Школьник отказывается от еды: причины и помощь. Депрессия у подростка: Что делать

Нормальная деятельность женского организма предусматривает определенную цикличность функций половой системы, которая устанавливается на этапе подросткового возраста. Именно в промежутке от десяти и до шестнадцати лет каждая здоровая девушка сталкивается с наступлением ежемесячных кровянистых выделений – менструаций. Однако в определенных случаях наблюдаются некоторые нарушения этого нормального явления. Так одной из возможных проблем развития репродуктивной системы девушек в подростковом возрасте принято считать аменорею, которую квалифицируют как отсутствие менструаций. Аменорея у подростков подразумевает обязательное лечение под присмотром доктора, после принятия мер по выяснению причины отсутствия этих самых месячных у подростков.

Почему у подростков возникает аменорея? Причины

В целом, аменорея у подростков может быть, как первичной (в этом случае менструации изначально не происходят), так и вторичной (ежемесячные выделения прекращаются спустя некоторое время после своего начала).

Первичный тип заболевания в большей части случаев объясняется определенными генетическими либо врожденными нарушениями. При генетических проблемах наблюдаются изменения в хромосомах, которые провоцируют сбой в деятельности нейрогуморальной системы. Врожденные нарушения объясняются изменениями нормального строения и функционирования репродуктивной системы плода по причине воздействия внешних факторов, к примеру, болезней матери, интоксикации, потребления беременной алкоголя, медикаментов и пр.

Что касается вторичного типа отсутствия менструаций у девочек, то чаще всего они провоцируются стрессами, недоеданием (к примеру, жесткими диетами), а также тяжелыми нервно-психическими нагрузками. Кроме того такая форма патологии может стать следствием черепно-мозговых травм либо недугов головного мозга. Любая из таких причин приводит к нарушению в связке между головным мозгом, гипоталамусом, гипофизом, яичниками и маткой. На каждом из этих уровней может произойти сбой, провоцирующий аменорею.

Как корректируется аменорея? Лечение отсутствия месячных у подростков

Своевременная терапия аменореи у подростков помогает полностью восстановить репродуктивное здоровье девочки и дать ей возможность в будущем насладиться материнством.

В том случае, если отсутствие менструаций объясняется наличием определенных генетических либо врожденных нарушений, которые не подлежат восстановлению, может подниматься вопрос о возможности установки регулярных псевдоменструаций, которые помогут девочке чувствовать себя наравне со сверстницами.

Если аменорея объясняется пониженной выработкой гонадотропных гормонов гипофиза, а также отсутствием их циклической секреции, то терапия носит особенно продолжительный характер. В этом случае лечение подразумевает соблюдение оптимального режима труда и отдыха, нормализацию рациона питания, проведение физиотерапевтического воздействия, а также циклическую витаминотерапию. Также доктора обычно выписывают таким пациенткам негормональные фитокомплексы. Если такая терапия не дает положительного результата, то больным старше шестнадцатилетнего возраста назначают циклическую гормонотерапию в течение трех-шести месяцев. В большей части случаев, коррекция осуществляется путем потребления препаратов, являющихся источником натурального эстрадиола в сочетании с метаболически-нейтральным гестагеном, который не способен угнетать овуляцию. Примером такого лекарства считается Фемостон.

Иногда подобная гормонотерапия может потребоваться и при аменорее, развившейся на фоне дефицита массы тела. Но в этом случае лечение осуществляется только после оптимизации режима питания, набора достаточного веса и коррекции психоэмоционального состояния.

Если отсутствие менструации объясняется опухолевыми формированиями, то лечение может быть как оперативным (краниофарингома), так и консервативным (пролактинома). Во втором случае пациентке выписывают прием составов, снижающих количество пролактина в крови, терапия отличается длительностью и требует постоянного лабораторного контроля.

При врожденных нарушениях развития матки либо влагалища коррекция также подразумевает хирургическое вмешательство, если такое лечение помогает справиться с патологическим состоянием.

