Религиозное воспитание детей. О религиозном воспитании, или дети копируют родителей

это воспитательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Через воспитательное воздействие религия проникает в душевную жизнь человека и направляет его волю к совершению действий, требуемых религией. Религия способствует сдерживанию страстей, дает смысл жизни и делам, гармонизирует бытие, нравственно направляет. С помощью религии можно воспитывать цельный характер, в котором ум, просвещенный боговедением, соединяется с сердцем и волей к деятельности. Религиозная область богаче житейских примет и поверий, она умиротворяет человека, успокаивает душу, учит любить родителей и близких, прощать врагов, видеть мудрость и добро, жить в благости всемогущего Творца. Никакое воспитание нельзя лишать религиозности еще и потому, что религия есть основа культуры человека. Его нельзя противопоставлять светскому воспитанию, они непременно должны слиться в единую систему.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием. Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.). В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.

Родители часто искренне недоумевают: почему наши дети вырастают эгоистами? Почему они не слушаются? Откуда появляется агрессия, если мы пытались воспитывать их в любви и вере? А что было вчера, позавчера, три года назад? Ведь дети копируют родителей, их манеру поведения, привычки.

Проекция поведения родителей

Разве вам не приходилось наблюдать, казалось бы, очень странное явление. Мама — примерная христианка, в приходе ее все уважают, а сын — грубый, любит шумные компании и алкоголь. Либо дочь — упала в блуд, ожесточилась на мать.

Если же мама укажет им на порочную жизнь и позовет в храм, то на нее может вылиться поток агрессии. Почему так? Причины могут быть разными. Но ясно одно: в большей степени такое поведение детей — вина родителей.

Есть такой ролик: маленький ребенок идет следом за отцом и повторяет все, что он делает. Это маленькое существо, придя в мир, так мало знает о его устройстве. Поэтому дети копируют родителей, так как видят, в первую очередь, их.

Мама кричит — дочь повторяет следом за ней, папа курит — сын берет пример. Родители, когда курят, пьют, ругаются, бьют, мусорят или сквернословят, даже не думают о том, что за всем этим наблюдают дети. Родители ссорятся и думают, что дети этого не замечают. Папа весь день на работе пропадает, даже вечером не спросит, как у сына дела, а потом возмущается, почему тот не вырос «настоящим мужчиной».

Если родители пьют и курят, то с детства прививают этот порок своим чадам. Если отец и мать не доверяют друг другу и обманывают, дети будут считать это нормальным в отношениях. Если отец разрешает себе поднимать руку на жену и оскорблять ее, то такое поведение может неосознанно отложиться в восприятии сына (даже если он относится к этому негативно, но картинки из детства продолжают мелькать в голове).

Расплата за греховную молодость

Даже если родители со временем абсолютно переменились, стали примерными православными христианами, то в поведении детей они пожинают плоды своей греховной молодости. Фундамент религиозного воспитания должен закладываться совсем не в подростковом возрасте. Японцы считают, что уже после 14-ти лет ребенка не перевоспитаешь. О последствиях своих действий надо думать еще до того, как создали семью.

Если родители любят, доверяют и уважают друг друга, то дети понимают, что только на такой платформе можно строить серьезные отношения. Если в конфликтах они сразу идут навстречу другу другу, а не бьют горы посуды, то чада получают первые уроки терпения и прощения.

Воспитание, христианство и жизнь по заповедям начинаются в семье, которую неслучайно называют малой церковью. Конечно, без испытаний, без влияния извне — никак. Дети будут набираться вредных привычек в садике, школе, институте. Они будут спорить с друзьями, как надо себя вести. Но если с детства они видели пример настоящей любви и понимания, то у них появится иммунитет к мирским искушениям.

Они знают, что нужно уступать место в общественном транспорте, быть терпеливыми и вежливыми, даже когда тебе грубят, предупреждать родителей, когда задерживаешься (мама будет переживать и не сможет уснуть).

Три секрета религиозного воспитания

Как прививать детям православную веру? Этот вопрос волнует многих родителей.

Правило 1. Начните с себя

Если вы хотите воспитать доброго и отзывчивого ребенка, сами станьте таким. Сначала необходимо пройти путь к пониманию себя, покаянию, желанию избавиться от греха.

Гиблое дело — подстраивать других людей под себя. Пусть они сами увидят в вас стимул меняться к лучшему.

