Как избавить ребенка от перфекционизма. Проблемы детей-перфекционистов в семье и обществе. Мифы об идеальном родительстве

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА1

С. В. Воликова

Московский научно-исследовательский институт психиатрии

Основные итоги исследования перфекционизма у взрослых

В течение последних десятилетий наблюдается рост интереса к феномену перфекционизма. В большой обзорной статье R.C.O’Connor отмечается, что с конца 80-х годов XX века количество публикаций, посвященных перфекционизму, выросло на триста процентов.

Существуют две модели перфекционизма: одномерная и многомерная. Одномерная рассматривала перфекционизм только как стремление устанавливать неадекватно высокие стандарты . Современные исследователи сходятся во мнении, что перфекционизм - это многомерный конструкт . За рубежом наиболее известными являются британская R.Frost и канадская P.Hewitt, G.Flett модели перфекционизма. В британской модели выделены шесть параметров перфекционизма: высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в действиях, высокие родительские ожидания, стремление к порядку и организованности. В канадской модели выделяют три параметра перфекционизма: «я-адресованный» перфекционизм, «социально-предписываемый» перфекционизм и перфекционизм, адресованный другим. В британской и канадской моделях разработаны опросники перфекционизма, которые носят одинаковые названия Multidimensional Perfectionism Scale (британский опросник сокращенно называется MPS-F, а канадский - MPS-Н). Параметры перфекционизма, выделяемые в каждой из моделей, полностью отражены в опросниках.

В нашей стране первые систематические исследования перфекционизма были начаты в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития РФ в 1990 годах. Наиболее признанной является модель перфекционизма, предложенная

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Психологические факторы и методы диагностики эмоциональной дезадаптации у студентов и школьников»), проект №08-06-00767а.

Н.Г.Гаранян . Согласно этой модели перфекционизм включает в себя: восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими), завышенные притязания и требования к себе, завышенные стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», селектирование информации о собственных неудачах и ошибках, поляризованное мышление (все или ничего). На основе этой концепции создан и апробирован оригинальный Опросник перфекционизма . Представленные модели и опросники ориентированы на изучение перфекционизма у взрослых. В исследовании Н.Г.Г аранян разведены здоровый и патологический перфекционизм . А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян была введена типология патологического перфекционизма: нар-цистический и обсессивно-компульсивный. Первый определяется как «доминирование мотивации достижения совершенства и получения одобрения и восхищения, в ущерб всем другим мотивам, превращение достижения и признания в главный смысл жизни». При обсессивно-компульсивном перфекционизме «идеализированный образ Я не вытесняет в такой степени все другие мотивы и содержательные интересы», наряду с потребностью в совершенстве, сохраняется заинтересованность не только в результате, но и в самой деятельности .

Рост интереса к перфекционизму не случаен. Как показывают исследования, перфекционизм тесно связан с депрессивными и тревожными расстройствами . Эта связь подтверждается как корреляционным, так и регрессионным анализами. Кроме этого, в некоторых исследованиях было показано, что перфекционизм утяжеляет течение данных расстройств, может способствовать их хрони-фикации . Человеку с патологическим перфекционизмом, ориентированному на то, чтобы во всем быть совершенным, предъявляющему к себе и к другим непомерно высокие требования, очень трудно признать себя несовершенным, страдающим, трудно довериться и принять помощь от специалиста (психиатра или психотерапевта), который тоже может казаться пациенту несовершенным.

Выявлены связи перфекционизма с расстройствами пищевого поведения . Согласно указанным исследованиям девушки с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, демонстрировали экстремальные формы пищевого поведения вплоть до полного отказа от приема пищи. В другом исследовании выявлена связь социально ориентированного перфекционизма с измененными представлениями о теле. Стремление казаться успешным, соответствовать неадекватным стандартам и представлениям о совершенном внешнем виде тесно связано с анорексией и булимией. А.Б.Холмогоровой было введено понятие физического перфекционизма как особого типа перфекционизма, проявляющегося в стремлении к телесному совершенству. В исследовании

А.Б.Холмогоровой и А.Дадеко выявлена связь физического перфекционизма с показателями шкалы общего перфекционизма, а также с депрессивной, тревожной симптоматикой и симптомами расстройств пищевого поведения.

Исследователи выявляют связь перфекционизма и проблем в браке. Например, А.НаЬке, Р.Нешй, G.Flett показали, что существует связь между перфекционизмом и проблемами в браке, прежде всего в сексуальной сфере. Согласно их исследованию, это больше характерно для женщин, чем для мужчин.

Значительное количество исследований посвящено изучению связи перфекционизма и суицидальных мыслей и поведения. В статье Я.С.О’Соппог проанализированы около тридцати современных исследований (с начала девяностых годов), в которых убедительно доказана связь перфекционизма с самокритицизмом, чувством безнадежности и суицидальными мыслями и поведением. В отечественных исследованиях студенческой популяции также выявлены связи уровня депрессии, перфекционизма, суицидальных тенденций .

Исследования родительского перфекционизма

Открытым остается вопрос о том, какова природа перфекционизма. Роль семьи в формировании дисфункциональных личностных установок доказана. Поэтому, вполне естественно, ученые поставили задачу исследования родительского перфекционизма, нарушений детско-родительских отношений, дисфункциональных установок и правил семьи в целом, справедливо полагая, что родительское влияние оказывает самое существенное влияние на развитие перфекционизма и на эмоциональную сферу ребенка.

На основании лонгитюдных исследований Б.В1ай делает вывод о том, что родительское отвержение и мощный авторитарный контроль в детстве могут служить предиктором высокого уровня са-мокритицизма в подростковом возрасте и депрессивного расстройства в позднем подростковом или

раннем юношеском возрасте. Высокий уровень са-мокритицизма в подростковом возрасте, в свою очередь, может служить предиктором низкого образовательного уровня, низкого социо-экономического статуса, высокого уровня дезадаптации, депрессии, неудовлетворенности работой, семьей, другими близкими отношениями во взрослом возрасте. Высокий уровень перфекционизма у потомка связан с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей. При этом такие родители оказывают своим детям существенно меньше поддержки, выражают меньше любви и заботы . R.Frost и его коллеги обнаружили, что уровень перфекционизма у дочерей значимо коррелирует с уровнем перфекционизма и строгости у матерей. Для отцов такая закономерность выявлена не была. Материнский перфекционизм был надежно связан с выраженной психопатологической симптоматикой у дочерей. G.Parker подтвердил особую значимость материнского перфекционизма для развития перфекционистских ценностей у потомков обоего пола.

Первые отечественные исследования связи родительского перфекционизма с эмоциональным неблагополучием потомков были проведены в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития России. Проводятся комплексные исследования связи перфекционизма с семейным и интерперсональным контекстом на основе многофакторной модели расстройств аффективного спектра.

При обследовании родителей молодых пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами было обнаружено, что перфекционистские установки у родителей пациентов с аффективными расстройствами более выражены, чем у родителей здоровых испытуемых. Так, для родителей депрессивных пациентов характерна ориентация на самые высокие стандарты в деятельности, постоянное сравнение полученных результатов с результатами самых успешных в этой деятельности людей. Они больше сосредоточены на неудачах и ошибках, склонны оценивать произошедшее с позиции «все или ничего» (если не получил высокий результат, то вообще не справился).

