Реализация содержания программы в образовательной области:.,Познавательное
развитие, Речевое развитие,Социально-коммуникативное развитие, .
Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская,игровая.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Материал: большая чаша с водой на столе, мячи из резины, пластмассы, дерева, метала, стекла,пластилин,доска для лепки,салфетки.
Пальчиковая игра:,Котятки..
Игровая ситуация: в группу к ребятам входит плачущая Таня.
Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель:А у нас в группе тоже много мячей.Ребята,посмотрите сколько мячей лежат в корзине(дети подходят к первому столу).Возьмите каждый по мячу,потрогайте и скажите какой это мяч?
Дети:-Гладкий,круглый,легкий,пластмассовый.
Воспитатель:-Правильно.А давайте проверим утонут эти мячи или нет.(Дети отпускают мячи в чашу с водой)Утонули мячи?
Дети:-Нет.
Воспитатель:-Почему они не тонут?
Дети:-Мячи легкие.
Воспитатель:-Правильно пластмассовые мячи легкие и они не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?
Таня:-Нет.У меня мяч был не пластмассовый.
Воспитатель:-Ребята,подойдемте к другой корзине,тут тоже лежат мячи,возьмите их и скажите какие они?
Дети:-Легкий,деревянный.
Воспитатель:-Правильно.Посмотрим тонут они или нет.(дети экспериментируют)
Дети:-Не тонут.
Воспитатель:-Верно,деревянные мячи тоже не тонут.Таня,такой у тебя был мяч?
Таня:-Нет.Он был не деревянный.
Воспитатель:-А у нас еще есть мячи,(подходят к следующей корзине),возьмите их и скажите какие это мячи.
Дети:-Легкие,мягкие,резиновые.
Воспитатель:-Давайте их тоже отпустим в воду и посмотрим тонут они или нет.(Дети экспериментируют).
Дети:-эти мячи тоже не тонут,потомучто они легкие.
Воспитатель:-Правильно,резиновые мячи легкие и не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?
Таня:-Да,У меня мяч был резиновый.
Воспитатель:-Таня,ты не переживай,мяч твой не утонет потому что он резиновый.(Таня радуется и перестает плакать)А теперь сядем на стульчики,у меня для вас еще приготовлены мячи.(Дети садятся)Посмотрите,ребята,какой у меня еще есть мяч,но он у меня один,поэтому я вам дам посмотреть поочереди.(Дети поочереди рассматривают незнакомый мяч)Какой он?
Дети:-Тяжелый.
Воспитатель:-Верно,он тяжелый,потомучто это металический мяч.Давайте вместе скажем это новое слово.(Дети повторяют).Посмотрим утонет этот мяч или нет.(Воспитатель отпускает в чашу с водой,мяч тонет).
Дети:-Мяч тонет.Он тяжелый.
Воспитатель:-Правильно,металические мячи тонут.А у меня еще есть один мяч,он тоже один и с ним надо обращаться очень осторожно,так как может разбиться,это стеклянный мяч.Скажем все вместе слово,стеклянный,(дети повторяют).Проверим тонет ли он.(воспитатель отпускает в чашу с водой стеклянный мяч)
Дети:-Тонет.
Воспитатель:-Верно.Стеклянные мячи тоже тонут.
Таня:-Сколько мячей у вас,ребята,а у меня с подругами только один и мы всегда соримся.
Воспитатель:-Не переживай,Таня,сейчас мы с ребятками слепим тебе мячи и у тебя тоже много будет мячей.(Дети садятся за столы и лепят Тане мячи из пластилина,затем дарят Тане).
Таня:-Спасибо,ребята!Я пошла к подругам и обрадую их.До свидания!(Дети прощаются с Таней)
Воспитатель:-Ребята,понравилось ли вам сегодня занятие?Чем занимались мы сегодня?(воспитатель выслушивает ответы)Какие вы молодцы,так хорошо занимались сегодня.Спасибо вам.
Конспект совместной деятельности
по экспериментированию во 2 младшей группе
на тему «Волшебная вода»
Программное содержание :
Образовательные задачи:
Закрепить у детей знание о разных свойствах воды: не имеет формы, вкуса, запаха, бесцветная, жидкая.
Познакомить с новым свойством воды: прозрачная, может окрашиваться в любой цвет. учить использовать схемы при обобщении результатов опытов; обогащать словарь - лаборатория, жидкая, бесцветная.
Развивающие задачи :
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательные задачи .
