Родительское собрание "развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста". Материал (старшая группа) на тему: Родительское собрание "Растим любознательных"

Екатерина Михницкая
Родительское собрание «Развитие любознательности»

Всем родителям хочется , чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным . Ребенок по своей натуре уже любознателен . Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день : то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей : то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему , незнакомому. Часто возникают вопросы : что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

(музыка из передачи «Сто к одному» ) Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры «Сто к одному» . Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей . Родители уже поделились на две команды : Знаечки и Умеечки. По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску.

Любопытство и любознательность ! Как вы думаете, уважаемые родители , одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность ? (Ответы родителей )

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства . Праздное любопытство .

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Итак, начинаем нашу игру. Каждая команда получает по карточке, на которых написано несколько вопросов, которые нередко задают дети. (Раздаются карточки с 6-7 вопросами) .

Я попрошу выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег? ___7. Зачем надо учиться?

Итак, время закончилось. Какой первый по популярности вопрос вы выбрали? (Ответ команд поочерёдно. На экране появляется первый вопрос) .

Какой второй вопрос вы выбрали? (Ответ команд поочерёдно. На экране появляется второй вопрос)

Какой третий вопрос выбрали команды? (Каждая команда зачитывает свой вопрос. На экране появляется третий вопрос). Сколько совпадений у каждой команды? Хорошо! Эти вопросы мы выявили в результате анкетирования родителей , наблюдений за детьми. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод?

Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывешивается вывод на доску)

А как, по-вашему, отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался ? Представьте такую ситуацию :

Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает : «Мама, почему идёт дождь?» Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы : "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет) . Вопрос обеим командам : Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей )

Молодцы, уважаемые родители ! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ : "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет.

Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию : Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками : «Мама, как называется эта бабочка?» Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам : «Для чего мама предложила это ребёнку?» . На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд)

Уважаемые родители , чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод (на доску) : отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. Уважаемые родители , какие книжки лучше выбирать для детей? (Даются книги разного формата и разной толщины) .

Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 4-5 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей ) - Почему вы выбрали именно эту книгу?

Мы можем сделать следующий вывод (на доску) : По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Педагог : Давайте и мы встанем в круг и немножко разомнёмся. Потянулись высоко, до самой далёкой звезды. А теперь обнимем наш земной шар.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги : рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины. Вам предлагаются карточки, в которых нужно определить последовательность знакомства с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек. (Даются карточки) . Посмотрите на экран и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки «Идёт коза рогатая» , «Ладушки-ладушки» и т. д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор. Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического. Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте . После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки. И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах. Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.

Итак, хочется сделать вывод : в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии, (на доску)

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления : отыскивать сходство между

самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность , потребность задавать вопросы. Послушайте загадку : сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь) . Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька.

На карточках даны загадки. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам :

1-й команде . (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

2-й команде «Зимой и летом одним цветом» . (Ель, сосна, туя, кедр, пихта) Послушаем отгадки на загадку «Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином» . А сейчас отгадки на загадку «Зимой и летом одним цветом» .

У нас ещё один вывод : Используйте загадки в развитии любознательности , они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры

прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего

возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок

наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит

на клавиши с криками : «Ура! Наши победили!»

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним

наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам

прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители , является ли

компьютер средством развития любознательности ? В нашем обществе

существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Итак, задание командам : команда «Умеечек» доказывает, что компьютер

нужен ребёнку дошкольного возраста, а команда «Знаечек» доказывает

противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди. (Когда у

команды «Знаечек» закончатся доводы, педагог делает заключение) Компьютер служит отличным пособием для развития любознательности . Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т. д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии : необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Итак, уважаемые родители ! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей «Как развивать любознательность у ребёнка » . Это и есть решение нашего родительского собрания .

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

Уважаемые коллеги! Надеюсь, памятка поможет и вашим родителям .

