Рабочая программа кружка детское экспериментирование начальная школа. Материально-техническое оснащение занятий. применяемые в работе с детьми

Рабочая программа

кружка

«Неизведанный мир»

(опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)

Разработала:

Кудрявцева Татьяна Александровна

воспитатель 1 квалификационной

МДОАУ «Детский сад №18

«Ручеёк» общеразвивающего

вида г. Новотроицка

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Пояснительная записка.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Возрастные особенности психофизического развития

детей 4-5 лет

К среднему дошкольному возрасту восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности

детей 4-5 лет

Задачи:

    Развивать познавательный интерес детей.

    Развивать воображение и творческую активность.

    Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

    Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

    Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

    Формировать познавательные действия, становление сознания.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

Методические приемы:

    Наблюдения.

    Создание проблемных ситуаций.

    Экспериментирование.

Формы работы:

    Малые группы

    Индивидуальная работа

    Самостоятельная деятельность детей

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Занятия

Сентябрь

Противоположность – превращение.

Задачи:

Познакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоить их значение;

Развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;

Учить детей находить и различать противоположности;

Развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «Был – стал (станет)»;

Познакомить со схемами «превращения».

    Наоборот.

    Большой – маленький.

    Превращение.

    Схема превращения.

Октябрь

Песок и глина.

Задачи:

Познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и т.д.

    Посадим дерево.

    Где вода?

    Волшебный материал.

    Песочная страна

Ноябрь

Человек.

Задачи:

Формировать представление о некоторых органах человека;

Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

    Носарий

    Язычок помощник.

    Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

    Чей глаз острее?

Декабрь

Свойства воды.

Задачи:

Формировать представления о свойстве и качестве воды.

    Окрашивание воды.

    Играем с красками.

    Водяные весы.

    Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Январь

Солнечный свет.

Задачи:

Расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;

Познакомить с тем, как образуется тень.

    Солнечные часы.

    Солнечные зайчики.

    Свет повсюду.

    Свет и тень.

Февраль

Свойства воды

Задачи:

Формировать представление о свойстве и качестве льда и воды.

    Лёд – вода.

    Твёрдое – жидкое.

    Испарение.

    Лёд – вода – пар.

Март

Жизнь растений.

Задачи:

Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения;

Учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину.

    Посадка лука.

    Как развивается растение?

    Нужен ли зимой растениям снег?

    Зачем деревьям корни?

Апрель

Предметы.

Задачи:

Создать условия для формирования умения характеризовать предметы;

Способствовать определению материала, из которого сделан предмет;

Развивать умение определять признаки и свойства материалов.

    Секретное письмо.

    Свойства веществ.

    Строение вещества.

    Плавание тел.

Май

Воздух.

Задачи:

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг.

    Поиск воздуха.

    Сколько весит воздух?

    Можно ли лежать на воздушных шариках?

    Воздух повсюду.

Планируемые результаты

    Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

    Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

    Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

    С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Список используемой литературы

    Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

    Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по

организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –

М,: ТЦ Сфера , 2005.

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ

Сфера , 2002.

    Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты

для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.

    Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском

саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – эксперимен-

тальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование,

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008



Пояснительная записка

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование . Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Освоение программного материала кружка «Почемучка» рассчитано на один учебный год.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Перспективное планирование

Месяц Тема Задачи Предварительная работа Оборудование Работа с родителями

Знакомство с оборудо-

ванием для экспери-

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Почему осенью листья желтеют? Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы:

М. Ивенсен

«Падают листья».

Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала».
Живой кусочек Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах.

Просмотр презентации viki.rdf.ru

Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; алгоритм проведения опыта, рабочий лист.
Ноябрь «Пластмасса: ее качества и свойства» Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам. На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет. Различные

по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала.

«Металл: его качества и свойства» Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.
«Бумага: ее качества и свойства» Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Показ мультфильма «Фиксики. Изготовление бумаги» Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги. Составить альбом- коллекцию «Виды бумаги».
«Древесина: ее качества и свойства» Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка.
Нужен ли растениям снег зимой? Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч». 2 емкости с водой, снег. Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе.
Лед и снег –

тоже вода

Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

Прививать бережное отношение к воде.

Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки.

ление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Формочки, баночки, гуашевые краски, вода.

Опыт: «Вода – раствори-

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
Январь «Ткань: ее качества и свойства» Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Составить альбом- коллекцию «Виды тканей».
«Стекло: его качества и свойства» Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки.
Магнит - фокусник Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа.
Почему лампочка светит?

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки.

Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.

Беседа об электричестве и об электростанциях. Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту.
Солнечные зайчики Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка).
Теневой театр Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать наблюдательность.

Лампа, экран, фигурки теневого театра. Предложить вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра.

Как увидеть и услышать электри-

Продемонстрировать детям проявление статического электричества. Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа.
Март Песок и глина Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
Знакомство с камнями. Какими бывают камни? Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. Собрать коллекцию камней.
«Живые камни» Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. На прогулке:

1. Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства).

2. Выкладывание рисунков из камней.

3. Строительные игры (строительство и украшение построек).

Знакомство со свойствами воздуха Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Апрель

Неизвест-

ное – рядом

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички.
Этот загадочный космос Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.
Круговорот воды в природе Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе». Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. Предложить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюдения за изменениями в природе.
Испарение влаги с листьев растений Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. Рассматривание комнатных растений в группе. Д/и «Отгадай, что за растение?». Просмотр презентации «Цветы». Растение, полиэтиленовый пакет, нить.
Май

Неизвест-

ные семена

Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. Просмотр презентации «Подсолнух». Чтение худ. Литературы А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник». Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада.
Почему комар пищит, а шмель жужжит? Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался». Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. Совместные прогулки с детьми в природу, наблюдение за насекомыми.

Используемая литература:

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно экспериментальная деятельность в подготовительной группе) на учебный год Пояснительная записка Что я слышу забываю Что я вижу я помню. Что я делаю я понимаю. (Конфуций) Актуальность программы Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребѐнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребѐнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО. В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы. Дошкольникам свойственно наглядно действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо,

3 К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные. Рабочая образовательная программа разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта, вступившего в силу 1 января 2014 года, и Примерной основной образовательной программой ДОО «Детство» Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют: 1. ФГОС ДО 2. Закон РФ «Об образовании» 3. Конституция ст Конвенция о правах ребенка 5. СанПин Устав ДОУ Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно экспериментальную деятельность. Задачи: - создать условия для экспериментальной деятельности; - формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; - расширять перспективы развития поисково познавательной деятельности детей; - познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения; - упражнять детей проводить элементарные опыты; - развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение; - стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации; - развить речь, пополнить словарный запас; - формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно следственные связи и делать выводы; - развитие аккуратности, ответственности и последовательности; - воспитание самостоятельности - развить интерес к изучению нового. Программа рассчитана на 1 год обучения. В подготовительной к школе группе. Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью минут. Форма организации: - непосредственно-организованная деятельность; -совместная деятельность; -самостоятельная деятельность.

4 Количество детей 10 Место проведения: - групповая комната; - участок; -прилегающая территория детского сада. Методические приемы: - наблюдения; - создание проблемных ситуаций; - экспериментирование; - рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки; - дидактические игры; - моделирование; - трудовые поручения. Формы работы: - занятия путешествия; - занятия эксперименты; - целевые прогулки; - циклические наблюдения; - проектная деятельность; -трудовая деятельность; Ожидаемые результаты реализации Программы Подготовительная к школе группа: - уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним; - совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов; - самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами; - развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей. Список детей, посещающих кружок Фамилия, имя ребѐнка 1 Анисимова Алеся 2 Барагунов Руслан 3 Богушова Настя 4 Епископасян Жора 5 Исаев Владик 6 Куашев Астемир 7 Мовчан Никита 8 Ступникова Марина 9 Стюфляев Ваня 10 Токова Амина

5 Календарно тематическое планирование на учебный год Месяц Неделя Тема Программное содержание Сентябрь 1 «Детская лаборатория» Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. 2 «Радуга» развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета. 3 «Знакомимся с песком и глиной» Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. 4 «Откуда берется песок» Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской). Октябрь 1 «Песочные часы». закреплять с детьми свойства песка. 2 «Для чего человеку песок и глина» Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). 3 «Животные и песок» Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. 4 «Камни. Какими бывают камни» Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. Ноябрь 1 «Что такое горы» Познакомить с существованием особых ландшафтов гор, показать, что они состоят из камней. 2 «Дымящиеся горы» Сформировать первоначальные представления о вулканах. 3 «Вулкан» систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей. 4 «Как человек использует камни» Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних времен.

6 Декабрь 1 «Вода» Дать детям знания о свойствах воды. 2 «Кожа» воды» Дать представления о поверхности воды. 3 «Впитывание воды» Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. 4 «Вода растворитель» Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. Январь 2 «Замершая вода» Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). 3 «Замерзание жидкостей» 4 «Поможем воде стать чистой» Февраль 1 «Воздух первое знакомство: вдох выдох» Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. 2 «Воздух есть везде» Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.) 3 «Свойства воздуха» Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. 4 «Прогулки невидимки» Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом Март 1 «Магниты» Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. 2 «Сила притяжения» Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. 3 «Притягивание через Выяснить, через какие препятствия предметы» может действовать магнит. 4 «Как человек Познакомить с различными сторонами использует магниты» применения магнитов человеком. Апрель 1 «Растения» Формировать умение различать семена различных растений. 2 «Способы размножения Познакомить с различными способами растений» размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. 3 «Условия, необходимые для роста растений» Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. 4 «Лабиринт» Установить, как растение ищет свет.

7 Май 1 «Опыты с пресной и соленой водой» 2 «Яйцо утонет или всплывет?» 3 «Холодная вода тяжелее, чем теплая» подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой. продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы. подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная; систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера. 4 «Как образуется тень». Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Список литературы: 1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, с. (Серия «Программа развития») 3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 64с. 5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с. 6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство- Пресс" (2015)


Экспериментирование как метод экологического образования дошкольников Актуальность темы В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений

МКДОУ БУТУРЛИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 8 КРУЖОК «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ВЫПОЛНИЛА: воспитатель подготовительной группы ТЕСЛЕНКО И.И БУТУРЛИНОВКА 2016 Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок

«Исследовательская деятельность дошкольника, как главный источник получения представлений о мире» г. Губкинский 2015 г. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» Доклад для районного семинара выполнила воспитатель Фомина Екатерина Сергеевна. То,

ДОУ 96 Экологический проект Подготовительная группа Подготовила: Моисеенко А.А. Липецк - 2016 г. Экологический проект по теме «Лекарственные растения» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность

Крупа Елена Ивановна заведующая Заздравных Инна Ивановна воспитатель первой категории Кузнецова Елена Ивановна воспитатель Крутько Анна Ивановна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С 40 «Золотая рыбка» г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ 3) «ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Программа по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста - 2015 - Автор-составитель: В.П.Попинина, воспитатель МБДОУ детского сада 3 «Теремок»

ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Воспитатель МБДОУ 10 «Земский» г. Белгорода Евтюшкина Валентина Гавриловна Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных

План-задание к тематической проверке «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательноисследовательской и опытно-экспериментальной деятельности» Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 19» «Познавательное развитие» в свете ФГОС ДО Документы, лежащие в основе разработки стандарта: Конституция

ГБОУ ШКОЛА 2000 Дошкольное отделение, здание 4 ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» воспитатель Оганесян Анна Варанцовна воспитатель Шулятьева Людмила Ивановна старший воспитатель Завязкина

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

Программа кружок "Умники и умницы". Пояснительная записка Общие сведения о кружке Рабочая программа кружка «Умники и умницы" обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет с

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТУ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ Д/С 37 Г. КРАСНОГОРСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Цель: Создание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 136» г. Иваново КРУЖКОВАЯ РАБОТА Цель кружковой работы расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей

Экологический проект «Дерево моего ребенка» Белова Марина Владимировна зам.зав.по ВМР МБДОУ «ДСОВ 16» Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования нового экологического

Умнова Елена Викторовна воспитатель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2115», структурное подразделение 4 г. Москва ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ

Программа дополнительного образования детей общеразвивающей направленности «Знакомство с окружающим миром» Срок реализации: 1 год Возраст детей: 5,6 6,6 лет Программа рассмотрена на кафедре начальных классов15

Проект «Вырасти дерево» Практико-ориентированный долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста М.А. Штапова Воспитатель ГБОУ Школа 118 (дошкольное отделение Ленинский пр.,76а) г. Москва ЮЗАО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида 21 «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" Логика для

Министерство культуры Красноярского края Красноярская краевая детская библиотека Отдел организации, хранения и использования фондов Ступеньки в мир экологии Аннотированный список литературы для работников

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Познавательное развитие дошкольников Подготовила старший методист Пчелкина Юлия Васильевна Основная образовательная

Экологический проект «Кладовая здоровья» Составители: Васильева Л.А. Васильева О.С. МБ ДОУ «Детский сад 45» г. Новокузнецк «Все хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе

Используемые парциальные программы и краткое описание каждой. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» Данная программа основана на ряде теоретических и практических в области экологического воспитания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 10 г. Павлово Согласовано: Курирующий заместитель директора по ВР О. К. Шитова «1» сентября 2011 г. Утверждаю Директор

«Использование мини-музеев для развития детей в детском саду» Последнее десятилетие это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. В соответствии

Рабочая программа педагога ДОО В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации», разработка и утверждение рабочих программ являются обязанностью дошкольного образовательного учреждения.

Дополнительная деятельность Пояснительная записка Кружок «Очумелые ручки» Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребѐнок представляет собой маленького исследователя,

Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками в МБДОУ 1 «Семицветик» г. Волгореченска. Выполнила Морозова А.И. воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ д/с 1 г. Волгореченск.

1 I.Пояснительная записка Одной из основных задач дошкольного образования является задача качественной подготовки детей к обучению в школе. Для обеспечения эффективности процесса подготовки дошкольников

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Эти крышки-волшебницы». Составила воспитатель МБДОУ ЦРР ДС 58, Беспалова Юлия Сергеевна. Цель: создание условий для диалогического общения участников мастер-класса. Задачи:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 3» Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Песочная страна» (для детей подготовительной

МБДОУ Детский сад Ромашка с.графский берег Кружок по экспериментальной деятельности «Мини лаборатория» старшая группа Воспитатель: Уваровская Евдокия Юрьевна 2014-2015гг. Кружок по экспериментальной деятельности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 357 комбинированного вида «Золотая рыбка» Проект «Волшебница вода» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 4-5 лет.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 35» Принята Утверждена на Педагогическом совете приказ 154 Протокол 1 от «01» сентября 2015 г от «01»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 43 «Гнёздышко» г.о.тольятти Доклад на тему: «Проектная деятельность старших дошкольников» Подготовили: Волкова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГБОУ ВПО «САМАРСКАЯ ОБЛАСНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЯНОВОЙ)» КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ «Экологическое воспитание в детском саду в условиях реализации кружковой работы»

Столярова Наталья Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 79 «Золотой колосок», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 35»ЭМР Саратовской области Утверждаю: Заведующая МАДОУ «Детский сад 35» Введенская С.А. ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 116 «Солнечный» городского округа Тольятти ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Мини-музей как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Автор: Коряковцева Наталья Анатольевна, воспитатель НДОУ (ЧУ) «Детский сад «Золушка» Актуальность Актуальность темы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка». ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой. воспитатель подготовительной группы

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ. Развитие познавательной деятельности Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде

Уважаемый председатель, члены аттестационной комиссии. Вашему вниманию представляется дипломная работа Гусенковой М.В. на тему Формирование интеллектуальной готовности к школе посредствам обучения детей

Пояснительная записка Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ СОШ 2035 ДО Проект «Такая разная вода». Разработчики: Воспитатели группы 10СП Агагулян Н. Ф. Виноградова А.Ю. г.москва.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей Шестакова Светлана Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Задачи: создать условия для обеспечения психологического

Задания для самостоятельной работы по дисциплине Теория и технология детей Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Дошкольное образование Учебный год 2016-2017 Самостоятельная

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной к школе группе В работе представлены дидактические игры по речевому развитию в количестве 5 конспектов для детей 6-7 лет: 1. «Почему комар пищит,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 116 «Солнечный» городского округа Тольятти ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Первые несколько лет жизни ребенка очень важны. Именно в первые 3 года жизни закладывается основа для будущего развития мышления. В возрасте до трех лет ребенок преимущественно мыслит образами, много воображает

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара ПЛАН Работы Ресурсного центра по раннему возрасту на 2016 2017 учебный год (сентябрь - май) Г. Сыктывкар,

Доклад для выступления на конференции по теме: «Дидактическая игра как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий в обучении дошкольников началам математики». Выполнил воспитатель

Шаблон «Визитной карточки» Хайруллина Зулия Шамилевна с.асекеево Оренбургская область Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Сентябрь Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности подготовительная группа «Маки» месяц Тема Цель Оборудование Примечания Работа с родителями Воздушный океан полиэтиленовый пакет

Согласовано: педагогическим советом протокол 1 от 02.09.2014 Утверждено: заведующий МБДОУ 74 Л.Н.Савченко приказ 122 от 02.09.2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «От рождения до школы» образовательная

Добро пожаловать в экологию! Комплект пособий О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» входит в библиотеку обновленной «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»

Пояснительная записка. В настоящее время большое количество детей приходят в школу, минуя детские сады. Не имея опыта пребывания в детском коллективе, умения следовать правилам, слушать и выполнять задания

Дошкольная педагогика 119 6. Теплов Б.И. Психология музыкальных способностей. М.: 1947. 335 с. 7. Фадеева С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс.

(Младшая группа с 3-4 лет) Подготовили воспитатели: Кривушонкова О.Г. ВКК Бушмакина А.А. 1 Кв. категория 2015-2016 г. Предмет математики так серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Белина Елена Алексеевна воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад 14 «Оляпка» г. Соликамск, Пермский край ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Список детей 1. Барабаш Кирилл 2. Барбашин Миша 3. Долгов Павел 4. Долинный Илья 5. Еремеева Аня 6. Еременко Женя 7. Иванов Кирилл 8. Кадочников Влад 9. Кучеренко Миша 10. Лебедев Данил 11. Летчер Валерия

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

Коллекционирование как форма развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Елисеева А. П., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 87 «Улыбка» Экологический проект «Деревья наши верные друзья» в подготовительной логопедической группе 6 «Умники и умницы» Воспитатели.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Дьяченковский детский сад «Звездочка»

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО:

на заседании педагогического совета Заведующий МКДОУ

Протокол № ___ Иванова С. И.

от «___» ____________ 2014 г. Приказ № ___

От «___» __________ 2014 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

кружка «Почемучки»

(опытно-экспериментаторская деятельность)

для детей дошкольного возраста

от 4 до 5 лет

Срок реализации программы

2014 - 2015 г.

Руководитель кружка :

воспитатель группы «Гномики»

Лысенко Е.Н.

2014 г.

Пояснительная записка

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».

А.Энштейн.

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучки» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы :

· р асширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности;

· способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие умственных способностей.

4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

6. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.


Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.


Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.


Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.


Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.


Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Ожидаемые результаты: дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон.

Направленность программы кружка «Почемучки» является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине дня, продолжительность: 20 минут. Всего 36 занятий в год. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.

Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности

№ п/п

Тема

Цель занятия

Используемый материал

Источник

Сентябрь

Экспериментирование с песком и глиной

Посадим дерево.

Помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).

Песок, глина. Емкости, палочки.

Где вода?

Волшебный материал.

Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Сухой песок, сухая глина, вода. Прозрачные емкости, мерные стаканчики. Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка.

Наблюдения за жизнью растений

Что любят растения?

Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?

Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

2-3 одинаковых растения. Предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Растение с бутонами.

№ 7, с. 174-175

Где живут зернышки?

Познакомить со строением колоска.

Колоски, подносы.

Октябрь

1. Где прячутся детки?

2. Хитрые семена.

1. Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

2. Познакомить со способом проращивания семян.

1. Почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи.

2. Семена бобов, кабачков, земля.

№ 7, с. 175-176,

№ 3, с. 40-42

1.Соревнование.

2. Что есть в почве.

1. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

2. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

1. Почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

2. Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет.

№ 7, с. 178-179,

1. Знакомство с микроскопом.

2.Увеличительное стекло, бинокль, очки.

1. Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу.

2. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

1. Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка.

2. Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа.

№ 3, с. 60, 59-60

Экспериментирование с воздухом

1. Танец горошин.

2. Поиск воздуха.

1. Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

2. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

1. Вода, горошины. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

2. Вода. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

№ 7, с. 168-169

№ 3, с. 56-57

1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

2. Веселая полоска.

1. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

2. Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность.

1. Воздушный шарик, скотч, игла.

2. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

№ 7, с. 170-171

Ноябрь

Подводная лодка из винограда.

Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан.

№ 7, с. 171-173

Делаем облако.

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Горячая вода, кусочки льда, трехлитровая банка, противень.

№ 7, с. 173-174

Экспериментирование с водой

1. Свойства и признаки воды.

2. Откуда берется вода.

1. Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

2. Познакомить детей с процессом конденсации.

1. Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега. Горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски. 2. Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник), охлажденная металлическая крышка.

№ 7, с. 97-100

1. Пар – это тоже вода.

2. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

1. Познакомить детей с одним из состояний – паром.

2. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

1. Термос (емкость с кипятильником.

2. Вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда. Три стаканчика, водный термометр.

№ 7, с. 100-101, 166-168

Декабрь

1. Замерзание жидкостей.

2.Разноцветные сосульки.

1. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей.

2. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

1. Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло. Емкости, алгоритм деятельности.

2. Краски, формы для замораживания льда, нитки.

№ 7, с. 101-103

№ 3, с. 44-45

1.Окрашивание воды.

2. Играем красками.

1. Помочь выявить свойства воды.

2. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

1. Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2. Прозрачная вода, краски, де баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

№ 7, с. 161-163

№ 3, с. 43-44

1. Водяные весы.

2. Реактивный кораблик.

3. Друзья.

1. Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

2. Помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику.

3. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

1. Высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон.

2. Вода, дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне.

3. Вода, стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

№ 7, с. 164-166

Январь

Человек

1. Наши помощники – органы чувств.

2. Потеря воды во время дыхания.

1. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.

2. Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.

1. Лимон, яблоко, сахар, вода. «Чудесная» коробочка (с дырочками), коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник.

2. Холодное стекло.

№ 7, с. 120-121, 179-180

№ 3, с. 28-29

1. Язычок – наш помощник.

2. Вкусовые зоны языка.

3. Отгадай на вкус.

1. Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов.

2. Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

3. Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).

1. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.

2. Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода. Зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей.

3. От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов.

№ 7, с. 124-126,

1. Носарий.

2. Угадай по запаху.

1. Познакомить с функцией носа, его строением.

2. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

1. Рисунки (контурные) профилей, изображающих разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа.

2. Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д.

№ 7, с. 122-123,

№ 3, с. 39 - 40

Февраль

1. Ухо – орган слуха.

2. Значение расположения ушей.

1. Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств.

2. Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

3. Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

1. Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей.

№ 7, с. 128 – 129,

1. Глаза – орган зрения.

2. Поверка зрения.

1. Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз.

2. Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

1. Вода, непрозрачный чайник.

2. Картинки с изображением предметов.

№ 7, с. 126-128

1. Рукам своим не верю.

2. Ящик ощущений.

3. Тайный похититель варенья.

1. Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры.

2. Развивать тактильную чувствительность.

3. Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

1. Вода – холодная, комнатная и горячая. Три миски.

2. Коробка, закрывающаяся со всех сторон. Разнообразные предметы природного происхождения.

3. Измельченный ножом карандашный грифель.

№ 7, с. 185-186, 187-189

Экспериментирование с солнечным светом

1. Черное и белое.

2. Солнечные зайчики.

3. Радуга.

1. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

2. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

3. Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.

1. Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

2. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка).

3. Вода, миска, зеркало, белый лист бумаги.

№ 7, с. 189-192

Март

Наблюдение за жизнью растений

1. На свету и в темноте.

2. В тепле и в холоде.

3. Может ли растение дышать?

1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

2. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

3. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

1. Лук, земля, коробка из прочного картона. 2 емкости.

2. Модель зависимости растений от тепла.

3. Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа.

№ 7, с. 108-110,

№ 3, с. 62-63

1. Что внутри? 2. Как увидеть движение воды через корни?

1. Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.

2. Доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

1. Стебель петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности.

2. Черенок бальзамина (герани) с корнями, вода с пищевым красителем.

№ 7, с. 111-113

Экспериментирование с предметами

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости. Алгоритм описания свойств материала.

№ 7, с. 140-141

Ткань, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит).

Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода. Ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала.

№ 7, с. 141-142

Апрель

Пластмасса, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

№ 7, с. 142-143

1. Резина, ее качества свойства.

2. Узнай все о себе, шарик.

1. Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

2. Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

1. Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

2. Воздушные шары (2 надутых. 1 сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

№ 7, с. 143-144, 199-201

1. В мире стекла.

2. Необычные кораблики.

3. Естественная лупа.

1. Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

2. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

3. Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

1. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

2. Вода, 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

3. Насекомое, трехлитровая банка, пищевая пленка.

№ 7, с. 206-207,

1. Мой веселый, звонкий мяч.

2. На чем полетят человечки?

1. Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

2. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

1. Вода, ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребенка).

2. Вода, резиновые шары и маленькие резиновые мячи по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по числу детей.

№ 7, с. 198-199,

1. Чудесные спички.

3. Секрет сосновой шишки.

1. Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.

2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

1. Вода, 5 спичек, пипетка.

2. Две сосновые шишки, теплая вода, ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

№ 7, с. 194-195,

1. Мыло – фокусник.

2. Умывальников начальник.

1. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

2. Показать способ изготовления умывальника.

1. Кусочек мыла туалетного или хозяйственного, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

2. Пластиковая бутылка, гвоздь или шило.

№ 7, с. 196-197,

1. Волшебная рукавичка.

2. Волшебные зеркала.

1. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

2. Познакомить со свойством зеркала.

1. Мелкие предметы из разных материалов. Магнит, рукавичка с вшитым внутри магнитом.

2. Яблоко, два зеркала.

№ 7, с. 208-209,

№ 3, с. 60-61

1.Почему все звучит?

2. Угадай – ка (опыты № 1, 2).

1.Помочь выявить причины возникновения звука.

2. Наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь детям понять зависимость веса предмета от материала.

1. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

2. Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробки разных размеров. Предметы одинаковых формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком. Шарики одинакового цвета из разных материалов.

№ 7, с. 212-213, 204-205

№ 3, с. 57-58, с. 50-51

Необычное рисование.

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

Кусочек чистой светлой однотонной ткани – белой, голубой, розовой, светло – зеленой (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка.

№ 7, с. 211-212

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

3. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

4. Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

5. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

6. Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.

7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

8. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

9. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

Приложение

Работа с родителями.

Месяц

Тема

Форма работы

Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

Консультация

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Родители гиды на пути к познанию

Консультация

Несколько золотых правил для родителей

Памятка

Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования

Консультация

Литература в помощь

Выставка литературы