Как отучить ребенка от рук 1 5. Крохе четыре месяца. Как отучить ребёнка от рук

«9 месяцев носишь в животе, 3 года на руках и всю жизнь в своем сердце»

Пестрит пост в популярном паблике для мамочек Вконтакте. И в этом же паблике есть обсуждения, где девочки просят совет – КАК? Как отучить ребенка от рук? Возраст – от нуля до года…

Как бы много информации не было, что ношение ребенка на руках полезно и важно для его развития, не каждая мама готова всецело отдаться этому процессу. Ведь малыши тяжелеют с каждым месяцем. И что делать маме, весом 45 кг с 10-килограммовым полугодкой? Как успевать убирать дом, кормить старших детей и мужа, следить за собой и даже работать? А если проблема в том, что ребенок спит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на руках? Положив, просыпается…

«А вот не нужно было приучать!»

- такой совет я услышала от подруги, поделившись, что эту ночь дочка спала на моих руках.

Не она одна такого мнения. Старшее поколение целиком и полностью поддерживают этот принцип. Но ведь ни одна мама НАМЕРЕННО не приучала ребенка к рукам – все происходило естественно и само собой. Как не взять и не успокоить расплакавшуюся кроху? Как не обнять и не пожалеть, когда ребенок испугался? Как отпустить от груди, когда он так сладко чмокает, не принимая расставание и укладывание?

Будем мягки в этом вопросе, сделаем отучение от рук комфортным для мамы и малыша. Так, чтобы и ребенок не был обделен прикосновениями и мама могла отдыхать и делать свои дела.

Самое главное – не убирайте руки резко!

Это стресс для ребенка. Пусть все будет постепенно – настолько, насколько позволяет ситуация.

1. Устранить причину плача, беспокойства

Почему может ? Ему жарко, холодно, мокро, он проголодался, где-то чешется, беспокоит животик, ему страшно, он перевозбудился и т.д. Причин – множество! Успокаивается на руках, у груди, посасывая молочко, слушая, как мама дышит, в тепле ее тела. Попробуйте найти причину плача и устранить ее. Может, висящая игрушка над кроваткой вызывает не интерес, а страх, поэтому малыш не хочет там лежать?

2. Слинг = свободные руки

«Как отучить ребенка от рук? – положить его… в слинг!». Самый лояльный выход из ситуации. Подходит для тех, кому важно совмещать телесный контакт с малышом и домашние дела. И ребенок будет спать при любом шуме (ведь вы же не будете с ним на носочках ходить), и ваши близкие не останутся без ужина.

3. Гнездо, кокон

Некое подобие мягкой, тряпичной люльки. Вы можете сделать его самостоятельно (свернув из одеяла два валика, закрепляя прищепками «бока», оставив ложе для младенца) или купив в магазине. Если осталась подушка для беременных, можете из нее «слепить» хорошее гнездо. Когда ребенок спит только на руках, такая вещь может стать спасением. Уснувшего в гнезде карапуза, можно положить в кроватку/коляску/на диван и, благодаря валикам, у него останется ощущение, что его все еще обнимают.

4. Менять позу для сна

Иногда ребенок ерзает во сне от того, что неудобно лежит. Если это совсем малыш, то поменять позу самостоятельно у него не получится. Прежде чем взять на руки, попробуйте положить его на другой бочок. И даже можно легонько почесать спинку.

5. Постепенно вводите новые ассоциации со сном

Если всегда у ребенка перед сном были ручки и укачивания, постепенно (например, ребенок уже знает, что после ванной будет сон. Он готов к этому). Теперь вместе с укачиванием на руках, спойте колыбельную. Потом введите поглаживания спинки. Вскоре сможете положить на кровать, гладя спинку и напевая ту же колыбельную. Если ребенок уже достаточно большой – читайте книжки, разглядывая картинки.

В конце статьи мы подготовили для вас интересный чек-лист "20 способов показать детям свою любовь". Скачайте его и делитесь своей любовью с ребенком каждый день!

6. Объятия на уровне малыша

Ползающий, сидящий или даже уже ходящий ребенок – это каждодневные падения, удары о любую мебель и сваливание всего, что плохо лежит. Ребенок пугается, ему больно и он зовет маму. Чтобы не брать карапуза на руки (а в полгода он уже может весить не мало), присаживаетесь на корточки, коленки или на попу и обнимаете ребенка. Не поднимаете! Прижимайтесь к нему телом, может, он даже сам на вас заберется, но не поднимайте! Успокойте и поставьте. Получив порцию тепла и объятий, ребенок найдет, чем ему заняться дальше.

7. Пестование, стишки-прибаутки, потешки

Еще одним вариантом, как успокоить ребенка, будут , . Чем раньше вы будете читать их ребенку, тем быстрее он к ним привыкнет, полюбит и, с удовольствием, будет слушать и повторять. Это интересное отвлечение от «проблемы»!

8. Поглаживания, похлопывания, массаж

Если вы убрали руки – найдите способ их «замены» так, чтобы прикосновения все же остались у малыша. Выкладывайте малыша к себе на живот(пока он совсем маленький), его, похлопывайте и предлагайте ребенку постарше (он сам будет ложиться поперек вас для такого интересного занятия).