Был проведен корреляционный анализ, показавший, что перфекционистские установки родителей связаны с перфекционистскими нормами и ценностями всей семьи, родительский перфекционизм связан с уровнем родительской критики, индуцированием тревоги в семье, сверхвключенностью родителей в дела детей, а также с уровнем родительской тревоги. Родители-перфекционисты предъявляют завышенные требования не только к себе, но и к детям. Если ребенок не справляется с завышенными требованиями, а так бывает довольно часто, это вызывает критику и нарекания со стороны родителей, неудачи могут преувеличиваться, уровень тревоги в семье расти. Родители начинают активно включать-

ся в дела ребенка с целью контроля и достижения поставленных перфекционистских целей. Ребенок интериоризует ценности родителей и испытывает особую тревогу, так как любая неудача может вызвать родительское отвержение и усиленную критику с их стороны.

Также исследования установили негативное влияние перфекционизма на снижение уровня социальной поддержки . Серия множественных регрессионных анализов показала, что семейные дисфункции оказывают влияние на развитие перфекционизма .

Обследование родителей и детей школьного возраста выявило связь параметров родительского перфекционизма и низкой самооценки, а также ощущения несостоятельности, неэффективности у их детей .

Многие авторы убеждены, что родители детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач. Когда ребенок ошибается, неуспешен, родители всячески выражают недовольство, отвергают ребенка до тех пор, пока он не исправится, не добьется успеха, не сделает что-то очень хорошо. Ребенок делает вывод, что он хороший, его не отвергнут только тогда, когда добьется успеха. Таким образом, ребенок становится перфекционистом, так как только так, по его мнению, можно заслужить любовь, принятие и восхищение. Таким образом, как предполагает S.Blatt , родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов межпоколенной передачи перфекционизма и депрессии в семье.

Исследования детского перфекционизма

Анализ литературы показывает, что основная масса исследований перфекционизма проведена на взрослой выборке. Исследований, посвященных перфекционизму у детей, очень мало. Эти исследования важны, так как необходимо изучить источники перфекционизма, определить, какие факторы вносят основной вклад в формирование перфекционистских установок у детей, понять, каковы особенности перфекционизма у детей, как изменяются перфекционистские установки с взрослением ребенка и т.д.

Некоторые исследователи отмечают, что изучение детского перфекционизма активизировалось с появлением детско-подростковой шкалы перфекционизма - The Child and Adolescent Perfectionism Scale (CAPS) . Эта шкала состоит из 22 вопросов, которые распределяются по двум показателям: «я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм. Под «я-адресованным» перфекционизмом авторы понимают неадекватно высокие требования, которые ребенок или подросток предъявляет себе. Ребенок с выраженным «я-адресованным» перфекционизмом считает, что он должен оправдывать свои самые высокие стандарты, должен быть

совершенным во всем. Ребенок с высоким уровнем «социально-предписываемого» перфекционизма считает, что социум, другие люди, например, родители, многого ждут от него, ждут, что он будет совершенным, и ребенок уверен, что должен оправдать эти ожидания, должен соответствовать им. Таким образом, «социально-предписываемый» перфекционизм - это представления человека о том, что другие предписывают ему быть совершенным во всем. G.Flett, P.Hewitt стандартизировали Детско-подростковую шкалу перфекционизма (CAPS), доказали ее надежность. С ее помощью проводятся исследования специфики детского перфекционизма и связанных с перфекционизмом нарушений в личностной сфере. В нашей стране данная шкала не переведена и не апробирована.

При исследовании детского перфекционизма получены результаты, сходные с исследованиями взрослых. Выявлена связь «я-адресованного» перфекционизма у детей и подростков с депрессией и тревогой . «Социально-предписанный перфекционизм» также связан с депрессивной, тревожной симптоматикой, с более высоким уровнем стресса, проявлениями гнева . Авторы сделали вывод, что если у ребенка преобладают установки «социально-предписанного» перфекционизма, у него выявляется больше проблем (стрессы, депрессивная симптоматика, гневливость), чем у ребенка с преобладающим «я-адресованным» перфекционизмом. Обнаружена связь «социально-предписываемого» перфекционизма с переживанием стыда, а «я-адресованного» перфекционизма с переживаниями стыда и вины . Перфекционизм у детей связан не только с депрессивной симптоматикой (что подтверждается различными исследованиями), но и с самокритикой, закрытостью в общении с другими людьми . Л.В.Ким показала, что одним из мощных депрессогенных факторов является «прессинг успеха» в семье. Другими постоянными следствиями «прессинга успеха» автор называет постоянное чувство страха, тревоги, ожидание провала и неудачи. Такая ориентация на успех, страх провала, конкурентность способствуют развитию депрессивных расстройств. Таким образом, по мнению авторов, дети с высоким уровнем перфекционизма чаще страдают депрессивной и тревожной симптоматикой, самокритикой, чувством вины, стыда, испытывают больше стрессов. Наиболее тяжело все это переживают дети с выраженным «социально-предписываемым» перфекционизмом.

В исследованиях детского перфекционизма, так же, как и у взрослых, были получены положительные корреляционные связи показателей перфекционизма и суицидальных мыслей и намерений. Об этом говорят исследования P.Stephens ,

B.Hankin , P.Hewitt и соавт. , D.Fehon и со-авт. и др. В основном, эта связь выявляется при

обследовании подростков - пациентов психиатрических клиник. Практически все указанные исследования (в которых использовалась шкала CAPS) выявляют более сильную связь суицидальных мыслей и поведения с «социально-предписываемым» перфекционизмом. P.Hewitt и соавт. показали важную роль таких факторов, как самокритицизм, безнадежность и несостоятельность в формировании суицидальных тенденций у подростков. Ощущение безнадежности и несостоятельности связано с перфекционизмом. Подростки с высоким уровнем перфекционизма практически обречены на постоянное ощущение собственной несостоятельности, так как невозможно постоянно соответствовать неадекватно высоким стандартам и требованиям, которые они предписывают себе, или считают, что другие предписывают им. Переживания неуспеха могут порождать идеи о собственной несостоятельности, чувство безнадежности, безвыходности в каких-либо ситуациях. Если у подростка не сформированы конструктивные стратегии совладания с такими переживаниями, то повышается риск проявления суицидальных намерений или действий. Как отмечают исследователи, растет число детей и подростков, совершающих суицидальные попытки, а также тех, кто видит в суициде выход из трудных ситуаций. Многие из таких подростков имеют выраженные перфекционистские установки. Поэтому профилактическая работа по коррекции дисфункциональных перфекционистских установок может также прямо или косвенно приводить к снижению суицидального риска среди детей и подростков.

K.Rice и K.Preusser , рассматривая вопрос о структуре детского перфекционизма, о том, что может влиять на развитие перфекционизма, выделили четыре фактора (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении), которые не только связаны с перфекционизмом в детском возрасте, но и могут влиять на развитие перфекционизма у подростков и взрослых. В данном исследовании принимали участие дети, подростки (64 ученика) и студенты колледжа (714 студентов). Родители не принимали участия в данном опросе. Однако авторы, на основе ответов детей, а также на основе анализа доступной литературы, сделали вывод, что на отношение ребенка к ошибкам, а также его самооценку влияют отношения с родителями, а также родительская позиция. В данном исследовании валиди-зирован опросник AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) для тестирования детского перфекционизма.

