов, круглая, как мяч. Что это? Правильно, круг.

У вас в корзиночках много кругов и они все разного цвета. Давайте сделаем из них красивые разноцветные бусы. Взяли ниточку, положили на пенек и нанизываем на нее красный круг, синий круг, зеленый круг, желтый круг, белый круг, черный круг, фиолетовый круг.

Вот получились бусы. Сколько всего бусинок на них? (ответы детей).

Правильно, молодцы! Геометрические фигуры вы знаете. Но, чтобы идти дальше, мы должны отдохнуть. А вот и волшебная палочка, с ее помощью будут отдыхать ваши глазки.(педагог снимает палочку с дерева).

Проводится зрительная гимнастика: закрыли глазки, открыли – 2 раза, посмотрели глазки вверх, вниз, вправо, влево – дети следят за палочкой. Поморгали, хорошо.

Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на лабиринт).

Сейчас мы глазами пройдем по волшебным тропинкам и скажем, с какой цифрой дружит геометрическая фигура. Итак, треугольник с какой цифрой дружит? А овал, прямоугольник, круг, ромб, трапеция?

(Дети отгадывают лабиринт, слежу за ответами).

Молодцы, с заданием справились.

Ребята, на поляне 4 родника. Вода в них разного вкуса. Нам нужно определить какого вкуса вода в каждом роднике. Попробуйте, подумайте, что бывает такого вкуса и скажите это ребятам. А ребята сами отгадают какого вкуса в роднике вода.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Итак, начинаем пробовать воду из первого родника.

1 родник – вода сладкая

2 родник – вода кислая

3 родник – вода соленая

4 родник – вода горькая (пробует педагог).

Молодцы, ребята, с заданием справились!

Ребята, посмотрите-кормушка. В ней зерно для птичек, которые прилетаю подкормиться. (опускаю руку в зерно).

Но здесь, в зерне, спрятались посторонние предметы. Они оставили свои следы. Давайте их вернем на свои места.

Дидактическая игра «Найди след»

Нужно подойти к кормушке, наощупь найти одну геометрическую фигуру, назвать ее и поставить на след, который она оставила.

Дети находят геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма.

Как можно назвать эти фигуры одним словом? Правильно, объемные геометрические фигуры.

С этим заданием вы тоже справились. Вы позаботились о птичках, их корм чист.

Давайте же будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери и птицы,

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Психогимнастика «Спаси птенца»

Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперед, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизите из к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Ребята, вот и подошла к концу наша лесная прогулка. С заданиями вы справились, были внимательны, старались. Молодцы! Сейчас тот, кого я поглажу по голове окажется в детском саду.

Литература

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И.Плаксиной. М: Издательство «Экзамен», 2003 г.

2.Гимнастика для пальчиков. Елена Косинова. Издательство «Олма-пресс» Москва, 2002 г.

3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Автор-составитель Е.А.Чевычелова Издательство «Учитель» Волгоград, 2013 г.

4. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Е.Н.Подколзина. Москва. Линка-пресс, 2009 г.

5.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.

6.Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина.Москва «Владос» , 2008 г.

7. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина, Москва, 1985 г.

8. Типовая образовательная программа дошкольного образования ЛНР. Луганск, 2017 г.