Нетрадиционная техника рисования вторая мл группа. Нетрадиционное рисование во второй младшей группе – пусть малыши почувствуют себя волшебниками. Фото материалы «Как мы рисуем»

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии

художественно - творческих способностей детей второй младшей группы СП д/с «Золотое зернышко» п. Глушицкий, Самарской области

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Кант Нетрадиционные изобразительные техники - эффективные средства изображения, включающие новые художественно - выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Детям младшей группы не хватает творческих навыков и способностей для выражения своего замысла в рисунке. Для возникновения и поддержания интереса к изобразительной деятельности, развития творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные изобразительные техники.

Задачи использования нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе:

1. Способствовать развитию умения детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, композицию, творческую активность, желание рисовать.

3. Формировать умение видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5. Развивать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Основные нетрадиционные техники рисования, используемые во второй младшей группе:

Рисование пальчиком,

Рисование ладошкой,

Рисование ватной палочкой,

Печатание,

Волшебный рисунок воском, и закрашивание его поролоном.

Рисование пальчиком

Задачи:

Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции;

Продолжать развивать умение наносить точки, пятнышки, полоски на бумагу, превращая их в образы;

Развивать мелкую моторику рук;

Поддерживать интерес к рисованию.

Рисование ладошкой

Задачи:

Формировать умение детей делать отпечатки ладошкой, превращая их в задуманные образы;

Развивать умение наносить аккуратно краску на ладошку;

Развивать воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук;

Формировать опыт совместной со взрослым деятельности, участия в выполнении коллективных композиций. к творчеству

Рисование ватной палочкой

Задачи:

Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым;

Продолжать развивать умение делать отпечатки ватной палочкой (пятнышки, полоски), превращая их в задуманные образы;

Формировать желание рисовать самостоятельно.

Печатание

Задачи:

Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, штампов);

Развивать мелкую моторику рук и умение использовать готовые штампы;

Развивать желание детей участвовать в изобразительных ситуациях.

Волшебный рисунок воском и закрашивание его поролоном

Задачи:

Развивать умение у детей наносить изображение на лист бумаги воском, а затем закрашивать его гуашью (акварелью) с использованием губки.

Знакомить детей со способами изображения простых предметов (снежинок) через нетрадиционные техники рисования;

Активизировать у детей проявление интереса к прекрасному в окружающем мире (природным явлениям - снежинкам) с помощью нетрадиционных техник рисования;

Способствовать желанию детей постепенно переходить от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.

Направления в обучении рисования с помощью нетрадиционных техник.

От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

От использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Проблемные игровые ситуации для детей с использованием нетрадиционных техник рисования

Рассматривание отпечатков ладошки, игра «На что это похоже?» - развивать воображение, умение видеть различные образы в ладошке;

- «коробочка для подарка маме» - развивать воображение, умение красиво украсить коробочку для подарка через использование нетрадиционных техник рисования (печатание);

- «посыпать скользкую дорожку песком» – развивать умение делать отпечатки ватной палочкой, пальчиком в намеченном месте, воспитывать уважение к труду;

Игровая ситуация «мы волшебники» - развивать умение у детей наносить изображение на лист бумаги воском, а затем закрашивать его гуашью с использованием губки.

Пальчиковые театрализованные игры «Колобок», «Сорока-белобока».

используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник рисования;

в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте

систему и преемственность использования нетрадиционных техник рисования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление и овладение навыками, нетрадиционными способами и приемами изображения.

Материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т. д. необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

Знакомьте детей с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседуйте с ним обо всем, что он любит рисовать;

Не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени, стимулируйте занятия ребенка рисованием, хвалите своего ребенка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребенок индивидуален.

Нет точнее мысли и выражения, чем слова величайшего из педагогов

В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев».

Воспитатель Ванюкова Наталья Викторовна

Разработка серии занятий с использованием нетрадиционной техники на занятиях по рисованию во 2 младшей группе.

1.Введение

2.Конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

3.Заключение

4. Список литературы

1. Введение

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Формирование творческой личности - одна из важных задач теории и практики на современном этапе. Это обуславливает необходимость творческого подхода в обучении и воспитания подрастающего поколения. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к усвоению новых навыков, знаний, умений. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, (рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля и сухих листьев, тычок жесткой полусухой кистью и ватными палочками) способствуют этому.

Цель работы:

Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи :

Разработать комплекс занятий с применением нетрадиционных технологий

Воспитывать активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

· научить применять новые способы для художественного изображения;

· научить передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

2.Конспекты занятий с использованием нетрадиционной техники изображения

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

Рисование методом тычка.