Отечественных исследований детского перфекционизма очень мало. Они, в основном, носят неклинический характер. Например, работа И.И.Грачевой , посвященная изучению идеалов у подростков с различным уровнем перфекционизма. В этом исследовании принимали участие подрост-

ки - ученики старших классов. И.И.Грачева предложила использовать для выявления перфекционизма у подростков шкалу MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) и адаптировала ее на подростковой выборке. Напомним, что изначально данная шкала была разработана для исследования перфекционизма у взрослых. Остается открытым вопрос, может ли эта шкала использоваться для выявления особенностей перфекционизма у детей более младшего возраста, например, младших школьников.

Тема детского перфекционизма активно обсуждается в русском сегменте интернета. Существуют ссылки на родительские форумы, где обсуждается «комплекс отличника» у детей и родителей, интернет-пользователи делятся своими переживаниями, описывают, как в жизни им мешает их собственный перфекционизм. Имеются пояснительные популярные статьи специалистов-психологов на тему негативного влияния высокого уровня родительских требований, постоянной ориентировки на успех. Эти материалы являются, в основном, переводами иностранных пособий для родителей.

Анализ представленных выше публикаций показывает, что существуют различные мнения относительно структуры детского перфекционизма. Существуют спорные моменты как в структуре, предложенной P.Hewitt и G.Flett («я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм), так и в структуре, предложенной K.Rice и K.Preusser (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении). В первой модели представление о перфекционизме очень упрощается, хотя доказано, что перфекционизм - это сложный и многомерный конструкт. Вторая модель больше рассматривает особенности личности, которые могут способствовать формированию перфекционизма, чем непосредственно параметры перфекционизма.

На основе анализа литературы и опыта работы с детьми и подростками при участии профессора А.Б.Холмогоровой нами был составлен Опросник детского перфекционизма. Начата работа по вали-дизации данного опросника. Предлагается следующая структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание). Это, на наш взгляд, более точно раскрывает параметры, а также специфику детского перфекционизма. Эта структура охватывает мотивационный, поведенческий и когнитивный компоненты перфекционизма.

Подводя общие итоги, можно сказать, что исследований детского перфекционизма значительно меньше, чем исследований перфекционизма у взрослых. Остается мало изученным вопрос о

структуре и особенностях детского перфекционизма. Существует мало надежных опросников, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. В публикациях встречаются ссылки на использование детско-подростковой шкалы перфекционизма CAPS (The Child and Adolescent Perfectionism Scale) и опросника AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) . Ни один из указанных опросников не апробирован на отечественной выборке.

Показано, что перфекционизм связан с депрессивными и тревожными расстройствами, с тяжелыми переживаниями стыда, вины, самокритики, несостоятельности и безысходности у детей, подростков. Перфекционизм также связан с суицидальными тенденциями у детей и подростков. Можно предположить, что если специалисты будут заниматься профилактикой или коррекцией перфекционистских установок, то это может способствовать снижению расстройств аффективной сферы и предупреждению суицидов среди детей и подростков.

Неясен вопрос о механизме формирования перфекционистских установок у детей и подростков. Поэтому необходимо с системной точки зрения изу-

чать особенности детско-родительских отношений, дисфункциональные правила и установки семьи не только с помощью обследования детей и подростков, но и привлекая их родителей.

Также необходимо отметить явный дефицит отечественных исследований детского перфекционизма. На отечественной выборке апробирован только один опросник MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) P.Hewitt и G.Flett. Он использовался для исследования перфекционизма у подростков. Нами была предпринята попытка создания Опросника детского перфекционизма, а также проведены первые процедуры валидизации данного опросника. На основе факторного анализа выделена структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание).

Таким образом, исследования детского перфекционизма представляются очень важными и перспективными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2006. 25 с.

2. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23-32.

3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МГУ, 2010. 42 с.

4. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 23-31.

5. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48.

6. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра: Методическое пособие. М.: МНИИ психиатрии, 2008. 19 с.

7. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2006. 24 с.

8. Ким Л.В. Кросс-культуральное исследование депрессии среди подростков - этнических корейцев - жителей Узбекистана и Республики Корея: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. М.: МНИИ психиатрии Мз РФ, 1997. 24 с.

9. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МНИИ психиатрии МЗ РФ, 2006. 54 с.

10. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (на примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 49-61.

11. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14, № 2. С. 11-20.

12. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1. С. 18-35.

13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурноисторическая психология. 2009. № 3. С. 101-110.

14. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у сту-

дентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. C. 16-26.

15. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2010. N 3. URL: http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_3_4/nomer/nomer13.php

16. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2007. 23 с.

17. Barrow J., Moore C. Group interventions with perfectionistic thinking // Personnel Guidance J. 1983. Vol. 61. P. 612-615.

18. Blatt S. The destructiveness of perfectionism // Am. Psychol. 1995. Vol. 50, N 12. P. 1003-1020.

19. Burns D. The perfectionist’s script for self-defeat // Psychol. Today. 1980. N 11. P. 34-52.

20. Choy G., Mclnerney V. Perfectionism, self-concept and self-evaluative emotions in Australian primary school students // Int. J. Psychol. 2001. Vol. 35. P. 18-26.

21. De Rossa T. Personality, help-seeking attitudes, and depression in adolescent. Canada, Toronto, 2000. 156 p.

22. Dunkley D., Blankstein K., Masheb R., Grilo C. Personal standarts and evaluative concerns dimensions of “clinical” perfectionism: A reply to Shafran et al. (2002, 2003) and Hewitt et al. (2003) // Behav. Res. Ther. 2006. Vol. 44. P. 63-84.

23. Fehon D., Grilo C., Martino S. A comparison of dependent and self-critically depressed hospitalized adolescents // J. Youth Adolescence. 2000. Vol. 29. P. 93-105.

24. Flett G., Hewitt P. The Child-Adolescent Perfectionism Scale: development and association with measures of adjustment // Frost R. Perfectionism: Meaning, measurement and relation to psychopathology. Symposium conducted at the meeting of the Association for the Advancement of Behaviour Therapy. San Francisco, 1990.

25. Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cogn. Ther. Res. 1990. Vol. 14. P. 449-468.

26. Habke A., Hewitt P., Flett G. Perfectionism and sexual satisfaction in intimate relationships // J. Psychopathol. Behav. Assessments. 1999. Vol. 21. P. 307-322.

27. Hankin B., Roberts J., Gotlib I. Elevated self-standards and emotional distress during adolescence: Emotional specificity and gender differences // Cogn. Ther. Res. 1997. Vol. 21, N 6. P. 663-679.

28. Hewitt P., Caelian C., Flett G. et al. Perfectionism in children: Associations with depression, anxiety, and anger // Person. Individ. Differ. 2002. Vol. 32. P. 1049-1061.

29. Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the self and social contexts: conceptualization, assessment and association with psychopathology // J. Person. Soc. Psychol. 1991. Vol. 60. P. 456-470.

30. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism traits and perfectionistic self-presentation in eating disorders: attitudes, characteristics and symptoms // Int. J. Eating Dis. 1995. Vol. 18, N 4. P. 317-326.

31. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism and depression: Longitudinal assessment of a specific vulnerability // J. Abnorm. Psychol. 1996. Vol. 105. P. 276-280.

32. Hewitt P., Newton J., Flett G., Callander L. Perfectionism and suicide ideation in adolescent psychiatric patients // J. Abnorm. Psychol. 1997. Vol. 25, N 2. P. 95-101.

