Тактильная чувствительность у детей. Ребенок и тактильная гиперчувствительность. Что в чашке

Еще мало что умеет. Однако спустя несколько недель происходит настоящий прорыв: кроха начинает фиксировать взгляд, пытается проследить за движущимся предметом, зажмуривает глаза при ярком свете. Самое время заняться его развитием! Отличным помощником в обучении малыша станет игровой развивающий коврик.

Детский развивающий коврик оснащен различными игровыми и обучающими элементами: дугами, погремушками, зеркальцами, узелками, кармашками, кнопками, световыми и музыкальными игрушками. Все они предназначены для развития зрения, слуха, тактильных ощущений у малышей раннего возраста и для развития мышления, воображения и творческих способностей у детей постарше.

Основные требования

Развивающий коврик для малышей до года должен быть мягким и приятным на ощупь, по возможности выполненным из натуральных материалов различной фактуры, с четкими, неагрессивными рисунками. Важно, чтобы все элементы коврика были достаточно крупными, дабы любопытный кроха не смог оторвать и проглотить их!

Большим плюсом станет возможность машинной стирки. Она значительно облегчит уход за таким ковриком — ведь малыши все тянут в рот, и им обязательно захочется попробовать на вкус новую игрушку.

Компактные размеры развивающего коврика позволят легко сложить его и взять с собой в дорогу. Зато у просторных моделей больше элементов для игры и развития, а еще по такому коврику со временем малыш сможет ползать.

Первый коврик

С какого же возраста можно использовать развивающий коврик? Несмотря на то, что во многих инструкциях производителями указан возраст 0+ (с рождения), лучше начать знакомить малыша с этой многофункциональной игрушкой не раньше 1 месяца. К этому времени он окрепнет, привыкнет к окружающим и домашней обстановке.

В качестве первого лучше выбрать коврик небольшого размера, выполненный в мягких, спокойных тонах, с дугами и защитными бортиками. Поскольку малыш в возрасте 1-2 месяцев большую часть времени лежит, ему будет интересно рассматривать забавные подвесные игрушки на дугах, он будет стараться сосредоточить свой взгляд на каждом конкретном предмете и попытается запомнить его цвет и форму. Так постепенно кроха научится концентрировать свое внимание.

Ближе к 3 месяцам малыш начнет тянуть ручки к игрушкам, будет стараться достать и потрогать их, толкнуть ножками, и здесь дуга будет очень полезна! Она станет основным развлечением крохи.

Активно двигаемся

К 4 месяцам малыш научится переворачиваться на живот, и ему будет неинтересно просто лежать на спине. С этого возраста дуги, как правило, не нужны: основное внимание крохи будет приковано к самому коврику.

Здесь пригодится специальная подушечка , которая идет в комплекте с некоторыми моделями ковриков. С помощью этой подушки лежащему на животе малышу будет удобно приподниматься на руках и изучать расположенные впереди игрушки.

Большим плюсом для малышей от 4 месяцев будут игрушки-прорезыватели на коврике, которые позволят облегчить процесс появления первых зубов.

Пройдет совсем немного времени, и малыш научится ползать. В этом возрасте защитные бортики развивающего коврика уже не преграда для юного путешественника. Ребенок запросто сможет перелезть через них. Помните об этом и не оставляйте кроху без присмотра!

Экономным и предусмотрительным родителям понравятся универсальные развивающие коврики , растущие вместе с ребенком. Поднятые бортики позволят превратить коврик в уютный домик для месячного крохи, а когда малыш подрастет, бортики можно разложить, значительно увеличив игровое пространство. Набор игровых элементов можно размещать на ковре в зависимости от возраста ребенка.

Коврик-сумка без труда превращается в удобную переносную сумку или сундучок для игрушек. Такую модель удобно брать в гости, на прогулку или на прием к врачу. С помощью специальной ручки коврик-сумку можно повесить на коляску.

