Казахские национальные праздники и обряды. Казахские национальные праздники

КУРБАН БАЙРАМ (КУРБАН АЙТ)

Курбан-Байрам (Курбан-Айт) - это самый большой мусульманский праздник. День жертвоприношения ради Всевышнего. Он отмечается с 10-го по 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан-Байрам (Курбан Айт) завершает собою обряд Хаджа - паломничества к святыням Ислама. Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола. В каждый из столбов - малый джамрат аль-Ула, средний джамрат аль-Вуста и большой джамрат аль-Каба - бросается по 7 камешков.

Традиция жертвоприношения на Курбан-Байрам (Курбан-Айт), как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима (библейского Авраама), который, как отмечают ученые-теологи, стал примером для будущих поколений верующих. А одно из значительных событий его жизни положило начало многовековой религиозной традиции - обряду жертвоприношения ради Единого Бога.

Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и необходимость покорности и исполнения воли Всевышнего.

Слово "курбан" означает "приближение", то есть суть праздника состоит в приближении к Всевышнему и обращении к нему. По традиции, в дни праздника верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Праздновать Курбан-Байрам (Курбан-Айт) день жертвоприношения начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, совершив перед этим ритуальное омовение-гусль, надев чистую, опрятную одежду. Перед молитвой есть не рекомендуется. по окончании молитвы верующие возвращаются домой.

Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев, быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса.

Над жертвой любой мусульманин может произнести краткую молитву. Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

По традиции треть мяса идет для угощения своей семьи, треть дарят беднякам из числа соседей и родственников, а треть нужно раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

В день празднования Курбан-Байрам (Курбан-Айт) у каждого мусульманина в доме должен быть накрыт праздничный дастархан, так как в этот день принято принимать гостей и ходить в гости. Близким друзьям и родственникам на Курбан-айт (Курбан-байрам) принято дарить подарки.

14 марта издревле считался у казахов началом нового года. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось полуголодное терпеливое противостояние тяготам зимы. Қыстан шықтық! - вышли из зимы - радовались люди, - вырвались из ее сурового плена, выжили. Какой ценой? «Мал-жан аман ба?» - жив ли скот? - первым делом спрашивали казахи друг друга по весне. И уж потом: все ли живы? Потому как скот - главное богатство кочевника. Жив скот, значит, люди будут живы. Как говорили в недалеком прошлом: «Будет хлеб, будет и песня».

На западе Казахстана сохранился старинный обычай «көрісу» (от глагола «свидеться»). В этот день люди навещают друг друга, при встрече непременно здороваются за руку и говорят: «С прошедшим годом!». В доме каждого казаха в казане варилось мясо, но специально никого не приглашали. Дети встают в 6 утра и посещают не менее 40 домов, в которых живут их старшие по возрасту родственники. Младшие, приветствуя старших, просят благословения. В этот день прощаются обиды и забываются ссоры.

Как только подсыхали дороги и устанавливались теплые дни, истосковавшиеся по общению кочевники спешили навестить друг друга. Шли в гости к родственникам и устраивали различные состязания. Важно было принять участие в грядущем празднике расцвета, восхода, размножения жизни - всего живого на земле!

И правильнее будет - не поздравлять с Наурызом (Новым годом), который все же связан с космосом, Солнцем, но приносить жертву Богу в знак благодарности, что остались живы после смертельного сна зимы и потому говорили: Амал күні айты қабыл болсын! Т.е. да будет принята Небом жертва, принесенная в День Возрождения к жизни (тем самым обозначая амал - желанную пору начала действия, движения).

Главная идея этой традиции - в оказании помощи друг другу - кто лишился скота, а кто члена семьи, кормильца. собирался совет аксакалов и они решали, кому и чем помочь пострадавшим от джута и прочего негатива зимы.

Какие обряды проводились в первые весенние дни? Почему наши предки завели традицию отмечать День «Көрісу»?

Акселеу Сейдимбеков:

«История обитателей Великой степи убедительно показала на собственном опыте, что здесь можно обрести благополучие и нормальное человеческое cуществование только при кочевом образе жизни. Как перелетные птицы, постоянно находясь в весне, т.е. двигаясь по вертикали весенне-летнего времени, прототюрки выстроили соответствующий хозяйственно-культурный тип кочевничества».

