Взрослость как психологический период

Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

Ранняя взрослость (молодость),

Средняя взрослость,

Поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости.

Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости1:

Новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

Социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость - это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе2. Главные линии развития человека средних лет - это генеративностъ, производительность, созидательность

1 См.: Крайг Г. Психология развития. С. 647 - 653.

2 См.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

284 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

(в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность - стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота - добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности - в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся лично -стей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

Необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

В каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

Глава XVIII.

Взрослость: молодость и зрелость

Быть честным с самим собой и принимать на себя ответст -венностъ; не бояться не понравиться другим людям;

Необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои

Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого сло-

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни3.

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста - сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально - психического развития человека. С другой стороны,

1 См.: МаслоуА. Психология бытия. М., 1997.

2 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 48.

3 См.: Олпорт Г. Структура и развитие личности // Становление личности: Избранные труды. М., 2002. С. 330-354.

желания1.

себе представить»2.

286 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости - с точки зрения ее продолжительности и потенциала1.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17-42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

В современном мире все больше встречается инфантильных людей. Они отличаются незрелым отношением к жизни, детским поведением. Подростковый максимализм несвоевременно проявляется во взрослом мужчине, а в молодой женщине — наивность и неорганизованность маленькой девочки. Почему так происходит, и откуда взялась ?

Что такое инфантилизм?

Инфантилизм – это несоответствие биологического возраста человека и его психологической зрелости. Инфантильный человек боится принимать самостоятельные решения, он нуждается в опеке со стороны окружающих, склонен к неумеренным .

Женская и мужская отличается между собой. Мужчина-ребенок . Он не хочет детей, часто продолжает жить с мамой. Он увлечен подростковыми играми, на работе избегает серьезных заданий и очень боится неодобрений. Его жизнь так и строится на детских представлениях, где он получает либо похвалу, либо наказание.

Женский инфантилизм проявляется в «болезни принцессы». Такие девушки ищут принца из сказки, который смог бы обеспечить их жизнь, создав комфортные условия существования. Этот образ всячески пропагандируется в модных журналах, пабликах, телевизионных программах, сериалах и кино.

Откуда берется инфантильность?

  • Неправильное воспитание

Предпосылки инфантильного поведения формируются у ребенка в возрасте 10-12 лет. Корни этого недуга могут лежать глубже. Стремление родителей оградить детей от проблем приводит к несамостоятельности ребенка. Когда малышу 5, они завязывают шнурки и застегивают куртку, ведь так быстрее и проще, не нужно ждать, пока медлительное и неловкое чадо разберется с завязками и молниями на одежде. В 7 лет мама дорешивает за непутевого сына задачки по математике. В 12 она домывает посуду за безответственным дитятей, а в 14 решает проблемы с учителями. И этого мало! В 17 лет сынуля идет учиться на инженера, потому что так решили любящие родители. О какой взрослости речь? Осталось только невесту выбрать, чтобы с одних заботливых рук ответственность за уже взрослого мальчика переложить на другие.

  • Ранний отказ от детства
  • Судьба вундеркинда

Это вторая крайность воспитания. Родители из лучших побуждений с ранних лет нагружают чадо кучей задач: он в детском саду уже читает, пишет, считает, изучает иностранный язык, а еще поет и танцует. Каким должен быть график малыша, чтобы все это успеть? Для здорового развития психики ребенку нужны игры и общение со сверстниками, которых его лишают. В игровой форме закладываются будущие модели поведения и представление о социальных ролях.

В школе маленькому вундеркинду опять не до игрушек. Уроки, кружки, секции – где уж тут с парнями мяч во дворе погонять? Во взрослую жизнь молодой человек выходит с библиотекой теоретических знаний в голове, но полным отсутствием практических навыков. Он не знает, как общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, не может принять жестоких законов мира, не умеет адаптироваться к изменяющимся условиям. Он потерян. Часто у такого ребенка наблюдается комплекс отличника, которой мешает влиться в коллектив и не дает ориентироваться в реальности.

