Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружаещему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Цель и задачи педагогической технологии
- Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
- Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
- Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если :
Будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.
Более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
Педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
Создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду»От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
- Связь теории с практикой
- Развивающий характер воспитания и обучения.
- Индивидуализация и гуманизация образования.
- Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
- Целостность и системность обучающего процесса.
- Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность эксперимента:
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
- Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
- Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Трудности в работе:
- Создание лаборатории.
- Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
- Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
- Планирование работы.
- Планирование занятий.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников
В нашем деском саду создана мини-лаборатория для проведения эксперимента. Начинаем работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых»,которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.»Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»Этим высказыванием мы придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
- Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
- Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
- Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
- Проявляют интерес к познавательной литературе;
- Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
- Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
- Применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории:
- Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- Внешние (новизна, необычность объекта);
- Тайна, сюрприз;
- Мотив помощи;
- Познавательный мотив (почему так);
- Ситуация выбора.
Набрав детей первой младшей группы, я начала работу с ними по детскому экспериментированию. Учитывая младший возраст детей разработала перспективный план игр – экспериментов с песком и водой для 1-ой младшей группы.
СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЕНТЯБРЬ
«Ягода-малина»
Вид деятельности. Рассматривание, проба на вкус, выжимание сока, форма, вкус, запах ягоды и листьев. Варим варенье, компот. Засушивание листьев и изготовление чая и панно « Осенний букет». Разучивание песенки «По малину в сад пойдем».
Цель занятия. Познакомить детей с растением, его полезными свойствами. Закрепление цвета, формы, тактильных ощущений.
Материалы и оборудование. Ягода, сахар, вода, листья, сосуды, салфетки.
«Разноцветная вода»
Вид деятельности. В сосудах с помощью красок, калия перманганата- проведение эксперимента на растворимость.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами воды, закрепление цвета.
Материалы и оборудование. Краски, вода, сосуды.
ОКТЯБРЬ
«Тонет- не тонет».
Вид деятельности. Эксперимент. Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.
Цель занятия. Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку. Учить делать выводы.
Материалы и оборудование. Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные и железные предметы, магнит.
«Каша- здоровье наше».
Вид деятельности. Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. Сухая- твердая, в воде разбухает, мягкая, съедобная, полезная и вкусная. В готовом виде горячая и холодная. Просмотр мультфильма « Геркулес». Чтение « Каша из топора».
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами круп, учить определять на вкус кашу, воспитывать положительное отношение к каше и объяснить детям полезность каш.
Материалы и оборудование. Крупы: гречневая, рисовая, пшенная, Геркулесовая, ячневая. Вода, молоко, сосуды, тарелки и ложечки.
НОЯБРЬ
«Птичьи пёрышки».
Вид деятельности. Эксперимент. Тяжелый- легкий(перышко- камешек). Летучесть(парит в воздухе). Сухое- мокрое. Аппликация « Золотой гребешок».
Цель занятия. Познакомить со свойствами перьев, закрепить знания детей о использования пера в быту- подушки, перина, теплые куртки.
«Песочные струйки».
Вид деятельности. Можно ли рисовать с помощью песка? Подготовка песка для работы- просеять, просушить, можно подкрасить. Работы детей с песком на подготовленной поверхности.
Цель занятия. Познакомить детей со свойством песка- сыпучесть. Рисование удивительных картин с развитием фантазии и воображения.
Материалы и оборудование. Панно « Летний день», песок, клей, бумага, краски.
ДЕКАБРЬ
Рисование с помощью мыльных пузырей «Разноцветный мир».
Вид деятельности. Эксперимент. Растворение мыла в воде, изготовление цветной мыльной воды. Экспериментальное рисование- выдувание разноцветных пузырей на лист бумаги.
Цель занятия. Научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.
Материалы и оборудование. Тарелочки, стеклянная воронка, коктейльные палочки, мыльный разноцветный раствор.
«Воздух. Что в пакете?»
Вид деятельности. Эксперимент. Пакет пустой и наполненный воздухом. Наличие воздуха вокруг. Как его обнаружить и поймать?.
Цель занятия. Обнаружение воздуха в окружающем. Обратить внимание детей на свойства воздуха- прозрачный, невидимый, легкий, холодный и теплый. Жизненная важность воздуха для всего живого.
Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги.
ЯНВАРЬ
«Хрустальные льдинки».
Вид деятельности. Эксперимент. Таяние льда в теплой и холодной воде. Замораживание разноцветных льдинок и украшение елочки на участке детского сада. Наблюдение за таянием льдинок- сосуд с водой приобретает цвет растаявшего льда.
Цель занятия. Познакомить со свойствами воды (замораживание). Учить делать выводы- в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. Развитие внимательности и любознательности.
Материалы и оборудование. Раскрашенные льдинки, сосуды с водой, краски.
«Стекло».
Вид деятельности. Эксперимент. Определить прозрачность стекла, его хрупкость- легко разбивается. Тонет в воде или нет, скользкое или нет, пропускает жидкость или нет. Разноцветное стекло- его применение. Просмотр документального фильма «Новогодние игрушки — любимые игрушки».
Цель занятия. Познакомить со свойствами стекла, стеклянными предметами. Развивать наблюдательность, ознакомление с правилами безопасности при обращении со стеклом и стеклянными предмета.
Материалы и оборудование. Стеклянные предметы, сосуды, вода, краски, ёлочные игрушки.
ФЕВРАЛЬ
«Воздушная мука».
Вид деятельности. Эксперимент. Изготовление клея. Рассматривание муки: сухая, сыпучая, мелкая, белая, безвкусная. Мука разбавленная водой приобретает свойства липкости, вязкости, пластичности, тянущая. Можно изготовить хлебо-булочные изделия в специальных условиях. Поделка из соленого теста.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами муки и что из нее готовят. Развитие трудолюбия, терпения.
Материал и оборудование. Мука, продукты из муки, вода, сосуды, соль, краски, масло, картон.
«Черный ящик».
Вид деятельности. Эксперимент. Научить определять тактильно температуру воды и предметов.
Цель занятия. Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов тактильно (металлические- холодные, деревянные- теплые).
Материалы и оборудование. Предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, черный ящик.
МАРТ
«Магнит».
Вид деятельности. Эксперимент. Притягивание металлических предметов. Отталкивание и притягивание двух предметов. Твердость магнита.
Цель занятия. Познакомить со свойствами магнита и его применение в жизни.
Материалы и оборудование. Магниты разных форм и цвета, различные металлические и деревянные предметы, ткань, бумага и др. Магнит.
«Луковая грядка на окне».
Вид деятельности. Эксперимент. Посадка лука в землю. Салат из лука ошпаренного горячей водой.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами лука(цвет, запах, вкус, форма). Способами посадки лука. Развивать любознательность, наблюдательность.
Материалы и оборудование. Луковица, земля, различные баночки, нож, разделочная доска, миска.
АПРЕЛЬ
«Картон».
Вид деятельности. Эксперимент. Твердый, плотный, тяжело поддается к сгибанию. При намокании разбухает, расслаивается. Аппликация « Весенний букет».
Цель занятия. Познакомить со свойствами картона, Развитие наблюдательности, умение делать выводы и умозаключения.
Материал и оборудования. Картон различной плотности, ножницы, вода, клей.
«Ткань».
Вид деятельности. Эксперимент. Разрезание ткани, с трудностью разрывается, смятие и разглаживание. Сшивание двух лоскутков ткани. Альбом для рассматривания « Виды ткани». Намачивание ткани- потрогать какая она стала(тяжелая, холодная).
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знания детей об одежде.
Материалы и оборудование. Различные лоскутки ткани. Нитки, иголка, ножницы, вода, утюг.
МАЙ
«Чудесная глина».
Вид деятельности. Эксперимент. Рассматривание глины. (сухая- мокрая, твердая- мягкая, плотная, тяжелая). Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные предметы могут разбиться, Документальный фильм « Глиняный горшочек».
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами глины. Рассматривание глиняных игрушек, посуды.
Материалы и оборудование. Глиняные предметы. Глина, сосуды с водой, лоскутки ткани, салфетки.
«Волшебный клубок».
Вид деятельности. Рассматривание разных видов нитей(мулине, швейные, шерстяные). Разрывание и разрезание нитей разных по фактуре. Демонстрация видов работ с нитью и готовых предметов.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых изделий из нитей.
Материал и оборудование. Разные виды нитей, готовые изделия, Крючок, спицы, иголка, ножницы.
Интересные опыты для детей
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Опыт №1. «Исчезающий мелок»
Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.
Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Опыт №2. «Извергающийся вулкан»
Необходимый инвентарь:
Вулкан:
- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
- Сода, 2 ст. ложки
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;
Опыт №3. «Лава – лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт №4. «Дождевые облака»
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт" можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Опыт №5. «Краснокочанная химия»
Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.
В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.
Опыт №6. «Надуй шар»
Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт №7. «Цветное молоко»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Экспериментирование
− деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру: постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
Формулирование выводов.
мира..
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: "Как я это делаю"?, "Почему я это делаю именно так, а не иначе"?, " Зачем я это делаю, что хочу узнать, что вышло в результате"?.
Обратим внимание также на
структуру занятия-экспериментирования
, которое имеет такие последовательные структурные элементы:
1. Постановка исследовательского задания в виде того или другого варианта проблемной ситуации.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать остальных, которые комментируют ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
с целью привлечения детей к экспериментальной деятельности в группе можно организовать уголок для проведения самостоятельного экспериментирования детьми.
Уголок экспериментирования включает такие компоненты
:
1. Компонент дидактический: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции, мини-музей "Часы".