Отличная идея — двусторонний коврик . Если одна сторона наскучила юному исследователю, всегда есть возможность, повернуть коврик другой стороной и подарить малышу новые впечатления. Стороны могут быть оформлены для разных возрастов. Такой коврик прослужит дольше.

Коврик-пазл предназначен для детей постарше, от года до 7 лет. Он выполнен из безопасного и нетоксичного полимера. С помощью этого коврика ребенок может собрать целую картину, алфавит или городскую улицу с дорожными знаками. Игры на таком ковре очень полезны, они развивают пространственное мышление и геометрические ассоциации.

Обсуждение

Среди всех развивающих ковриков, коврики-пазлы - абсолютные чемпионы. Мои наблюдения: как только малой (брату 3 годика) садится на коврик, я могу идти заниматься чем угодно, а если ему еще и конструктора высыпать, парнишка превращается просто в мечту - никаких криков: спокойный и уравновешенный - сидит сначала собирает коврик, потом конструктор, потом как-то объединяет и коврик, и конструктор) Так что, если будете выбирать коврики, я бы советовал останавливаться именно на пазловых.

Мы покупали коврик, но больше пользовались креслом-качалкой.

мы коврик не покупали малой, вроде хотели но пока туда сюда пару месяцев и ребенку уже коврик не нужен. ребенок растет очень быстро и всего не купишь.

Хорошая информация для мамочек. Раньше такого не было для деток, а сейчас все что душе угодно! Здорово!!! Еще бы Государство платило бы побольше, что бы все можно было купить для своих детишек.

Комментировать статью "Развивающие коврики для малышей: какие бывают?"

развивающий коврик. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Развивающий коврик? Где можно посмотреть в пределах 1000 рублей? Развивающие коврики для малышей: какие бывают?

развивающий коврик нужен??. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. нам 2 месяца, реагируем и радуемся игрушкам.Вот думаю нужен ли развивающий коврик? детки играют вообще с ним?

Среди всех развивающих ковриков, коврики -пазлы - абсолютные чемпионы. Мои наблюдения: как только малой (брату 3 годика) садится на коврик, я могу идти заниматься чем угодно, а если ему еще Посмотрите другие обсуждения на тему " С какого возраста развивающий коврик "

Развивающие коврики для малышей: какие бывают? Среди всех развивающих ковриков, коврики -пазлы - абсолютные чемпионы. Мои наблюдения: как только малой (брату 3 годика) Они рельефные, стираются...Сын ползает и пытается взять в руку отдельное изображение...

Развивающий коврик. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года Смотря какой коврик! Наш с музыкой, лампочками разноцветными, игрушки разные висят на дугах Лежала смотрела по сторонам в основном, и конечно не 20 минут в таком возрасте.

Какие бывают развивающие коврики для малышей и как выбрать подходящий. Виды развивающих детских ковриков по материалу. развивающий коврик. посоветуйте,плиз чтоб стирать желательно можно было. Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки...

Похвалите свой развивающий коврик. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Какие бывают развивающие коврики для малышей и как выбрать подходящий. Виды развивающих детских ковриков по материалу. развивающий коврик. посоветуйте,плиз чтоб...

развивающий коврик. Развитие, обучение. Развивающие коврики. Детское приданое. Ребенок от рождения до года. ты просто его на коврик ложила и все???а то у нас есть, а я думала, что пока не поползет, то и не надо...

Развивающие коврики. Развитие, обучение. Хочу подарить подруге развивающий коврик. Вопроса два: - вещь вообще полезная? - где купить?? У нас Tiny Love Africa, из интернет-магазина какого-то. Но вот самый лучший коврик, я считаю, в ИКЕЕ - он без дуг, зато большой...

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. И что дольше будет интересным для ребенка7 Думаю, стоит ли наворачиваться с мобилем, может лучше коврик купить, а мобиль попроще?

