Что должен делать младенец в 4 месяца. Ведущие социальные проявления. Физическое развитие малыша

Сон

Примерно к четырем месяцам (к 16 неделям) малыш окончательно привыкает к смене дня и ночи. Часто именно в этом месяце он впервые спит не просыпаясь всю ночь напролет.

В целом младенец спит по шестнадцать-семнадцать часов в день: дневной сон приходится на позднее утро, в течение дня малыш еще два раза засыпает на долгое время.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, ритм кормлений уже установился: малыш просит грудь в среднем от четырех до шести-семи раз в день. Его желудок увеличился, и поэтому всякий раз он съедает больше молока, при этом период переваривания удлиняется. Кроме того, ребенок легче отвлекается во время кормлений. Вот почему порой необходимо кормить его в спокойном месте, вдали от суеты. Если младенец на искусственном вскармливании, вы уже можете давать ему смесь второго или последующего типа. В день ребенок выпивает в среднем пять бутылочек смеси по 180 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Слух ребенка уже достигает нормальной остроты, он поворачивает голову по направлению к источнику звука. Он идентифицирует и отлично определяет звуки, узнает звук шагов родителей.

Зрение

До этого момента две картинки, которые малыш получал при помощи левого и правого глаза, в значительной степени накладывались друг на друга. К четырем месяцам зрение ребенка становится бинокулярным. Он уже видит окружающий мир объемным, а значит, может оценивать расстояния; он начинает брать в руки предметы, лежащие вблизи от него. Пока что он может видеть все, что находится всего лишь в пределах 40 см от него, и его мир ограничивается тем, до чего он может дотянуться; однако движения его глаз теперь столь же точны и быстры, как у взрослого, к тому же он различает цвета почти так же хорошо, как и вы. Младенец следит за вами, когда вы перемещаетесь по комнате или играете с ним.

Осязание

Малыш постепенно узнает, что предметы и материалы обладают различными свойствами: они могут быть мягкими или твердыми, шероховатыми, гибкими, теплыми...

Когда малыш бодрствует

Как только у ребенка в руках оказывается какой-то предмет, он недолго разглядывает его, а затем обязательно пытается сунуть его себе в рот. К тому же у младенца может начаться обильное слюноотделение. Первый зуб обычно появляется лишь в пять - шесть месяцев, однако некоторые дети уже в четыре месяца начинают ощущать, как зубы давят на десны изнутри.

Малыш открывает для себя собственные руки и ноги, представляющие для него предмет неустанного восхищения; теперь он может играть самостоятельно. Он начинает издавать членораздельные звуки: «ма-ма» или «па-па» (однако эти звуки он еще не связывает с родителями); он уже может имитировать звуки, которые издают окружающие. Ребенок начинает понимать причинно-следственные связи - к примеру, связь между нажатием на кнопку и тем, что после этого зажигается свет или звучит музыка. Кроме всего прочего, в это время он может начать немного более «нелюдимо» реагировать на незнакомых людей.

Здоровье ребенка

Четвертый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие и новые навыки (описанные выше), состояние его иммунной системы, его размеры: средний рост младенца в четыре месяца составляет 62 см, вес - порядка 6 кг, а окружность черепа достигает примерно 41см.

Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем (сердечной, дыхательной, сосудистой систем), проверяет наличие аномалий, которые могут свидетельствовать о какой-либо патологии.

Затем, как и всякий раз, врач спрашивает мать (и отца, если тот присутствует) об их отношениях с ребенком. Это делается для того, чтобы оценить, как родители справляются со своей задачей, а также проконсультировать их и ответить на возникшие у них вопросы.

Прививки

Если вы следуете национальному календарю прививок, ваш малыш должен в четыре с половиной месяца получить вторую вакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Если вы хотите ослабить воздействие вакцины на организм ребенка, постарайтесь действовать по схеме.

Внимательно отслеживайте побочные реакции

Будьте внимательны: если после первых прививок у вашего малыша появлялась экзема, возникали ЛOP-осложнения, пищеварительные трудности, проблемы со сном и т. п. или если он страдает пусть даже от минимальной инфекции в момент, когда нужно делать прививку, - отложите ее. Проконсультируйтесь с участковым педиатром или гомеопатом и подождите, пока организм ребенка вновь придет в норму; давайте малышу подходящие ему витамины. Затем, когда проблема решится, продолжайте вакцинацию, однако действуйте очень осторожно и не забывайте применять гомеопатические средства.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Виды естественной терапии, которыми можно дополнить лечение

Гомеопатия

  • Периодический жар, сопровождающийся сильной жаждой, потоотделением: «Белладонна 9/15 СН».
  • Сильный жар без жажды: «Апис меллифика 15 СН».
  • Очень сильный жар, беспокойное состояние, затем внезапное резкое понижение температуры: «Аконитум 15 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждую четверть часа, чтобы снять жар и избежать судорог; затем следует принимать препарат все реже, а при улучшении состояния отменить. Можно принимать одновременно несколько препаратов, это безопасно для ребенка. В таком случае давайте малышу по 1 грануле каждого выбранного вами препарата. Кроме того, можно также давать следующий комплексный препарат типа «все в одном», обладающий болеутоляющим, противовоспалительным и жаропонижающим действием:

  • «Белладонна 9 СН»;
  • «Апис меллифика 15 СН»;
  • «Арника 9 СН»;
  • «Хамомилла 9 СН».

Давайте малышу по 2 гранулы в соответствии с приведенной выше схемой приема.

Фитотерапия

Растения, обладающие противовоспалительным и жаропонижающим эффектом: золототысячник обыкновенный, таволга, черная смородина, ива белая и другие растения, оказывающие также успокаивающее действие.

