Праздник русского валенка. Сценарий народного гуляния. Классный час (4 класс) на тему: Праздник русского лаптя

Гареева Елена
Фольклорный праздник для детей старшей группы «Лапти-лапоточки»

Фольклорный праздник для детей старшей группы «Лапти - лапоточки » («Эх, лапти » )

Составитель : Гареева Е. Р.

воспитатель старшей группы ,

Туринск, 2018 г.

Виды детской деятельности

Коммуникативная

Музыкально-художественная

Познавательно-исследовательская

Цели :

Расширять представления детей о жизни русского народа в старину ;

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира;

Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям ; русскому народному творчеству о них;

Развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь – доказательство;

Познакомить детей с русскими народными потешками, частушками, сказками : «Пузырь, соломинка и лапоть» , «Лиса – лапотница» ;

Понимать смысл, делать выводы;

Обогатить словарный запас словами и словосочетаниями – «лапти » , «лапоточки» , «лапотки» , «липа» , «плести лапти » , «лыко драть» , «лапотница» .

Зал оформлен под русскую избу, по краям скамейки, покрытые половиками.

Под р. н. м. заходят дети, садятся на скамейки. Под музыку появляется Хозяйка.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, детушки – малолетушки. Рада видеть вас у нас. Изба у нас тёплая, просторная, к разговору располагает, старину напоминает . Вот и будем старину вспоминать , праздник отмечать , а какой… узнаете, когда Хозяин придёт. А вот и он, ишь снарядился…

Под музыку заходит Хозяин, гордо прохаживаясь по кругу, на ногах лапти .

Хозяин : Всем привет! Чего сидите?

Праздника хотите ?

Толи делать нече вам?

Шли б, ребята, по домам,

Да хозяйством занялись!

Можно думать, что вам тут

Лапти даром раздадут .

Хозяйка : Эй, ты, что это творишь!

Ты про что тут говоришь?

Вы не слушайте, ребята,

Он обманывает вас!

Развесёлый праздник лаптя

Проведём мы сей же час!

Хозяин : Мои лапти русские ,

Не широкие, не узкие, а в самый раз!

А вы носите туфли, босоножки

Кроссовки да сапожки

А раньше на Руси…

Липовые корытца

Носили многие лица!

Хозяйка : Да не лица!

А ножки топали по дорожке

В липовых лопаточках

По ухабам, да кочкам.

Хозяин : Да погоди ты, погоди! Разошлась! Праздник лаптя объявила , а ребята, может быть, и знать не знают, что такое лапти !

Ребёнок : Лапти – это плетёная обувь из лыка.

Хозяин : Верно! Как радовалась нога русского человека в мягких лыковых лапоточках. А что такое лыко?

Ребёнок : Лыко – это тонкий слой мягкой коры дерева (это кора липы или липовая кора)

Хозяйка : Правильно! По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко – в эту пору оно легко снимается с деревьев. На пару лаптей обдирали целых три молоденьких липки. Нужно было лаптей немало – и себе , и на продажу. А снашивались лапти очень быстро , недаром говорили в те времена : «В дорогу идти – пять пар лаптей плести » .

Хозяин : Да, лапти плести – не околесицу нести. Тут сноровка нужна!

Хозяйка : А мы и не спорим. Любил русский народ свои лапти – лопаточки . Плести их умели все. Самые сноровистые работники успевали, за сутки сплести пять пар лаптей . Легко давалась подошва (всё показывает, а вот запятник давался не каждому : на нём сводятся все лыки и связываются петли так, чтобы продетые в них оборы (верёвочки) не кривили бы лаптя , чтобы ходить было удобно. Давайте и мы с вами попробуем оборы сплести.

Конкурс «Сплети оборы»

Хозяин и Хозяйка держат в руках по три ленты. Две команды по три игрока в каждой берутся за концы лент. Задача игроков : не выпуская из рук свою ленту и меняясь с членами своей команды местами быстро и аккуратно сплести «обору» - заплести косичку.

Хозяин : Эх, сколько русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях !

Хозяйка : А давайте их вспомним! Я буду говорить начало, а вы, ребята, конец.

Дело вести …не лапти плести

В один лапоть …две ноги обувает

Сидит, надувается, да три дня …в лапти обувается

Чужие шаги считал, а свои …лапти изодрал

Это вам не лаптем …щи хлебать

Хозяин : Никто не пробовал? Хотите?

Надо лаптем взять картошку ,

Опустить её в лукошко,

Лапоть друг другу передать,

Чтоб он мог картошку взять,

Опустить её в лукошко.

Словом, лаптем взять картошку .