Стирка развивающего коврика. Представленные современными производителями игровые коврики для развития детей Все Развивающий коврик как постирать?. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Развивающий коврик - первая развивающая игрушка. Развитие ребенка с 1 месяца с помощью детского коврика: зрение, слух Какие бывают развивающие коврики для малышей и как выбрать подходящий. Обучающие пособия для ребенка своими руками: как я...

Какие бывают развивающие коврики для малышей и как выбрать подходящий. Развивающий коврик для малышей до года должен быть мягким и приятным на ощупь, по возможности выполненным из натуральных материалов различной фактуры, с четкими...

Развивающий коврик - первая развивающая игрушка. Развитие ребенка с 1 месяца с помощью детского коврика: зрение, слух Какие бывают развивающие коврики для малышей и как выбрать подходящий. Обучающие пособия для ребенка своими руками: как я...

Развивающие коврики. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Покупали ли вы своим детям развивающие коврики? Если да, то в каком возрасте они наиболее актульны?

Какие бывают развивающие коврики для малышей и как выбрать подходящий. Виды развивающих детских ковриков по материалу. Представленные современными производителями игровые коврики для развития детей Все получилось, пошла стирать...

Развивающие коврики. Развитие, обучение. 1) с какого возраста вы начали играть с ковриками 2) как именно вы играете? Нам 2,5 мес, мы пока как-то не очень Сперва, в вашем возрасте, мы лучики у солнышка обсасывали, на ежа любовались, Сейчас-3,5 -мальчик, кубики...

Развивающий коврик. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Мамочки, скажите, пожалуйста, как часто и когда вы используете развивающий коврик? Есть ли смысл его приобретать?

Как проявляется пониженная сенсорная чувствительность, и как вести себя родителям и педагогам

Люди с пониженной чувствительностью к сенсорным стимулам обычно бывают тихими и пассивными, кажется, что они игнорируют стимуляцию, поскольку они никак не реагируют на нее. При контакте со стимулами, на которые обычно реагируют остальные люди, они не обращают на них внимания. Например, когда вы зовете ребенка по имени, кажется, что он не замечает, что к нему обращаются. Вы можете позвать ребенка по имени несколько раз подряд, но кажется, что он ничего не слышит. Вам приходится громко произносить имя ребенка несколько раз или вставать прямо перед ним, иначе он не поймет, что вы говорите с ним.

Другой возможный симптом пониженной сенсорной чувствительности – человек кажется погруженным в себя. С такими людьми трудно установить контакт и создается впечатление, что другие люди им вообще не интересны. Причиной могут быть не только нарушения социального взаимодействия, но и сильная концентрация на той сфере, которая является сильной стороной таких людей.

Приспособления для массажа и стимуляции при пониженной кожной и кожно-мышечной чувствительности. Фото из экспериментального АВА-класса в Москве, поддержанного Фондом “Выход”.

Например, когда я впервые пришла в дом Джонни, он вполне счастливо играл со своими машинками. Я сказала «привет», но он даже не посмотрел в мою сторону.

Джонни – ребенок с аутизмом, который очень любит играть с игрушечными машинками. У него есть почти все модели машинок, и он очень много знает об истории моделей. Во время нашей встречи Джонни заявил: «Около 30 лет назад компания Matchbox перешла на более привычный пластик и картонные коробки, которые использовались другими производителями вроде Hot Wheels. Однако я предпочитаю коллекционировать машинки Matchbox в традиционных коробках, которые недавно снова были представлены на рынке для коллекционеров, начиная с 35 юбилея серии Суперскорости в 2004 году».

Джони только семь лет, и его знания в этой области явно необычны. Когда он говорит на свою любимую тему, то становится более оживленным и кажется более общительным. Однако стиль его речи остается довольно педантичным – ощущение, что он читает собеседнику лекцию о достоинствах машинок Matchbox.