Ароматерапия

И без того узкая область применения эфирных масел у грудных детей еще более сузилась в последние месяцы, после изъятия из свободной продажи таких полезных лекарственных средств, как суппозитории против болезней бронхов и бальзамы против кашля. Подобная мера предосторожности необходима, так как существуют препараты способные, при применении в больших дозах вызывать судороги. Однако большинство препаратов, если применять их по строгой схеме, составленной специалистами в данной области, не представляют опасности. При жаре врач-гомеопат может выписать вам рецепт на еле-дующие суппозитории. Это очень эффективное средство, со- & стоящее из жаропонижающего (парацетамола) и двух видов эфирных масел, обладающих антисептическим, противовоспалительным и успокаивающим действием; оба компонента стимулируют работу иммунной системы.

Рецепт суппозиториев , которые готовятся с применением биохеметилированных эфирных масел (приведенные в рецепте термины предназначены исключительно для врача и фармацевта):

  • ББРЭМ (прошедшее биологическую и биохимическую обработку эфирное масло) равенсары;
  • ББРЭМ лаванды лекарственной.

В равных количествах:

  • по 0,03 мг: младенец весом от 3 до 8 кг;
  • по 0,04 мг: младенец весом от 8 до 12 кг;
  • плюс парацетамол (при болях или лихорадочном состоянии):
  • 100 мг: младенец весом от 3 до 8 кг;
  • 150 мг: младенец весом от 8 до 12 кг.

Основа «Витепсол» (или основа для суппозиториев с добавлением воска): в достаточном количестве для производства суппозитория весом 1 г.

При инфекции (которая может сопровождаться жаром; однако суппозитории могут и предотвращать его появление): 3 или 4 (максимум) в сутки, с пяти-шестичасовым перерывом. Желательно всегда иметь запас таких суппозиториев; хранятся в холодильнике.

Хватаем, бросаем, переворачиваемся

Период адаптации к окружающей среде закончился. Малыш больше не приспосабливается к ней - теперь он ее познает.

К четырем месяцам ребенок обычно переворачивается со спины на живот - соответственно, его подвижность растет. Детишек, которые не торопятся переворачиваться, можно стимулировать. Например, положить малыша на спину, а сбоку от него, так, чтобы он видел, поставить игрушку или бутылочку. Можно даже позволить ему уцепиться за эту игрушку и слегка потянуть ее, помогая ребенку перевернуться. Немножко потренировавшись с вами, кроха, в конце концов, начнет переворачиваться самостоятельно.

Приблизительно к четырем месяцам угасает хватательный рефлекс. Теперь ребенок берет предметы осознанно. В связи с этим можно ввести новую игру - «Шнурок» . Завязываем на шнурке узелки и вкладываем малышу в ручку. Как только он ухватился, начинаем аккуратно вытягивать. Ручка продолжает удерживать шнурок - на узелке она задерживается, потом проскальзывает, потом снова задерживается. Так мы учим расслаблять и сжимать мышцы руки.

Раньше малыш случайно задевал висевшие над ним погремушки, теперь он сознательно пытается дотянуться до них и потрогать.

Примерно на четвертом месяце ребенок обнаруживает, что если выбросить игрушку из кроватки, мама куда-то исчезает, а потом снова появляется в поле его зрения, держа игрушку в руках. Эта новая игра «исчезло-появилось» очень забавляет малыша.

«Экран» - еще одна игра на исчезновения. В качестве экрана подойдет лист бумаги или картона. Ставим его перед малышом, в другую руку берем игрушку. Показываем игрушку малышу. «Вот она, смотри!» А теперь игрушка заходит за экран и - исчезает! Это мы, взрослые, понимаем, что она находится за экраном. Малыш об этом даже не догадывается. Поэтому, когда пропавший предмет появляется с другой стороны экрана, это воспринимается им как настоящее чудо. Но достаточно сыграть в эту игру пять-шесть раз, и вы заметите, что ребенок уже не расстраивается по поводу исчезнувшей игрушки, а поворачивает голову в ту сторону, где она должна появиться. С психологической точки зрения это очень важная игра. В ее процессе ребенок обнаруживает, что исчезновение из его поля зрения - это не исчезновение из мира. То, что он сейчас не видит, продолжает где-то существовать и, вполне вероятно, скоро снова появится.

Игрушки . Их в поле зрения крохи должно находиться 3-4, не больше. Иначе внимание ребенка будет рассеиваться. Ведь ему все одинаково интересно, а избирательное внимание пока не развито.

Зеркало . Малыш будет с большим интересом рассматривать отражения родителей. Их в отличие от себя он хорошо узнает. Свое лицо в зеркале он будет пока воспринимать как чужое и отводить глаза. Но пройдет месяц-два, и он поймет, что существо по ту сторону стекла - это он сам. И вы ему в этом поможете, если будете регулярно подходить к зеркалу, рассматривать его отражение и называть его: «А вон Саша в зеркале. Вон его глазки, ручки». Это очень полезное занятие, оно позволяет ребенку сформировать правильный образ самого себя.

Речь . Немного внимания, и вы услышите, что в речи крохи появились повторяющиеся звуки: «ма-ма-ма», «на-на-на», «ба-ба-ба-ба» и т. д. Понятно, что часть звуков будет нечленораздельна, но в этот период очень важно, чтобы мама повторяла те звуки, которые произносит сам ребенок. Он случайно произнес: «ба» - мама подходит и говорит: «Ба-ба-ба». В этот период дети активно подражают взрослым. Если вы будете приближать свое лицо и что-то произносить, ребенок будет пытаться за вами повторять.

