Нетрадиц рисование в средней группе. Нетрадиционные техники рисования. изучение роли изобразительного творчества в становлении ребенка как личности

Виды социальных технологий различаются в зависимости от того в каких сферах общественной жизни они реализуются:

    Экономической

    • оценка деловитости и потенциала каждого человека

      интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше, прибыльнее работал)

      «Рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять)

    Управленческой

    • развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний). Подробнее об этом можно прочесть в публикациях на сайте компании SOCIUM .

      формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность

    Политической

    • Предполагает взвешенность полит. решений, проявление политической дальновидности.

      Сегодня мы плохие технологи и политики.

    Социальной

    • Соц. тех. направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления).

      Труд должен вознаграждаться по заслугам.

      Рассматривается демографическая политика, семейно - бытовые отношения, их влияние на развитие общества.

      Создание условий для социально незащищенных групп населения.

    Духовной сфере

    • Развитие культурных запросов и склонностей каждого человека.

      Умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства.

      Взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания.

      Материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.

Вопрос 5. Социально-психологические особенности принятия управленческих решений.

    Общая характеристика процессов принятия управленческих решений.

Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя производится исходя из числа и значимости принятых им решений. О характере принимаемых в организациях решений свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Классификация решений, принимаемых организацией.

Критерии.

Классы решений.

Степень структурированности.

Слабоструктурированные (незапрограммированные)

Высокоструктурированные (запрограммированные)

Экономические

Социальные

Организационные

Технические

Число целей.

Одноцелевые

Многоцелевые

Длительность действия.

Стратегические (долгосрочные)

Тактические (среднесрочные)

Оперативные (краткосрочные)

Лицо, принимающее решение.

Индивидуальные

Групповые

Уровень принятия.

Организации в целом

Структурных подразделений

Функциональных служб

Отдельных работников

Глубина воздействия.

Одноуровневые

Многоуровневые

Направления решений.

Внутри организации как системы

Выходящие за ее пределы

Процесс принятия решений включает следующие стадии:

1) Выявление и определение проблемы;

2) Поиск информации и альтернатив решения;

3) Выбор среди альтернатив;

4) Принятие решения. Общая модель принятия решений приводится на рис. 1.

Рис. 1. Модель принятия решений.

Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих условиях:

    имеется разрыв между желаемым и существующим уровнями развития (определенное несоответствие деятельности организации ее целям);

    разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно, заслуживает внимания;

    лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв;

    лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва.

На промышленных фирмах выявление и определение проблемы, требующей решения, происходит, в частности, в случаях, когда:

      эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом;

      результаты не соответствуют запланированным целям;

      результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.

На необходимость принятия соответствующих мер указывают вероятные отрицательные последствия того, если данная проблема останется нерешенной.

За выявлением проблемы и установлением ее причин следует стадия поиска информации и альтернатив решения.

Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой. Если проблема старая, то руководитель может использовать прежние программы и модели решения. Если проблема новая, то следует активизировать поиск и вырабатывать достаточное число альтернатив с тем, чтобы обеспечить наибольшую обоснованность намечаемого пути.

Требования к решениям.

Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них:

    обоснованность;

    четкость формулировок;

    реальная осуществимость;

    своевременность;

    экономичность (определяемая по размерам затрат на достижение целей);

    эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов).

В связи с этими требованиями важно учитывать три группы факторов, влияющих на качество и своевременность принятия решений (табл. 2).

Таблица 2. Факторы, оказывающие влияние на решение.

Относительная значимость решения определяется на основе таких, например, критериев, как число людей, подвергшихся воздействию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия; время, которое руководители затрачивают на обоснование и реализацию решения.

Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, - это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое число альтернатив. Давление времени влияет также на сам процесс принятия решения. Например, как показывают исследования, руководители при нехватке времени больше внимания обращают на негативные, чем на позитивные, обстоятельства и рассматривают всего несколько факторов при принятии решения.

Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение. Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность – неопределенность». В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат.

В ситуации большой сложности и риска принятию решения могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Попытки оптимизации решений привели к разработке нового специфического математического аппарата и возникновению таких областей математики, как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управления запасами, теория больших систем, общая теория систем и др. (табл. 3).

Таблица 3. Этапы и методы принятия решений.

Основные этапы

процесса выработки

Информация.

Организация.

Методы и модели,

применяемые

для принятия

Виды и типы

Распознавание проблемной ситуации.

Определение целей.

Определение критериев.

Формулировка проблемы.

Анализ и уточнение проблемы.

Подтверждение целей и критериев.

Поиск возможных решений.

Оценка альтернативных решений и анализ последствий каждого.

Выбор решения

(принятие решения).

Согласование решения.

Утверждение решения. Передача решения для выполнения (делегирование ответственности, прав и обязанностей).

Выполнение решения (действие, регулирование, распоряжение).

Контроль, за выполнением решения (наблюдение).

Оценка результатов.

Проверка соответствия полученных результатов ожидаемым.

Оценка эффективности решения.

О внешней среде.

О внутренней среде.

О проблеме.

О целях и критериях.

О результатах анализа проблемы.

О возможных решениях.

О ходе выполнения решения.

О результатах.

Установление ответственности.

Установление полномочий.

Установление порядка прохождения

решения по уровням и исполнителям.

Установление необходимой точности, сроков и форм представления информации.

Изменение организационной структуры.

Теория игр.

Теория вероятностей.

Математическая статистика.

Линейное программирование.

Нелинейное программирование.

Дискретное программирование. Имитационные модели.

Теория очередей. Теория массового обслуживания.

Теория управления запасами.

Теория информации. Теория автоматов. Теория графов.

Теория поиска. Теория автоматического регулирования.

Теория алгоритмов.

Теория больших систем.

Теория оптимизации.

Эвристика.

Общая теория систем.

Методы сетевого планирования и управления.

Системотехника. Теория организации.

Наука о поведении.

Групповая динамика.

Распознавание образов.

Теория статистических решений.

Таблицы решений.

Рутинные.

Эвристические.

В условиях

определенности.

