Социально бытовая адаптация в срцн. Проблемы и перспективы адаптации детей, находящихся в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Социально-психологическая адаптация детей в новом

Габайдулина Марина Ахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО РБ "РСРЦН"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Бурятия
Наименование материала: стать
Тема: "Социально-психологическая адаптация детей в новом коллективе (среде)"
Дата публикации: 06.09.2017
Раздел: среднее профессиональное

Габайдулина М.А. Воспитатель.

ГБУСО «Республиканский социально реабилитационный Центр для

несовершеннолетних» г. Улан-Удэ

Социально-психологическая адаптация детей в новом

коллективе (среде)

«Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки

поведения

деятельности

условиях».

многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и

способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и

эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной

жизненной

ситуации.

лишенные

временно

постоянно

родительского попечительства. Для них созданы государством социально -

реабилитационные

Поступление

ребенка в социально-реабилитационный Центр – новый этап в жизни, с

которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых

домашних

попадает

сверстников,

руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого

взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед

педагогами и психологами нашего учреждения встают задачи по адаптации

детей. При поступлении в социально - реабилитационный центр, у ребенка,

оказавшегося

жизненной

ситуации,

изменяется

поведение

окружающей

межличностных

отношений.

процесса

адаптации

выступает

которому

необходимо

приспособиться

окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста

необходимы

воспитание,

возмещение

дефицита

которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и

подростков

приходится

перевоспитывать,

устранять

приобретенную

девиантность

поведения,

искаженные

представления

взаимоотношениях между людьми. Следующая составная адаптации – среда

адаптации,

окружение,

которому

приспособиться.

Микросоциальная

(ближайшее

окружение)

является

областью

взаимодействия

личности

обществом

воспитанника

микросоциальной

является

пространство

взаимоотношений

окружающих

(педагоги,

администрация,

персонал).

Организация

пространства

желательных

общественных отношений воспитанника является одной из основных задач

социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.

Третьим элементом адаптационного процесса является самовзаимодействие

ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить

ребенком,

доверительные

отношения.

Проведение

реабилитационных

мероприятий

основывается

индивидуальной

программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать

окружении

реабилитационных

программ

сердце и душа его будут закрыты.

реабилитационном

меняется

полностью.

биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных

продуктов

организации

основных

режимных

моментов.

социально-психологической области изменения главным образом касаются

таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные

привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Одной из главных задач СРЦН является восстановление широкого спектра

отношений воспитанников с миром, обучение их общению с взрослыми,

сверстниками,

обретению

з н ач и м о с т и.

Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым

у с л о в и я м

д н я, правила

поведения,

самообслуживанию, общественная жизнь центра.)

воспитанников,

поступающих

учреждение,

родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети

из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий

интеллекта

коммуникативных

способностей

(агрессивность,

конфликтность,

замкнутость

неадекватность

самооценки;

эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это

снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как

следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в СРЦН имеет одно из приоритетных

значений.

работает

программа

поступивших детей. Она направлена на создание благоприятных социально-

психолого-педагогических

успешной

адаптации

несовершеннолетних.

программы

создание

благоприятного

социально-психолого-

педагогических условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в

условиях СРЦН.

Задачи программы:

Определить уровень адаптации каждого ребёнка;

Создать условия для социально - психологической адаптации детей в СРЦН

(создание

сплоченного

коллектива,

предъявление

обоснованных

последовательных

требований,

установление

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

дезадаптированных

воспитанников:

«трудных детей», детей, склонных к побегам, детей-изгоев);

Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

Разработать

индивидуальные

программы

социально

психолого-

педагогического сопровождения ребенка;

реализации

программы

используются

следующие методы

Индивидуальные и групповые беседы с детьми;

Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и

детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;

Индивидуальная

групповая

психокоррекционная

имеющими трудности в период адаптации;

Ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);

Рисуночная арт-терапия;

Моделирование образцов поведения;

Метафорические истории и притчи.

Программа способствует принятию и выполнению норм коллективной

большинством

поступивших

Гармоничным

взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми. Активному участию

вновь поступивших детей в жизни учреждения и комфортному состоянию

ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.

Критерии и способы оценки:

Диагностические карты;

Мониторинг;

Тестирование, анкетирование.

Структура занятий:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию

установления

эмоционально

позитивного

контакта

участниками

завершается

ритуалом

прощания.