Началом года у многих народов считалась весна. В Ригведе Новый год знаменует торжество света и тепла над ночью и зимним холодом, космического порядка над хаосом в результате победы главного индоиранского божества Индры над Вритрой. Символом Индры был весенний гром. Тюрки тоже связывали Новый год и знаменуемое им творение мира с весенним громом. Хакасы во время первого весеннего грома обходили юрту снаружи, ударяя по ней поварешкой. Действия эти, несомненно, неосознанно воспроизводили мифологическую ситуацию отторжения жилища от зимнего хаоса, установления порядка.

Как сообщает Чокан Валиханов, у казахов сохранился обычай при первом громе окроплять юрту молоком, при этом «хозяин с ковшом выбегает из юрты, бьет им, бегая кругом, свою кибитку снаружи, приговаривая: «Сүт мол, көмір аз» («Молока много, углей мало»). Непонятно, почему мало углей, или дрова все извели за зиму?

Ответ нашел М.Семби, ссылаясь на исследователя этнографии саха И.А.Худякова, который сообщает: «... когда начинает греметь гром, якуты берут сырую длинную талину и, вышедши, начинают бить ею по наружным стенам юрты и в окна, приговаривая: «Копчук-копчук! Вверху обитающие дьявола, летите к верху; внизу обитающие дьявола, проваливайте вниз!». Это делается для того, чтобы дьяволы выскочили из юрты и на нее не пала молния, поражающая дьяволов.

Н.А.Алексеев

«Гром и молнию, по верованиям изучаемых нами народов, производило небесное божество, вечно преследующее злых духов. Молнии - это стрелы, которыми он поражал духов, тем самым защищал людей и их скот».

Казах, так же как и саха, изгонял-выгонял злых духов-дьяволов из юрты. Их надо изгнать, чтобы жилище человека не пострадало. И если первая часть заклинания - обращения к Богу: «сүт көп» (пусть молока будет много!) - это просьба-пожелание о ниспослании небесного дождя-молока, то вторая часть должна звучать «кәпір аз» (пусть уменьшится количество нечистых).

Кәпір (капыр - тот же кафр) - слово, обозначающее неверных, т.е. язычников-немусульман. К примеру, у Басилова находим: «духи (джинны), причиняющие болезни, вредящие людям, - «неверные» (капыр) джинны.

Итак, удары ковшом кәкпір у казахов или красным кнутовищем (у народа тыва) или сырой талиной (у народа саха) - все это «инструменты» божественных сил, изгоняющие и поражающие недобрых духов.

Наши далекие предки - дети природы - тяжело переносили суровую зиму. В открытой степи негде укрыться от злой метели и жалящего колким снегом бурана. А овцам - главному богатству кочевника - негде добыть хоть немного прошлогодней травы. В таких случаях впереди стада пастух пускал табуны коней, чтобы они разбили, разрыхлили копытами толщу снега и овцы могли добыть себе пищу, ведь тогда мало кто запасался на зиму сеном.
Но самым страшным бедствием зимой был Жұт - гололед. Жұт превращал снег в ледяную корку, и вся степь оказывалась в ледовом плену. И наступал Голод - второе грозное имя этой беды.

В городе зимой специально заливают водой катки и горки, чтобы дети могли кататься на коньках и санках. Но гололед в степи - этот сплошной каток - надолго замораживал всякую попытку выжить в мертвом царстве. Животные лишались корма и даже твердые копыта коней не могли пробить корку льда. Огромные стада овец и коз сотнями мёрли от голода, их остывшие тела черными кочками покрывали заснеженную степь.

Недаром казахи называли Жұт - семиголовым Проглотом (от слова жұту - глотать) или Жеті ағайынды - Семь братьев-разбойников (Семь бед), нападение которых всегда было внезапным и безжалостным. Вчерашний бай - хозяин многочисленных стад - вмиг лишался всего своего состояния и становился нищим.

Суровая зима и особенно последние дни ее казались кочевнику затянувшимся сном природы, похожим на смерть, снег - белым саваном, вьюга - заунывным плачем. Вот почему кочевники так радуются горячим лучам солнца, дарующим степи весну. Теплый ветер прогоняет хмурые тучи и открывает над головой синий купол неба и пробиваются из-под снега на белый свет первые упругие стебли зеленой травы. Солнце прогревало замерзшую землю, и согревало душу кочевника, уставшего от долгих холодов и постоянной тревоги за свой скот - выживет ли, уцелеет ли его отара овец, будет ли чем прокормить свое семейство, своих детей?