Цепелева Валентина Анатольевна, воспитатель, МКДОУ № 21 г. Кирова

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста; активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей; способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения: круглый стол.

Методы: выступление воспитателя по теме, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола: Вступительное слово. Обозначение темы собрания. Выступление воспитателя «Растите любознательных». Игровая программа «Взрослые и дети». Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников». Заключительная часть — игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

Задание для родителей: написать на листах бумаги - какие качества личности, по их мнению, нужны ребёнку, поступающему в школу?

Выступление воспитателя «Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность.

Так что же такое любознательность? (высказывания родителей)

В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный — склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т. е. познавательный интерес.

Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких- либо специальных занятий.

Основное условие развития любознательности — широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем: наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность; накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой; создание положительного отношения к данной деятельности.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»’. «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» — по словам Н.Н. Подъякова. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает выводы, умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов. Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка.

«Как вы думайте о чём говорят детские вопросы?» (высказывания родителей)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащать мир открытиями. По характеру вопросов можно определить интересы ребёнка. Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребёнок, тем выше его творческий потенциал.

«Как нужно отвечать на детские вопросы?» (высказывания родителей)

Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». A.M. Горький писал: «сказать ребёнку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь» — значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности.» Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребёнка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребёнка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее — значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых.

Необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

Коллекционирование — одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению

В Китае говорят: «Кто имеет увлечение, проживёт две жизни»

Достоинством коллекционирования считаю его тесную связь с жизнью, миром, также существует определенная связь с занятиями по математике, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств как творческого потенциала, любознательности и познавательной активности. Цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование» заключается, по мнению Н. М. Коротковой, в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов.

Малыши-дошкольники еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима: собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает необходимость больше узнать о предметах своей коллекции; в процессе коллекционирования развивается память, внимание, интеллект, аккуратность и бережливость; показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению; коллекционирование воспитывает в ребенке очень ценные качества: аккуратность, терпение, усидчивость, умение работать с материалом, — словом, воспитывает качества, нужные как для повседневной жизни, так и для исследовательской работы; коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

«Скажите кто занимался коллекционированием в детстве? Что Вы собирали?»

Одним из факторов способствующих развитию любознательности дошкольника является общение со взрослым. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают взрослых и детей, помогают установлению дружеских отношений. Раздвигая круг интересов детей мы укрепляем их любознательность. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Природоведческие беседы способствуют развитию мыслительных и речевых способностей дошкольников. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание, так и на чувства детей. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.

Посещение музеев также развивает любознательность, пробуждает творчество. В каждом музее есть богатые экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу. Посещайте несколько раз. Сейчас появились интерактивные музеи, где возможно самому потрогать, пощупать, действовать. В Кирове музей мороженого и шоколада. В Нижнем Новгороде - музей физики.

Старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Игровая программа «Взрослые-дети»

Цель — активизация родителей на развитие любознательности детей.

1задание: превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание: команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание: командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т. д.).

4 задание: на столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу. Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

Родительское собрание

на тему: «Растить

любознательных»

Анкета для родителей

Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? Запишите вопросы ребенка и ваши ответы на них.

2. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, теле-, радиопередачи, собственные наблюдения.

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?

6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и др.).

7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?

8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики, движений по проявлению интереса к предмету и явлению?

9. К кому из членов семьи чаще обращается с вопросами?

10. Широк или узок круг интересов вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Письмо каждой семье:

«Уважаемая ______________и_________________ !

Предложите изготовить своему ребенку с учетом его интересов любую поделку (для занятий, для игры), объяснив задание следующим образом «Что бы ты хотел подарить детям своей группы?» Это может быть рисунок, аппликация, поделка из природного материала (шишек, орехов, желудей и т. д.), бросового материала (коробок, катушек, проволоки и т. д.), поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, меха и пр.

Помогите своему ребенку советом, окажите практическую помощь!

Дети очень любят рассматривать работы друг друга, интересуются успехами своих товарищей! Заранее благодарим! Срок изготовления поделки – к родительскому собранию!»