Если у пациентки диагностируют такую эндокринную патологию, как гипоталамический синдром пубертатного типа, то терапия проводится путем применения негормональных растительных медикаментов, призванных нормализовать менструальную функцию, а также при помощи циклического прием витаминов. В некоторых случаях доктора принимают решение о необходимости гормональной терапии, а именно приема дидрогестерона.

Если аменорея развилась на фоне стрессов и психоэмоциональных переживаний, пациенткам необходима помощь по выходу из такого состояния, а также по налаживанию нормального ночного отдыха. Им показано полноценное питание, а также осуществление санации очагов хронических инфекций. В дальнейшем может понадобиться эстрадиол-терапия.

Таким образом, в большей части случаев при аменорее у подростков, принято использовать неагрессивные методы лечения – витамины, негормональные средства, физиотерапию, налаживание питания и режима дня. Чаще всего таких мер оказывается достаточно, чтобы добиться нормального функционирования репродуктивной функции у девушки.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

Сегодня в материале расскажем про переходный возраст у девочек и у мальчиков. Как быть родителям и как правильно себя вести с детьми в данный период. Что следует делать а, что нет.


Взросление – естественный процесс, который, тем не менее, сопровождается немалыми проблемами. Все изменения, происходящие в подростковый период, настолько сильны, что затрагивают все сферы жизни. Ничего уже не будет по-прежнему. И это очень сильно пугает родителей. Впрочем, и дети не всегда с восторгом принимают происходящее.

Меняется не только физическое тело ребенка, но и его мировосприятие . Дитя формирует свое представление об окружающем, ориентируясь на взрослого. Родители для него почти боги, они защищают, дают еду и кров, и поощряют. Со временем ребенок накапливает свой собственный жизненный опыт, который зачастую идет вразрез с тем, что он видит в семье, на первое место выходит авторитет сверстников.

Общая психическая и физиологическая незрелость, перестройка гормональной системы, неадекватная самооценка – все это делает практически любого подростка взрывоопасным субъектом общения. Взрослым порой кажется, что их ребенок теряет рассудок. А дети не могут донести до взрослых свои проблемы.

Переходный возраст у девочек

У девочек пубертат начинается довольно рано. Первые изменения можно заметить уже к концу начальной школы. Примерно к 10-11 годам наблюдается резкий скачек роста и мышечной силы. Гормональные изменения у девочек проходят мягче и дольше растянуты по времени. Могут появиться первые комплексы по поводу внешности. Родителям, да и всем окружающим, нужно быть максимально деликатными.

В 12-14 лет у здоровой девочки-подростка начинается менструация. Это очень важный период становления и осознания своей женской сути. Мама либо любой другой взрослый, которому ребенок доверяет, должны заранее поговорить об особенностях взросления и о том, как теперь будет функционировать организм.

Кроме того важно грамотно проводить профилактику подростковой беременности. Без запугиваний, но честно рассказать обо всех последствиях незащищенного секса. Ведь подросшие девочки в этом вопросе наиболее уязвимы.

Переходный возраст у мальчиков

Взросление мальчиков начинается несколько позднее, чем у девочек. Если посмотреть, например, на шестой класс школы, то резко бросается в глаза отличие и физическое и эмоциональное. Пубертат у мальчиков начинается в среднем в 13 лет и отличается более активными гормональными всплесками, и более быстрым ростом костной и мышечной массы.

Активный выброс в кровь андрогинов , делает мальчиков-подростков более агрессивными, они реже идут на компромисс, чаще свершают необдуманные действия. Задача взрослых максимально корректно объяснять подростку последствия его поступков. В этот период очень важно постараться найти общий язык и общие интересы.

Чего родителям ждать от детей-подростков

Пубертат окутан множеством мифов. Взрослые, конечно, помнят себя в этом возрасте, но современные подростки кажутся совсем другими. Если внимательно приглядеться, со сменой поколений, по сути, ни чего не изменилось. У подрастающих детей те же проблемы, им хочется сепарации от родителей, но нет возможности.

То, насколько остро будет проходить подростковый возраст детей в каждой конкретной семье, зависит от множества факторов.