Вот почему наши предки запрещали топтать и рвать первую траву. Кто решится губить, вытравливать из сердца своего ростки надежды, ростки обещаний новой жизни - разноцветной как радуга в небе! Разнотравье - самый щедрый подарок Лета - его живительный сок! Еще немного и ты тоже вкусишь все соки, все плоды земли! Первые стебли травы - зеленая поступь Весны!

А как радовалась душа кочевника первому цветку, пробившемуся из-под снега! Пусть бутончик подснежника - не так ярок, как хотелось бы; он еще не наполнен золотистым нектаром солнца, еще весь в слюдяных красках синего льда... Но когда он раскроется, то на самом донышке цветка можно увидеть желтенькие крапинки - следы первых лучей солнца!

Айгуль Айтмуханова

Из книги Бахыта Каирбекова «Мир кочевья»

Жертвоприношение является одной из самых древних и распространенных форм религиозного культа. Оно появилось задолго до формирования современных религий, в период палеолита, когда возникли первые формы анимизма. Этот обряд был связан с желанием древних людей умилостивить духов природы и духов предков. В более поздний период жертвоприношения стали частью религиозных верований народов по всему миру. В Древнем Египте они были связаны с поклонением многочисленному пантеону божеств, олицетворяемых с определенными животными. К примеру, в честь богини плодородия и домашнего очага Бастет, изображаемой с головой кошки, в жертву приносили котят. В честь бога солнца Гора мумифицировали соколов, в жертву богу-крокодилу Себеку приносили соответствующих рептилий.

В Греции и Риме жертвы были средством, помогающим добиться милости и расположения богов. Античная культура разделяла кровные и бескровные жертвы. В качестве бескровной жертвы принималось сожжение благовоний, а также возлияния на алтарь жидкости (чаще всего вина). Кровавые жертвы приносились по особому случаю или в определенные праздники. Выбор животного для жертвоприношения был обусловлен предпочтениями того или иного божества. Деметре приносили в жертву преимущественно свинью, а Дионису — козла, так как свинья наносит вред полям, а козел — винограду. Известна традиция массовых и торжественных жертвоприношений — гекатомб. Так называлось одновременное заклание ста быков. Его совершали в периоды войн и эпидемий. По представлениям греков, принесенные в жертву животные должны были соответствовать определенным требованиям, быть здоровыми и упитанными и не использоваться в хозяйстве.

Обряды жертвоприношений также были широко распространены среди народов Мезоамерики. К примеру, у майя они были частью ежегодных праздников и ритуалов.


В определенный период среди различных народов распространение получила практика человеческих жертв. В Финикии и Карфагене в жертву богам приносили детей. На раннем этапе греческой истории человеческие жертвы совершались в период таких мистических празднеств, как мистерии Диониса, а также в периоды бедствий, чтобы удовлетворить гнев богов. В Риме в жертву чаще всего приносили преступников и рабов. Эта традиция была отмена в 97 г. до н. э. Из всех цивилизаций особенно прославились человеческими жертвами ацтеки. По их представлениям, человеческая кровь была необходимым условием для поддержания жизни богов. Жертвы приносили в знаменательные дни и праздники, а также в преддверии важных событий. По некоторым данным за всю свою историю ацтеки принесли в жертву около 136 тысяч человек.

В монотеистических религиях обряд жертвоприношения обрел более символический смысл по сравнению с языческими верованиями. Долгое время жертвоприношения являлись основой еврейского священнослужения. У иудеев принесение в жертву животного стало средством искупления грехов и очищения от них. В христианстве жертвоприношение приобрело еще более условную форму и преобразовалось в евхаристию — таинство вкушения крови и тела Христа.