В условиях

неопределенности.

В условиях риска.

Конкурентные.

Количественные.

Качественные.

Приближенные.

Одношаговые.

Многошаговые.

Оптимальные.

Субоптимальные.

Локальные.

Глобальные.

Плановые.

Прогнозные.

Перспективные.

Индивидуальные.

Групповые.

Социальные.

Экономические. Военные.

Оперативные. Практические.

Стратегические.

    Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений.

Подходя к содержанию выработки решения как системе, а к деятельности по выработке решения как виду управленческой деятельности, которая, как и всякая другая, должна быть управляема, спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. Иначе говоря, при осуществлении функций управления должна создаваться прежде всего управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели (рис. 2).

Рисунок 2. Содержание процесса выработки решения.

Таким образом, в содержание процесса выработки решения как и в другие управленческие процессы должно быть включено осуществление управленческих функций этими процессами, т.е. выработка решения, планирование, организация и контроль хода и качества их осуществления.

Рассмотрим более подробно содержание деятельности на каждом этапе процесса выработки решения.

Методика работы руководителя по выработке предварительного решения (1-й этап).

Входом первого этапа является возникшая проблема или поставленная вышестоящим руководителем задача, которую необходимо уяснить и выработать предварительное решение.

Выходами этого этапа будут:

    цель и задачи деятельности;

    цель, задачи и основное содержание по выработке предложений;

    сроки выработки предложений;

    примерный состав исполнителей.

Нетрудно видеть, что выходы рассматриваемого этапа распадаются на две задачи:

Первая - определение целей и задач предстоящей деятельности;

Вторая - предварительное решение, основанное на интуиции руководителя, по порядку работы, срокам и составу группы выработки предложений.

Для того, чтобы выполнить первую задачу - определить цель и общее содержание будущей деятельности - необходимо, очевидно, уяснить задачу (проблему), замысел вышестоящего руководителя; определить место своей организации в осуществлении замысла; определить цель, задачи и общее содержание будущей деятельности решить, что из этой деятельности жестко регламентировано существующими законами, рекомендациями, нормами и др. документацией, и поэтому представляет собой рутинную, не требующую творчества организаторскую исполнительскую деятельность; выделить задачи, требующие творческого решения.

На основе решения первой задачи, руководитель принимает предварительное решение по порядку работ, срокам и составу группы выработки предложений.

В результате руководитель должен определить основные задачи, которые необходимо решить в процессе выработки решения, то есть общую структуру процесса выработки решения, его этапы, при необходимости учесть важнейшие мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы решить эти задачи (осуществить этап выработки решения); в самом общем виде учесть условия обстановки, в которых будет осуществляться процесс выработки решения определить сроки выработки и примерный состав исполнителей, а также создать систему контроля за ходом и качеством выработки решения, то есть создать процесс контроля и организацию - группу контроля, осуществляющую его реализацию.

В заключение руководитель должен определить задачи ответственному исполнителю на разработку плана работы группы и уточнение ее состава. Отметим, что руководитель на первом этапе в качестве основного метода использует свой опыт, интуицию, приводя лишь самые необходимые расчеты.

Методика планирования и организации процесса принятия решения (2-й этап).

Входом 2-го этапа является выход первого, то есть цели и задачи предстоящей деятельности в результате которой должно быть выработано решение, и предварительное решение о структуре процесса его выработки, составе целевой организации и сроках завершения работ.

Выходом рассматриваемого этапа, целью деятельности на этом этапе должен быть план работы группы выработки предложений, полностью отражающий содержание работы, состав группы и сроки завершения работ, система контроля хода и качества выработки решения, включающая организацию контроля и силы, осуществляющие контроль, а также реальные организации созданные реализации этого этапа: группа выработки переложений и группа контроля хода и качества выработки предложений.

Следовательно, сущностью деятельности на втором этапе является осуществление двух функций управления этой деятельностью: планирование и организации, в результате которого разрабатывается план выработки решения и система контроля и создаются реальные организации, предназначенные для реализации этого плана и осуществления контроля хода и качества запланированных работ.

Следует иметь в виду, что результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого (на первом этапе) решения руководителя.

На втором этапе процесса выработки решения осуществляется еще одна функция управления этим процессом - организация, т.е. создание реальных сил, целевых организаций - групп выработки предложений и контроля, предназначенных для реализации плана деятельности по выработке решения и осуществления контроля за ходом и качеством вырабатываемого решения.

Итак, на втором этапе процесса выработки решения осуществлены функции планирования этого процесса и организации, то есть создания реальных организаций, способных организовать спланированный, разработанный процесс и осуществить контроль за ходом и качеством выработки решения, то есть все последующие этапы выработки решения, представляющие собой задачи, которые необходимо выполнить для того, чтобы выработать эффективное решение, определенные на первом и втором этапах.

Методика уточнения системы задач и определения подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели (3-й этап).

Входом рассматриваемого этапа являются цель деятельности и основные задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели, определенные руководителем на первом этапе процесса выработки решения.

Выходом этапа являются система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.

Сущностью деятельности на этом этапе является уточнение системы задач и определение подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели.

Методика определения набора факторов внешней и внутренней среды, влияющих на достижение цели деятельности (4-й этап).

Выходом четвертого этапа является система задач и определенная подсистема мероприятий, обеспечивающих достижение цели.

Выходом является определение системы факторов внешней и внутренней среды, влияющих как на эффективность деятельности в целом, так и на отдельных ее этапах.

Сущностью же деятельности на этом этапе, очевидно, является анализ особенностей выполнения каждой задачи, каждого мероприятия и на его основе постановки им в соответствие определенного набора факторов внешней и внутренней среды таких, от которых зависит качество их выходов.

Факторы внешней среды, очевидно, не что иное, как характеристики, координаты состояния системы. Факторы внешней среды - это такие факторы, которые, вообще говоря, не зависят от управляющих воздействий непосредственно, хотя результаты деятельности системы могут изменить и характер влияния этих факторов и сами факторы. Внутренние факторы это управляемые факторы, которые характеризуются системами показателей, по величине которых и следует судить об эффективности деятельности системы в целом.

Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели (5-й этап).

Выходы третьего и четвертого этапов являются входами для следующего пятого этапа - прогнозного моделирования процесса достижения цели будущей деятельности, на управление которой и принимается решение.

Выходом пятого этапа должен быть набор просмотренных вариантов действий и признаки выбора лучшего из этих вариантов или оптимальный вариант действий, если возможна оптимизация.

Целью моделирования при выработке решения является получение такой информации о будущем процессе деятельности, которая позволила бы произвести выбор лучшего варианта этого процесса.

На первом шаге моделирования определяется вид основного показателя качества деятельности по достижению цели.

На следующем, втором шаге необходимо определить виды и качество требуемых ресурсов и их наличие. Под качеством требуемых и наличных ресурсов мы будем понимать следующее:

Для исполнителей - производительность, безошибочность работы, зависящие от уровня обученности, моральных, социально-психологических и физиологических характеристик;

Для других видов ресурсов - производительность, надежность и т.д.

Отметим при этом, что система задач и мероприятий и их технология определены заранее.

Итак, известно, что нужно сделать, какими силами и средствами располагаем для этого, определены факторы внешней и внутренней среды, от которых зависит успех будущей деятельности.

Однако, для того, чтобы решить вопрос о том, каким образом действовать, чтобы эффективно достичь цели деятельности, необходимо осуществить моделирование будущей деятельности по достижению цели. Естественно, следующим шагом должен быть шаг, на котором происходит смысловое, оперативное, вербальное описание вариантов будущих действий.

Следовательно, выходом третьего шага этапа моделирования является множество возможных вариантов действий, описанных в неформальном виде. На этом этапе исключаются те варианты, которые явно являются не эффективными.

Этот шаг характерен еще тем, что при отсутствии времени, на нем заканчивается этап моделирования и из полученных вербальных моделей вариантов действий производится качественный, интуитивный выбор лучшей, которой после согласования и утверждения и становится решением.

В общем случае, ввиду сложности процессов деятельности в социальных системах, не удается найти жесткую функциональную зависимость между показателем качества и параметрами, от которых он зависит. Поэтому модель, выбор вида которой будет производиться на следующем пятом шаге , не может быть оптимизационной. Чаще всего для социальных систем, наиболее приемлемыми видами модели предстоящей деятельности могут быть слабо структурированные модели.

На следующем, шестом шаге производится разработка выбранной модели, сущность которой будет сводиться к формализации процесса деятельности, то есть к логико-математическому описанию этого процесса.

Хотя модель в общем случае не может быть оптимизационной, допустимо включение в нее в качестве отдельных модулей задач оптимизации отдельных этапов деятельности при обязательном согласовании цели на этом этапе с общей целью - деятельность.

На следующем, седьмом этапе производится программирование и отладка модели. Этот шаг является по сути техническим, однако, при его осуществлении выявляются все ошибки, неточности, которые были допущены на предыдущих шагах.

На этом кончается разработка модели и моделирование вступает в свою последнюю стадию (восьмой шаг ) исследование модели путем экспериментирования модели на ЭВМ.

Производится анализ полученных результатов, делаются выводы о качестве деятельности при различных ее вариантах.

Методика согласования проекта решения с исполнителями (6-й этап).

Входом шестого этапа являются полученные в результате моделирования варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них.

Выходом шестого этапа является согласованный с исполнителями проект решения. Сущность деятельности на этапе согласования проекта решения с исполнителями может быть определена как оценка исполнителями реализуемости вырабатываемого решения и уточнение его с учетом реально имеемых ресурсов у исполнителей.

В соответствии с этим методика работы на шестом этапе может быть определена следующим образом:

Шаг 1. Определение списка исполнителей, которые будут участвовать в реализации решения.

Шаг 2. Доведение проекта решения до заинтересованных лиц.

Шаг 3. Определение заинтересованными лицами степени их участия в реализации решения.

Шаг 4. Оценка заинтересованными лицами своих возможностей. Если по их мнению решение реализуемо, то осуществляем переход к шагу 7, если не реализуем переход к следующему шагу.

Шаг 5. Обоснование вывода о не реализуемости.

Шаг 6. Определение приемлемого варианта.

Шаг 7. Доклад о своем решении руководителю группы выработки предложений.

Шаг 8. Подготовка проекта решения для доклада руководителю.

Утверждение решения (7-й этап).

Входом седьмого этапа являются согласованные варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них с учетом мнения исполнителей.

Выход данного этапа представляет собой выход всего процесса выработки решения.

Сущностью же деятельности на этом этапе является осуществление волевого акта руководителем по утверждению одного из вариантов действий.

Порядок работы на этапе может быть следующий:

Шаг 1. Доклад руководителей группы выработки предложений руководителю (проекта) вариантов деятельности по достижению цели, условий, в которых будет протекать эта деятельность, правила выбора лучшего из просмотренных вариантов.

Шаг 2. Выбор руководителем (проекта) лучшего на его взгляд варианта с учетом собственного опыта и интуиции.

Возможны случаи, когда руководитель (проекта) потребует дополнительных сведений для принятия решения, доработать предложения, в том или ином отношении, или даже переработать их.

Анализ свидетельствует, что в социальных технологиях люди видят, прежде всего, средства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством. Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными процессами, российский социолог Л. Дятченко определяет их как социально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов . Этот автор под социальной технологией понимает процесс целенаправленного воздействия на социальный объект в целях получения запрограммированного результата .

Объектом социальной технологии являются люди, их взаи­модействие, малые и большие социальные группы, а также разноличные институты и организации.

Социально-технологический подход – это альтернатива административно-командному. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, многовариантности и естественности их изменений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализовать собственный потенциал.

В Украине налицо потребность в продуманной социальной технологии создания условий для того, чтобы общество развивалось без чьего-либо авторитарного давления, ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходимо выработать и претворить в жизнь различные региональные и локальные программы, т. е. социальные технологии на среднем и микроуровне.

Рыночной экономике нужны современные технологии управления и организации, дающие возможность рационализировать труд каждого человека, создать эффективные деловые связи между различными активными социальными группами.