9. Гимнастика, тактильные игры с ребенком

Здесь много плюсов – прикосновения, оздоровление, и… подуставший малыш, которого будет легче уложить. Много деток, у которых энергии через край, к концу дня они перевозбуждаются и не могут уснуть. Грудь или ручки им «помогают». Присмотритесь, может, вашему ребенку нужно куда-то выплескивать энергию? Позанимайтесь с ним! Ему не нужны сложные элементы или силовые нагрузки – простые движения, больше игры!

10. Разговаривайте с крохой

Обязательно , что «сейчас я не могу взять тебя на ручки». Признавайтесь в своих слабостях, это нормально. «Я устала, у меня болит спина, мне тяжело…» Говорите, что сейчас произошло с ребенком. «Я вижу, ты ударился/упал, тебе больно. Ты напугался? Ты хочешь кушать? Тебе жарко? И т.д.» . Ребенок будет понимать, что с ним происходит. «Пойдем кушать. Давай вместе подуем на ранку. Давай снимем эту кофту. И т.д.» . Ближе к году малыш уже будет понимать значение ваших слов. Также можете «забалтывать» ребенка – «Посмотри, как интересно! Ой, а что здесь? Куда подевалась наша игрушка?», отвлекая от рук, переключая его внимание.

Помните, что во всем нужно соблюдать меру и слушать свои инстинкты.

«Проревется и привыкнет»

Не самый лучший совет. Ребенок может так раскричаться, что вылезет пупочная грыжа (к сожалению, у моих знакомых так получилось ). Однако и вам отдыхать ВАЖНО! Довольная мама – счастливый малыш. Выбирайте свой способ – удобный и подходящий, не мучая ни себя, ни ребенка. И пусть первый год жизни малыша останется в памяти, как один из лучших, где вам не придется задаваться вопросом – «Как отучить ребенка от рук?»

Есть мнение, что если ребенка редко брать на ручки в течение первого года жизни, то в следующие два он будет проситься и реветь, чтобы оказаться там любым способом. Мне не удалось проверить это на практике, мы брали дочь на руки постоянно. Как считаете (или может уже узнали), стоит ли в это верить?

Скачайте чек-лист "20 способов показать детям свою любовь"

«Я думаю о тебе, ты мне важен, я люблю тебя, ты самый лучший на свете!»​ ​Если фантазия заканчивается на устных признаниях, дарим еще 20 способов, как показать малышу, что вы любите его!​

Рожденный в любви ребенок не может утомлять или раздражать родителей. Но человек слаб, а накопившаяся за месяцы вынашивания малыша усталость рано или поздно дает о себе знать. Молодой маме, еще совсем недавно счастливой и умиротворенной, кажется, что ее чадо превратилось в настоящего диктатора, который прекращает капризничать только у нее на руках. Поэтому очень часто встает вопрос: как отучить ребенка от рук?

Драматический период

Замечательный польский писатель, педагог и гуманист Януш Корчак сказал: «детство – это не рай, а настоящая драма».

Маленькому человечку, недавно появившемуся на свет, невдомек, что он может как-то помешать маме.

Разобраться в причинах «капризов» малыша, который за несколько месяцев привык к рукам мамы, несложно. Для этого нужно попытаться поставить себя на его место.

Стрессовая ситуация

Еще совсем недавно малыш жил и развивался в небольшом уютном мирке. Он находился в полной безопасности и чувствовал постоянное присутствие самого главного человека в своей жизни – мамы.

Но однажды все изменилось. В один прекрасный день ребенок оказался в совершенно ином измерении, в котором все пока кажется ему странным и непонятным. Для адекватной адаптации к новым условиям ему необходима мама.

Медики именуют первые два-три послеродовых месяца «четвертым триместром». Именно в первые месяцы жизни малыша в новом мире его связь с мамой должна быть особенно тесной. Только прикосновение ласковых маминых рук может успокоить ребенка. Находясь в тактильном контакте с матерью, малыш по-настоящему счастлив. Таким образом «рождается» чувство доверия.

По мнению ученых, именно «ручной» ребенок, став взрослым, сохраняет искреннюю любовь к матери.

Если на сигналы, которые подает ребенок, не поступает отклика, чувство доверия оказывается не вполне сформированным. В итоге это негативно отражается на всей дальнейшей жизни человека. Многие люди, еще в детстве утратившие эмоциональный контакт с матерью, всю жизнь не могли избавиться от ощущения одиночества в кругу семьи. Психологи полагают, что человек, которого в раннем детстве постарались «сбыть с рук», едва ли сам сможет стать хорошим отцом или матерью.

Это важно!
Реакция матери на зов малыша должна быть своевременной. Не стоит хватать его на руки раньше, чем он об этом попросил. Но ждать истерики тем более не нужно.

Это главное условие корректного развития маленького человека.

Когда отучение действительно необходимо?

Молодую маму, привязанную к своему малышу, легко могут сбить с толку соседки, подруги родственники и даже педиатр, давая как дельные советы по воспитанию, так и совершенно бесполезную информацию. Наслушавшись разных мнений, познакомившись с современными методиками воспитания, молодая женщина невольно убеждается в том, что тесный контакт с грудничком на протяжении нескольких месяцев – едва ли не патология. Мамы ходят видеть своих детей не только здоровыми, но и самостоятельными и успешными. Некоторые психологи считают, что «ручные» дети патологически привязаны к матерям и даже став взрослыми, не утрачивают инфантильности.

Не стоит принимать чужое мнение близко к сердцу. Принимать решение нужно, руководствуясь только родительской интуицией.