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
Воспитывать бережное экономное отношение к воде.
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы
Предварительная работа .
Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
Рассматривание иллюстраций «Вода и ее состояние».
Загадывание загадок.
Методы и приемы :
Игровой, наглядный, проблемная ситуация, художественное слово.
Интеграции образовательных областей:
Познание
Коммуникация
Социализация
Материал к занятиям:
Игрушка поросёнок
Полотенца по количеству детей для вытирания рук
Магнитофон, аудиозапись «Звуки воды»
На каждого ребёнка по 3 стакана и по 3 чашечки;
Вода, молоко, камушки,
Магнитная доска, символические изображения каждого опыта.
Ход занятия :
В группе с раннего утра находится неумытый, грязный поросенок.
Ребята, посмотрите, что произошло с нашим поросенком? Где он так испачкался?
Поросенок:
Я не испачкался, я просто никогда не умываюсь. Я не люблю воду, она плохая, вредная.
Ребята, что он говорит? Разве вода вредная?
Наверное, он про воду ничего не знает. Давайте его с ней познакомим,
расскажем поросенку все, что мы знаем про воду.
Работа в лаборатории :
1.Перед вами два стаканчика. Один с водой, а другой пустой.
Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой?
(она льется)
Как вы думаете почему?
Потому, что вода жидкая, её можно налить во что-нибудь. Во что её можно налить? Чтобы мы не забыли, мы на доску прикрепим рисунок-схему.
2.В пустые стаканчики я налью вам молоко. У вас два камушка. Опустите один камушек в стакан с водой, а другой в стакан с молоком.
В каком стакане камешек виден, а в каком нет? Почему?
Вода прозрачная. Через воду мы можем смотреть на предметы как через стекло.
Выставляем следующую схему на доску с нарисованным опытом.
Что мы уже можем рассказать нашему поросёнку?
3.Давайте теперь узнаем, какой формы вода.
Если я поставлю кубик на стол, что он будет делать?А если шар?
Теперь немножко нальём водички на стол. Что с ней стало?(растеклась)
Какой стала формы? Что она вам напоминает?(лужицу)
Нальем водичку в блюдце. Какой она стала формы?(форма блюдца)
А в стаканчике какая у воды форма?
Так какая же у воды форма?
Вода принимает форму того предмета, в который она налита, а на ровном месте
Расползается лужицей (вывешивается следующая схема)
Когда на улице появляются лужицы?(после дождя).
Вот и мы сейчас поиграем в дождик.
Капля первая упала - кап! Сверху пальцем правой руки показать траекторию движения.
И вторая прибежала - кап! То же проделать другой рукой
Мы на небо посмотрели, Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
Вытереть лицо руками, встать на ноги.
Мы их вытирали. Вытереть лицо руками, встать на ноги.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали. Показать руками, посмотреть вниз.
Плечами дружно поведем Поднять и опустить плечи.
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим Бег на месте.
Под кусточком посидим Приседания.
Релаксация «Отдых у водопада »
Сейчас послушаем какую песню поёт вода. Проходите по этой тропинке к водопаду. (Балансировочная дорожка.) Дети рассаживаются около картины изображающую водопад и слушают музыку.
Какую песню поёт вода?
Дети. Вода журчит и звенит.
Воспитатель. Молодцы. Вы умные и сообразительные.
4.Попробуйте, ребята воду понюхать. Чем она пахнет?
Есть у воды запах? У воды запаха нет. Следующая схема.
Кто расскажет поросёнку, что мы узнали про водичку? (дети рассказывают по схемам)
Давайте теперь спросим у поросёнка, будет он дружить с водичкой?
Поросёнок: Буду, буду дружить с водичкой. Я понял, какая она хорошая, и совсем не вредная. И оказывается с водой так интересно играть!
Надежда Исаенко
Подготовила : воспитатель МБДОУ "Детский сад №1 "Полянка" Исаенко Надежда Ивановна.
Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.
Задачи :
1. Образовательные :
Познакомить детей со свойствами воды (вода-это жидкость , она течёт, тяжелая, прозрачная, безвкусная и не имеет запаха,
Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
2. Развивающие :
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования , мышление, речь, кругозор и любознательность; активизировать и обогащать словарный запас детей по теме, умение высказывать свое мнение, рассуждать, сравнивать, делать выводы;
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе .
3. Воспитательные :
Воспитывать бережное и экономное отношение к воде, аккуратность
при работе с водой ;
Способствовать созданию у детей радостного настроения.
