Как распознать подростковую депрессию. Как устанавливается менструальный цикл у девочек-подростков, что считать нормой, а что нарушением

В каждом возрасте свои проблемы, и счастливое время юности не исключение. Как распознать признаки депрессии у подростка и предупредить попытку суицида читайте в этой статье.

По данным статистики в последнее время в России ежегодно кончают жизнь самоубийством более 700 подростков, а уйти из жизни пытаются более тысячи.

Для родителей, учителей и всех тех, кто работает со школьниками, важно уметь распознать признаки депрессии, которая часто становится причиной суицидального настроения.

Причины возникновения

Иногда кажется, что юность – это самое лучшее и счастливое время в жизни. Так какая же депрессия у подростков? Какие у них могут быть проблемы, спросите вы, если денег зарабатывать не надо, за тебя отвечают родители, ты молод, здоров и все еще впереди?

Отравить жизнь может следующее:

  • одиночество, отсутствие друзей, любви и понимания со стороны родителей;
  • психологическое насилие в семье, постоянные унижения, обвинения и угрозы, отвержение успехов и ущемление прав личности подростка;
  • травмирующие события, такие как смерть близких, развод родителей, физическое насилие;
  • низкая самооценка, причиной которой является неприязнь к собственному телу, отсутствие успехов в учебе и личной жизни;
  • критический взгляд на собственное будущее;
  • гормональные изменения.

Причиной возникновения депрессии может быть и биологическая предрасположенность, и психические проблемы: депрессивный или маниакальный тип личности, тревожные расстройства.

Признаки депрессии у подростков

Чаще всего о наличии психического неблагополучия свидетельствуют те же физические проявления, что и при обычной болезни:

  1. Отсутствие аппетита . Если подросток мало ест, он не обязательно болен. Опасение должно вызвать резкое и продолжительное уменьшение количества поедаемой пищи, отсутствие интереса к любимым блюдам.
  2. Общая вялость, упадок сил . Подросток не хочет заниматься делами, за которые обычно брался с энтузиазмом: не уделяет внимание хобби, не общается с друзьями.
  3. Бессонница или, наоборот, сонливость.
  4. Головная боль , нарушение работы желудочно-кишечного тракта, ослабленный иммунитет.


О депрессии говорит и поведение подростка. Начинать беспокоиться нужно, если ребенок:

  • часто плачет, грустит изо дня в день;
  • говорит о своей ненужности, о том, что все глупо и бесполезно;
  • страдает от чрезмерного чувства вины, воспринимает близко к сердцу любую неудачу;
  • не хочет выходить из дома и общаться;
  • раздражителен, зол и враждебен без видимой причины, испытывает ненависть к благополучию окружающих;
  • не может сосредоточиться, занимается хуже, чем обычно;
  • проявляет интерес к трагическим и мрачным сюжетам, картинам, музыке.

Депрессивному подростку трудно принимать решения. В 16 лет человек определяется со своей специальностью, готовится к поступлению. Депрессивный подросток не проявляет интереса к своему будущему, он безразличен или настроен крайне негативно ко всем предложениям.

Симптомы суицидального поведения

Подросток, желающий свести счеты с жизнью, ведет себя по-разному. Он может как отчаянно стремиться к контакту, громко жаловаться и искать сочувствия, так и уходить глубоко в себя, вяло, односложно отвечать тихим голосом.

Тревожные звоночки в таких состояниях это:

  1. Стремление к самоповреждению: желание ударить себя, нанесение царапин и ран, безответственное отношение к медицинским препаратам, повышенный интерес к их действию и последствиям передозировки.
  2. Разговоры о загробном мире, бремени жизни. Подросток прямо или косвенно говорит о том, что смерть – это благо, избавление от проблем и бесконечных страданий.
  3. Отсутствие интереса к собственным успехам, их принижение.
  4. Обесценивание ранее значимых вещей. Подросток перестает просить деньги, раздает дорогие вещи, игнорирует любимые занятия, безразличен к своему внешнему виду.
  5. Злоупотребление алкоголем и другими расслабляющими веществами.
  6. Повышенный интерес к опасным местам. Подросток рискует своей жизнью, безразличен к последствиям.