Тема: « Все сосульки плакали»

Введение

В конспекте занятия « Все сосульки плакали» предлагается способ рисования методом тычка. Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка,достаточно взять ватную палочку опустить в краску и ударить им по листу сверху вниз. Ритмично нанося тычок, можно рисовать падающий снег или капель.

Тема: « Все сосульки плакали»

Цели занятия:

  1. Воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, вызывая интерес к рисованию капели.
  2. Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка.
  3. Учить ритмично, наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек
  4. Закрепить умения в рисовании солнышка.

Материал для занятия:

  • ½ А4 альбомного листа с изображением сосулек;
  • стаканчик с водой;
  • кисть;
  • 2-3 ватные палочки;
  • гуашевые краски голубого цвета и желтого;
  • салфетка.

Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке и из окна детского сада; сравнение снега и льда; лепка сосулек, создание коллективной композиции «Сосульки на крыше» .

Ход занятия

  1. 1. Организационная часть

Воспитатель: Вот и подходит к концу зима. Солнышко пригревает все теплее и. Сколько интересного можно наблюдать весной.

« Сосульки»

Ты взгляни: увидишь снизу

Сто сосулек по карнизу.

Плюх-плик,плюх-плик-

Каплет с крыш за воротник,

Под окно и на крылечко

Льётся песня - бесконечка!

Г. Лазздынь

Дети вы догадались про что это стихотворение (ответы детей).

Снег тает и на крышах домов появляется много сосулек больших и маленьких.(педагог прикрепляет на фланелеграф фигурки сосулек разной величины). Покажите мне самую большую и самую маленькую сосульки.(ответы детей).

На что похожа сосулька (ответы детей: треугольник,нос,морковка).Давайте скажем красивые слова о сосульке. Сосулька какая (ответы детей: прозрачная,холодная, длинная, блестящая).Но вот солнце начинает пригревать

(прикрепляется на фланелеграф фигурка солнышка) и вдруг с сосулек начинают капать первые капельки, сначала редко(начинает стучать пальчиком по ладони приговаривая, тихо кап-кап), потом все чаще(продолжая стучать пальчиком приговаривая все громче Кап-Кап.)

2.Физкультминутка:

Дети встают в круг

Воспитатель: Когда была зима на улице было много снега, все ребята играли в снежки

«Снежки»

Взяли дети снег (Дети наклоняются вперед не сгибая ноги в коленях)

Сделали снежки(выпрямляются и имитируют что лепят снежок)

И бросаем его (бросают снежок сначала одной рукой затем другой).

«Гуляем на участке» (с музыкальным сопровождением « Времена года» П. Чайковского)

Солнце, солнце высоко (На цыпочках тянут руки вверх)

Нам от солнышка тепло (легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей (приседание)

Звонко побежал ручей (бег по кругу)

Вы за ручейком бегите

Лужи все перешагните (ходьба по кругу с преодолением препятствия луж)

Вот веселый воробей

в лужице купается (руки прекрещены за спиной, прыжки на двух ногах по кругу)

Чистит свои перышки (легкое поглаживание рук)

И отряхается (потряхивание кистями рук)

А теперь полетели и на место тихо сели (садятся на стулья).

Практическая часть:

Воспитатель: А теперь нарисуем капель.

Для рисунка у нас приготовлена краска. Назовите ее цвет. (ответы детей). Для капели у нас приготовлена краска голубого цвета. А зачем нам желтая? (ответы детей) Правильно солнышко будет пригревать и тогда сосульки начнут плакать.

Педагог прикрепляет лист к доске и начинает рисовать, комментируя свои действия:

Берем краску желтого цвета и рисуем круглое солнышко

Поднимаем кисточку и рисуем лучики, ведем линию-раз лучик-еще и еще….

Дети рисуют солнце, воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям. Во время рисования педагог активизирует деятельность детей «какое солнышко у тебя Лиза, ярко светит, горячо».

Посмотрите как пригрело солнышко и сосульки начали плакать. Посмотрите как они тают (показывает приемы рисования методом тычка на листе, произнося вместе с детьми кап-кап, ритмично наносит мазки точно под сосульками.

А теперь попробуем нарисовать маленькие капельки -берем ватную палочку опускаем в краску голубого цвета и спокойно делаем тычок о бумагу точно под сосульками, вот они какие кап-кап.

Теперь рисуем - большие капельки шлеп-шлеп-шлеп.