2. Компонент оборудования:
- природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное;
- бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и тому подобное;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное; сыто, воронки, половинки мыльниц, «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы − клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
3. Компонент стимулирующий: мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; карточки-подсказки, знаки "Что можно, что нельзя", персонажи, которым свойственные определенные черты, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Игры- экспериментирования
в детском саду
Воспитатель
«Детский сад №16 г. Выборга»
Филиппова Н. Ф.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_1.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_2.jpg)
С какого возраста предполагается начинать игры- экспериментирования в
детском саду?
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_3.jpg)
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_4.jpg)
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» .
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_5.jpg)
Цели игры-экспериментирования :
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Развитие словаря.
Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_6.jpg)
Задачи игры- экспериментирования
Формировать у детей способность видеть многообразие
мира в системе взаимосвязей.
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) .
Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_7.jpg)
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
Формировать умение делать открытия и выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_8.jpg)
Классификация экспериментов
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_9.jpg)
По характеру мыслительных операций:
Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
По характеру познавательной деятельности:
Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
Решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории:
Демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);
Фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_10.jpg)
Структура игры-экспериментирования
Постановка, формулирование проблемы;
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_11.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_12.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_13.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_14.jpg)
Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_15.jpg)
- уголок природы с разнообразными комнатными растениями.
- - специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
- - природный материал (камешки, песок, семена)
- - утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
- - прочие материалы (лупы, термометры, весы)
- - домашний огород
- - дидактический материал
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_16.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_17.jpg)
МЛАДШАЯ ГРУППА
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
- ЛУПЫ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ, "ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ" (ЧУДЕСНЫЙ
МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С "СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ",
КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ "КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ" С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ
ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ.
- "БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ": ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ
ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ
- НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С
МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
- ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ- ("ПОЧЕМУЧКА") ОТ
ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
- КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ
ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ .
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_18.jpg)
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
- СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ;
- СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ;
- КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ;
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ;
- КОЛЛЕКЦИИ
- МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР "ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ:", "ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ".
- СИТО, ВОРОНКИ
- ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА;
- КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ;
- МИНИ-СТЕНД "О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА";
- ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ;
- КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) "ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ" ;
- ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ
ЧЕРТАМИ - ("НЕЗНАЙКА") ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО
МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_19.jpg)
- ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
- ДНЕВНИК
- КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
- СХЕМА
- ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ
- КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ
- МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_20.jpg)
В своей работе мы использую карточки – схемы проведения игр - экспериментов. Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием.
«Угадай по запаху»
1. Ребенку завязать глаза.
2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др.
3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_21.jpg)
«Имеет ли воздух вес?»
1. Делаем самодельные весы.
2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.
3. Вес одинаковый.
4. Один из шариков надуваем.
5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.
6. Проткнем надутый шар. Что произошло?
«Растворение веществ в воде»
1. Берем стакан воды и кусок сахара.
2. Кладем сахар в стакан.
3. Размешиваем. Что произошло?
4. А что будет, если положить еще больше сахара?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_22.jpg)
«Загадочная бумага»
1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.
2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?
3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.
4. Складываем тот же лист гармошкой.
5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.
6. Что произошло? Почему?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_23.jpg)
«Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_24.jpg)
«Дружба красок»
1. Берем три банки гуаши (красный., желтый, синий)
2. Берем три стакана с водой.
3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый.
4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.
5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_25.jpg)
«Как получить белый цвет или волшебный волчок»
1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный).
2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка.
3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно.
«Растения пьют воду»
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.
2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_26.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_27.jpg)
«Нефтяная речка»
1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.
2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество)
3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода. Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_28.jpg)
"Волшебный шарик"
1. надуваем два шарика, один из шаров потереть кусочком шерстяной ткани.
2. если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему?
3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_29.jpg)
«Делаем цветные
льдинки»
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_30.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_31.jpg)
«Рисуем на
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_32.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_33.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_34.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_35.jpg)
" Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_36.jpg)
Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_37.jpg)
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А
Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”.
Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.
- Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- У нас есть вдох и выдох.
- Сколько весит воздух?
- Можно ли поймать воздух?
- Бывает ли воздуху холодно?
- Вдунь шарик в бутылку.
- Может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.
Дети экспериментируют с песком:
- Песчаный конус (течения песка)
- Свойства насеянного песка.
- Свойство мокрого песка.
- Песочные часы.
- Своды и тоннели.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. См. рисунки №1-№8
Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. В слайдах показано, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
- “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) См. рисунок 1-5.
- “Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). См. рисунок 6-8
- “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются) См. рисунок 9-11
- “Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) См. рисунок 12-15
- “Подводная лодка из винограда” Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать) См. рисунок 16-17
- “Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков) См. рисунок 18-19
- “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием) См. рисунок 20-21
- “ Чем пахнет вода” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены) См. рисунок 22
- “Сравнить вязкость воды и варенья” (варенье более вязкое, чем вода) См. рисунок 23-24
- “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) См. рисунок 25-26
- “Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ) См. рисунок 27-28
- “ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) См. рисунок 29-37
- “Делаем облако” Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. См. рисунок 38-40
Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. И хочется закончить свой доклад китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!