История появления праздника Курбан Айт

Мусульманский праздник Ид аль-адха, известный у нас под названием Курбан Айт, стал частью религии во второй год хиджры (мусульманское летосчисление), то есть в 624 году. По поверью, его учредил сам пророк Мухаммед в память о событии, связанном со его предшественником, пророком Ибрахимом. Об истории появления праздника и его традициях рассказывает доктор исторических наук, заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова, Заур Гафурович Джалилов :

— Возникновение праздника связано с жизнью и деяниями пророка Ибрахима, в библейской традиции известного под именем Авраам. По представления мусульман, Ибрахим был ханифом, то есть человеком, исповедующим единобожие. Он пытался доказать своему народу несостоятельность язычества, говоря, что солнце, звезды и луна каждый день изменяются, а значит, не могут быть божествами. По преданию, когда его отец Азар и другие соплеменники уехали из города, он пробрался в святилище и разрушил идолов, оставив главного и обвинив его в содеянном. Люди не поверили Ибрахиму, и он пытался использовать это, как доказательство ложности веры в идолов. Он был изгнан из общины. Позже Ибрахим и его сын перестроили Каабу — главную мусульманскую святыню в Мекке — и стали ее хранителями.

Согласно Корану, истоки праздника Курбан Айт восходят к испытанию, посланному Аллахом Ибрахиму. Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться желанию Аллаха, он пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле своего Бога. В последний момент, когда пророк уже был готов совершить жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав свою покорность и преданность. Жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.


Традиция празднования Курбан Айт и жертвоприношения животного распространилась на территории Центральной Азии вместе с исламом. Это произошло в X-XIII веках. Обряд хорошо вписался в ранее существовавшие обычаи кочевых скотоводов.

Первые достоверные описания празднования Курбан Айт казахами встречаются в русских источниках XIX века.


Суть праздника

Мусульманские богословы по-разному трактуют суть праздника Ид аль-адха (Курбан Айт), однако все сходятся в том, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха. В Коране сказано:

«Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!»


— Суть праздника состоит в приближении к Богу, обращении к нему. Само слово «курбан» в мусульманской традиции означает приближение. В традиции народов Средней Азии, помимо религиозного, большое внимание уделяется гуманистическому аспекту этого торжества. По традиции, в дни Курбан Айт верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни, — рассказывает Заур Гафурович.


Помимо прочего, Ид аль-адха неразрывно связан с паломничеством мусульман в Мекку. За день до праздника верующие, совершающие хадж, поднимаются на гору Арафат. В день жертвоприношения они семикратно обходят Каабу и совершают символическое побитие шайтана камнями.


Обряды и традиции празднования Курбан Айт

Праздник отмечают через 70 дней после дня окончания великого поста — Ид аль-Фитр, в 10-й день месяца Зуль-хиджа. Ядром празднования Курбан Айт является обряд жертвоприношения и праздничный намаз. Каноны этих традиций остаются неизменными среди мусульман во всех странах мира.

За день до праздника верующим рекомендуют держать пост (за исключением тех, кто совершает паломничество в Мекку). После захода солнца за день до Ид аль-адха мусульмане громко читают такбир, восхваляя Аллаха. Празднование Курбан Айт начинается с раннего утра. Перед молитвой верующий совершает омовение, подстригает волосы и ногти, надевает чистую одежду. Также рекомендуется душиться благовониями.

В мечетях в этот день совершают ид-намаз, или праздничную молитву. Молитва совершается коллективно в два ракаата (порядок слов и действий при намазе). В начале ид-намаза произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».


После молитвы верующие, собираясь в группы, обходят улицы, произнося такбир и воздавая хвалу Аллаху. Затем они вновь отправляются в мечеть или на специальную площадку, где мулла читает праздничную проповедь, разъясняющую суть хаджа и жертвоприношения. Затем мусульманин может принести жертву.

По канонам ислама, в качестве жертвы может выступать овца и коза (не моложе года), корова (не моложе двух лет) и верблюд старше пятилетнего возраста. Запрещается приносить в жертву одноглазое, хромое, хилое или больное животное, а также животных с обрезанными рогами, хвостами или ушами.


Перед жертвоприношением мусульманин должен наточить нож (нельзя делать этого при жертвенном животном), а также отвести свою жертву в сторону от стада.


Перед обрядом верующий говорит о своем намерении принести жертву. Затем произносится такбир. Непосредственно перед закалыванием произносится фраза «Бисмилляхи, Аллаху акбар».


Во время жертвоприношения животному связывают ноги. Его кладут головой к Мекке. Умерщвляют жертву, разрезав горло и основные артерии, выпуская таким образом кровь. После того как жертва испустила дух, ее разделывают на три части. Одна часть животного остается хозяину, другую раздают бедным родственникам и соседям, а третью отдают в качестве милостыни.