В реальной жизни используются самые разнообразные социальные технологии. Теория и практика выработали для каждого вида человеческой деятельности, для любого социального процесса различные технологии. Каждой из них присущи неповторимые черты и признаки. Сегодня, например, активно разрабатываются технологии управления и информационные технологии, технологии в сфере образования, профессиональной подготовки, формирования здорового образа жизни и развития активности человека, технологии разрешения конфликтов и т. п. Общая тенденция этого процесса такова, что каждая отрасль знаний, изучающая человека и его деятельность, разрабатывает свои социальные технологии, обеспечивающие реализацию социальных проектов и программ, оптимизацию социальных процессов.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что структурирование социальных технологий может осуществляться по различным признакам. Например, в зависимости отуровня общественных отношений, на котором разрабатываются и внедряются социальные технологии, их можно разделить натри группы:

    макротехнологии, т. е. технологии макросистем (региональных подсистем общества, классов, партий, больших социальных групп и т. п.);

    мезотехнологии, используемые на "среднем" уровне – города или другого населенного пункта, крупного трудового коллектива и т. п.;

    микротехнологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на развитие и рациональное использование личностного потенциала.

Возможна классификация социальных технологий по основным сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подготовительно-трудовой или образовательной деятельности, занятиям спортом, деятельности в семейно-бытовой сфере и т. п.

По направленности социальной деятельности выделяютчетыре типа социальных технологий:

    технологии формирования социальных систем, например методы социального проектирования;

    функциональные, направленные на поддержание стабильности социальных систем и процессов. К ним можно отнести, например, типовые процедуры управления, которые направлены на решение социальных проблем, периодически возникающих в деятельности организаций;

    технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем, в первую очередь методы игр открытого типа;

    технологии социальной борьбы как средство защиты социальных систем, подавления нежелательных явлений, в первую очередь высокоразвитые и технологизированные системы защиты правопорядка и безопасности общества. .

Можно говорить о традиционных, уже апробированных и широко внедряемых в практику технологиях и обинновационных социальных технологиях, т. е. таких, которые еще не нашли широкого применения и потребность в которых все более ощущается на практике. В свою очередь, могут быть различные основания для классификации инновационных социальных технологий, среди которых следует обратить внимание на классификацию по типу новшества: технологиипрямого икосвенного действия.

Предмет инновационных социальных технологий прямого действия – непосредственно человеческие сущностные силы, способности, свойства, развивающиеся в зависимости от соответствия экономики, политической организации, социального строя, образа жизни и т. п. природе человека, его предназначению. Они направлены на формирование такой совокупности социальных процессов, которая соответствовала бы свободному и универсальному развитию человека. В самом обществе это, как правило, социальные технологии перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу и правовому государству, от режима принудительного труда на основе господства государственной собственности к свободному труду на основе многообразия форм собственности и т. п.

Инновационные социальные технологии косвенного действия направлены на совершенствование организационно-управленческих аспектов человеческой деятельности в рамках имеющейся совокупности социальных процессов. Это технологии совершенствования существующих структур, организаций, порядков в целях приведения их в большее соответствие природе и предназначению человека (например, совершенствование форм организации и оплаты труда и т. п.).

В условиях перехода к рыночной экономике обостряется потребность в разработке новых технологий, необходимых для эффективного включения в рыночные отношения. К примеру, и для предприятий, остающихся государственными, и для акционерных объединений, и для товариществ с ограниченной ответственностью нужны технологии организации малого бизнеса, ведения биржевых операций, связей с иностранными партнерами и т. п.

Вместе с тем, как показывает жизнь, наряду с технологиями, переводящими систему из одного состояния в другое, в нынешних украинских условиях не менее необходимы технологии, повышающие надежность функционирования социальных систем. Нельзя разрушать старые социальные отношения, не создав условий для того, чтобы новые развивались прочно и устойчиво.

Существуют и другие классификации социальных технологий. Например, украинский социолог В. Подшивалкина по уровню социальной деятельности выделяет глобальные, национальные, региональные технологии, а также технологии на уровнеместного самоуправления, социальных организаций иотдельных подразделений. Кроме того, она различаетуниверсальные и частные технология; по характеру воздействия на социальный процесс выделяетформирующие технологии, направленные на формирование определенных социальных процессов;стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов;сдерживающие (или препятствующие), задающие определенные границы социальных процессов;деструктивные (или разрушающие), направленные на подрыв и устранение определенных процессов . Однако наиболее предметную и полную, на наш взгляд, типологию социальных технологий (табл. 2) дает известный социолог В. Патрушев в своей книге "Введение в теорию соци­альных технологий" .

Таблица 2

"

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Технология - совокупность некоторых действий по обработке некоторого исходного материала с целью получения желаемого результата. В социальной работе под социальными технологиями чаще всего совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, оптимизации объекта социального воздействия.

Особенности дифференциации технологий социальной работы обусловлены, во-первых, спецификой сфер решения проблем клиента в обществе (образование, здравоохранение, сфера занятости, социального обслуживания и т.д.); во-вторых, особенностями концептуальных моделей оказания социальной помощи (преломление теории в практике); в-третьих, предпочтениями, непосредственно опытом социального работника, как субъекта оказания помощи нуждающимся.

Социальная работа представляет собой междисциплинарную профессиональную деятельность, поэтому она объединяет методы и технологии различных дисциплин. В связи с тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью социального и биологического в человеке и у представителей молодежной популяции в частности, в практической социальной работе с ними применяются как общие, специфические технологии социальной работы, так и технологии смежных наук: психологии, социологии, экономики, педагогики, медицины. Кроме того, специалисты по молодежной работе должны в совершенстве обладать навыками коммуникации, менеджмента, связи с общественностью и др.

К важнейшим видам общих технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная экспертиза, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем.

Началом работы в любой сфере социального обслуживания, необходимой стадией технологического процесса с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем является социальная диагностика . Термин «диагностика» используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза. Социальная же диагностика - это деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем.

Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов:

Принцип объективности (включает два аспекта: (1) исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов; (2) и противостоять влиянию на результаты проводимого анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания и т.д.);


Принцип верификации социальной информации (установление ее достоверности, возможности проверки при помощи других источников данных);

Принцип системности (все социальные проблемы являются поликаузальными, их зарождение и развитие определяется не одной причиной а несколькими);

Принцип клиентоцентризма (рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех возможных связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента).

Главная цель социальной диагностики на уровне непосредственной работы с клиентом - определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В социальной работе широко используются микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. Социальная ситуация клиента всегда уникальна, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных.

Технологии социальной диагностики в значительной степени определяются не только знаниями, но и умениями и навыками социального работника. Любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника орган охраны порядка, педагога (появление социальной проблемы).

Следующий этап диагностического процесса - сбор и анализ данных о социальной ситуации.

На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов:

1) историко-генетический - определение времени, истоков и причин зарождения социальной проблемы, прослеживание степени ее проявления на разных стадиях жизни клиента;

2) структурно-функциональный - получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению.

Большое значение на данном этапе имеет также привлечение к социальной диагностике специалистов смежных областей деятельности. Собранные сведения подвергаются анализу: сопоставление ряда данных, их сортировка на важные и малозначащие, дифференциация признаков. Как правило, собранные данные редко бывают непротиворечивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию. В каждом конкретном случае чаще всего имеется набор нескольких типов социальных проблем. В ходе постановки социального диагноза специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиента, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от которой зачастую зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний.

Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаимодействия обнаружатся факты, которые заставят если не пересмотреть, то скорректировать сделанное ранее заключение. Решение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы. Поэтому социальная диагностика (как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней) осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному клиенту.

Социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным технологиям, использующимся на всех этапах социальной работы и социального обслуживания.

Другой, не менее важной технологией в процессе социальной работы является социальная экспертиза - исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияние на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Выделяют четыре основные функции социальной экспертизы:

1. диагностическая - освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

2. информационно-контрольная - исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3. прогностическая - выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

При проведении экспертизы необходимо учитывать типологию ее организации. Можно выделить 3 основных типа, или организационные модели экспертного исследования: рецензия, мониторинг, проект. Рецензия является наиболее простым и наименее затратным экспертным документом и носит преимущественно разовый характер. Если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то применяется мониторинговая модель экспертизы.

В режиме мониторинга целесообразно проводить экспертное исследование при наличии достаточного материала для сравнения изучаемых явлений и процессов. Проектная модель экспертного исследования нацелена на решение целой группы смежных задач, когда экспертная оценка составляет основу проектирования желаемого состояния объекта. При проведении социальной экспертизы возможны и комбинации разных моделей экспертирования.

Наиболее часто в социальной работе проводят медико-социальную экспертизу. Медико-социальная экспертиза устанавливает группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудоустройству граждан, дает рекомендации по трудоустройству граждан. Медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения

С меньшими затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло позволяет профилактика как важное средство предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях.

Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали

К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе с молодежью, можно отнести: профилактику девиантного поведения подростков и молодежи, профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, профилактику семейного неблагополучия и насилия, профилактику молодежной безработицы и т.д.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К их числу можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу, системное наблюдение, профилактические тренинги, метод поддержки и стимулирования новых навыков и моделей поведения, метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации, метод профилактического вмешательства и др.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе с молодежью это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов в молодежной среде, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья представителей молодого поколения. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов.

Немаловажную роль играет технология социальной адаптации . На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно бывает вынужден приспосабливаться к какой-либо социальной среде, новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу. Особенно характерно это для подросткового и юношеского возраста.

Социальная адаптация , будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде, и начинается с осознания личностью (или социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать более обстоятельное определение понятия «социальная адаптация» - это процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения

В практической социономии адаптация выступает не только как процесс, но и как социальная технология. Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т.д.). Конкретная социальная ситуация, изменившийся статус личности служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации.

Применительно к социальной работе с молодежью к их числу можно отнести следующие направления:

Социальная адаптация к взрослой жизни выпускников детских домов;

Адаптация молодых инвалидов к новым условиям жизни;

Адаптация участников военных конфликтов;

Адаптация лиц, подвергшихся насилию;

Адаптация лиц, переживших катастрофы;

Адаптация молодых мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;

Адаптация осужденных и освобожденных из мест заключения или специализированных учреждений подростков и молодых людей и др.

Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологий социальной работы. В частности, в ходе адаптации может быть использован универсальный метод информационно-консультативной беседы, метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социально среды, используемый в социальной профилактике. Кроме названных методов в практике социальной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж, метод квотирования и т.д.

В практике социальной работы с молодежью нередко приходится применять и технологию реадаптации - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, содействующих его приспособлению к условиям труда и быта. Реадаптация может быть социальная, включающая комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта, а также медицинская, включающая комплекс лечебно-профилактических мер, направленных на восстановление физиологических и психофизиологических реакций человека, обеспечивающих его приспособление к определенным условиям труда и быта.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, комплексность, дифференцированность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность. В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяются различные уровни: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов, в зависимости от этого определяются и важнейшие направления этой деятельности. К таким направлениям социальной реабилитации в социальной работе с молодежью следует отнести: реабилитацию подростков и молодых людей с ограниченными возможностями; лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы; молодых людей - участников боевых действий; дезадаптированных подростков; молодых людей, переживших сильное эмоциональное потрясение и т.д.

Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом информационно-консультативной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др.

При всем своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного и терапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть много общего, они нередко взаимовлияют друг на друга. Некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации; с другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации.

Частные технологии социальной работы основаны на использовании теоретических разработок и практического применения достижений различных наук, являющихся базисными для социальной работы.

Социологические технологии в социальной работе.

Социология и социальная работа изучают социальных контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Однако социальная работа направлена на конкретный практический результат (на помощь группе или отдельному клиенту).