Дети рисуют капель. Педагог помогает индивидуальным показом, приемов «рука в руке».

4 Итог занятия .

Вот какая капель у нас получилась. Давайте полюбуемся. Рисунки детей выставляются на стенд.

« Сосульки плаксы»

Сосульки звенят и звенят

На солнце сверкают,блестят.

Грустят об ушедших морозах,

Пускают длинные слезы.

В лужах слезинки прячут,

Плачут сосульки,плачут!

(В.Шипунова)

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

Рисование пальчиками

Тема: «Дождик, дождик веселей»

Цели занятия:

  1. Учить изображать тучу и дождик пальчиками
  2. Знакомить с синим цветом
  3. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности
  4. Учить развивать чувство цвета и ритма
  5. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа :

В солнечную погоду понаблюдать за облаками на небе: белые, как вата без дождя.

В дождливую погоду можно понаблюдать, как капельки дождя оставляют след на стекле,послушать как стучит дождь по стеклу.

Ход занятия

  1. 1. Организационный момент

Воспитатель: любите ли вы дождливую погоду?(ответы детей)

Нет? А ведь дождик нужен траве, деревьям, цветам.

Какие бывают тучки когда солнце светит (ответы детей),а когда идет дождь.(ответы детей)

А вы любите гулять по лужам если у вас на ногах резиновые сапожки?(ответы детей). Конечно весело гулять по лужам.

Давайте мы сейчас с вами погуляем по лужам.

  1. 2. Физкультминутка

«Дождик лей посильней»

Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождик, лей! Руки вытянуты ладони вниз.

Дождинки пляшут. Потряхивают руками, топают ногами.

Как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь склоняясь к земле зеленой,

Пьет,пьет,пьет

А дождик теплый неугомонный Наклоняются и садятся

Льет, льет,льет!

«Музыка дождя и грома»

Воспитатель: Ой ребята! набежала тучка,закапал дождь!

Дети стучат пальчиками по полу

Засверкала гроза

Стучат ладошками

Загремел гром.

Стучат кулачками

Дождь стал стихать и совсем прекратился.

Постепенно ритм замедляется

3.Практическая часть

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем дождик. Для рисунка у нас приготовлена краска. Назовите ее цвет (ответы детей).

Посмотрите какие у нас тучки, а дождя в них нет (педагог прикрепляет лист бумаги голубого цвета с изображением тучек,нарисованными или выполненными в технике аппликации).

Давайте заполним тучку дождиком (педагог опускает палец в синюю краску и наносит пятнышки-дождинки, плотно почти слитно, иногда находя друг на друга на силуэте тучки).

Дети заполняют силуэты тучек пятнышками -дождинками.

Воспитатель:А вот и первые капли дождя падают на землю

(педагог наносит ритмично пятнышки-дождинки, размещая их

свободно, на расстоянии друг от друга)

Дети ставят более редкие пятнышки под тучками, сопровождая рисование словами «Кап-Кап».

Воспитатель в процессе контролирует, помогая детям затруднившимся в выполнении задания.

4. Итог занятия

Воспитатель выставляя на стенде работы ребят рассказывает русскую-народную потешку:

Дождик-дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Воспитатель и дети находят рисунки с изображением сильного(«Ах какой сильный дождик») ,и слабого дождя (« А здесь совсем слабый дождик, скоро выглянет солнышко»)

Занятие по рисованию нетрадиционным способом -

линии от кляксы

Тема: « Разноцветный коврик »

Цели занятия:

  1. учить рисовать пальцами любые линии от кляксы;

2.вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы с красками.

3.Учить развивать чувство цвета и ритма.

Ход занятия .

  1. Создание игровой мотивации :

Воспитатель:Ребята, наш Мишутка переехал в новый домик. И поэтому сегодня он приглашает нас к себе в

гости,но в гости, а тем более на новоселье, надо идти с подарком. Я знаю, что мишутка мечтает о красивом коврике, который он мог бы положить на пол или повесить на стенку. Подарим ему такой коврик.

  1. 2. Рисование

Воспитатель:У меня есть лист бумаги прямоугольной формы. Я хочу сделать из него коврик для Мишутки. Чтобы коврик получился красивым, его нужно украсить узором. И тут мне очень помогут разноцветные сестрицы. Вот они лежат у меня в коробке (показывает коробку с красками) Что это за сестрицы? (ответы детей)Правильно это краски. С их помощью можно украсить любой предмет. Посмотрите в нашей группе много красивых вещей с узорами. Вот шкафчик для игрушек. Вот расписной самовар.