Отучение малыша от рук актуально в нескольких случаях:

  1. Мама грудного ребенка может сильно уставать. В этом случае целесообразно обсудить ситуацию с супругом. Если есть возможность, лучше нанять помощницу по дому. Если таковой возможности нет, рекомендуется «подключить» бабушек и тетушек. Это даст возможность матери уделять больше внимания своему малышу. Но если ни один из вариантов невозможен, то пребывание грудничка на руках нужно ограничивать. Ведь ребенку нужнее спокойна и отдохнувшая мама.
  2. К сожалению, многим молодым мамам приходится выходить на работу, не дожидаясь окончания «четвертого триместра». В этом случае раннее дистанцирование от матери оправдывается. Но отказывать младенцу в тактильном контакте не стоит. Педагоги и педиатры рекомендуют приучать его к другим людям – бабушкам, няням, сестрам. А в свободное от работы время эмоциональный контакт можно наладить.
  3. Бывает, что мамы патологически боятся за своих малышей. Даже дома, вместо того, чтобы позволить крохе поиграть на полу, держать его на ручках. В этом случае, страх мамы передается ребенку, он начинает воспринимать мир как потенциально опасное место. И как результат – просятся на ручки всегда и везде.
  4. После шести месяцев малыш уже должен активно познавать мир, а не сидеть на руках. Поэтому, начиная с пяти- шести месяцев нужно плавно отучать его от маминых рук, привлекая к изучению мира и поощряя навыки ползания.

Ирина, мама Игната, 1 год: «Я сама виновата, что приучила сына к ручкам. У нас дома живет собака, и вместо того, чтобы отдать ее кому-то, я держала Игнатика все время на руках. Ведь как ни мой собаке лапы, а микробы все равно есть! В 5 месяцев, когда он начал ползать, я ограничивала его только детской, куда собаку не пусками. В итоге ему 1 год, и он просится на ручки и в гостях в незнакомой обстановке, и даже на улице, когда видит собаку. Отучаем, конечно, но сейчас это уже очень проблематично».

Как нужно действовать

Мнения относительно того, как отучить ребенка проситься на руки, разнятся. Нередко молодым мамам советуют не обращать внимания на плач детей.

Важно понимать, что игнорирование сигналов малыша может привести к серьезной психической травме.

К сожалению, гиперактивных и агрессивных детей сегодня немало. Нередко результат такого поведения кроется в некорректном поведении матери в самый важный для обоих период.


Услышав плач своего чада, некоторые молодые мамы подхватывают его на руки и начинают качать. С течением времени малыш начинает понимать, что для того, чтобы привлечь внимание мамы, нужно заплакать. Отучить проситься на руки такого манипулятора, действительно, сложно.

Вариант первый: просто быть рядом

Так, если хнычущий малыш сух, накормлен и здоров, необходимо прибегнуть к надежному «бабушкиному» средству:

  1. Уложить ребенка на пеленальный столик.
  2. Аккуратно раздеть его.
  3. Деликатными, нежными поглаживаниями «пройти» все его тельце.

Каждое действие важно сопровождать ласковым воркованием. Такой массажик, близость мамы и ласковый, успокаивающий звук ее голоса сделают свое дело. Грудничок не только быстро успокоится, но и со временем сам отвыкнет «от ручек».

Вариант второй: отвлекаем развлекая

Если ситуация стала патологической, ребенок постоянно на руках и вы не знаете как отучить – рекомендуется предпринять следующие меры:

  1. Почаще разговаривать с малышом (рекомендуется петь маленькому колыбельные, рассказывать ему стихи);
  2. Повесить над кроваткой ребенка интересную игрушку (когда она перестанет привлекать его внимание, ее следует заменить);
  3. Приобрести коврик-развивашку, соответствующий возрасту малыша;
  4. Гулять с малышом утром и вечером и стараться привлечь его внимание к изучению окружающего мира (позволять ребенку спать днем на улице не следует, он должен привыкать спать дома в послеобеденное время);
  5. Всегда оставаться в поле зрения бодрствующего младенца (актуально для первых 3-4-х месяцев его жизни).

Если малыш постоянно на руках уже долго, то не нужно резко менять воспитательную стратегию. Дабы не травмировать свое чадо, действовать нужно мягко и последовательно. Но много зависит от возраста малыша.

Если ребенку только месяц

Многие мамы задаются вопросом, можно ли отучить ребенка от рук в 1 месяц. Случаев, когда многочисленная родня «затискивает» новорожденного, который потом не может спать иначе, как на руках, достаточно много. Поэтому этот вопрос может возникнуть у молодой женщины по причине сильной усталости.

В этом случае важно понять следующее: в 1 месяц ребенка невозможно отвлечь игрушками и прочими интересностями. Ему нужна только мама. С каждой неделей эта зависимость будет меньше. Первые же четыре недели маме желательно находиться при младенце постоянно, этот сложный период надо просто переждать.

Малышу два месяца

Уже в 2 месяца кроха начнет активно познавать окружающий мир. В этом возрасте ребеночек уже различает цвета, разглядывать свою кроватку, комнату, окружающих. Слух малыша становится лучше, он реагирует на отдельные слова, а когда слышит ласковый мамин голос, улыбается. Поэтому он с удовольствием разглядывает детские игрушки, например, музыкальный мобиль, слушает звуки его музыки, давая маме передышку.