Можно выделить основные направления влияния социологии на социальную работу:

а) использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности учреждений социальной работы;

б) применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников; в) анализ самой социальной работы

Основу социального обслуживания, исследования конкретной проблемной ситуации клиента должна составлять такая социологическая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы.

Для быстроты и эффективности реализации требуемой помощи, необходимо создание банка данных, включающих следующие параметры:

a) клиент : социальное положение, возраст, образование, пол; материальное положение; этническая принадлежность; конфессиональная ориентация; поселенческая характеристика; семейное положение; занятость; медицинская характеристика; основные причины обращения в социальную службу; социальная характеристика по принадлежности к группам; добровольность/недобровольность обращения в социальную службу; содержание работы с клиентом; длительность работы с клиентом; результаты работы и т.д.;

б) социальный работник : возраст, пол; уровень и специализация образования; основное образование; этническая и конфессиональная принадлежность; поселенческая характеристика; семейное положение; отрасль, в которой работал ранее; стаж работы в социальной сфере; проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка); самооценка успешности работы; готовность (включенность) в нововведения, инновационную деятельность; преимущественная ориентация - на научные разработки и самостоятельное творчество или на исполнительские функции; фактор, который оказал влияние на выбор профессии; самоощущение профессионально-психологического комфорта; предпочтение вида клиента и др.;

в) социальные службы , оказывающие услуги в данной сфере: название; адрес, телефон; год образования; статус (государственная, общественная, муниципальная, коммерческая); основные проблемы, которые решает учреждение; тип клиентов; количество обслуживаемого населения; основные результаты деятельности; штат сотрудников; используемые методы и технологии и т.д.

Социологический мониторинг всех компонентов социальной работы обеспечит ее надежность, способность к саморазвитию и эффективность.

Социально-педагогические технологии

Социальная педагогика - особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Процесс социального воспитания происходит не только в детстве, но и на протяжении всей жизни человека. Он осуществляется социальными институтами - как специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т. д.).

Под социально-педагогическими технологиями мы понимаем способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение.

Социальная педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы.

Все социально-педагогические методы, используемые в социальной работе, можно сгруппировать, исходя из разных принципов:

- принцип конкретно-исторического подхода - выделение ведущих направлений на основе тщательного изучения и анализа обстановки, наличных сил и возможностей;

- принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов - сочетание словесных и практических методов;

- принцип коллективного творчества - заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности и т.д.). Реализация этого принципа является источником разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы;

- принцип преемственности - координация деятельности социального работника с различными социальными учреждениями, организациями, службами, объединение их усилий, совместная работа, ликвидация дублирования и непроизводительной траты сил;

- принцип комплексности - обеспечение в каждом виде деятельности многих аспектов социальной работы.

Социально-педагогические методы социальной работы применяются при проведении собраний, митингов, бесед, диспутов и т.д. Беседа может быть индивидуальной или групповой, заранее спланированной или спонтанной. Основное ее назначение - расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий определенного события, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям.

Собрание индивидов, объединенных по какому-то признаку, имеет богатый эмоциональный потенциал, но в то же время характеризуется подготовленностью, организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений. Собрание, как известно, при правильной организации, обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную реализацию принятых решений и т.д.

Высока воспитательная роль такой специфической формы собрания, как диспут, на котором формируются и закрепляются полемические умения, умение привлечь и удержать сторонников, уверенность в себе. Диспут - это организованная полемика по заранее определенной теме, в отличие от дискуссии, которая представляет собой столкновение различных точек зрения. Диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко, и способствовать более глубокому пониманию сути социальных проблем. При всей эмоциональной насыщенности такой коммуникации основным в дискуссии должны быть логическая обоснованность и личностная убежденность участников, что позволит им влиять на своих оппонентов.

Эффективная форма социально-педагогических технологий - создание самоуправляющихся общественных объединений (клубов, ассоциаций, групп самопомощи и взаимопомощи). Специалисты в области социальной работы должны знать, что это один из наиболее плодотворных путей улучшения социального обслуживания населения и развития социальных навыков и качеств. Поэтому они сами в ряде случаев должны организовывать такие группы или способствовать их возникновению и деятельности.

Педагогические технологии адаптации предусматривают обучение - прежде всего новым профессиям, способам обеспечить свое существование и жизнь собственной семьи при помощи адекватных изменившимся условиям способов.

Другой педагогической задачей является воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но невозможно изменить. Она очень часто встает перед социальными работниками при оказании помощи безработным, малоимущим, беженцам и др.

Одной из функций социальной педагогики является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей - с использованием личностной диагностики и анализа трудностей обучения, организацией групп и классов выравнивающего обучения для отстающих учащихся, инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, сюда включается работа с учителями, психологическая и педагогическая некомпетентность которых, отсутствие в результате перегруженности внимания к ученикам, негативные личностные качества являются иногда причиной (или одной из причин) школьных трудностей учеников.

Психологические технологии

Психологические технологии и методики активно используются и в подготовке специалиста по социальной работе, и в его профессиональной деятельности. Они составляют основу одного из направлений социальной работы - психо-социальной работы.

Многообразие психологических технологий применяется в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу:

1) Психологическое консультирование занимает важное место в социальной работе.

- Эмпатия , или понимание, - способность видеть мир глазами другого человека.

- Уважение - вера в способности человека справиться с возникшей у него проблемой.

- Конкретность , или способность быть определенным и точным - способ коммуникации с другим человеком, подразумевающая ясность высказываний.

- Знание себя и принятие себя , а также готовность помочь в этом другому.

- Подлинность - способность быть настоящим во взаимоотношениях.

- Конгруэнтность - совпадение вербальных и невербальных способов общения.

- Непосредственность - работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

2) Техника фрагментирования развивалась в рамках диагностического и функционального подходов.

Исторически функциональный подход возник в теории и практике американской социальной работы как альтернатива предшествующему диагностическому подходу. В отличие от диагностического подхода с его оценкой глобальных параметров жизненного пути и развития личности клиента, в рамках функционального подхода внимание концентрировалось на фазе, фрагменте общей проблемы клиента. Проблема клиента определялась в соответствии с возможностями конкретной службы, агентства социальной работы.