Давайте посмотрим, какая из красок постаралась украсить нашу группу.

Педагог показывает краску. Дети называют предмет такого же цвета.(мебель, игрушки и т.п)

Педагог: Сегодня мы с вами будем рисовать пальчиками

Дети повторяют движения воспитателя имитирующие рисование самых разных линий вверх,вниз и т.д

Воспитатель наносит на лист бумаги (коврик) капельку жидкой краски и показывает как надо рисовать линии от пятна. Используя прием « рука в руке»,побуждая детей к работе.

Воспитатель последовательно ставит на ковре кляксы: красные,желтые, синие, зеленые. В течении рисования многократно называет цвета, побуждая детей повторять.

По окончании работы дети моют руки и вытирают салфетками.

Итог:

Воспитатель расставляет работы.

Все любуются ковриками.

Конспект занятия по рисованию

Печать всей ладонью

Тема « Разноцветный хвостик »

Цель: научить детей печатать всей ладонью приемом примакивания под словесное сопровождение;

Закрепить знание цветов, побуждать называть их.

Материал : Лист бумаги с изображением петушков (с белыми хвостами);

Гуашь желтого и красного цвета;

Салфетки и тазик с водой;

Игрушка или изображение петушка.

Предварительная работа : заучивание стихотворения В. Берестова

« Петушки».

Ход занятия

1.Организационный момент: На столе игрушка (петушок),воспитатель обращает внимание и уточняет.знают ли дети кто это, предлагает вспомнить стих про петушков В. Берестова.

«Петушки»

Петушки распетушились,

но подраться не решились.

Если будешь петушиться

можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться

нечем будет петушиться.

Воспитатель: - а что значит петушиться (ответы детей)

Посмотрите, что случилось с петушками, рассердились друг на друга и захотели подраться все перышки встали торчком.

Ребята а почему петушки не стали драться?(ответы детей)

Посмотрите какие у них маленькие белые хвостики, а давайте украсим наших петушков красивыми хвостиками, они развеселяться и больше никогда не будут сердиться и петушиться.

2,Рисование. Воспитатель рассказывает что они сегодня будут рисовать рукой(ладошкой) и показывает как это делается.

Воспитатель предлагает детям показать краску желтого цвета и набрать ее на ладошку.Подражая воспитателю под словесное сопровождение (промакнуть - оторвать) дети печатают, воспитатель хвалит их.

Затем обращают внимание на красный цвет. Дети печатают красной краской по той же полосе не смыв желтую краску.

3.Итог: Воспитатель обращает внимание какой получился большой пушистый хвост.Посмотрите да и петушкам они очень понравились, какие они стали веселые, яркие.Петушки благодарят и восхищаются работами детей

Заключение

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных.

Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей - кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое…

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности

Список литературы

1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: 1967г. 4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2000.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999.

3. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994.12.

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

  1. Г.Н Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-М.,2013
  2. Дошкольное воспитание 2002 г





Актуальность в наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.


Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: - Мелкой моторики рук и тактильного восприятия - Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия - Внимания и усидчивости - Изобразительных навыков и умений, наблюдательности эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости - Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля


Нетрадиционные техники рисования В младшем дошкольном возрасте -Рисование пальчиками - Рисование ладошками -Оттиск пробкой, печатками, губкой, печатками из картофеля -Рисование губкой - Рисование трубочкой В среднем дошкольном возрасте -Оттиск пенопластом -Оттиск смятой бумагой -Восковые мелки, акварель - Свеча, акварель В старшем дошкольном возрасте -Печать по трафарету - Монотипия предметная - Монотипия пейзажная - Кляксография с трубочкой - Набрызг - Отпечатки листьев - Тычкование






Поролоновые рисунки -почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.




Оттиск печатками из картофеля- потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием. Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.


Штампики из пластилина: Очень просто и доступно сделать штампики из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, деталь от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов! Если у вас есть покупные штемпельные подушечки разных цветов, то используйте их. Если нет, сделайте штемпельную подушечку сами. Для этого на губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое количество краски. Приложите штампик к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.


Рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому. Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть игра, сюрпризный момент, просьба о помощи. Кроме того важно живо и эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображений!