33. McVey G., Pepler D., Davis R. et al. Risk and protective factors associated with disordered eating during early adolescence // J. Early Adolescence. 2002. Vol. 22, N 1. P. 75-95.

34. O’Connor R.C. The relations between perfectionism and suicidality: A systematic review // Suicide Life-Threatening Behav. 2007. Vol. 37, N 6. P. 698-714.

35. Parker G. Parental rearing style: examening for links with personality vulnerability factors for depression // Soc. Psychiatry - Psychiatry Epidemiol. 1993. Vol. 28. P. 97-100.

36. Rice K., Preusser K. The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale (Statistical data included) // Measurement Evaluation Counseling Development. 2002. Vol. 35, N 1. P. 35-48.

37. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. “Clinical Perfectionism” is not “multidimensional perfectionism”: A reply to Hewitt, Flett, Besser, Sherry and McGee // Behav. Res. Ther. 2003. Vol. 41. P. 1217-1220.

38. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. Clinical perfectionism: a cognitive behavioural analysis // Behav. Res. Ther. 2002. Vol. 40. P. 773-791.

39. Stephens B. Cheap thrills and humble pie: The adolescence of female suicide attempters // Suicide Life-Threatening Behav. 1987. Vol. 34. P. 314-334.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

С. В. Воликова

В статье приводятся основные современные зарубежные модели перфекционизма у взрослых - канадская модель (P.Hewitt и G.Flett, 1991) и британская модель (R.Frost, 1990), а также отечественная модель (Н.Г.Гаранян, 2010), кроме того, перечислены основные направления исследования перфекционизма у взрослых. Показано, что исследований детского перфекционизма значительно меньше. Отмечается дефицит инструментов, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. Приведены исследования, показавшие связь перфекционизма с нарушениями в эмоциональной сфере у детей и подростков, а

также с суицидальным поведением. Имеют место немногочисленные исследования, показавшие негативную роль родительского перфекционизма, критики, давления и отвержения в развитии детского перфекционизма, а также эмоциональных нарушений. Отмечается дефицит отечественных исследований детского и подросткового перфекционизма и сообщается о начале разработки оригинального отечественного Опросника детского перфекционизма.

Ключевые слова: перфекционизм, дети, подростки, эмоциональные нарушения, суицидальное поведение, родители.

CONTEMPORARY INVESTIGATIONS OF CHILD PERFECTIONISM

The article reviews contemporary models of perfectionism in adults, like Canadian (P.Hewitt, G.Flett, 199l), British (R.Frost, 1990) and Russian (N.G. Garanyan 2010) ones as well as the main directions of research in this field. The subject of child perfectionism is less popular among researchers. One of key problems is lack of instruments to measure perfectionism in children and adolescents. The author refers to investigations that show an association between perfectionism and emotional problems in children and adolescents, and also with suicidal behavior. There are in-

dividual investigations that suggest the negative role of parental perfectionism, excessive criticism, pressure and rejection in the development of children’s perfectionism and emotional problems. The author emphasizes lack of investigations on child and adolescent perfectionism in Russia and reports about starting developing an original Russian questionnaire for measuring child perfectionism.

Key words: perfectionism, children, adolescents, emotional problems, suicidal behavior, parents.

Воликова Светлана Васильевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Минздравсоцразвития России; e-mail: [email protected]

Аня, 12 лет

Мне все время кажется, что что-то сделала не очень хорошо: приходится переделывать, переписывать. Думаю, что не очень хорошо сделала, надо было лучше. Так во всем, даже когда посуду мою - перемываю несколько раз. Вот, домашнее задание по русскому: сделала, а если помарка, могу даже всю страницу переписать - нехорошо ведь, надо лучше! Иногда куда-то собираюсь, пока по нескольку раз причешусь, переоденусь! Вот, и опаздываю! Нужно сделать так, как будет хорошо, даже отлично. А не всегда получается. А я из дома выйти не могу, пока не будет отлично.

Вика, 14 лет

Мое самое сокровенное желание - быть идеалом. Хочу быть идеальной и безупречной. Вот, ИДЕАЛОМ! Всегда. Хочу знать больше всех, хочу самой умной быть, самой красивой, самой-самой! Самой примерной в школе. Хочу лучше всех решать математику. Самой быстрой и умелой хочу быть в спортзале. Во всем! Шить, вышивать гладью и крестиком, квилтинг и пэчворк... Вот все хочу делать лучше всех. Даже когда буду сдавать экзамен на право управления автомобилем - тоже хочу получить самые высшие баллы. Можете помочь мне? Я очень сильная, я все усилия приложу, я смогу! Думаю, нужно составить план и ему следовать, не отступать от него ни на чуть-чуть. И у меня все получится!

Паша, 15 лет

А вам не кажется, что огромное количество проблем вокруг решилось бы, если бы вокруг было побольше ответственных людей? Ведь нельзя быть уверенными ни в ком. Вот, дают человеку задание, пусть, по работе, а в том, что он его выполнит на отлично, уверенности нет. И сами люди берутся сделать, обещают, а не делают, не могут. Вот и мои одноклассники - наобещают с три короба, сделаю-сделаю. А выполнить не могут. Ну, зачем брались? Из-за этого я даже некоторое разочарование в друзьях испытываю: как можно настолько безответственными быть? Вот, если не можешь сделать хорошо, так лучше вообще не берись!

Рита, 16 лет

Вы знаете, я просто не позволю себе получить "хорошо". Хорошо - это унизительно, я могу и должна получить "отлично". И сделаю абсолютно все, да я спать не буду, если не сделаю на отлично. Бывает, что это очень трудно дается, но если не на "отлично", то лучше пусть будет вообще никак. Если ошибаюсь - значит, я неудачница. Достойна только сожаления. Могу гордиться собой только в том случае, если делаю на "отлично".

Что объединяет этих подростков? Активную, напористую Вику и тревожную, немного депрессивную Аню? Предъявляющего требования к другим Павла и требующую от себя Риту?

Все эти ребята перфекционисты (от фр. perfection — совершенство, высшая степень — сверх-стремление к совершенству, и окружающим запредельно высокие требования). Нередко перфекционизм у ребенка называют синдромом отличницы — именно из-за стремления, потребности все и всегда выполнить на отлично. Такое поведение (девушек) из-за их большей склонности следовать социальным нормам, но оно может встречаться и у мальчиков. И в проявляется очень ярко.

Проявления перфекционизма у ребенка

Перфекционизм — сложная, очень многогранная черта, характеризующая личность.

Основные признаки перфекционизма у ребенка:

  • завышенный уровень притязаний и высокая требовательность к себе;
  • высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»;
  • восприятие других людей как требовательных и критикующих;
  • постоянное сравнение себя с окружающими;
  • оценка и планирование деятельности по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление);
  • фиксация внимания на собственных неудачах и ошибках.

Стремясь довести любое дело до идеала, шлифуя каждую мелочь, перфекционисты постоянно испытывают сомнения в качестве сделанного, они очень чувствительны к критике и практически никогда не испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности из-за убеждения, что она выполнена недостаточно хорошо.

На практике чрезмерное стремление к совершенству (перфекционизм у ребенка) часто оборачивается одиночеством (невозможно найти друзей, отвечающих таким высоким требованиям!), отсутствием возможности отдыхать и развлекаться (стремление идеально выполнять любые, даже самые незначительные дела отнимает огромное количество времени) и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение (отличные результаты надо постоянно подтверждать!).

