Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Кичигина Н.А – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №18 «Детский сад «Ладушки»
Описание: данная консультация будет полезна родителям и педагогам ДОУ. Она знакомит с разнообразными играми, которые развивают мелкую моторику рук ребёнка. Эти игры не нужно покупать в магазине, их можно изготовить самостоятельно в домашних условиях из подручных материалов и с успехом использовать в повседневной деятельности.

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Что же понимают под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза очевидна:
- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
- мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
- точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Пальчиковые игры.
Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном возрасте отводится пальчиковым играм. В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Пирамидки, кубики любого размера, конструктор.
Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.


Игра в куклы.

Дети одевают-раздевают «дочку», совершают много мелких движений пальчиками. Такие игры способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков).
Раскрашивание, рисование.
На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию.


Игры с пластилином.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.


Игры с прищепками.
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Как играть с прищепками?
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом.
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда малышу нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку
предложить собрать самостоятельно.


Мозаика.
“Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.
Значение мозаики в развитии детей.
- мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения);
- развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма);
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь;
- развивает познавательную активность детей, желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества;
- развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
- развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку;
- вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций;
- способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.


Пазлы.
Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
развивает логику;
формирует навыки выработки стратегического решения задач;
развивает усидчивость и аккуратность;
развивает воображение и фантазию;
развивает внимание и память;
учит принимать решения самостоятельно.


Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное - собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:
имеют простую форму;
имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер - очевидные, и еще один - материал, из которого изготовлены (большинство - пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие);
они легкодоступны.
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно.

МБДОУ № 183 Детский сад «Огонёк»
Выполнила: Валяева Наталья Васильевна
Архангельск, 2014
План.
I. Введение.
II. Развитие мелкой моторики в процессе занятий нетрадиционными видами изодеятельности.
1. Значение развития мелкой моторики.
2. Функции кисти и пальцев рук.
3. Виды изодеятельности, способствующие развитию мелкой моторики, их краткая характеристика.
4. Этапы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
Введение.
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук.
Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук детей являются занятия по изобразительной деятельности. И. М. Соловьёв в своих исследованиях обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребёнка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
Развитие мелкой моторики в процессе занятий нетрадиционными видами изодеятельности.
Значение развития мелкой моторики.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая
обусловлена скоординированной работой
мелких мышц руки и глаза.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтверждённых научно факта позволяют рассматривать кисть руки как « орган речи « наряду с артикуляционным аппаратом. В связи с этим считается, что тонкие движения пальцев существенно влияют на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации), воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.
Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.
Функции кисти и пальцев рук.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
 органов движения;
 органов познания;
 аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Как же рука изучает предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре. Влажности и т. д.
2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаружить многие свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание даёт возможность определить мягкость или твёрдость, упругость, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.
Вообще, различные пальцы выполняют неодинаковые
функции.
 Большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчёта.
 Основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний пальцы. Благодаря их движениям осуществляется последовательная развёртка контура предмета и его элементов.
 Безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически, лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в уравновешивании всей движущейся системы.
 Ладонь в процессе ощупывания плоских предметов, как правило, не участвует. Но при ощупывании объёмных предметов она выполняет довольно активную роль в отражении кривизны их поверхности и объёма.
Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Виды деятельности, способствующие
развитию мелкой моторики.
I. Пальчиковые игры и упражнения.
 Игры - манипуляции.
 Сюжетные пальчиковые упражнения.
 Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
II. Работа со счётными палочками.
III. Упражнения с горохом, фасолью, перловкой, шерстяной нитью.
IV. Теневые игры.
V. Игры – шнуровки.
VI. Игры с конструктором.
VII. Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности.
 Рисование методом тычка.
Данная техника применяется с 3 лет. Выполняется жёсткой кистью, которую нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги, а краску набирать на кончик кисти.
 Рисование ватной палочкой.
Техника применяется с 3 лет. Выполняется ватной палочкой методом тычка по контуру изображения или закрашивая всё изображение. Палочку следует держать перпендикулярно листу, следующее пятнышко рисовать рядом с предыдущим.
 Аппликация из ваты или салфеток.
Техника применяется с 3 лет. Из кусочков ваты или салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона.
 Аппликация из кусочков цветной бумаги.
Техника применяется с 4 лет. Цветная бумага нарезается небольшими кусочками одной или разной (прямоугольной, квадратной, треугольной) формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются.
 Аппликация из круп и природного материала.
Техника применяется с 3 лет. На картоне выкладывается изображение из природного материала, приклеивается. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.).
 Аппликация из рваной бумаги.
Техника применяется с 3 лет. Бумага рвётся на небольшие кусочки произвольной формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются. Или на бумаге рисуется контур деталей, затем каждая деталь обрывается по контуру, на картоне выкладывается изображение и приклеивается.
 Конструирование из природного материала.
Техника применяется с 4 лет. Изображение выкладывается из природного материала (прутиков, веточек, кусочков коры, яичной скорлупы, семян подсолнуха, шишек и т. д.) и приклеивается на клей ПВА.
 Аппликация из жгутиков.
Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.

Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности способствует развитию у ребёнка:
o Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
o пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
o внимания и усидчивости;
o изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
o формируются навыки контроля и самоконтроля;
o расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;
o развивается воображение, мышление, речь.
Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его не только необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке.
При организации занятий по изодеятельности определёнными условиями являются:
создание развивающей среды;
подбор специальных методов;
отбор наиболее эффективных приёмов.

Для лучшей эффективности занятий по изодеятельности
необходимо придерживаться следующих требований:
каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цели, задачи. Почти каждое занятие должно включать новый материал, повторение изученного, готовить детей к внимательному восприятию нового материала.
Содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным детям, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.
Методы и приёмы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.
На каждом занятии ведётся систематический контроль за качеством усвоенных знаний, умений, навыков.

Этапы развития мелкой моторики
у детей дошкольного возраста.

Ранний – младший возраст (до 3 лет).

На раннем этапе развития ребёнка особое внимание нужно уделять зрительно-моторной координации (координация глаз – рука), а также – сенсорике (развитию чувствительности всех органов).
В первую очередь для развития мелкой моторики важно осязание.
В этом возрасте очень важно проводить массаж кистей и пальцев рук, простейшие пальчиковые игры.
Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Развитию движений кистей и пальцев рук детей раннего возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике: развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками («Сорока- ворона», «Ладушки» и др.).

Младший – средний дошкольный возраст.

Для развития кисти руки необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, занятия лепкой из глины и пластилина, рисованием и т. д. – благодаря этому движения пальцев детей становятся увереннее и координированнее.
В этом возрасте моторика рук более развита, поэтому следует активнее использовать нетрадиционные виды изодеятельности.
Также необходимо развивать навыки самообслуживания: умение одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, пользоваться ложкой, вилкой и т. д.
В этом возрасте ребёнок начинает овладевать навыками пользования ножницами, учится пользоваться разнообразными изобразительными средствами, видоизменять бумагу.
Старший дошкольный возраст.
К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок, разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы, верёвочек (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос, плетение верёвочных косичек…).
Большую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Симметричное вырезывание, аппликация, вырезывание фигурок из открыток – развивает зрительно-двигательную координацию, воспитывает аккуратность, настойчивость, терпение.
Изготовление поделок из бумаги также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание.
Заключение.

Использование массажа кистей и пальцев рук, пальчиковых игр и упражнений, нетрадиционных форм изодеятельности способствует развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности.
Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых технологий.
Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.
Список литературы.