  • Недетская ответственность

Роль взрослого берут на себя дети с завышенными требованиями к себе. В сложных условиях жизни это решение оказывается единственным выходом. Если в доме некому позаботиться о ребенке, он делает это сам. Такое явление наблюдается в трудных семьях, где дети предоставлены сами себе, а иногда и за младших сестер и братьев. Они решают бытовые вопросы, сами постигают «житейскую мудрость». Но это поведение нельзя назвать взрослым, ведь психологически ребенок еще не зрел и не воспринимает действительность достаточно осознанно. Максималистские взгляды он несет во взрослую жизнь.

  • Способ выделиться

Некоторые дети занимают «взрослую» позицию, как единственный способ самореализации в детском коллективе. Они будто возвышаются над всеми остальными. Подавляя в себе качества, свойственные подросткам в период созревания, они сталкиваются с их бурными проявлениями в уже взрослом возрасте. Детское поведение оправдывается погоней за упущенными возможностями.

  • Позднее социальное взросление

Молодежь постиндустриального общества долго зависит от старшего поколения. Школьные годы сменяются институтом, а родителя все так же содержат дитя.

Живя под присмотром папы и мамы, молодые люди не ощущают всю ответственность взрослой жизни: крыша над головой есть, еда тоже, а главное, никаких усилий для этого проявлять не нужно. Можно продолжать наслаждаться беззаботной жизнью.

Что такое взрослость?

Для ответа на вопрос, почему сегодня взрослость не в моде, нужно понять, что же такое взрослое поведение. Критерии взрослости:

  • Разумность

Она проявляется в умении контролировать свои потребности. Желания играют важную роль в жизни людей, но взрослость начинается с того момента, когда человек понимает, какие из его стремлений, потребностей и влечений уместны, а какие нет. Разумность заключается в умении управлять эмоциями и чувствами, а также в способности адаптироваться к меняющимся условиям.

Рядом с понятием «разумность» идет определение «зрелость». Оно непостоянно и зависит от умения индивида соответствовать тем жизненным условиям, в которых он находится. Если в 25 человек достиг зрелости, это не значит, что в 35 он с ней не расстанется.

  • Самостоятельность

Умение бороться с беспомощностью определяет уровень взрослости. В жизни встречается множество трудностей и непростых задач, которые нужно решать, не надеясь на помощь извне.

  • Ответственность

Перекладывание ответственности на чужие плечи или волю событий говорит о психологической незрелости человека.

  • Осознание социальной роли

Понимание своего места и значения в общественной жизни – неотъемлемая часть взросления. С годами положение в обществе меняется, усложняются роли и требования. То, что общество прощает незрелому подростку, для взрослого сопровождается неодобрением со стороны окружающих. Как инфантильный человек воспитает ребенка? Чему он его научит? Адаптация будущего поколения во взрослом мире зависит от воспитания. Но если родитель сам не понимает своей роли в судьбе отпрыска, то картина рисуется печальная.

Взрослое поведение – это тяжелый труд, но он открывает новые возможности.

Инфантильный человек никогда не перейдет на новый уровень, не познает семейного счастья, настоящей любви.

Он останется в рамках детского восприятия, не узнав, что такое ответственность, и каковы ее плоды.

Почему не модно взрослеть?

Мода на родилась из неумения жить по-взрослому. Общество 21 века лояльно относится к любым проявлениям «необычности», к ним же относится и детское поведение взрослого индивида. Но одно дело, когда инфантильность открыто проявляется в ребячестве, а другое, когда она становится проблемой в жизни.

Сегодня позже выходят замуж и заводят детей. Частое оправдание «не нагулялись». Психологически новое поколение не готово принимать реальность и взрослеть в 18-20 лет. Бывшие школьники все еще дети, они не наигрались. Во многом виновато воспитание. Модное на сегодняшний день раннее развитие отбирает у детей счастливые годы игры. Их же отнимают . Современные юноши и девушки далеки от реальности, им нужно время на адаптацию. А когда она начинается? С момента самостоятельной жизни и способности самому заботиться о собственном благополучии.

