Игры для развития творческого мышления. Игры на развитие наглядно-образного мышления. Да - нет

В статье вы узнаете:

Каждый хочет стать креативным

Каждый должен хотеть стать креативным.Творчество превращает нашу жизнь в веселье, делая её интереснее и наполненной достижениями.

Исследование показало, что 94% молодых людей отмечают «достижения» как одну из главных вещей в жизни. Творчество — это ключик нужный для достижений.

Без творчества нас ожидало бы сплошное повторение и рутина. Творчество же помогает нам изменять, улучшать и находить новые направления.

В бизнесе креативность особенно важна, так как без нее всё итак доступно на рынке продаж. Не стоит надеяться, что вы всегда будете лучше своих конкурентов, потому что продукт уже достаточно хорош. Надо развиваться и придумывать новые идеи и сферы.

Представьте поваров на кулинарном соревновании. Перед ними одинаковые ингридиенты и одинаковые инструменты для готовки. Кто победит? На низком уровне выиграет тот, у кого мастерство лучше, но на высоком уровне у них у всех прекрасное мастерство. Победит тот повар, который сможет преобразовать те же ингридиенты в превосходное качество. Творческий подход сыграет не последнюю роль.

Креативность как талант

Слишком много людей думают, что креативность — это врожденное качество. Кому-то повезло, а остальным остается завидовать. Это негативное отношение, которое ошибочно.

Креативность- это навык, которому можно научиться; который можно развить и применить.

Мозг сам по себе сконструирован «не креативным». Если бы мозг был творческим, то жизнь была бы невозможна. С одиннадцатью вещами можно составить 39 916 800 различных сочетаний, чтобы одеться утром. Если вы попробуете каждый способ по одной минуте, то у вас уйдет 76 лет.

К счастью для нас, мозг формирует паттерны для повседневной жизни.

Креативнось как навык

Творческое мышление — это навык, который можно учить, практиковать и использовать.

Это такой же навык, как и умение кататься на лыжах, играть в теннис, готовить или учиться считать.

Любой может овладеть этим навыком. В конце, не все будут в равной степени хороши. Некоторые люди готовят лучше, чем другие. Некоторые играют в теннис лучше. Но любой может овладеть этим навыком. И любой может становиться лучше через практику.

Игры развивающие креативность

Все упражнения основаны на Случайных словах. Поэтому важно понимать, как их использовать. Все Случайные слова должны быть существительными (кто?что?), так их легче использовать.
Я приведу две картинки словарных слов , откуда вы можете выбирать Случайные слова. Также для этой цели можете взять словарь или любую книгу.

Важное замечание: Не надо подбирать Случайные Слова как вам нравится. Это разрушает всю идею упражнений. Ты должна использовать первое слово, которое тебе попадется. Однако, в случае если ты не понимаешь значение Случайного слова, то игнорируй его и возьми слово с правой стороны.

Одна в день

Многие люди выполняют физические упражнения каждый день. Другие ходят в спортивный зал каждый день.
Вам стоит сделать привычкой развитие креативности — хотя бы одна развивающая игра каждый день.
Как и с физическими упражнениями, важно дисциплинировать себя.

  1. Выбери упражнение
  2. Установи ограничение по времени
  3. Выполни упражнение

Правильные ответы

В творчестве нет единственно правильного ответа. Для развивающих игр нет одного правильного ответа. Любое утверждение, подходящее под условия задания, будет правильным. Однако игроки вскоре научатся распознавать , что одни ответы больше подходят, чем другие – потому что они более практичны, необычны или с высокой ценностью.

Важно: Тот факт, что здесь нет правильных ответов не означает, что подойдёт любой ответ. Ответ должен удовлетворять требования задания.
Если вас попросят предложить еду на завтрак, тут нет правильного ответа. Однако если вы ответите «лодочный мотор», это будет неправильным ответом.

Выполняя упражнения на развитие креативности, вы не только станете креативным , но и научитесь обращаться с различными идеями и концепциями, ценностями и взглядами.

Двойной эффект

Возьмите два Случайных Слова для фокуса.
Возьмите одно Случайное Слово как основное.
Идея упражнения в том, чтобы посмотреть как основное слово может относиться к двум фокусным.