Вот типичные мысли и убеждения перфекционистов — подростков и взрослых, касающиеся самих себя и их отношения к окружающим:

  • «Быть лучшим — это цель моей жизни».
  • «В любом деле нужно выкладываться по полной программе».
  • «Не нужно оставлять людям ни одного повода усомниться в твоем совершенстве».
  • «Я стараюсь не общаться с людьми, которые ни к чему не стремятся».
  • «Мне нужны материальные подтверждения моего успеха».
  • «Меня раздражает, когда люди допускают ошибки в простых делах».
  • «Я не уважаю обычных, ничем не примечательных людей».
  • «Люди, которых я ценю, не должны меня подводить».
  • «Все дела одинаково важны».
  • «Я постоянно работаю над собой, стремлюсь быть лучше с каждым днем, с каждым следующим заданием».
  • «Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в своей работе».
  • «Работая над чем-нибудь, я не могу расслабиться, пока не доведу дело до совершенства».

Причины перфекционизма у ребенка

Перфекционизм у ребенка может начать формироваться под влиянием семьи уже в детском возрасте. Например, авторитарные родители могут буквально навязывать детям убеждение, что любовь можно заслужить только в том случае, если все их требования будут выполнены на отлично. Ребенок вынужден соответствовать ожиданиям родителей и обязан показывать высокие успехи в деятельности, которая одобряется родителями, будь то учеба или занятия спортом.

Такую родительскую любовь называют условной. Она вынуждает ребенка стремиться к недостижимому совершенству для получения одобрения или похвалы, а то и просто принятия родителей. Постепенно такие дети самостоятельно предъявляют к себе чрезмерно высокие требования — ожидания и требования родителей становятся их собственными.

Чаще всего такая требовательность родителей связана с их собственными нереализованными потребностями и стремлением все-таки претворить свои мечты в жизнь, реализоваться с помощью детей. На таких детей возложены особенные надежды: они обязаны в своей жизни решить те задачи, которые по каким-то причинам не смогли решить их родители, не повторив при этом их ошибок и не совершив своих собственных. Цена ошибки слишком высока - это разочарование, отчуждение и даже отвержение со стороны самых близких людей. Именно поэтому дети-перфекционисты так часто чувствуют себя недостаточно хорошими для родительской любви, даже плохими, недостойными и несовершенными.

Перфекционизм у ребенка могут воспитать слишком тревожные и контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их будущем. Перфекционисты могут вырасти и в хаотичных семьях, то есть в семьях, где у детей отсутствует ощущение безопасности окружающего мира. Это семьи с нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями. У детей, выросших в таких нестабильных семьях, потребность как-то упорядочить свою жизнь, контролировать ее становится очень яркой. Для достижения этой цели могут использоваться внешние средства: хорошая (отличная) учеба, четкий график жизни с определенными обязанностями, безупречный порядок в комнате… Так дети обеспечивают себе чувство безопасности и компенсируют чувство неуверенности в себе и окружающем и ощущение беспомощности.

Чем опасен перфекционизм у ребенка

Исследование педагогов, психологов, социологов, что сверхвыраженное стремление к совершенству всегда сочетается с постоянным чувством эмоционального дискомфорта, сниженной результативностью деятельности, риском психических отклонений и даже риском суицидальных расстройств.

На фоне постоянного напряжения и перфекционизма у ребенка возможно появление и развитие невроза - например, связанного с ситуацией школьного обучения у детей и подростков. Отличники и отличницы попадают в ловушку психологического стереотипа: им кажется, что они всегда и во всем обязаны быть первыми, лучшими. При этом часто отличные отметки являются самоцелью, а интерес к учебе и саморазвитию может отсутствовать. Получение отметки и одобрения становится важнее достижения цели и удовлетворения от процесса и результата деятельности.

Перфекционисты крайне болезненно реагируют на критические замечания, сложно подстраиваются под новые условияя; с окружающими людьми они обычно предпочитают не взаимодействовать, а соперничать и конкурировать. Часто именно поэтому они теряют друзей и не могут найти новых.

Со временем все перфекционисты накапливают усталость, тревогу и испытывают чувство безнадежности. На фоне хронического стресса и истощения появляются и копятся различные проблемы со здоровьем: головные боли, слабость, обостряются хронические заболевания. Серьезные исследования подтверждают, что именно среди перфекционистов больше всего людей с серьезными тревожными и депрессивными расстройствами.

Из опыта работы

Десятиклассница Марина посещала кабинет психологической службы каждую неделю. В ее присутствии невольно хотелось поправить прическу, разгладить существующие и несуществующие складки на одежде и смахнуть пылинки со стола. Марина выглядела идеально: прическа, обувь, стрелки на брюках, пуговицы в тон сумке. Марина рассказала, что так же идеальна и ее комната: застеленная покрывалом кровать, аккуратно сложенные вещи в шкафу, порядок на письменном столе. На поддержание домашнего порядка и собственного внешнего вида Марина тратит почти все свободное время. В школе она была отличницей, а к психологу девушку направил участковый терапевт, обеспокоенный бледностью и истощенностью Марины, а также частыми ее обращениями за врачебной помощью.

В Маринином детстве было много неопределенности: родители долго конфликтовали, затем тяжело и бурно разводились, семья несколько раз меняла место жительства, ее не сразу принимали или вовсе отвергали в новом школьном коллективе, Марина чувствовала себя в одиночестве.

«Я приходила из школы, — рассказывала Марина, — и начинала убираться. Пообедав и помыв посуду, я обнаруживала, что надо помыть раковину, потом замечала грязный стол, пятна на холодильнике и грязные разводы на плите. Потом приходила очередь стирки, потом я брала утюг… К ночи я принималась за выполнение домашних заданий, которые тоже старалась сделать безупречно».

Умная, думающая, прочитавшая много книг по психологии, Марина павильно понимала истоки своего стремления к совершенству. Идеальный внешний вид и идеальный порядок в доме служили Марине опорой, дарили ощущение безопасности и устойчивости мира, помогали чувствовать себя взрослой, позволяли надеяться на заслуженную похвалу и одобрение. К сожалению, мама девушки, переживающая трудные времена, очень редко замечала усилия Марины и не торопилась отмечать ее достижения. Марина продолжала стараться.

«Моя одежда и мои вещи — это единственное,что находится в моей власти. А все самое главное — отношения с родителями и друзьями — я совсем не могу держать под контролем, от них я получаю лишь боль и разочарования…»

«Я очень устаю, — жаловалась Марина. — Иногда утром после трех-четырех часов сна я не могу встать в школу и вызываю доктора чтобы выписал мне справку по болезни».

«Помогите мне, — попросила Марина. — Я хочу научиться планировать свое время так, чтобы успевать все. Успевать делать все идеально». Немного помолчав, Марина расплакалась и добавила: «Нет, помогите мне прекратить убираться и начать жить!»

А дальше были встречи с психологом каждую неделю. На них Марина не только узнавала способы избавления от перфекционизма, но и училась преодолевать последствия детских обид и горестей, не бояться окружающего и строить гармоничные отношения с другими людьми.

Из приведенного примера становится понятно, что перфекционизм у ребенка (или синдром отличницы) может иметь глубокие корни, а работа по его преодолению — затрагивать многие важные области жизни. Именно поэтому не существует простого рецепта для тех, кто хочет получить облегчение от обязанностей, взятых на себя добровольно, но не по силам. И все же специалисты-психологи сформулировали некоторые полезные рекомендации.