Прежде всего от того насколько доверительные и открытые отношения были в более раннем периоде. Но есть общие тенденции, присущие всем подросткам, в той или иной степени:

  • Внешне необъяснимые перепады настроения. Они связаны с особенностями работы растущего мозга и перестройкой гормональной системы.
  • Проблемы со здоровьем, связанные со слишком быстрым ростом. Нервная и кровеносная система не успевают за стремительно вытягивающимися конечностями.
  • Отдаление от родителей и «уход» из дома. Это абсолютно нормальный этап взросления, родителя следует с пониманием относится ко все возрастающей самостоятельности подростка.

Ожидания детей-подростков от родителей

Каким бы сложным не был период перехода от детства к юношеству для родителей, детям гораздо сложнее. Часто они не понимают что происходит. Почему тело вдруг стало болеть и перестало слушаться. Почему хочется плакать и кричать без повода. И как теперь дальше жить.

Отсутствие жизненного опыта делает подростков очень уязвимыми и, по сути, они все равно еще дети, даже если переросли маму на голову. Им так же нужна родительская опека и поддержка в сложных ситуациях. Просто необходимо знание, что есть надежный тыл, где их любят и примут любыми.

Подростки на самом деле готовы идти на компромиссы и выстраивать новые отношения с родителями. Они ожидают, что родители с пониманием отнесутся к их желаниям, проблемам и страхам.

Как минимизировать конфликты и ошибки

Подростковый возраст – наиболее сложный период в жизни семьи. Ребенок внешне уже часто выглядит совсем взрослым. Но при этом малый жизненный опыт и невозможность отвечать за свои поступки делает детей этого возраста очень уязвимыми.

Подростки стремятся к независимости , начинают «уходить» из дома, ставят на первое место авторитет сверстников. Характер этого обособления зависит от характера ребенка и от предыдущего опыта отношений с родителями.

Взрослых эта ситуация тревожит и вызывает стремление все исправить, «вернуть как было». Эти попытки либо оканчиваются неудачей и окончательным отдалением ребенка. Либо порыв к естественной сепарации пресекается и из подростка вырастает инфантильная, неприспособленная к жизни личность.

Еще один негативный вариант дальнейшего развития детско-родительских отношений – ребенок замыкается в себе, затаивается и ждет момента взросления. После чего следует разрыв отношений надолго, возможно навсегда.

Родителям важно , исходя из собственной ситуации, найти компромисс между попустительством и абсолютным запретом. Надо учится заново выстраивать приемлемые границы поведения и отпускать там, где это возможно.

Для этого надо учесть основные задачи в воспитании подростков:

  1. Определите для себя конечную цель воспитания. Родители не часто задаются этой проблемой. Либо смотрят на нее слишком узко и одномоментно. Они хотят, чтобы подросток вот прямо сейчас был послушным, а через пять лет стал самостоятельным, смелым и решительным. Но так не бывает, если человека очень долго ломать, он рано или поздно сломается. Из хорошей правильной послушной деточки не вырастет успешный, психологически зрелый взрослый. Помните о главной цели – .
  2. Создайте подростку условия для взросления. Дети хотят исследовать мир, и это совершенно нормальное их стремление. Взрослые хотят обеспечить максимальную безопасность. Чем старше ребенок, тем шире круг его интересов и тем он дальше от дома и семьи. Основная беда подростка – малый жизненный опыт, влекущий за собой порой слишком жестокие последствия. Родителям стоит заранее продумать стратегии действий в разных опасных ситуациях. Просто запрещать – не выход, подросток все равно сделает то, что хочет, но уже втайне. Надо максимально подробно проговаривать все последствия тех или иных решений, часто уже только это останавливает ребенка от сомнительных действий. В крайнем случае, допустимо и запретить, но таких запретов должно быть как можно меньше, в идеале не больше пяти.
  3. Безусловное принятие ребенка . Любовь родителя не должна зависеть ни от каких внешних факторов. Ни оценки в школе, ни успехи/неудачи в любимом деле, не должны глубинно влиять на детско-родительские отношения. Любить подростка порой очень сложно, такого нескладного, хамоватого, неряшливого, но ему это необходимо даже больше чем младенцу. Родительская безусловная любовь дает силы для преодоления, для познания нового, для движения вперед.
  4. Доверьте подростку зону ответственности. Научитесь делегировать подросшему ребенку часть заботы о семье и нем самом. Есть довольно много вещей, с которыми подростки справляются не хуже взрослых – приготовить несложный ужин, забрать посылку с почты, самому выбрать и купить шторы в свою спальню. Такое делегирование идет на пользу всем, и дети учатся настоящей жизни и родители получают небольшую передышку.

