Темы бесед с детьми летом в доу. Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед? Работа и оснащение пожарных

Цель: Продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании д\ c . Воспитывать любовь к д\с, уважение к его работникам, их труду. Формировать понятие « Я- воспитанник д\с»,» д\с – мой родной дом».

    «Наш любимый воспитатель»

Цель: Знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду. Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы.

    «Я и друзья»

Цель: Учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.

    «Увлечения друзей»

Цель : Расширять знания детей о разных видах деятельности, увлечениях.

    «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»

Цель : Уточнить знания детей о д\с. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в д\с.

СЕНТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

    « Моя семья »

Цель: Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

    « Семья – это я!»

Цель: Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший).

    « Что такое улица »

Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться д\с; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес.

    « Что отличает город от деревни »

Цель: Формировать элементарные представления об отличиях города от деревни. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой город.

    « Мой город »

Цель: Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями.

СЕНТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

    « Ребенок и взрослые »

Цель: Углублять представления о людях: понимать различие людей по полу и возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий.

    « Что ты знаешь о себе? »

Цель: Закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т.д.). Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т.д.)

    « Семья »

Цель: Закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.

    « Доброе слов лечит,а худое калечит »

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.

Цель: Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях

СЕНТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

    «Наш трудолюбивый дворник»

Цель: Познакомить детей с трудовой деятельностью дворника, показать значимость труда; воспитывать желание поддерживать чистоту, помогать взрослым.

    «Помощник воспитателя»

Цель : Обратить внимание детей на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя. Воспитывать уважение к его труду.

    «В гостях у работника прачки»

Цель : Развивать умение понимать общественную значимость труда прачки, ее заботливое отношение к детям. Подчеркнуть, что результат достигается с помощью добросовестного отношения к труду. Воспитывать положительные эмоциональное отношение к прачке.

    «Замечательный врач»

Цель: Формировать понятие о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

    «В гостях у музыкального руководителя»

Цель: Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

    « Ребенок и книга » Цель : Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией.

    «Изобразительное искусство»

Цель : Воспитывать эмоционально – эстетические чувства. Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Развивать художественное восприятие произведений искусств. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображение) в разных видах искусства.

    «Ребенок и музыка»

Цель: Развивать музыкальный кругозор детей путем их знакомства с музыкальными произведениями (народными, классическими и современными) Развивать представление об элементарных жанрах музыки.

    «Мы танцуем и поем»

Цель : Формировать навыки о всех видах музыкальной деятельности, подводить детей к самостоятельному использованию выученных музыкальных произведений. Развивать песенное и танцевальное творчество детей.

Знакомство с профессиями артиста, художника, композитора»

Цель: Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картины (репродукция), скульптура (изображение), здание и сооружение (архитектура).

    «Что нам осень принесла?»

Цель : Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.

ОКТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Небо осенью»

Цель: Уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием “облака“ и ” тучи”.

    «Вода и осадки»

Цель: Расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.

    «Осень – добрая волшебница»

Цель : Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.

    «У цветочной клумбы»

Цель: Знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок), длинный, короткий (стебель).

    «Листопад»

Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.

ОКТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

    «Растительный мир осенью»

Цель: Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

    «Птицы осенью»

Цель: Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

    «Ветер»

Цель: Расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду.

    «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формирование представления о растениях леса: грибы и ягоды. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Цель: Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

ОКТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

    «Беседа о домашних животных»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширить представление о жизни домашних животных в зимнее время года. Формирование желания заботится о домашних животных.

Цель:

    «Беседа о перелетных птицах»

Цель: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о перелетных птицах. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

    «Хмурая осень»

Цель: Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить название и назначение предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.

    «Мой дом, мой город»

Цель : Закрепить знание о домашнем адресе, улице. Познакомиться с родным городом.

НОЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

    «Мой край родной»

Цель: Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.

    «Транспорт моего города»

Цель:

    «Берегись автомобиля»

Цель

    «Как избежать беды»

Цель: Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

    «Праздники»

Цель: Формировать представление о государственных праздниках.

НОЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Знаменитости»

Цель: Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

    «Люблю березку русскую»

Цель: Расширить знания детей о русской красавице – березе. Познакомить детей с красивыми стихами о березе. Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

    «Знакомство с русской народной куклой»

Цель: Знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

    «Моя родина»

Цель: Познакомить детей с изображением государственного флага, государственного герба РФ, государственного гимна. Формировать представление об их происхождении.

    «Путешествие в страну Носарию»

Цель: Познакомить с анатомо-физиологическим строение носа: его нахождением, строением, правилом безопасности и ухода. Расширять представление детей о здоровом образе жизни.

НОЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

    «Утро радостных встреч с доктором Айболитом».

Цель : Развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

    «Я вырасту здоровым».

Цель: Знакомить с понятиями «Правильное питание». Приобщать к здоровому образу жизни.

    «Если хочешь быть здоров- закаляйся»

Цель: Знакомить с понятиями «Закаливание». Расширять представление детей о здоровом образе жизни.

    «Наш любимый врач».

Цель: Расширять представление о профессии врача (педиатр, стоматолог, окулист)

    «Для чего у человека два глаза»

Цель : Формировать представление о человеке, о функциях и возможностях частей тела человека, о способах ухода за ними.

НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

    «Почему болят зубы?»

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Расширять представление о профессии врача стоматолога.

    «Чистота – залог здоровья»

Цель: Воспитывать у детей любовь к чистоте.

    «Телефоны экстренных служб»

Цель: Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.

Цель

    «Я выросту, здоровым!»

Цель: Закреплять понятия «правильное питание», «режим дня». Приобщать к здоровому образу жизни.

ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

    «Микробы в жизни человека»

Цель: Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека. Воспитывать основы здорового образа жизни.

    «Ура! Зима!»

Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

    «Первый снег»

Цель: Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

    «Зимний спорт»

Цель: Знакомить с зимними видами спорта.

    «Зимние травмы»

Цель : Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

ДЕКАБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Почему растаяла Снегурочка?»

Цель :Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

    «Как дикие звери готовятся к зиме»

Цель: Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме. Показать детям приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе.

    «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах.

    «Беседа о домашних животных»

Цель: Закреплять знания детей сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

    «Зимние явления в природе»

Цель : Расширять представления о зимних изменениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, изморозь).

ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

    «Зимушка - зима»

Цель : Закреплять знания о свойствах снега и льда. Учить любоваться красотой зимней природы.

    «Новый год детям радость принесет»

Цель : Поощрять стремление поздравлять близких с праздником, преподносить подарки. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

    «Новый год у ворот!»

Цель : Закреплять знания детей о традициях Нового года. Пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности.

    . «Путешествие в канун нового года»

Цель: Сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

    . « Мы – друзья природы»

Цель : Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Уточнить знания детей о ели, как символе Нового года в России.

ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

    .«Кому зимой хорошо»

Цель : Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях.

    «Узоры на стекле»

Цель: Развивать творческие способности, воображение.

    «Как ходят в гости»

Цель : Закреплять правила вежливого поведения. Вызвать интерес к семейным традициям празднования Нового года.

    «Лесная сказка»

Цель : Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

    «Как отмечают Новый год в других странах»

Цель: Расширять знания детей о различных способах поздравлений. Познакомить с обычаями празднования Нового года в других странах.

ЯНВАРЬ 1 НЕДЕЛЯ

    «Скоро, скоро, Новый год!»

Цель: Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем.

    «Как узнать зиму?»

Цель: Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой.

    «Кто главный в лесу»

Цель: Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и животных.

    «Зимушка - хрустальная»

Цель: Расширять представления о зиме. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

    «Зимние игры»

Цель: Знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями.

ЯНВАРЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Животные Арктики и Антарктики»

Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

    «Осторожно лед!»

Цель : Формировать представления о безопасном поведении зимой.

    «Стайка снегирей»

Цель : Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.

    «Растительный мир зимой»

Цель: Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.

    «Явления неживой природы»

Цель : Расширять представления детей о свойствах воды. Показать простейшие связи между явлениями в природе.

ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ

    «Как мы заботимся о животных и птицах зимой»

Цель: Расширять представления о жизни животных и птиц в зимнее время года. Формировать желание заботится о них.

    «Здравствуй сказка»

Цель: Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям.

    «Наш театр»

Цель: Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры.

    «Признаки сказок»

Цель: Расширять представления о характерных признаках жанра сказки.

    «На кого из сказочных героев я похож»

Цель : Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

    «В гости к книге»

Цель: Воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

    «Наземный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах наземного транспорта и его назначении.

    «Водный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах водного транспорта и его назначении.

    «Воздушный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах воздушного транспорта и его назначении.

    «Школа пешехода»

Цель: Расширять представления о элементарных правилах дорожного движения.

ФЕВРАЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Машины - помощники»

Цель: Расширять представления о видах специального транспорта и его назначении.

    «Все профессии важны»

Цель: Расширять представления о профессиях связанных с транспортом.

Цель : Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

    «Дорожные знаки»

Цель: Знакомить детей с основными знаками дорожного движения.

    «Зачем человеку машина»

Цель: Совершенствовать знания детей о необходимости машин в жизни человека.

ФЕВРАЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

    «Путь от лошади к машине»

Цель : Рассказать о развитии автомобиля.