Хозяйка : Или лаптем щи хлебать .

Игра «Перетащи картошку лаптем »

Каждая команда получает лапоть. Первые игроки бегут к корзине, в которой находится картошка, стараются лаптем подхватить её и положить в рядом стоящую крынку.

Затем возвращаются и передают лапти вторым игрокам .

Хозяин : До чего я люблю стихи, песни да частушки про лапти слушать .

Хозяйка : Так в чём дело? Слушай!

1. Звучит р. н. п. «Лиса по лесу ходила»

2. Инсценировка песни «Во деревне то было в Ольховке»

3. Частушки

4. Звучит песня «Шла я лесом по тропинке»

5. Стихотворение «Дед лапти плёл »

Дед лапти плёл и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином,

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой-нибудь осины,

А из берёзы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь такой же жгучий.

Дед лапти плёл , остатки лыка забрал и я,

Чтоб плесть оборы, и что-то плёл,

А кот мурлыкал под наши с дедом разговоры.

Хозяин : У лаптей много имён . На черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. Лапти плели не только из липового лыка, но и из верёвок. Были у таких лаптей и другие названия : курны, крутцы и шептуны. В районах, где лыко не было, и закупать его было дорого, крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса – волосяники.

Хозяйка : Вот такие они, наши русские лапти . И имён у них много, и песни о них поют, и стихи пишут, и частушки слагают. А пляшут в их честь как! Например, наш друг Емеля. Емелюшка, выходи, свою удаль покажи!

Звучит русская плясовая, выходит Емеля в лаптях , танцует.

Емеля : Ох, До того доплясал, жарко стало, пить захотелось!

Хозяйка : А ты попей, Емелюшка, колодец то рядом.

Емеля подходит к колодцу, зачерпывает ведром воду, пьёт из ковша.

Емеля : Ох, не напился! Зачерпывает ещё ведром без дна и ловит щуку.

Емеля : Вот это удача!

Щука : Смилуйся, Емелюшка, отпусти меня.

Емеля : Нет, я из тебя уху сварю.

Щука : Пожалей меня, Емеля. Я тебя сделаю богатырём.

Емеля : Нет, не отпущу тебя, не верю тебе.

Щука : Отпусти меня, Емеля. Я сделаю всё, что ты пожелаешь.

Емеля : Всё, что я пожелаю? А как это будет?

Щука : Ты только скажи : «По щучьему веленью, по моему хотенью»

Емеля : Ну ладно, плыви к себе домой (отпускает щуку) . Сейчас мы посмотрим, правду ли щука сказала (чешет затылок) .

Что же мне попросить? Во! Попрошу ка я сказку, читать не умею, а тут, глядишь, посмотрю! По щучьему веленью, по моему хотенью, появись сказка передо мной!

Театрализация сказки «Лапоть, пузырь и соломинка»

Емеля : Вот так щука, не обманула, какую сказку поучительную показала. Я, пожалуй, домой пойду. Щуку с собой прихвачу, а для вас, ребята, сладостей у неё попрошу (подходит к колодцу) . По щучьему веленью, по моему хотенью, появитесь, сладости для ребят (достаёт сладости, отдаёт Хозяйке) .

Хозяйка : Спасибо тебе, Емелюшка, за сладости, дети с удовольствием их с чаем в группе отведают .

Емеля : Низкий поклон вам всем, до свиданице! Емеля со щукой под музыку уходят

Хозяин : И нам с вами, ребята, пришла пора проститься. Праздник русского лаптя к концу подходит !

Хозяйка : Лапти – лопаточки ,

Белые носочки,

Ровные подошвы,

Вы остались в прошлом.

Лёгкие, удобные,

Лапти скороходные .

Хозяин : Лопаточки плетёные –

Обувь не мудрёная,

Но зато народная

Задачи:

1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общей человеческой ценности (любви к родному краю, стране).

2. Приобщать к истории и традициям своей Родины.

3. Дать представление о национальном празднике «Масленица», народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.

4. Активизировать образные слова и понимать образные выражения в загадках.

Активизация словаря : лапти, онучи, коромысло, ухват, прялка, чугунок.

Предварительная работа:

Сюжетно-ролевая игры в мини-музее «Русская изба».

Разучивание пословиц, поговорок на тему «Русская изба», хороводов, небылиц.

Чтение русских народных сказок, д/и «Колодец времени», праздник «Масленица» в Ангарской деревне.

Материал: «Камень» с надписью «Ящик ощущений»; лапти, «Русская изба» с предметами быта: печь, лавки, стол, посуда, прялка и др.; мультимедийная установка; слайды с праздника «Масленица», фрагмент видео: «Как на Руси лапти носили»; дидактическая игра «Что было, что стало», русский народный костюм для хозяйки.

