Нетрадиционное рисование проект в доу 2 младшая. «Нетрадиционные техники рисования». А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»

Краткосрочный проект в средней группе на тему: "Юные художники" (нетрадиционные техники рисования)

Тип проекта: творческий.
Сроки: с 9 января 2018 уч. г. по 30 января 2018 уч. г.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность темы - Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки.
Цель проекта :
1. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
2. Выявление и развитие творческих способностей у детей средней группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи:
1. Разработать пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.
2. Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей средней дошкольного возраста.
3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
5. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
6. Развивать творчество, фантазию.
7. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.
8. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Участники проекта:
Дети средней группы «Смешарики», воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
1. Увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО.
2. Умение применять усвоенные техники изо деятельности.
3. Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
4. Создание детского альбома рисунков «Юные художники».
Нетрадиционные техники рисования: Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, акварель, кляксография обычная,рисование пластилином,рисование свечей,рисование паралоном на палочке.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения рук.
4. Проговаривание последовательности.
5. Педагогическая диагностика.
6. При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для овладения детьми, умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение:
- листы бумаги
- гуашь
- кисточки с коротким ворсом
-ватные палочки
- поролон
- свечки
- флуоресцентный пластилин для рисования
-листы с раскрасками героев из мульт. « Смешарики» и т. д.
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный:
- Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу
-изучение литературы
-подбор материала (теоретическое обоснование, разработка консультации для родителей)
-составление перспективного плана
- нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап- основной:
1. Развивать художественно- творческие способности у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
2. В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
4. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой рисования ватными палочками, рисования свечей, рисование пластилином, рисование витражными красками.
Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, свечи.
3 этап- работа с родителя:
1. Беседы с родителями.
2. Консультации для родителей.
3. Оформление уголка для родителей по данной теме.
4. Выставка (коллективные работы детей).
5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
4 этап- завершающий:
1. Выявить уровень художественно- творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
2. Оформление детского альбома «Юные художники».
3. Выставка работ.
План мероприятий по реализации проекта
Тема Содержание работы Сроки проведения
Беседа на тему:
«Кто такие художники?» Познакомить детей с профессией художника,
значимостью его деятельности для общества,
орудиях его труда. Рассматривание иллюстраций. 9 января
Консультация для родителей
«Использование нетрадиционных
методов рисования». Прививать интерес в семье
к рисованию нетрадиционными техниками. 10 января
« Елочка в снегу » Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
Закрепляем технику нетрадиционного рисования
(рисуем пальчиком) 12 января
«Морозный узор» Учить рисовать узоры свечей,
закрашивать белой краской узоры
на темном фоне бумаги. 15 января
«Две
половинки »
(кляксография обычная)
Познакомить с новой техникой- кляксография обычная.
Учить детей творить, наслаждаться красотой этого действия.
Развивать воображение и фантазию у ребёнка.
17 января
Дидактическая игра:
«Художники реставраторы». Развивать у детей творческое воображение,
умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу. 19 января

«Птица Снегирь»
Научить приёмам работы в технике пластилиновой живописи.
25 января
Рассматривание картин:
А. Пластов
«Первый снег». Вызвать эмоциональный отклик на художественный
образ зимнего пейзажа;
развивать художественное восприятие пейзажных картин. 29 января
Оформление детского
альбома «Юные художники».
Выставка работ.Совместная работа педагога и детей. 30 января

Результат проекта:
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.
В ходе нашего проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много, а именно:
-Изготовлен альбом с рисунками «Юные художники».
-Изготовлены консультации для родителей, папки передвижки по ««Нетрадиционному рисованию»:

Литература:
1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2008
4. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. -М. :ГНОМ и Д, 2004.
5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль:;Академия развития: Академия холдинг,2004.
6. Казакова Р. Т Занятия по рисованию с дошкольником- М. :ТЦ «Сфера», 2008.
7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. - СПб. : КАРО,2007.

Проект

по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе

«Волшебные краски»

Выполнила: Захарова Анна Александровна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004) ; К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001) .

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

    Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .

    Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

    Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

    Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;

    Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Волшебные краски»

Составитель проекта: воспитатель МАДОУ « Родниковский детский сад» Захарова Анна Александровна.

Вид проекта: творческий

Длительность проекта: Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2015 – Май 2016 гг.

