Проблему становления личности человека в подростковом возрасте. Проблемы развития личности подростка

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие в конечном счете к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых.

кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п.

Чувство взрослости – это новообразование является, по-Петровскому, центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Продолжая это, важно отметить, что социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Вследствие новой социальной позиции подростка (как взрослого) определяется его переориентация с одних норм и ценностей (детских) на другие – взрослые.

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания. Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний.

Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу. .

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию.


Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии.

Подросткам свойственна повышенная познавательная и творческая активность. Это стимулирует их для активного поиска знаний, умений и навыков по интересующему вопросу не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью самообразования, в кругу друзей где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:

1. В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

2. Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать умения, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

У девочек выработка волевых качеств идет по другому пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, занятия искусством, домоводством, женские виды спорта. Девочки-подростки особенно много внимания уделяют школьным предметам, которые даются им трудно.

Таким образом, помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого.

В подростковом возрасте происходят существенные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и мотивов, ставших ценными для личности. По мнению Л.И.Божович, в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста.

Л.С. Выготский считал проблему интересов ключевой для подросткового периода. Он выделил две фазы подросткового возраста, связывая их с изменениями в сфере интересов:

В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

Позитивная фаза характеризуется зарождением новых более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращению! подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, вершиной любознательности является возраст 11-12 лет. Однако, проявления любознательности поверхностны. Причиной отсутствия интересов является отсутствие ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерная активность взрослых в развитии этого процесса.

Доминирующими потребностями подросткового возраста, по мнению Д.Бы.Эльконина являются: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно усваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. Он стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в свое будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие ему особенности с проявлением сверстников и взрослых.

Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. Сенситивный подросток к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания. Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. "Каким я могу предстать перед другими?" актуален вопрос для него. В связи с этим его волнует тело, лицо, имя.

Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку необходимо в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это сложный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких подросток проходит сам.

В различных культурах подростки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные с телесным развитием. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционных отношений к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как "хорошие" в той мере, в какой это разрешается культурой. Телесное сознание отражает конфликт исторического, культурного отношения к телу. В сознании подростка могут быть "сферы, которые беспокоят", заставляющие его испытывать смущение одновременно с потаенным интересом к ним. Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формирует сложную гамму переживаний подростков. В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, - ощущение того, что он имеет жизненную силу, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно произойти.

Ощущение энергетики своего тела придает подростку особое ощущение жизни, которое запоминается человеком на все последующие годы. В этот период они становятся особенно острыми. Посторонние прикосновения вызывают физическое напряжение, иногда отвращение и резкое отторжение. В то же время прикосновения привлекательных для подростка существ становятся особенно ценными и желанными.

Особое значение для подростка обретает его лицо. Подростки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. "Кто Я?" "Какой Я?" "Насколько я привлекателен?" - вопросы, которые постоянно возникают. Подросток внимательно рассматривает свое лицо, что изменилось: волосы, брови, лоб, нос, глаза, губы, подбородок. Все подлежит ревизии, которую сопровождает тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность.

Идентификация со своей новой внешностью - сложный для подростка процесс. "Принять себя таким, как я есть...", несмотря на эталонных красавиц и красавцев, несмотря на сверстников, преобладают за определенными значимыми признаками.

Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица. Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, которое сопутствует возраст.

Для подростков особое значение приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль. Одежда, прическа и лицо - вот предметы первошочергової заботы подростка. Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. Именно подросток начинает отстаивать свое право на признание, утверждая себя через свое собственное имя. Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Соответствующее обращение по имени является показателем социального признания, которое проще регулировать, чем другое право. Права на признание у подростков направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании "самости" (уникальности) при психологической зависимости от сверстников, поэтому подросток эффективно соединяет егопозицію "Не путайте меня с другими" и конформну позицию "Мы - группа сверстников" - ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.

Особой формой подросткового самосознания является чувство взрослости, которое определяется как новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. Это стержневая особенность личности, которая выражает новую жизненную позицию подростка в отношении себя, людей, мира.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

Подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, то есть поверхностное представление о взрослость с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящего мужчины", воспитывать у себя силу воли, выдержки, смелости;

Социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку);

Интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости проявляется по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побудить подростка до выяснения его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Кроме этого, выделяют особую форму подросткового эгоцентризма: подростку сложно дифференцировать предмет своего мышления и мышления других людей, в результате интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мышления, чувства. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или мнимые телесные недостатки.

Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают зрители. Второй компонент эгоцентризма - личный миф - это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся собственным эмоциональным опытом.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Для девочек характерны такие черты, как эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, авторитетов семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к собственной внешности, сочетание кокетства с застенчивостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам.

Ребята интересуются преимущественно проблемами, связанными с абстрактными явлениями, мировоззрением, точными науками, менее конформные, раскованные в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется негативное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии. Рефлексия - мисленнєвий процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и тому подобное.

Д.И. Фельдштейн выявил динамику развития рефлекс" В 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится анализ черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Центральным новообразованием подросткового возраста является новый уровень самосознания - Я-концепция - система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность.

В 10-11 лет почти треть подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют одну черту, которая им нравится, то есть самооценка имеет негативный эмоциональный фон. В 12-13 лет наряду с общим восприятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В 14-15 лет возникает "оперативная самооценка", которая определяет самоставлення подростка в данный момент, что основывается на сопоставлении своих особенностей с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

Негативное отношение к собственной личности в значительной мере связано с тем, что подросток смотрит на себя якобы извне, інтеріоризуючи представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены абстрактно, а отрицательные - конкретны и разнообразны.

Самооценка подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, с другой - наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная отдельная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер.

В конце подросткового возраста происходит изменение самооценки: постепенно самооценка, заимствованная у взрослых, меняется самооценкой, которая возникает как стремление к самовыражения, самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

Моральное развитие характеризуется наличием противоречия между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенным максимализмом требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Же. Пиаже обнаружил, что в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В подростковом возрасте возникают И оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии ведет к стабилизации качеств личности, формирование нравственной позиции.

Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения.

Специфика социальной ситуации развития подростка является расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой - между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Такое расхождение требует достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки еще не достигают.

У подростков возникает острая борьба мотивов (делать ли то, что нужно, или то, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение является очень сложным, оно требует такой перестройки мотивационной сферы, в результате которой значимый мотив приобретает большую силу и побеждает все другие мотивы, которые влияют на человека.

У подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Кроме того, подростки еще плохо умеют учитывать последствия совершенных поступков. Не только у младших, но даже у старших подростков круг предполагаемых ими последствий очень ограничен.

Различные трудности преследуют подростка также и при создании и исполнении намерения. Успешной регуляции своего поведения здесь мешает целый ряд особенностей их личности. Позже, когда ситуативная эмоция ослабевает, ослабевает и намерение подростка выполнить принятое решение.

Все эти трудности объясняются тем, что подростки проявляют "слабость воли", казалось бы, большую, чем младшие школьники. Последние достигают произвольности поведения либо в результате аффективного стремления сохранить свою позицию школьника, либо под влиянием также очень аффективного стремления заслужить одобрение взрослых.

Подростки, испытывая трудности в произвольности организации своего поведения, ставят перед собой в качестве специальной задачи воспитания воли и выработки у себя волевых качеств личности. Однако, они своеобразно понимают эту задачу: они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, порождаемых какими-то исключительными обстоятельствами. Иначе говоря, они не видят и не замечают проявления воли в своей повседневной жизни и деятельности. Поэтому, стремясь воспитать в себе "настоящую волю", подростки берут за образец героические поступки, но крайне редко ориентируются на образцы, воплощением которых являются окружающие их люди. Этим самым объясняется и то, что воспитание воли в себе они понимают как упражнения в определенных изолированных поступках, совершаемых в экстремальных условиях.

Особенности развития воли состоит в ее неорганизованности, действия по сильнейшим мотивом. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает обеспокоенность. По словам Л.С. Вы-готского, не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизует поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимы для подростка.

Эмоциональная сфера характеризуется большей яркостью, силой, устойчивостью. Подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии. Эмоции имеют тенденцию к "самопідкріплення" (неосознаваемое желание сохранить ту или иную эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует об ригидность эмоций подростка, их инертность. В этот период повышенная потребность в эмоциональной насыщенности, в стремлении к ощущениям (отсюда любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Проявление эмоций бурный и непосредственный, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоционального напряжения. В этот период наблюдаются довольно частые и длительные аффективные реакции. Особенностью аффекта является полное поглощение им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков В кризисный период часто встречается "аффект неадекватности"" - эмоциональная реакция большей силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Важным моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многочисленные качества личности, индивидуальные особенности оказываются нерозвинутими или развитыми недостаточно, которые в дальнейшем почти не поддаются коррекции.