Возможно, вы слышали, как такое поведение называют «эгоцентрическим» – не потому, что такой человек эгоистичен или думает только о себе, но потому что для него один интерес приводит к исключению всех остальных тем. Многие люди связывают это с особым когнитивным стилем, но наш опыт работы показывает, что это скорее связано с низкой чувствительностью к новым сенсорным стимулам. Такие люди не получают достаточной сенсорной информации из окружающего мира, и они могут использовать мысли и идеи об определенных темах в качестве способа стимулировать свой мозг. Люди с расстройствами аутистического спектра, у которых также есть пониженная сенсорная чувствительность, могут демонстрировать большое оживление, концентрацию внимания и общительность при условии, что они обсуждают свои интересы (например, машинки).

Вот некоторые примеры симптомов пониженной сенсорной чувствительности для каждой из восьми сенсорных систем:

Зрение: постоянно теряет нужную строку во время чтения, жалуется на усталость глаз.

Слух: не реагирует на свое имя, мычит или издает другие звуки, когда работает над какой-то задачей.

Обоняние: не замечает сильный запах в холодильнике, на который другие люди тут же реагируют.

Вкус: не замечает или равнодушен к количеству соли или остроте блюд.

Вестибулярный аппарат: не инициирует игру с оборудованием на детской площадке, предпочитает играть сидя.

Осязание: не замечает царапин и ушибов.

Проприоцепция: опирается на стены или полулежит на стуле, может отличаться слабостью мускулатуры.

Интероцепция: может пачкать или мочить штаны, не испытывает чувства голода, плохо понимает расположение своего тела в пространстве.

Пример инклюзивной детской площадки для детей с инвалидностью и без. На площадке есть оборудование для безопасной стимуляции детей с гипочувствительностью при аутизме.

Классический симптом низкой сенсорной чувствительности – это гипочувствительность к прикосновениям и поиск стимуляции с помощью глубокого давления. Часто это связано с плохим осознанием своего тела, быстрой утомляемостью, неверным приложением силы при движениях. Люди с пониженной сенсорной чувствительностью часто не понимают, что какие-то предметы слишком холодные или горячие, классический симптом – отсутствие реакции на боль в случае ушибов, падений, порезов или ссадин.

Дети с пониженной сенсорной чувствительностью кажутся «вялыми и медленными». Кажется, что у таких детей нет мотивации и спонтанного желания играть и исследовать окружающий мир (Bialer and Miller 2011). Они часто кажутся летаргичными и усталыми. В школе кажется, что ребенок с пониженной сенсорной чувствительностью не слушает то, что говорят, и/или дремлет, сидя на стуле. Ему может быть трудно подружиться с другими детьми, потому что он не может поспеть за быстрыми движениями других детей на площадке, либо в тот момент, когда он осознает ситуацию, другой ребенок уже отвлекается на что-то еще.

Мы используем аналогию с «топливным баком», чтобы объяснить концепции чрезмерной и пониженной сенсорной чувствительности. Бак подобен нашей нервной системе. У каждой машины свой объем бака. У некоторых моделей топливный бак очень маленький, он быстро наполняется, как дети с повышенной чувствительностью быстро наполняются сенсорными стимулами. Другие машины с большими баками, и их нужно заправлять дольше и чаще, чтобы они продолжали ездить, так же как и дети с пониженной сенсорной чувствительностью (Bialer and Miller 2011).

Эмоциональные последствия пониженной сенсорной чувствительности

Дети с пониженной чувствительностью могут страдать от низкой самооценки. Они могут предпочитать играть сидя и избегать двигательных занятий, требующих энергичных движений. Из-за этого их могут обзывать «занудами», «зазнайками» и «одиночками». Из-за плохой способности общаться с ровесниками у них может быть мало возможностей для развития нормальных социальных навыков и формирования отношений. В результате у них меньше опыта в разговоре, обмене и участии в воображаемых играх.

Они также могут отставать в учебе, потому что они могут позднее осознавать, чего хочет учитель (например, когда учитель говорит, чтобы все открыли тетрадки, чтобы писать диктант), так что они все время не поспевают за остальными детьми. Эти дети могут считать себя глупыми и не способными к спорту по сравнению с другими детьми.