    «Наша армия»

Цель: Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

    « Защитники Отечества»

Цель : Продолжать знакомить с «военными» профессиями.

    «Военная техника»

Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.

    «Будущие защитники»

Цель: Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

ФЕВРАЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

    «Как сражались наши деды»

Цель: Расширять представления о том, как в годы войны храбро сражались и защищали от врагов наши деды, прадеды.

    «Мама – самый дорогой человек на свете»

Цель: Воспитывать чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

    «Кем работает моя мама»

Цель : Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы мамы.

    «Международный женский день»

Цель : Расширять знания об истории возникновения праздника 8 марта.

    «Бабушки и внуки»

Цель : Закреплять представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близкому человеку, бабушке.

МАРТ 1 НЕДЕЛЯ

Цель

    « Поздравляем наших мам с праздником весны »

Цель : Почитать стихи о маме, бабушке и сестре. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям.

    «Зачем дарят цветы»

Цель : Воспитывать представление о том, что цветы являются признаком любви и внимания.

    «Мамины любимые цветы»

Цель : Расширять знания о цветах, воспитывать любовь и чуткое отношение к маме.

    «Моя мама любит…»

Цель : Закрепить знания детей об увлечениях своих мам.

МАРТ 2 НЕДЕЛЯ

    «За что я люблю свою маму и бабушку»

Цель : Развивать умение развернуто отвечать на вопрос. Воспитывать любовь и внимание к близким людям.

    «Каков он – русский народ»

Цель:

    «Как празднуют масленицу»

Цель: Ознакомить с праздником масленицы. Расширять знания о народных традициях.

    «Народная игрушка»

Цель:

    «Русские народные праздники»

Цель: Расширять представление детей о народных традициях русского народа.

МАРТ 3 НЕДЕЛЯ

    «Русские народные сказки»

Цель : Учить детей делать нравственный вывод из содержания сказок, развивать творческое воображение.

    «Пословицы и поговорки»

Цель : Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству.

    «Детский фольклор»

Цель

    «Считалки»

Цель : Познакомить , вспомнить считалки.

    «Колыбельные песни»

Цель: Познакомить с разнообразием колыбельных песен. Вспомнить с детьми колыбельные песни.

МАРТ 4 НЕДЕЛЯ

    «Приговоры - мирилки»

Цель: Познакомить с разнообразными приговорами – мирилками. Выучить с детьми несколько приговоров- мирилок.

    «Весна идет! Весне дорога!»

Цель: Расширять представление о весне. Развивать умение устанавливать пространственные связи между явлениями живой и неживой природы.

    «Почему растаял снеговик»

Цель : Расширять представление детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи.

    «Путешествие ручейка»

Цель : Уточнять представление детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках.

    «Как мы весну встречаем»

Цель : Расширять знания о сезонных видах труда.

АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

    «В гости к хозяйке луга»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе.

    «Приметы весны»

Цель : Обобщать знания о весенних изменениях в природе, в жизни птиц и животных.

    «Птицы прилетели»

Цель : Расширять знания о перелетных птицах.

    «Весной на водоемах»

Цель: Закрепить правила поведения весной на водоемах, предупредить о возможных опасностях.

    «Войди в лес с другом»

Цель: Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.

    «Международный день земли»

Цель: Расширять представление детей об экологических праздниках.

    «Ребенок и книга»

Цель: Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Воспитывать бережное отношение к ней.

АПРЕЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Дружим с книгой»

Цель : Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, расширять словарный запас.

    «Книга – источник знаний»

Цель

    «Здравствуй сказка!»

Цель: Формировать навыки драматизации и театрализованной деятельности.

Цель : Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе. Формировать потребность ежедневного чтения.

    «В мире стекла»

Цель

АПРЕЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

    «В мире пластмассы»

Цель : Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

Цель : Расширять представление детей об истории возникновения одежды.

    «Путешествие в прошлое кресла»

Цель : Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода.

    «В мире дерева»

Цель: Выявить свойства и качества дерева. Учить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

    « Волшебная сила театра »

Цель : Развивать артистические способности детей. Приобщать детей к миру театра.

АПРЕЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

    «Театральные профессии»

Цель : Дать представление детям о профессиях, имеющих отношение к театру.

    «Театр кукол Шут»

Цель : Расширять знания о родном городе, воспитывать интерес к театру.

    «Что мы знаем о театре»

Цель : Расширять знания детей о различных видах театра.

    «Театрализованная игра»

Цель : Продолжать развивать интерес к театрализованной игре. Побуждать детей к воплощению в роли.

    «Наша клумба»

Цель : Расширять знания детей о посадке растений, необходимости ухода за ними.