Пальчиковые игры. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Современные нейропсихологи полностью подтверждают его слова, но говорят еще точнее: «Интеллект ребенка находится на кончиках пальцев». Все, что мы делаем пальцами, развивает мыслительные способности и, в частности, речевые функции. Поэтому играем в пальчиковые игры. «Сороку-белобоку» знают все.

Ложка . Лучшее питание для малыша - это, безусловно, молоко матери, но совсем скоро наступит пора введения прикорма. Попробуйте пару раз во время кормления вложить в ладошку крохи детскую ложку из легкого и приятного материала. Пока она ему не понадобится, но ассоциативная связь «кормление-ложка» начнет постепенно формироваться. В результате малыш быстрее научится есть прикорм из ложки, а затем и есть самостоятельно.

Расческа . Пора начинать причесывать младенца специальной массажной щеткой. «Зачем? - удивляются родители. - Там еще и причесывать нечего!» Действительно, нечего. Обычно волосы отрастают и начинают спутываться ближе к году, как раз в том возрасте, когда дети боятся расчески. Если малыш не привык к тому, что за его головой ухаживают, в год это может стать проблемой. Поэтому начинать причесывать надо уже сейчас, пока эта процедура еще не вызывает страха. Вы пока просто приучаете ребенка к тому, что это приятно и не опасно.

Мама: «Я стала такая решительная!»

Четвертый месяц - конец адаптационного периода не только для малыша, но и для мамы. К этому времени женщина окончательно перестраивается, осознает факт своего материнства и - взрослеет. Эта взрослость выражается прежде всего в возросшем чувстве ответственности. Сознание своей ответственности за другую жизнь может заставить ее полностью изменить уклад своей жизни. Я консультировала пару байкеров, в которой жена после родов совершенно потеряла интерес к мотоциклу. Это, кстати, привело к сложностям в отношениях, но об отношениях чуть позже. Сейчас же хочу сказать о другом: женщина, осознавшая себя матерью, начинает оценивать все свои действия с точки зрения их безопасности для малыша. «Что будет с ним, если со мной что-то произойдет?» - вот вопрос, который задала себе моя знакомая байкерша. Ответ на него заставил ее навсегда слезть с мотоцикла.

Мы начинаем больше беспокоиться о собственном здоровье, более внимательно относиться к своим потребностям, потому что понимаем, что от нашего состояния зависит судьба ребенка.

Тревогу вызывает все, что связано с благополучием детей, причем не только своих, а в принципе всех. Матери как никто способны сопереживать друг другу.

С другой стороны, все, что не касается детей, теперь воспринимается намного спокойнее. То, что раньше казалось сверхважным, теперь вызывает только поверхностные переживания, кажется незначительным и мелким по сравнению с заботой о ребенке.

Еще одно важное изменение в характере: женщина становится намного увереннее в себе. «Я стала такая решительная. Раньше я совсем не могла спорить с мамой, свекрови не смела высказать свое мнение, а теперь все по-другому», - сказала мне одна молодая мама.

Чувство ответственности дало ей силы отстаивать интересы - и свои собственные, и своего ребенка.

Женщина замечает, что ее отношение к мужу изменилось, стало ровным и не таким пылким. И ее это тревожит. В этот период можно услышать такое признание: «Я стала холоднее к своему мужу». На самом деле это не холодность. Вы меняетесь, и вместе с вами меняется качество вашей любви. Теперь ваша страстная, пылкая любовь принадлежит ребенку. А в отношения с мужем пришли уверенность, понимание, принятие. Вы спокойнее относитесь к каким-то его привычкам, которые раньше вас раздражали. Да, ваша любовь кажется побледневшей на фоне того всепоглощающего чувства, которое вы испытываете к малышу, но на самом деле она просто стала немножко другой.

Друзья как испытание

Жизнь женщины после рождения ребенка резко меняется, на какое-то время ей приходится отказываться от работы, от привычного круга общения. И ей, конечно, хочется, чтобы ее муж тоже отказался от своих прежних интересов и максимально сосредоточился на семье. Но у мужчины так не происходит. Ему дороги его друзья, его образ жизни. «Я живу с ней три года, а со своими друзьями общаюсь уже 15 лет, - говорил мне один молодой папа. - А теперь она всячески старается меня с ними рассорить. Не понимаю, почему я должен из-за нее отказываться от дружбы и сидеть дома, пришпиленный к ее юбке?»

В надежде вытащить мужа из его теплой компании женщины используют самые разнообразные ухищрения. Например, они исподтишка акцентируют внимание только на недостатках старого приятеля, чуть-чуть их преувеличивая. И изо дня в день внушают мужу, что это не тот человек, с которым ему следует иметь дело. А можно и вовсе поставить ультиматум: «Либо ты прекращаешь с ним общаться, либо уходишь спать на диван».

Есть и более изощренный способ - «игра». Она заключается в том, что стоит появиться друзьям - и супруги начинают ругаться. Жена, пытаясь спровадить гостей, предъявляет мужу претензии: «Иди займись ребенком. А почему ты не помыл посуду? У меня на это времени нет!» Далеко не всякий муж согласится, чтобы его при свидетелях выставляли подкаблучником. Чаще всего мужчина начинает защищаться. Если бы то же самое произошло без свидетелей, он бы и с ребенком посидел, и посуду помыл. Но сейчас... И разгорается ссора. Чего при этом добивается женщина? Очевидно, она хочет доказать мужу, что это плохие друзья, потому что «при них мы всегда ругаемся». Но мужчина приходит к другому выводу: «Мы - скандальная пара, у нас ничего не получается».

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что и друзья тоже бывают разные. Иногда они тоже ревнуют и борются за сохранение дружбы. А потому могут позволить себе всякие колкости в ваш адрес, например: «Она, конечно, не красавица, но зато изменять не будет», или могут ввалиться среди ночи и вызвать мужа на лестничную площадку о чем-то поговорить.

Получается, что семья и правда переживает серьезный кризис. Что с этим делать? Во-первых, не раздувать из мухи слона и не ревновать попусту. Дружеские и семейные отношения - это совершенно разные вещи. Более того, иногда наличие друзей и хобби просто необходимо для нормального существования семьи. Ну, например, супруг увлекается футболом. У него своя команда единомышленников, с которыми он каждую субботу ездит играть или сидит в спорт-баре, болеет за свою команду. Жена воспринимает это как угрозу отношениям: «Откуда я знаю, с кем он там встречается?» На самом деле это счастье, когда у мужчины есть какое-то увлечение и мужская компания. Существование другого интереса позволяет снизить напряженность в семье, а друзья, которые этот интерес разделяют, очень облегчают семейную жизнь.

Давайте представим себе обратную ситуацию. Допустим, жена добилась своего - муж отказался от походов в спорт-бар и теперь все вечера напролет сидит дома, смотрит футбол по телевизору. Если у женщины есть силы и время, она может даже сесть с ним рядом и тоже смотреть футбол. Надолго ли ее хватит? Думаю, что нет. И она тут же найдет аргумент в свою защиту: «Почему я должна смотреть твой футбол? Я же не пытаюсь тебя привлечь к вышиванию крестиком и готовке». В этот момент у мужчины «зажигается лампочка»: «Мы разные люди. У нас нет общих интересов. Зачем я вообще женился?»

Возникновение напряжения в отношениях с друзьями супруга (и супруги) после того, как у вас родился ребенок, наверное, неизбежно. И выход тут один - перестать бороться. Надо дать каждому - и женщине, и мужчине - возможность удовлетворять свою потребность в общении. А для этого просто договоритесь о правилах.

Например:

  • Приход гостей не должен быть неожиданностью ни для кого из супругов. Как вам не нравится, когда его друзья могут прийти к нему в два часа ночи, так и ему может быть неприятно увидеть у себя на кухне вашу подругу, когда он пришел с работы.
  • Договоритесь о взаимных ожиданиях. Муж приглашает друзей к себе, чтобы вместе на кухне посмотреть футбол. Жена считает, что она в этот момент должна туда войти и приготовить всем ужин, как добросовестная хозяйка. Или сядет вместе с ними, чем разобьет мужскую компанию, и чему мужчины будут наверняка не рады. Оговаривайте такие вопросы заранее. Если к супругу приходят гости, спросите его: «Хочешь, чтобы я вместе с вами посидела, ужин приготовила? Или я лучше с ребенком в комнате побуду?» Наоборот, если к жене приходят подруги: «Хочешь, я погуляю с ребенком, чтобы вы с девчонками пообщались?» - «Нет, останься». - «Хорошо, тогда займусь малышом». Если вы проговорите, чего каждый из вас ждет, конфликтов избежать будет намного проще.
  • Выучите назубок: нельзя критиковать друг друга в присутствии третьих лиц! Дома, один на один, вы можете высказать все, что думаете. Иногда бывает полезно поссориться и помириться. Но при свидетелях - ни в коем случае. Я очень рекомендую придерживаться этого правила и в присутствии своих мам, пап, бабушек, дедушек и всех остальных. Почему? Потому что вы в сердцах сказали слово, а в голове другого человека оно отложится совершенно по-другому. Вы уже и забыли, что сказали, и супруг забыл, но свекровь запомнит, и напомнит об этом сыну в самый неподходящий момент. Все то же самое работает и в другую сторону. Ваша мама тоже может напомнить вам о том, что ваш муж что-то сделал не так. Очень часто причиной конфликтов бывают просто неправильно сказанные или неправильно понятые слова, которые вы обронили и даже не заметили.
  • Дружите семьями. Если у ваших друзей есть дети, начинайте ходить в гости вместе с ребенком и приглашать их с детьми к себе. Дружба семьями дает очень многое. Во-первых, у вас есть возможность поговорить на интересующие вас темы. Во-вторых, в других семьях вы можете почерпнуть новый опыт. А ваш муж, глядя на других отцов, начнет оценивать себя не просто как мужчина, но и как папа: «Пожалуй, надо побольше заниматься с ребенком. А то вон Олег все время с сыном возится, а я своего даже искупать времени не нахожу».
  • Каждый из супругов должен иногда встречаться со своими друзьями вне дома. Просто потому, что каждому нужно время от времени выходить из четырех стен, менять обстановку и отдыхать от рутины.

С наступлением четвертого месяца жизни многие проблемы, беспокоящие малыша, проходят, и он становится полноценным членом семьи. Он уже спокойно узнает маму и папу, активно общается с ними, дарит им улыбки. Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, поворачивает головку на звуки собственного голоса. В этот период в его жизнь входят активные игры с родителями и игрушками, появляются новые эмоции и переживания, которые малыш активно демонстрирует.

Главной жизненной задачей на этот период становится общение с близкими людьми. Малышу необходимо освоить большое количество звуков и слогов, в чем ему могут помочь мама и папа, предлагая различные подражательны игры.

Таблица развития

Как спят дети на 4 месяце жизни?

Общее количество сна в сутки уменьшается до пятнадцати часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, в которых есть два – три перерыва на кормление. А остальное время разделяется на три дневных сна.

Пришла пора установить четкие периоды сна – бодрствования. Теперь малышу проще организовать полноценный режим дня, это нужно еще и для того, чтобы впоследствии ему было проще ориентироваться во времени.

Развитие органов чувств в этом возрасте.

Зрение

Зрение малыша становится более восприимчивым к яркости и цвету изображения. Яркие цвета по-прежнему привлекают его внимание, но нужно помнить, что обилие контрастных цветов в игрушках может негативно сказываться на утомляемости. Ограничьтесь игрушками с преобладанием одного – трех различных цветов.

Педиатры рекомендуют полностью заменить яркие игрушки, на более спокойные и природные цвета. Особенно это касается игрушек в виде животных или людей. Чем реалистичнее будет выглядеть картинка, тем проще ребенку будет ориентироваться в реальном мире.

Слух

Слух для малыша сейчас является основным проводником в большом мире. Он прекрасно справляется как со своими основными задачами по поиску источника шума, так и с построением связей с внешним миром. То, насколько качественно ребенок справляется с этими задачами можно оценить по его реакции на различные звуковые сигналы. Так, при раздражающих или мешающих звуках малыш может начать отворачиваться или плакать, а при звуках маминого голоса или веселой песенки улыбаться и махать ручками.

Теперь малыш становится активным собеседником в разговорах с родителями. Он научился подпевать маме, строить диалоги, правда пока еще на своем языке, и громко и весело смеяться.

Есть полезное упражнение для развития речи ребенка: сядьте рядом и, заглядывая ему в глаза, повторяйте за ним все звуки. Через небольшой промежуток времени малыш начнет повторять звуки за вами.

Чаще разговаривайте с крохой, так вы поможете ему быстрее освоиться с первыми звуками. Если уделять ему достаточно внимания, то уже сейчас можно услышать различные слоги типа «ма», «гу», «па» и так далее.

Тактильные ощущения

Развитие ребенка в четыре месяца пока еще напрямую зависит от контакта с матерью. Чем чаще мама берет его на ручки, поглаживает, делает легкий массажик и играет с малышом, тем быстрее он осваивает новые действия и тем здоровее и крепче становится его психика.

К четырем месяцам психическое развитие ребенка достигает того момента, когда боль, страх, радость, обида или любопытство переживаются особенно остро. Поэтому контакты с мамой должны быть максимально продолжительны и продуктивны.

Движения и действия малыша на 4 месяце жизни

Мам, разумеется, интересует, что делают дети в этом возрасте? Малыш уже уверенно переворачивается, меняет позы во время сна и бодрствования. Попытки приподняться на ручках, опираясь только на ладошки, становятся все более успешными. Некоторые детки в этом возрасте уже вполне способны самостоятельно встать на четвереньки, правда, совсем на короткое время.

Крайняя заинтересованность в изучении собственного тела выражается в постоянном разглядывании своих ручек и ножек, и попытками управлять ими по собственной инициативе. Также малыш охотно трогает ручками лицо мамы или папы, хватает маму за волосы.

Активно формируются причинно-следственные связи, так, увидев мамину грудь или бутылочку, крошка перестает плакать и ждет, когда его покормят.

Если потянуть ребенка, лежащего на спинке, за ручки, то он спокойно садится. Только не стоит пока слишком нагружать его этим навыком, потому что его позвоночник еще очень слабенький и слишком частые и усердные присаживания могут вызвать различные неприятные заболевания.

Большой плюс этого периода – это тот факт, что малыш на короткое время может занять себя сам. Если предложить ему новую веселую и пищащую игрушку, он будет достаточно долго вертеть ее в ручках, а это даст маме небольшой пятнадцати – двадцати минутный перерыв.

Как играть с ребенком этого возраста?

Малыш уже не просто рассматривает игрушки, предложенные мамой. Он прекрасно знает, как правильно взять погремушку, и с какой силой потрясти, чтобы она издала звук. Если у игрушек предусмотрены кнопки для извлечения звуков, малыш охотно будет нажимать их.

Так же пробуждается своеобразный интерес к физике тел : ребенок может кидать игрушки на пол или в воде и наблюдать за тем, как они падают и булькают.

    Игры в воде тоже становятся другими. Теперь малышу необходим целый арсенал игрушек, пузырьков и ведерок для купания.

    Игра в «Ку-ку» развивает поисковые навыки. Накройте себя или ребенка одеяльцем, а затем с возгласом «Ку-ку, кто это тут» снимите одеяльце. Если игра ему нравится, то малыш будет громко хохотать и сучить ручками.

    Игра в «Ладушки» способствует раскрытию ладошки и ускоряет развитие моторики и полушарий мозга.

    «Сорока – ворона» помогает наладить работу желудочно-кишечного тракта. Осторожно и плавно массируйте ручки ребенка, начиная с ладошки и постепенно переходя к пальчикам. При этом приговаривайте «Сорока-ворона, кашку варила и т.д.».

    Выделите малышу небольшое зеркало в твердой пластиковой рамке. Он с радостью будет рассматривать свое отражение и улыбаться.

В этом возрасте рекомендуется увеличить продолжительность прогулок на свежем воздухе. Пусть малыш не просто пассивно лежит в коляске, а рассматривает все вокруг. Повесьте на коляску погремушек и новых игрушек, чтобы ребенок мог хвататься за них ручками.

Продолжайте делать ребенку ежедневный массаж и гимнастику. Гармоничное физическое развитие гарантируют и быстрое развитие психики и мозга.

Что должен уметь младенец в 4 месяца? В большинстве случаев, у детей проявляются новые способности. Малыш вместо того, чтобы хватать всё подряд, начинает целенаправленно брать игрушку. Он знает, что с ним играют. В своем возрасте малыш должен уметь переворачиваться со спины на животик, он уже опирается на предплечья, и высоко поднимает голову. А еще опирается на носочки, если его приподнимают. Другие элементы развития читайте далее.

Самые главные характеристики: вес, рост, прибавка в весе

Вес на 4-й месяц жизни составляет от 6 до 7 кг, рост – от 60 до 63 см, в своем весе набирает до 750 г.