1. Журнал «Дошкольное воспитание», 2005 г., №3, №5, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет».
2. Журнал «Дошкольное воспитание», 2006 г., №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно».
3. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности». – Санкт – Петербург, КАРО, 2007.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста./ Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., Творческий Центр, 2004.
5. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». - М., ГНОМ и Д, 2003.
6. Богатырёва З. Н. «Чудесные поделки из бумаги». - М., Педагогика, 1987.
7. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». – М., Владос, 2001.

Елена Хлебникова
Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности в ДОУ

Полноценное развитие дошкольников становится все более актуальной проблемой современности, и все большее значение для успешного интеллектуального и психофизического развития ребенка приобретает сформированная мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует об умении ребенка к логическому рассуждению, сформированности памяти, внимания и связной речи. Систематическая работа, направленная на совершенствование движений пальцев рук, является предпосылкой для успешного овладения ребенком навыками письма, подразумевающими координированные движения руки. Формирование графического навыка неразрывно связано с другими важными качествами и умениями : навыками пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации и произвольного управления действиями. Мелкая моторика также взаимодействует с целой совокупностью психических функций, таких, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, речь, двигательная и зрительная память.

Моторика представляет собой последовательность движений, совокупность которых необходима для выполнения определенных задач. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Недостаточный уровень развития мелкой моторики воздействует на снижение работоспособности ребенка, провоцирует негативное отношение к предстоящей учебе и является причиной тревожности.

Развитие речевой функции неразрывно взаимосвязано с развитием пальцевой моторики (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) . И. М. Сеченовым обосновывалась точка зрения, согласно которой движения руки являются результатом образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой , что и происходит в процессе обучения ребенка.

Такими учеными, как Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, отмечалось, что в процессе развития зрения и осязания происходит овладение тонкими действиями рук. Н. А. Бернштейном показано, что построение движений с анатомической точки зрения начинается с первых месяцев жизни и завершается примерно к двум годам. В дальнейшем происходит совершенствование всех уровней построения движений.

Направления научных исследований охватывают изучение развития моторики в следующих аспектах : в связи с развитием речи , познавательных процессов и развития собственных движений рук при осуществлении предметных и орудийных действий.

Связь познавательных процессов с развитием движений рук детерминировано познанием ребенком окружающего мира, в процессе которого руки двигаются по направлению обследования предметов. Связь тонкой моторики с активной речью ребенка обусловлена тем, что степень развития движений пальцев совпадает с развитием речи , что доказывается результатами исследований М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой. Дети, хорошо владеющие изолированными движениями пальцев рук, отличаются достаточно развитой речью .

В условиях модернизации образования проблема подготовки детей к школе становится особенно актуальной. Ориентация на гуманитарную парадигму сосредотачивает внимание на создании условий для эффективного и успешного развития ребенка дошкольного возраста.

Показателем готовности ребенка к школе является сформированность интегративных качеств личности ребенка, а также специальной готовности (овладение грамотой ) . В этой связи овладение ребенком письмом обусловлено развитием сенсомоторного компонента двигательного анализатора и готовностью руки как орудия графической деятельности к выполнению точных движений.

При изучении уровня тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук формулируются выводы относительно целенаправленности и точности движений ребенка, а также об умении ребенка подчинять движения задачам учебной деятельности , при употреблении в работе графических инструментов, требующих сложных координированных движений.

Развитие мелкой моторики является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Мелкая моторика рассматривается в этом аспекте как двигательная деятельность , детерминированная координированной работой мелких мышц руки и глаз . По мере обогащения и совершенствования движений рук совершенствуются и функции нервной системы. Тренировка у детей движений пальцев и кистей рук выступает условием развития у дошкольника мелкой моторики , что является предпосылкой для последующего успешного овладения письмом.

Основными составляющими при овладении ребенком письмом является развитие умений при обращении с ручкой, карандашом, фломастерами для обеспечения согласованности и уверенности движений. Соответственно при подготовке дошкольников к школьному обучению важно создавать условия для развития мелких мышц рук ; применять упражнения для укрепления подвижности и силы пальцев, а также координации движений.