МАЙ 1 НЕДЕЛЯ

    «Фруктовые деревья весной»

Цель : Уточнять и расширять представления о плодовых деревьях. Формировать положительное отношение к природе.

    «Солнце в жизни растений»

Цель : Формировать понятия о том, что для жизни растений нужно солнце. Закреплять знания правил поведения в природе.

Цель : Расширять представления об изменении в мире растений весной. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники.

    «Дикорастущие и культурные растения»

Цель : Уточнять и расширять представления о дикорастущих и культурных растениях. Учить различать по внешнему виду.

    «Лесные опасности»

Цель : Расширять представления детей о ядовитых растениях. Учить различать их по внешнему виду.

МАЙ 2 НЕДЕЛЯ

    «Цветущая весна»

Цель: Вызвать интерес к миру растений. Закреплять представления о среде обитания растений.

    «Мир комнатных растений»

Цель : Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать по внешнему виду.

    «Огород»

Цель : Расширять представления детей об овощных культурах. Рассказать о труде человека по выращиванию овощей и фруктов.

    «Когда цветет сирень»

Цель : Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание любоваться красотой весны.

    «Проснулись бабочки и жуки»

Цель: Учить различать насекомых по внешнему виду и называть их. Формировать желание наблюдать за насекомыми.

МАЙ 3 НЕДЕЛЯ

    «В гости к хозяйке луга»

Цель : Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых.

    «Опасные насекомые»

Цель: Расширять представления детей об опасных насекомых. Учиь различать их по внешнему виду.

    «Наши маленькие друзья»

Цель : Расширять представления детей о насекомых, их особенностях, местах обитания. Формировать основы экологической культуры.

    «Насекомые других стран»

Цель : Познакомить с многообразием насекомых других континентов.

    « Скоро лето »

Цель : Расширять представления детей о лете, сезонных изменения в природе.

МАЙ 4 НЕДЕЛЯ

    «Сад и огород»

Цель : Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать представления о сезонных работах в саду и огороде. Прививать любовь к труду.

    «Цветы»

Цель : Вызвать интерес к жизни растений. Расширять представления о многообразии цветов.

    «Солнце – друг или враг»

Цель : Расширять представления о пользе и вреде солнца (тепловой и солнечный удар). Формировать основы собственной жизнедеятельности.

    «Лето»

Цель : Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте летней природы.

    «Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

ИЮНЬ 1 НЕДЕЛЯ

    «Мои добрые поступки»

Цель : углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки

    «Что такое доброта»

Цель : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки.

    «Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.

    «Если добрый ты…»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки.

    «Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий.

ИЮНЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Нечаянно и нарочно "

Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

    « Учимся прощать своих друзей»

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

    « Почему бывают драки?»

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

    « Фантазеры и лгунишки»

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

    « Давай помиримся»

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

ИЮНЬ 3 НЕДЕЛЯ

    « Хороший друг познается в беде»

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

    «Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

    «Добрый – злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными.

    «Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

    «Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе

ИЮНЬ 4 НЕДЕЛЯ

    «Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

    «Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.

    «Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред.

    «Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.

    «Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета.

ИЮЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

    «Бережливость»

Цель : Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

    «Взаимопомощь»

Цель : Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.

    «Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.

    «Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

    «Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

ИЮЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

    «Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте.

    «Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния.

    «Кем работает моя мама»

Цель: Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы мамы.

    «Как порадовать воспитателей»

Цель : Воспитывать уважение к воспитателям, формировать потребность радовать окружающих добрыми делами.

    «Каков он – русский народ»

Цель: Расширять представление об обычаях русского народа.

ИЮЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

    «Народная игрушка»

Цель: Расширять представление о народной игрушке. Формировать умение выражать эстетические чувства. Расширять представление о разнообразии народного искусства.

    «Пословицы и поговорки»

Цель: Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству.

    «Детский фольклор»

Цель : Познакомить с закличками, песенными обращениями к силам природы.

    «Считалки»

Цель: Познакомить, вспомнить считалки.

    «Войди в лес другом»

Цель : Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.

ИЮЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

    «Ребенок и книга»

Цель : Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Воспитывать бережное отношение к ней.

    «Дружим с книгой»

Цель: Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, расширять словарный запас

    «Книга – источник знаний»

Цель : формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг).

    «Здравствуй сказка!»

Цель : Формировать навыки драматизации и театрализованной деятельности.

