Красный и синий круг. Правила работы с цветовым кругом

Цветовой круг - способ представления непрерывности цветовых переходов, а также модели HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness - оттенок, насыщенность, яркость). Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.

Это своеобразное мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, создавать нужный оттенок в любой цветовой модели. ()

"Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - цветовой круг , составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, также не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча.

По окружности цветового круга расположены непрерывно изменяющиеся но цветовому тону насыщенные цвета - спектральные и пурпурные. Против пурпурно-красного расположен зеленый цвет, против красного - сине-зеленый, против оранжевого - синий и против желтого - фиолетовый. На каждом радиусе расположены цвета одного цветового тона, непрерывно изменяющиеся по насыщенности от спектрального или пурпурного до белого, расположенного в центре круга. Изменение цвета по светлоте в цветовом круге не учитывается.

На цветовом круге легко наглядно показать три закона оптического смешения цветов. Согласно идее Ньютона, цвет смеси находится (по принципу центра тяжести) на прямой, соединяющей смешиваемые цвета, ближе к тому цвету, которого в смеси "больше".

Позднее (конец XVIII в.) Гете построил свой цветовой круг . Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете - не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета. ()

"Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд . В своей книге об основах цвета он писал: "Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:
Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности".

Когда Оствальд утверждает, что "... цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными", то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: "Гармония = Порядок", предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работаете цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет . Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый: красный: синий =3:6:8."

Несмотря на то, что Иттен раскритиковал цветовой круг Оствальда, он широко применяется в наши дни.

В конце XIX в. В. Оствальд создал свой цветовой круг, который содержит двадцать четыре цвета. В цветовом круге представлены только хроматические цвета, здесь нет белых, серых и черных цветов.

Цвета, расположенные на круге напротив друг друга (на концах одного диаметра), называют дополнительными (комплиментарными). При смешении в определенной пропорции пара дополнительных цветов дает ахроматический цвет (черный для красок или белый для световых лучей).

Любые 3-4 цвета, расположенные на круге последовательно, называют близкими (смежными).

Если представить в цветовом круге равнобедренный треугольник, то цвета, которые окажутся на его вершинах, образуют триады. Триады - три цвета, равноотстоящие друг от друга на цветовом круге. ()

Большой цветовой круг Оствальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.
Цветовой круг Оствальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.

Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне. ()

В свою очередь Иттен предложил свой 12-ти частный цветовой круг :

Вот как он сам поясняет принципы, на которых он создал свой круг:
"Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - жёлтый, красный и синий . Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов , и получаем, так разом, цвета второго порядка :

жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.

Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это нелёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка , каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка , и получаем:

жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.

Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.

В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными .

Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?

Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.

Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды." (

С детства мы усваиваем правила сочетания цветов, вроде "черный подходит ко всему", или "розовое с зеленым - ужасно" (это еще Чехов разъяснил, хотя, если судить по модным показам, нынешней весной это сочетание будет на пике актуальности). Так как эти вещи усваиваются в бессознательном возрасте, потом, уже будучи в сознательном, мы не размышляем, почему плохо зеленый с розовым, и правда ли черный подходит ко всему, зато активно пользуемся усвоенными сочетаниями и избегаем цветов, про которые ничего не знаем. И если даже купим такую вещь, то потом она пылится в шкафу.
Два года назад я в каком-то странном порыве купила изумрудно-зеленые джинсы, с чем их сочетать кроме черного и белого, я тогда решительно не знала. Теперь для этих джинсов у меня есть 1)прекрасный бордовый свитер, серый кардиган+белая рубашка, 3) сиреневая футболка принтом, 4) рыжие сапоги, правда, пока я все это нашла, джинсы уже износились))). Если бы, когда я покупала джинсы, у меня была книжка по сочетанию цветов (приобрела такую на одной полиграфической выставке, куда ходила вместе с мужем), то я бы вписала свои джинсы в гардероб гораздо раньше. Но в общем, для начала можно обойтись и без книжки, так как правила сочетания цветов хорошо понятны на примере цветового круга, который доступен в интернете.
Добавлю так же, что правила эти действуют всегда, как закон Всемирного тяготения. Это значит, что если какие-то цвета сочетаются в природе или на картине великого художника, то они будут сочетаться и в одежде, и в интерьере. Другое дело, что в разные времена становятся актуальными разные типы сочетаний: например, еще пару лет назад очень модно было сочетать оттенки одного цвета, то с прошлого года на первый план вышли тенденции контрасных сочетаний (красный с зеленым, оранжевый с синим и т.д.).
Основные правила работы с цветовым кругом довольно толково описаны у
marriba at Учимся подбирать цвета - часть1. Цитирую :

Сегодня я расскажу вам, как грамотно работать с цветом. Я использую это применительно к своим вальдорфским куклам. Даже если ваша деятельность не связана с работой с цветом, вы успешно можете использовать эту информацию для подбора гардероба:)

(Копировать просьба без изменений текста и со ссылкой на мой блог.)