Обогащение словаря : льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха, эксперимент .
Материалы и оборудование : волшебная коробка, игрушечная рыбка, прозрачные стаканчики по количеству детей, одноразовые ложки, банка с вареньем, тазик, графин с кипяченой водой , аудиозапись «Звуки воды» , магнитофон, баночка с мыльными пузырями.
Методы и приёмы : исследовательский, словесный, наглядный, игровой, физминутка «Рыбка» .
Предварительная работа : беседы на тему : «Вода в жизни человека » , загадывание загадок, чтение сказок и рассказов познавательного характера «Мойдодыр» , «Про серую тучку» , «Дождик» .
Ход НОД
Организационная.
Дети стоят в кругу. Звучит музыка (звуки воды) .
Педагог : Ребята, а что мы слышим?
Дети : Вода журчит .
Педагог : Дети, послушайте стихотворение про воду.
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться,
И здоровыми не быть.
И для людей, и для зверей,
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить ,
Будем мы с водой дружить !
Педагог : Дети, сегодня мы с вами поговорим о воде. Утром я заметила в нашем уголке экспериментирования необыкновенную коробку. Давайте её рассмотрим. Что на ней изображено? (Ответы детей : разные рыбки, наклейки)
Педагог : Эта коробка не простая, она волшебная, какая-то загадочная, как интересно, давайте посмотрим, что же там? Ой, ребята, здесь живет Рыбка! (достать игрушечную рыбку)
Рыбка : Здравствуйте, ребята! Я живу в Подводном царстве, где находится Её Величество , Вода . Её Величество , Вода – одно из главных веществ на Земле, ни одно живое существо не сможет жить без воды, в том числе и человек. А вы хотите узнать много интересного и полезного о воде?
Дети : Да, хотим.
Педагог : Дети, давайте познакомимся с некоторыми свойствами воды и пригласим Рыбку в нашу лабораторию.
Практическое экспериментирование .
Опыт 1. (Вода тяжёлая , жидкая, течёт)
Педагог : Дети, занимайте места в нашей лаборатории.
(Дети садятся) Перед вами стоят два стаканчика. Один с водой , а другой пустой. Возьмите в одну руку стакан с водой , а в другую пустой стакан. (Дети одновременно поднимают два стакана)
Педагог : Дети, что можно сказать о стакане с водой ?
Дети : стакан с водой тяжелый .
Рыбка : Правильно! Вода имеет вес , она тяжёлая.
Педагог : Ребята, вода – это жидкое вещество. Она льётся и течёт. Давайте мы с вами в этом убедимся. Как вы думаете, можно ли налить воду в ведро, в тазик, в вазу? Давайте перельём воду из стакана в тазик.
(Дети переливают воду из стакана в тазик)
Педагог : Что мы с вами выяснили?
Дети : Воду можно переливать, она жидкая и течёт.
Опыт 2. (Вода безвкусная и не имеет запаха)
Педагог : Дети, возьмите стаканчик с чистой кипячёной водой и понюхайте воду . (Дети нюхают воду)
Педагог : Дети, чем вода пахнет ?
Дети : Совсем не пахнет.
Педагог : Правильно, ребята! Вода не имеет запаха . А теперь давайте попробуем воду на вкус.
(Дети пьют воду из стакана)
Педагог : Ребята, у воды есть вкус?
(Ответы детей)
Педагог : Правильно, вода не имеет вкуса .
Рыбка : Ребята, вы, наверное, уже устали. Давайте с вами поиграем.
Физкультминутка «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(Хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут» )
Педагог : Молодцы, хорошо поплавали! Продолжим наши опыты с водой .
Опыт 3. (Вода прозрачная )
Педагог : Посмотрите, у вас на столе стоят два стакана с кипяченой водой . Сейчас в один стакан я вам добавлю варенье. (Добавляет варенье) Хорошо перемешайте ложкой варенье. Посмотрите, что случилось с водой ?
Дети : Вода в стакане потемнела .
Педагог : Да, вода в этом стакане стала уже непрозрачная. Теперь опустите одну ложку в стакан с чистой водой и вторую ложку в стакан, где мы растворили варенье. Дети, что вы заметили?
(Дети высказывают свое мнение : в стакане с водой ложка видна , а в стакане, где есть варенье, - не видна)
Педагог : Верно! Теперь мы узнали ещё одно свойство воды : чистая вода прозрачная .
