Проект моя семья для детей средней группы. Проект в средней группе «Моя семья

Проект в средней группе

Моя семья

Вид проекта: краткосрочный (3 недели).

Интеграция видов деятельности : информационно - творческий, игровой, познавательный

Участники : воспитатели, воспитанники группы, родители.

Цель проекта : формировать у детей понятие «семья».
Задачи : Формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи, воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи;
формирование первоначальных знаний о родственных отношениях в семье;
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Предполагаемый результат: Знание детьми информации о своей семье. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на
основе имеющихся знаний о семье.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Предварительная работа : Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.

Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.

Сотрудничество с семьёй: Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
Итоговое оформление альбома «Моя семья» ,

выставка работ «Семейные увлечения».

Форма работы

Беседы : «Моя семья»

«Как мы проводим выходные»

Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

НОД «Я и моя семья»

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;

Закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях;

Формировать умение отгадывать загадки на слух, выделяя значимые характеристики.

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Расширять представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники».

Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Сюжетно-ролевые игры :

«Семья», «Больница», «Магазин».

Дидактические игры :

«Сложи картинку»

«Закончи предложение»

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Развивать умения творчески использовать в играх представление об окружающей жизни; формировать положительные взаимоотношения между детьми, учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.

Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь, учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять цвет предметов и его частей, их пространственное расположение.

Конструирование «Домик».

Развивать интерес к творчеству, воспитывать интерес к рукотворному миру

Чтение художественной литературы :

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди» «Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.

Рисование «Моя семья», «Мой дом».

Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; учить рисовать характерные черты внешности, рисовать свой дом.


Актуальность. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка. В современном мире институт семьи постепенно утрачивает свои позиции. Понятие семьи, ее важность к сожалению уже не так значимы. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.








Этапы работы над проектом. 1.Подготовительный. - опрос детей: «Что я знаю о семье?» - определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - обсуждение с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.




Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; - Разучивание песен, стихов, на семейную тематику; - Рассматривание фотографий членов семьи; - Рисование «Моя семья» - Оформление альбома «Моя семья» - Фотовыставка «Детский сад второй наш дом» - Выставка «Моя мама рукодельница» - Сюжетно-ролевые игры «семья», «Дочки- матери» - Строительная игра «Дом для моей семьи»


С родителями: - консультация «Духовно-нравственное воспитание» - беседа «Семейные традиции». Содержание деятельности родителей: - оформление фотогазет, Слайд-шоу, видео- презентаций на тему «Наша дружная семья» - участие в утренниках; -участие в оформлении -выставок в группе.
11 Вывод. Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий которые были проведены в ходе проекта мы получим положительный результат. У детей повысится знания в области духовно-нравственного воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители станут активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.



Хамленко Е. Н.

Библиографическое описание статьи:

Хамленко Е. Н. Творческий, информационно-исследовательский проект «Моя семья» в средней группе // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 43. – ART 133918. – URL: http://www.kids.covenok.ru/133918.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.


Аннотация:
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Ход образовательной деятельности

  1. Вступительная часть

Игровой момент «Назови свою фамилию и имя»

Воспитатель: здравствуйте, ребята!

Ну - ка дружно, встаньте в круг,
Я - твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите.
Дети называют свое имя и фамилию, получая от педагога мяч.

  1. Основная часть

Воспитатель: Встаньте по свободнее. У меня есть для вас сюрприз. Чудесная коробка, а что в ней находится, вам нужно отгадать. Я дам вам подсказку - песенку. Слушайте внимательно.

Звучит «Песенка Мамонтенка».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, про кого эта песенка? (Правильно про Мамонтенка) . Из коробки появляется Мамонтенок.

Воспитатель: Здравствуй Мамонтенок. Как хорошо, что ты пришел к нам в гости.

Дети: Здравствуй Мамонтенок.

Воспитатель: Ребята, Мамонтенок хочет, чтобы вы отгадали его загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...

Дети: Семья!

Воспитатель: Правильно. Вы угадали это семья.

Ребята, как вы думаете, что такое семья?

(Ответы детей: это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).

Воспитатель : семья - это место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Где живут дружно и счастливо. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. А вот вы знаете пословицы о семье?

Сердце матери лучше солнца греет.

Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика:
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук - тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)

Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша
Воспитатель: Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей. У меня есть папа, мама, дедушка, бабушка, братик, А у них есть я. Это вся моя семья. Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в цирк, в гости, ездим на дачу.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться. Проходите все за мной, вставайте по свободнее, повторяйте движения.

Воспитатель: Солнце, солнце улыбнись

На физ.минутку становись!

Физкультминутка . Кто живёт у нас в квартире? (2 -3 раза).

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Молодцы! Отлично выполняли движения.

Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь - доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед - дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Воспитатель: Вы ребята, молодцы. Все справились с заданием.

Загадка о маме
Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.
Все дела свои отложит,
Нам с занятиями поможет.
Мы не скроем, скажем прямо:
Лучшая на свете …
Дети: мама.
Воспитатель: Правильно, мама!

Воспитатель: Ребята, вот, посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Давайте наполним сундучок ласковыми словами для мамы. Я открою сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнем. Мама какая?
Воспитатель: Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: красивая.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети: Веселая
Воспитатель: Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети: Заботливая.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись.