процедуры

сплачивают

детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на

повышает

активности

способствует

формированию

групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры

и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение

отдаётся

многофункциональным

техникам,

моделирование

образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и

предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в

ходе заключительного обсуждения.

Программа рассчитана на 10-12 занятий по 2 часа.

Желательно встречаться 2 раза в неделю.

Численность группы не должна превышать 6 человек.

Этапы работы :

Диагностический этап:

Составление списков вновь поступивших детей.

Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного,

медицинского дела ребенка);

Знакомство

установление

контактов

поступлении

учреждение.

Социально

психологическая

диагностика

поступившего

Краткий анализ состояния работы.

Методы исследования:

«Адаптация».

Диагностика

психических

состояний

(психолог, социальный педагог).

Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.

Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).

Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

Изучение самооценки.

Анкета для педагогов.

Организационный этап:

Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети

группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети - изгои.

Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами

образования, здоровья, досугом детей

Систематизация

результатов

социально-психолого-педагогических

исследований.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Наблюдение за вновь прибывшими детьми.

Изучение

ситуаций,

осуществление

различного

«вмешательств».

Координирование

педагогически

обоснованных

методов работы с наблюдаемыми детьми.

Консультирование

оказание

поддержки

ситуации

прибывшим

проблемы

адаптации (психолог).

Социально-психологическая

поддержка

определение

состояния

психико - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов,

учащихся);

индивидуальная

преодолению

социально

педагогических трудностей;

социально - педагогическая реабилитация;

индивидуальные

групповые

несовершеннолетними

обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите.

специальные

гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским

законодательством

Международной

конвенцией

образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями,

пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка (социальный педагог).

Проведение консилиума.

Критерии успешной социальной адаптации

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

Гармонизация

взаимоотношений:

«взрослый

ребёнок»,

«ребёнок

ребёнок».

Активное участие в жизни детского коллектива.

Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

Социальная адаптация - показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции (восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими; адаптивность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других).

Социальная адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

Сегодня хотелось бы поговорить об одной из важнейших составляющих социализации больных детей - социально-бытовой адаптации, т.е. о формировании у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребёнка, но в отношении больных детей приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии. Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.

Социально-бытовая адаптация - процесс, не лишённый противоречий и проблем.

Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.

Ведь если какой-либо вид деятельности будет доступен для одного ребёнка, у другого он вызовет определённые трудности, которые можно решить в процессе регулярных упражнений, то для третьего - выполнение будет невозможно. При организации работы с ребёнком по социально-бытовой адаптации следует помнить, что «каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности». При этом следует помнить, что дети с особенностями в развитии гораздо больше нуждаются в поддержке и помощи. Воспитание и обучение такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и даже часто педагогической изобретательности, потому что в работе приходится опираться только на те функции, которые у ребёнка сохранены.

Роль родителей в данном процессе трудно переоценить. Многие из вас прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Это очень важно, потому что с одной стороны вы являетесь окружающей средой, в которой ребёнок живёт и растёт, а с другой оказываетесь непосредственными участниками становления ребёнка, его развития, помощниками в борьбе с болезнью.

Однако нам всем, родителям, зачастую не хватает знаний и умений для правильного воспитания своих детей, отсутствует целенаправленная систематическая тактика воспитания. Причём, это относится к процессу воспитания всех детей, как больных, так и здоровых. В воспитании же больных детей очень часто наблюдается ситуация чрезмерной опеки. Можно понять любящую маму, которая стараясь облегчить жизнь ребёнка с нарушениями, ограждает его от любых трудностей, сразу бросается во всём ему помогать, делает за ребёнка многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью. И часто не задумывается, что помочь ребёнку - не значит сделать что-то за него, а значит научить это делать. Правильный подход родителей к своему, ребёнку - не безграничная опека, а спокойная доброжелательность, понимание целей и перспектив его развития и воспитания.

Опыт работы показывает, что у детей даже с ТМН возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как: (от самых элементарных до сложных)

Гигиена тела;

Пользование туалетом;

Приёма пищи;

Правильного обращения с продуктами питания;

Приготовления простейших блюд;

Одевания и раздевания;

Обувания и снятия обуви;

Ухода за одеждой и обувью; .

Поддержания порядка в помещении и его уборки;

Ухода за комнатными растениями, домашними животными;

Уборки территории;

Выполнения мелких покупок;

Некоторых др.навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.

Практические советы по обучению детей новым видам деятельности.

1. Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать
ребёнку учиться новым видам деятельности. Вы можете использовать следующие:

выбирать для обучения те виды деятельности. Которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности;

всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете;

выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях. Которые в вашем присутствии выполняют другие дети;

2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Малыш может понять вас, делая что-то вместе с вами.

Вывод: Когда вы учите ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.

3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать.
Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.

4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если видит, что другие тоже делают это
(например, вся семья обедает вместе).

5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать. Это поможет совершенствовать ему своё умение. Внимательно наблюдайте, чтобыопределить, когда он будет готов учиться снова.

6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.

7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: подкатывание мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать.Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.

10.Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы

он сделал что-то хорошо.

Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно.

Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно.

Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку).

Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится. Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.

Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.

Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.

Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.

11.Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).

12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.

13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо.

14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.

Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупят себя сторицей. И ребёнок постепенно становится самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.

Подготовила педагог социальный Слащинина В.Ч.

Введение

Человек - существо социальное. С первых дней своей жизни он окружён себе подобными, включён в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится частью его личности.

Социализация - это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью.

Нарастание социальной напряжённости порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.

Последствия острого экономического кризиса начала 90-ых годов отразились на нравственном облике части российских семей. Их потенциальные возможности, жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию детей претерпели серьёзные изменения. Это негативно сказалось, прежде всего, на детях, которые не получают удовлетворения основных жизненных потребностей в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих, что ведёт к росту детской беспризорности. Поэтому реальностью сегодняшнего дня является рост неполных и проблемных семей, внутрисемейных конфликтов, числа детей - социальных сирот. Это влечёт за собой рост правонарушений и беспризорности среди детей и подростков, рост наркомании и алкоголизма. Количество пьющих, уклоняющихся от своих обязанностей родителей возрастает. Многие родители не уделяют своим детям должного внимания.

Из-за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей невозможно говорить о формировании у них мотивов нравственного поведения, нравственных ценностей. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, у них отсутствует доверие к людям. И прежде чем укрепить мотивацию несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился понимать себя и других. Надо помочь ребёнку и подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.

Актуальность данной темы заключается в том, что сохраняется тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В общей системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности важную роль играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

Очевидна необходимость решения имеющихся проблем на программно-целевой основе, чем и обусловлена разработка технологий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Успех реализации технологий зависит оттого, насколько каждый исполнитель заинтересован в решении проблемы детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений, и тем самым в формировании комфортного социального пространства нашей страны.

В связи с этим целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей социальной адаптации несовершеннолетних в социально реабилитационном центре.

Для раскрытия темы был определён ряд задач:

) дать определение социализации;

) изучить особенности социализации и её этапы;

) изучить специфику работы социально-реабилитационного центра;

) охарактеризовать социальную адаптацию несовершеннолетних в реабилитационном центре.

Объектом данной курсовой работы является: процесс социализации несовершеннолетних в реабилитационном центре.

Предметом исследования являются технологии социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре.

Анализу проблем в неблагополучных семьях и изучению опыта практической деятельности в работе с детьми из неблагополучных семей посвящены работы таких авторов, как Е.Ф. Лахова, Т.Н. Успенская, Г.М. Иващенко пишет, что социальная реабилитация детей в условиях социально-реабилитационного Центра - сложный многогранный процесс, в ходе которого психологи, воспитатели социальные работники изучают личность ребёнка, выясняя степень его дезадаптации, необходимость защиты его прав, проводят психолого-психическую коррекцию поведения, реализуют программу его личностного развития, определяют формы его дальнейшего жизнеустройства, Т.М. Хижаева, А.Н. Дрягина, В.В. Ремезова, М.М. Плоткин анализирует социально - педагогическую деятельность с детьми и подчёркивает особую роль социальных педагогов и специалистов по социальной работе в защите ребёнка от произвола родителей и обеспечении гарантий на его защиту И.Ф. Дементьева рассматривает проявление девиаций несовершеннолетних как прямое следствие неблагополучия в семье. И.Ф.

Глава 1. Общая характеристика социализация

.1 Особенности социализация

Социализация.

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки <#"justify">Глава 2. Особенности социализации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

.1 Специфика работы социально-реабилитационного центра

Социально-реабилитационные центры работают в соответствии с требованиями законодательства, они проводят целенаправленную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основываясь на:

Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Цели реабилитационного центра:

профилактическая и реабилитационная работа с неблагополучными семьями и детьми;

разработка системы мер, направленных на оказание помощи семьям группы риска и профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

оказание медико-психологической, социально-правовой помощи детям и их семьям, попавшим в кризисную ситуацию;

объединение усилий социальных, медицинских, государственных и общественных организаций для содействия семье в решении её проблем;

укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации.