Одним из самых древних и важных обычаев казахского народа является «Бата беру — Благословение».

Одна из народных пословиц гласит:

Жаңбырменен жер көгерер,

Батаменен ел көгерер.

Благодаря дождю земля зеленеет,

Благословением процветает страна.

Зачастую благословение дается в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины и женщины. Это происходит в следующих случаях:

  • рождается ребенок и ему выбирают имя,
  • ребенок начинает ходить,
  • впервые сажают в седло,
  • малыш идет в школу,
  • во время кудалык (сватовство),
  • беташар – церемония открывания лица невесты,
  • во время проведения ас (поминки),
  • в начале тоя (свадьба),
  • когда собирается урожай,
  • перед сражением с врагами,
  • перед дальней дорогой и т. д.

Бывает мастера просят благословить своих учителей, батыров. Благословляют святые старцы.

Как дается благословение?

благословляют, слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца

Все вокруг, стар и млад, тоже подобным образом держат руки. После того как заканчивается благословение, все проводят ладонями по лицу.

Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. Например, мать батыра Райымбека Ханкельдиулы перед походом благословила своего сына глубокой ночью.

Исторически значимые благословения

Казахскую историю вообще можно назвать историей бата. До наших дней сохранились тексты множества благословений исторических личностей. В эциклопедии «Абай» можно прочесть: «Жанибек Кошкарулы (1693-1752). Он был прозван народом Шакшак Жанибек атанған. Шакшак — так звали его прадеда в третьем поколении. Он принял благословение от 126-летнего абыза Каракерея Сары и 90-летнего старца Тойгана. В 17 лет в поединке победил главного калмыцкого батыра».

Именитый би Толе так благословил батыра Койгельды, прославившегося во время знаменитой Аныракайской битвы:

Аталы ұлдың сөзі баян-ды,

Атасыз ұлдың сөзі шаян-ды.

Аталы ұл Қойгелдім,

Ел үшін неден аянды?!

Желкесін үзді сұм жаудың,

Дегенде қатер таянды.

Олжа әперген еріңе

Саялат елім саяңды!

Қойгелдім, жай қолыңды,

Алла оңғарсын жолыңды!…

Ата жолын қуған ұл

Алашқа әмсе пана бол!

Ұлдарына аға бол!

Қыздарына пана бол!

Қойгелдім мсе қыран бол,

Ел-жұртыңа ұран бол!

Сын отца скажет правду,

Слово безотцовщины, как скорпиона укус.

Сын достойного отца Койгельды

За страну пожалеет ли жизнь свою?!

Он шею сломал подлому врагу,

Защитив от опасности страну.

Принесшего победу герою

Земля, не жалей добра!

Раскрой свои ладони, Койгельды,

Создатель раздвинет преграды пусть!…

По стопам отца идущий сын

Для всего Алаша опорой будь!

Младшим старшим братом ты будь!

Для девушек защитой стань!

И взлети, как сокол, высоко, Койгельды!

Пусть имя твое станет клич народа!

В книге Ж. К. Оразалинова приведены разные бата. Одно из наиболее ярких — бата, данное матерью батыру Райымбеку, пока он собирался на битву с джунгарскими захватчиками:

Қолыңды жай құлыным,

Жәрдем болсын құдайым.

Медет тілеп пірлерден,

Жаратқанға жылайын.

Ғайып ерен, қырық шілтен,

Адасса жолға салып жүр,

Сыртыңнан қорғап бағып жүр…

Жауға аттанып барасың,

Анаңның құрттың шарасын.

Қалмақтан кекті алдырып,

Жазғайсың көңіл жарасын.

Сескенбей жүр шырағым,

Атаңа жетіп барасың.

Жаратқан ие қолдасын,

Жолбарыс болсын жолдасың!

Сын мой, ты раскрой ладони,

Пусть поддержит тебя наш бог.

От духов наших поддержки жду,

Чтоб создатель увидел, лью слезу.

Если заблудится, покажите путь,

За спиной поддержите, укажите суть…

Сын мой, ты идешь на врага,

Что матери делать, если б знала она.

Калмыкам отомсти за все,

Наших душ раны вылечи все,

Не бойся никого, мой сын,

И встретишься с отцом, мой сын,

Пусть поддержит сам создатель тебя,

И бесстрашный тигр будет другом всегда!