Как избавиться от перфекционизма у ребенка

Нужно учить ребенка ранжировать цели по степени их важности, то есть учить расставлять приоритеты. Существуют цели, достижение которых в данный момент времени по-настоящему важно: например, подготовка к экзамену или к важным соревнованиям. В этом случае действительно следует приложить усилия к достижению цели, не доводя себя, однако, до нервного истощения: цель таким образом не приблизишь. Второстепенные же цели могут и подождать: ничего страшного, если «важный» телефонный разговор, обещанный поход с подругой в магазин и уборка квартиры состоятся не сегодня, а через некоторое время. Возможно даже, что некоторые домашние задания по второстепенным предметам будут выполнены не на отлично, а немного хуже. Планирование времени и составление разумного расписания помогают распределить усилия лучшим образом.

Научить ребенка расслабляться.

Для сохранения физического и эмоционального здоровья совершенно необходимо научиться чередовать напряжение и отдых. Сон и другие формы восстановления сил — это не пустая трата времени. Иногда бывает очень трудно остановить привычный напряженный ритм жизни. Возможно, в этом случае помогут специальные техники расслабления и релаксации. Главное — осознать важность отдыха и выделить для этого специальное время. Иногда приходится заново учиться распознавать у себя состояния напряжения и усталости и воспринимать их как сигналы о необходимости отдыха. Могут помочь следующие формулы для самовнушения: «Я принимаю и люблю себя такого, какой я есть», «Мне приятно время от времени расслабляться».

Научить не сравнивать себя с другими людьми.

Это еще одна ловушка перфекциониста: ведь всегда найдется кто-то, кто выполнит задание (справится с каким-то делом) лучше. Это не должно быть поводом для страданий: невозможно превзойти всех во всех областях. Друзья нужны не для того, чтобы с ними соревноваться, а для того, чтобы можно было с ними разделять свои интересы и увлечения, горести и радости.

Важно осознавать и ценить собственную уникальность и уникальность других людей. Тогда появится возможность радоваться и своим, и чужим успехам, не ругая себя за неудачи, а воспринимая их как неотъемлемую, нормальную часть жизни.

Учить ребенка делить обязанности с другими людьми

Даже если кажется, что партнер не сможет выполнить свою часть задачи идеальным образом. Ведь важен не только результат, но и опыт доверия и диалога. Сотрудничество сохраняет силы, а результат может оказаться таким же достойным.

Родителям учиться любить ребенка просто так, а не за достижения

Поверить в то, что можно сохранить хорошие отношения с родителями, даже не соответствуя их ожиданиям. Конечно, для подростка это сложная задача. Обычно в этих случаях подросток или воюет со своими родителями, доказывая право на собственные взгляды и поступки, или опускает руки, отказываясь от любых достижений, или… становится перфекционистом, все-таки пытаясь заслужить родительскую любовь и одобрение. Это непростая задача — стать самим собой, не вступив в конфликт с родителями, имеющими на этот счет другое мнение. Однако спокойное, ответственное следование своим целям и доброжелательное отстаивание своей позиции может дать хорошие результаты. Впрочем, не все советы требовательных родителей направлены против подростка! Как правило, имеет смысл искать золотую середину.

Учить ребенка хвалить себя.

Перфекционисты часто испытывают чувство вины за то, что оказались недостаточно хороши, не оправдали чьих-то ожиданий. Хроническое чувство вины связано с пониженной самооценкой и может привести к еще большему напряжению.

Очень важно научиться видеть в себе не только недостатки, но и достоинства (причем не связанные с достижениями и успешностью). Важно быть более снисходительным к недостаткам и чаще напоминать себе о своих достоинствах. Надо научиться относиться к себе с большей симпатией.

Учить ребенка получать удовольствие от жизни.

Да, этому тоже надо учить. Каждый может выбрать себе занятия для души — для получения удовольствия, а не ради достижения результатов. Чтение развлекательных книг, прогулки в одиночестве, поездки на природу, занятия музыкой, рисованием, физкультурой или танцами… Самое главное — сосредоточиться не на оценке собственных достижений и полезности проведенного времени. Очень важно время от времени просто наслаждаться жизнью, чувствуя себя при этом не преступником, теряющим время, а человеком, которому доступны многие радости.

«К концу недели Энни оставляла уже шесть предметов в беспорядке на своем письменном столе… „Странно, — сказала она. — Я так увлеклась этой игрой, что совсем перестала беспокоиться… Утром я просто перемешала все эти предметы на столе и ушла в школу. Меня совсем не волнует то, что они лежат не на своих обычных местах!“ — „Это потрясающе! — воскликнула Фея-крестная. — Я в самом деле горжусь тобой“. — „Я тоже“, — сказала Энни в ответ и расплылась в улыбке». (Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»)


Нередко родители сталкиваются с ситуациями, когда их малыш стремится любыми средствами и способами довести каждое поручение до идеального результата. И впору радоваться подобной старательности, ведь замечательно, если работа сделана хорошо и с душой.

Однако зачастую стремление к совершенству превращается в навязчивый перфекционизм, когда ребенок становится собственным худшим критиком. Что отличает маленького перфекциониста и как избавить его безупречности?

Скажем сразу, что справиться с желанием детей достичь идеала будет довольно непросто. Вам потребуется не только много работать с ребенком, но и пересмотреть свои взгляды на детское воспитание. Сегодня мы расскажем, как это сделать аккуратно, чтобы ненароком не нанести малышу психологическую травму.

Признаки перфекционизма у ребенка

Маленький перфекционист очень исполнителен и трудолюбив, он любит раскладывать все по полочкам, всегда следует правилам. В его школьной тетради вы не уведите плохих оценок и некрасиво выведенных букв, а его комната отличается редкой чистотой и порядком.

Казалось бы, в этом нет ничего плохого, однако под внешней безупречностью у ребенка зачастую скрывается боязнь ошибки, неуверенность в собственных силах, мнительность и заниженная самооценка.

Психологи уверены: если не принять необходимые меры в детстве, то во взрослой жизни такого «педанта» ждут многочисленные трудности – и в общественной, и в личной сфере.

Как же отличить исполнительного ребенка, от малыша, стремящегося к недостижимому идеалу?

Детей можно назвать перфекционистами, если они:

  • тратят на выполнение задания слишком много времени, медлительны и скрупулезны;
  • переделывают выполненную работу и переписывают текст, если им кажется, что они сделаны не совсем идеально;
  • воспринимают любую критику в штыки и тяжело переживают из-за малейшего замечания;
  • боятся ошибок вплоть до отказа от деятельности. Любая неудача для них – настоящая катастрофа;
  • требуют оценок от родителей и других значимых взрослых, причем по любым, даже самым незначительным поводам;
  • не любят обсуждать с мамой и папой собственные промахи и неуспехи;
  • ч ересчур придирчивы к деталям и мелочам;
  • ставят перед собой труднодостижимые задачи, а потом начинают винить себя в том, что не сумели их выполнить.

Безусловно, перечень основных особенностей перфекциониста далеко не полон, однако уже можно сделать вывод, что подобные черты характера способны существенно осложнить жизнь детей.

Причины перфекционизма у ребенка

Синдром «отличника», а именно так еще называют перфекционизм, возникает в раннем возрасте. И виной тому является неправильное поведение родителей, которые стремятся реализовать собственные желания в своих детях. Что еще приводит к возникновению перфекционизма?