В социально-реабилитационных центрах обычно работают следующие специалисты: психолог, старшая медицинская сестра, специалист по социальной работе, музыкальный руководитель, педиатр, психиатр, социальные педагоги, воспитатели.

При организации профилактической и реабилитационной работы с семьями специалисты руководствуются принципами своевременности, индивидуального подхода, гуманизма, интеграции усилий и комплексного подхода.

Социально-реабилитационный центр обычно имеет следующие подразделения

Приёмное отделение предназначено для:

проведения первичной санитарной обработки несовершеннолетних;

направление на обследование и лечение в муниципальное учреждение здравоохранения;

изучение особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;

оказание первичной психологической помощи несовершеннолетним.

Помещение несовершеннолетнего в центр осуществляется при наличии:

направления органа управления социальной защиты населения, заявления родителей несовершеннолетнего;

личного обращения несовершеннолетних;

ходатайство или направления органов опеки и попечительства;

акт оперативного дежурного;

ходатайство должностного лица, системы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановление лица, производившего дознание, следователя, прокурора, судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей (законных представителей).

В период пребывания в социально-реабилитационном центре дети и подростки зачисляются на полное государственное обеспечение (обеспечиваются продуктами питания, медикаментами по нормам, одеждой и обувью).

Отделение диагностики и реализации программ социальной реабилитации:

проводит социальное диагностирование с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществляет контроль за их реализацией, обеспечивает защиту законных прав и интересов несовершеннолетних;

обеспечивает реализацию программ социальной реабилитации несовершеннолетних;

оказывает содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении образования и специальности;

оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь;

разрабатывает индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних.

Ребёнок, поступивший в центр, получает медицинскую психологическую, педагогическую поддержку.

Медицинская реабилитация

Медицинская реабилитация является составной частью общей реабилитации. В ходе реабилитации воспитанник проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепления здоровья. На каждого ребёнка в центре заводится медицинская карта, куда вносятся данные анамнеза, данные медицинского осмотра, результаты обследования, также записи консультаций специалистов, намечается план получения квалифицированной медицинской помощи, профилактических и реабилитационных мероприятий.

Психологическая реабилитация

Проводится углублённая психологическая диагностика с поступившими воспитанниками центра, с целью изучения их личностных особенностей, познавательных процессов, психологических проблем и особенностей взаимоотношения.

По результатам диагностики, дети, имеющие психологические проблемы, включаются в коррекционные группы.

Для детей разрабатываются и реализуются программы индивидуальной профилактической работы.

Психологическая реабилитация также осуществляется через кабинет психологической разгрузки. В работе используются сеансы релаксации, музыкотерапия, сказкотерапия, используются элементы игротерапии и арттерапии.

Основные направления индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками: коррекция эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, личностных особенностей.

Педагогическая реабилитация

Воспитанники центра, достигшие школьного возраста обучаются по программе общеобразовательной средней школы.

Социально-педагогическая реабилитация включает организацию досуга и педагогической помощи, различных видов деятельности подростков, поддержку детского движения, его развития. Разрабатывабися коррекционные и развивающие программы, направленные на формирование математических, временных, зрительно-пространственных представлений, развитие графических навыков.

Отделение социально-правовой помощи предназначено:

для защиты прав и законных интересов воспитанников;

для оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приёмную семью и т.д.

для организации социально-психологической, педагогической, правовой подготовки к приёму в семью несовершеннолетних;

Сложный процесс проведения индивидуальной работы с семьями группы риска решается за счёт межведомственной координации, предполагающий консолидацию сил и ресурсов всех учреждений и органов системы профилактики беспризорности и безнадзорности.

Все выше указанные субъекты профилактики принимают участие в раннем выявлении и постановке на учёт неблагополучных семей в ходе обращений граждан, в результате наблюдений, в ходе воспитательной работы с учащимися и их родителями, в ходе рейдов, при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия. С родителями поступивших воспитанников проводится психологическая диагностика. На протяжении всего периода психологом систематически проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями, направленные на повышение их психологических знаний и культуры, на развитие способности к эмпатии, пониманию состояния и интересов ребёнка, способности к предотвращению и разрешению возникших конфликтных ситуаций. На каждую семью заводится индивидуальное дело по работе с семьёй. В него входят следующие документы: социальный паспорт семьи; договор с семьёй; индивидуальная реабилитационная программа семьи; карта реабилитации семьи, в которой отражается вся реабилитационная работа; акты обследования семьи.