Детская продуктивная деятельность представлена в ДОУ рисованием, лепкой, аппликацией, плетением, конструированием. Все эти виды деятельности имеют колоссальный развивающий потенциал при тренировке мелких мышц руки ребенка . Мелкая моторика неразрывно связана с развитием продуктивных видов деятельности . Таким образом изобразительные виды деятельности предоставляют возможность детям передавать собственные переживания, воплощать то, что вызывает у них интерес, а это, в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики .

Рисование помогает выработать у детей умения управлять инструментами, в качестве которых используются карандаши и кисти. Такая деятельность основана на совершенствовании координационных движений рук, выработке зрительного контроля. Использование всевозможных инструментов для рисования - ручек, простых и цветных карандашей, мела, требует различной степени нажима, что также укрепляет ручную умелость ребенка. При работе ребенка с различными изобразительными средствами (кистью, карандашом) происходит укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук, совершенствуется координация движений. Ручная умелость у дошкольников развивается при использовании разных техник рисования и соответствующих способах держания карандаша либо кисти, рациональных приемах их использования. Направление, непрерывность и направление движений также благоприятно воздействует на развитие мелкой моторики

Лепка, являющаяся средством развития мелкой моторики рук и одним из видов изобразительной деятельности , не менее эффективна. Лепка является своеобразной азбукой представления о предмете. Лепка в гораздо большей степени, нежели рисование и аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, что, в свою очередь, способствует более точной передаче формы. Благодаря этому дошкольники начинают усваивать способы изображения гораздо быстрее , что развивает самостоятельность и творческую инициативу.

Аппликация является одним из видов изобразительной техники , основанном на вырезании, наложении и закреплении различных форм на определенном фоновом материале. Особенно важны занятия аппликацией при развитии ручной моторики : ребенок вырезает, наклеивает, создает симметрию изображения , что отрабатывает ручные навыки. Таким образом создаются благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук . Занятия аппликацией не только развивают мелкую моторику , но еще и способствуют развитию творчества , фантазии, активирует наблюдательность, внимание, воображение, чувство формы и глазомер. Развитие двигательных навыков создает предпосылки для овладения письмом. Например, обводка контурных изображений и трафаретов способствует тому, что ребенок учится соразмерять собственные усилия, учится навыкам плавного "хода" руки при совершении непрерывных волнистых линий.

Изобразительная деятельность с применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики пальцев рук , что оказывает эффективное воздействие и на развитие речевой зоны коры головного мозга. Помимо совершенствования изобразительных навыков и умений развивается и тактильная чувствительность при непосредственном контакте пальцев руки с различными средствами изобразительной деятельности . При обучении техникам нетрадиционного рисования широко используются такие приемы, как создание игровой ситуации, организация сюрпризных моментов, показы, пальчиковые гимнастики и массажи, а также специальные тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук .

В практике работы дошкольных образовательных учреждений среди основных направлений работы выделяют тренировку зрительно-двигательной координации, обучение ориентировке на листе бумаги, формирование базовых графических навыков. Используются такие средства развития мелкой моторики , как пальчиковые игротренинги, игры с мелкими предметами , изобразительная и конструктивная деятельность , нетрадиционные техники (оригами, плетение, ниткопись, пластилинография, специальные физические упражнения.

Все виды деятельности основаны на использовании разнообразных стимулирующих материалов. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений при подборе развивающих игр и упражнений должны ориентироваться на основной дидактический принцип, заключающийся в предъявлении заданий по степени возрастания сложности. При этом интенсивность и количество упражнений могут варьироваться в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей дошкольников. Воспитателям следует придерживаться последовательности и систематичности при проведении упражнений, поскольку добиться автоматизации навыков можно лишь посредством многократного повторения. Все применяемые в работе с детьми игры и упражнения должны сопровождаться положительным эмоциональным настроем, недопустимо переутомление детей для избежания негативизма к упражнениям.