Рыбка : Правильно, ребята, вода прозрачная . И в водоёмах засорять её нельзя , потому что там живут живые существа : рыбки, растения, животные.
Рефлексия.
Рыбка : Ребята, мне пора возвращаться домой в Подводное царство.
Педагог : Я предлагаю вам пройти на ковёр и встать в круг. Давайте расскажем Рыбке, что мы сегодня узнали о воде. (Ответы детей : она прозрачная, не имеет вкуса и запаха, жидкая, льётся, что без воды нет жизни на Земле)
Педагог : Сегодня мы также узнали, что вода - основа жизни . Поэтому очень важно беречь воду : закрывать кран, когда моем руки, не засорять водоёмы . Вода – наше главное богатство, её ничем нельзя заменить!
Рыбка : Молодцы! Какие умные ребята! Мне было интересно в вашей лаборатории. Вы очень хорошо проделали опыты, бережно и аккуратно обращались с Её Величеством , Водой . У меня для вас есть сюрприз! У себя в Подводном царстве я люблю играть с пузырьками воды. Я вам хочу подарить мыльные пузыри, чтобы вы тоже поиграли и повеселились. До свидания, дети!
Дети : Спасибо! До свидания!
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-1035174-1490446409.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-1035174-1490446421.jpg)
Публикации по теме:
В нашем детском саду в младшей группе снова идут дела-эксперименты. В младшую группу пришла "Королева Воды" и провела с ними эксперимент.
Конспект НОД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» (вторая младшая группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» (2- младшая группа) Выполнил:.
Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: Вовлечение детей в элементарную.
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Прятки с водой» Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Прятки с водой» Никонова Ольга Владимировна Тема: «Прятки с водой» Цель:.
«Маленькие фокусники»
с применением ИКТ во второй младшей группе.
Цель : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
Обучающая
П ознакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах);
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающая
- развивать навыки проведения первых опытов;
- развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная
- умение работать в группе;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, безвкусная, беззапаха.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование: волшебный сундучок, стаканчики по количеству детей, кофе, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки по количеству детей.
Методы и приемы: игровой (волшебная коробочка с приглашением), наглядный (баночка с водой), практический (опыты), словесный.
Ход НОД
1часть . Организационная
Сядем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого.
«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну в волшебной коробочке лежит волшебная шляпа. Желаю удачи.»
Ну, что ребята отправимся в страну фокусов?(ответы детей). Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей)
А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей)
Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель), закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
С детками в стране фокусов я окажусь
.
Воспитатель: У вас волшебные шапочки на головах. А что у меня в руках? (волшебная палочка) А для чего нужна фокуснику волшебная палочка? (водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний и т. д.)
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
Посмотрите ребята в волшебном сундучке есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю…(Достать графин с водой) как вы думаете, что в графине?
Правильно, вода.
(Презентация)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
2 часть. Опытно-эксперементальная.
- Тогда пойдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. (Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь, емкость с кофе, ложечки, тарелочки на каждого ребенка)
Садимся за столы…
Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет?
А давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная.
Ребята, ложку видно сквозь воду?
Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? (прозрачная)
А сейчас мы с вами научимся первому фокусу.
Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала.
Фокус «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:
«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой. Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей)).
Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (прыжки медленно)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам.
Пойдемте в следующую нашу комнату фокусов. Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно,…Что же это? Это ребята волшебный порошок.
Давайте возьмем стаканчик. Понюхайте, пахнет вода или нет? Молодцы, вода ни чем не пахнет, она не имеет запаха. А сейчас мы научимся еще одному фокусу, вода сейчас приобретет запах, но если в нее добавить волшебный порошок она приобретет запах. Проверим?
Посмотрите, как я это буду делать я, а вы повторяете за мной: берем ложкой немного волшебного порошка, добавляем в стаканчик и размешиваем. Понюхайте сейчас воду. Вода, сейчас пахнет? Правильно, вода приобрела у нас запах. Получился фокус?
Пойдемте в нашу комнату фокусов. Ребята, а у меня в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно…Что же это?
Рефлексия
Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад я хочу вам сделать подарок.
Фокус «Превращение воды»
Посмотрите у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно вода. А она имеет запах? А вода прозрачная или цветная?(ответы детей). Сейчас я кладу бутылочку в коробочку, поколдую и моя водичка превратится…..(коробку переворачиваю и достаю бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет и появился запах) в сок.