Отучать его от рук ни в этом возрасте, ни в 3 месяца, не нужно. Тактильный и эмоциональный контакт все еще жизненно необходим маленькому человеку.

Крохе четыре месяца

Потребность постоянно находиться рядом с мамой постепенно сходит на нет, когда малютке исполняется 4 месяца. В этом возрасте малыш начинает активно интересоваться игрушками. Он узнает лица родных и при их появлении радостно воркует. И малышу бывает достаточно просто видеть маму.

Оксана, мама 4-месячной Виолетты: «Дочка не то чтобы постоянно просилась на ручки, но очень часто делала это в неподходящее время. Например, я готовлю ужин для семьи, а она требует внимания. Игрушки и мобили в кроватке уже не помогали. Тогда мы купили совсем простое сиденье-качалку с ремнями безопасности, чтобы не выпала. Я ставлю его на кухне и готовлю спокойно. Дочка меня видит, играет с погремушкой. Все счастливы».

Ребенку исполнилось полгода

По мнению большинства педагогов, постепенное отучать ребенка от рук нужно только в 6 месяцев. Обычно к этому времени режим дня малыша «устаканивается» и мама быстро выясняет причину его плача.

Пора приучать его развлекать себя самостоятельно. Но это не значит, что ребенка надо оставить одного на полдня. Когда малыш позвал плачем, то брать его на руки нужно только в экстренных ситуациях. Если мама точно уверена, что здоровье ребенка в порядке, то лучшим решением будет просто посидеть рядом или поиграть с ним. После того как кроха успокоится, нужно ненадолго оставить его одного минут на 10-15. Затем вернуться, сказать что-нибудь, дать другую игрушку. Малыш должен знать, что мама рядом и всегда готова прийти к нему на помощь.

Это важно!
Оставлять 6-месячного малыша одного можно только в кроватке или манеже! Даже самое безопасное помещение может стать источником травмы.

Малышу уже год

Сложной можно назвать ту ситуацию, когда мама не успела отучить ребенка от рук до достижения им шестимесячного возраста. В 1 год кроха может осознанно требовать внимания к своей персоне в самые неподходящие моменты жизни.

Но исправить ситуацию достаточно просто. Мария Монтессори в этом случае советует прибегать к тактике переключения внимания. Так, если ребеночек раскапризничался, нужно привлечь его внимание к игрушке или любому другому предмету. В этом возрасте стратегия переключения внимания работает идеально.


В этом же возрасте, по мнению Монтессори, следует приучать малыша к самостоятельности. Он должен знать, что мама находится рядом, но «трястись» над ребенком, который успел увлечься своими игрушками, не стоит. Достаточно обезопасить место для игр, убрать все потенциально опасные предметы в помещении, закрыть розетки.

Увеличивать время, которое малыш проводит в одиночестве, нужно постепенно. А когда крохе исполнится 1,3 года, можно смело начать совместные посещения детского развивающего центра. Чаще общаясь со своими сверстниками, ребенок скоро поймет, что мир мамой не заканчивается. Увлеченный открытиями, он вскоре перестанет капризничать и проситься на руки.

Это важно!
Если малыш находится в хорошем настроении и в поисках общения идет на руки сам, отталкивать его не стоит. Проявление ласки и постоянное пребывание на руках – это разные вещи.

Напоследок

На вопрос, стоит ли отучать малыша от рук как можно скорее, корректно ответить может только сам ребенок. Одинаковых детей не бывает, и все в конечном итоге зависит от его индивидуальных особенностей. Бывают настолько самостоятельные дети, что им вообще не нужны «ручки», достаточно лишь поменять памперс. Некоторые малыши и в 3 года любят забраться к родителям на коленки и пообниматься.

Важно только помнить, что дети растут очень быстро. Пройдет совсем немного времени, и ребенок заявит, что он уже слишком большой, чтобы идти «на ручки».

Видео

Прежде всего, давайте разберемся, почему плачет новорожденный ребенок. На самом деле основных причин этому всего четыре. Ребенок может быть голоден, у него могут вызывать дискомфорт мокрые пеленки или слишком высокая температура воздуха в комнате, у него может что-нибудь болеть (и эта причина самая тревожная и порождающая наибольшее число вопросов и сомнений), ну и, наконец, ему может быть просто скучно.

Почему ребенок плачет?

Что касается плача по причине голода , то с этим более-менее все ясно: если у мамы молока достаточно, то новорожденный может испытывать чувство голода не раньше, чем спустя 2-2,5 часа после предыдущего кормления. Но в первые месяцы, особенно в первые недели, это правило совершенно не работает: ребенок может прикладываться к груди каждый час, а то и чаще. Обычно если ребенка беспокоит только голод, то сразу после прикладывания к груди он успокаивается и засыпает или спокойно бодрствует. Когда у ребенка вызывает плач дискомфорт из-за мокрых пеленок , то все еще проще: стоит заменить пеленки - и покой малышу гарантирован.