Поступление ребёнка в школу означает собой очередной новый период в жизни дошкольника, который называется «учебная деятельность» и будет являться ведущей деятельностью на протяжении всего периода учёбы. Начало обучения – это сложный этап в жизни детей дошкольного возраста: это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Адаптацию детей к школе облегчает, как показали исследования психологов, пребывание их в детском саду. «Незрелые школьники», посещавшие детский сад встречаются вдвое реже, чем «домашние дети».

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Одной из обязательных задач, среди множества задач подготовки детей к школе, является развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников. В условиях детского сада развитие мелкой моторики рук дошкольников формируются на занятиях по изобразительному искусству, в процессе конструирования и выполнения трудовых действий. Ставятся воспитателями перед детьми и специальные задачи типа: обвести геометрические фигуры по точкам, различные линии, контуры зверей, животных, птиц.

Дома родители должны создать своим детям условия для занятий изобразительной деятельностью (рисование, лепка), конструированием, ручным трудом, а так же обязательно приучить ребят к некоторым видам домашнего труда. При этом важно обращать внимание на то, что ребёнок уже что-то знает, что у него лучше получается. Тем самым вы стимулируете интерес ребёнка к письменным упражнениям. Все перечисленные виды занятий способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей. Желательно, чтобы ваш малыш пришёл в школу со «зрелой» моторикой. Что такое зрелость моторики? Это ловкость пальцев и кистей рук, а так же чёткая координация их движений.

Развитие мелкой моторики рук цели и задачи

Цель развития мелкой моторики рук:

  1. Подготовка руки ребенка к письму (развитие координации движений руки и глаза, моторики кисти и пальцев рук).
  2. Совершенствуя движения рук детей, мы развиваем у них внимание, мышление, памяти, речи, слухового и зрительного восприятия.
  3. Формировать у детей умение действовать в соответствии со словесными указаниями взрослых.
  4. Воспитывать умение работать в соответствии с замыслом при изготовлении сувениров, деталей костюмов, различного рода аппликаций и прочее.

Задачи развития мелкой моторики рук для детей – формировать навыки учебной деятельности, готовить руку ребёнка к письму, поддерживать детскую инициативу в самостоятельных играх и занятиях.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Если нет ловкости и чёткой координации движений пальцев и мелких мышц кистей рук, необходимо делать следующие упражнения:

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  • Занятия рисованием, лепкой, умение работать ножницами, завязывания и шнурование. Застёгивание пуговиц и прочее.
  • Занятие конструированием (работа с различными мозаиками, мелкими предметами, виды ручного труда), изготовление поделок из бумаги и картона, природного материала, различные виды шитья (в т.ч.вышивание)
  • Обведение контуров предметов, геометрических фигур по точкам, чёрточкам, различные виды закрашивания, штриховки и т.п.

Упражнения для развития мелкой моторики рук для детей

Хотелось бы подробнее остановиться на пальчиковой гимнастике, которая полезна для развития мелкой моторики рук, которая тесно связана со многими центрами коры головного мозга. Дети, с которыми занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, более точной координацией движений, силой и ловкостью рук, скорее успокаиваются после стрессов. Приведу вашему вниманию, в качестве примера, упражнения на мелкую моторику рук у дошкольников, которую используют в своей работе воспитатели детского сада «Рябинка»:


Игры для развития мелкой моторики рук дошкольников

  • Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа – «Два весёлых гуся», «Мы сварили суп», «Пальчики здороваются» и т.п., кроме того игры с чтением стихов.
  • Различные штриховки, раскраски.
  • Лепка из глины и пластилина.
  • Игры с прищепками, мелкими игрушками, клубочками.
  • Собирание пазлов, конструкторов.
  • Занятие конструированием, ручным трудом.

Так же для разминки кистей рук и пальцев предлагайте своим малышам разрывать листки бумаги на мелкие кусочки в виде квадратов, прямоугольников, кружочков, веточек и т.п. Далее пусть дети складывают из этих маленьких кусочков различные узоры на листе бумаги или дощечке. Интересными получаются аппликации из порванных цветных кусочков по темам «Цыплёнок», «Медведь», «Волк», «Лиса», «Сова» и прочее. Эти животные пушистые и аппликации с помощью обрывания смотрятся очень оригинально и красиво. Как можно чаще давайте детям возможность работать ножницами, пусть они раскрашивают картинки в книжках-раскрасках, штрихуют нарисованные геометрические фигуры, фигуры зверей, птиц, животных, лепят, плетут изделия и прочее.

В последнее время модным стало слово «креативность», оно обозначает, примерно, то же самое, что и «оригинальность», «нестандартность», «неординарность», ещё проще говоря – «творчество». Ребёнка надо учить творчеству и созиданию. Это поможет ему в дальнейшем обучении в школе, а так же и во взрослой жизни.

Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников.

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений (тонкой моторики) .

Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему составляет неподготовленность руки к письму. В чем же причина графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

1. Недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность»)

2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»)

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или раскрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

Отработка графических навыков.

Организация непосредственной образовательной деятельности: Проект рассчитан на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагогов во вторую половину дня. Срок реализации проекта три года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам 4-5 человек. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.

Суть инициативы: Разработать и апробировать систему работы на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами нетрадиционных методов в художественной деятельности.

Теоретическая часть: Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л. В. Антаковой-Фоминых, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова и др. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев мелкой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват почерк человека. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок хватает предмет, после появляются навыки перекладывания из руки, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требует согласованных действий обеих рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомические развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движения рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов, и отношений между ними» - Д. Б. Эльконин. Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник в художественной деятельности.

1. Выявить индивидуальные особенности детей в развитии мелкой моторики.

2. Формировать умение правильно держать ножницы, действовать ими правильно.

3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности, логическое мышление и пространственное воображение.

4. Обучать детей различным приемам в нетрадиционной технике, умению следовать устным инструкциям.

5. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам в художественной деятельности.

6. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственного труда.

7. Организавать с родителями консультативно-просветительскую работу по развитию мелкой моторики рук, привлечь к совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

1. Созданы условия для реализации проекта.

2. Дети усвоили различные нетрадиционные техники в художественной деятельности, научились следовать устным инструкциям, пользоваться ножницами.

3. Повысить уровень развития мелкой моторики.

4. Повысилась компетентность родителей по использованию нетрадиционных технологий в художественной деятельности с детьми.

Срок реализации проекта: 2014-2017г.

Этапы реализации проекта:

I этап- Подготовительный (18.08.2014г. -15.09.2014г.)

II этап-Реализация (15.09.2014г. -30.04.2017г.)

III этап-Заключительный (май 2017г.)

Цель I этапа: Создание условий для реализации проекта.

1. Проанализировать литературные источники, подобрать и адаптировать диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики у детей ЗПР.

2. Определить развитие мелкой моторики детей в игровой деятельности.

3. Подготовить материальную базу для реализации проекта.

4. Разработать цикл занятий.

5. Определить уровень знаний родителей по развитию мелкоймоторики у детей через анкетирование.

Цель II этапа: Реализация системы работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными способами в художественной деятельности.

1. Реализовать цикл занятий с детьми.

2. Привлеч родителей к совместной работе по художественной деятельности.

Цель III этапа: Подведение итогов реализации проекта.

1. Провести анализ результатов.

2. Выявить уровень знаний родителей, их мнение о проделанной работе.

Показатели эффективности работы:

Развитие у детей мелкой моторики, художественного вкуса, творческих способностей, логического мышления и пространственного воображения. Повышение компетентности родителей по данной теме.