Функциональный подход остается психодинамическим в том смысле, что он основывается на принципе усиления Эго, признании важной роли клиента и неизбежности процессов сопротивления, внутренних конфликтов. При этом клиент использует услуги, предоставленные ему социальным работником, и сам оценивает свои способности и нужды, принимая или отвергая условия и ответственность, с которыми он столкнулся в ходе использования этой службы и работы со своими проблемами

3) Психоаналитика в современной социальной работе признает важность психологического процесса - между «собой» и «значимым другим», между прошлым и настоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью.

Многие психоаналитические концепции оказались весьма жизнеспособными и эффективными не только в стенах кабинета психоаналитика, но и в реальной, «полевой» социальной работе (психологическая защита, сопротивление изменениям, амбивалентность, разделение воображаемого и реального Эго, перенос и контрперенос, процесс рефлексии, проживание опыта и др.). Практически все эти идеи были выдвинуты и разработаны З. Фрейдом и развиты его последователями.

Современная теория процесса психоаналитического консультирования предполагает более структурированный, имеющий более локальные задачи и более ограниченный во времени процесс, нежели психоанализ или даже психоаналитическая психотерапия. Организация консультирования представляет собой серию бесед, обычно раз в неделю, за исключением особых случаев, когда требуются более частые встречи. Консультант слушает и понимает клиента с точки зрения психоаналитического подхода и соответствующим образом осуществляет интервенции. Р. Паттон и А. Меара выделили процессы психоаналитического консультирования, функции которых заключаются в уменьшении заявленных жалоб и проблем; получении знаний о тех факторах в себе, которые привели к текущим трудностям; планировании применения новых обнаруженных возможностей:

4) Когнитивно-бихевиористские модели в социальной работе.

Доказательства эффективности бихевиористских (поведенческих) и когнитивно-бихевиористских процедур многочисленны и их число растет, однако есть несколько областей, в которых свидетельства в поддержку бихевиористского подхода особенно сильны Сюда относятся поведенческие проблемы подростков (плохое поведение дома и в школе), различные фобии, курение, злоупотребление алкоголем, нежелательная беременность, проблемы семьи и др.

В целом для бихевиоральной психотерапии как процесса отличительными являются следующие характеристики:

Стремление помочь людям научиться реагировать на жизненные ситуации так, как бы они этого хотели;

Предположение, что позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но недостаточным условием эффективности психотерапии;

Принятие жалоб и симптомов пациента как реальности и объекта психотерапии, а не как признаков скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента;

Соблюдение принципа психотерапевтического контракта, когда психотерапевт и клиент приходят в процессе начальной стадии работы к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно критериев того, что цель достигнута.

5) Личностно-центрированная терапия в социальной работе учитывает принципы гуманистической психологии.

Основополагающим постулатом, пришедшим в социальную работу из гуманистического и феноменологического подходов, является утверждение, что материальная или объективная деятельность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент. Важной этической ценностью является принцип того, что люди сами способны определять свою судьбу, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют.

Основной момент в теории личностно-центрированной терапии заключается в том, что если терапевт проявляет подлинность, положительное отношение и сочувствие, то клиент ответит конструктивными изменениями в организации своей индивидуальности. Эмпатия здесь - это активный, непосредственный и непрерывный процесс. Консультант прилагает максимум усилий, чтобы проникнуть в чувства клиента, а не просто понаблюдать их, разглядеть каждый нюанс природы их изменения

Необходимо помнить: социальный работник не должен подменять психолога, он использует эти технологии только в рамках своей деятельности, а при необходимости психологического вмешательства направляет клиента к специалисту.

Технологии медико-социальной работы

Социальный работник обязан владеть теоретическими знаниями в области медицины и организации здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. Известно также, что многие социальные проблемы человека обусловлены плохим состоянием его здоровья; прослеживается и обратная связь: неудачи в общественной жизни, профессиональной деятельности, личной жизни могут сказываться на биологическом здоровье человека.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

Цель медико-социальной работы - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую. Профилактическая медико-социальная работа - это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает:

Организацию медико-социальной помощи;

Проведение медико-социальной экспертизы;

Осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

Проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения;

Проведение коррекции психического статуса клиента;

Создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры;

Обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Основные сферы медико-социальной помощи: работа в наркологии, онкологии, детских учреждениях (детские дома, спецшколы, интернаты и др.), планирование семьи.

Всероссийская ассоциация «Планирование семьи » заявляет о необходимости развития в стране специальных служб для работы с подростками и молодежью - медико-педагогических центров, основными направлениями деятельности которых должны быть:

Целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию и поведению подростков на уровне общества и семьи;

Оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи, индивидуальный подбор контрацепции с последующим наблюдением, лечение и профилактика ЗППП и ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику, решение проблем психосекусуальных взаимоотношений, правовая помощь;

Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования;

Обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;

Работа с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работе центра;

Индивидуальная работа с «трудными» подростками, неблагополучными семьями и инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;

Амбулаторное прерывание беременности с последующим подбором контрацепции;

Привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе.

Лекция 1. Технология: понятие, сущность, характеристики

Цель: раскрыть сущность технологии, дать ее характеристики.

1. Сущность понятия «технология»

2. Социальные технологии, сущность и основные виды

3. Отличия промышленных технологий от социальных.

4. Характеристики технологии

Сущность понятия «технология»

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим - 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII - начале XIX в. Инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».

Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е - 50-е годы прошедшего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.



Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия - явление вполне обоснованное. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них - объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая - диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

При определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

Для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;

Субъективная часть технологии не может быть однозначной,
это разносторонняя и разноплановая система;

Периоды развития понятий техника и «технология»

Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».

1) (начало XIX в. - третья четверть XIX в.)

Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.

2) (третья четверть XIX в. - конец XIX в.)

Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

3) (конец XIX в. - первая четверть XX в.)

Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

4) (вторая четверть XX в.)

Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

5) (третья четверть XX в.)

Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «...наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи...».

6) (последняя четверть XX в.)

Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.