Несколько сложнее с беспокойством из-за слишком высокой температуры воздуха в помещении. Большинству родителей, а особенно бабушек, инстинктивно хочется как можно лучше согреть малыша. А ведь здорового доношенного новорожденного ребенка сложнее переохладить, чем перегреть. От переохлаждения он защищен механизмами терморегуляции несколько лучше, чем от перегревания. У него практически отсутствует потоотделение (один из основных путей теплоотдачи), а если малыш тепло одет, да еще и температура воздуха в комнате приближается к «идеальной», с точки зрения бдительных родителей, то организм ребенка начинает бить тревогу. У него учащается дыхание, сердцебиение, возникает двигательное возбуждение, он громко кричит. Может даже повыситься температура тела. Поэтому обязательно повесьте в комнате, где большую часть времени находится ребенок, термометр и контролируйте температуру воздуха. Оптимальной температурой для новорожденного является 24-25 °С, для ребенка старше месяца - 23-24°С. Ночью эта температура может быть понижена до 22°С-при такой температуре дети лучше спят, комфортнее себя чувствуют. Лучше одеть ребенка на ночь несколько теплее, чем в дневные часы, чтобы не беспокоиться, что малыш замерзнет. Если же вы выяснили, что малышу жарко, что он перегрелся и плачет именно по этой причине, сразу же разденьте его, дайте попить воды комнатной температуры или приложите к груди. Выйдите с ним из комнаты и откройте ненадолго окно. После того как ребенок успокоится, а воздух в комнате охладится до комфортной температуры, можно будет его одеть или запеленать - но уже более легко.

Если вы уверены, что ребенок не голоден, у него сухие пеленки, в комнате явно не жарко и малыш одет соответствующим образом, но продолжает плакать, следует выяснить, не болит ли у него что-нибудь. Если такие приступы плача очень часты и вы не можете разобраться в ситуации самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к детскому врачу . В случае, когда ребенок плачет из-за болезненных ощущений, ему нужно и оказывать необходимую помощь, и успокаивать всеми доступными способами. Но вам будет необходим совет врача - чем именно можно помочь ребенку, который часто и подолгу плачет. Это тот случай, когда не должен возникать вопрос: брать или не брать ребенка на руки . В этом случае - брать обязательно! Ведь крохе и без того очень плохо, он не может понять, что с ним происходит. Именно сейчас ему необходимо тепло материнских рук и ласковый голос. Обязательно соблюдайте спокойствие, каким бы трудным это вам ни казалось. Если мама встревожена, если она боится или плачет - беспокойство малыша только усугубляется. Итак, успокойтесь сами и старайтесь успокоить ребенка. И принимайте необходимые меры, следуя рекомендациям вашего педиатра.


Общение с ребенком

А вот как быть, если ребенку просто скучно? Такое тоже бывает. Причем даже с малышами первых месяцев жизни. В связи с этим возникает три вопроса: почему это происходит? Как разобраться, что ребенок плачет именно по этой причине? Что в этом случае делать?

Происходит это потому, что ребенок, даже самый маленький, нуждается в новых впечатлениях, в общении и ласке. На протяжении первых месяцев жизни эта потребность направлена исключительно на маму, ведь с момента зачатия и до торжественного момента рождения ребенок составлял с матерью практически единое целое, не разлучаясь ни на мгновение. Тепло ее тела, звуки ее голоса и сердцебиения для него олицетворяют покой и безопасность. Разлучившись с мамой в момент рождения, ребенок нуждается в том, чтобы ему напоминали время от времени, что она никуда не делась и в любой момент может оказаться рядом.

Ребенок не может осознать эту свою потребность в материнском присутствии, но она возникает на подсознательном уровне. Наглядный тому пример: в детской палате родильного дома ребенок плачет . Он сыт, пеленки сухие, температура воздуха в палате строго контролируется - она оптимальна. Ребенок осмотрен педиатром - он здоров. Тем не менее, он громко кричит. И вот в палату заходит его мама, подходит к кроватке и ласково что-то говорит... Малыш сосредоточенно прислушивается и успокаивается. Почти сразу. Мама может даже не успеть взять ребенка на руки - а он уже спокоен. Чем взрослее становится ребенок, тем больше возрастает его потребность в общении.

Потребность в общении отражает степень развития ребенка . Эта зависимость двусторонняя - с одной стороны, чем больше ребенок общается с мамой или папой, тем лучше он развивается, а с другой стороны, потребность в общении свойственна именно нормально развивающимся детям. Родителей должно насторожить и то, что малыш постоянно требует их присутствия, не желает оставаться один ни на минуту, и то, что ребенок не нуждается в общении, не требует, чтобы его брали на руки . Нормальное поведение здорового ребенка заключается в том, что он может какое-то время находиться в одиночестве, играть самостоятельно, но спустя некоторое время начинает «звать» родителей. Продолжительность времени, в течение которого малыш может находиться один, зависит в основном от темперамента ребенка, Некоторые дети могут более продолжительное время играть самостоятельно, терпения других хватает на меньшее время.

Как понять, что ребенок плаче т потому, что ему скучно? Да очень просто: если ребенок не голоден (время следующего кормления еще не наступило), если у него сухая одежда или пеленки, если он здоров и находится в комфортной обстановке, вероятнее всего именно эта причина. Второй способ еще проще - подойдите к ребенку, приветливо и весело заговорите с ним. Если он перестанет плакать, обрадуется вашему присутствию, значит, он именно этого и хотел, и вы поняли его правильно. Если же ваша попытка не увенчалась успехом, значит, либо этого недостаточно и нужно более активно поиграть с ребенком , либо причина его недовольства в другом. Что делать в том случае, если ребенок плачет и требует общения? Безоговорочно - удовлетворить его потребность. Оставить все дела и заняться им. Причем важен не только факт вашего присутствия рядом, но и тактильный контакт, прикосновения, ласка. Чем старше становится ребенок, тем более разнообразным должен быть этот контакт. Если для новорожденного достаточно просто тепла материнского тела и запаха молока, от нее исходящего, то для ребенка шести-восьми месяцев этого уже мало. Ему нужны игры, впечатления, радость узнавания и элементы обучения во время общения с родителями.