Дети заходят в зал и находят камень с надписью.

Прямо пойдешь – на праздник попадешь!

Направо пойдешь – сюрприз найдешь!

Налево пойдешь – в избу попадешь!

Воспитатель с детьми проходят по указателю и находят «Ящик ощущений». В ящике находятся лапти.

Общий рассказ (дети передают друг другу и описывают «лапти»).

Лапти – самая распространенная обувь русского народа. Какой из них надевается на правую, левую ногу?

- «Только лапоть на обе ноги плетется». А почему так в народе говорили: «В дорогу идти – пять пар плести»? (дети рассуждают).

Носились лапти недолго, в горячую крестьянскую пору – 4 дня, а зимой – 10 дней. А как надевали их, мы сейчас увидим, как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Фрагмент видео на экране.

Воспитатель: Давайте и мы «наденем» лапти. Какую еще русскую народную одежду вы знаете? (имитируют надевание)

Вот какие у нас красны девицы, да добры молодцы!

«В русскую избу»

Детей встречает хозяйка : «Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а неприглашенных возле порога. Отгадайте-ка, ребятки, мои хитрые загадки!».

«Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят …» (Лапти)

«Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит ведра …» (Коромысло)

«Лезет в печь за чугунком

И в углу стоит молчком,

Кочерге родимый брат –

Старый кованый …» (Ухват)

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник …» (Самовар)

Хозяйка: Молодцы! Есть у меня для дорогих гостей игра «Что было, что стало» (дети берут на выбор карточки и находят пары, например, лапти – туфли, объясняют свой выбор)

Опять меня порадовали! А скажите мне, добры молодцы, да красны девицы, что самое главное в русской избе? (высказывания детей)

Русская печка – была в каждой избе. Она занимала почти пол-избы. Печь ставили подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Она не только кормила всю семью, но и обогревала всю избу. Как ее ласково называли? «Печь-матушка, печь-кормилица». А какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

Фабричная основная общеобразовательная школа

пгт Лальск Лузского района Кировской области

Классный час

«Лапти-лапоточки»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОКУ ФООШ пгт Лальск

Пластинина Галина Григорьевна

2016 г

Цели :

Развивать интерес к изучению родной страны;

Познакомить учащихся с обычаями и традициями народов России;

Воспитывать учащихся на традициях русского народа, любви к Родине;

Показать учащимся богатство народного творчества,

Воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: презентация «Лапти-лапоточки», музыкальные заставки, две пары лаптей, 2 корзинки, 15 воздушных шариков, цветные карандаши.

Техническое обеспечение : персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Вступительное слово

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.

Липовые корытца на ногах одеты

Что это?

Правильно лапти! О них мы и поговорим сегодня.

(Звучит музыкальная заставка «Лапти да лапти»)

(слайд № 1,2)

Носим мы сейчас с вами ботинки и кроссовки, босоножки и сапожки, а не знаем того, как радовалась нога русского человека в мягких лыковых лапоточках.

А что такое лапти?...

Лапти —плетёная, низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. (слайд № 4,5)

Ученик.

Дед лапти плёл и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином,

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой нибудь осины,

А из берёзы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь, такой же жгучий.

Дед лапти сплёл,остатки лыка

Забрал и я, чтоб плесть оборы,

И что-то плёл, а кот мурлыкал

Под наши с дедом разговоры

(слайд №6)

В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

(слайд №7)

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

(слайд №8)

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки — курпы, или крутцы, и даже из конского волоса — волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

(слайд №9)

Любил русский народ свои лапти-лапоточки. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести пять пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник давался не каждому: на нём сводятся все лыки и связываются петли так, чтобы продетые в них оборы не кривили лаптя и чтобы было удобно, ногу, чтоб не натирали.

(слайд №10)

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 - 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 - 6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, т.е. быстро.

Ребята, а кто знает что такое лыко? (слайд №11)

Лыко - это тонкий слой мягкой коры под основой, толстой коры дерева. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снимается с деревьев. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы

На пару лаптей обдирали целых три молоденькие липки.

(слайд №12)

Нужно было лаптей немало - и себе, и на продажу. А снашивались лапти очень быстро, недаром говорили в те времена: «В дорогу идти - пять пар лаптей плести».

(слайд №13,14)

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками.

(слайд №15)

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Самые красивые считались вызовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твёрдыми. В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового лыка,а по бортику с венчиками из узких полос лыка.

(слайд №16)

Поговорок о лаптях народ придумал немало.