Основными направлениями деятельности являются:

психологические консультации по вопросам семьи и детства;

решение проблем воспитания и обучения детей;

решение личностных проблем;

семейные кризисы;

решение проблем семьи связанных с учебной и профессиональной деятельностью;

социально-правовая помощь в решении кризисной ситуации.

2.2 Нормативно-правовые основы деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Формирование современной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации началось в 1993-1994 годах. Начало этому процессу послужило принятие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в котором органам исполнительной власти на местах рекомендовалось создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г.№543 «О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». К настоящему времени сформирована определённая законодательная база системы социального обслуживания семьи и детей. Она включает в себя международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства, Декларацией прав ребёнка.

Под «нормативно-правовой защитой» социальной работы с ребёнком предполагается понимать систему законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержки жизнеобеспечения и деятельности существования ребёнка в современных условиях жизни, для более полного и гармоничного его психического и физического развития. Характеризуя существующую нормативно-правовую базу учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе социально-реабилитационного центра, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что во второй половине 90-х годов был принят ряд федеральных законов о социальном обслуживании, что укрепило правовую базу развития социальных услуг: это законы Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 15.11.1995, Федеральный Закон «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 21 мая 1999г., Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г. Принятие федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» способствовало развитию социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, оказывающим социальную помощь несовершеннолетним с различными формами и степенью дезатаптации, в том числе таким детям, которые попали в сложные жизненные ситуации, а также принимает на временное проживание детей оставшихся без попечения родителей.

Согласно действующему законодательству, государство обеспечивает предоставление социальных услуг детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В свою очередь Социально-реабилитационный центр оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей; детям, проживающим в малоимущих семьях, самовольно ушедшим из дома, находящимся в социально опасном положении; детям, родители которых не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; детям, лишившимся места жительства и средств к существованию.

В настоящее время регламентируются права лиц, находящихся в социально-реабилитационном центре, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребёнка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №120, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В 2000 году утверждён ряд нормативных актов, разработанных во исполнение нового Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в частности, постановления "Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", и "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".

Планом первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года №154, было предусмотрено подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.

реабилитационный центр подросток социализация

2.3 Особенности социализации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

В социально - реабилитационном центре детям предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребёнок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в социальном центре.

Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростками, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать им максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на неё работает целый комплекс факторов: тёплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребёнку и вера в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее отношение заботы.

Важнейшая социально-педагогическая задача - дать заброшенному ребёнку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально-значимые потребности.

Подросток - существо деятельное. Его адаптация проходит более успешно, если он с первых шагов своего пребывания в реабилитационном центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Детей и подростков привлекают к ремонту и переоборудованию комнат. Каждый ребёнок может по своему вкусу создать "дизайн" у своей кровати, навешивая плакаты, рисунки и т.д. На первых порах взрослые не спорят с ним, даже если вкусы подростка оставляют желать лучшего. Главное состоит в том, чтобы ребёнок пережил чувство своего собственного дома. Когда у ребёнка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.

Уединение для дезадаптированных детей чрезвычайно важно - они сбрасывают психологическую перегрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Создаются уютные уголки, где можно побыть одному. Для адаптации ребёнка чрезвычайно важны первые шаги. Необходимо, чтобы его вхождение в центр осуществлялось в обстановке покоя, без суеты и возбуждения.

У ребёнка с аутичным типом поведения повышенное внимание может вызвать негативную реакцию, поэтому воспитателю следует оградить его, попытаться найти занятие, дать возможность ребёнку спокойно войти в новую среду.

В жизни социально - реабилитационного центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она даёт возможность подростку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для несовершеннолетнего важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Её создаёт все - и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении.

Необходимым условием социальной адаптации ребёнка является чёткое разграничение в жизни центра разрешаемого и запрещаемого ("можно" и "нельзя"). Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчёт в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определённых норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключение из педагогического обихода жёстких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда воспитатель пытается использовать своё положение и заставляет, навязывает новые правила жизни, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет социализацию подростка.

Границы снисхождения определяются конкретно. Нет необходимости препятствовать тем формам поведения, которые не опасны для ребёнка, не наносят ему вреда, а также не становятся непереносимыми для окружающих. В опыте реабилитационных учреждений есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из центра, не поставив в известность воспитателя. Замечено, что дети тем легче приспосабливаются к запрету, чем сильнее искренняя уверенность взрослых в его необходимости и чем последовательнее он проводится в жизнь.