Памятка «Как отвечать

на детские вопросы»

1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Вопросы «Острого блюда!»

1. Самый интересный, на ваш взгляд, вопрос ребенка и ваш ответ на него?

2. Какое значение имеют в развитии любознательности прогулки, наблюдения, экскурсии?

3. Как через загадки развивать детскую любознательность?

4. Как вы относитесь к тому, что ребенку насильно прививается интерес к чему-либо (кружки, секции)?

«Острое блюдо»

В. Шапов «Почему?» (сценка)

Сын пришел к отцу с вопросом:

Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Да отстань же ты, отстань же

С почемуканьем своим.

Папа! – Сын вернулся вскоре,

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Папа, что такое грань?

После, некогда, отстань!

Снова сын пришел к папаше:

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

А в ответ сверкнула вспышка:

У меня свои дела!

И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?..

Всякий раз ответ один…

Постепенно стал все реже

Беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья,

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Вызов в школу? Почему?

Что такое? В чем причина?

Совершенно не пойму?

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки – огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму!

Отчего же, почему же?

… В самом деле, почему?

Ход собрания

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.


Писарева Елена Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Разработка

плана-конспекта родительского собрания

на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Рябова Илона Геннадьевна, воспитатель МБДОУ

детский сад №32,

г. Арзамас.

Актуальные проблемы дошкольного образования

в условиях введения ФГОС ДО

2015 г.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;

Активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей;

Способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения: круглый стол.

Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола:

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией.

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

Тема нашего круглого стола - « Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» . Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

В) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса .

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: « Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности. . Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

Различение живого и неживого;

Бережное и уважительное отношение к живому;

Готовность заботиться о ком-то или чем-то;

Представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

Орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

Технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

Игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;

Материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

Эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома».

Опыт «Извержение вулкана».

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага».

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья».

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют».

  1. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель - активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.).

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

  1. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

1.Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8. Ходите с ребёнком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

  1. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно».

Родительское собрание в старшей группе на тему:

«Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста».

Повестка собрания:

    Вступительная часть. Поздравление родителей с началом учебного года.

    Выступление воспитателя «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста».

    Выступление логопеда.Конкурс-Викторина «Эрудит».

1 часть.
Воспитатель: Поздравление с началом учебного года.

2 часть.
Воспитатель:
Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь дети очень любознательны.

Но вначале, давайте после трудного рабочего дня немного расслабимся. Пусть музыка известной песни «Улыбка» раскрепостит вас, заставит улыбнуться.

Повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему; повернитесь к соседу слева – улыбнитесь ему, ведь улыбка, которую вы подарили друг другу, является важным условием при нашей встрече.

Согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей. Интересно, какого же значения слова любознательность?

Мы решили заглянуть в словарь Даля: что же пишет Даль?

Любознательность – это направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Источником для появления и формирования любознательности являются воспринимаемые явления жизни.

Для чего нужно растить детей любознательными? (Ответы родителей)

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который проявляется в стремлении познать новое и направлен на определённую сторону жизни, определённые явления или предмет.

В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в непосредственной образовательной деятельности.

Проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице такие как, смешивание красок для получения другого цвета, таяние льда и снега, выращивание зелёного лука и фасоли и т. д.;

Исследуйте различные явления в природе такие как, распускание листьев, цветков, красоту капелек дождя на листьях или деревья в инее; на красоту осенних листьев; прилет или отлет птиц

И чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте и обсуждайте.

Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого интереса ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Во многом, уважаемые родители зависит от вас, будет ли познавательный интерес крепнуть и развиваться, или останется незамеченным.

3 часть.

Обмен опытом воспитания ребенка в семье Мокрецовых(презентация).

4 часть.