Проект может быть реализован в МБДОУ комбинированного вида в группах ЗПР при заинтересованности воспитателя, дополнительной организации развивающей среды и наличие системы в этом направлении.

www.maam.ru

Развитие мелкой моторики у дошкольников

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

В жизнедеятельности человека происходит познание окружающего мира, то есть его отражение. Детский организм очень быстро растет, и в период взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс ощущения. При помощи ощущений ребенок познает величину, форму, цвет, плотность, температуру и запах окружающих нас предметов, знакомится с производимыми ими звуками. Ощущения - начальный источник всех наших знаний об окружающем мире. В дошкольном возрасте главную роль играют осязательные ощущения, они представляют собой комбинацию сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. С помощью осязания (ощупывания) происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах. В результате систематических упражнений осязание достигает определенного совершенства. Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (например, сосновые шишки). Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие, то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя ответственность учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Лепка из различных материалов (соленое тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков «Сороку-ворону», «Ладушки», «Козу - рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можно устроить пальчиковый театр.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Переливание жидкостей из одной емкости в другую. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки. Учите одеваться самим. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр – шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие постройки. Крупный песок и камни развивают ладошки. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитьё, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

Занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом и держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведерко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога! И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Советы мамам. Мелкая моторика.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) .

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять.

Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто.

В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори, а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

  1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2.Ладушки Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3.Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать.

Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5.Бусы Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6.Вкладыши-мисочки Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7.Крупы В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8.Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу.

На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9.Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10.Горошина Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия.

Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять.

Предложите ребенку другую игру.

11.Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12.Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии.

Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13.Лепка Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка.

Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14.Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15.Собирание мозаик и пазлов

Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

16.Вырезание Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п.

Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

По теме:

Материал nsportal.ru

с. Доскино,

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"То же левой рукой.

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"· открыть глаза - повтор движений.

Перенос позы с выключением зрительного анализатора:· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза") .

Оценка результатов с точки зрения психологии.1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.Оценка: односторонняя пространственная агнозия.4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.Оценка: инертность движений (лобные доли) .5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие) .

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

Задания для детей 3 - 4 лет:

1.Пальчик с носиком здороваются.После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха) , это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2.Уложи монеты в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3.Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях) .

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся(задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки) .Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Оценка результата воспитателем.

(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

Мы предлагаем вам серию занятий, направленных на развитие мелкой моторики у детей .

Игры с крупами

По мнению мудрых целителей Древнего Востока, кисть руки - место концентрации жизненной энергии. С этим соглашаются и современные доктора. На кистях рук и на стопах ног находится самое большое скопление акупунктурных точек, воздействие на которые стимулирует тот или иной орган в организме человека.

Всем прекрасно известно, как полезно босыми ногами ходить утором по траве или бегать босиком по горячему песку. В детских садах, в комнатах здоровья в поликлиниках используют точечный массаж ног.

Чтобы массажировать точки на ногах, для детей делают специальные коврики: нашивают на них пуговицы или кладут коврики с искусственной, слегка жестковатой травой. В деревянный ящичек насыпают горох, по нему тоже полезно топать босыми ножками.

Но не надо забывать, что не меньшее количество акупунктурных точек находится и на ладонях рук, как с тыльной стороны, так и с внутренней. На Руси в деревне наравне со взрослыми перебирать крупу всегда сажали детей. Крупа высыпалась на середину стола и все начинали ее сортировать.

Вот это гречка, ее в одну мисочку; вот это просо, его в другую; это камушек, его в третью.

Работа с крупами очень хорошо стимулирует акупун- ктурные точки на пальцах рук, где находятся точки, отвечающие за развитие речи.

Занятие 1. Игра «Я Золушка»

Цель занятия : развиваем мелкую моторику, учим названия круп.

Слова взрослого : Что сделала злая мачеха, что бы Золушка не поехала на бал? Правильно, она задала ей много работы по дому. Помыть пол, перемыть всю посуду и перебрать крупу.