Ребята,давайте прочитаем и объясним, как понять эти народные пословицы.

«Путает, словно кашу в лапти обувает», так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре. О никчёмном шатающемся без дела человеке отзывались: «не всякое лыко в строку…», а вот ещё одна: «Это вам на лаптем щи хлебать», то есть «не так то просто».

У лаптей много имён. На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. Лапти плели не только из липового лыка, но из верёвок, из пеньки. Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и шептуны. В районах, где лыка не было и закупать его дорого, крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса - волосяники. А наши лапти - настоящие! Да ещё с сюрпризом! Вот такие они наши русские лапти.

II. Игротека

1.Конкурс частушек о лаптях» (частушки зараннее разданы детям)

Ты гуляй, гуляй, онуча,

Гуляй Лаптева сестра,

Ты гуляй онуча с лаптем

Хоть до самого утра!

Ты, Алёша, ты Алёша,

У тебя гармонь хороша,

Лапти новые скрипят,

Танцевать тебе велят

Моя милка из дворянок,

Не ест хлеба - дай баранок,

Вместо лаптей дай галоши!

Я найду себе попроще!

Мне не нужен дом кирпичный -

Был бы милый симпатичный,

Коль возьмёт он за душу -

И в лаптях я похожу.

Попляшите мои лапти,

Ведь недолго вам плясать,

Выйду замуж - буду плакать,

Вам под лавкою лежать.

Ты, гребёнка, часты зубья,

Не греби макушку,

На-ка, лыковые лапти,

Вам пора в дорогу.

2. «Лапотные забавы»

1. Лапотные одевания.

Детям даются в руки лапти, кто быстрее оденет и завяжет лапти.

2. Лапотная мера.

3. Лапотные потехи

Чья команда больше перенесёт воздушных шариков из одной корзины в другую.

III. Проверь себя (слайд №17)

IV. Итог занятия (слайд №18)

Лапти оберегают семейные ценности и семейный бизнес, особенно если расположены над порогом или рядом с калиткой. Но не только на забор вешают лапти. Пару лаптей нужно иметь в прихожей и размещать их обязательно слева от входной двери: такой оберег не пустит в дом плохих гостей. Сейчас продаются маленькие лапти, словно на куклу. Но и они тоже играют роль оберега - дело не в размере.

V. Рефлексия

Ребята, кто из вас узнал много интересного сегодня на занятии тот раскрасит лапоть в оранжевый цвет, а кому из вас было неинтересно, скучно тот раскрасит лапоть в синий цвет.

Ансамбль родителей исполняет русскую народную песню «Во деревне то было, в Ольховке», их дети инсценируют ее.

Во деревне то было, в Ольховке

1. Во деревне-то было, в Ольховке,

Во деревне-то было, в Ольховке.

Припев:

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

Эх, ну, тьфу!

2. Там жил-был парень Андреяшка,

Там жил-был парень Андреяшка.

Припев:

3. Полюбил Андреяшка Парашку,

Полюбил Андреяшка Парашку.

Припев:

4. Он дарил ей дороги подарцы:

Все прянцы, да баранцы.

Припев:

5. Не велел ему тятька жениться,

Не велел ему тятька жениться.

Припев:

6. Тут заплакал наш Андреяшка,

А за ним заревела Парашка

Тятька: А ну вас!

Припев.

Ведущая . А теперь послушайте, как современные ансамбли используют народную музыку в своем творчестве.

Ребенок.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Исполняется парный танец под музыку русской народной песни «По полю, полю». (Можно использовать фонограмму песни в исполнении ансамбля «Ариель».)

Ребенок.

Ты откуда русская

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ребенок.

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась,

Как ты зазвучала?

Ребенок.

Пролетели утки - уронили дудки,

Пролетели гуси - уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились,

Ну а песня?

С песней на Руси родились!

Под песню «Во саду ли, в огороде» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» выходит девочка с коромыслом на плече, к ней подходит мальчик.

Ваня. Красна девица Танюша, ты куда, куда ходила?

Таня . Я на ярмарку ходила и ведро себе купила.

Ваня. Что дала?

Таня. За ведро - рубль дала. Коромысло - полтора!

Ваня . Девица, девица, сходи за водицей.

Таня.

Я волка боюсь,

Я лисы боюсь,

Я медведя боюсь!

Ваня.

Волк - на работе, лиса на болоте,

Платьице мыла - подол намочила.

Сама-то смеется, хохолок трясется!

Все. Девица, девица, сходи за водицей!

Инсценировка русской народной песни «Пошла млада за водой».