Воспитатель: сейчас, отгадайте загадку
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить,
Для тебя всегда герой,
Самый лучший..
Дети: Папа мой.
Воспитатель: Молодцы! Конечно это папа.

А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.

Давайте, теперь сундучок наш закроем, он нам еще пригодится.

Игра «Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело : мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Воспитатель:

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Ответы детей: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)

Выставка рисунков «Моя семья»

Воспитатель: Дети, а расскажите о своей семье?

Как зовут ваших родителей? Где они работают?

Что вы любите делать вместе с родителями?

Дети рассматривают семейные рисунки и каждый рассказывают о своей семье.

Воспитатель: Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.

Воспитатель: А сейчас для нас расскажет свое стихотворение Катя С.

Ребенок: Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка и кошку Мусю

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель:

А теперь давайте, откроем наш волшебный сундучок. Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко.
Воспитатель открывает сундучок и показывает сердечки из цветного картона.
- Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!

Рефлексия.

Ребята, я хочу чтобы вы в своей семье были счастливы, никогда не грустили и всегда улыбались.

Рефлексия.

Воспитатель : ребята скажите, что вам понравилось больше всего на нашем занятии?

Что вы нового и интересного узнали?

Я хочу, что бы вы жили дружно и счастливо.

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи:

  1. Совершенствовать качество работы детского сада по взаимодействию с родителями.
  2. Формировать у детей представление о семье, нравственное отношение к семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  3. Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной деятельности.
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников: дети 4-6 лет.

Тип проекта: долгосрочный

Продолжительность: 2016 - 2017

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы 4-6 лет, родители.

Формы реализации проекта:

  1. Анкетирование детей.
  2. Консультация
  3. Создание альбома «Тайна имени» .
  4. Выставка детских рисунков «Моя семья» .
  5. Выставка поделок «От скуки на все руки»
  6. Составление древа семьи
  7. Сюжетно - ролевая игра «Семья» , «Больница» , «Магазин» .
  8. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Анкетирование детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?» .
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи» .
  • Создание альбома «Тайна имени» .
  • Выставка детских рисунков «Моя семья» .
  • Совместное изготовление детей и родителей атрибутов к сюжетно - ролевым играм «Семья» , «Больница» , «Магазин» .
  • Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по проблеме.

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Обсуждение результатов по реализации проекта на родительском собрании.
  • Презентация проекта «Моя семья» .

Место проведения: МАДОУ № 3 г. Стерлитамака Республики Башкортостан.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программ дошкольного воспитания включен цикл занятий «Моя семья» . Вместе с тем следует отметить, что объём знаний детей по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое, забываются семейные праздники и традиции.

С целью изучения семьи и привития чувства привязанности к семье и дому, установления контакта с её членами и воспитания любви и уважения к ним, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея реализации проекта «Моя семья» .

«Без прошлого нет будущего»

Основание проекта

Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Для детей важно знать, как зовут родителей, как нужен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

В семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами» . Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.

В настоящее время все больше появляется конкуренция между ДОО, у родителей все чаще возникает вопрос: в какой детский сад отдать ребенка? Повысились требования, которые предъявляют Законы РФ, в частности ФГОС ДО, родители, школа - к ДОО. В результате детские сады вынуждены искать пути информирования родителей о том, какую помощь в воспитании и образовании ребенка они могут предоставить. Нам приходится учиться заинтересовывать родителей своих воспитанников, изучать их требования и запросы. Кроме того, даже при условии, что родители стремятся правильно воспитать своего ребенка, они очень часто просто не знают, как это сделать. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «Моя семья» для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В начале 2016-2017 учебного года, наблюдя за детьми в ходе совместной и непосредственно образовательной деятельности, мы обратили внимание на то, что у детей очень скудные знания о своей семье, о самых близких людях. Из бесед с детьми и проведенного анкетирования поняли, что родители вследствие своей занятости уделяют недостаточное количество времени для общения со своими детьми. Мы решили попытаться изменить эту ситуацию и расширить знания детей о ближнем окружении, научить разбираться в родственных связях, воспитать в детях любовь и уважение к членам семьи, показать ценности семьи для каждого человека. На родительском собрании сообщили о теме проекта, познакомили с планом его реализации.

Особое внимание стали уделять сюжетно-ролевым играм, таким как «Семья» , «Больница» , «Магазин» , «Парикмахерская» использовать различные сюжеты для данных игр, пополнять и обновлять игровой материал. Большую помощь оказали родители, откликнувшись на просьбу изготовить некоторые игрушки своими руками

С целью укрепления детско-родительских отношений были оформлены папки-передвижки с консультациями для родителей на следующие темы: «Влияние родительских установок» , «Как повести выходной день с детьми» , «Отец как воспитатель» , «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» , «Семья и семейные ценности» , «Советы родителям» .

Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас ребенка. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде.

Достигнутые результаты позволят сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были и будут проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная продуктивная и познавательная деятельность детей и родителей, мы получим положительный результат. У детей повысятся знания в вопросах, касающихся своей семьи, родители станут активней участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Мавлютова Айсылу Юрисовна воспитатель

Павлова Ирина Ивановна воспитатель

МАДОУ. детский сад №3 г. Стерлитамак Республика Башкортостан