Благословение врагам

Бывало благословляли и врагов. Однажды в аул пришли неприятели. Нурила Мактыагзамкызы, прозванная народом за мудрость Домалак Ана, заметила всадников, направляющихся к аулу. Мужчин в ауле не было, поэтому Домалак Ана оделась как старуха. Вооруженным неприятелям она сказала, что им не следует трогать табуны лошадей, ничего путного не выйдет. Но они не обратили внимания на ее слова и погнали лошадей в сторону реки Боралдай. Полноводная река не давала им перейти на другую сторону. Тогда они нашли мелкое место и начали переход. Но и здесь усилившиеся волны мешали угонщикам. Чудом оставшись в живых, грабители поняли, что их предупредила не простая женщина. Возвратились они в аул и попросили прощения у нее. Тогда Домалак ана простила их:

– Ендеше қолдарыңды жайыңдар!

Құдай оңдасын, аруақ қолдасын!

Адал жүріп, адал тұрыңдар

Алдарыңнан жарылқасын! –

– Поднимите руки свои!

Пусть бог укажет вам правильный путь,

И предки поддержат отныне честными быть.

И тогда удача выйдет навстречу вам! –

Благословение Тайжана

Известный казахский писатель Сабит Муканулы в книге «Школа жизни» приводит интересный случай об авторе и поныне знаменитой песни «Гакку», певце и композиторе Ибрае Сандыбайулы:

«Я много слышал стихов и песен Тайжана. Оказывается его мать Бопыш была родной сестрой Ибрая. Тайжан лицом и наружностью очень похож на Ибрая… Он был большой шутник, мог играючи сочинять стихи, смешливый человек. Характером Тайжан пошел в дядю… Он с детства своими шутливыми стихами поддевал многих. В 15 лет вовсю распоясался и так надоел окружающим, что люди решили, он «сошел с ума» и связали. Через некоторое время к ним домой в гости приехал один уважаемый человек. Он-то и сказал:

– Парень здоров, это у него от дяди Ибрая. Пусть он получит от дяди бата и все пройдет.

Было начало зимы… Ибрай в то время жил в местности «Жаман жалгызтау – Неказистая одинокая гора». Как бы Тайжан не упирался «не поеду», отец завернул его в белую кошму и повез к дяде.

После благословения Ибрая Тайжан действительно остепенился и стал хорошим акыном. Родной дядя племяннику оказал большие почести, да и представители рода Караул, выходцем которого был сам Ибрай, тоже очень хорошо отнеслись к молодому таланту. И тогда Тайжан, прощаясь, в благодарность сочинил и в их честь стихи:

– Халқым сүйіп атымды қойған Тайжан,

Егіз туған анадан Арғын, Найман.

Осы арадан бөтен еш жұмысым жоқ,

Бата алғалы келіп ем Ыбырайдан.

Бірің емес, бәрің де нағашымсың,

Саздай жерге өрбіген ағашымсың.

Осы жолы Тайжанды сыйлап жібер,

Бұдан былай Тайжанның бағы ашылсын.

– Меня назвали любя Тайжаном,

Близнецами родились Арыгыны и Найманы.

Здесь у меня не было дел никаких,

Приехал я, чтобы дядя Ибрай меня благословил.

Все родичи мои, как деревья,

Выросшие на хорошей почве.

В этот раз вы хорошо приняли меня,

Тайжан доброту не забудет никогда».

Бата на Наурыз

Есть благословения, которые даются во время праздников. Например, бата на празднике «Наурыз» звучат так:

Ниеттерің ақ болсын,

Наурыздың ақша қарындай.

Бастарыңа бақ қонсын,

Шаштарыңның барлық талындай!

Санасы асыл адамның,

Көңілде кірі қалмасын.

Құты қашып жаманның,

Жақсы тапсын жалғасын!

Тыныш болсын даламыз,

Түгел болсын нуымыз.

Таза болсын ауамыз,

Тұнық болсын суымыз.

Қайғы-уайым жоқ болсын,

Оралмасын кез өгей.

Ырысымыз көп болсын

Бүгінгі наурыз көжедей.

Пусть ваши намерения будут светлы,

Как Наурыза белый снег.

Пусть к вам прилетят много птиц,

Столько, сколько у вас волос на голове!