Для этого она смешала несколько видов крупы в одной большой чашке. Золушка быстро справилась с уборкой, но вот крупы?! Да..., с ними сложнее. Что сделала Золушка?

Она пригласила на помощь своих друзей. Прибежали маленькие зверюшки и прилетели красивые птицы. Они помогли Золушке.

Давай и мы немного ей поможем!

Поставьте перед ребенком две миски: одну - пустую, а во второй смешайте крупу и фасоль. Пусть малыш выбирает из нее только фасоль и кладет в другую миску. Сначала правой рукой, потом левой.

Делается это не только для развития мелкой моторики, но и для того, чтобы равномерно задействовать работу левого и правого полушария мозга ребенка.

Занятие 2 (для самых маленьких)

Цель занятия : развиваем мелкую моторику, учимся удерживать мелкие предметы пальцами.

В одну мисочку насыпьте обыкновенный горох, пусть малыш перекладывает его в другую мисочку. Сначала всей горстью, затем щепоткой, а потом большим и указательным пальцами обеих рук.

Хорошо, если вы еще будете приговаривать или подпевать: раз горох и два горох, раз горох и два горох.

Занятие 3. «Найди игрушку»

Цель занятия : развиваем мелкую моторику, память, внимание, тактильные (осязательные) чувства.

Насыпьте крупу в глубокую миску и спрячьте в нее маленькие игрушки (машинки, кубики, шарики и т. д.) . Ребенок должен не только нащупать игрушку, но и определить на ощупь какая это игрушка.

Также можно прятать объемные геометрические фигуры, буквы или цифры. Если ребенок знаком с шахматами, прятать можно маленькие шахматные фигурки: короля, ладью, коня, пешку.

Занятие 4. «Что гремит?»

Цель занятия : развиваем мелкую моторику, координацию, слуховую память, запоминаем названия круп.

Приготовьте все имеющиеся у вас крупы и столько же спичечных коробков. Помогите ребенку заполнить коробки. В каждый коробок ребенок должен положить по одной столовой ложке крупы. Разучите с ребенком названия круп.

Потом закройте коробки и перемешайте на столе. Берите по одному коробку и трясите. Ребенок должен по звуку угадать, какая крупа в этой коробочке.

Поменяйтесь с ребенком ролями, пусть теперь он перемешает и трясет коробок, а вы угадывайте, что в нем находится.

Замятие 5. «Рисуем»

Цель занятия: развиваем мелкую моторику, воображение, обучение рисованию.

Насыпьте на противень или поднос манную крупу так, чтобы она закрыла всю поверхность. Ребенок может рисовать, водя по противню пальчиками.

Рисовать можно все что угодно: спирали, геометрические фигуры, домики, цветочки и т. д.

Обязательно введите в урок обучение, поэтапно покажите ребенку, как рисовать тот или иной предмет, ребенок должен повторять за вами каждый этап.

Занятие 6. «Бусы»

Цель занятия : развиваем мелкую моторику, координацию, ловкость, воображение.

Возьмите примерно 200 граммов макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик - для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы, после того как ребенок их подарит.

Можно раскрасить бусы краской.

Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими Руками.

Занятие 7. «Копилка для птиц»

Цель занятия: развиваем мелкую моторику, координацию, аккуратную работу с маленькими предметами Двумя пальцами, указательным и большим.

Возьмите пластиковую бутылку с крышкой. В верхней ее части сделайте отверстие диаметром 1,5-2 см. Обработайте для безопасности края напильником или оплавьте горячим металлом.

Вокруг отверстия нарисуйте окошко, чтобы ребенок легко мог его находить. Затем предложите ребенку положить в копилку семена для птиц.

Когда пойдете на прогулку, не забудьте взять с собой копилку для птиц. Высыпайте семена ребенку поочередно то на левую ладошку, то на правую, пусть он бросает их птичкам.

По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"