  1. Взрослые возлагают на ребенка большие надежды, желая видеть его успешным и состоявшимся человеком. Детские желания и возражения в расчет не принимаются, так как мама с папой «сами знают», что для него лучше.
  2. Метод воспитания, в котором нет места похвалам и поощрениям. Боязнь наказания или очередного выговора приводит к тому, что дети стремятся быть идеальными. Кстати, подобная авторитарность может привести к нервному срыву или озлобленности на близких.
  3. Иногда ребенок излишним прилежанием старается привлечь родительское внимание, становясь отличником и лучшим учеником в классе. Специалисты также указывают, что такая педантичность – своеобразная защита от проблем в семье.
  4. Сравнение с более успешным сверстником или старшим братом вызывает у детей ревность и желание доказать маме с папой, что они ничуть не хуже. Отсюда один шаг до нервного перенапряжения.
  5. Один из супругов (или оба) также является перфекционистом, а значит, просто не способен оценить те методы воспитания, которые он применяет по отношению к ребенку.
  6. Помимо этого, темперамент и особенности характера также вносят существенный вклад в возникновение перфекционизма. У чувствительного и тревожного малыша больше шансов стать человеком, стремящимся к совершенству.

Как преодолеть перфекционизм у детей?

Прежде всего, не следует путать усидчивость и мотивацию достижения с перфекционизмом.

Если первые два качества приносят ребенку лишь позитив, то во втором случае он идет к поставленной цели через усталость, замкнутость и даже депрессии. Что в этом случае рекомендуют психологи?

Если ваш отпрыск предъявляет себе и другим завышенные требования, стремится в работе к идеальному результату, значит, вам придется потратить немало сил в борьбе с детским перфекционизмом. Поверьте сами и объясните ребенку, что саморазвитие, получение новых знаний и навыков, умение радоваться открытиям намного важнее, чем высокие оценки.

Другая информация по теме


  • Помогаем ребенку преодолеть застенчивость

  • Учимся общаться правильно! (от 9 до 12 месяцев)

  • Что же делать с детской ревностью?

Перфекционионистами называют людей, стремящихся к достижению совершенства. Это требование совершенства может предъявляться к самому себе, к другим людям или окружающему миру в целом. Там, где другой человек при выполнении какой-то работы давно бы остановился, перфекционист будет продолжать кропотливо поправлять мало кому заметные детали. Для него не существует фразы: «И так сойдет!», он приемлет только два состояния: сделано отлично или не сделано вовсе. Ему важно всегда соответствовать самым высоким стандартам, установленным им самим или обществом.

На первый взгляд, ничего плохого нет в том, что человек стремится получить наилучший результат. Это заставляет его расти над собой, добиваться большего. Но только в том случае, если речь идет, во-первых, о результате — наилучшем из возможных, реализуемом в текущих условиях, а не об идеальном. А, во-вторых, если мы говорим о действительно важном результате — о таком, ради которого гигантские вложения времени и сил оправданы. Сравните: одно дело отшлифовать резюме, которое поможет получить работу мечты, и совсем другое — бесконечно редактировать еженедельные отчеты, подаваемые начальству. Но даже в случае с резюме всем усилиям есть разумный предел, в противном случае конкурс на вакансию мечты просто успеет закончиться, пока соискатель найдет идеальный вариант самопрезентации. Увы, перфекционист такой предел не всегда чувствует.

Что же происходит, когда такой человек становится родителем? Конечно, в этой важной для себя роли он тоже начинает стремиться к совершенству. Формы родительского перфекционизма могут быть разными. В одном случае, это повышенные требования к себе в качестве мамы или папы. В другом — устанавливается высокая планка для ребенка, который должен быть почти идеальным, чтобы родители были им довольны. В третьем случае — это ожидание (или требование), что мир будет создавать для их уникального чада уникальные условия. Ну а поскольку совершенный человек должен быть совершенным во всем, то нередко и все формы перфекционизма встречаются одновременно.

Давайте обсудим несколько примеров того, как родительские поиски совершенства могут сказываться на ребенке.

Задушить любовью

Часто родитель, стремящийся быть идеальным, преувеличивает значение собственной роли в жизни ребенка. И даже сложно сказать, что тут причина, а что — следствие: то ли перфекционизм возникает из-за гипертрофированной любви, то ли наоборот. Но, так или иначе, результат неутешителен. Мать (куда реже отец) всецело посвящает себя ребенку, вместо того, чтобы заниматься собственной жизнью и отношениями с супругом. Она изо всех сил помогает отпрыску, контролирует каждый его шаг. В итоге ребенок до собственной старости сохраняет зависимость от родителей, чувство вины по отношению к ним, и не может построить собственную счастливую жизнь. Об этой страшной и довольно распространенной проблеме написано немало книг, поэтому не буду в нее углубляться, а подробнее остановлюсь на других, более простых ситуациях.

Всё по науке

Молодые родители, не имея опыта заботы о новорожденном, естественно обращаются за информацией к врачам, литературе, бабушкам - дедушкам, «старшим товарищам» и прочим носителям ценных знаний. Все это правильно до той поры, пока следование тем или иным рекомендациям не становится слепым, не учитывающим особенностей конкретного маленького человечка и текущей ситуации.

Излишняя ответственность в следовании правилам может привести молодую маму в тупик и заставить сильно понервничать. К примеру, некому сходить за продуктами в магазин (муж уехал в командировку или отсутствует в принципе). А на улице мороз. Оставлять ребенка дома одного? Нельзя. Гулять при температуре ниже 20° градусов тоже нельзя. И вообще ходить по магазинам с младенцем во время эпидемии гриппа опасно. Похоже, единственное решение — самой умереть с голода... Мне кажется, с объективной невозможностью следовать тем или иным разумным рекомендациям сталкивается практически каждая семья, даже самая благополучная. Так что чем легче мама будет подстраивать казалось бы неоспоримые правила под собственную жизнь, тем меньше у нее будет поводов для беспокойства и тем здоровее и спокойнее в конечном счете будет малыш.

Другая сторона проблемы в том, что родители, слишком увлеченные уходом за младенцем «по науке», перестают прислушиваться к нему, замечать его реакции. В каком-то смысле нарушается уникальная связь мать - дитя, в которой определяющей должна быть интуиция и любовь. Правила ухода и советы педиатров меняются не только каждое поколение, но, порой, и каждые два - три года. От наших мам требовали кормить нас по часам и туго пеленать. Сейчас это кажется диким, и, пожалуй, повезло тем, чья мама тридцать лет назад была достаточно «пофигисткой», чтобы приложить орущего младенца к груди вне зависимости от времени суток. А можем ли мы быть уверены, что все современные подходы верны, если даже в текущий момент по некоторым вопросам у трех врачей или психологов четыре мнения?

Таким образом, перфекционизм обычно делает ставку не на гибкость, а на правильность и последовательность. Родителям же, готовым отказаться от достижения совершенства, проще приспособиться к особым потребностям своего младенчика и конкретной ситуации.

Обманутые ожидания

Еще будучи беременной, мама-перфекционистка готовится сдать свой главный в жизни экзамен на очередную «пятерку». Она представляет, как легко ей удастся справиться с родами. Она видит в мечтах свою идиллическую семейную жизнь после рождения малыша: розовощекий ребенок, обезумевший от счастья муж, и она-красавица, успевающая печь пироги и заниматься ранним развитием наследника. Безусловно, позитивные образы помогают сформировать сходную реальность. Но все мы знаем, что жизнь все же отличается от красивой картинки в глянцевом журнале. Это значит, что ожидая хорошего, мы все же должны ставить себе реалистичные цели, иначе столкновение с действительностью может оказаться очень болезненным.