Воспитываем ребенка

Практически всех родителей беспокоит вопрос: как не избаловать ребенка , как не допустить того, чтобы он стал «ручным» настолько, что не будет отпускать от себя мать ни на минуту? Мы договорились, что ребенка следует брать на руки, если он нездоров, если он плохо себя чувствует и в том случае, когда ему скучно и он нуждается в общении. Но ведь малыш может очень быстро привыкнуть к тому, что его носят на руках, и станет требовать этого постоянно! Как этого избежать?

Советы просты - и одновременно трудновыполнимы: доверяйте своей интуиции, приучайте ребенка к самостоятельным играм постепенно, не усердствуйте слишком в стремлении быть все время рядом с ребенком. Как это сделать на практике?

Прежде всего, договоритесь со всеми домочадцами, что не будете всей семьей со всех ног кидаться к ребенку, как только он подаст голос. Если вы методом исключения выяснили, что ребенок сейчас капризничает потому, что ему хочется, чтобы вы побыли с ним рядом, то попробуйте поиграть с ним, не беря на руки. Лучше всего разместиться рядом с кроваткой или перенести ребенка на ковер. Предлагайте ему несколько вариантов развлечений, соответствующих его возрасту, прикасайтесь к нему, гладьте его по голове и спинке в процессе игры, комментируйте все, что происходит, спокойным и приветливым голосом, напевайте песенку. Продолжительность такой игры может быть от 20 минут до получаса. После этого оставьте ребенка одного, ласково сказав ему, что теперь он поиграет сам, а вы будете рядом.

Приучайте его играть самостоятельно , увеличивая постепенно это время. Ребенок должен знать, что вы поблизости и подойдете к нему, как только он позовет вас. Надо сказать, что в первые 3-4 месяца жизни кроха еще не может занять себя, и совершенно бесполезно приучать его к «самостоятельности». Если других при-чин беспокойства нет и малыш успокаивается только на руках - не стоит отказывать ему и себе в удовольствии побыть вместе. Способность определять, по какой причине плачет малыш, приходит к маме с опытом. Обычно к возрасту трех месяцев мама уже более-менее разбирается в оттенках настроения своего крохи. В этом возрасте у ребенка уже установился режим дня, и, следовательно, мама может ориентироваться в том, что именно пора делать малышу - спать, есть или играть.

Есть еще один немаловажный момент: чем более уравновешена мать, чем более она уверена в своих силах, тем спокойнее ребенок, тем меньше он склонен к капризности и привычке все время находиться на руках . Поэтому, прежде всего, доверяйте себе, своему материнскому сердцу - оно обязательно подскажет, как вести себя в той или иной ситуации. Позволяйте себе от всего сердца любить ребенка, испытывать радость от общения с ним, но ни в коем случае не становитесь его рабом - это сослужит ему плохую услугу. Уставшая, измученная мать, которая не спускает ребенка с рук, становится раздражительной, а это не может не сказаться на ваших взаимоотношениях с малышом. С другой стороны - ребенок, который не умеет играть самостоятельно, растет слишком зависимым от родителей, что также не лучшим образом отражается на его развитии.

Итак, ребенка нужно брать на руки . Обязательно. В тех случаях, когда он не может без вас обойтись, когда ему плохо, когда он очень расстроен или нуждается в общении. В остальных - можно брать, но можно и предложить ему побыть одному. Важно не беспокоиться слишком по этому поводу, доверяя себе и своему малышу.

Как уложить ребенка спать

Как быть, если малыш не желает засыпать в своей кроватке и плачет по ночам? Опять-таки, если вы уверены, что это не беспокойство из-за голода или дискомфорта, то подойдите к нему (не беря в этом случае на руки и не включая яркого света). Погладьте ребенка по голове, спинке или животу, поговорите с ним немного, спойте колыбельную. Если ребенок не заснул в течение нескольких минут, спокойно и уверенно скажите малышу любого возраста, что пора спать, что вы оставляете его одного, для того чтобы он мог спокойно уснуть, и отойдите от кроватки. Таких попыток может быть несколько. Если же ребенок громко протестует против того, чтобы засыпать самостоятельно, то вы можете на некоторое время взять его на руки и посидеть с ним в кресле, не качая. Качать ребенка на руках не следует ни в каком возрасте. Это условие выполнять родителям всегда сложно: мы качаем детей на инстинктивном уровне. Но дело в том, что если ребенок заснул при укачивании, то после того, как вы положите его в кроватку, он может проснуться именно от того, что качание прекратилось. В дальнейшем он может настолько привыкнуть к укачиванию, что засыпание без этого станет для него практически невозможным.

Возможно, вам будут интересны статьи

В декрете молодая мама сталкивается с массой новых бытовых проблем. Женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком, а на деле ухаживать с утроенной силой приходится и за квартирой, и за одеждой, и за мужем. Возросшее количество домашних дел приводит в отчаяние, особенно если малыш буквально привязан к маме и не отпускает ее ни на шаг. Так в семье впервые поднимается тема, как отучить ребенка от рук, не навредив крохе.