Преподобный Серафим Саровский говорил: Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. Смысл тот же: меняй себя, замечай свои грехи, спасайся, молись, чтобы Бог направлял тебя и других людей. Не только дети копируют родителей. Под примером праведников менялись даже самые ожесточенные грешники.

Правило 2. Воспитывайте ребенка еще до его рождения

Как-то к священнику обратилась мать, которая только что родила ребенка: «Как воспитывать чадо?» И какой же ответ она получила? «Поздно уже, надо было думать об этом еще 9 месяцев назад».

Православные супруги знают, что дети — дар от Бога, поэтому надо подготовиться к его принятию. Мать, которая вынашивает ребенка, должна понимать, что именно через нее дитя узнает об окружающем мире. Если она молится, то к этому приобщается и ребенок, если она подступает к Святым Дарам, то и ребенок причащается.

В житиях некоторых святых можно прочитать «сказки» о том, что ребенок по средам и пятницам не вкушал материнское молоко (например, преподобный Сергий Радонежский). Но если его родители действительно вели христианский образ жизни, а религиозное воспитание начиналось еще с утробы матери, то история кажется не настолько и сказочной.

Правило 3. Будьте христианином. Независимо от места и условий

Религиозное воспитание детей — это не только совместные посещения храма и разучивание первых молитв. Вот сегодня воскресенье, давайте побудем православными, а завтра вернемся к прежней жизни. Нет. Священник Александр Овчаренко справедливо говорит:

Религиозное воспитание начинается не тогда, когда мать учит читать «Отче наш», а когда отец учит сына поблагодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед

В детях нужно воспитывать не формальное понимание веры, а внутреннее. Можно знать наизусть много молитв, но ближнего не любить, родителей не уважать, со всеми спорить и гордиться собой.

Если люди приходят в храм, такие кроткие и смиренные, мамы в длинных юбках и платках, а дома те же женщины закатывают истерики, пилят мужей, что те недостаточно зарабатывают на модные платья и косметические процедуры, то христианская ли жизнь это? Если муж называет себя главой семьи и приходит вместе с семьей в храм, причащает детей, а дома ведет себя как жуткий тиран, что жена и дети чувствуют не его любовь, а силу кулака, то христианский ли это образ жизни? Не лицемерие ли? Не двойные стандарты?

Не забывайте об этой простой истине: дети копируют родителей. Если не заложить в них стойкий фундамент православной жизни, то их шаткий домик веры может развалиться при первом порыве ветра греха.

Христианин — это не профессия, не работа по будням с 9.00 до 18.00. И не дань седьмому дню недели. Православная семья — это совместное движение к Богу. Поэтому в таких семьях живут не только супруги, их дети, но и Бог. И с раннего детства дети это знают и чувствуют.

В христианской семье царят любовь и Любовь

В семье ребенка учат внимательности, пониманию, умению выходить из сложных ситуаций. Надо быть осторожным, чтобы родительские любовь и опека не превратили ребенка в эгоиста, неспособного заботиться о других. Поэтому детям нужно с детства прививать заботу о других и умение делиться. Получая сладкий презент, ребенок должен не прятаться в другой комнате и самостоятельно уплетать за обе щеки, а угостить маму, папу, братиков, сестричек... Если ребенок получает любовь, то он с детства должен учиться ею делиться. Это одна из важных составляющих религиозного воспитания. Ведь сам Бог есть Любовь.

Важно самим осознавать и приводить ребенка к пониманию того, что счастье заключается не в том, чтобы иметь много игрушек, килограммы шоколадных конфет, а в школьном возрасте — одеваться модно, как и одноклассники, иметь дорогие гаджеты и каждое лето отдыхать за границей.

Папа может днями и ночами зарабатывать на все это. Есть много детей, которые живут вместе с дедушками и бабушками, в то время как их родители годами работают за границей, чтобы обеспечить счастливые детство и юность чадам, потом учить их в самых престижных институтах... Из-за нехватки любви, заботы, внимания и воспитания такие дети становятся замкнутыми и обиженными. Часто доходит до злобы. О каком религиозном воспитании вообще может идти речь?

Родители забыли о главном — воспитать себя и пригласить в свою семью Бога. Если в семье действительно есть христианская любовь и Любовь, то все заботятся друг о друге, доверяют, поступают по совести, жертвуют своими интересами ради близких, постоянно работают над собой, прощают и терпят. Они вместе преодолевают скорби — болезни, неудачи, ссоры, и продолжают совместное движение... ко Господу. Это — путь не из легких, но в конце уже виден луч света, что ведет к Свету.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Религия близка суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ.

Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят - это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание и т. д.

Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль.

На долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества - Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры.

Религия - величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.

Буддизм является самым древним религиозным течением в мире, сохранившемся до наших дней. Учение берет свои корни от VI века до н. э. с Древней Индии. Широко распространен в странах Восточной, Южной и Юго – Восточной Азии. Буддийские общины также живут во всем мире.

Основа воспитания в буддизме – это саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль и самообучение. А цель родителей – пробудить в ребенке тягу и потребность ко всем этим «само». Однако, в буддизме самовоспитание не является конечной целью воспитания, а является средством на пути к просветлению и приобретению таких качеств как доброта, милосердие, сострадание, бескорыстного служения людям.

Христианство – религия, которая имеет наибольшее количество последователей в мире и в нашем государстве. Христианство делится на три течения: католицизм, православие и протестантизм. И каждое из них немного различно по отношению друг к другу. Учение проповедует отречение от материальных ценностей и воспитанию духовно – моральных качеств и открыть те, все качества и способности, которые человеку были даны свыше.

Хоть в наше время образование в школах и детских садах является светским, все-таки в будущем их ожидает изучение в школе предмета «Христианская этика».

Ислам среди трех распространенных религий является самой молодой, однако, имеет наибольшее количество преданных последователей. Само слово «ислам» переводится как «покорность», что уже говорит о многом. В исламе существует половое разделение при воспитании. Мусульмане, то есть последователи ислама, основной целью воспитания видят такие качества как скромность, правдивость, терпеливость, отвращение к греховным помыслам и действиям, щедрость, терпеливость, верность. Существует множество аспектов и особенностей воспитания в исламе. Например, тот факт, что мужчина может иметь до 4 жен явно свидетельствует о том, что взгляды на воспитание являются совсем иными, чем в предыдущих двух основных религиях.

Так как ребенок является отдельной полноценной личностью, все-таки не стоит навязывать ему свое мировосприятие. Лучший вариант – вырастит и сам решит, каких взглядов ему придерживаться и каким идеям следовать. Ведь в законодательстве нашей страны предусмотрено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Заключение

Связь религии и воспитания всегда была актуальным вопросом. В связи с ускорением темпа жизни, СМИ, доступностью образования и т. д. у людей появляется новый взгляд на воспитание детей. За частую этот взгляд далек от религиозных представлений. Разумеется, есть народы, которые воспитывают своих детей в связи с теми правилами и законами, которые предписаны религией. Народное воспитание влияет на все слои населения, весь народ. Оно делает ставку на духовные ценности, установки, нормы, правила, предписания, мировоззрение.

Народное воспитание – это общественное воспитание, в котором воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народное воспитание и религия заслуживают самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: Академия, 1999г.

4. [Интернет-ресурс] http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/

5. Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.

Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.

Как и под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Ответ, как мне кажется, следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.

Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка исключительна. Но какой должна быть полноценная семья, способная создать адекватного члена общества?

Семья есть как бы «живая лаборатория» человеческих судеб – личных и народных. «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве» 1 - считает И.А. Ильин. Именно поэтому она является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают раскрываться дремлющие силы души, здесь ребенок учится любить, верить и жить вообще. Здесь складываются основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.

Немецкий богослов Толук, утверждал, что мир управляется из детской, но и разрушается он тоже из нее, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели 1 . Семья в православном понимании – это прежде всего единство, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и детей. Только в браке по-настоящему возможно воспитание ребенка.

Семья – первоначальная, исходная ячейка духовности – духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, особое внимание следует уделять религиозному духовному воспитанию детей.

Однажды Кант сказал о воспитании простое, но очень точное высказывание: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку» 2 . Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное начало открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление в мире и в людях. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.

Религиозное воспитание связано с ростом. Рост – это прежде всего изменения. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту». Насколько наш пример содействует росту? Насколько он развивает способности и способствует процессу самостоятельного роста наших детей?

Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употреблял притчи, т.е. «язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий. Он сам должен уяснить значение образа, воспринять его, отождествить себя с героем рассказа. Такое обучение более способствует росту, чем «чтение нотаций».

Основная задача религиозного воспитания – способствовать гармоничному развитию личности, помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное отношение к различным социальным проблемам, научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла. 1

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений внешнего мира. Ежедневно мы должны корректировать влияние внешнего мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, на улице и т.д. должно проверяться и исправляться дома. Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

«Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с истинного пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии 1 ».