Выше говорилось, что социальная дезадаптация сопряжена со срывом коммуникативной деятельности детей, которая является следствием разносторонней социально-психологической депривации. Опыт позволяет определить требования к поведению взрослых в общении с детьми, склонными к изоляции. Они предполагают: мягкий стиль общения без требовательных, обязывающих интонаций, устранение того, что ребёнка отпугивает, уважение его личностного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни и помощь в их преодолении. Опыт показывает, что вывести ребёнка из состояния изоляции помогают театрализованные представления, праздники. Ребёнка увлекает драматизация, он становится более открытым к окружающим.

Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Подросток демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда подросток сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьёт и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль психотерапевтического влияния, полезна организация групповых тренингов.

Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребёнка, восстановление чувства его самоценности.

Особо тщательными должны стать оценки, которые приходиться давать действиям подростка, следить, чтобы оценка адекватно воспринималась другими детьми и взрослыми. Можно подвергнуть критике поступок, но нельзя распространять свои оценки на личность в целом. Нужно стараться заметить в ребёнке положительное и опираться на него. Успех диалога взрослого и ребёнка становится реальным, если взрослый проявляет стремление к эмпатии и придерживается определённых принципов: внимательно выслушивает, деликатно входит в мир подростка, пытается принять его таким, каков он есть, старается не решать за ребёнка проблемы, которые у него возникают, не предлагает готовых решений, а помогает ему дистанцироваться, смотреть на проблему со стороны, чтобы было легче самому найти оптимальные пути выхода из затруднительного положения.

Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с подростком устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребёнка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.

Социализация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребёнка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.

Осознание своей человеческой ценности, необходимое подростку, приходит тогда, когда воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на позитивные качества и свойства подростка. Речь идёт о таких индивидуальных особенностях, которые явно не бросаются в глаза, особенно в привычном, повседневном общении, но в каких-либо новых обстоятельствах неожиданно всплывают и становятся чем-то вроде открытия (Игорь стал помогать врачу лечить ребятам коленки, Ира сама прочитала первую в своей жизни книжку и т.д.). Замечая в ребёнке даже самую малость, педагог помогает ему предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете.

Обучая детей новым навыкам, воспитателю важно понимать, что дети, с которыми он имеет дело, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа. Поэтому обучение строится в следующей логике: взрослый даёт ребёнку образец действия, создаёт условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребёнком ищет ошибки, радуется удаче.

Таким образом, вся система отношений к ребёнку должна подчёркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребёнок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребёнка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий.

Дети, которых помещают в реабилитационное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены, активизацию у подростка новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Дело в том, что, чем активнее мы пробуждаем самосознание ребёнка, чувство самоценности, тем сильнее ощущает он жажду персонифицированной любви, тем чаще его гложет червь сомнения по поводу того, насколько эта любовь прочна и искренна.

Чтобы расположить детей к обучению, очень осторожно следует использовать оценки. На первых порах целесообразно оценивать и поощрять главным образом прилежание, отношение к знаниям, постепенно включая в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми.

В ходе занятий следует предусмотреть коррекционные меры по развитию у детей логического мышления, активного словаря, памяти, внимания.

Для развития наглядно-действенного мышления особое внимание следует уделить обогащению и расширению конкретно-чувственного опыта детей. Занятия желательно по возможности приблизить к социальной и природной среде обитания ребёнка - проводить их в лесу, у реки, в магазине, на почте, в музее, парке. Такие уроки помогают развитию общей осведомлённости детей и помогают воспитанию навыков социального поведения.

Совокупность показанных выше условий помогает детям и подросткам освоиться в новой социальной среде, принять новые правила жизни и новых людей.

В процессе социализации и социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социальной адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.

Заключение

Осуществление радикальных социально-экономических реформ потребовало создание системы социального обслуживания населения, обеспечивающей предоставление широкого спектра социальных услуг семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Многие семьи сегодня не могут удовлетворить свои потребности не только в одежде, питании, но и в других необходимых предметах первой необходимости. Крайне ограничены возможности детей из неблагополучных семей в полноценном отдыхе и проведении интересных каникул, поскольку сегодня все больше индустрия детского и юношеского отдыха ориентирована на платные блага и услуги.

Обострение кризисных явлений в экономике, нарастание социальной напряжённости приводит к формированию негативных процессов во всех слоях жизни общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей.