Текстовая часть публикации

Спиркова Елена Алексеевна Воспитатель 1кв.кат
«Это правда, ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне» Э. Успенский Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности. Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей Занятия проводятся в форме игр, цель которых - научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

ЗАДАЧИ:
 Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и способами применение их на практике.  Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.  Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.  Активизировать детей при выборе тематики.  Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.  Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке  Выявить способности у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.
Подходы и методы их реализации:
 Систематические занятия  Игры и игровые приемы.  Организация и оформление выставок детских работ.  Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты:
 Создание образов детьми с использованием различных изобразительных материалов и техник.  Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.  Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.  Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях.
Октябрь 2014

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Мой

любимый

дождик»
Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой (НИТ) рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. Листы с наклеенными на них тучками, синяя гуашь, салфетки, зонтик для игры.
«Весёлые

мухоморы

»
Рисование пальчиками Продолжать знакомить с НИТ– рисование пальчиками. Учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность бумаги. Способствовать формированию смелости и интереса к результату. Вырезанные шаблоны мухоморов Красная и белая гуашь Салфетки
«Украсим

платочек»
Печать поролоновым и штампами Познакомить с техникой печати штампами. Показать прием получения оттиска. Учить располагать рисунок в пределах обозначенных границ. Развивать эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать аккуратность, точность. Квадратный контур платочка на альбомном листе бумаги Гуашь 3-4 цветов Печатки различных форм Салфетки для рук Платочек с ярким рисунком.
«Золотая

рыбка»
Печать ладошками Познакомить с НИТ-печать ладошками. Воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли) Развивать цветовосприятие. Листы белой бумаги Гуашь оранжевая и желтая Салфетки для рук Изображение рыбки.
«Рисуем

хотим»
Развивать самостоятельность в выборе темы, способа и объекта изображения. Листы А4, гуашь разного цвета, кисти, штампы,палитра, салфетки для рук
Ноябрь 2014

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Веточка

рябины»
Рисование пальчиками Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. Листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины, гуашь красного цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации рябины.
«Грибок»
Рисование крупой Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. Листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки.
«Ежики» и

«Зайчики»
Рисование методом тычка жесткой кисти Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Листы белого цвета с силуэтом ежика и зайчика, кисть с жестким ворсом, краска черного и белого цвета, стаканы с водой, салфетки.
«Дружные

ладошки»
Знакомство с техникой монотипии Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать оттиск. Развивать умение складывать лист пополам по намеченному сгибу. Воспитывать интерес к рисованию, аккуратность в работе. Листы формата А-4, сложенные пополам. Гуашь разног цвета, кисти, стаканчики с водой, салфетки для рук.
Коллективная

работа

«Снег-

снежок»
Рисование пенопластом (по клею) Познакомить с техникой изображения путем хаотичного наклеивания. Воспитывать терпение, умение договариваться, работать в коллективе. Лист Формата А-3, клей ПВА, «шарики» пенопласта, заготовленные заранее вместе с детьми.

Декабрь 2014

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

Оформляем открытку «С Новым годом!»

«Дед мороз»
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию НИТ. Учить дополнять изображение деталями. Листы – заготовки для открыток светло- голубого цвета, белая и красная гуашь в плошках, салфетки, вырезанные шапочки, вата для бороды.
«Снеговик»
Рисование стопой Показать детям способ печати стопой. Стимулировать желание повторить, не бояться «грязных ног». Развивать воображение, фантазию, интерес. Помочь увидеть знакомый образ в рисунке. Листы –заготовки. Гуашь белая, красная, черная, кисть широкая, салфетки.
«Овечка»
Рисование пальчиками Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения. Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями Листы-заготовки, белая гуашь, салфетки, вырезанные мордочки и ножки для овечек.
«Дружные

снеговики»
Рисование ладошками Закреплять умение наносить краску на ладошку и делать четкий отпечаток. Стимулировать желание довести рисунок до конца, участвовать в дорисовывании. Развивать фантазию, воображение, речь. Листы-заготовки, белая гуашь, акварель для дорисовывания деталей, тонкая и широкая кисти, стаканчик с водой, салфетки.

Январь 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Елочка-

красавица»
Рисование методом тычка жесткой кисти Упражнять в рисовании методом тычка. Учить передавать «колючесть» предмета данным способом. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Белый лист с контурным изображением елочки. Гуашь зеленого цвета Жесткие кисти, Салфетки Палитра.
« Как мы елку

украшали»
Рисование методом тычка карандашом и ватной палочкой Продолжать учить детей рисовать методом тычка, используя разнообразные инструменты. Закреплять знание цветов. Развивать чувство ритма, желание использовать в работе несколько цветов краски. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников. Лист бумаги с наклеенным силуэтом елки. Карандаши, ватные палочки Гуашь основных цветов Салфетки
«Снегири»
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой пальцеграфии Развивать фантазию, интерес к работе с красками Учить делать ритмичные отпечатки, фиксируя пальчики. Воспитывать аккуратность в работе, желание дорисовывать детали Белый лист бумаги Гуашь черного и красного цвета Кисти широкие Салфетки Фломастер
«Как к нам