Подростковый возраст в жизни мальчиков и девочек рано или поздно заканчивается. Наступает новый этап жизни – юношество, а затем зрелость. От того насколько грамотно поведут себя родили в период пубертата, зависит то насколько гармоничными и сильными личностями вырастут их дети.

От момента начала полового созревания до первой менструации у девочек-подростка проходит несколько лет. Становление менструального цикла – длительный процесс, на который оказывают влияние многие внешние факторы. Но не всегда изменение продолжительности или регулярности кровотечения указывает на нарушение этого процесса.

Особенности периода полового созревания

Нормальным началом полового созревания принято считать возраст 9 лет. Гормональный фон в этот период подвергается серьезным изменениям. Исчезает подавляющее влияние на гипоталамус центральной нервной системы. Это позволяет выделяться в пульсирующем ритме гонадолиберину. Этот гормон стимулирует выработку лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов.

Но процесс развивается не одномоментно. Сначала гормоны секретируются только в ночное время. Но постепенно их выброс стабилизируется и происходит через определенные временные промежутки.

В процессе полового созревания появление половых признаков происходит в определенной последовательности:

  1. Андренархе – появление оволосения на лобке, рост волос в подмышечных впадинах, на ногах.
  2. Телархе – изменение фенотипа в соответствии с женским полом – рост молочных желез, появление округлости бедер.
  3. – первая менструация, появляется через 2-3 года после телархе.

Нарушение указанного порядка может быть связано с различными патологиями.

Становление менструального цикла

Еще 150 лет назад первая менструация в среднем начиналась в 15 лет. В настоящее время возраст сдвинулся до 13 лет. Но нормой считается начало менструации у подростков 9-ти – 15-ти лет. Разрыв между началом роста молочной железы и менструацией не должен составлять более 2,5 лет.

Установка менструального цикла занимает несколько лет. Продолжительность первого кровотечения может быть от 2 до 7 дней, иногда наблюдается длительное до 2-х недель.

От первой до второй менструации у большинства девочек проходит около 40 дней, в то время как у женщин репродуктивного возраста это 21-35 дней. В подростковом возрасте может наблюдаться и более длительный первый цикл, который растягивается на 60 дней. В некоторых случаях может произойти укорочение промежутка до 20 дней.

Чаще всего в течение первого года менструальные циклы ановуляторные, созревание и выход яйцеклетки не происходит. Если в этот период провести УЗИ яичников, то в них можно заметить множественные мелкие кисты, которые носят функциональный характер и не требуют специального лечения. На установление нормального овуляторного цикла уходит от 8 до 12 лет. Завершается этот этап только в возрасте 21-22 лет.

Если отсутствуют признаки полового созревания

Нужно помнить, что перед менархе обязательно появляются внешние изменения. Если признаков полового созревания нет, то не всегда кровянистые выделения являются показателем патологии менструации.

Причины могут быть в следующем:

  1. - воспалительные инфекционные заболевания. При отсутствии лечения нарастание признаков воспаления может привести к кровоточивости слизистой. На белье, туалетной бумаге будут появляться мажущие выделения.
  2. Травмы, могут наблюдаться в любом возрасте. Часто происходят у девочек, которые активно занимаются спортом, например, у гимнасток при выполнении упражнений на брусьях и турниках от прямого падения областью промежности. Выраженность кровотечения будет зависеть от тяжести повреждения.
  3. Инородные тела во влагалище. Иногда девочки из любопытства могут засовывать мелкие предметы в половую щель и не всегда могут извлечь их обратно. Длительное нахождение инородного тела приводит к образованию кровоточащей эрозии.
  4. Опухоли, встречаются у подростков значительно реже, чем у женщин репродуктивного возраста. Но они способны приводит к кровотечениям различной интенсивности.
  5. Эстрогенизация, случается при использовании гормональных препаратов. Например, в желании подражать маме, девочки пробуют ее таблетки. Такое кровотечение не требует специального лечения и проходит после исключения действия препарата.