Мамины руки в детском восприятии символизируют безопасность, любовь, комфорт. Со временем это ощущение притупляется, но не исчезает. Поэтому даже повзрослев, мы способны успокаиваться, оказавшись в материнских объятиях, становимся счастливее, взяв маму или отца за руку.

Мама, не балуй!

В младенчестве малыши, дай им волю, могут сутками «висеть» на маме. Иногда это, действительно, необходимость, которую нельзя игнорировать. Здесь важно научиться четко разграничивать, когда ребенок правда нуждается в особом внимании, а когда просто капризничает.

Педиатры утверждают: запустив «ручную» проблему, вы столкнетесь с критической зависимостью ребенка от матери, он вырастет избалованным и будет испытывать трудности с адаптацией в обществе. Впрочем, постоянные истерики дитя подправят сединой и родительские прически.

Медики успокаивают: отучить ребенка от рук не так сложно, как кажется. Главное -договориться с самим собой: вы не лишаете малыша любви, а воспитываете в нем правильные черты характера, создаете в семье спокойную и благоприятную атмосферу.

Возраст имеет значение

В первые три месяца жизни малыши страдают от повышенного газообразования. В отдельных случаях это продолжается даже до четырех-пяти месяцев. Во время приступов колик кроху и правда можно успокоить, взяв на руки и поносив по комнате. Это отвлекает ребенка, а тепло тела матери и давление на живот при объятиях облегчают боль. Именно в этот период отлучать ребенка от рук категорически нельзя.

Но как только работа желудочно-кишечного тракта малыша наладится, не просто можно, а нужно приучать его отвлекаться и играть самостоятельно. Лучше делать это не позднее чем в 6 месяцев. Для сравнения: уже в 1 год процесс будет длительным и болезненным. В некоторых семьях момент, когда ребенка можно спокойно «переключить» на другие формы общения, упускают. И тогда начинается настоящая борьба за время и пространство между чадом и взрослыми.

Ошибки взрослых

Разбираясь в том, как отучить грудного ребенка от рук, нужно понимать, что речь идет не только о процессе ношения на руках как таковом. Проявляя чрезмерную заботу, взрослые не отходят от малыша, смешат его, качают и т. д. В итоге он взрослеет, не имея представления, что можно играть самостоятельно. Особенно этим страдают семьи, в которых бабушки и дедушки живут с детьми или часто навещают любимого внука.

Малыши, которых опекают «семь нянек», попросту не переносит одиночества. Оказавшись в пустой комнате, такой ребенок тут же плачет и требует внимания. Если же по первому зову родители наперегонки бегут в комнату дитя, вскоре малыш будет проводить на ваших руках все время пока не спит. Да, и уложить его спасть станет целой историей.

От усталости к депрессии

Есть матери, которые считают, что младенцы должны неотлучно находиться «у груди» и критикуют тех, кто пытается приучать ребенка к самостоятельности пока он «лежит поперек лавки». Мол, ради ребенка можно и потерпеть, а со временем он «перерастет».

Потерпеть, конечно, можно. Но согласитесь, малышу нужна спокойная, уравновешенная мама, а не озлобившаяся на весь мир женщина, которая весь день «улюлюкает» кричащего дитя, а ночью, вместо сна, моет, гребет, гладит, готовит… В особо запущенных случаях ребенок не отпускает маму даже поесть или принять душ. Радости и жизненных сил такой график не придаст никому. Можно, конечно, сказать, что муж или родственники должны помогать. Однако реальность рисует иные картины.

Кто-то посоветует, что домашними делами можно заниматься при помощи слинга. Возможно, тканевые переноски частично и решают проблему на уровне бытовом, но с точки зрения психологии она лишь усугубляется.

Психологи отмечают, что к ним нередко обращаются за помощью мамы, которые, оказались «под каблуком» у ребенка. Эти женщины морально истощены и со стыдом признаются, что дети вызывают в них раздражение.

Категории родительского риска

Вообще, медики подчеркивают, что первопричину «ручной» темы стоит искать не в детях, а в их родителях. Характер ребенка, как и навыки, формируют окружающие его взрослые. К примеру, малыш рождается, не умея есть ложкой. Только со временем его приучают пользоваться столовыми приборами. Также и с поведением: капризничает по поводу и без тот ребенок, которому позволяют это делать взрослые.

Так, специалисты выделяют несколько категорий родителей, которые находятся в группе первого риска «ручной» проблемы.

  • Родители первенца. В этом случае мама и папа просто не имеют опыта общения с грудничком. Они боятся каждого звука и движения. Им кажется, что малыша нельзя оставить даже на секунду.
  • Родители с нереализованными амбициями. Считают, нужно окружить малыша чрезмерной заботой и давать ему все, что захочет. Тогда в будущем он сможет добиться особых успехов, чего в свое время не смогли они.
  • Родители с медицинским образованием. Здесь работает принцип: сапожник без сапог. Такие родители хорошо знакомы с теорией и на практике стараются вдвойне доказать свою компетентность.
  • Родители приемного ребенка. Относятся к воспитанию, как к миссии. Считают, что ребенок и без того был обделен, потеряв родных маму и папу, и теперь нужно любыми средствами сгладить полученный стресс.

Есть мнение, что отучая дитя от рук, можно «сломать» его психику. Возможно, такой риск и имел бы место, если бы малыш выдвигал свои требования осознанно. Но он еще не знает, что такое хорошо и плохо. И именно от родителей он ждет подсказок, как сориентироваться в этом мире, сформировать чувства комфорта и безопасности.