В связи с этим актуальной задачей российского общества является формирование новой политики профилактики детской беспризорности. В стране создана система социальных учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В данную систему входят: территориальные центры социальной помощи семье и детям, осуществляющие профилактические мероприятия, направленные на снижение девиантного поведения среди несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; социально-реабилитационные центры помощи семье и детям, задачей которых является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних берут на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Практически все дети, находящиеся с социально-реабилитационном центр, имеют различные психические расстройства, физически ослаблены, часто хронически больны, недоверчивы, замкнуты в себе.

Особенности детского контингента определяют содержание деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего семьёй. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями специалистов разных служб, создаваемых внутри центра.

Комплексный подход в социальной реабилитации детей основывается на принципах:

выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребёнка;

выявление приоритетного направления реабилитации;

дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;

последовательность реабилитационного воздействия.

Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются: психолого-педагогическая коррекция поведения, снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения; привитие возрастных социально-бытовых навыков; компенсация задержек в образовании; медико-социальная реабилитация, трудовая реабилитация.

Приоритетным направлением работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является восстановление или замещение семейных связей подростка. Для этого специалисты центра проводят работу по социальному оздоровлению климата в родной семье ребёнка, по поиску для него попечительской семьи, по созданию семейной атмосферы в самом учреждении.

Таким образом, в своей деятельности социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ориентирован на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации ещё на начальном уровне, до разрыва связи ребёнка с семьёй. Социально-реабилитационный центр целостно решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, являясь неотъемлемой частью реабилитационного пространства, должен решать проблемы детской безнадзорности и беспризорности не только своими усилиями, но и в тесной взаимосвязи и активном сотрудничестве всех учреждений, занимающихся проблемами несовершеннолетних.

Список литературы

1.Е.Ф. Лахова Проблемы семьи и семейной политики в России // Социальная работа с семьей. М., 2000. № 4. 37 с.

2.Т.Н. Успенская. Крепкая семья - основа общественного благополучия // Социальная работа. М., 2002. №3. 30 с.

.Г.М. Иващенко. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. М., 2003. 20 с.

.Т.М. Хижаева. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков находящихся в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. М., 2003. №3. 33с.

.А.Н. Дрягина. Организация, формы и методы работы социального педагога с неблагополучной семьей // Социальная профилактика и здоровье. М., 2004. №1. 57 с.

.В.В. Ремезова. Благополучие семьи и судьба ребенка // Социальная профилактика и здоровье. М., 2004. №1. 30 с.

.М.М. Плоткин. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. М., 2000. №1. 50с.

.Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика. 2005. №1.

.Положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000года.

.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло.// Социологические исследования М., 1998. №8. 28 с.

.Пчелинцева Л.М. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних. // Юридическая газета. М., 2003.№35. 13 с.

.Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария «Трудный ребенок» Ростов на Дону 2002 - с. 482.

.О.П. Морозова «Психология школьника» изд. Гуманитарный центр 2009 - с. 137.

.Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер «Девиантное поведение детей» М. Трикса 2005 - с.336, 45.

.С. Невская и И.Невский «Факторы поведения детей»1997 - с. 89.

.Азаров Ю. «Беспризорность и детская преступность - наши беды». 2002 - с. 60.

.В.С. Бондарь «Психология семьи и гигиена семейной жизни». 2009 - с. 54.

.Байбародова Л.В. «Преодоление трудностей социализации детей-сирот» 1997 - с. 57.

.Минкова Э.А. «Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи»1995 - с. 20.

.Нечаева А.М. «Охрана детей сирот в России» 1993.

.Методическое пособие для сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

.Конвенция ООН «О правах ребенка».

.Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г.).

.Брошюра «Реабилитация социально - дезадаптированных детей и подростков» 1999 год.

.Брошюра «Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков»,
Брошюра «Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением» редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России» М-99г. (Социальное здоровье России).
.Брошюра «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности».

.К. Чаусова, А.В. Солтовец - журнал «Вестник психосоциальной и коррекционной работы» 2000 год №3 «Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях».

.М.М. Плоткин, В.И. Ширинский - журнал «Семья в России» №1 -1997 год, Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей стр. 90 - 102.

Похожие работы на - Особенности социальной адаптации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

УДК 376.564

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дутова О.В.