Социальные технологии, сущность и основные виды

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология... совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. ... научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы... сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса... описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. ...»

Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология... совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции... наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.

Традиционно слово «технология» применялось к неодушевленным предметам материального мира и означало совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства. То есть это различные методы обработки исходного материала. Но технология не простая совокупность методов. Методы подобраны не случайно и все они направлены на одну цель – получение конкретной продукции.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. Процесс только тогда получает статус «технология» когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он запущен.

Все разработанные и используемые сегодня технологии делятся на две группы:

а) промышленные;

б) социальные.

К промышленным относятся:

а) технологии переработки природного сырья (нефть, древесина, руда и т.п.);

б) технологии переработки полученных из сырья полуфабрикатов (металл, прокат и т.п.).

Нас же интересуют социальные технологии, значение которых очень велико в связи с повышением роли социальной сферы.

Под социальными технологиями можно понимать методы воздействия на социальные объекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей.

Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению – одно или несколько его свойств.

Классический пример социальных технологий – обучение специальностям.

Под социальными технологиями следует понимать определенные методы воздействия на социальные субъекты, их деятельность и взаимодействия с целью улучшения процессов адаптации к условиям современного общества.

Сложность и неоднозначность человеческого фактора приводит к разработке определенных методов, способов и приемов воздействий, как на определенных людей, так и групп.

К возникновению специальных социальных технологий приводят и естественные изменения в разных сферах жизнедеятельности общества.

Социальные технологии помогают людям лучше адаптироваться к условиям современного общества.

Успешная социальная адаптация обеспечивает активную жизнедеятельность. Люди по мере возможности пытаются овладеть социальными технологиями, которые позволяют изменить их психо-эмоциональное и физическое состояние, улучшить отношения с окружающими, получить новый статус в обществе.

Социальная технология также является специфическим и стандартным оперативным средством деятельности социолога-практика в сфере управления. Но здесь необходимо отметить, что в сфере управления используются технологии многих различных предметных сфер.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель - которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных, рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально - этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус - кво;

2) демаркирование границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки:

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально – территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

Актуальность социальных технологий ставит вопрос об их типах и видах:

По объекту воздействия делятся на:

а) субъектные;

б) деятельностные;

в) средовые.

Субъектные в свою очередь делятся на:

а) индивидуальные;

б) групповые;

в) сферные;

г) уровне всего общества.

Среди современных социальных технологий особое место занимают методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации.

Групповые же технологии можно разделить в зависимости от:

а) половозрастных признаков;

б) статустных;

в) профессиональных и т.п.

Например, для безработных – технологии трудоустройства; для подростков – технологии адаптации к условиям современного общества; для одиноких людей – технологии устройства личной жизни и т.п.

Субъектные социальные технологии на уровне всего общества К. Поппер делит на:

а) частичные;

б) утопистские.

Утопистские социальные технологии предлагают преобразования общества за один прием т.е. революционным путем, что не позволяет вовремя учесть и предотвратить последствия предпринятых преобразований.

Частичные – предлагают постепенность преобразований, осторожность и контроль за их осуществлением.

Положительными их сторонами являются:

а) контроль;

б) возможность корректировки;

в) ликвидация непредвиденных последствий.

Деятельностные социальные технологии имеют принципиальное значение для функционирования как всего общества в целом, так и его отдельных членов и групп.

Деятельность рассматривают как определенный тип отношения к действительности, который определяется исторически выработанными социально-культурными программами.

Наличие этих программ позволяет говорить о деятельности как специфической форме активного отношения к миру.

Любая деятельность связана с целью, с мотивами, со способами. Деятельностных социальных технологий большое количество, т.к. они связаны с удовлетворением потребностей людей. Удовлетворение которых есть активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенным общественным развитием.

Средовые социальные технологии включают в себе методы оздоровления окружающей среды обитания человека (как природной, так и социальной). Наиболее важные те, которые направлены на создание благоприятной социологической среды. Эти технологии помогают человеку найти свой социум, в котором человек чувствует себя комфортно.

Это и выбор профессии, организации, создание семьи. По сути, это достижение определенного статуса в обществе. Сюда относятся и технологии совершенствования уже имеющейся среды обитания человека:

а) коррекция процессов общения;

б) технология профилактики и разрешения конфликтов;

в) развитие стрессоустойчивости.

Все современные технологии представляют активную социологию реальных изменений, которая отвечает на вопрос: что теперь делать?

В связи с этим А.И. Пригожин выделяет 3 группы социальных технологий.

Первая – кабинетные технологии.

Исследователь на основе имеющейся информации о деятельности социального объекта (партии, предприятия и т.п.) вырабатывает для них предложения по улучшению их деятельности.

Вторая – лабораторные.

Суть – искусственно создаются временные условия взаимодействия людей с целью получения нового знания, выявления и решения проблем. Это исследование действием: деловые игры, мозговые атаки.

Третья – полевые.

С ними социолог входит в реальную среду для взаимодействия с респондентами, с целью получения информации, поиска решений их проблем.

Социальные технологии делят и по степени новизны. Согласно этого различают:

а) радикальные (принципиально новые);

б) комбинаторные (доработанные, т.е. адаптированные к новым условиям).

Критерием деления могут быть:

а) время внедрения;

б) время действия

По характеру воздействия социальные технологии бывают:

а) мягкие;

б) принципиальные;

в) корректирующие;

г) реабилитирующие

По степени внедрения:

а) разработанные, внедренные и полностью используемые;

б) внедренные, но слабо используемые;

в) не внедренные

По последствиям:

а) с негативными последствиями;

б) с положительными последствиями;

в) с нейтральными последствиями

По масштабности реализации:

а) действующие в пределах всего общества;

б) действующие в пределах одного региона;

в) действующие в пределах одного области;

г) действующие в пределах одного района и т.п.

Значительный интерес представляет классификация социальных технологий с позиций их отношения к управленческим решениям.

Здесь их делят на два типа:

а) социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений, т.е. технологии социологической диагностики;

б) социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений, т.е. социальных технологий реализации.