Ну, что ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
Шапочку сейчас сниму,
И в детский садик с детками я вернусь.
Ну вот ребята мы опять с вами в нашем садике, пойдемте к нашим ребятам и угостим их соком.
Конспект занятия по опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Где ты, ветерок?»
Тема: «Где ты, ветерок? ».
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира)
Коммуникация «Развитие речи».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, здоровьесберегающая.
Цель: способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
1. подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас; формировать представления о ветре и его свойстве, расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте;
2 . развивать речь детей, активизировать их словарь;
3. воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.
Материалы и оборудование: веер, трубочки и стаканчики с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, тазы с водой.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках (полукругом) раздается стук в дверь.
Ой, ребята, кто –то стучит, пойду посмотрю кто к нам пришел?
Здравствуйте, проходите!
Ребята посмотрите кто к нам пришел? (это совушка - умная головушка).
Вы знаете кто это? (птица, сова)
Совушке очень грустно. Её друг Ветерок спрятался и она не может его найти. Из-за этого она очень расстроилась.
Основная часть.
Беседа.
Может вы его встречали? Дети отвечают.
Где же можно ветерок встретить? (на улице - деревья качает, снег поднимает). А мы его видим? Нет. Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы – гонит по небу облака, снег поднимает, ветки на деревьях качает. Получается ветерок – невидимка.
А какие предметы помогут сделать ветерок? (веер)
А мы сами можем ветерок сделать? Как?
Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. (Предлагаю детям сделать то же самое) .
Что почувствовали?
Какой ветерок?
При ветерке стало холоднее или теплее?
Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.
Давайте. Ребята, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка).
Ребята, а как ещё мы с вами можем сделать ветерок? Чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я вам раздам вату.
Посмотрите на меня, для того чтобы наш ветерок подул нужно сделать губы трубочкой - вата лежит на ладони. Я дую? (дую, вата улетает). А теперь сами попробуйте сдуть пушинки с ладони. Молодцы научились делать ветерок.
Давайте подарим сове вату, чтобы она могла дома поиграть.
Вот какой ветер-невидимка.
Опыт «Холодный, горячий воздух»
Воздух может быть горячим и холодным. Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Раз, два, три, четыре, пять будем дальше мы играть.
(маршируем) .
Игра с воздушными шарами.
А мы с вами можем надувать разные предметы, например воздушные шарики? А почему шарики мы называем воздушными? Правильно, потому что в нём воздух. А где ещё есть воздух?
Давайте надуем весёлые пакетики (разрисованные полиэтиленовые пакеты). (Если у детей не получается, то можно предложить «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет.)
Опыт «Угадай какой запах? »
А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
(Высказывания детей) .
У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом… .
Какой у него запах? (у него нет запаха)
Повторяйте за мной:
Будем носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, чеснок, лимон, конфета) и раскладывает их в разные баночки.
А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть?
Максим..., Саша..., Даша..., Ксюша..., Андрей... Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?
(Дети по очереди подходят и нюхают с закрытыми глазами. Затем называют предмет - лимон, чеснок, яблоко и т.д.)
Ребята давайте я вас научу, как с ветерком можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.
Опыт с мыльными пузырями.
Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
Здесь стоят стаканчики. с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…
Ребята, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха… А как он там оказался? Мы выдохнули его.
А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)
Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?
Мы надули их через волшебную палочку воздухом.
Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
Какие пузыри? Легкие, воздушные… потому что внутри них что? Значит воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха?
Вот какие мы молодцы! А ветер настоящий волшебник. Он может заставлять плыть даже корабли.
Опыт с корабликами на воде.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Тот бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А вы хотите попробовать? Где плавают кораблики? Наше море будет в тазиках. Опустим корабли на воду. Почему они не плывут? Давайте посмотрим, как можно гнать по волнам маленькие парусники. (в нескольких тазах с водой плавают парусники). Дуют на паруса, кораблики плывут (слабо, сильно дуют). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
Сова: Мне очень понравилось ребята быть ветерком. Теперь я знаю, что ветерка, его не видно, но мы можем его почувствовать.
Рефлексия. Итог занятия.
Вот мы и нашли Совушкиного друга Ветерка, его не видно, но мы можем его почувствовать и даже с ним поиграть.
Воздух можно чувствовать? Что для этого мы делали? (дули)
А как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять (на улице.)
Ребята, ветерок приглашает всех нас на улицу поиграть с вертушками и весёлыми мешочками.