Ведущая . Много русских народных песен мы с вами знаем. Поем мы их на семейных праздниках, слушаем в исполнении известных певцов. Некоторые песни настолько любимы нами, так они близки нам по духу, что мы и не подозреваем о том, что у них есть авторы. Например, песня «Вниз по Волге, по реке» написана декабристом К. Ф. Рылеевым и называлась «Смерть Ермака». А источником песни «Степь да степь кругом» послужило стихотворение И. 3. Сурикова «В степи», которое основывалось на старой ямщицкой песне «Степь Моздокская». Всем известная песня «Ой, полным полна моя коробушка» является началом поэмы русского поэта Н. А. Некрасова «Коробейники». У И. 3. Сурикова есть стихотворение «Рябина», которое стало известной песней «Что стоишь, качаясь...» Я предлагаю всем, кто присутствует в этом зале, и гостям, и родителям, спеть 2-3 куплета этой песни.

Всем залом исполняется песня «Тонкая рябина».

Входит молодица.

Молодица . Здравствуйте, ребятишки, славные парнишки! Здравствуйте и вы, девчушки, быстроглазые вострушки! Поклон и вам, гости дорогие! Еду я с ярмарки - слышу, ложки стучат, бубны звенят, смех да веселье! Да у вас праздник тут!

Всех, кто с нами пожелает

Веселиться и плясать,

В хоровод я приглашаю,

Выходите танцевать.

Водится хоровод с родителями «Калина» (русская народная песня «На горе-то калина», обр. Ю. Чичкова).

Молодица.

Делу - время, потехе - час!

Кто будет играть со мной сейчас?

Вызывает ребенка, который будет выбирать по считалочке водящего «чижика».

Выходи, поиграй,

Кого хочешь выбирай!

Проводится игра «Колечко» под русскую народную песню « Чижик».

Ведущая . Вот и повеселились мы на славу. Давайте все вместе посмотрим, какие поделки для группы сделали наши мамы во время праздника.

Ведущая показывает работы.

Ведущая . А теперь, дорогие наши гости, я хочу у вас спросить: «Какое место в вашей жизни занимает русская песня?»

Выступления родителей.

Ведущая.

Песня русская - это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка Дон у Ростова,

Это матушка Волга в пути.

Ты пойди, полети над полями,

Где притихла кормилица рожь,

Там подружишься ты с соловьями,

И как иволга ты запоешь.

Песня русская - ветер и парус,

Даль, невиданная досель.

Это молодость, это не старость,

Это май, это зелень земель.

Все она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысячу лет,

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет!

Звучит песня «Ты, Россия моя!» в исполнении Л. Зыкиной (фонограмма).

Молодица . А теперь, дорогие гости, я приглашаю вас к нашему праздничному столу, чем богаты - тому и рады!




Оказывается, что первое упоминание о лаптях встречается в «Повести временных лет» (12 век). Когда киевский князь Владимир, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: «Эти не захотят быть нашими данниками, пойдём, князь, поищем лучше лапотников». Да и правда: чуть ли не до начала 20 века крестьянская Россия была лапотной.


Лапти - обувь простого народа, известная ещё со времён язычества. Для её изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. Надевали лапоть на специальный кусок ткани – онуч, который обматывали вокруг ноги подвязывали оборами - верёвками из лыка или шерсти.


Русский народ сложил про лапти массу пословиц, поговорок, загадок, сказок. «Мы тоже не лыком шиты» - Знаем дело и имеем достоинство. «Ободрал как липку: - Взял непомерно высокую цену. «Обменял ремешок на лыко» - Взял плохое вместо хорошего. «Надрал лыка» - Строго расправился. «Путает, словно кашу в лапти обувает» - Путать в деле, разговоре. «Звонит в лапоть» - Человек, который ничего не делает, слоняется туда-сюда. « Не всякое лыко в строку» - Человек, не разборчивый в словах и делах. «Лапти плетут» - Вяло и плохо работать.


Известны также русские народные игры со словом «Лапоть» Игра «Лапоть» В середине площадки стоит ведущий и держит в руках длинный шест с лентой. Вокруг шеста обводят круг, диаметром 2,5 метра. Водящий берёт конец ленты и становится в центре круга. Игроки стоят спиной к водящему. Игроки бросают в круг какой-либо предмет. Повернувшись к водящему, игроки спрашивают: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет!». Играющие спрашивают ещё раз: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет!». Игроки в третий раз спрашивают: «Сплели лапти?», Водящий отвечает: «Сплели!». Тогда дети бегут в круг и стараются забрать свой предмет, а водящий охраняет лапти и старается кого-нибудь запятнать. Тот, кого запятнал водящий, становится на его место. Играющие берут свои предметы и игра повторяется сначала.