    «Ты и я с книгой лучшие друзья»

Цель : Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе. Формировать потребность ежедневного чтения

АВГУСТ 1 НЕДЕЛЯ

    «В мире стекла»

Цель : Помочь выявить свойства стекла. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    «В мире пластмассы»

Цель : Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы

    «В мире дерева»

Цель: Выявить свойства и качества дерева. Учить устанавливать связи между материалом и способом его употребления

    «Путешествие в прошлое одежды»

Цель: Расширять представление детей об истории возникновения одежды.

    «Лесные опасности»

Цель : Расширять представления детей о ядовитых растениях. Учить различать их по внешнему виду

АВГУСТ 2 НЕДЕЛЯ

    «Изобразительное искусство»

Цель: Воспитывать эмоционально – эстетические чувства. Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

    «Знакомство с декоративными птицами»

Цель : Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами

    «Беседа о домашних животных»

Цель : Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширить представление о жизни домашних животных в зимнее время года. Формирование желания заботится о домашних животных.

    «Беседа о диких животных в лесу»

Цель: Дать детям представление о о жизни диких животных осенью. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

    «Транспорт моего города»

Цель: Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

АВГУСТ 3 НЕДЕЛЯ

    «Берегись автомобиля»

Цель : Расширить представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

    «Как избежать беды»

Цель : Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности

    «Чистота – залог здоровья»

Цель : Воспитывать у детей любовь к чистоте

    «Телефоны экстренных служб»

Цель: Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи

    «Как сохранить здоровье?»

Цель : Сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов.

АВГУСТ 4 НЕДЕЛЯ

    «Школа пешехода»

Цель: Расширять представления о элементарных правилах дорожного движения

    «Все профессии важны»

Цель: Расширять представления о профессиях

    «Правила поведения в общественном транспорте»

Цель: Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

    «Солнце в жизни растений»

Цель: Формировать понятия о том, что для жизни растений нужно солнце. Закреплять знания правил поведения в природе.

    «Деревья, кустарники и травянистые растения»

Цель: Расширять представления об изменении в мире растений весной. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники.

Занятия-беседы . Методика проведения бесед. Беседа - организованный разговор воспитательницы со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе воспитательница:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе.
Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Так, после бесед о семье, о труде матери дети стремятся действенно проявить свое отношение к близким людям. «Посоветуйте, что мне подарить маме, у нее скоро день рождения»,- обращается девочка к воспитательнице после одной из таких бесед. Беседы о средствах передвижения, например, вызывают усиленный интерес к транспортным машинам. И мальчики и девочки с большим вниманием наблюдают за проезжающими по улицам машинами, у них возникает много интересных вопросов по этому поводу, заметно обогащается содержание творческих игр детей.
Содержание бесед . Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участзуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.
Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.
Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе или о родном колхозе, о подготовке к революционным праздникам в детском саду, в семье, на улицах, о героическом труде советских людей в городе и колхозной деревне.
Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей в природе.
В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.
В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться.
Примерная тематика бесед с детьми пяти-шести лет: с кем вы живете дома (т. е. беседа о семье); о жизни детей в детском саду; о работе дежурных в уголке природы; на чем можно проехать в нашем городе; что делает почтальон; что мы видели в библиотеке; о школе; как мы вырастили помидоры (морковь и т. п.); о временах года и т. п.
Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей), но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).
В беседе о труде близких людей дети рассказывают, где и кем работают их родители и другие взрослые члены семьи, они гордятся честным трудом своих родных.
Воспитатель усиливает и углубляет чувства детей, направляет их на активное проявление знаков внимания и уважения к близким (оказывать им посильные услуги, готовить к праздникам подарки и т. п.).
Беседы о родном городе или колхозе, о труде советских людей, об общественных праздниках расширяют представления детей и вызывают чувство гордости трудовыми достижениями своего народа.
Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель подкрепляет у детей желание учиться, интерес к школе, книге.
При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.
«Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,- писала Е. И. Тихеева. Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.
Подготовка и проведение беседы. Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес, к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
Вот несколько примеров.
Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа), чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кроме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.
Началом беседы о работе почты (тоже в старшей группе) может послужить стихотворение С. Я. Маршака «Загадка» («Синий домик у ворот»).
Беседу о Москве хорошо начать показом картины, изображающей Кремль или Красную площадь, так как эти исторические места столицы известны по репродукциям каждому ребенку.
В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например: «Дети, кто из вас ездил на поезде?» - спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.
В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.
Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель. Например, воспитатель спрашивает детей: «Какие листья на березе?» Дети отвечают: «Березовые». Между тем воспитатель хотел, чтобы дети назвали цвет листьев. Дети дали бы нужный ответ, если бы вопрос был сформулирован так: «Какого цвета листья на березе осенью?»
Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.
Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. С этой точки зрения не следует задавать пяти-, шестилетним детям такие вопросы: сколько ног у коровы? Сколько глаз у кошки? Сколько ушей у кролика? и т. п. Во-первых, это детям хорошо известно; во-вторых, беседа о количестве ног, ушей, глаз, хвостов ничего не прибавляет к знаниям детей о животных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр. Одно животное отличается от другого не количеством членов тела, а характерными их качествами, образом жизни, повадками. У кролика уши длинные; у кошки ушки маленькие, стоячие; у белки на кончиках ушей кисточки. Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост? и т. п.
Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.
При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.
Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.
Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку.
Наглядный материал готовится заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.
В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 3-5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.
Какой вариант изберет воспитатель, зависит от темы беседы, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится занятие. Беседу об овощах можно закончить дидактической игрой «Угадай на ощупь овощи»; беседу о подготовке к празднованию 1 Мая можно заключить праздничной песней, которую дети уже разучили на музыкальных занятиях.
При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.
Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.
Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.
Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он повторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово: «Что делает кошка?» - «Кошка делает... спит!» Подобная педантичность делает беседу сухой и нудной.
Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал,- должен пояснить воспитатель.- Повтори громко свой ответ».
Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры. При подготовке и проведении таких вступительных бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.
В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Дорогие ребята! Поговорим с вами о профессиях.