Обещаю не углубляться в дебри колористики:) а дать вам простой и понятный способ гармонично сочетать цвета. Мы с вами будем пользоваться известной "теорией времен года" о цветовых типах внешности (согласно теории, таких типов 4: зима, весна, лето, осень), а так же цветовым кругом.

Цветовой круг.

Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания. Просто заглядывайте в эти схемы, как в шпаргалку:)

(Помимо самих сочетаний, обратите внимание на указание о контрастности - это нам понадобится позже).

2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.

красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый

3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.

изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый

Пример: голубой+желтый+розовый

3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один - контрастный.

Пример: зеленый+желтый+розовый.

Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.

Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.

3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.

Пример: сиреневый+оттенки розового.

4 цвета: по два взаимно усиливающих.

Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.

Сложно подобрать пример:)
Это актуально скорее для комплекта одежды в целом.

Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности . В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов - от светлых пастельных до приглушенных, в середине - яркие и чистые цвета.

Существует множество секретов стилистически выдержанного гардероба, но, пожалуй, главным из них является умение комбинировать цвета между собой ! Цветовой круг в этом самый лучший помощник ! Что же собой представляет данный круг, и как им правильно пользоваться? Немного истории, откуда, так сказать, начался цветовой круг!

Суть цветового круга

Множество веков назад при формировании палитры оттенков своих картин художники-колористы руководствовались интуицией. Однако со временем был сформирован цветовой круг, и он стал базовым инструментом цветового конструирования. В него были заложены все накопленные на протяжении столетий знания о гармоничном сочетании цветов.

Цветовой круг был незаменим в живописи, для определения результата смешивания красителей.

Основу круга составляли три цвета - красный, синий и жёлтый. А результат их сочетания друг с другом давал возможность предугадать именно цветовой круг RYB . В настоящее время RYB остался больше в теории цвета, а на практике чаще всего используется модель RGB , основа которой - красный, зеленый и синий цвета. RGB отличается от RYB также другим вариантом расположения второстепенных цветов.

Наиболее часто находит применение цветовой круг, который состоит из восьми секторов . Это все цвета радуги и пурпурный. В основе его красный, желтый, зелёный и синий цвета - это первичные цвета. Остальные считаются дополнительными (вторичными или третичными). При смешивании двух первичных цветов получается вторичный цвет, который располагается между ними.

Цветовой круг визуально делится на тёплую и холодную части.

К теплой относятся: красный, оранжевый, жёлтый и их модификации. К холодной: синий, голубой, зелёный и варианты, полученные в результате их смешивания. Но это условное деление, так как в стилистической колористике, применимой, например, к выбору оттенков одежды, у каждого цвета есть так холодный так и теплый оттенок, исключение - оранжевый (он всегда теплый!).

Ниже представлен классический круг Иттена , состоящий из двенадцати частот

Как Вы видите, в центре фигуры представлено три главных цвета - синий, красный и жёлтый , причем каждая пара формирует по одному дополнительному оттенку второго уровня (оранжевый, фиолетовый и зелёный) .

Помимо круга Иттена , достаточно известны цветовые круги Ньютона, Гёте и Освальда . Например, Ньютон разделил круг на 7 частей, аналогично нотному стану. Семь нот, семь цветов радуги.

Ньютон считал, что в природе объективно существует только один цвет, белый, который разделяется на 7 составных цветов.

А вот Гёте имел другое мнение. Так, согласно Гёте , каждый цвет реален и существует в природе. Есть цвета, которые нельзя получить путем смешивания (красный, синий, жёлтый). Все остальные цвета и их оттенки получаются путем смешивания. Так, принято считать, что 8-цветовой круг (замкнутая "радуга") - изобретение Гёте , хотя часто он встречается в различных источниках как "8-цветовой круг Ньютона" .

Интересен и круг Вильгельма Освальда, визуально не разделяющийся на чёткие сегменты, а представляющий из себя плавное "перетекание" одного цвета в другой, со всем спектром оттенков . Основа круга - 3 цвета: красный, синий и зелёный. При этом белый цвет как таковой отсутствует, а чёрный принимается за максимальную насыщенность цвета.

Хотите узнать, как на практике с помощью цветового круга составлять стильные и интересные цветовые сочетания для своего гардероба?

Узнайте подробнее:

Монохромная схема. Сочетание цветов в одежде
Аналогичная схема. Сочетание цветов в одежде
Комплементарная схема. Сочетание цветов в одежде
Триадная схема. Сочетание цветов в одежде
Квадратная схема. Сочетание цветов в одежде
Прямоугольная схема. Сочетание цветов в одежде

Урок 2
Полный цветовой круг

Цели и задачи : развивать графические умения и навыки; изучать свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.

Оборудование: акварель, гуашь (лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).

Зрительный ряд : методические таблицы «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные и сближенные цвета», «Подбор оттенков разных сочетаний цвета».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

1. Работа с методическими таблицами.