птички

прилетали»
Рисование группами в технике пальцеграфии Закреплять умение детей рисовать с помощью пальчиков. Развивать воображение, Воспитывать аккуратность в работе с красками Стимулировать желание работать коллективно Развивать эмоциональность – умение радоваться результату Голубой лист бумаги А4 Гуашь коричневого, красного, черного и белого цветов Салфетки Палитра Фломастер

Февраль 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

Оформление открытки ко Дню святого Валентина

«Я люблю

свою семью»
Рисование ладошками+ аппликация Побуждать детей к созданию поздравительной открытки для родных. Продолжать учить изображать предметы в НИТ. Учить складывать «сердечко» пополам. Воспитывать аккуратность в работе с красками и клеем. Развивать эстетические чувства – радость результата, умение оценивать работы сверстников, желание подарить открытку родным. Листы А5, сложенные пополам Гуашь красного цвета Салфетки Вырезанные сердечки двух размеров и цветов (красные и розовые) Фигурный степлер Клей-карандаш
Поздравляем наших пап – оформляем выставку рисунков

«Салют для

папы»
Рисование методом тычка жесткой кисти Упражнять в рисовании методом тычка. Стимулировать самостоятельность в передаче искр салюта. Закреплять умение держать кисть, знание основных цветов. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию, действиям с красками Листы А4 бледно голубого цвета Палитра Гуашь основных цветов Жесткие кисти Иллюстрация салюта Салфетки
«Звезда для

моего

защитника»
Рисование гофрошариками (по клею) Продолжать знакомить детей с НИТ. Развивать моторику рук в процессе изготовления гофрошариков. Учить наносить клей в пределах контура, приклеивать шарики плотно друг к другу, создавая единый образ. Развивать глазомер. Закреплять знание основных цветов. Воспитывать аккуратность в работе. Стимулировать интерес к завершению работы путем добавления других элементов (цветок, веточка, салют…) Гофрированная бумага красного, желтого и зеленого цвета Листы голубого цвета с контурным изображением звезды Клей ПВА Кисти для клея Салфетки Гуашь основных цветов (по необходимости)
«Бежит

кораблик по

волнам»
Рисование в технике пальцеграфии Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков. Развивать воображение, самостоятельность Воспитывать аккуратность в работе с красками. Закреплять знание основных цветов Развивать эмоциональность – умение радоваться результату Листы А4 бледно голубого цвета Рисунки кораблика Гуашь основных цветов Салфетки Штампы – облака, кораблик

Март 2015
Побуждать к оформлению рисунка, дополняя основной образ деталями (солнышко, травка, облака, насекомые…) Закреплять знание цветов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников. Образцы – как нарисовать насекомых пальчиком.
«Кого мы

встретили в

зоопарке»
Занятие 2 Рисование в технике пальцеграфия

Апрель 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Необъятный

космос»
Рисование оттиском поролона, тонирование бумаги поролоновым и губками Упражнять в рисовании методом оттиска поролоновой губки. Учить передавать «размытость» объекта с помощью смешивания краски на палитре. Познакомить с техникой тонирования листа бумаги поролоновой губкой. Закреплять первоначальные представления о космосе, знание цветов. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Белый лист А3 Гуашь разных цветов Поролоновые губки, штампы Салфетки Палитра.
«Роспись

пасхального

яичка»
Знакомство с техникой «изонить», использование знакомых техник Продолжать развивать интерес к рисованию с использованием НИТ. Познакомить с техникой рисования нитью. Закреплять первоначальные представления о светлом празднике Пасхи, о традиции украшать яйца. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Стимулировать интерес к работе, фантазию и желание доводить начатое до конца. Вырезанные шаблоны «яйцо» Гуашь разных цветов Нитки для шитья любые Салфетки Возможность использования других НИМ по желанию детей
«Одуванчики»
Рисование методом тычка жесткой кисти Продолжать учить рисовать методом тычка. Закреплять знание цветов, умение правильно держать кисть. Стимулировать желание передать в рисунке увиденный объект по памяти, добавить детали – насекомые, солнышко... Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Листы бумаги бледно- зеленого цвета Гуашь желтого и зеленого цветов Салфетки Палитра
Волшебные