Становясь взрослым, человек берет ответственность за собственные поступки. Но это тяжкий труд: следить за поведением, отвечать за действия и слова, придерживаться социального статуса и положения. Взрослость диктует новые роли, гораздо более сложные, чем были раньше. В детстве невыполненные уроки грозили неодобрением со стороны учителя или родителей, плохой оценкой и, возможно, небольшим наказанием. У жизни штрафные санкции серьезнее. Ругать некому. Человек, совершая ошибку, сталкивается с последствиями напрямик. Они воздействуют на его жизнь, заводят в трудные ситуации, решать которые инфантильный индивид не может. Современная школьная система воспитывает детей таким образом, что они боятся ошибок. Это стремление к «правильности» мешает адаптации в реальной жизни. Взрослость – это понимание причинно-следственной связи, а не высчитывание несуществующей оценки. Но перестроиться на новую систему восприятия человеку сложно, проще оставаться в мире инфантильной беззаботности.

Мода на детское поведение – это оправдание печальной реальности, где мужчины и женщины не умеют быть взрослыми. И проблема эта куда глобальнее, чем кажется на первый взгляд.

Взрослость

Взрослость ВЗРО́СЛЫЙ, -ая, -ое; взро́сел и взросл, взро́сла, взро́сло.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "взрослость" в других словарях:

    Зрелость, великовозрастность Словарь русских синонимов. взрослость сущ. зрелость возмужалость Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    взрослость - см. зрелость. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. взрослый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Взрослый человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему… … Википедия

    взрослость - взр ослость, и … Русский орфографический словарь

    взрослость - см. взрослый 1); и; ж. Достичь взрослости … Словарь многих выражений

    зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода З. достаточно условны и… … Большая психологическая энциклопедия

    ЗРЕЛОСТЬ, ВЗРОСЛОСТЬ - период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, проявления развитого чувства ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества; наступает между… … Профессиональное образование. Словарь

    Зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Зрелость (взрослость) - возраст между молодостью и старостью; период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,интеллектуальных и физических способностей личности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Книги

  • Что ты как маленький? Лайфхаки для взрослых, готовых к счастью , Беланкова Ольмира. Пришло время окончательно и бесповоротно признать, что мы выросли, и весь мир простирается перед нами. А что делать с ним? Что делать с этой взрослостью, такой желанной еще недавно, и такой…

Гришкова Ирина

Сочинение - рассуждение на тему "Что такое взрослость?" Ученица в своей работе отмечает, что взрослость - понятие многогранное и индивидуальное и состоит из нескольких компанентов. Представлен интнресный взгляд на данную проблему.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Взросление - пожизненный урок
умения творить посильный мир,
а те, кто не построил свой мирок,
охотно перекраивают мир.

Игорь Губерман

С чего начинается взрослость? Взрослость — понятие многогранное. Для каждого взрослость это что — то свое, индивидуальное. Для кого — то взрослость, когда начинают расти усы или можно гулять допоздна. Может быть, это меньше свободного времени или же наоборот, возможность заниматься чем хочешь и когда хочешь...
«Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому , - считают психологи. - Это очень важный этап становления личности . Готовность и способность отвечать за свои поступки , и выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления».

«Выбор», «будущее»… Об этом постоянно говорят нам наши родители и учителя: «Надо учиться, надо закончить школу, поступить в институт, найти работу… Ваш выбор зависит только от Вас» Да, мы сделаем свой выбор. Мы выберем свой путь, мы найдём своё место в жизни. Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым. И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях, серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем много раз в течение своей жизни . Ответственный человек - это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться отвечать за свои действия, поступки, поведение.

Среди составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности: честность, справедливость, принципиальность. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности..

А ещё я считаю, что взрослость проявляется в самостоятельности. Чем большего ты можешь добиться и сделать сам, тем ты взрослее. А родители, говоря, что ты взрослый, имеют в виду, что ты можешь что — то сделать уже сам. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Во -первых, это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; во-вторых, независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество; в-третьих, умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Если мы этому не научимся, то тогда наша жизнь будет меняться по воле других людей

Таким образом, задача каждого - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Взрослость предполагает планирование жизни - подчиненность четкому плану , заботе о будущем, продумывание последствий своих решений. Поэтому стать взрослым - означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.