Таким образом, новообразованиями личности подростка являются: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Ч. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.

2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток / Г. Байярд, Д. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. -399 с.

4. Божович Л. Ы. Избранные психологические труды / под ред. Д. Ы. Фельдштейна. - М., 1995. - 210 с.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.

6. Возрастная и педагогическая психология / О. В. Скрипченко, Л. В. К-линська, 3. В. Огороднийчук и др. - 2-е изд., допол. - К.: Каравелла, 2009. - 400 с.

7. Возрастная психология / под ред. Г. С. Костюка. - К.: Советов. шк., 1976. -269 с.

8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Га-мезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.

9. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. -М" 1972.-423 с.

10. Заброцкий М. М. Возрастная психология / Н. М. Заброцкий. -К.:МАУП, 1998.-89 с.

11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в двух томах. В 2-х т. - М., 1986.

12. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие) / Н. Кле - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.

13. Кон Ы. С. Психология ранней юности / Ы. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

14. Кулагина Ы. Ю. Возрастная психология / Ы. Ю. Кулагина. -М. :УРАО, 1999.-1 миллион 76 сек.

15. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.

16. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.

17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.

18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. мэд. учеб. заведенный / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.

19. Полищук В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. М. Полищук. - Сумы, 2007. - 330 с.

20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - М., 1994.

21. Савчин М. В. Возрастная психология / Н. В. Савчин, Л. П. Василенко. - К: Академвидав, 2006. - 360 с.

22. Феноменология нравственного развития личности: детерминация, механизмы, генезис: монография / под ред. Г. В. Павел-кива, Н. В. Корчакової. - Ровно: Вол. обереги, 2009. - 368 с.

23. Хрестоматия по детской психологии / под ред. Г. В. Бурменс-кой.-М., 1996.

24. Эльконин Д. Бы. Избранные психологические труды / Д. Бы. Эльконин.-М., 1995.-219 с.

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы .

Несмотря на разнообразие теоретических подходов к трактовке процесса психического развития ребенка, все они так или иначе рассматривают влияние двух основных факторов развития - наследственности и среды, а также степень их взаимодействия, выражающуюся в активности самого субъекта. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. В свою очередь, среда(социализация), т.е. окружающие человека социальные, материальные и духовные условия его существования, определяет, какие именно предпосылки и в какой мере будут развиваться. Третьим фактором развития ребенка в семье служит активность самого ребенка, влияющая на формирование родительского поведения по отношению к нему. Ребенок является активной стороной взаимодействия в семье. Процесс развития осуществляется как совершенствование человека - биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала. Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами .

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать .После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся:

Сенсорные способности плода;

Эмоциональная связь[Андре Бертин, Воспитание в утробе матери].

Фактор среды также играет особую роль в формирование личности подростка. Социолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.

Немецкий психолог Штерн считал, что личность -- это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной. Он исходил из того, что психическое развитие -- это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.

Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, с возрастом усиливается.

Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые веще, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчинятся коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для подростка решающее значение

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские и дружеские. В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Таким образом, личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Выводы по I главе

В первой главе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния дисфункциональных семей на развитие личности подростка.

Дети, выросшие в неблагополучный семьях, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль -- положительная или отрицательная -- она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Таким образом, исследование дисфункциональных стилей воспитания показало огромное влияние на искажение личности подростка. Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном процессе. Поэтому несомненно существует много путей оптимизации личности подростка, например, беседа, всевозможные тренинги, направленные на развитие личности подростков.

Выделяют следующие виды направленности личности

подростка:

Гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

Эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

Депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

Суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются

в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным ≪Я≫) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает

идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.

Развитие самосознания подростка приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла ≪ самоопределением≫. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее ≪ключомко всей проблеме психологического развития подростка≫. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старыхинтересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: ≪Если вначале фаза развития интересовстоит под знаком романтических стремлений, то конецфазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большейчастью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком≫.


Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это ≪эгоцентрическая доминанта≫ (интерес подростка к собственной личности); ≪доминанта дали≫ (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); ≪доминанта усилия≫ (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

≪ доминанта романтики≫ (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более≪ взрослую≫ позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных

различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно

принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Нравственное развитие подростка

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л. И. Божович, ≪ выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др.≫. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая

различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие ≪ недостаточной обобщенности нравственного опыта≫ нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

В убеждении, по мнению Л. И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и ≪ позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию≫.

Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение и наказание, - доподростковый уровень;

2) уровень ≪ конвенциальной морали≫, когда ребенокследует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень ≪ автономной морали≫, т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подросткового возраста он присущ только 10 % детей. Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты,

отстаивая свою ≪ взрослую≫ позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, онотвергает свою принадлежность к детям, но у него ещенет ощущения подлинной, полноценной взрослости, затоесть огромная потребность в признании его взрослости

окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгунавой. Они многообразны.

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает

положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых.

Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности

самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения в психологических структурах личности, сложившихся в детском возрасте. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения и новообразования в подростковом возрасте требуют от педагога применения целого комплекса мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса.

Личность подростка в этом возрасте приобретает две особые формы самосознания, которые называют чувством взрослости и я-концепцией. Осознание собственной значимости личности, осознание собственного «я» психологически способствует укреплению социальных позиций подростка среди окружающих его людей и человеческого сообщества в целом. В этом возрасте подросток требует, чтобы с его мнением считались, чтобы окружающие видели в нем серьезную, сильную и ответственную личность. У подростка возникает способность анализировать и оценивать накопленный опыт своего поведения в сравнении с поведением окружающих его людей, которая способствует формированию представлений о том, что может произойти с ним в той или иной ситуации. Благодаря этому у него появляется уверенность в собственных силах и возникает внутренне спокойствие.

Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Взросление ребенка в психологическом плане определяет его готовность жить в обществе взрослых людей, общаться с ними на равных и соответственно самостоятельно и независимо ни от кого принимать решения и действовать по своему усмотрению. При этом никаких значительных видимых изменений не происходит, за исключением физической перестройки всего организма. Подросток может оставаться такого же роста и с таким же детским выражением лица, поэтому и резкого изменения отношения к нему со стороны взрослых людей не происходит. Это вызывает в его сознании противоречия, ведь он уже совсем другой человек, и относиться к нему должны по-другому. К сожалению, родители, а зачастую и педагоги не понимают этого и продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку. Подросток в начальном периоде своего взросления достаточно уязвим, его самосознание еще недостаточно окрепло для принятия ответственных решений, однако желание попробовать себя в новой роли очень велико. Он может пристраститься к таким атрибутам взрослой жизни как табак, алкоголь и секс. Понятия о взрослой жизни у подростков почему-то всегда связываются именно с такими вот атрибутами. Между тем эти атрибуты совсем не являются атрибутами взрослой жизни, и только те подростки, которые это вовремя поймут, по-настоящему повзрослели, по крайней мере, морально.

Подражание поведению взрослых может иметь для подростка воспитательное значение, поскольку он вживается в роль взрослого человека, это для него своеобразная ролевая игра. В этом возрасте у подростка могут возникать конфликты с родителями, не позволяющими ему вольностей и старающимися постоянно держать его поведение под контролем. Такой тотальный контроль может быть расценен подростком как диктат и вызвать в нем бунтарские чувства. Контроль родителей должен быть преподнесен как совет более опытных старших товарищей. Современных подростков обвиняют в инфантильности, отсутствии социальной ответственности. Однако виноваты в их инфантильности именно взрослые, которые оберегают их от ответственности, жизненных трудностей, от самостоятельного принятия решений. Подросток, помимо подражания взрослым, часто стремится ни в чем не отличаться от своих сверстников, сливается с толпой для обеспечения собственной эмоциональной безопасности. Такое явление психологи называют социальной мимикрией.

Развитие я-концепции, которое происходит в сознании подростка чаще всего к концу подросткового возраста, ставит его самосознание на новый уровень. Самосознание, понимание подростком своих внутренних качеств и ощущение себя как личности в окружении других людей является важным психологическим этапом формирования личности. Собственная самооценка часто может не совпадать с реальностью, однако очень важно, чтобы подросток сам увидел и понял это. Очень часто у подростков возникает мнительное чувство, что все вокруг поглощены наблюдением за его поведением. Это может вызвать определенную скованность и неуверенность, а как следствие приводит к замкнутости. Побороть это чувство можно при помощи демонстрации видеозаписи его поведения, чтобы он увидел себя со стороны и понял, что он делает не так.