Например, фокусные слова: дорожная пробка и взлом (грабителями)
Основное слово: ценность

Сразу посещают мысли:

  • Часы, проведенные в дорожной пробке представляют собой ценность.
  • Грабителям нужно сразу дать понять, что в доме нет ничего ценного, чтобы избежать взлома имущества.
  • Дальше можно обдумать, как это сделать. К примеру, изобрести невидимый спрей для вещей, который поможет определить владельца, когда их будут перепродавать.

Группировка

  1. Возьмите 6 Случайных Слов.
  2. Раздели слова на две группы по три слова.
  3. Объясни причину такой группировки.Важно:избегай группировать слова по алфавиту или по количеству букв в слове, по первой/последней букве и так далее. Пытайся затронуть смысл слов, а не то, как они выглядят.

Например:
6 Случайных Слов: слезы, ночь, предрассудки, шпинат, угол, пижама
Предрассудки, ночь и слезы – это первая группа, так как эти слова темны по своей натуре, а другие нет.

Пары

  1. Возьмите 4 Случайных слов для 2 разных групп (всего 8 слов)
  2. На каком-то основании сделайте пару из Слов первой и второй группы
  3. Объясните свой выбор

Важно: как и в прошлом упражнении избегайте выбора по внешнему сходству слов.

Например:
Первая группа:булка, предсказатель, чип, хвост
Вторая группа: бег, формула, чупа-чупс ,пирамида
Булка и чупа-чупс – оба можно скушать
Предсказатель и пирамида – оба встречаются в древних культурах
Хвост и бег – связаны с аэродинамикой
Чип и формула – для обоих нужна математика

Вот такими способами можно стать креативным. Всего лишь нужно каждый день играть в игры, развивающие креативность. Понима, что иногда 24 часов категорически ни на что не хватает. Однако, у всех найдется пять минут в пробке или в очереди.

Успехов в развитии талантов,

Картотека

«Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову».

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Игра «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .

На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.


Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения

Младшая группа

Угадай игрушку

Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Воспитатель показывает детям 3-4 игрушки, дети назы­вают их. Надо сразу научить детей правильно называть пред­мет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Лю­бит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель опи­сывает другие игрушки, а дети называют их.

Про кого я говорю

Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает ребенка из группы, называя дета­ли его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.

Скажи, какой

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».

Исправь ошибку

Цель: Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.

Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок крас­ного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.

Что напутал Буратино?

Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом утен­ком. Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка си­ний клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!». Дети ис­правляют неточности.

Сравни кукол

Цель: Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные; у Тани голубые глаза, у Кати - черные; Таня в платье, а Катя - в брюках. У кукол разная одежда*.

    Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами?
    (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)

    Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

Разложи картинки

Цель: Учить выделять начало и конец действия и правильно на­зывать их.

Детям раздают по две картинки, изображающие два по­следовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны на­чало и конец действия.

Средняя группа

В гостях у лесника

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.

Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тро­пинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

    Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

    Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

Дети отгадывают загадку. Белка обращается к детям: «Опи­шите меня, чтобы было понятно, какая я и что умею делать». Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает связ­ками: «Шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты уме­ешь...; и очень любишь...» Белка говорит, что она любит пры­гать с ветки на ветку. Дети называют другие действия: прыга­ет, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и зарисовать встречу с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается детям в естественной разговорной форме: «Да­вайте подумаем сначала, как белочка встретилась с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем закончились их приключения?»

Ручка-ножка

Цель: Познакомить с разными значениями слов «ручка», «нож­ка».

Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, - ручку подает». (Дверная ручка.)

    У каких предметов есть ручка? Что можно делать руч­кой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

    Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...»

    А какие предметы мы называем словом «ножка». На­рисуйте предметы, у которых есть ножка.

Старшая группа

Это правда или нет?

Цель: Учить находить неточности в стихотворном тексте.

Послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ - Это правда или нет?

Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, мож­но ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

«Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика - один на голо­ве, другой на спинке. Папочка, это лошадке подметки подби­вают. Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются. Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом. Мамочка, я тебя громко-громко люблю*.

А сейчас вы придумайте небылицы или путаницы, а
другие дети будут их распутывать.