Правильно подобранные активные физические упражнения могут улучшить состояние при сенсорной гипочувствительности.

Пути помощи детям с пониженной сенсорной чувствительностью

Людям с пониженной сенсорной чувствительностью нужны «спринтерские» занятия, которые смогут быстро активировать их сенсорные системы. Громкая музыка, быстрое раскачивание на качелях, активные физические упражнения повышают уровень реакции на стимулы. Делайте все возможное, чтобы вовлечь людей с пониженной сенсорной активностью в двигательные занятия, даже если они предпочитают сидеть и играть на компьютере. Например, можно купить ребенку игровые приставки, которые требуют играть стоя и имитировать движения.

Попробуйте подавать более острую и хрустящую еду с сильными запахами (чеснок/лук), чтобы увеличить сенсорное возбуждение. Попробуйте обнаружить экспериментально, что именно мотивирует этого человека, и предоставляйте ему возможность работать ради вознаграждения.

Родителям детей с симптомами пониженной сенсорной чувствительности рекомендуется психотерапия, которая основана на вовлечении в общение и формировании отношений. Кроме того, очень полезной может оказаться сенсорная интегративная терапия, которую может предоставить опытный терапевт (желательно, чтобы это был специалист, прошедший специальное обучение и работавший с супервизией), что позволяет повысить социальную вовлеченность, саморегуляцию и самооценку.

Ссылки

Bialer, D. S., and L. J. Miller. 2011. No Longer A SECRET: Unique Common Sense Strategies for Children with Sensory or Motor Challenges. Arlington, TX: Sensory World.

Ребенок и тактильная гиперчувствительность

Слух, зрение, обоняние, осязание, или тактильная чувствительность, - именно эти пять чувств являются каналами, по которым наш мозг получает информацию о внешнем мире. Каждый орган чувств приспособлен к восприятию определенных факторов внешней среды. Поступающая от них информация анализируется и обрабатывается специализированными отделами головного мозга. Осязание – первое чувство, появляющееся в нашей жизни. Еще в утробе матери плод начинает воспринимать свое окружение, прикасаясь к стенкам матки. Тактильная чувствительность обеспечивается множеством рецепторов, распределенных по поверхности кожи. Эти рецепторы реагируют на механическую стимуляцию, изменение давления или повторяющиеся надавливания. В среднем их плотность составляет около 50 на квадратный миллиметр кожи, но распределены они неравномерно: на кончиках пальцев рук, обладающих тонкой чувствительностью, их больше всего. Именно кончиками пальцев нам иногда хочется прикоснуться к новой поверхности и получить определенные ощущения, сравнить их с другими, уже знакомыми. Прикосновение вызывает совершенно разные ощущения в зависимости от того, из чего состоит предмет, до которого мы дотронулись. Например, ощущение мягкости мы можем получить при соприкосновении с тестом для пирога, кашемиром, кожей ребенка, меховой шапкой, пуховой периной; ощущение шершавости мы получим от соприкосновения с камнем, наждачной бумагой, циновкой; скользким ощущается лед, жидкость для мытья посуды, растительное масло, лягушка, а гладким кажется стекло, атласная ткань, полированная мебель, бильярдный шар и т. д. Однако можно заметить, что некоторые дети явно избегают соприкосновений с конкретными поверхностями, при этом одергивают руки от предмета, сжимают пальцы в кулачки, неприязненно относятся к чужим прикосновениям. Нередко такие дети отворачивают лицо от всего, что находится слишком близко к ним, не любят, когда их касаются какими-либо предметами или даже прикасаются руками, склонны избегать любого физического контакта, сходные реакции наблюдаются и в отношении изменений положения тела в пространстве. По мнению американского доктора Энн Джин Айрес (1920-1988) данная проблема может быть связана с повышенной чувствительностью к осязательным стимулам. Нетипичную чувствительность (гипо или гипер чувствительность) обычно называют нарушением сенсорной модуляции. Э. Дж. Айрес считает, что если мозг не может «утихомирить» сенсорные импульсы хотя бы одной из сенсорной систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной отрицательного поведения. Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться, с какими ощущениями связаны его реакции. Случается, что ребенок с тактильной гиперчувствительностью избегает играть даже в мягкие игрушки, популярные у других детей. Как узнать о наличии у ребенка тактильной гиперчувствительности? Д. Айрес предлагает опросный лист , большинство положительных ответов на который могут указывать на наличие данной проблемы у ребенка:

Ребенок избегает чужих прикосновений?