Спит ребенок 16 часов в сутки — 10 из этих часов приходится на ночной сон, и 6 — на дневной. То есть, 3 раза по два часа ребеночек должен спать днем. Это всё примерно — и не критично, если показатели не совпадают.

Считается, что в этом возрасте ребенок съедает 1/6 массы своего тела, то есть это примерно от 180-210 г грудного молока или смеси за одно кормление.

Обратите внимание на развивающий коврик — для детей это схоже с захватывающим приключением

Кормление

Если он начинает прикусывать грудь деснами, вы должны быть как мама настороже, и обязательно отреагировать: вскрикнуть, отстранить ребенка от груди, показать, что такое поведение не приемлемо, и вы так с собой обращаться ему не разрешаете. Это первые элементы воспитания ребенка под грудью .

Развитие

  1. Ребенок захватывает и удерживает игрушку.
  2. Может долго лежать на животе, при этом достаточно высоко поднимается на локтях.
  3. Кто-то делает первые попытки либо начинает активно переворачиваться.

В этом возрасте внимательно следите за малюткой: не оставляйте его на высоких поверхностях, даже на пеленальном столе.

Нельзя отворачиваться, чтобы отнести подгузник или дотянуться до крема. Всё должно быть под руками, очень удобно и безопасно для вашего малыша.

  1. У малыша появляются эмоции – обида, страх, радость и другие.
  2. Произносит свои первые слоги «ма, па», хоть это и не осознанно.
  3. Он реагирует на свое имя.

Узнает часть своих близких и родных, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят. Если приходят какие-то новые люди, малыш настораживается, ведет себя спокойно, или начинает плакать, стремиться к маме, папе, бабе, деду. Идет разграничение на «свои-чужие». Узнаёт своих родных по голосу.

Выделяет свои или нелюбимые. С каким-то он проводит большую часть времени, а какие-то его вовсе не интересуют. Вы купили дорогую игрушку, и решили, что она ему 100% понравится, но карапуз на нее не посмотрит. Его может гвоздь в стене больше заинтересовать, чем крутая игрушка.

В этом возрасте идет активное осознание своего тела. Он начинает трогать и ощущать нос, живот, голову, смотреть на руки.

Мотивировать малютку к ползанью можно яркими игрушками, которые вы положите прямо перед ним

Что делать, чтоб малыш хорошо развивался в 4 месяца

Продолжайте исключительно грудное вскармливание. Кормите вокруг снов, чтоб он получал и грудное молоко, и на этом фоне гармонично развивался. Начинайте носить ребенка на бедре. В этом возрасте идет формирование тазобедренного сустава.

Можно уже выкладывать ребенка на развивающий коврик . Либо он лежит на спине и смотрит на дуги с висящими игрушками, либо это развивающий коврик, на котором ребенок лежит на животе, и на нем нашиты различные крючочки, бантики, ленточки, погремушки, шуршалки, пищалки. Это всё благоприятно скажется на развитии ребенка.

Как правильно носить кроху в этом возрасте смотрите видео:

Рекомендуем в этом возрасте начинать играть с ребенком в игры на осознание тела. В виде комарика, что он «летел-летел, и на животик сел». Либо вы просто поглаживаете ребенка и называете каждую часть тела. Вводите такие игры в свое общение с ребенком, чтобы это было на пользу малышу, и вы тоже могли немного отдохнуть и поиграть со своим крохой .

Есть месяцы которые запоминаются надолго, 4-й месяц именно такой. Почему? Расскажет молодая мама двоих детей:

Объясняйте и показывайте младенцу, чтобы вы не делали, куда бы вы ни шли, гулять, или в ванну. Рассказывайте всё. Доказано, что те дети, с которыми разговаривали в младенческом возрасте долго и много, всё объясняли и показывали – быстрее развиваются, чем те, с которыми родители не общались. Не стесняйтесь разговаривать .

Развивайте мелкую моторику. Давайте различные мешочки с крупами, тряпочки разные по фактуре. Всё что есть разное на ощупь по фактуре, температуре, по форме – давайте в ручки малышу.

Давайте малышам с 4 месяцев разглядывать книжки . В руки не давайте, так как он вряд ли будет держать книгу. Листайте из своих рук. Рассказывайте, какие там красивые зайчики нарисованы, мишки, лягушки и т.д. Кроха будет заинтересовано слушать.

Дети оживляются, когда видят яркие картинки в книге

Имитируйте звуки животных: киса говорит «мяу-мяу», собака говорит «гав-гав». Повторяйте за малышом те звуки, которые он произносит. Вводите новые звуки, которые он не говорит.

Рассказывайте малышам сказки, можете выдумать их сами, пойте песни, танцуйте с вашим малышом, читайте стихи. Ученые доказали, что детям, которым читали стихи в таком юном возрасте в будущем, когда подрастали, то у них не было проблем с запоминанием больших текстов.

Массаж остается по прежнему важным в этом возрасте. Вы можете нанять массажистов, или сами массажировать малыша. Сгибайте ручки, ножки, поглаживайте — стимулируйте любую физическую активность малыша . Переворачивайте его, если он этого еще не делает. Потихоньку учите ползать, если он этого не делает.

Видео о том, как делать гимнастику с малюткой и упражнения в ванной:

Выводы

После четвертого месяца жизни, малыша ожидает время больших перемен особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Мама всегда радуется, когда кроха выдает что-то новое. Замечайте каждый успех вашего малютки, и тогда любые трудности будут ни по чем.

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

Для полноценного развития младенца необходимо внимание и забота родителей, также от них потребуются регулярные занятия с малышом. При этом педиатры рекомендуют ориентироваться на средние статистические показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Так папы с мамами могут определить, какие навыки у карапуза отсутствуют или сформированы недостаточно.