Логопед: Тысячу разных вопросов задают нам дети, а вам?
Всегда ли вы знаете на них ответы? Вот это мы сейчас и проверим!
Сегодня у нас необычное собрание, а конкурс-викторина «Эрудит»
А вам первое задание - придумать название вашей команде, написать на табличке и выбрать капитана

Начинаем нашу викторину, за каждый правильный ответ команды получают фишку.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

1.Игра «Кто смышлёнее!»

1) Как сохранять красоту земли? (Сажать деревья, не разбрасывать мусор, не рвать цветы, не разорять птичьи гнёзда)

2) Что такое Красная книга? (В книгу занесены виды животных, растений, находящихся под угрозой исчезновения)

3) Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

4) Перечислите виды осадков? (Дождь, град, роса, туман)

5) Почему мыши всё грызут? (У них зубы всё время растут, их надо постоянно стачивать)

6) Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не может говорить)

7) Почему мы слышим гром после того, как увидим молнию? (Звук распространяется медленнее, чем свет)

8) Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык? (Чтобы охладиться)

9) Зачем белке такой пышный хвост? (Чтобы рулить при прыжках с ветки на ветку)

10) Чем питается кузнечик? (Листьями, растениями, гусеницами)

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

2.Игра «Кто быстрее!» (по 3 вопроса каждой команде)

1) Кто первый позвонил Чуковскому по сказочному телефону? (Слон)

2) Её надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной? (Сковороду)

3) Бабуля-грязнуля из стихотворения Чуковского? (Федора)

4) В чём медведь нёс Машу и пирожки? (В коробе)

5) Как обычно начинаются сказки? (Жили-были)

6) Кого испугались звери в украинской сказке «Рукавичка»? (Собачку)

7) В чьём облике долгое время жила сказочная царевна? (В лягушачьем)

8) Этот сказочный герой любил кататься на печи? (Емеля)

9) Во что превратилась карета Золушки в полночь? (В тыкву)

10) Как называется новогоднее дерево? (Ёлка)

11) Сплетённые в кольцо цветы? (Венок)

12) Царь зверей? (Лев)

13) Лошадь в тельняшке? (Зебра)

14) Сумчатый попрыгун? (Кенгуру)

15) Самое упрямое животное? (Осёл)

По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд:

Свои имеют правила шофёр и пешеход.

3.Игра-разминка «Вопрос-ответ» (по 3 вопроса каждой команде)

1) Какой верхний свет на светофоре? (Красный)

2) Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)

3) С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? (с 14 лет)

4) Что это за дорожный знак? (Осторожно дети)

5) Как называют прибор у инспектора ГИБДД для измерения скорости проезжающих автомобилей? (Радар)

6) Какое «животное» изображают на дороге? (Зебру)

7) Место пересечения дорог? (Перекрёсток)

8) Если светофор не работает, кто регулирует движение на перекрёстке? (Инспектор ГИБДД, милиционер)

9) Какой свет нижний на светофоре? (Зелёный)

10) Какое животное изображено на дорожном знаке «Перегон скота»? (Корова)

11) Звучащий предмет работника ГИБДД? (Свисток)

12) Что означает этот знак? (Опасный поворот)

13) Чем регулировщик управляет движение? (Жезлом)

14) Место ожидания общественного транспорта? (Остановка)

15) Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора и живёт в траве? (Кузнечик)

4.Игра «Охота на звуки»

Цель: познакомить родителей с детской игрой, направленной на развитие внимания, сформировать умения делать звуковой анализ слова.

Участникам раздаются листочки, на которых за 1 минуту необходимо записать как можно больше названий окружающих предметов, начинающихся на звук, заданный ведущим. За тем родители сравнивают свои записи.
По окончанию игры объяснить родителям, что детям можно предложить такую игру: не записывая, называть слова. При этом задания могут варьироваться: «назови слова, у которых в середине звук… », «Назови слова, заканчивающиеся на звук… » и т. п. Можно поохотиться на разные слова «сладкие», «пушистые» и многие другие.

Учитесь понимать детей. И они в ответ будут более понятливы. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам. Подводятся итоги конкурса.

5 часть.

Выбор родительского комитета. Разное.