Учитель . Сколько цветов вы знаете? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас может получиться очень много, но не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Смешивая эти цвета, можно получить намного больше, чем 6.

А где мы их смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество оттенков и цветов, гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов и науку, которую изучают художники, – цветоведение .

Рассмотрите методические таблицы.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. «Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет», ахроматические – не цветные, это белый, черный, все серые. В этой группе «цвета» отличаются только по светлоте, тону, они не имеют цвета как такового.

Хроматические – все остальные цвета, цвета спектра. Они различаются по светлоте (оттенки, насыщенность) и цветовому тону. В свою очередь они делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов. А вот все остальные цвета можно получить смешением этих цветов. Поэтому и называются эти группы цветов основными и составными .

Попарное смешивание двух основных цветов дает нам составной.

Назовите, какой новый составной цвет получим от смешения пар:

красный + желтый = (оранжевый) ;

красный + синий = (фиолетовый) ;

желтый + синий = (зеленый) .

Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги.

Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

каждый

охотник

желает

знать,

где

сидит

фазан

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый

Но голубой цвет не является ни основным, ни составным, так как получается смешиванием не основных цветов, а основного какого? (синего) с ахроматическим – белым. В этом ряду цветов составные цвета чередуются с основными.

А какой составной цвет находится между двумя основными? (Тот, который они дают при смешивании.)

Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца. Получается простой цветовой круг.

В рисовании используются обе группы цветов.

Цвета ахроматические чаще всего используются в рисунке, графике.

Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Эти цвета напоминают солнце, огонь, жару. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета – цвета зимы, луны, сумерек, мороза.

Какие это цвета? (Синий, фиолетовый, их смеси.)

А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, – он теплый, если синего, – холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.

Красный и синий цвета – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают.

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, а также их смеси и оттенки.

Назовите пары контрастных цветов. (Красный – зеленый. Желтый – фиолетовый. Синий – оранжевый.)

2. Художественное слово о живописности осени.

Учитель . У каждого вида искусства есть свои выразительные средства, помогающие изобразить окружающий мир.

Отгадайте загадку о цветах.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно ль их нарисовать?

(Радуга.)

Слушая следующее стихотворение, запомните и назовите цвета, которые упоминаются в нем:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого?

Я на радуге живу

В домике лиловом .

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозерова

Названий каких цветов вы услышали больше – теплых или холодных? (Из 9 цветов – 5 теплых.) Перечислите те и другие. (Теплые – бежевые, алый, желтый, розовый, вишневый.)

III. Практическая работа под руководством учителя.

Учитель . Сегодня мы рисуем полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические, ахроматические.

Последовательность выполнения работы.

1. Возьмем циркуль и начертим на месте бумаги большой круг (во весь лист). Лист лежит вертикально. Делим его пополам. Отмечаем центр.

2. Делим его на 6 равных частей (геометрическим способом, с помощью транспортира).

3. Внутри и снаружи рисуем малый и большой круги.

4. Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и ровно закроем ими части круга (средние дольки) через одну в следующем порядке: красный, желтый, синий.

Закрашиваем средний ряд долей, не трогая соседние, внутренний и внешний круги.

5. Оставшиеся просветы закрашиваем составными цветами, смешивая 2 соседних основных цвета (не путать!). Работаем только с основными цветами и палитрой (а не готовой краской!).

6. Теперь к каждому цвету среднего круга поочередно добавляем поочередно добавляем по чуть-чуть черной краски (ахроматическая) и закрашиваем соответствующие им участки внешнего круга. Получится цвет более темный, глухой.

7. Затем к каждому цвету среднего круга поочередно добавим по чуть-чуть белой краски (также ахроматической) и также закроем соответствующие участки внутреннего круга.

У нас получился полный цветовой круг, в котором использованы хроматические (основные и составные) и ахроматические цвета.

Теперь нарисуем 3 пары квадратов – по 2 рядом. Раскрасьте квадраты контрастными цветами, взятыми из цветового круга.

Во время выполнения заданий учитель напоминает детям правила работы на уроке:

аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу, держать долго в воде (искривится и испортится волос);

смачивать (слегка) краски водой перед работой, аккуратно набирать краску на кисть, каждый раз промывая ее от предыдущей краски;

нельзя пачкать краски грязной (непромытой) кистью, для получения другого оттенка или цвета используем палитру;

карандаши должны быть хорошо заточены (показать) , линия должна быть легкой и без сильного нажима;

не берем краску слишком густо или слишком бледно! Краска должна ложиться ровно, мазками слева направо, горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8, с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она вся высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз;

лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно ее отжав;

работа считается законченной, если завершена в цвете, оценена учителем;

можно говорить шепотом с соседом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, но нельзя шуметь, спрашивать и отвечать сразу всем, очень громко смеяться, то есть нарушать рабочую обстановку на уроке.

IV. Итог урока.

На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.

Что вам понравилось на уроке?

Что интереснее: пользоваться готовыми «составными» цветами из набора или найти желаемый цвет самому?