К четырём месяцам у деток наблюдается существенная прибавка в весе – они набирают до 750 г за 30 дней, рост же увеличивается на 2, 5 см, как и месяц назад. У детишек в данный момент отмечается редкое соответствие окружностей головки и груди, после чего, к пятому месяцу в размере начинает преобладать грудная клетка.

Организм четырёхлетнего ребёнка продолжает расти и адаптироваться к новой жизни и это проявляется в анатомических и физиологических изменениях:

  • маленький ребёнок уже может показать свои первые слёзки, так как у него сформировались слёзные железы;
  • всё меньше младенец мучается от колик в животике – это говорит о том, что начинает нормально функционировать пищеварительный тракт;
  • быстрым темпом расут настоящие луковичные волосики крохи и его ноготки;
  • физически малыш окреп, пополнел, сильнее стала его мускулатура и координация движений, особенно, это касается мышц спинки – в результате, у него получается уверенно переворачиваться, что в дальнейшем поможет ему научиться сидеть;
  • постепенно исчезают оставшиеся младенческие рефлексы, в том числе, Моро и рефлекс ползанья, повышенный тонус сохраняется пока в ножках карапуза;
  • улучшается зрение ребёнка, которое воспринимает основные цвета, мышцы глаз укрепляются, и по этой причине, у многих деток, страдающих в этом возрасте лёгким косоглазием, зрительная функция выправляется;
  • в отношении слуха тоже много интересных перемен, дети хорошо слышат, чувствуют различные звуковые нюансы, отдают предпочтение низким тонам и отчётливому ритму, не говоря уже о том, что прекрасно отличают голоса взрослых;

Четырёхмесячные детки очень любят, когда их держат столбиком, на руках, или, поддерживая под мышки – так они могут лучше познавать мир, наблюдая за людьми, рассматривая предметы. Садиться деткам ещё рано, так что за ними надо постоянно следить. Особенно, вредно раннее присаживание девочкам, у которых из-за этого в будущем могут быть проблемы с репродуктивной системой.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Стоит подробно рассмотреть, что должен уметь 4 месячный ребенок, тем более что многие его достижения достойны восхищения, ведь он ещё такой маленький.

Основные навыки и умения:

  1. Дети уже освоили умение держать головку – уверенно и довольно долго, при этом лежа на животе. Кроме того, они пытаются привстать, упираясь ручками и приподнимая плечики, грудь.
  2. Не менее важно то, что многие карапузы делают это и лежа на спинке. По сути, так они пытаются присесть, подтягивая голову и поднимая плечи.
  3. Если родители занимались с ребёнком до этого возраста, малышу удаётся хорошо управлять своими руками – он уверенно хватает и удерживает подвешенные и лежащие рядом игрушки и погремушки, научился держать бутылочку со смесью и обнимать маму. О развитой мелкой моторике может говорить и то, что малютка рвёт и мнёт листы газетной и журнальной бумаги, с интересом может трогать прорезыватели из разных материалов.

Особенно важным достижением считаются перевороты с животика на бок и на спину, они получаются у четырёхмесячного крохи всё лучше, причём делает он это самостоятельно без посторонней помощи. Это наиболее ценный показатель взросления ребёнка, делающий его менее зависимым от опеки родителей

Наряду с этим развиваются органы чувств и социальность малыша:

  1. Издавая разные интересные звуки, четырёхмесячный ребёнок ещё не использует губы и язык. Он только пробует всё новые и новые тональности, и порою, сам бывает удивлён своими способностями, прислушиваясь к собственному гулению.
  2. В развитии зрения также есть заметные сдвиги – ребёнок способен определить расстояние до предмета, и если тот недалеко, протянуть к нему ручку, не обращая внимания на более удалённую вещь. Детки в 4 месяца уже легко узнают членов своей семьи, они искренне радуются при их приближении и могут огорчаться, когда человек уходит. В этот период детей уже живо интересуют движущиеся объекты, животные, машины за окном, солнечные «зайчики» и свет фонарика, скользящие по комнате.
  3. У детей активно формируется правильное слуховое восприятие – они уже начали различать голоса родственников, определять тон сказанных слов. Малыши со вниманием прислушиваются к шуму, производимому домашней техникой, писку котёнка, с удовольствием слушают классическую музыку, если она звучит тихо.
  4. Нормальный здоровый ребёнок умеет улыбаться, радоваться новым игрушкам и приходу родителей, выказывать положительную реакцию на произношение своего имени. Во время плача при включении приятной музыки, дитя отвлекается, и глазки его просыхают – он уже увлечён новой информацией и пытается её переработать.
  5. При узнавании мамы или папы эмоции ребёнка возрастают – это выражается в радостном гулении, активном сучении ножками и ручками. Такое поведение малышей характерно для них в хорошем настроении, и часто связано с подготовкой к купанию, переодеванием и сменой подгузника.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Прежде всего, выражать свои эмоции – в этом возрасте малыш делает это с помощью разных действий, которые хорошо знакомы матери:

  • если он взволнован или напуган, он перестаёт улыбаться, замолкает, может отвернуться от незнакомца и прижаться к матери;
  • если при усталости или слишком громких голосах малыш быстро устаёт или бывает недоволен, его нормальной реакцией в этот момент может стать плач;
  • когда ему приходится ждать, он может шумно вздыхать, показывая своё нетерпение;
  • успокаивается и перестаёт кричать, плакать, услышав мамин голос.

Но, начиная с четырёх месяцев, младенец, вполне, может научиться следить за человеком даже после того, как тот покинет комнату, проявлять гнев при отказе в общении или играх. У некоторых детей такие действия могут наблюдаться и раньше.