Что такое профессия?

Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Давайте вместе вспомним, какие есть профессии.

Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер...

Профессий очень много! О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами.

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

Расскажите, какие у них профессии.

Чем занимаются ваши родные и близкие?

Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему?

Давайте поговорим о том, как возникли профессии.

Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами.

Какими?

Мужчины изготавливали орудия для охоты — луки, стрелы, дротики.

С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь — оленя, буйвола или кабана.

А чем занимались женщины?

Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла.

Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела.

Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда!

С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.

В средние века в городах возникли цехи — объединения людей одной профессии. Например — цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр — т.е. очень хорошее изделие.

Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?

Некоторые дети очень рано чувствуют свое призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вышивать, вязать. Мальчики — мастерить планеры, строить модели кораблей. Многие дети свободно и естественно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Другие прекрасно рисуют. Вспомним гениальную девочку Надю Рушеву, иллюстрировавшую романы Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Ее рисунки поражают мастерством зрелого художника, а ведь ей было всего четырнадцать лет.

Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт в пять лет уже давал публичные концерты. А в двенадцать лет получил звание академика. Как это случилось, написано в книге В. Суслова «Твое дело»:

«Надо было выполнить задание, и на это давалось три часа. Звания хотели получить опытные заслуженные мастера, и задания давались нешуточные. Легко сказать: экзамен на академика! Каждого запирали в комнату на три часа, чтобы не было никакого обмана! И Моцарта запирали. А он через полчаса стучит: отоприте! Думали, что мальчик испугался, разволновался. А он протягивает написанные листы — все сделал. И сделал прекрасно».

Но так бывает не всегда! Иногда человек долго и мучительно ищет свое призвание, меняя профессию за профессией, и все-таки в конце концов находит его.

Ведь профессия должна приносить радость и самому человеку и людям.

Твое призвание

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему —

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!

Расскажите, какие вы знаете профессии.

Какие профессии у ваших родителей?

Хотели бы вы иметь такие же профессии, когда станете взрослыми?

О какой профессии вы мечтаете? Почему?

Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?

Есть ли у вас любимое занятие? Расскажите о нем.

Экологическое воспитание старших дошкольников 5-6 лет

Цели таких бесед:
1. Пробудить чувство жалости, сострадания к попавшим в беду животным.
2. Сформировать знания по оказанию им помощи и по уходу за содержащимися дома животными.

Задачи:
- учить детей понимать животных, объяснить, что только тогда можно помочь дикому зверьку или птице, когда узнаешь из книг или от специалистов в каком уходе он нуждается;
- учить строить предположения, объяснять их, высказывать свои познания;
- заинтересовать детей удивительным миром природы, воспитывать любознательность.

Я проводила беседу с детьми под таким названием: «Жалеть надо уметь». Беседа проводилась на уже имеющихся знаниях детей.
Сначала детям были заданы такие вопросы:
«Кто из вас помогал животным или растениям?»
«Расскажите, как это было?»
Дети рассказывали как на даче вместе с родителями сажали цветы, морковь, а затем ухаживали за ними: поливали пропалывали грядки, спасая от сорняков. Саша рассказал, как однажды, они с сестрой Катей принесли домой раненого голубя и некоторое время он жил у них. Дети ухаживали за ним, когда голубь поправился, они отпустили его на волю. Мы задали Саше такой вопрос: «Что ты почувствовал, когда увидел раненого голубя?» Саша ответил:
- Мне стало его жалко, Катя даже заплакала. Мы взяли его домой.
- Чем вы кормили его?
- Мы дали ему компот и корм для попугайчиков, но голубь не ел.
- Ребята, - спросила я, -Как вы думаете, почему не ел голубь?
Ответы детей:
- Потому что он раненый, больной, и не хотел есть (ЛенаК.)
- Потому что голубь не пьет компот и не ест корм для попугайчиков (Оля С.)
- А что едят голуби?
- Пьют воду, клюют семечки, хлебные крошки.
- Саша, а вам было жалко отпускать голубя на волю?
- Да. Очень.
- И все же вы отпустили. Почему?
- Потому что на воле ему лучше.

Примечание : накануне проводилось занятие «Не поется птицам без небес».

Вот видите, ребята, Катя с Сашей хотели пожалеть голубя, накормить, но чем не знали. Оказывается, жалеть тоже надо уметь.
Необходимо было знать, чем питаются голуби.
Затем рассказала детям об одном случае.
- Послушайте, ребята, какое происшествие произошло с ребятами по дороге в школу. «Дети шли в школу, дорога проходила через лес. В лесу они нашли двух маленьких ежат и принесли домой. Когда мама увидела, она очень рассердилась»
-Посему же рассердилась мама?
- Потому что животным хорошо только на воле..
-Да, правильно, ребята.
А мама сердито спросила: «Зачем вы забрали таких маленьких?» Тогда дети решили оставить их до прихода папы, а когда он придет, то отнесет их обратно в лес, а пока мы их покормим. Дети дали ежатам яблоки, но они были грустными и не ели яблок.
- Ребята, а что едят ежи?
- молоко, грибы, мышей, насекомых.
-А эти ежата были совсем маленькие, им нужна мама и ее забота.

ЗАПОМНИТЕ!
Диких животных и птиц нельзя забирать в дом!
Другое дело, когда им необходима помощь!
Но есть дикие животные, которых человек приучил к жизни в неволе давным-давно. Они не могут жить без заботы человека. Что это за животные?.
Ответы детей: Морские свинки, хомячки.
Воспитатель : У кого дома есть хомячки?
Максим: у меня был хомячок.
- Расскажи, как ты за ним ухаживал, чем кормил? (сухие зёрна, овощи, фрукты, сухой хлеб, семячки).
- Вопрос: « А каким животным очень хорошо живётся дома, с человеком?»
- Ответы: «Собакам и кошкам».
- Вопрос: «А откуда берутся бездомные кошки? Вы знаете?»
- Ответы детей: « Они потерялись, заблудились, их бросили.»

Воспитатель : Предлагаю послушать отрывок из стихотворения Михалкова «Зяблик».

Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Вопрос к детям: Как вы думаете, почему мальчик так считает? Что значит быть готовым иметь домашнее животное?»
Дети не смогли ответить на эти вопросы. И. следуя рекомендациям многих программ (которые советуют такие беседы продолжить занятием), я провела экологическое занятие, основное содержание которого составили рекомендации по уходу за домашними животными, а так же некоторые советы.
Например:
1. Нельзя брать животное в дом,если кто-то из родных возражает.
2. Любить животных и любить с ним играть –это не одно и то же.
Любовь к животным требует и времени, и терпенья, и труда, и забот, и средств.

Во время таких бесед дети, как правило, рассказывают о происшедших с ними событиях, делятся своими впечатлениями и задают множество вопросов.
Я решила так: пусть некоторые вопросы станут темами будущих занятий.
Например, во время беседы был задан такой вопрос (задала его Оля с.): «Ежи яблоки не едят, а почему же на картинках рисуют, как ёжик несёт на своих иголках облако?» - Впоследствии было запланировано занятие: «Яблоки для ежат», где дети получили ответ на свой вопрос.
Зоя спросила: «Почему свинки называются морскими?» Я предложила детям подумать и высказать свои предположения. Ответы были вполне логичными: «Потому, что они хорошо плавают» - сказала Лена К. А вот другое предложение – Егора: «Потому, что они очень любят есть морскую капусту.»
И этот вопрос стал темой будущего экологического занятия под названием «Заморские гости», которое я полностью посвятила истории происхождения морских свинок на территории нашей страны. Были разъяснения по поводу предложения отпустить свинок на волю).
Следующую беседу из цикла «Жалеть надо уметь» я запланировала провести в марте.
Эта беседа будет основана на примерах происшествий, которые случились с мальчиками по прозвищу Жалейкин – это герой рассказов писателя Николая Сладкова. Будут прочитаны рассказы «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и птенчик» - вместе с детьми обсудим поступки, которые совершил герой.
Основными целями беседы будут:
1. воспитание гуманных чувств;
2. способность понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней;
3. и очень осторожно я хочу выдвинуть такую цель – начинать учить детей прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Рекомендации по проведению таких бесед:
1. Беседу можно провести в тёплое время года – на прогулке в лесу или у речки, зимой – в групповой комнате.
2. Беседу желательно построить на конкретных примерах, основываясь на опыте детей.
3. При проведении беседы воспитатель должен использовать иллюстрации, которые потом раскрашивают. Это повышает их интерес к занятиям, снижает утомляемость и способствует более эффективному усвоению экологического материала.
4. Такими беседами можно дополнить программные занятия по экологическому воспитанию.

БЕСЕДА КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

А.С. Макаренко.

Беседа - спокойный и обычно продолжительный разговор (толковый словарь Ефремовой Т.Ф.).

Беседа – 1) Разговор, деловой или задушевный; 2) Сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями; собеседование (Малый академический словарь).

Беседа – 1) Разговор, официально-деловой или задушевный. 2) Сообщение на какую-либо тему, в форме обмена мнениями, обсуждения вопросов (Большой толковый словарь русского языка).

Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах (Толковый словарь Даля).

Выяснение этимологии слова «беседа» дает нам любопытную возможность узнать, что общего между такими, казалось бы, далекими друг от друга понятиями, как "сидеть" и "говорить". Первая часть этого слова – бес (или "без" в древнерусском языке) означала "снаружи", а седа - "сидение". Итак, поначалу это слово означало "сидение перед домом". Но сколько же можно просидеть молча перед домом? Вероятно, предкам быстро надоедало такое пустое сидение, и они переходили к разговору, а слово беседа постепенно приобретало значение "разговор во время сидения перед домом". Потом от этого понятия отпали все сопутствующие обстоятельства и осталось только – "разговор" (Этимологический словарь Крылова Г.А.).

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

По содержанию различают два вида бесед: этические и познавательные.

Этические беседы имеют целью формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок (проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста).

Тематика познавательных бесед определяется образовательной программой и тесно связана с содержанием образовательных областей, событиями текущей жизни детей, с окружающей природой и трудом взрослых (проводятся начиная со средней группы, как правило, со второй половины года).

Организуя беседу с ребенком, педагог решает задачи трёх образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):

«Социально-коммуникативное развитие»:

Развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

«Речевое развитие»:

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.

«Познавательное развитие»:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений об окружающем мире, себе, других людях.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).

Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью актуализации имеющихся представлений, сформированных детьми ранее по той или иной теме.

Беседа является одной из форм образовательной деятельности, которая позволяет организовать общение детей со взрослым и детей друг с другом. В процессе беседы дети учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Организация беседы в образовательной работе с детьми позволит педагогу достигать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольника (п. 4.6 ФГОС ДО):

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек (целевой ориентир во младенческом и раннем возрасте);

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности (целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования).

Беседа - это форма совместной деятельности детей и воспитателя (наряду с ситуативным разговором, интервьюированием, свободным общением по теме). Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Беседа, как самостоятельная организационная форма работы, и как метод и прием в ННОД, организуется при проведении образовательной деятельности, в режимных моментах в первую и во вторую половину дня (утренний прием детей, прогулка). Воспитатель, определяет задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, и формулирование основных вопросов. Главное, чтобы в беседе была возможность взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (ФГОС ДО п. 3.2.1 абзац 3)

В режиме дня проводятся короткие беседы с подгруппой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале непрерывной непосредственно образовательной деятельности, такой, как рисование, лепка, дидактические игры. В данном случае нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и вызвать у них интерес к предстоящей деятельности, активизировать мышление, воздействовать на их чувства. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.

Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей.

Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих актуальных представлений о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Такие представления ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин и т.п. В данной образовательной ситуации педагог сможет увидеть уровень актуального развития детей и возможности освоения ими ОО «Познавательное развитие».

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.

Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае, использовать имеющийся опыт детей. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.

В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, уточняет представления детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.

В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, попросить детей вспомнить, как называется то или иное понятиеи др.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном задаются после того, как в памяти ребенка возобновились представления, образы, и на основе анализа прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль.

Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ,также ответы по типу «да» и «нет».

Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или повторяет все, что говорят дети.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Наглядный материал готовится заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы (пункт 3.3.3 ФГОС ДО).

Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку (ФГОС ДО п.3.3.2).

В беседу можно включить прослушивание музыкальных, звуковых записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

Беседа традиционно в педагогике и дидактике - это диалогический обучающий метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники.

В условиях дошкольной организации беседа используется как вид деятельности детей, как форма работы, как важное средство общения и взаимодействия детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт и знания каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.