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшего дошкольного возраста.

Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие: Стенгазета, презентация.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование оттиском из картофеля, и т. д.) .

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

ПЛАН РАБОТЫ

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией.

На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Мною был составлен следующий план занятий:

месяц

техника нетрадиционного развития

тема занятия

сентябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

октябрь

рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

декабрь

рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

январь

тычок

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

февраль

оттиск (штамп) пенопластом

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

март

оттиск (штамп) пенопластом

Платье для Катюши

рисование губкой

Спрячь зайку

рисование трафаретом

Веселые животные

рисование по-мокрому

Солнышко

апрель

рисование смятой бумагой

Березки

Одуванчики

Ёжик

монотипия

Воздушные шарики

май

набрызг

Салют

Звездочки на небе

рисование пипеткой

Дождь идет

Мухомор

Для родителей написала консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

Заключение

Проект «Волшебные краски» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005 .

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

15. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:

Приложение 1.

Конспект занятий.

Тема: «Воздушные шарики».

Программное содержание: дать общее представление о способе рисования монотипии, продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к кукле.

Оборудование: гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, воздушный шарик.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости приходит кукла Катя. У нее День рождения. «Давайте, ребята, подарим ей воздушные шарики».

2. Рассматривание и обследование воздушного шарика (круглый, цветной).

3. «А вот какие разноцветные красивые шарики мы сейчас с вами нарисуем для куклы Кати» - показ готового образца.

4. «Вот как будем рисовать» - показ способа действий.

5. Самостоятельная творческая деятельность.

6. Физминутка «Поиграем с воздушным шариком».

7. Чтение стихотворения «Шарики» В.Антонова:

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой,

Заплясали шарики!

Красный, голубой.

8. Обыгрывание, анализ.

Тема: «Петушок, петушок…».

Программное содержание: познакомить с техникой рисования пальцами, продолжать учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к петуху.

Оборудование: краска для пальчикового рисования, емкости для красок, влажные тканевые салфетки, изображение петуха без хвоста.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости к детям пришли петушки. Педагог вместе с детьми рассматривает их: «Чего же не хватает петушку?»

2. «Не расстраивайтесь, сейчас мы вам нарисуем вот такие красивые нарядные хвосты» - показ готового образца.

3. «Посмотрите, ребята, как мы будем их рисовать» - показ способа действий.

5. Физминутка «Петушок, петушок…» с чтением потешки.

6. Обыгрывание, анализ

Тема: «Подводное царство».

Программное содержание: закрепление умения рисования пальцем, дать общее представление о водорослях, развивать речь, внимание, воспитывать доброжелательное отношение к рыбам.

Оборудование: зеленая гуашь, влажные тканевые салфетки, альбомные листы изображением рыбок и камешков на дне, игрушка-рыбка.

Ход занятия.

1. Игровой прием: появляется красивая золотая рыбка. Воспитатель рассказывает, где она живет, что такое водоросли (травка, которая растет в воде), для чего они нужны (чтобы дышать). «Ребята, а я знаю водоем, где у рыбок травки-водоросли еще не выросли и рыбкам там живется не очень хорошо. Давайте, им поможем: нарисуем водоросли».

2. «Вот какие водоросли у нас будут» - показ готового образца.

3. Показ способа действий.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. Подвижная игра «Рыбки».

6. Обыгрывание, анализ.

Актуальность выбора темы

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.

Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» . Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Цель проекта:

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Развивающие:

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Оздоровительные:

Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Тип проекта: творческий.

По составу участников: дети старшей группы.

Сроки реализации: 1 год.

Основные принципы развития детского творчества:

  • Принцип поэтапности (от простого к сложному)
  • Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
  • Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  5. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование) , нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  3. этап.
  4. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:
  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
  • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
  • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
  • самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

2. Развитие художественного вкуса.

3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

4. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.

5. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.

6. Разработка рабочей программы «Волшебный мир красок» по развитию художественного творчества на основе пособий Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» .

7. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

8. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

9. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.

10. Организация работы по реализации проекта.

  1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
  2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
  3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Реализация проекта.

1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С этой целью в детском саду была создана изостудия для организации занятий по изобразительной деятельности. В студии собраны высокохудожественные образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

2. Реализация проекта через внедрение программы кружка по изобразительной деятельности «Волшебный мир красок» .

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой: рисование пальчиками, ладошкой, размывание краски пальцем, тычкованием, оттиска печатками, свечой, монотипией, кляксографией, граттаж, набрызг, ниткографией и др.).
  2. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон.
  3. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
  4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
  5. Развивать познавательные и творческие способности детей.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

12. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

13. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

14. «Пластилинография.» Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Тема: "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

  • Автор проекта:

Хромова Алена Юрьевна


" Истоки способностей и дарование детей на кончиках

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

В.А. Сухомлинский.


Срок реализации проекта:

Проект долгосрочный.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественное творчество»


В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук


  • ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:
  • Недостаточность дидактического материала для рисования.
  • Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
  • Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.

  • Цель: – поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа и
  • создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Актуальность темы

  • Актуальность заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
  • Знакомство с нетрадиционными техниками рисования, привитие интереса и желания творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными предметами.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.

Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей.

Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.


Этапы:

1 -Подготовительный- ознакомительный.

2 - репродуктивном поставила задачу: познакомить детей с различными средствами выразительности .

  • 3- конструктивный.
  • Задача этого этапа научить детей выполнять коллективные работы, организовывать совместную деятельность(друг с другом, с воспитателем)

План реализации проекта

План:

Этапы работы

Мероприятия

Организационно-подготовительный

Сроки

Внедренчески-репродуктивный

- разработка проекта,

1. Проведение мероприятий с детьми

Аналитическо-конструктивный

Исполнители

сентябрь -октябрь

- мониторинг,

1.Ознакомление родителей с результатами реализации проекта

- ознакомление родителей с проектом,

воспитатель

2. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования». 3.Круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки»

октябрь -

4. Выставки детских работ

- пополнение развивающей среды,

апрель

воспитатель

2.Ознакомление педагогов ДОУ (проектный совет, презентация)

5. Беседы, праздники, занятия, выставки, конкурсы.

воспитатель

- подбор материала для художественной деятельности,разработка тематического плана мероприятий.


Техническое оснащение.

  • 1.Листы бумаги.
  • 2.Гуашь.
  • 3.Трафареты.
  • 4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).
  • 5.Тампон.
  • 6.Стекло или пластик.
  • 7.Нитки.
  • 8.Щётка и стека.
  • 9.Крупа.
  • 10.Подносы.
  • 11.Использованные фломастеры.
  • 12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья, ластики, карандаши цветные).

Изучила опыт работы:

И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;

Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками».

На подготовительном этапе познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду».


Методы и приёмы нетрадиционного рисования

  • 1. Печать от руки
  • 2 . Использование печатки
  • 3. Рисование пёрышком
  • 4. Рисование пальцем.
  • 5. Монотипия .
  • 6. Рисование по трафарету тампоном .
  • 7. Рисование методом тычка .
  • 8. Кляксография .
  • 9. Набрызг.
  • 10. Граттаж.
  • 11. Рисование мыльными пузырями .
  • 12. Рисование мятой бумагой 13. Вместо кисти – дырокол.
  • 14. Ниткография .
  • 15.Рисование ластиком.
  • 16.Рисование ватными палочками.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности :

пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.


Восковые карандаши + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности:

цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным.




Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.



К аждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения.


  • Рекомендации родителям и педагогам:
  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
  • не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!


Проект для детей младшего дошкольного возраста «Вместо кисточки рука»

Описание материала: Предлагаю вам проект для детей младшей группы по теме: «Вместо кисточки рука». Материал будет полезен воспитателям младших групп детских садов. В ходе проекта дети знакомятся с использованием нетрадиционных техник рисования. С детьми были проведены занятия на которых дети заглянули в сказку. Дети не просто переносили на бумагу что-то из окружающего мира, а жили в этом мире, входили в него, как творцы красоты, наслаждались этой красотой.

Проектная деятельность по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе «Вместо кисточки рука».

(Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста)
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
- Знакомим детей группы раннего возраста с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками), формируем интерес к изобразительной деятельности;
- Способствуем овладению воспитанниками простейших нетрадиционных способов рисования, продолжаем знакомить детей с названиями основных цветов;
- Содействуем знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулируем их совместное творчество с детьми.
Тема и её актуальность:
Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Основные этапы проекта:

I этап – Подготовительный:
- подбор и изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме;
- разработка содержания проекта;
- планирование предстоящей деятельности,
- подбор наглядно - демонстрационного материала.
II этап – Практический - Обеспечение условий для реализации проекта:
- разработка игр-занятий для воспитанников;
- совершенствование и расширение уголка «Художественное творчество»;
- просвещение родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования;
- разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по теме «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста.
Представляю перечень игр-занятий нетрадиционными способами, проводимые с детьми в рамках проекта.
Тема: «Давайте познакомимся!» , рисование пальчиком «Укрась матрешку».
Цель: научить рисовать детей точки пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами (красный), развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Тема: «Экскурсия по группе» , рисование пальчиком «Улыбку смайлику».
Цель: учить детей рисовать пальчиками, проводить дугу, развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.


Тема: «Репка» , рисование поролоновыми подушечками.
Цель: учить детей рисовать поролоновыми подушечками, совершенствовать мелкую моторику ребенка. Развивать фантазию и воображение, поддерживать эмоциональный настрой детей.
Тема: «Сказка в гости к нам пришла» , рисование ватной палочкой «Зернышки для мышки».
Цель: учить детей рисовать ватными палочками, подготовленными воспитателем. Развивать фантазию и воображение, поддерживать эмоциональный настрой детей.


Тема: «По дороге в детский сад» , рисование ватной палочкой (следы по дорожке и опавшие листья).
Цель:


Тема: «Тихо падает снежок» , рисование ватной палочкой (следы падающих хлопьев снега).
Цель: учить рисовать ватными палочками, ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движения в соответствии с ритмом музыки.


Тема: «Солнышко» , рисование ладошкой (лучики), коллективная работа.
Цель: учить детей опускать ладошку в гуашь и оставлять оттиск на листе бумаги, воспитывать любовь к природе.


Тема: «Весёлое дерево» , рисование ладошкой (птички прилетели и на деревце сели), коллективная работа.
Цель: закреплять умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаге с изображением, подготовленными воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.


III этап - Заключительный (аналитический):
- оформление выставки рисунков;



- выявление у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования.
НОД Тема: «Терем, теремок, кто в теремочке живёт» , рисование поролоновой губкой (домики для зверюшек).
Цель: учить детей опускать поролоновую губку в гуашь и аккуратно наносить на лист бумаги с готовым изображением домика нарисованный воском, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

Формы работы, методы и приемы.

Работа с родителями:
- беседы с родителями;
- консультации для родителей;
- оформление уголка для родителей по данной теме;
- выставка (коллективные работы детей);
- совместная творческая деятельность.
Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (ватные палочки, печатки с изображением животных, штампы из картофеля, поролон, пробки, и т. д.).
Работа с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность под музыку,
- игры и упражнения под тексты стихотворений;
- наблюдение за природой;
- рассматривание игрушек;
- оформление выставки.
Способы нетрадиционного рисования.
«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»: один из необычных приемов - рисование точками. Для этого подойдут обычные ватные палочки. Принцип очень прост: нужно обмакнуть палочку в краску и оставить на листе бумаги след. Это может быть дождик, снежок или зернышки для цыплят, курочки, мышки.
«Печатание»: можно сделать самодельные штампы, например, из картофеля. Для этого вырезаем на одной из половинок картофелины какую-нибудь фигурку - звездочку или рыбку. Печатка опускается на штемпельную подушечку, придавливается, а затем оставляется отпечаток на бумаге. Шлепать по бумаге такими самодельными штампами малышам очень нравится.
Печати можно сделать с любого подручного материала, в частности из овощей, пробок или донышек пластиковых бутылок, поролона, пенопласта и так далее

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей группы раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками);
- развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Заключение:

Проект «Вместо кисточки рука» (нетрадиционные способы рисования для малышей) направлен на развитие творческого воображения у детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Применяя нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Мы намерены и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Список литературы:

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»,
2. М: Скрипторий 2003.
3. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.
4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество».- М.:Мозайка-Синтез, 2008.
5. О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», АЙРИС-пресс, 2006.
6. О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность) », разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
7. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]