Закономерным является интерес молодых пап и мам к тому, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: видео

Существуют ли отличия в развитии между разнополыми детьми

Умения и развитие ребенка в 4 месяца могут отличаться, если речь заходит о мальчиках и девочках. И это не только рост и вес, по показателям которых мальчики пока опережают девочек. Пока, потому что такое положение сохраняется до года, а затем лидировать начинают маленькие представительницы прекрасного пола.

С самого рождения работа мозга определяет разный склад психики детей, и у девочки это всегда ориентация на выживание, а мальчик постоянно стремится совершенствоваться. Этим и можно объяснить отличия в поведении и играх малышей.

Заметить такие отличительные черты детей нетрудно, если просто понаблюдать за ними:

  • девочку легче успокоить мелодичным пением, колыбельной, тихо и нежно произносимой речью;
  • в четыре месяца они уже способны узнавать людей даже на фотографиях, в то время как мальчик уметь в 4 месяца этого не может;
  • малышки одинаково хорошо могут видеть обоими глазами, в то время как ребята – только левым глазом;
  • мальчики сразу узнают синий цвет, а девочки – красный.

И это ещё не всё, что могут узнать родители о своих детях:

  1. Девочки любят мягкие игрушки, умеют грустить, быстрее ощущают боль и дискомфорт. У них быстро развивается и имеет хорошее качество зрительная память, речь, периферийное зрение. Они быстрее распознают оттенки эмоций у окружающих людей.
  2. Мальчики не так сильно реагируют на резкий громкий шум и звук, тип их зрения – центральный, пространственный. Они любят механические игрушки, чаще подвержены гневливости, позднее учатся говорить, но раньше начинают вставать и ходить, у них преобладает слуховая память.

В итоге, четырёхмесячная девочка проводит с мамой гораздо больше времени, поскольку больше, чем мальчик нуждается во внимании, заботе и любви, хотя это необходимо всем детям.

Подсчитано, что дочери в первые месяцы после рождения смотрят на маму почти в два раза больше, чем сыновья, но это тоже обусловлено определённым складом ума разнополых детей.

Обучение и развитие

Психологи и врачи рекомендуют родителям больше времени проводить с маленьким ребёнком, и дело даже не в специальных упражнениях и массаже – малыша необходимо обучать играм, которые будут его развивать, ведь сам он пока не знает, как это делать. Вот почему нужно вкладывать ему в ручки игрушки, показывать картинки, обращать внимание крохи на происходящие вокруг интересные события.

В 4 месяца дети спят 15 часов в сутки, поэтому у них появляется больше времени для развивающих игр, которые нужно правильно распределить. Не стоит требовать от младенца выполнения непосильных для него задач, как бы родители не хотели видеть его первым во всех необходимых навыках.

Помочь ребёнку развиваться можно следующими способами:

  • предоставляя ему игрушки, разнообразные по фактуре, для прикосновения, яркие и красочные – для развития зрения и умения различать цвета, музыкальные – для совершенствования слуха;
  • можно пускать мыльные пузыри, чтобы кроха следил за ними глазами;
  • можно поднимать и опускать ручки малыша, складывать их вдоль тела и на груди – так улучшается координация;
  • в процессе массажа или во время физических упражнений, полезно читать ребёнку стишки или петь песенки;
  • разговаривая с малышом, следует правильно проговаривать слова и делать это с выражением, ведь впоследствии карапуз станет подражать родителям и научится говорить не только быстро, но и грамотно.

При развитии и воспитании малыша родители должны поддерживать у него хорошее настроение, а для этого и сами должны быть настроены позитивно. Нельзя позволять ребёнку долго плакать, если его что-то сильно расстроило. Это может повредить формирующейся нервной системе младенца.

Да и обучение скорее принесёт плоды, если атмосфера занятий будет доброжелательной, а родители будут сопровождать свои важные уроки улыбкой и поощряющими словами. Внимательные мудрые родители похвалят ребёнка уже за то, что он попытался что-то сделать.

Как определить, что малыш отстаёт

Если ребёнок не умеет то, что должен уметь делать, это можно объяснить несколькими причинами – малыш к этому ещё не готов, в силу наследственного фактора, его не обучили родители. Но иногда неумение означает и отклонение в нормальном развитии.

Определить это можно по нескольким отрицательным признакам:

  • ребёнок апатичен, вял, у него отсутствует нормальная жизнерадостная реакция на своё имя, он не узнаёт своих близких людей;
  • у него нет реакции на звуки голоса, на тихий и громкий шум;
  • малыш, практически, не реагирует на боль;
  • игрушки кроху мало интересуют;
  • у малютки присутствуют рефлексы, которых уже не должно быть.

Но, пожалуй, самыми главными тревожными симптомами считается неспособность малыша держать головку, переворачиваться, удерживать игрушку. Также стоит обратить внимание на состояние ребёнка, если при подтягивании малыша за руки, его головка отклоняется назад.

Поскольку абсолютно нормальным в возрасте 4 месяцев считается повышение двигательной и познавательной активности, здоровый малыш должен обязательно интересоваться окружающими его людьми и различными предметами. Вообще, нормальным является, когда четырёхмесячный младенец с удовольствием играет, много смеётся, бормочет и пищит на своём языке, выражая множество эмоций. И если этого не происходит, то обязанностью родителей является посещение педиатра и других детских специалистов с целью обследования, а, возможно, и лечения малютки.

Для того чтобы следить за развитием малыша и помогать ему во всех начинаниях, взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. При этом бессмысленно сравнивать своего сына или дочь с другими детишками, ведь каждый их них идёт по жизни своей дорогой.