И вот ситуация. Ребенок заплакал, лежа в колыбели. Тут же взрослые спешат взять его на руки, будто что-то угрожает. Со временем ребенку тоже начнет казаться, что находиться в кровати почему-то опасно, и он будет все настойчивее звать маму и рыдать, оказавшись в постели.

Шесть шагов к самостоятельным играм

Если вы приняли решение отучить чадо от рук и сформировать удобный распорядок дня в семье, запаситесь терпением и следуйте простым правилам.

  1. Покажите свою занятость. Наметьте список задач, которые вам нужно успевать выполнять в течение дня. Ребенок не спит? Отлично, приступайте к работе. Причем демонстрируйте усердие и занятость. Не бойтесь переиграть, пусть у крохи откладывается в памяти образ занятой мамы. Если он станет плакать и проситься к вам, ласково, но твердо объясните, что не можете сейчас отвлечься. Малыш не поймет, что вы говорите, но запомнит тон. В дальнейшем это будет сигналом, разграничивающим время для совместных развлечений и игр самостоятельных.
  2. Используйте «погремушки». Конечно, ребенок не будет спокойно сидеть и рассматривать потолок. Нужно занять его внимание. Положите в манеж яркие игрушки. Пользуйтесь развивающим ковриком. Включите в комнате аудиозапись сказок.
  3. Делайте перерывы. Ненадолго отвлекитесь от уборки и загляните к малышу. Присядьте рядом, обнимите, но не качайте на руках. Если малыш начнет протестовать, снова вернитесь к делам.
  4. Перетерпите слезы. Прежде чем ребенок войдет в новый ритм, будут слезы. Их нужно пережить. Например, если малыш не мог засыпать без рук, в первую «самостоятельную» ночь он всем покажет, где раки зимуют. Предположим, сегодня вместо длительных укачиваний вы поцеловали кроху, уложили его в кровать и вышли из комнаты. Вам вслед обязательно зазвучит красноречивый детский крик. В среднем в первую ночь малыш может плакать около получаса, хотя вам покажется, что гораздо дольше. Привыкание к новому графику длится порядка трех ночей, после чего карапуз освоится и будет засыпать без истерик и рук.
  5. Не стойте над душой. Малыш не заснет и не успокоится, если вы будете находиться в поле его зрения. В моменты отвыкания от укачиваний лучше оставлять кроху одного, либо завешивать его манеж ширмой. Не рисуйте себе страшных картин, что ребенок плачет от боли или он запутался в одеяле. По возможности подглядывайте за малышом, но не входите на его «территорию» - это еще больше разозлит дитя.
  6. Предупредите соседей. Учитывая, что отвыкать от рук ребенок будет громко, лучше заранее предупредить об этом соседей. Объясните им ситуацию и попросите потерпеть пару дней.

Нужно подобрать момент, чтобы приучать малыша к самостоятельности. Не делайте это во время болезни или когда режутся зубы. В эти периоды кроха действительно нуждается в вас. И, естественно, не бросайте его, если голоден, ударился или испугался чего-то.

Но даже при недугах не держите малыша все время при себе. Иначе кроха поймет, что плохое самочувствие - рычаг, позволяющий на вас давать. Вот пример: медики рассказывают, что дети, которые во время срыгивания уловили тревогу матери, в дальнейшем могут намеренно вызывать рвоту.

Обсуждая, как отучить новорожденного от рук, ни в коем случае речь не идет о том, что малыш должен полностью обходиться без материнской опеки. Мы говорим лишь о способах построения счастливой семьи, где ребенок является стимулом, а не причиной.

Распечатать

Таким вопросом часто задаются мамы подрастающих детей и зачастую не задумываются - что такое мамины руки для ребёнка?

Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?

Я поделюсь своей статьей, которая была написана еще в 2010 году, но своей актуальности не потеряла до сих пор.

Место жительства - мамины руки

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

«Не носи на руках – а то потом не слезет!», «не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!», «корми строго по часам – а то избалуется!». Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно.

В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк.

Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе. Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи.

За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки.

Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии.

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью.

Сразу вспоминается случай из практики:

Анюта, малышка в возрасте 1 месяца от роду, поразила инструктора по уходу с первого взгляда. Бледный, без единой кровинки тон кожи, грустный взгляд, хотя со стороны медиков претензий к здоровью крошки не было. Оказалось, что мама боится лишний раз брать ребёнка на руки, чтобы она не привыкла и не избаловалась… Когда маме объяснили, что для малыша это насущная потребность, а не проявление избалованности, и выдали соответствующие рекомендации, через 2 недели Анюту было не узнать: розовощекая, улыбчивая, с нормальной физической активностью девчушка.

  • В первые 40 дней ребёнку необходим максимальный физический контакт , т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать.
  • Правильное ношение на руках помогает хорошему развитию опорно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава, при этом у мамы не «отваливаются» спина и руки. Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако, физический контакт по-прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делает все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают.
  • Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребёнок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие.Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребёнком, а затем, во время его сна, отдыхает сама.
  • Совместный сон с мамой является такой же насущной необходимостью для ребёнка, как и постоянное пребывание у нее на руках. Известно, что более 70% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребёнка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности»: когда рядом находится мама, она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох.

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Если же мама постоянно стремится отложить ребёнка от себя, поменьше брать его на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается . Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.