Назови одним словом

Цель: Учить находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Решал ученик задачу и не мог никак решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Труд­ная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) О чем мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: «тяжелый груз» (имеющий большой вес), «тяжелый сон» (неспокойный), «тяжелый воздух» (не­приятный), «тяжелая рана» (опасная, серьезная), «тяжелое чув­ство» (мучительное, горестное), «тяжелый на подъем» (с тру­дом решается на что-то), «тяжелое наказание» (суровое).

    Как вы понимаете выражения: «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «труд­ный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

    Послушайте стихотворение Б. Серовой «Подскажи сло­вечко». Вы будете мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

«Вот чудак, - смеется брат, -

Твой горох ведь это... (град)».

От кого, мои друзья.

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит... (тень).

Придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова:
большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малю­ сенький: бежит, мчится, несется: идет, плетется, тащится.

Подготовительная группа

Укрась слово

Цель: развитие образного мышления, воображения, ассо­циативного процесса.

Группа детей делится на команды. Каждой ко­манде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подхо­дят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

Подбери слово

Цель: развитие мышления, сообразительности, воспита­ние умения подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?», «Что можно штопать? Завязывать? Надвигать? Надевать?» и т.д. Дети дают ответы, называя слова, подходящие по смыслу. Ор­ганизовать игру можно по кругу, передавая друг другу каме­шек, мяч, карандаш, выступающий в роли волшебной палоч­ки. Тот, кто не может назвать подходящее слово, должен за­платить штраф-фант, который выкупается в конце игры.

Да - нет

Цель: : воспитание логического мышления, сообразитель­ности, целеустремленности, выдержки.

Угадывание предмета посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности. На все вопро­сы можно отвечать только «да» и «нет». Выбирается один водящий, который на время удаляется из игровой комнаты. Де­ти вместе с воспитателем загадывают какой-то предмет, находящийся в игровой комнате. Водящий должен отгадать этот предмет, задавая вопросы о его местонахождении, материале, из которого он изготовлен, цвете, форме и т.д. Воспитатель должен научить детей задавать вопросы логично, делать пра­вильные выводы.

Придумай предложение

Цель: развитие быстроты мышления и речевой активности.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я назову ка­кое-нибудь слово, а вы должны быстро придумать предложе­ние с этим словом. Например, я скажу слово «близко» и пере­дам камушек Мише. Он возьмет камушек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое сло­во и передаст камушек рядом сидящему». Слово в предложе­нии должно употребляться в такой форме, в какой его предла­гает загадывающий.

По мере освоения игра может усложняться: можно зада­вать придумать предложение из двух, трех, четырех или пяти слов с заданным ключевым словом. Если дети затрудняются при ответе, им помогает воспитатель.

На этой тематической неделе логично ключевые слова связать с животным миром или флорой жарких стран.

Учимся рассуждать

Цель: Подвести детей к составлению рассуждения и понима­нию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

Воспитатель предлагает детям картинки-небылицы: ле­том мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы.

Докажите, что в этих картинках нарисовано неправиль­но, что надо изменить. Используйте в своем доказательстве слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последова­тельность ваших рассуждений.

Составь рассуждение

Цель: Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в
определенной последовательности.

Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ран­няя», используя для связи предложений слова «вот потому», «потому что», «в связи с этим».

    Кто может доказать, что зима не очень похожа на зиму.

    Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
    подружились, играли и веселились до самых холодов. Насту­пила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не
    нашел». Почему?

    Выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта». «Почему сле­дует быть честным».

Составим разные рассказы

Цель: Учить составлять схемы разных высказываний.

Воспитатель напоминает детям, что описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ) - поездом, у которого вагончики разного цвета, а рас­суждение - это знак вопроса из трех цветов (полукруг - зеле­ный, средняя часть красная и окончание - синяя точка). Нача­ло каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагон­чик, верхняя часть знака вопроса) - зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) - красного, конец (нижняя часть круга, третий вагон­чик, точка в нижней части знака вопроса) - синего цвета.

Воспитатель делит детей на три команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание. Остальные дети слуша­ют его и составляют у себя на столах модель описания, чтобы получился круг (если присутствуют все части описания).

Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков. Третьей команде предлагается составить рас­суждение о том, почему заяц такой пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки (синей).

Затем воспитатель набирает новые три команды и дает новую тему - картину об осени. Одни дети составляют опи­сание осени, другие придумывают историю о том, что случи­лось в осеннем лесу, а третья команда доказывает, что на картине изображена именно осень. Остальные дети выклады­вают у себя на столах модель высказываний: описания, пове­ствования и рассуждения. В конце занятия дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание, повествование (историю), рассуждение.