Виды нарушений менструального цикла

Сбой менструального цикла у девочек-подростков может заключаться в изменении различных характеристик месячных.

Изменения по времени:

  • первичная – отсутствие менструации в возрасте старше 15 лет;
  • вторичная аменорея – отсутствие месячных в течение 4-6 месяцев после уже имеющейся менструации.
  • – редкие менструации, между ними проходит более 35 дней;
  • полименорея – частые месячные, между которыми проходит менее 25 дней.

Изменение силы кровотечения:

  • гиперменорея – обильные кровотечения;
  • – скудное выделение крови;
  • ювенильное кровотечение.

Нарушение ощущений:

  • – длительные, обильные и болезненные менструации;
  • альгоменорея – болезненные месячные кровотечения.

Почему происходят нарушения?

Причины нарушения менструального цикла разнообразны. Для каждого типа изменений характерны отдельные факторы, их вызывающие.

Первичная аменорея может быть вызвана следующими причинами:

  1. Патология гипоталамо-гипофизарной системы (в 50% случаев): задержка полового развития, усиленные занятия спортом, нервная анорексия, врожденные пороки развития, которые приводят к гипофизарной недостаточности.
  2. Болезни центральной нервной системы: опухоли, синдром пустого турецкого седла, травмы головного мозга.
  3. Гиперандрогения и синдром вирилизации: синдром поликистозных яичников, адреногенитальный синдром, опухоли надпочечников, .
  4. Патологии яичников: хромосомные болезни, которые приводят к дисгенезии гонад, аутоиммунные болезни, галактоземия, кастрация в результате удаления, облучения или химиотерапии.
  5. Патология обменно-эндокринной системы: гипотиреоз, ожирение.
  6. Врожденные анатомические дефекты: заращение девственной плевы, недоразвитие влагалища и матки.

Вторичная аменорея развивается уже после появления первой менструации. Продолжительность менструального цикла у подростков нестабильна на протяжении первых трех лет. Но если после менархе прошло уже 4 года, или девушке давно исполнилось 18 лет, то требуется определить причину непостоянных менструаций. Часто сбои происходят в виде гипер- или гипоменореи, ювенильных маточных кровотечений.

Чаще всего вторичная аменорея развивается по следующим причинам:

  1. – увеличенная концентрация андрогенов. Тестостерон возрастает выше 0,5 нг/мл, ДГЭАС более 3,4 мкг/мл.
  2. Гиперсекреция пролактина – выше 12 нг/мл.
  3. Яичниковая недостаточность – уровень эстрадиола ниже 30 мЕД/мл, ФСГ – выше 25 мЕД/мл.
  4. Патологии эндокринной системы и обмена веществ: гипотиреоз, когда ТТГ увеличен более 4,2 мЕД/мл, а также гипертиреоз, резкое похудание, ожирение, сахарный диабет.
  5. Нервно-психические патологии: анорексия, булимия, психоз, глубокий стресс.
  6. Опухоли гипоталамо-гипофизарной и центральной нервной системы.

Проявления основных патологий

Нестабильный менструальный цикл, вызванный патологическими причинами, у подростков редко проявляется только нарушением месячных. Опытный врач заметит дополнительные признаки, которые являются симптомами основного заболевания.

Гиперандрогения

Дисбаланс мужских половых гормонов является частой причиной нерегулярного менструального цикла. Дополнительными признаками, которые могут указать на патологию, являются следующие состояния:

  • гирсутизм;
  • гипертрихоз;
  • повышенная жирность кожи;
  • акне;
  • аллопеция, чаще в районе темени;
  • вирилизация – развитие тела соответствует мужской конституции.

Диагностика позволяет выявить на УЗИ поликистоз яичников, по результатам анализов крови определяются изменения концентрации тестостерона и ДГЭАС. Частой причиной болезни становятся или надпочечников.