У кого помыслы чисты

В душе пусть не останется пятен.

Пусть черные мысли исчезнут плохих людей

И доброта найдет свое продолжение!

Пусть мир будет в степи,

Пусть много будет нас всегда.

И чистым будет воздух наш,

И прозрачной будет вода.

Да не возвратятся трудностей времена,

Исчезнут пусть горести все.

Пусть будет много счастья вновь,

Как наурыз коже в казане.

Старшие также в благодарность благословляют приготовивших Наурыз-коже:

Көже істеген келіндер,

Көпке жақын елші бол,

Бозторғайдай төлшіл бол,

Ор қояндай көзді бол,

Адам таппас сөзді бол!

Снохи, вы приготовили вкусно,

Будьте как послы хороших дел,

Желаем вам много птенцов, как у жаворонка,

Пусть будут глаза ваши зорки, как у зайца,

И будьте находчивы в словах, как никто!

Казахи знали цену природы и благословляли каждый новый месяц:

Өткен ай өзімен кетсін,

Туған ай жарылқасын,

Аяз әлін біліп,

Күнекей күн жарлықасын!

Пусть уходит с добром прошлый месяц,

Пусть новый месяц принесет покой,

Пусть мороз знает свое место,

Пусть солнце краса обогреет всех нас!

Мне посчастливилось пить чай из рук супруги великого казахского художника Абильхана Кастейулы. После чаепития Сакыш апа прочла такое благословление:

Құдай жолды оңдасын,

Еш жамандық болмасын.

Денсаулығымыз зор болсын,

Дастарханымыз мол болсын!

Да справит бог дорогу.

Да не случится плохое.

Пусть будет хорошим наше здоровье

И пусть будет полным дастархан.

Бывает и так, когда младшие возрастом дают бата старшим. Известная поэтесса Фариза Онгарсынкызы так благословила старейшин:

Түндерің тыныш болсын,

Үйлеріңе ырыс толсын.

Келіндерің есті болсын,

Ұлдарың сесті болсын.

Балаларың қуаныш әкелсін,

Немерелер жұбаныш әкелсін.

Орындарың төр болсын,

Дастарқандарың мол болсын.

Қатарларың көп болсын,

Уайым қайғыларың жоқ болсын.

Жастардың қазасын көрмеңдер,

Зұлымдардың жазасын көрмеңдер!

Еліңде бірлік болсын,

Жарасты тірлік болсын!

Пусть ночи ваши будут тихи,

Пусть чаши в доме будут полны.

Пусть снохи будут послушны,

А сыновья будут умны.

Пусть дети радуют вас,

Пусть внуки счастье даруют,

Ваше место пусть будет высоко

И на дастархане будет полным полно.

Пусть ровесников будет много вокруг,

И переживания, и горести изчезнут вдруг,

Чтобы не видели вы похорон молодых,

Чтобы злые слова миновали ваш слух,

Пусть в стране будет единение

И радуют мирных дел творения!

Современные бата

Бата всегда находится рядом. Казахи благословляют и незнакомых людей, которых видят в первый раз. Однажды у автобусной остановки я увидел одиноко сидящего аксакала. Со мной был маленький сын. Аксакал посмотрел на моего сына и сказал:

– Я живу в городе Туркестан, сейчас я пенсионер. Хочу благословить твоего сына.

Я взял в руки сына и сел рядом с аксакалом, раскрыв ладони. Старец от души благословил моего сына, высказал много хороших пожеланий. Когда я пришел домой, записал в свой дневник все как было. Сейчас моему сыну двадцать четыре года, он нашел свое место в обществе и работает во благо нашей страны. Все хорошее, что случилось с моим сыном, я связываю с бата того самого аксакала.

Казахские бата-благословения способствуют правильному развитию общества. Эта традиция продолжается и по сей день. В благословениях отражаются черты и сегодняшнего дня. Некоторое время назад на одном мероприятии я услышал из уст известного современного поэта Оразакына Аскара сочиненное им вот такое бата:

Елбасымыз алысты көрсін,

Ел-жұртымыз табысты болсын.

Қыздарымыз сұлу,

Ұлдарымыз намысты болсын!

Көршілеріміз тыныш болсын,

Таңдағанымыз жұмыс болсын.

Малымыз төлдеп, егіні із көктеп,

Дастарханымызға ырыс толсын!

Нарық қалтаны қақпайтын болсын,

Теңгеміз теңдік сақтайтын болсын.

Қазақстанның барлық азаматтары

Қазақша сөйлеп, алға аттайтын болсын!

Соғыстың беті болсыншы әрі,

Ренжімесін өміріне кәрі.

Бауыр етіміз балалар түгі,

Сатылмасын құс балапандары!

Мәдениетіміз мәнді болсын,

Тұрмысыз сәнді болсын.

Бәрін айт та, бірін айт,

Дербестігіміз мәңгі болсын!

Пусть Елбасы наш будет мудрым,

Народ пусть успешным будет,

Девушки будут красивыми,

А парни наши будут честными!

Пусть соседи будут мирными,

Мы выбираем честный труд.

Пусть пастбища полны, и пшеница густо растет

Дастарханы пусть полные дома нас ждут!

Пусть экономика не бьет по карману,

И тенге наш будет равным средь валют,

Пусть все казахстанцы говорят на казахском

И вместе в будущее шагнут!

Пусть культура наша будет содержательной,

Пусть жизнь наша будет созидательной,

А самое главное счастье сейчас,

Пусть независимость будет вечной для нас!

Казахи всегда придерживались своих обычаев и традиций. И нет сомнения в том, что бата-благословения как средство воспитания подрастающего поколения будут передаваться из поколения в поколение.

Как отмечается Курбан Айт в 2019 году в Казахстане? Мусульманский праздник Курбан Айт (или, как его еще называют, Курбан Байрам, а по-арабски – Ид аль-Адха) отмечают на 10-й день двенадцатого месяца лунного календаря. Курбан Айт завершает собой хадж – ежегодное паломничество мусульман в Мекку.

На Курбан Айт в 2019 году в Казахстане мусульман поздравляет верховный муфтий страны, президент Республики Казахстан и другие представители духовенства и власти. Верующие поздравляют друг друга словами «Құрбан-айт қабыл болсын!»

Поскольку большая часть населения страны исповедует ислам, по инициативе президента Нурсултана Назарбаева первый день праздника является выходным.

Когда отмечают Курбан Айт в 2019 году?

Курбан Айт в 2019 году в Казахстане начнут праздновать с воскресенья 11 августа, воскресенья. По традиции празднование продолжается три дня.

Первый день Курбан Айта является официальным выходным днем, но если он выпадает на субботу или воскресенье, выходной с него на другой день, как с государственных и национальных праздников, не переносится.

Когда начинается праздник, верующие совершают полное омовение и надевают чистую праздничную одежду. Затем они идут в мечеть на утреннюю молитву. Праздничный намаз проходит во всех мечетях Казахстана с 8 утра.

Как проходит празднование Курбан Айт?

Как отмечается Курбан Айт в Казахстане? После завершения намаза мусульмане возвращаются домой, где хором славят Аллаха. Потом они снова отправляются в мечеть, где мулла читает проповедь. По ее окончании верующие посещают кладбища, где молятся за усопших.

Затем начинается обряд жертвоприношения. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное: овцу, корову, барана или верблюда. Считается, что с первой каплей крови этого животного человеку, совершающему жертвоприношение, прощаются его грехи.

Власти столицы республики запретили убой животных во время празднования Курбан Айта во дворах многоэтажных домов и в других общественных местах.

Такое решение принято для сохранения надлежащего санитарного состояния городской территории, поэтому решение акимата Астаны можно только приветствовать. По традиции треть мяса съедает семья, вторую отдают соседям, третью – беднякам.

История и традиции празднования Курбан Айт

История этого праздника такова. Праздник жертвоприношения напоминает о подвиге веры пророка Ибрагима. Он получил откровение, в котором ему было велено принести в жертву собственного сына Исмаила.

Ибрагим был готов исполнить это, но в последний момент Всевышний заменил жертву, послав Ибрагиму барашка. В память об этом уже несколько веков мусульмане отмечают Курбан Айт.

Это один из самых значимых мусульманских праздников, утверждающий важные жизненные приоритеты – единство и милосердие, дружбу и взаимопомощь.

В этот день в Казахстане проводят айтысы, национальные игры кокпар и кыз-куу, накрывают богатый стол для друзей и родственников, ходят в гости.