Когда обращаться к специалисту

Попросить помощи врача стоит, если вы заметили, что у ребенка:

  • продолжительное время плохое настроение, апатия, грусть или сильная злость;
  • непроходящее физическое недомогание;
  • появились суицидальные мысли или мотивы в творчестве;
  • желание причинить себе боль;
  • асоциальное поведение.

Важно понимать, что даже демонстративное высказывание желания покончить с собой может иметь печальные последствия.

Если ребенок привлекает к себе внимание и шутит на тему собственной смерти, это не показатель его избалованности и безделья, это звоночек о том, что его мучают сильные внутренние переживания.

Лечение подавленности у детей

Для того чтобы избавить подростка от депрессии, родителям необходимо принять то, что у ребенка проблемы и отнестись к ним серьезно. С высоты собственного опыта им может казаться, что все эти переживания из-за ерунды или, что еще хуже, из-за дурного характера.

Подростки и так склонны к обвинению и унижению себя. Родители должны объяснить ребенку, что они в любом случае любят его и он ни в чем не виноват.

Есть различные способы лечения, прекрасно сочетающиеся между собой:

  1. Обращение к семейному или детскому психотерапевту . Специалист поможет выявить причины депрессии, укрепить самооценку подростка, помочь ему начать открыто выражать свои чувства, развить способность решать проблемы, взаимодействовать с социумом. Обращение к психотерапевту предотвратит проблемы, которые могут возникнуть у ребенка во взрослой жизни.
  2. Фитотерапия . Успокаивающие травы помогут в лечении легкой формы и устранении напряжения.
  3. Улучшение взаимоотношений в семье . Родители должны больше слушать ребенка, проводить с ним время. Можно найти общее хобби, совершать совместные вылазки на природу. Активность, солнце и свежий воздух также способны помочь справиться с эмоциональным упадком.
  4. Детский врач-психиатр , если посчитает нужным, может выписать ребенку антидепрессанты.


Профилактика подростковой апатии

Множество проблем в школе и со сверстниками у подростков появляется из-за неблагоприятных отношений с родителями. Ваш ребенок будет намного счастливее, если вы будете выполнять несколько правил:

  1. У вас должны быть доверительные отношения . Подросток может скрывать свое расстройство, если не хочет разочаровать или испугать родителей. Нужно объяснить ему, что его внутреннее состояние намного важнее внешнего благополучия.
  2. Важно укреплять самооценку подростка : не критиковать его личные качества и внешность, хвалить не только за успехи, но и за попытки что-то сделать.
  3. Нельзя возлагать на ребенка большие ожидания , он может не выдержать такой ответственности. Это отдельный человек со своей судьбой, и как бы вам ни хотелось, чтобы он выиграл все призы, нельзя требовать этого.
  4. Интересуйтесь жизнью ребенка , но не стремитесь все контролировать. Для того чтобы он мог принимать самостоятельные решения, у него уже в детстве должна быть свобода в выборе одежды, друзей и увлечений.
  5. Показывайте на личном примере , как решать проблемы. Дети учатся у родителей, поэтому если вы требуете смелости и открытости, а сами нерешительны и замкнуты, ребенок будет вести себя как вы, но при этом заниматься самобичеванием за несоответствие вашим ожиданиям.
  6. Любите ребенка таким, какой он есть.

Подростковая депрессия – часто встречающееся заболевание. Оно особенно болезненно, так как ребенок еще не имеет сил и навыков справиться с жизненными трудностями.

Иногда депрессивное состояние похоже на капризы и избалованность, но нельзя обманываться этим, как бы ни хотелось списать все на дурной характер. В таких ситуациях ребенку требуется максимум вашего внимания и участия, даже если вы обращаетесь к специалисту.