рисунки –

«Огонек -

невеличка»
Воск + акварель Развивать воображение детей, умение видеть необычное в обычном. Продолжать знакомить с техникой тонирования с помощью кисти Воспитывать аккуратность в работе с акварелью, аккуратно набирать краску, хорошо промывать кисть. Закрепить представления детей о положительных и отрицательных свойствах огня. Листы А-5 с нанесенным восковым рисунком огня Акварель Широкие кисти Вода Салфетки

Май 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

Оформление выставки «Впечатления весны»

«Травка

зеленеет,

солнышко

блестит»

«Одуванчики»

«Сирень»

«Лягушка»

«Аисты

прилетели»

«Летят гуси»

«Дружные

лягушки»
Рисование ладошкой, оттиском поролоновых штампов, тычком жесткой кисти, тычком карандаша Продолжать развивать интерес детей к рисованию с использованием НИТ. Упражнять в рисовании методом оттиска различными материалами. Развивать самостоятельность в выборе инструмента изображения, умение оценивать внешние качества объекта рисования, выделять особенности и подбирать способ передачи их в рисунке. Прививать аккуратность при работе с краской. Закрепить представления о весенних признаках. Листы А4 разного цвета Гуашь разных цветов Поролоновые губки, штампы, карандаши Салфетки Палитра.
Изготовление

альбомов

«На память»
Печать ладошками Закреплять умение детей самостоятельно делать отпечаток ладошки на листе бумаги. Побуждать к выполнению подарочных альбомов для именинников. Гуашь, Листы А-5 салфетки

Фото материалы «Как мы рисуем»

ЗНАКОМСТВО

ТЕХНИКОЙ

МОНОТИПИИ
«
ДРУЖНЫЕ

ЛАДОШКИ»

РИСОВАНИЕ
«
ТЫЧКОМ
»
ЖЕСТКОЙ

КИСТИ
«
ЕЖИКИ

ЗАЙЧИКИ»

КОЛЛЕКТИВНАЯ

РАБОТА

РИСОВАНИЕ

КЛЕЙ

ПЕНОПЛАСТ
«
СНЕГ

СНЕЖОК»

ПАЛЬЦЕГРАФИЯ
«
РЯБИНКА
» «
ГРИБОК
»
РИСОВАНИЕ

КЛЕЮ

МАНКОЙ


«
КАК

ЕЛКУ

УКРАШАЛИ»


«
КАК

ПТИЧКИ

ПРИЛЕТАЛИ»

РИСОВАНИЕ

ТЫЧКОМ

РИСОВАНИЕ

ТЕХНИКЕ

КАРАНДАША

ПАЛЬЦЕГРАФИИ
«
ЕЛОЧКА

КРАСАВИЦА»

РИСОВАНИЕ

ТЫЧКОМ

ЖЕСТКОЙ

КИСТИ

ОФОРМЛЕНИЕ

ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ

ОТКРЫТКИ

ПАПЫ


«
ЗВЕЗДА

МОЕГО

ЗАЩИТНИКА»
«
БЕЖИТ

КОРАБЛИК

ВОЛНАМ»

РИСОВАНИЕ

ТЕХНИКЕ

ПАЛЬЦЕГРАФИИ

ВЕТОЧКА

МИМОЗЫ

МАМЫ

НЕОБЫЧНЫЕ

ЦВЕТЫ

БАБУШКИ

ВЫСТАВКА

РАБОТ

ТЕМУ
«
КОГО

ВСТРЕТИЛИ

ЗООПАРКЕ»

ЭТОТ

НЕОБЪЯТНЫЙ

КОСМОС

ОДУВАНЧИКИ

Отчет о результативности работы кружка за 2013-2014гг
С сентября 2013г. во второй младшей группе функционирует кружок «Разноцветные пальчики». Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. В начале года мною был разработан перспективный план работы с детьми в данном направлении. Первые занятия кружка показали, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляло детям множество положительных эмоций, раскрывало новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляло своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша позволяло почувствовать краски, их характер, настроение. Эмоциональное состояние детей сохранялось на протяжении всего года, дети с волнением ждали следующего занятия. Не заметно для себя дети научились наблюдать, думать, фантазировать.
Благодаря последовательной и планомерной работы дети на данном этапе обладают знаниями и умениями в использовании таких техник изобразительного искусства как:  рисование пальчиками  рисование ладошкой  рисование методом тычка  рисование крупой  тампонирование и др. Подводя итоги работы кружка можно сделать вывод, что дети за прошедший учебный год не только познакомились, но и научились владеть различными техниками рисования, составлять композиции, работать в коллективе. Все ребята теперь знают основные цвета и их оттенки, различают, и называют формы, дифференцируют предметы (изображение) по размеру. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности.
Список литературы
1. Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000. 2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50. 3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмэн, 2001. 4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А.Селиванов – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" НОЯБРЬ 2017

(срок реализации 1 год) Возраст детей с 3 до 4 лет

Руководитель: Лазарева Наталья Евгеньевна, воспитатель МДОАУ ДС №35 Благовещенск 2014 - 2015

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.