Гиперпролактинемия

Изменение концентрации пролактина в подростковом возрасте встречается гораздо реже, чем у женщин репродуктивного возраста. Если у девушки наблюдается выделение молока, то это повод сдать анализ крови на пролактин. Причиной заболевания часто являются опухоли гипоталамо-гипофизарной области. Поэтому такими пациентками занимаются нейрохирурги.

Нервно-психические причины

В подростковом возрасте девушки начинают оценивать свое тело с точки зрения сексуальности. Неправильное восприятие приводит к желанию похудеть или набрать вес. Но в этом возрасте любые эксперименты с диетами чреваты серьезными нарушениями, в том числе и психического характера. Менструальный цикл в подростковом возрасте напрямую зависит от калорийности, сбалансированности и регулярности приемов пищи.

У подростков задержка месячных может наблюдаться при снижении индекса массы тела ниже 19. Причины резкого снижения веса могут быть не только при соблюдении жестких диет, но и у больных целиакией, болезнью Крона, когда нарушается всасывание полезных веществ, а также при тяжелых патологиях, приводящих к истощению. Недостаток жиров и белков в питании нарушает синтез гормонов, отсутствие или происходят на фоне гипоэстрогении. Тяжесть нарушений зависит от нескольких факторов:

  • калорийность пищи менее 15 ккал/кг/сут;
  • нарушение соотношения белков, жиров и углеводов;
  • долгое соблюдение гипокалорийной диеты;
  • дополнительные физические нагрузки с целью снизить вес;
  • исходная масса тела, жировые запасы и степень их снижения.

Патологическое пищевое поведение у подростка должны вовремя заметить родители. Чем глубже нарушения питания, тем сложнее период восстановления.

Ювенильные маточные кровотечения

Причиной патологии является незрелость гипоталамо-гипофизарной системы. Наблюдается несоответствие между концентрацией ФСГ и ЛГ. Эндометрий реагирует на это гиперплазией. Матка находится под влиянием относительно высокого уровня эстрогенов. В яичниках образуются несколько фолликулов, но они не созревают, желтого тела нет.

Слизистая оболочка матки не отторгается полностью и вовремя. Характерны длительные задержки от 2 недель до 1,5 месяца, после которых появляется обильное кровотечение. Оно приводит к слабости, головокружению, анемии. Развитие ювенильных кровотечений провоцируют инфекции, воспалительные заболевания половых органов, стрессы, нарушения питания, недостаток витаминов.

Аномалии половых органов

При атрезии влагалища, заращении девственной плевы менструальная кровь не находит выхода. После каждой менструации отторгнувшийся эндометрий скапливается в полости матки, может проникать в брюшную полость. Это приводит к симптомам острого живота. При обращении в хирургический стационар, девушкам обязательно проводится осмотр гинеколога. В этот момент и выявляются причины отсутствия месячных.

Подходы к лечению подростков

Если сбился менструальный цикл у девушки, которая только год-два как начала менструировать, это является вариантом нормы. Исключением можно считать обильное маточное кровотечение, которое появилось после задержки. При частых нарушениях необходим осмотр и дополнительное обследование. Часто нарушения в подростковом периоде являются первой ступенью к патологии репродуктивной системы в зрелом возрасте.

Лечение нарушения менструального цикла зависит от причины. Если имеет место аномалия развития половых органов, то проводят операцию по рассечению девственной плевы или пластику влагалища.

Ювенильные маточные кровотечения относятся к разряду . В репродуктивном возрасте основным лечением является выскабливание слизистой матки. У подростков этот метод применяется в крайнем случае, т.к. травмирование матки нарушает дальнейшую репродуктивную функцию и может привести к невынашиванию беременности в дальнейшем. У девушек лечение проводят с помощью эстроген-гестагенных препаратов. Чаще это комбинированные оральные контрацептивы, которые принимаются несколько раз в день по специальной схеме.

Если диагностированы опухоли головного мозга, надпочечников или яичников, то основным методом терапии является хирургическое удаление опухоли.

Нарушение пищевого поведения лечится совместно с психотерапевтом или психиатром, в зависимости от степени выраженности патологических изменений психики.

Сбои цикла, происходящие на фоне эндокринных патологий, требуют лечения основного заболевания, которое проходит совместно с эндокринологом. Также нужно не забывать, что сбои могут наблюдаться не только при истощении, но и при ожирении. Поэтому большое значение имеет соблюдение диеты и достаточная физическая активность.

В детском возрасте частота возникновения депрессивных состояний у мальчиков и девочек одинакова. Различия выявляются только в пубертатном периоде. По мнению специалистов, наиболее «опасный возраст» для девочек – 13-15 лет. Но мы рекомендуем не привязываться к жестким временным рамкам, поскольку уже в предпубертатном периоде, в возрасте примерно с 8-9 до 11-12 лет, повышается риск депрессивных расстройств. В этот период стоит быть более внимательными к поведению Вашей дочери.

Причины и последствия депрессий у девочек-подростков

Практикующие психотерапевты сходятся во мнении, что гормональная перестройка, которая происходит в организме девочки в период полового созревания, сама по себе может служить пусковым механизмом для развития депрессивного эпизода. В происходящих изменениях задействована вся нейроэндокринная система организма с ее сложными связями. Из-за неустойчивого гормонального фона возникают не только соматические расстройства, но и изменения психики.

Наблюдается как прямая, так и обратная связь депрессий с гормональными изменениями. Так, риск развития предменструальной дисфории у девочек появляется непосредственно с первого менструального кровотечения. С другой стороны, сама депрессия может служить причиной возникновения гормональных сбоев. Давно известен факт, что во время глобальных катастроф многие женщины утрачивают способность к зачатию в связи с прекращением месячных.

То же самое можно сказать и о «личных» катастрофах. Например, у девочек, перенесших депрессивный эпизод, наблюдаются следующие виды нарушений:

  • становление нормального месячного цикла происходит позже, чем у сверстниц – в 15-17 лет вместо 12-14;
  • изначально нерегулярные месячные (дисменорея);
  • исчезновение месячных (аменорея).

Кроме того, депрессия в пубертатном периоде – это большая вероятность повторения эпизодов у взрослой женщины. Если у девушки наблюдается задержка становления менструального цикла, нерегулярные месячные или их отсутствие, не связанное с физиологическими патологиями и соматическими заболеваниями, рекомендуем обратить внимание на эмоциональное состояние подростка.

Признаки депрессии у девочек-подростков

По данным исследований частота депрессий у девочек-подростков составляет 5-20 %. Такой разброс обусловлен тем, что депрессивные состояния в этом возрасте маскируются поведенческими нарушениями и очень часто принимаются за «обычные для подростков проявления характера». Само многообразие таких проявлений, отсутствие «привычки» у врачей общей практики оценивать саму возможность психоневрологического расстройства еще больше затрудняют диагностику.

Для подростковой депрессии характерны следующие признаки:

  • астенические проявления – повышенная утомляемость, снижение двигательной активности, головные боли, слабость, нарушения сна;
  • анорексия или булимия;
  • снижение успеваемости в школе, снижение внимания, способности к концентрации, выказывание идей об отсутствии способностей, боязнь посещения школы;
  • пассивность, эгоцентризм, капризность, апатичность;
  • резкая реакция на любые замечания родителей;
  • подавленное настроение, мрачность, недовольство своей внешностью, неверие в свои силы;
  • замкнутость, тревожность, страхи.

Толчком к развитию депрессий у девочек может служить любой травмирующий фактор. Например, несчастье со знакомыми, соматическое заболевание, переход в другую школу, переезд, ссоры в семье и даже неумение выразить мысли словами.

Наши рекомендации: если вы видите, что дочь стала неуправляемой, изменила круг общения, у нее резко изменился характер, не спешите списывать все эти симптомы на подростковый возраст. Обращайтесь к грамотному специалисту. На фоне нежелания подростка обсуждать свои проблемы с взрослыми, не стоит полагаться только на свои силы и пытаться самостоятельно справиться с ситуацией.