Отворачивает лицо от всего, что находится близко от него?

Боится осмотров у врача больше, чем другие дети?

Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти?

Не любит, когда его касаются даже по-дружески?

Уворачивается от объятий, даже от похлопываний по плечу?

Склонен избегать любого физического контакта?

Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странно?

Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды?

Тревожится, если к нему кто-то подходит сзади и он не видит его?

Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему?

Избегает прикосновений к определенным поверхностям?

Испытывает потребность в каких-либо прикосновениях?

Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски?

Не любит касаться клея и тому подобных материалов?

Особенно придирчив к текстуре или температуре пищи?

Тактильная гиперчувствительность в глаза не бросается, но является серьезным неврологическим нарушением. Дети с сильной гиперчувствительностью эмоционально незащищены: вероятно, сбой в работе тактильной системы делает уязвимым и эмоциональную сферу. Тактильная гиперчувствительность – это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновений. Такая реакция возникает лишь при определенных условиях. Дети с гиперчувствительностью сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновений приводит к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и неадекватного поведения. Подавление (торможение) – это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет другой области избыточно реагировать на сенсорные импульсы. У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от всей поверхности кожи. Тем не менее, большинство людей подавляют перцепцию этих ощущений и не дают нервной системе на них отвечать. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому очень часто тактильные ощущения для него дискомфортны. Родственники иногда обижаются, если ребенок избегает их прикосновений или объятий, им кажется, что он их не любит. На самом деле такое неприятие не носит личного характера. При повышенной чувствительности к тактильным раздражителям ребенок ощущает прикосновения иначе, чем другие дети. Касание карандаша для таких детей сравнительно с уколом иглы, электрическим зарядом, укусом насекомого. Недостаточная обработка тактильных сигналов обычно происходит в стволе мозга или зонах полушарий, недоступных сознанию, поэтому ребенок не осознает, что его реакции вызваны прикосновениями. Как правило, дети с тактильной гиперчувствительностью не вполне осознают свои ощущения, за исключением раздражения или дискомфорта, вызванных чужими действиями. Дискомфорт – это реальное ощущение и подавить реакцию на него ребенку не под силу.

Взаимодействуя с гиперчувствительными детьми, следует придерживаться следующих правил:

1. уважать реакции ребенка на разные ситуации, учитывая особенности его реагирования;

2. стараться касаться ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, именно так можно ослабить раздражение, учитывая, что легкие прикосновения обычно раздражают сильнее, чем постоянное сильное давление;

3. периодически предлагать ребенку различные игрушки, предметы для взаимодействия;

4. стараться чаще использовать прием «сэндвич», т. е. выкладывать ребенка между большими подушками с целью «успокоить» чрезмерную чувствительность к прикосновениям;

5. обращать внимание на виды тканей, одежды, игрушки, с которыми может самостоятельно контактировать ребенок;

6. наблюдать за ребенком, не принуждая его к участию в играх, но способствуя и поддерживая его инициативу самостоятельных действий;

7. поддерживать у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт;

8. своевременно предупреждать развитие негативных процессов;

9. способствовать развитию доверительных отношений;

10. развивать интерес к окружающему миру.

Литература:

1. Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса «Ребенок и сенсорная интеграция», Теревинф, 2009

2. «Как улучшить память», Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2005

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета - важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой. Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

Кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

Органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь . Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике , об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности