Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода — водичка» (2 младшая группа). Открытое занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Дом для Смурфика

ЕЛЕНА КАЗЮЛИНА

Цели

Познакомить детей со свойствами воды;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Активизировать словарь.

Оборудование :

Бутылки с холодной и горячей водой

Одноразовые стаканчики красного и синего цвета, прозрачные

Демонстрационный материал (картинки, иллюстрации)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель.

Ребята, у нас с вами сегодня не обычный день. С самого утра к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздоровываемся.

(дети здоровываются)

Воспитатель.

Посмотрите, а среди гостей есть наш друг Хрюша. (воспитатель берет Хрюшу в руки и показывает его детям. Хрюша измазался)

Воспитатель.

Здравствуй, Хрюша! А, что с тобой случилось? Почему ты такой грязный, чумазый?

(Хрюша рассказывает детям, что очень спешил к ним в гости и по дороге упал в лужу и перепачкался)

Воспитатель.

Не переживай так, мы тебе с ребятами обязательно поможем. Правда, ребята, поможем?

(ответы детей)

Воспитатель.

Как вы думаете, как мы можем помочь Хрюше, что мы можем сделать для него?

(ответы детей) (умыть, помыть)

Воспитатель.

А чем мы будем умывать Хрюшу? (водой) .

Правильно, водой.

Опыт №1 Вода – жидкая, течет.

Воспитатель.

Ребята, вода – это жидкое вещество. Она льется, течет. Давайте мы с вами в этом убедимся.

Я возьму два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и перелью воду из одного в другой.

Льется вода? Почему?

Дети.

Потому что, жидкая.

Воспитатель.

Правильно ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Перед вами стоят стаканчики с водой, возьмите их и перелейте в тазики на столе.

Льется вода? Почему?

Дети.

Потому что, жидкая.

Воспитатель.

– Ребята, а кто нибудь из вас знает, где живет вода? Где она прячется?

Ответы детей. Показ демонстрационного материала.

Опыт №2 теплая вода (смешивание)

Воспитатель.

А теперь нам надо умыть нашего Хрюшу. А какой водой мы с вами умываемся? Холодной? Горячей? (теплой).

Вот у меня две бутылочки: в одной горячая вода, а в другой - холодная. (Воспитатель дает потрогать бутылки с водой детям). Как сделать теплую воду? Их надо смешать. Посмотрите как я это сделаю. Я беру стаканчик красного цвета с горячей водой и выливаю его в тазик, а затем я беру стаканчик синего цвета с холодной водой и выливаю воду в тазик куда вылили горячую воду. Перемешиваю, и теперь можно потрогать воду.

Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.






Воспитатель.

Ну, а теперь можно и умыть нашего Хрюшу. (воспитатель умывает Хрюшу и вытирает его полотенцем).

Воспитатель.

Ребята, а расскажите, мне пожалуйста, для чего еще нам нужна вода, как мы ее используем?

Ответы детей, показ демонстрационного материала.

Хрюша

Ну, теперь я совсем чистеньки и опрятненький. И настроение у меня стало хорошее и веселое. Давайте с вами скорее поиграем в игру «Капелька».

Физминутка (игра с Хрюшей).

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(игра проводится 2 раза).



Опыт №3 Вода прозрачная .

Хрюша

А, я, знаю еще одно очень интересное свойство воды. Мне Степешка рассказал. Хотите, я вам расскажу про это свойство.

Вот смотри. У нас на столе есть стаканчики с разными жидкостями (молоко, сок, вода). А еще, ребята, у вас на столе лежат камушки. Возьмите один камушек и положите его в стакан с молоком. Положили? А сейчас внимательно посмотрите, водно ли в стакане с молоком камушек. Нет. А Почему? Потому,что молоко белого цвета. Берем второй камушек, кладем его в стакан с соком. Камушки видны в стакане с соком? Нет. Почему? Потому, что сок желтого цвета.

А теперь положите камушки в стаканчик с водой, и посмотрите. Видны камушки в воде?

Дети.

Да, мы их видим.

Воспитатель.

А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети.

Потому что, вода не имеет цвета, она прозрачная.

Воспитатель.

Верно, вода прозрачная.


Воспитатель.

Вот видишь, Хрюша, как оказывается здорово ходить к друг другу в гости. Можно много чего узнать. Вот вы ребята, сегодня, что нового узнали вместе с Хрюшей о воде? (ответы детей) .

Хрюша.

– Да, это было интересно!

Я ведь к вам спешил в гости не с пустыми руками. Я принес вам раскраску. Посмотрите. Это, тучки с дождем. Думал, что приду и будем с вами вместе раскрашивать. А теперь не могу, надо срочно бежать к Степашке и Филе, чтоб рассказать им про новые свойства воды.

Воспитатель.

Ну, конечно Хрюша, беги. А мы с ребятами с большим удовольствием раскрасим твою раскраску.

Хрюша. -Все, все, я побежал! Всем до свидания!

Воспитатель.

До новых встреч, Хрюша!

Публикации по теме:

«Водичка-водичка». Конспект открытого занятия Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, физическая культура. Цель: развивать познавательную активность.

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Водичка, водичка, умой мое личико…» Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Водичка, водичка, умой мое личико…» Цель: формирование.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Вода, водичка» Программное содержание. Знакомить детей с тем, что открыв кран мы выпускаем воду. Знакомить со свойствами воды. Развивать кожные ощущения.

Вид н. о. д. : учебно - познавательный. Тип н. о. д. : комбинированный. ЦЕЛЬ: формирование представлений о свойствах воды. ЗАДАЧИ: 1. Образовательные:.

Цель: Учить детей проводить опыты с водой и делать выводы.

Знакомить со свойствами воды (температура, цвет, вкус, запах)
Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.
Формировать разнообразные формы речевого общения (повторения за воспитателем, ответы на вопросы), развивать активную речь.
Развивать слуховое внимание, умение слушать взрослого, следовать инструкциям.
Воспитывать познавательный интерес, вызывать активные действия детей.
Вызвать радостное настроение
Упражнять детей в прыжках, ходьбе.

Материал: У воспитателя: Белый зайка (кукольный театр), иллюстрации о воде на мольберте (можно слайды – презентация), таз с теплой водой, стаканчики по количеству детей, полые емкости (посуда игрушечная, паски). За столами для детей: по 2 стакана – в одном кипяченая вода, в другом томатный сок. По 2 чайных ложки на блюдце и по кусочку сахара, рядом ароматизированные салфетки. Замороженные льдинки – цветные. Фартуки с нарукавниками на каждого ребенка. Полотенца.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Игровой прием: - Ребят к нам гость пришел, ой, а где же он? Слышите, кто плачет? Смотрите да это же Заинька – беленький какой. Привет Зайка! Чего плачешь? (Зайка говорит, что никогда не видел и не слышал о воде, только снег в лесу, да лед на речке)

А вы, ребята, слыхали о воде?

Говорят она везде: (вот взгляните – слайды или иллюстрации)

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

В чайнике она кипит

И в тазу у нас стоит!

(Ну-ка ближе подойдите и Зайке воду покажите)

Вопросы при рассматривании воды: - Как узнать, какая вода в тазу? (теплая, холодная или горячая) (Ответы детей) – Правильно, к тазику пальчиком коснемся (не горячий)? Значит можно ладошкой воду потрогать. Какая она? (Теплая!) Ребята, что мы делаем такой теплой водой перед едой и после? (Ответы детей).

Зайке покажем?

«Вот у нас водица, умоем наши лица. Щечки умываем, нос не забываем!

Ручки намываем. Грязь не оставляем!»

Опыт 1 «Вода жидкая».

Посмотрите, как много стаканчиков пустых рядом с нашим тазиком. – Покажем, Зайке, какая наша вода. Берите стаканчики, воду набираем, а затем потихоньку выливаем. – Что делает вода? (Льется, течет, журчит) – И мы можем воду набирать не только в стаканчики, вот попробуйте (дать игрушечную посуду, паски) Вода все наши предметы заполнила. – Почему? Вода какая? Жидкая.

(Зайка) – Всё равно не понимаю. А какая ваша вода еще? – Что мокрая, теплая и жидкая я уже понял.

Что ж, Зайка, чтобы еще о воде узнать, надо с нами поиграть, да ребята.

П/игра «Большие ноги шли по дороге, то-оп – то-оп. Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ. Прыгали, скакали и Зайку к столу подзывали»

(Пригласить детей к столам, где стоят 2стакана- с водой и соком, 2ложечки, кусок сахара на блюдце, салфетка ароматная)

Опыт 2 «Вода прозрачная»

Ребята перед вами два стаканчика, возьмите, положите в них по ложечке. В каком стаканчике мы можем ложку увидеть, а в каком нет. Здесь у нас вода, а здесь сок. Сок красный и невидно ложки, а вода какая? (Она без цветная, прозрачная)

Опыт 3 «Вода не пахнет»

(от лица Зайки) – А у вашей воды какой запах? Морковки или капусты?

Ребята давайте поднесем к носу, стакан с водой, чем она пахнет? У воды нет запаха, а вот салфетка рядом у нее есть запах? (да)

Опыт 4 «Вода без вкуса»

(от лица Зайки) – А ваша вода какая на вкус? Сладкая, горькая или соленая? – Ребята, попробуйте воду (кипяченная). Какая она на вкус? А сок попробуйте? Он какой? А если мы положим в воду кусочек сахара и размешаем, что происходит? (Сахар растворился) И какой стала на вкус вода, теперь? (сладкой)

Выводы: (от лица Зайки) – Ура я понял, у вашей воды нет цвета, она прозрачная. Нет запаха и нет вкуса. А еще она бывает холодная, теплая и горячая.
Выходите поиграть. П/игра «Зайки белые стоят».
Вот мои подарки: Смотрите, какие я вам кораблики принес разноцветные. Ребята, а кораблики то не простые из чего они, возьмите в руки? (Холодные, и таят в руках) Изо льда. А давайте запустим наши кораблики в нашем тазу. – Смотрите, что случилось? (Они растаяли и окрасили воду) Кто скажет, что такое лед? (замершая вода).

Программное содержание:

Цели:

Формировать у детей представления о физических свойствах воды.

Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами

(прозрачна, без запаха и без вкуса).

Закрепить знания детей о необходимости воды для человека. Учить детей принимать цель наблюдения, представляющую взрослым в игровой форме и находить общие признаки, и признаки отличия.

Продолжать накапливать опыт, установления частных связей при наблюдении.

Задачи:

Обогащать словарный запас словом - безвкусная. Активизировать в речи детей слова: прозрачная, безвкусная, без запаха.

Учить детей выслушивать друг друга, не перебивая, быть усидчивым.

Воспитывать добрые чувства, любознательность, любопытство, эстетическое восприятия.

Предварительная работа:

Провидение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)»

«Вода теплая и холодная»

«вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)» Чтение произведений: 3. Александрова «Капель» К. Чуковский «Мойдодыр» С. Маршак «Дождь» А. Барто «Девочка чумазая» Беседы:

«Водичка, водичка, умой мое личико...» «Зачем нужна вода» Д./и. «Кто где живет» П.и. «Капельки и тучка» Наблюдение за аквариумом.

Материал: по 2 шт. на человека прозрачных стакана, по 2 чайные ложки на человека, 1литр сока с мякотью, чайник с водой, Квадратики из цветной бумаги.

Ход занятия:

(Дети в кругу играют в пальчиковую игру) « Здравствуй, солнце золотое».

Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками

Воспитатель: Ребята, а давайте подарим друг другу свою улыбку.

Вбегает Незнайка, тяжело дышит.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Я так давно собирался прийти к вам

в гости и наконец, пришел. Я так торопился, запыхался,

зашел в магазин, купил воды попить. Это же вода? (показывает детям сок)

Дети: Нет, это сок.

Незнайка: Почему это сок? Это вода. С чего вы взяли, что это сок.

Воспитатель: Незнайка, давай ты успокоишься, и посмотрим, чем отличается сок от воды. Мы сейчас нальем в один стакан воду, а в другой сок. Положим в один стаканы по 1 чайной ложки. Посмотрите, где ложку видно? В стакане с водой или в стакане с соком.

Дети: В стакане с водой.

Воспитатель: А в стакане соком?

Дети: Невидно.

Незнайка: Почему?

Дети: Она прозрачная, через нее видно

Воспитатель: Вот видишь, Незнайка, оказывается вода прозрачная, а сок - нет.

Незнайка: А я, не верю. И сок бывает прозрачный.

Воспитатель: Ребята, давайте положим под стакан цветную бумагу и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?

Дети: Бумагу.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: А теперь положим под стакан с соком тоже бумагу и тоже посмотрим. Что вы видите?

Дети: Ни чего.

Воспитатель: Незнайка, теперь ты понял.

Незнайка: Нет.

Воспитатель: Давайте сейчас понюхаем сок. Чем пахнет?

Дети: Вкусно.

Воспитатель: А другой стакан. Чем пахнет?

Дети: Ни чем.

Воспитатель: Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?

Дети: Нет запаха

Незнайка: Ну и что?

Воспитатель: Ну, давайте, тогда попробуем на вкус. Сок, какой?

Дети: Вкусный, сладкий.

Воспитатель: А вода? (ответы детей) А у воды нет, она безвкусная. (Активизировать словарь детей)

Воспитатель: Ребята, повторим для Незнайки, какая вода?

Дети: Прозрачная, вода без запаха и без вкуса.

Незнайка: Я теперь знаю, какая вода. Вы мне очень хорошо объяснили, я теперь ничего не перепутаю. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?

Дети: Пить, варить пищу, купаться, стирать белье и т. д.

Незнайка: Ну, молодцы! А давайте поиграем.

Воспитатель: Ребята, а давайте Незнайку научим играть в игру «Капельки и туча»

Полетели капельки на землю (прыгают). Скучно им стало, по одиночки прыгать. Собрались они вместе и потекли. Маленькими ручейками (взялись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой речке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане, а потом вспомнили, что мама - Тучка наказала, домой вернутся. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкие и потянулись вверх (присели и потихоньку встают, подымают руки вверх). Испарились они под лучиками солнца и вернулись они к маме - Тучке.

Незнайка: Ну, ребята, мне так понравилось у вас! Но мне пора

возвращаться домой к моим друзьям. До свидания!

Дети: До свидания, Незнайка! Приходи еще к нам в гости.


Пономарёва Татьяна Александровна

Конспект совместной деятельности

по экспериментированию во 2 младшей группе

на тему «Волшебная вода»

Программное содержание :

Образовательные задачи:

Закрепить у детей знание о разных свойствах воды: не имеет формы, вкуса, запаха, бесцветная, жидкая.

Познакомить с новым свойством воды: прозрачная, может окрашиваться в любой цвет. учить использовать схемы при обобщении результатов опытов; обогащать словарь - лаборатория, жидкая, бесцветная.

Развивающие задачи :

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательные задачи .

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.

Воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы

Предварительная работа .

Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций «Вода и ее состояние».

Загадывание загадок.

Методы и приемы :

Игровой, наглядный, проблемная ситуация, художественное слово.

Интеграции образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Социализация

Материал к занятиям:

Игрушка поросёнок

Полотенца по количеству детей для вытирания рук

Магнитофон, аудиозапись «Звуки воды»

На каждого ребёнка по 3 стакана и по 3 чашечки;

Вода, молоко, камушки,

Магнитная доска, символические изображения каждого опыта.

Ход занятия :

В группе с раннего утра находится неумытый, грязный поросенок.

Ребята, посмотрите, что произошло с нашим поросенком? Где он так испачкался?

Поросенок:

Я не испачкался, я просто никогда не умываюсь. Я не люблю воду, она плохая, вредная.

Ребята, что он говорит? Разве вода вредная?

Наверное, он про воду ничего не знает. Давайте его с ней познакомим,

расскажем поросенку все, что мы знаем про воду.

Работа в лаборатории :

1.Перед вами два стаканчика. Один с водой, а другой пустой.

Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой?

(она льется)

Как вы думаете почему?

Потому, что вода жидкая, её можно налить во что-нибудь. Во что её можно налить? Чтобы мы не забыли, мы на доску прикрепим рисунок-схему.

2.В пустые стаканчики я налью вам молоко. У вас два камушка. Опустите один камушек в стакан с водой, а другой в стакан с молоком.

В каком стакане камешек виден, а в каком нет? Почему?

Вода прозрачная. Через воду мы можем смотреть на предметы как через стекло.

Выставляем следующую схему на доску с нарисованным опытом.

Что мы уже можем рассказать нашему поросёнку?

3.Давайте теперь узнаем, какой формы вода.

Если я поставлю кубик на стол, что он будет делать?А если шар?

Теперь немножко нальём водички на стол. Что с ней стало?(растеклась)

Какой стала формы? Что она вам напоминает?(лужицу)

Нальем водичку в блюдце. Какой она стала формы?(форма блюдца)

А в стаканчике какая у воды форма?

Так какая же у воды форма?

Вода принимает форму того предмета, в который она налита, а на ровном месте

Расползается лужицей (вывешивается следующая схема)

Когда на улице появляются лужицы?(после дождя).

Вот и мы сейчас поиграем в дождик.

Капля первая упала - кап! Сверху пальцем правой руки показать траекторию движения.

И вторая прибежала - кап! То же проделать другой рукой

Мы на небо посмотрели, Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали. Показать руками, посмотреть вниз.

Плечами дружно поведем Поднять и опустить плечи.

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим Бег на месте.

Под кусточком посидим Приседания.

Релаксация «Отдых у водопада »

Сейчас послушаем какую песню поёт вода. Проходите по этой тропинке к водопаду. (Балансировочная дорожка.) Дети рассаживаются около картины изображающую водопад и слушают музыку.

Какую песню поёт вода?

Дети. Вода журчит и звенит.

Воспитатель. Молодцы. Вы умные и сообразительные.

4.Попробуйте, ребята воду понюхать. Чем она пахнет?

Есть у воды запах? У воды запаха нет. Следующая схема.

Кто расскажет поросёнку, что мы узнали про водичку? (дети рассказывают по схемам)

Давайте теперь спросим у поросёнка, будет он дружить с водичкой?

Поросёнок: Буду, буду дружить с водичкой. Я понял, какая она хорошая, и совсем не вредная. И оказывается с водой так интересно играть!

Конспект открытого занятия по экспериментированию во второй младшей группе
"Волшебница вода".

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи:
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, мутной.
4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
5. Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.
Целевые ориентиры: может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности, владеет основными движениями при выполнении упражнения «Рыбки», принимает участие в игре «Для чего нужна вода».
Оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой, по количеству детей, ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, крахмал, кофе, сахар, варенье, ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, щепки, сюжетные картинки.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Дети проходят на стульчики.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Капитошка. Ребята, я заблудился. Я был маленькой капелькой, однажды подул сильный ветер и унес меня.
-Я жил там, где много воды. А где была вода, всем было хорошо. Счастливые рыбки плавали в воде, цветы издавали волшебный аромат, а растения радовали своей зеленью. Люди и животные пили воду и купались в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса. Давайте я вам покажу, какая волшебная бывает вода.
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться -
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода - волшебница у нас.
-Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап) .
- У нас дома откуда мы берем воду? (из крана) .
-Какая вода бежит из крана? (холодная и горячая).
-Какой водой лучше мыть руки? (теплой) .
- Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую) Дети определяют воду в ведерках холодную и горячую.
2. Основная часть. Опыты с водой.
Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»
Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка: в одном горячая вода, а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, смешивают воду в тазике) .
Опыт: «Цвет воды»
- А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно ложку). Это еще одно свойство воды - вода прозрачная.
-Давайте попробуем растворить в воде другие вещества (крахмал, варенье). Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет, а если мы размешаем в воде сахар, цвет воды останется тот же, а сам сахар пропал. Куда он делся? (растворился в воде). Вот какая волшебная вода - может менять цвет и растворять вещества.
Опыт: «Форма воды»
(Налить немного воды на плоскую тарелку). Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке. Вода не имеет формы, так как она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия). Это тоже свойство воды - она не имеет формы.
3. Физкультминутка «Рыбки»
Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.
Пять маленьких рыбок играли в реке, (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко! " (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. " (Качаем сомкнутыми ладонями -отрицательный жест) .
А третья сказала: "Мне хочется спать! " (Ладони поворачиваются натыльную сторону одной из рук - рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями - дрожь.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил! (Ладони раскрываются и соединяются - рот.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил! " (Быстрые волнообразные движениясомкнутыми ладонями - уплывают.)
-Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их). А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи) .
-Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые) .
Опыт «Что сказала водичка? »
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
- Что ответила вам водичка? (Буль)
- Вода умеет издавать разные звуки.
Опыт: «Тонет или плывет»
-Камни - тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.)
-Капитошка принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки- тяжелые или легкие? (Щепки легкие) .
-А что легче, что тяжелее - щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)
-Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка? (Щепка плавает) .
-Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.
-Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду?
4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода»
- Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них видите.
- Рыбки плавают в озере.
- Дети поливают цветы.
- Из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом.
- Бабушка моет посуду.
- Мама в ванночке купает малыша.
5. Рефлексия.
- Да, вода всегда нам нужна, чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб, птиц и растений. Вот какая нужная вода. Спасибо тебе, Капитошка, за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о воде.
«Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
- Капитошка принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.