Мы всегда должны помнить, что соблюдение нравственных законов есть незыблемое условие существования человечества.

К сожалению, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, который связан с разрушением традиций устоев семьи, деформированием сферы семейного и общественного воспитания и образования. Проявляется это следующим образом:

    Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

    Большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной техникой и т.п., лишая детей живого участия и поддержки.

    Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать ребенка от порока.

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается своего рода надломленность.

Подтверждения этому мы можем найти, просмотрев биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанные в религиозных традициях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная семья – основа для существования государства и человечества.

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.,1993. – С.199.

1 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 22.

2 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 45.

1 Игумен Лонгин (Чернуха) Заметки о высшем искусстве: Духовное воспитание детей. – Киев, издательство Киево-Печерской Лавры, 2007. – С.36 – 37.

1 В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. – М., 2001. – С. 204-205.

Вконтакте

Что такое религия и действительно ли она является жизненно важной частью воспитания? Или все же ребенок может формироваться и без религии, без Бога и он не вырастет из-за этого менее достойной личностью?

Религия это слово латинского происхождения, смысл которого происходит из глагола religo — то есть связываю развязанное, воссоединяю. Религия это способ связать себя как часть — с чем-то общим, возвышенным, бесконечным, вечным, имеющим глубокий смысл.

И атеисты, и верующие родители могут придерживаться одинаковых ценностей и моральных принципов, развивая в ребенке уважение к другим людям, сострадание, доброту, обучая не причинять никому зла, и таким образом базовые принципы могут быть общими. При этом религия, вера помогают ребенку понять, кто он, почему он находится в этом времени, в этой семье, в сегодняшних обстоятельствах, и что самое главное — религия говорит ребенку, что все, что с ним происходит, даже если это что-то ужасное или это что-то, с чем трудно смириться, — это часть великого, высшего. Без этой связанности, религиозных институтов или религиозных лидеров ребенок, так или иначе, будет вынужден создавать для себя или искать систему миропонимания, философию, смысл, веру. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» — говорил Гомер. «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» — указывал Плутарх.

Когда дети растут в религиозной среде, у родителей уже есть определенный порядок, правила, они приобщают ребенка, если речь идет о христианстве, к заповедям, Богу, к молитве, причастию. Но если родители намеренно не следуют какой-либо религиозной системе, — в таком случае может возникнуть соблазн вообще игнорировать эту тему полностью. И это будет ошибкой. Вы можете не принадлежать ни к какой церкви и быть счастливы, если ваши дети никогда не последуют за какой-либо религией, но это не меняет того факта, что религия является важным аспектом культуры, искусства, политики, и жизни многих людей, и ваши дети будут сталкиваться с этим постоянно. Если они просто ничего не знают о религии, то они могут многое упустить или остаться наедине с самыми сложными вопросами человеческого бытия, например, с таким феноменом как смерть. В книге архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» есть письмо одной девочки, которая болела раком и медленно умирала. Она написала маме такие слова: «Мама, ты научила меня всему, но ты не научила меня умирать». Тот, кто научит человека помнить о смерти, тот научит его жить.

Другая и, возможно, более серьезная, проблема с игнорированием религии заключается в том, как дети будут реагировать на религию, когда они станут достаточно взрослыми, чтобы принимать свои собственные решения. Если они не знакомы с религиозной системой, то они вполне могут стать легкой добычей для различных сект. У подростка просто не будет необходимых понятий, чтобы оценить странные или экстремальные религии.

Как рассказывать о религии, как это должно быть преподнесено? Детям интересно и познавательно будет узнать об иудаизме, буддизме, конфуцианстве, христианстве, исламе, а также как религиозные течения связаны с наукой, физикой, политикой, психологией или астрологией. Вы можете почитать вместе с детьми книги Филипа Янси «Где Бог, когда я страдаю?», Дугласа Хардинга «Религии мира», серию «Эрудит» Мир религий, посетить выставки или музеи, такие как Музей истории религии для детей в Санкт-Петербурге. Если детей заинтересует, их можно отвезти на богослужения различных религиозных направлений, чтобы они сами могли увидеть то, что читали о церкви, синагоге или мечети. Дети могут задавать весьма сложные вопросы, и это может быть пугающим для родителей, особенно для тех, которые считают, что должны знать ответ на каждый вопрос. Тем не менее, вы не должны просто отвечать, что не знаете. Примите противоречивые, неоднозначные вопросы о религии, вере как возможность для вас и детей узнать что-то новое.