Литература

    Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

    Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте»

    «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. Ушаковой О.С.

    Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Чем может быть…»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

«Портрет из пуговиц»

Цель:учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

«Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

«Необыкновенный полет»

Цель: развивать фантазию.

Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»

Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»

Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.

«Незаконченный сюжет»

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

«Придумай узор»

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»

Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.

Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»

Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.

Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

«Любимая игрушка»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.

Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»

Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.

Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.

Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки.

«Двойное изображение»

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов — сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

Какой характер у той или иной птицы?

С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

Кто враги?

О чем она поет?

Из чего и как строит гнездышко?

Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

3. «Кто летает?»

Максаты: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

(с мячом).

"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим.

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

6 .

Максаты: перечислить как можно больше способов применения предмета.

Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

Задания:

1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..

2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой , искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

2). "Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.

Игра "На кого похож?" (вербально) На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?

По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.

10.«Классификация»

1). Разложить предметные картинки по группам.

2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу,

те, кто живет в жарких странах.

3). Из набора карточек выбрать то,

а) что можно есть (съедобное);

б) что сделано человеком;

в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.

4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.

5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.

6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.

7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.

8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

11. Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

12. Игра .

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать :

металлические предметы,

съедобные,

тяжелые,

мягкие,

белые,

круглые,

длинные,

деревянные,

маленькие,

прямоугольные,

которые можно повесить за нитку.

13. Дома работа по классификации :

разобрать покупки (рассортировать);

что нужно положить в холодильник?

что нужно положить в морозилку?

что положить на полочку в ванной?

куда положить стиральный порошок?

куда крупу?

стирка: рассортировать белье на белое и цветное;

14. «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

15. «Классификация геометрических фигур» ( цвет, форма, величина).

16. «Найди предметы такого же цвета».

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.

17. «Большой - маленький».

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

18. «Форма».

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

19. «Обобщение-исключение».

1). Поиск лишней картинки

2). Последовательность работы:

Ø «3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

НАБОРЫ СЛОВ:

1. Стол, стул, кровать, чайник.

2. Лошадь, собака, кошка, щука.

3. Елка, береза, дуб, земляника.

4. Огурец, репа, морковь, заяц,

5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7. Волк, лиса, медведь, кошка.

8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9. Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

20. «Нужно - не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.

21. «Овощи - фрукты »

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

22. «Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

23.«Живое - неживое»

Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

24.«Отвечай одним словом».

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)

25. «Назови три предмета».

1) Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).

2) Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»

26.«Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

26.«Назови слова» (развитие гибкости мышления).

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).

2. Зверей.

3. Домашних животных.

4. Наземный транспорт.

5. Воздушный транспорт.

6. Водный транспорт.

7. Фрукты.

8. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)

27.Анализ-синтез

2. «Где ошибка Буратино».

«Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узоры и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

3. «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру» .

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки..

5. «Ну - ка, отгадай».

Материал: карточки с изображением различных предметов.

1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

Вопросы:

Из этого предмета можно пить? Нет.

У него есть ручки - ножки? Нет.

На нем можно плавать по морю? Нет.

На нем можно ездить? Да.

Он ездит по рельсам? Да.

Это паровоз? Да.

Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.

2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».

3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».

4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

6. «Найди предметы».

Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.

«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

7. «Найди общие признаки у предметов».

«Рыбка и лодочка - плавают».

8. «Узнай по описанию, что это?»

«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

9. «Загадки».

«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

10. «Описание предмета ».

Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.

Отгадать, что это за дерево.

28.Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).

1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?

3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

29.Подбор слов по аналогии

1)корова-теленок

курица-( цыпленок)

кошка-( котенок)

2) ночь – луна

день-( солнце)

3)снег- лыжи

лед -(коньки)

4) начало – конец

день –( ночь)

5)морковь-огород

яблоко-( сад)

6) футбол - мяч

хоккей – ( шайба)

7)заяц-кролик

рысь-( кошка)

8) пароход –море

самолет – ( небо)

9)зима- холодно

лето-( тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

заяц- прыгает

30.Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.

1. Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?

2. Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?

3. Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

31.Сериация.

1). Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех.(Вася).

2). Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого

самые светлые волосы? (Коля)

3). Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).

4). Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:

1). Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?

2). Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?

3). Костя выше Пети. Кто ниже?

4). Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?

5). Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).

6). Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)

7). Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

«Бывает - не бывает »

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок

должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

1. Папа ушел на работу.

2. Поезд летит по небу.

3. Кошка хочет есть.

4. Человек вьет гнездо.

5. Почтальон принес письмо.

6. Зайчик пошел в школу.

7. Яблоко соленое.

8. Бегемот залез на дерево.

9. Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

|12.На березе выросли шишки.

13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка.

33.Понятийное .

«Закончи предложение»

1. Лимоны кислые, а сахар...

2. Собака лает, а кошка...

3. Ночью темно, а днем....

4. Трава зеленая, а небо...

5. Зимой холодно, а летом....

6. Ты ешь ртом, а слушаешь...

7. Утром мы завтракаем, а днем...

8. Птица летает, а змея...

9. Лодка плывет, а машина...

10.Ты смотришь глазами, а дышишь...

11 .У человека две ноги, а у собаки...

12.Птицы живут в гнездах, а люди...

13.Зимой идет снег, а осенью...

14.Из шерсти вяжут, а из ткани...

15.Балерина танцует, а пианист...

16.Дрова пилят, а гвозди...

17.Певец поет, а строитель...

18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

1). «Кто кем (чем) будет?»

Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

2). «Кем (чем) был?»

кем (чем) был раньше:

цыпленок - яйцом;

лошадь - жеребенком;

корова- теленком;

дуб -желудем;

рыба -икринкой;

яблоня - семечком;

лягушка -головастиком;

бабочка - гусеницей;

хлеб -мукой;

птица -птенцом;

овца -ягненком;

шкаф -доской;

велосипед -железом;

рубашка -тканью;

ботинки -кожей;

дом -кирпичом;

сильный -слабый;

мастер -ученик;

листок -почкой;

собака -щенком;

шуба -мехом;

козел -козленком.

35. и фантазия.

1). Материал: две карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит название 2-х задуманных предметов.

2). Две картинки, на которых изображены предметы. Придумать слово, находящееся между 2-х задуманных предметов и служащих как бы переходным мостиком между ними.

«гусь» - «дерево »

- «взлететь». Гусь взлетел на дерево.

- «вырезать» . Из дерева вырезали гуся.

- «спрятался». Гусь спрятался за дерево.

- «представь». Представь, что все игрушки заговорили. Что бы они сказали?

1. Почему вода в холодильнике замерзает?

2. Почему зимой включают отопление?

3. Для чего нужны печки и плиты?

4. Откуда мы узнаем, сколько время?

5. Зачем нам книги?

6. Что делают ножницами?

7. Что (кто) может летать?

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста.

1. «Описываем различные свойства предметов».

2. «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

3. «Кто летает?»

4. «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

6 . Знакомство со способами применения или использования предметов.

7. «Ищем одинаковые свойства предметов».

8. «Ищем различные свойства предметов».

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой ,

2). "Сравнение слов".

3). Сравнение предметов.

10.«Классификация»

11. Классификация по знаемым признакам

12. Игра.

13. Дома работа по классификации:

14. «Слово на ладошке»

15. «Классификация геометрических фигур»

16. «Найди предметы такого же цвета».

17. «Большой - маленький».

18. «Форма».

19. «Обобщение-исключение».

НАБОРЫ СЛОВ:

20. «Нужно - не нужно»

21. «Овощи - фрукты»

22. «Назови одним словом».

23.«Живое - неживое»

24.«Отвечай одним словом».

25. «Назови три предмета».

26.«Поезд»

26.«Назови слова»

27.Анализ-синтез

1. «Логические таблицы». «Логический квадрат».

2. «Где ошибка Буратино».

3. Логические квадраты

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. 5. «Ну - ка, отгадай».

6. «Найди предметы».

7. «Найди общие признаки у предметов».

8. «Узнай по описанию, что это?»

9. «Загадки».

10. «Описание предмета».

28.Затрудненные ситуации.

29.Подбор слов по аналогии

30.Выведение:

31.Сериация.

32.Критичность познавательной деятельности.

«Бывает - не бывает»

33.Понятийное .

34.Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»

2). «Кем (чем) был?»

35. и фантазия.

36.Вопросы для развития мышления.