К примеру, я помню, каким ужасом для меня стала первая после роддома ночь дома, в которую мой, до этого спокойный младенец, почти не спал. Мне было страшно, а заодно стыдно перед мужем, что я ничем не могу успокоить ребенка. Я боялась — он кричал сильнее. А что было, когда в месяц у малыша потекли сопли! Казалось, мир рушится: я же делала все правильно, как он мог заболеть? С моим ребенком такого просто не могло случиться! А ведь на самом деле все это были сущие пустяки, о которых теперь и вспоминать смешно.

Скольких переживаний можно избежать, если принять как данность, что всякая семья сталкивается с определенными проблемами. Если вы посмотрите вокруг, то вряд ли найдете человека, который вырос, ни разу не поболев; супругов, не переживших ссор из-за подходов к воспитанию; братьев и сестер, никогда не испытывавших ревность друг к другу. Похоже, все это обычные вещи, а вовсе не конец света, как может показаться перфекционисту.

Увы, порой в жизнь молодой семьи врываются проблемы, серьезнее среднестатистических. Но и здесь лучшим выходом будет готовность принять ситуацию. Принять, чтобы начать с ней справляться. Ступор перфекциониста, повторяющего, что с ним и его ребенком такого не могло случиться, — явно не лучший помощник.

Загнанная лошадь

В продолжение темы про обманутые ожидания стоит сказать про еще одну опасность, подкарауливающую родителей-перфекционистов. Предположим, молодая мама видит, что реальность отличается от ее идеальных представлений. Но не принимает это как данность, а продолжает из последних сил биться, чтобы таки достичь намечтанного образа супер-мамы.

Ну и что, что устала? Без обеда из трех блюд нельзя. Надо нравиться мужу, но ничем его не обременять: он ведь и так устает на работе. Что говорите: пеленки не гладить? Да как можно — обязательно и с двух сторон. Ежедневная влажная уборка — в доме должен быть идеальный порядок. В десять утра у нас пальчиковая гимнастика, в двенадцать — массаж. Две прогулки в день — это святое. Что значит, покорми пюре из баночки? А что за химию в эту баночку напихали? Нет, уж, я сама приготовлю и сок отожму и т.д.

Количество дел нарастает как снежный ком. Женщина забывает о том, что у нее есть свои потребности, и, в конце концов, загоняет себя до такой степени, что рано или поздно психологически сорвется или заболеет, и уж тогда будет страдать вся семья. Правда, заодно выяснится, что многие дела можно было делать не так часто или не делать вовсе.

Лучше не делать, чем делать плохо

А иногда все происходит строго наоборот. Парадоксально, но перфекционисты чаще других склонны вообще отказываться от деятельности. А все потому, что убеждены, что всякое дело надо делать очень хорошо. Если не можешь, то лучше и вовсе не браться. В итоге они упускают кучу интересных возможностей, которыми менее требовательные граждане пользуются и получают неплохие результаты.

Мать-перфекционистка может рассуждать примерно так. У меня нет ни слуха, ни голоса, поэтому я не стану петь малышу песен. И рисовать я не умею, так что пусть с ребенком рисуют специалисты. Конечно, неплохо бы начать его закаливать, но у меня нет времени на все эти измерения температуры воды с ежедневным понижением на полградуса. А обливать просто прохладной на ощупь водичкой — ну что вы, это не серьезно. Вот помню смешные стишки и считалки на английском, но рассказывать ребенку не стану — вдруг схватит мое плохое произношение. И вообще, если не сможешь быть идеальной матерью, то стоит ли рожать?

Семейная гордость

По мере взросления в фокус родительских требований попадает уже сам малыш. Ведь очевидно, что у совершенных родителей должны быть идеальные дети. И пока ребенок дает повод, чтобы в этом утвердиться, с точки зрения мамы, все идет хорошо. Она радостно сообщает подружкам по детской площадке, что ее младенчик одним из первых начал садиться, вставать, говорить. Возникают диалоги в духе: «Сколько слов уже говорит ваш Ванечка? Как, всего пять? А мой Миша уже десять!»

Но понятно, что ничего хорошего такие родительские амбиции растущему человечку не несут. А если бы он был тем Ванечкой, который пока говорит только пять слов и не ходит? Что, мама бы его меньше любила? Или любила, но чувствовала себя менее счастливой? Ведь только кажется, что малыш пока не понимает, оправдывает или нет родительские ожидания. На самом деле, безусловное принятие родителями всех особенностей ребенка — его первейшая потребность. И не важно, насколько эти особенности пригодны для того, чтобы ими хвастаться. Жаль, что перфекционисты об этом порой забывают.

Кто не первый, тот уже не второй

Постепенно ребенок перфекциониста усваивает родительское отношение к жизни. Он понимает, что чтобы его любили, он должен стремиться к совершенству. У каждого складывается свой комплект «хорошести», в зависимости от родительских установок. В одной семье, чтобы заслужить поощрение, нужно быть чистюлей — всегда ходить на горшок и не заляпывать грязью комбинезон на прогулке, в другой — демонстрировать чудеса интеллекта, в третьей — хорошо кушать и во всем помогать маме и папе.

И вот уже не только родитель мучается от своего перфекционизма, но и ребенок. Тревога быть не лучшим становится его постоянным спутником. К тому же она регулярно подкрепляется новыми родительскими ожиданиями, которые только растут. К начальной школе мы имеем дело с состоявшемся во всех отношениях маленьким перфекционистом.

Что делать?

Осознание проблемы — отличное начало на пути к ее решению. Зная за собой наклонности перфекциониста, задумайтесь, как вам это помогает и как мешает в жизни. Сохраняя сильные стороны этой своей особенности, человек может попытаться скорректировать слабые. К примеру, запретить себе заниматься самобичеванием, если что-то вышло не достаточно хорошо. Взять себе за правило в этих случаях делать краткие выводы и идти дальше. Если от каких-то важных поступков вас отделяет только страх неудачи, значит, пора взять себе за правило девиз: «Если страшно, значит, тем более надо!» И впредь не искать причины, чтобы не действовать, а только возможности, чтобы достичь желаемого.

Искорените в себе привычку критиковать окружающих, и увидите, насколько легче станет ваша собственная жизнь. Психологи предлагают такое упражнение: выбрать человека, которого вы чаще всего критикуете в лицо или за глаза, и запретить себе даже мысленно осуждать его поведение в течение 30 дней. Сорвались раньше — начинайте сначала. Удивительно, но отказавшись от критики, мы начинаем куда лучше относиться к себе и наши реальные возможности существенно возрастают.

Стоит помнить, что принимая себя - несовершенного, давая себе право на ошибки, мы оказываем неоценимую услугу нашим детям — дарим им опыт безусловной любви и избавляем от многих тревог. А, порой, кажется, что это наш ребенок послан нам для того, чтобы мы научились радоваться жизни во всех ее несовершенствах. Может быть, замечали, что нередко быстрым и супер-пунктуальным мамам достаются дети-копуши, а аккуратисткам — отъявленные неряхи? И, наверное, лучше урока никто перфекционисту не преподнесет.