В статье рассматриваются основные приоритетные направления социальной адаптации подростков - выпускников интернатных учреждений и опыт их реализации путем приобщения к социально-культурной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Прометей» (г. Санкт-Петербург). Развитие социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности рассматривается на примере модуля «Семья», входящего в разработанную в СРЦН комплексную модульную программу.

Ключевые слова: сиротство; профилактика девиантного поведения сирот; программа социальной адаптации; социокультурное воспитание; жизнеустройство выпускников интернатных учреждений.

SOCIAL ADAPTATION OF ORPHAN CHILDREN BY MEANS OF WELFARE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE SOCIAL AND REHABILITATION CENTER OF ST. PETERSBURG

In article the main priority directions of social adaptation of teenagers - graduates of residential establishments and experience of their realization by familiarizing with welfare activity in the conditions of the social and rehabilitation center for minors «Prometheus» (St. Petersburg) are considered. Development of social and adaptation potential of teenagers by means of welfare activity is considered on the example of the Family module entering into the comprehensive modular program developed in SRTsN.

Keywords: orphanhood; prevention of deviant behavior of orphans; program of social adaptation; sociocultural education; living arrangement of graduates of residential establishments.

Резкие изменения в Российском обществе, произошедшие во всех сферах - экономической, политической, социальной и духовной наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. В современной России можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию .

Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российского государства. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения.

Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения .

Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но детдомовец изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения . Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.

Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) . Ряд психологических и педагогических исследований посвящен изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа . В современных научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами .

Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной де-

ятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности .

Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.

Под понятием социальной адаптации нами понимается возможность жизнеустройства выпускников интернатных учреждений в социуме. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.

Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста являются согласование оценок притязаний детей из интернатных учреждений, их личностных возможностей со спецификой условий региона и общества в целом; выявление их целей, ценностных ориентаций, способностей и возможностей реализации их в конкретной социальной среде . В инфраструктуре Санкт-Петербурга сложилось и функционирует гибкая, отвечающая современным тенденциям развития большого города, система социозащитных

учреждений, решающих вопросы жизнеобеспечения данной категории. Одним из таких учреждений является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей» (СПб ГБУ СРЦ «Прометей»).

Основными целями «СРЦН «Прометей» являются: социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определение совместно с территориальными и отраслевыми органами управления Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полученные на основании комплексной диагностики воспитанников СРЦН данные позволяют выделить основные проблемы, требующие решения и приоритетные направления работы:

1) дефицит социализации, и прежде всего слабое освоение основного репертуара семейных ролей,

2) низкий уровень коммуникативной культуры, препятствующий формированию социально адаптивных умений и навыков,

3) проблемы личностного характера, препятствующие социальной адаптации,

4) социально-правовая безграмотность.

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед воспитанниками в плане их социальной адаптации, является одной из главных задач Центра «Прометей». Программа социальной адаптации воспитанника представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разрешение вышеуказанных проблем.

Наиболее эффективными формами и методами социальной адаптации детей-сирот является социально-культурная деятельность в условиях социозащитных, образовательных и других организаций независимо

от форм собственности. Это обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, её способностью решать значимые проблемы, находящиеся вне пределов досуга, а также возможностями оптимизировать социально-интеграционные условия жизнедеятельности ребенка-сироты.

С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в СРЦН разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация».

Реализацию мероприятий программы по обозначенным четырем направлениям, решающим соответствующие педагогические задачи, где логика развития адаптационного потенциала будет соответствовать внутренней логике процессов осознания, усвоения и присвоения социально-культурных ценностей рассмотрим на примере модуля «Семья».

Первое направление модуля «Семья»: «Я - семьянин», освоение основного репертуара семейных ролей, включающего социально-бытовую адаптацию и оснащение, в рамках данного модуля, здоровье сберегающими моделями поведения. Задачами данного направления являются: формирование структуры социальных представлений о ролевых отношениях в семье, установку по отношению к ролевым отношениям в семье, включающую ценностные ориентации; оценки разных жизненных ситуаций; репродуктивные предпосылки в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

СОРОКИНА Т.Н. - 2012 г.

  • К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    ГОГОЛЕВА АННА ЯКОВЛЕВНА - 2014 г.

  • Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.

    Адаптация ребенка в детском доме

    Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

    Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

    Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

    Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

    Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

    • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
    • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
    • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
    • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

    Адаптация приемных детей в семье

    Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

    • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
    • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

    Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

    Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

    Трудности детей-сирот в жизни

    Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

    Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

    • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
    • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
    • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
    • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
    • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
    • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
    • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
    • Правовая и юридическая безграмотность;
    • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

    Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.