Видео: Как понять происходящее

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

Нормальная деятельность женского организма предусматривает определенную цикличность функций половой системы, которая устанавливается на этапе подросткового возраста. Именно в промежутке от десяти и до шестнадцати лет каждая здоровая девушка сталкивается с наступлением ежемесячных кровянистых выделений – менструаций. Однако в определенных случаях наблюдаются некоторые нарушения этого нормального явления. Так одной из возможных проблем развития репродуктивной системы девушек в подростковом возрасте принято считать аменорею, которую квалифицируют как отсутствие менструаций. Аменорея у подростков подразумевает обязательное лечение под присмотром доктора, после принятия мер по выяснению причины отсутствия этих самых месячных у подростков.

Почему у подростков возникает аменорея? Причины

В целом, аменорея у подростков может быть, как первичной (в этом случае менструации изначально не происходят), так и вторичной (ежемесячные выделения прекращаются спустя некоторое время после своего начала).

Первичный тип заболевания в большей части случаев объясняется определенными генетическими либо врожденными нарушениями. При генетических проблемах наблюдаются изменения в хромосомах, которые провоцируют сбой в деятельности нейрогуморальной системы. Врожденные нарушения объясняются изменениями нормального строения и функционирования репродуктивной системы плода по причине воздействия внешних факторов, к примеру, болезней матери, интоксикации, потребления беременной алкоголя, медикаментов и пр.

Что касается вторичного типа отсутствия менструаций у девочек, то чаще всего они провоцируются стрессами, недоеданием (к примеру, жесткими диетами), а также тяжелыми нервно-психическими нагрузками. Кроме того такая форма патологии может стать следствием черепно-мозговых травм либо недугов головного мозга. Любая из таких причин приводит к нарушению в связке между головным мозгом, гипоталамусом, гипофизом, яичниками и маткой. На каждом из этих уровней может произойти сбой, провоцирующий аменорею.

Как корректируется аменорея? Лечение отсутствия месячных у подростков

Своевременная терапия аменореи у подростков помогает полностью восстановить репродуктивное здоровье девочки и дать ей возможность в будущем насладиться материнством.

В том случае, если отсутствие менструаций объясняется наличием определенных генетических либо врожденных нарушений, которые не подлежат восстановлению, может подниматься вопрос о возможности установки регулярных псевдоменструаций, которые помогут девочке чувствовать себя наравне со сверстницами.

Если аменорея объясняется пониженной выработкой гонадотропных гормонов гипофиза, а также отсутствием их циклической секреции, то терапия носит особенно продолжительный характер. В этом случае лечение подразумевает соблюдение оптимального режима труда и отдыха, нормализацию рациона питания, проведение физиотерапевтического воздействия, а также циклическую витаминотерапию. Также доктора обычно выписывают таким пациенткам негормональные фитокомплексы. Если такая терапия не дает положительного результата, то больным старше шестнадцатилетнего возраста назначают циклическую гормонотерапию в течение трех-шести месяцев. В большей части случаев, коррекция осуществляется путем потребления препаратов, являющихся источником натурального эстрадиола в сочетании с метаболически-нейтральным гестагеном, который не способен угнетать овуляцию. Примером такого лекарства считается Фемостон.

Иногда подобная гормонотерапия может потребоваться и при аменорее, развившейся на фоне дефицита массы тела. Но в этом случае лечение осуществляется только после оптимизации режима питания, набора достаточного веса и коррекции психоэмоционального состояния.

Если отсутствие менструации объясняется опухолевыми формированиями, то лечение может быть как оперативным (краниофарингома), так и консервативным (пролактинома). Во втором случае пациентке выписывают прием составов, снижающих количество пролактина в крови, терапия отличается длительностью и требует постоянного лабораторного контроля.

При врожденных нарушениях развития матки либо влагалища коррекция также подразумевает хирургическое вмешательство, если такое лечение помогает справиться с патологическим состоянием.

Если у пациентки диагностируют такую эндокринную патологию, как гипоталамический синдром пубертатного типа, то терапия проводится путем применения негормональных растительных медикаментов, призванных нормализовать менструальную функцию, а также при помощи циклического прием витаминов. В некоторых случаях доктора принимают решение о необходимости гормональной терапии, а именно приема дидрогестерона.

Если аменорея развилась на фоне стрессов и психоэмоциональных переживаний, пациенткам необходима помощь по выходу из такого состояния, а также по налаживанию нормального ночного отдыха. Им показано полноценное питание, а также осуществление санации очагов хронических инфекций. В дальнейшем может понадобиться эстрадиол-терапия.

Таким образом, в большей части случаев при аменорее у подростков, принято использовать неагрессивные методы лечения – витамины, негормональные средства, физиотерапию, налаживание питания и режима дня. Чаще всего таких мер оказывается достаточно, чтобы добиться нормального функционирования репродуктивной функции у девушки.

С точки зрения медицины, депрессия связана с нарушением баланса в мозгу нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. По мнению ученых, у подростков такие изменения могут происходить в результате болезни или стресса, вызванного трудностями переходного возраста. У девочек депрессия встречается чаще, чем у мальчиков, поскольку они более эмоциональны и подвержены срывам.

Девочки-подростки предъявляют к себе завышенные требования. Они придают большое значение своему внешнему виду, стремясь быть идеальными, чтобы привлекать мужское внимание. Гормональные изменения в организме, обусловливающие повышенную сальность волос и прыщи, а также прочие факторы создают целый комплексов по поводу мнимых недостатков. Увеличение мышечной массы и жировой ткани девушки рассматривают как вес, из-за чего изнуряют себя диетами, полностью отказываются от пищи, вызывают рвоту и т.д. В конечном счете, это приводит к .

Субъективная оценка своей внешности в сравнении с другими девочками также может вызывать немалый стресс. У более красивых, по мнению девушки, подруг и одноклассниц, как правило, ноги длиннее и стройнее, волосы здоровее и пышнее, идеальная фигура и правильные черты лица. На недовольство собственной внешностью накладывается сравнение с окружающими не в свою пользу, и постепенно девочка-подросток приходит к выводу, что со своими данными она не сможет составить достойной конкуренции другим девушкам в борьбе за внимание противоположного пола, что разрушительно действует на неокрепшую психику.

Не меньшую роль в возникновении депрессии у девочек переходного возраста играют отношения со сверстниками, учителями и прочим окружением. Отсутствие уверенности в себе и своих способностях, убежденность в собственной ущербности, иными словами, заниженная самооценка может создавать проблемы в общении, особенно с мальчиками, ведь именно в этом возрасте дружба сменяется влюбленностью. Если первая любовь окажется безответной или отношения сложатся неудачно, это усилит депрессивные настроения.

Невнимание или пренебрежительное отношение родителей к проблемам дочери-подростка, семейные неприятности (развод, материальные трудности, конфликты между членами семьи и т.д.) могут приводить к тому, что девочка замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и более не допускает туда никого. Если на этом этапе родители не окажут ей достойной поддержки, ситуация может вызвать тяжелую депрессию.

Девочки с высоким уровнем интеллекта, талантливые, одаренные и успевающие в учебе, много читающие и обладающие широким кругозором зачастую подвергаются унижениям и насмешкам в классе и оказываются изгоями. Сверстники относятся к умным девочкам негативно, поскольку неосознанно расценивают их успехи как предательство и противопоставление себя коллективу, хотя на самом деле испытывают к ним банальную зависть. Как правило, интеллектуально развитые девочки менее приспособлены к конфликтам и не могут себя защитить, поэтому в результате впадают в депрессию.

В любом случае девочкам, страдающим депрессией, вне зависимости от вызвавших ее причин требуется внимание родителей, друзей, а также помощь специалиста (психолога, психотерапевта, социального педагога). Это заболевание успешно лечится как с применением медикаментов, так и без них. Важно вовремя выявить депрессию и не допустить ее усугубления, поскольку запущенное состояние может привести к тяжким последствиям, в том числе алкоголизму, наркомании и суициду.