*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.

*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).

*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.

*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.

*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий кружка:

Два занятия в неделю по 15 минут.

Ожидаемый результат работы кружка:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Нетрадиционные художественные техники

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

Перспективный план кружковой работы.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Материал

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.

«Весёлые мухоморы»

(1 занятие)

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

«Весёлые мухоморы»

(2 занятие)

Рисование пальчиками

Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

С предыдущего занятию + сухие листья.

«Опята - дружные ребята»

(рисование грибочков)

Рисование пальчиками

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца - прямые линии (ножки грибов).

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая

«Жёлтые листья летят».

Рисование ладошками.

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.

«Осеннее дерево» (коллективная работа).

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.

«Осень вновь пришла»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная.

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком

Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая.

«Птички клюют ягоды».

Рисование пальчиками.

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.

«Свитер для друзей».

Рисование ладошкой и пальчиками.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить

составлять элементарный узор.

Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

«Солнышко»

Рисование ладошками.

Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.

«Ягоды на тарелочке».

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

«Букет из осенних листьев».

Печатание листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.

«Рябинка» (1-е занятие)

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины.

«Рябинка» (2-е занятие)

Скатывание бумаги

Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции.

Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины.

«Мы рисуем, что хотим».

Все имеющееся в наличии.

«Виноград»

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.

«Зайчик»

Рисование пальчиками.

Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета.

Рисование пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

«Красивые цветы»

Рисование ладошками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.

«В гостях у жирафа»

Рисование пальчиками

Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение жирафа, гуашь

«Снежные комочки»

Рисование тычком жёсткой кистью

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь.

«Птицы клюют ягоды»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.

Бумага размером 1\2 альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

1. «Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Рисование техникой тычкования

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая

«Вишнёвый компот»

оттиск пробкой

Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

силуэте банки, красная гуашь

«Шарики воздушные, ветерку послушные...»

Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним - ватными палочками.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета.

«Украшение чайного сервиза»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

«Мои рукавички»

оттиск пробкой

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета

«Маленькой ёлочке холодно зимой...»

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом - губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая

«Красивая салфеточка».

Рисование пальчиками.

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов.

«Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками.

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.

«Снег кружится».

Рисование пальчиками.

Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.

Листы голубой бумаги.

«Снежинки».

Свеча + акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

«Цветочек для папы».

Рисование ладошкой.

Ватман, гуашь разных цветов.

«Кораблик для папы» (занятие 1-е).

Скатывание бумаги

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

«Кораблик для папы» (занятие 2-е).

Скатывание бумаги

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность

Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки

«Елочка»

Восковые мелки + акварель

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

«Цветы для мамы»

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.

«Цветы для мамы» (продолжение).

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность

Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.

«Волшебные картинки».

Рисование ладошкой.

Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.

Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь разных цветов.

«Весёлый осьминог».

Рисование ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.

«Бабочка»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

«Мое любимое животное»

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

Готовые формы животных

«Божьи коровки на лужайке».

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

«Нарядные матрешки»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

«Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

техника бумагопластики

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Силуэт петушка, клей, салфетки

«Два жадных медвежонка»

Оттиск смятой бумагой, ватные палочки.

Учит рисовать животных

Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь.

«Ночь и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

«Зайчишка»

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки

«Рыбки в аквариуме»

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

Рисование пальчиками

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

«Ветка мимозы»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы

«Жили у бабуси два веселых гуся»

рисование ладошкой

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали

Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей

рисование восковыми мелками

Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма

Контур предмета, восковые мелки, белая бумага

«Морковка»

Рисование пальчиком.

Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета.

« Красивые цветы для пчелки»

Рисование ладошкой

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки

«Травка»

Рисование ладошкой.

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.

«Одуванчик»

Рисование пальчиком.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.

6. Оформление коллажа «Подводное царство».

Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом.

Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки.

«Сиреневый букет»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.

Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.

«Рисуем, что хотим».

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

Список используемой литературы:

“Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.

Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.

Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство - детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.

Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)

Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.

И.А.Лыкова Цветные ладошки

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: