Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Изобразительная деятельность как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 29.11.16

УДК 37.0+7.02

Изобразительная деятельность как средство развития

воображения у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности.

Статья предназначена для ознакомления с курсовой работой.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов старших дошкольников и нахождения путей их оптимизации через различные приемы творческого самовыражения, в частности через изобразительную деятельность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить свое творчество на практике, в реальной жизни.

Исследования ученых Е. А. Флериной , Н. П. Саккулиной , Т. С. Комаровой , Г. Г. Григорьевой и др. показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей.

Также стоит отметить, что в п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию изобразительной деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день много методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Целью данной статьи является изучение влиянияизобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Несмотря на полярность позиций по данному вопросу, отрицать важность творческой фантазии нельзя, ведь она является неотъемлемой частью процесса восприятия окружающего мира, его специфическим отражением в сознании каждой личности.

Дать определение понятию «воображение» стремились многие мыслители. Так, например, Аристотель характеризует воображение следующим образом: «Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно не возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений – это ясно. Ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти (ибо можно наглядно представить себе нечто, подобно тому, как это делают пользующиеся особыми способами запоминания и умеющие создавать образы), составление же мнений зависит не от нас самих, ибо мнение необходимо бывает, или ложным, или истинным. Далее, когда нам нечто мнится внушающим ужас или страх, мы тотчас же испытываем ужас или страх, и соответственно, когда что-то нас успокаивает. А при воображении у нас такое же состояние, как при рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее» [Цит. по: 5, с. 152].

Можно сделать вывод, что воображение – это вмешательство в бессознательные процессы человеческого разума.

Изучение развития воображения для многих может показаться бесполезным, так как мы вряд ли получим какой-либо практический результат. Но в действительности именно от развития воображения зависит и окружающая реальность. И, следовательно, людей должно волновать, что же именно оказывает влияние на развитие нашего воображения. Аристотель породил представление воображения, как чего-то присущего душе. Конечно, воображение характерно всем людям, и отличается оно лишь различной степенью его развития. Зачастую оно созидает образы, лишенные логической и смысловой основы, то есть, по сути, оно является бессмысленным, затрачивающим энергию, процессом.

В работах О. В. Боровика , Ю. А. Полуянова , В. А. Скоробогатова , Л. Ю. Субботиной и др. раскрываются вопросы, связанные с развитием воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению предыдущими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии ребёнка старшего дошкольного возраста трудно не поразиться. И задача взрослых – развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и готовность к школе, становление личности, его творчества. У ребенка возникает способность идти от мысли к действию, то есть его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения у старшего дошкольника психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими.

Анализ теоретических источников показал, что воображение – мощный инструмент для творчества. Пожалуй, воображение является одной из самых удивительных и могучих вещей, существующих в чертогах человеческого разума, а зачастую и вне его пределов.

Воображение способно конструировать невиданные и невероятные вещи, реальности, пространства, позволять вмешиваться в бессознательные процессы и управлять ими. Также воображение можно рассматривать и как самостоятельную реальность, чистый лист, способный вместить всё, что человеческий разум может пожелать.

Библиографический список

  • Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. – 2001. №1,50 с.
  • Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
  • Комарова Т. С. Вопрос большой важности: об эстетическом воспитании дошкольников / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1960. − № 5. − 39-42 с.
  • Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.:
  • Полуянов Ю. А. Воображение и способности. – М.: Знание, 2003. – 50с/
  • Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.


Шарова Валентина Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 365 г.о. Самара

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
развитие эмоциональной сферы.
Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
организация предметно-развивающей среды;
создание ситуации успеха;
сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
выстраивание на занятии игрового сюжета;
создание ситуации творческого поиска;
стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
применение разнообразных художественных материалов и техник;
наличие творческих заданий;
проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
интеграция различных видов искусства;
обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.
Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.
В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

Дошкольный возраст является возрастом интенсивного развития личности ребенка. Именно в период дошкольного возраста развиваются многие психические процессы, в том числе происходит творческое развитие. Если в этот период творческому развитию не уделять должное внимание, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с тем исчезает радость творчества, труднее формируются умения воспринимать и ценить все хорошее, что обедняет личность, снижает возможности становления творческого мышления. Поэтому творческое развитие выступает одной из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент [ФГОС ДО ст. 1.6]. В настоящее время творческое развитие понимается, как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе, которое активно проявляется в деятельности ребенка, особенно ярко в изобразительной деятельности.

В своих работах А.В. Брушлинский определяет творчество, как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. Сущность творческого процесса заключается в создании новых комбинаций на основе имеющегося опыта. Характерными особенностями творчества является:

  • 1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • 2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  • 3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • 4. Наличие субъективных (личностных качеств. знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • 5. Новизна и оригинальность процесса или результата.

Иное определение дает Я.А. Пономарев, считая, что творчество - характерная черта человека, предназначающая быть его творцом. То есть творчество для ученого есть свойство и живой и неживой материи, присущее и человеку, и обществу. Согласно Я.А. Пономареву, творчество - необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с их возникновением меняется и сама форма творчества .

Ю.А. Бычков определяет творчество, как деятельность по созданию качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение, поиск новых путей решения, создания чего-то нового, проявляющегося в новаторстве и инициативе .

Противоположное мнение выдвигает философ А.М. Коршунов, выдвигая позицию, что создание нового не есть творчество, а самое прямое отражение действительности. "Создаваемые человеком представления отсутствующих вещей также являются отражением. В отражении слито воспроизведение настоящего, прошлого, будущего" . Однако отражение хоть и является более широкой категорией, но не подразумевает обозначение всей деятельности человека. То есть "творчество" есть специфический вид отражательной человеческой активности.

Многие психологи определяют творчество, как процесс познавательной, эмоциональной, волевой сферы человеческой личности. А.Н. Леонтьев трактует понятие творческие способности так: "Творческие способности - это качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, оригинального, субъективно или объективно значимого творческого продукта […]. Творчество - синоним оригинального мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творчество зиждется на свободе воли и воображения. А воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно, неповторимо отражается мир" .

Из определения можно заключить, что воображение включается в познавательную деятельность субъекта, отражает явления действительности и помогает создать ту базу накопленного опыта на основе которого создаются творческие произведения. Такая же позиция свойственна и другим отечественным психологам, так Л.С. Выготский отмечает: " воображение - импульс к творчеству. Воображение преобразует действительность в направлении потребности, формируя конкретные пути их удовлетворения" . По мнению Л.С. Выготского, творчество является необходимым условием существования, который носит личностный характер. "Творчество - норма детского развития", - заключает Л.С. Выготский .

С мнением Л. Выготского соглашается Н.С. Лейтес, указывая, что творчество характерно для каждого здорового ребенка . Стимулом к творчеству служит эмоциональное состояние ребенка, выражаемое в рисунке. Для ребенка важно выразить свои переживания. Поэтому критерием могут быть не само качество работы ребенка, а стимул, который подтолкнул ребенка к творческой активности.

Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, В.В. Давыдов приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя.

То есть критерием личности является наличие творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В. Давыдов выделил черты творческой личности . Первая - потребность личности в активном созидании. Эта потребность является главной, смыслообразующей, как отмечает В. Давыдов, и подчиняет себе все другие. Другой признак творческой личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.

Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова . Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. Поэтому овладение человеческой культурой должно проходить у детей через поиск, который выступает как основа детского творчества. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве и разделяет ее на два вида: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества личности.

Так, обобщая вышеперечисленное, личность представляется как активный творческий деятель, способный к поиску, самостоятельному выбору способов действия, занимающий определенный статус в обществе, который творчески преобразует мир, а значит и самого себя тоже.

На протяжении дошкольного возраста идет процесс становление образа "Я", он включает в себя не только знания о себе, а осознание себя как личности, своего места в обществе, в системе общественных отношений. Образ "Я" включает отношение человека к самому себе, то есть формируется самооценка. Она формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Благодаря чему человек ориентируется на наиболее значимую для него группу (лицо), идеалы ее, ценности .

Огромные возможности для такого развития заложены в изобразительной деятельности.

Общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Благодаря произведениям искусства, человек знакомится с авторской позицией, иной точкой зрения. Он может принять ее, поспорить с ней. Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку связан с осознанием своих желаний, интересов, возможностей, оценкой чего-либо. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа.

Одно из важнейших условий развития ребенка - это обновление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра отвечает тем потребностям ребенка, которые доминируют в данном возрасте. Изобразительная деятельность показывает влияние приоритетов в потребностях ребенка. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности. Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру ("ребенок - предмет", "ребенок - взрослый") существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).

Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием (как и в игре), долгое время может рисовать не для других, а для себя. Хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других .

В дошкольном возрасте влияние ведущих мотивов игры сказывается не только на содержании мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме проявления деятельности, на особенностях развития замысла.

В рисунке ребенок может прибегать к игровым способам действия. Такие рисунки, как правило, схематичные, полуготовые. Они нарисованы наскоро, остальное ребенок дорисовывает, разворачивая сюжет.

Таким образом, система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат.

Отечественные педагоги рассматривают творческое развитие детей старшего дошкольного возраста, как целенаправленный процесс, обращая внимание на качество. Е.А. Флерина пишет: В оценке детской изобразительной деятельности следует также остерегаться злоупотреблять термином "творчество". Правда, ещё К.Д. Ушинский отмечал, что, несмотря на неразвитость детского воображения, удельный вес его в психике ребёнка больший, чем в психике взрослого . Подвижность воображения при действенной моторной активности ребёнка выгодно подчёркивает творческий момент в деятельности ребёнка. Но эта лёгкость и беззаботность, которая даёт обильную продукцию, не должна расцениваться как сила творчества. У детей ещё мало знаний, мало подлинно творческих замыслов, усилий; легко, весело и часто как бы играючи ребёнок создаёт свои наивные образы. Это хорошо, но при условии постепенного переключения интереса и внимания к результатам, к качеству того, что он создаёт. Н.И. Сакулина, советский педагог, говорит об этом так: "Мы полагаем, что педагогическое руководство детским рисованием складывается из воздействий, направленных на воспитание творческой личности, и из учебной работы, в результате который ребенок овладевает тем объемом умений, который позволит ему творчески выражать свой замысел. Педагог учит детей таким способом деятельности, которые обязательно требуют проявления творчества". . Такой же подход встречается в методике Т.С. Комаровой. "Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога" .

Т.С. Комарова также заключает, что детское творчество такой же сложный процесс, как и творчество взрослых. В нем объединяются сознательное и интуитивное мышление, творческое воображение, труд, оригинальность. На основе этого, Комарова дает свое определение детского творчества - это "создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не пользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)" .

Обобщая все определения, можно заключить, что творческое развитие - это процесс освоения универсальных способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Занятия творчеством должны ориентироваться на развитие этих способностей.

Итак, анализ проблемы творческого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогической литературе показал, что большинство исследователей рассматривают данный процесс как:

  • - лежащей в основе развития личности ребенка;
  • - осуществляемый в активной деятельности;
  • - включающий развитие творческого воображения, эмоционально-волевой сферы, готовность к надситуативно-преобразовательным действиям. Творческое развитие дошкольника заключается в самоценности этого процесса и его результата для самого ребенка. Открывая для себя что-то новое в творчестве, ребенок открывает нечто новое о себе для взрослых. Помочь ему могут организованные занятия художественным творчеством, через которые, посредством общения с искусством, освоением знаний, навыков, обогащением своего эмоционального опыта, ребенок развивает свои универсальные и творческие способности, формирует самооценку и отношение к окружающему обществу.

Рушечникова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель по изодеятельности
Учебное заведение: МАДОУ №228
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: изобразительная деятельность как средство развития восприятия
Дата публикации: 14.09.2016
Раздел: дошкольное образование

1 Кемерово 2010
2
Содержание
Введение...................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогическая сущность развития восприятия...........5 1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте...........8 1.3. Содержание и средства развития восприятия у детей дошкольного возраста..................................................................................................... 10 Глава 2. Изобразительная деятельность как средство развития восприятия 2.1. Реализация индивидуального подхода в организации изобразительной деятельности дошкольников.................................... 15 2.2. Комплексное использование разных видов изобразительной деятельности как средства развития восприятия дошкольников ………..... 19 Заключение............................................................................................... 25 Библиографический список.................................................................... 28 Приложения.............................................................................................. 30
3
Введение
Научно-технический прогресс в нашей стране привел к появлению большого числа профессий, основным содержанием которых является восприятие, опознание зрительных образов, новых визуальных форм. Во многих современных видах деятельности от человека требуется оперативное и точное выполнение перцептивных, мыслительных функций и человеку приходится работать в условиях существенно изменяющих характеристики сенсорных и перцептивных процессов (зрительное восприятие в условиях невесомости и пр.); в условиях информационной перегрузки, требующих быстрого обнаружения сигналов, их точного различения и опознания. Кроме этого сенсорное воспитание в нашей стране рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка, важной составляющей которого является развитие восприятия . И оно тесно взаимосвязано с развитием разных видов деятельности ребенка. Одной из самых интересных для детей дошкольного возраста и благоприятных для сенсорного развития является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний. Прежде чем образы предметов и явлений окружающего мира появятся на бумаге, эти образы складываются в сознании ребёнка в процессе восприятия предметов - дети тщательно обследуют предметы, используя самые различные анализаторы. При этом овладевают способами обследования, умением выделять качества и характерные свойства предметов: форму, величину, пропорции, их цвета, характерные детали. Овладение умением изображать невозможно без активизации восприятия и других познавательных процессов. Вместе с тем и сами познавательные процессы развиваются в этом виде деятельности, поднимая её на новый уровень. Без активизации психических процессов изобразительная деятельность невозможна. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в этом виде деятельности, поднимая её на новый уровень. Проблема развития восприятия уже достаточно изучена. Ей занимались выдающиеся педагоги. Исследования Советских ученых - Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко и др., раскрывают психологический механизм формирования восприятия у дошкольников. Суть его вкратце такова: соотношение видимых свойств предмета с имеющимися знаниями, опытом обеспечивает построение образов восприятия. Полнота и точность их зависят от владения системой эталонов, необходимых для обследования данного содержания, и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами предмета.
4 Р.Г.Казаковой и Н.П.Сакулиной было изучено организованное развитие восприятия предмета или явления природы на занятиях по изобразительной деятельности. В результате которого те действия, которые ребёнок использует при обследовании предмета, он затем воспроизводит самостоятельно в рисовании. Но на сегодняшний день все-таки даже опытными педагогами недооценивается значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Воспитатели в дошкольных учреждениях излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются школьные технологии, забывая про развивающий эффект изобразительной деятельности. И не достаточно используют этот вид деятельности как средство развития ребёнка.
5
Глава 1 . Теоретические основы развития восприятия у

детей дошкольного возраста

1.1. Психолого-педагогическая сущность развития

восприятия
Проблема развития восприятия рассматривается в психологических, педагогических и физиологических исследованиях. В психологической литературе раскрываются определение, виды, свойства восприятия. Физиологиче ские исследования направлены на и зу ч е н и е физиологических механизмов осуществления разных видов восприятия. В педагогической литературе предлагаются разные методы, средства развития восприятия, условия организации этого процесса. Разные аспекты проблемы развития восприятия исследуются в трудах отечественных псаихологов: А.А.Люблинской, А.В.З апорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, Л.И.Божовича, Л.С.Выгодского, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна и др. В словаре « Семейное воспитание » под редакцией М.И.Кондаковой предлагается следующее определение восприятия: восприятие - отражение в сознании внешних свойств предметов и явлений (цвета, формы, величины, веса и т.п.). В результате отражения свойств возникают целостные образы предметов, в которых свойства выступают в их взаимосвязях и взаимоотношениях . В учебнике по психологии под редакцией Е.Е.Даниловой, И.В.Дубровиной рассматривается процесс восприятия как отражение окружающего мира в целом . Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает через восприятия. В реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом . В учебнике по психологии Л.Г.Маклакова восприятие характеризуется как сложный, единый процесс и описывается следующим образом. Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений . Было бы ошибочным полагать, что процесс (от относительно простых ощущений - к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе
6 восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека . Физиологические основы восприятия описываются в исследованиях И.П.Павлова и И.М.Сеченова. В учебнике Л.Г.Маклакова дана следующая их трактовка. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация . Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира . Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии . В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия . Основой другого типа классификаций типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения . Изложенное выше позволяет сделать следующее заключение: - восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас - восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.
1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном

возрасте

7 Раскрыв сущность восприятия, более подробно остановимся на особенностях развития восприятия в дошкольном возрасте. Отличается ли восприятие ребенка от восприятия взрослого, и в чем его отличие? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к учебнику А.Г.Маклакова. Он описывает особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком. Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку дошкольнику очень трудно овладеть такими понятиями, как « завтра », « вчера », « раньше », « позже » . Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Почему же это происходит? Чтобы разобраться в причинах отличий детского восприятия мы обратились к литературе по дошкольной психологии. Восприятие не является врожденной характеристикой. Развиваясь в течении дошкольного возраста, восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития которого выступают: освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов . В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М.Богусловской показало, что на протяжении дошкольного в о з р а с т а и г р о в о е м а н и п ул и р о в а н и е с м е н я е т с я с о б с т в е н н о обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности друг с другом. К старшему дошкольному возрасту о б с л е д о в а н и е п р и о б р е т а е т х а р а к т е р э к с п е р и м е н т и р о в а н и я, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей . Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что зрительное восприятие становится одним из ведущих . В развитии восприятия у дошкольника важную роль так же играет связь восприятия с мышлением и речью . Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковыми являются системы сенсорных эталонов . Сенсорные эталоны - термин, предложенный А.В.Запорожцем при разработке им теории развития восприятия, формирования перцептивных
8 действий. Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств . Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время . На основании изученного можно сделать вывод: - восприятие не является врожденным, но активно развивается в течении жизни - восприятие ребенка имеет ряд особенностей: недостаточность знаний ребенка; небольшой его практический опыт; недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
1.3. Содержание и средства развития восприятия у

детей дошкольного возраста
Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется. Одними из первых об этом говорили Я.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни . Поскольку проблемы сенсорного развития в науке решались по- разному, в истории дошкольной педагогики известны различные системы, разработанные педагогами прошлого: О.Декроли, М.Монтессори, Е.Тихеевой и др. . В Советской дошкольной педагогике была разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над определением принципов, методов и содержания которой работали ряд исследователей: Н.А.Ветлугина, А.М.Леушина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова и др.. Где само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями . Прежде всего ребенок осваивает систему перцептивных действий. В процессе индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта .
9 В методических рекомендациях к « Программе воспитания и обучения в детском саду » пишется о том, что организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. В процессе рассматривания-обследования детей учат выделять свойства и качества предметов, постепенно расширяя умение детей видеть большее количество свойств предметов. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже . В.В.Гербова пишет, что овладев сравнением предметов, выделением их сходства и различий, дети постепенно учатся объединять предметы по сходству, то есть классифицировать их . Т.С.Комарова утверждает, что в процесс восприятия с целью разностороннего познания предмета следует включать движения обеих рук по предмету и его частям. Это позволит лучше запомнить форму основной части и более мелких частей предмета, а затем назвать их и изобразить. По утверждению И.М.Сеченова, любое движение, прежде чем будет произведено во внешнем плане, совершается в голове . Постепенно в результате воспитательно-образовательной работы у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всестороннего развития детей. Н.П.Сакулина, подчеркивая роль сенсорного воспитания в успешном осуществлении разнообразных видов деятельности, писала, что включение сенсорных процессов в разные виды деятельности должно быть подчинено общим задачам умственного воспитания детей. Сенсорное воспитание должно широко использоваться в эстетическом, нравственном, трудовом и физическом воспитании . Работа по развитию во сприятия должна о су щ е с т вл я т ь с я систематически, последовательно и включаться во все эт апы жизнедеятельности. Как писала Н.К.Крупская, ребенок очень рано начинает стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления. И поэтому изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста . На этих занятиях происходит не простое накопление детьми знаний, умений, навыков, а их творческое применение в различных условиях, как на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, так и в самостоятельной деятельности . А следовательно, и в сенсорном воспитании наиболее удобным средством развития будут являться различные виды изобразительной деятельности. Однако следует помнить: расширение чувственного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей . Ещё Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие
10 русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что изобразительная деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого . Е.А.Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» . А.А.Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, чувство. Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательным - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими» . Обратимся к методическому пособию для воспитателей и педагогов под редакцией доктора педагогических наук Т.С.Комаровой. Где она пишет о том, что воспитатель, знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы в рисунке, лепке или аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании (лепке, аппликации) на другие предметы сходной формы . Овладение способами рисования линий разного характера позволяет ребёнку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Таким образом, приобретая знания и умения в изобразительной деятельности, дети получают возможность свободного творческого их применения . Рассмотрев содержание и средства развития восприятия у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу: восприятие необходимо развивать, опираясь на важнейшие положения о сущности восприятия и его развитии у детей; наиболее удобным средством в сенсорном воспитании будут являться различные виды изобразительной деятельности, которые способствуют разностороннему развитию личности ребёнка; на занятиях по
11 изобразительной деятельности знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы и направляя восприятие ребёнка на свойства и качества объектов, включая движения обеих рук по предмету и его частям, используя эпитеты, образные выражения.
12
Глава 2. Изобразительная деятельность как средство

развития восприятия

2.1. Реализация индивидуального подхода в организации

изобразительной деятельности дошкольников
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк . В чем же проявляются индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Т.С.Комарова раскрывает этот вопрос в методическом пособии для воспитателей, где пишет, что они проявляются, прежде всего, в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребёнка, склонностями и направленностью его личности . Одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребёнка - индивидуальный подход. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша . Как отмечает Н.П.Сакулина, особенности восприятия основного показателя сенсорного развития ребёнка зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, слуха, тактильных ощущений и др. Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребёнок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают значительные затруднения при воспроизведении объекта, поэтому приходится вторично, а иногда и неоднократно показывать им предмет, дольше наблюдать с ними за различными явлениями . Различия в рисунках, поделках, аппликациях проявляются уже в начале освоения детьми этих видов творческого труда. Все особенности тесно связаны с индивидуальным сенсорным опытом малышей и сказываются на содержании работ . Особенности подхода ребёнка к изобразительному творчеству определяются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации . По-разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет
13 как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они всё решают одним тоном . Различается и манера исполнения рисунка: одни дети рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишённое деталей; у других предметы получаются маленькими, зато прорисовываются характерные особенности. Детали ребята также передают по-разному: одни обозначают их несколькими штрихами, другие стараются тщательно прорисовывать . Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются и в том, как они овладевают умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приёмы работы с первого показа, но таких детей немного; большинству же требуются определённое время и упражнения . Движения рук ребёнка отличаются различным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или, наоборот, прерывистостью. На рисунках всё это складывается следующим образом: одни стремятся передать предмет точно, другие - нет. Цвет изображений может быть передан локально, без привлечения отделки или, наоборот, с включением разных тонов . Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий ребёнка в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности. Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Другие дети требовательны к себе, не отдают рисунки, пока не изобразят задуманное . Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень их требований к своим рисункам, мы определили индивидуальный подход в работе с детьми и выделили два его направления. Первый - предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности изобразительной и определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность. Данное направление отличает ся демократичностью, так как позволяет уравнивать права детей на овладение тем или иным содержанием, не нивелируя вместе с тем индивидуальные черты их творчества. Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их на неком среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер наших действий по отношению к тому или иному ребёнку. Продумывая методику работы с детьми, необходимо заботиться об индивидуальном подходе, чтобы каждый ребёнок мог успешно овладевать знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, его творческие способности развивались. Так, если изображение, созданное ребёнком, выглядит незаконченным, мы, развивая у малыша стремление
14 выполнить рисунок полнее и лучше, обращаем внимание на недостатки его работы, предлагая пополнить её, чтобы всем было ясно, о чём он хотел здесь рассказать. Возможно, ребёнку не хватает ярких впечатлений, отчетливых представлений, для того чтобы это сделать. В таком случае мы, исходя из содержания изображения, проводим занятия по дополнительному восприятию предмета, подбираем и еще раз рассматриваем с детьми игрушки, иллюстрации в детских книгах, репродукции картин и т.п. Если же, создавая изображение, ребёнок допустил ошибку и огорчён результатом, мы вовремя подсказываем, как исправить рисунок, или предлагаем взять другой лист и сделать работу заново. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребёнка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. Поэтому в подобных случаях мы предъявляем к детям более высокие требования, не спешим с похвалой, а находим время и индивидуально обсуждаем с ребёнком, что можно было бы сделать, чтобы его рисунок, лепка были ещё лучше, совершеннее. В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать изображение в соответствии с поставленными требованиями. Мы не упрекаем их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. С этим ребёнком мы разговариваем отдельно. Если у него что-то не получается, недостаточно сформированы какие-то навыки, уделяем ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого оказывается недостаточно, занимаемся с ребёнком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей отмечаем при всех во время просмотра работ. Рассматривая детские рисунки, лепку, аппликацию и готовясь давать им оценку, мы помним, какие усилия вложил в работу тот или иной ребёнок, не спешим хвалить тех, у кого выполнение задания не требовало много сил, кому было легко и просто, а отмечаем детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности. При осуществлении индивидуального подхода к детям в процессе их обучения изобразительному искусству, необходимо помнить и о том, что для одних детей достаточно намёка, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне наших замечаний должна сквозить большая требовательность, критичность.
15 При невнимательной работе, при дурном поведении ребёнка наш тон должен быть категоричным и требовательным. Таким образом, мы выявили различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень их требований к своим рисункам, что определяет для педагога индивидуальный подход, чтобы каждый ребёнок мог успешно овладевать знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, его творческие способности развивались.
2.2. Комплексное использование разных видов

изобразительной деятельности как средства

развития восприятия дошкольников
Представленный выше индивидуальный подход нами реализовывался на занятиях по изобразительной деятельности, которые включают три вида: рисование, лепку, аппликацию. Эти занятия являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Прежде чем появиться на бумаге, в плане эти образы складываются в сознании ребёнка в процессе чувственного познания - восприятия. Так же в процессе этой деятельности осуществляются и другие стороны воспитания - умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, подготовка детей к школе. Данные виды деятельности мы использовали как средство развития восприятия. Одним из главных условий успешности этого процесса является их взаимосвязь и комплексное осуществление. На этих занятиях мы решали одни и те же задачи, что обеспечило повторность, формирование у детей прочных навыков и умений. Данные условия мы реализовывали через разработанную нами серию занятий (приложение 1), целью которых было: формирование представлений о свойствах предметов; сенсорных эталонов (объёмных, плоскостных), где форма выступает не только как сенсорный эталон, но и как средство художественной выразительности; обследовательских действий; зрительной координации. Таблица 1 Серия занятий по изобразительной деятельности для детей 3-4 лет тема и вид занятия задачи Планета Кругляндия (лепка) - знакомим детей с формой шара; учим определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам - формируем обобщённое представление о предметах сферической формы - учим формообразующему движению - скатыванию округлых форм; устанавливаем связи обследующего и формообразующего движений - развиваем тактильную чувствительность
16 «Оживим» натюрморт (аппликация) - закрепляем умение выделять и группировать предметы по признакам формы, вкуса, цвета, размера - знакомим детей с видоизменениями формы - развиваем сенсорную чувствительность - формируем сенсорную культуру Загадки для клоуна (рисование) - продолжаем учить детей вычленять внешние признаки предметов, сравнивать предметы по этим признакам и обобщать предметы одинаковой формы - приучаем детей сопровождать и контролировать взглядом движения пальчика по форме круга, устанавливать связь между обследующим жестом и линейным контуром окружности - развиваем зрительную координацию - формируем обобщённый способ изображения - знакомим с новым материалом - пастелью, со способами и приёмами работы с ней - учим дорисовывать окружность, рисовать круг, закрашивать его пастелью Порадуем глазки (аппликация) - продолжаем учить детей выделять предметы круглой формы из остальных предметов - развиваем фокусировку зрения - создаём условия для совместных действий со сверстниками, коллективно составляя одну картину - развиваем чувство эстетического вкуса; учим красиво составлять композицию из предметов Королева Кисточка (рисование) - продолжаем формировать обобщённый с п о с о б изображения - учим осваивать линейный контур округлой формы - знакомим детей с приёмами работы кистью и красками Весёлый автобус (аппликация) - развиваем зрительную координацию - побуждаем детей самостоятельно определять форму предметов по новой теме - развиваем у детей умение планировать работу - продолжаем учить детей видоизменять форму предметов; побуждаем к поиску самостоятельного решения - формируем навыки экономичных движений - закрепляем умение пользоваться клеем и кисточкой, аккуратно наклеивать бумагу Каждое занятие состоит из трёх основных этапов: 1) развитие восприятия и сенсомоторной функции, что подразумевает накопление богатого чувственного опыта;
17 2) активизация сенсомоторного развития, что включает обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность; 3) анализ работ и побуждение ребёнка к улучшению изображения. Занятия лепкой для детей 3-4 лет являются первой ступенью, которая поднимает их до изобразительной деятельности. Скатанный кусочек глины уже становится апельсином или яблоком... В течение серии занятий дети осваивают основное формообразующее движение скатывания и применяют его самостоятельно. На занятиях по рисованию дети изображают знакомые интересные для них предметы, продолжая осваивать линию как средство выразительности. После серии занятий мы заметили, что у детей сформировалось обобщённое представление о предметах круглой формы (круглыми могут быть разные предметы). На основе обобщения предметов по признаку формы формируются и обобщённые способы изображения. На аппликации дети овладевали разными видами: создавали декоративные узоры, составляли натюрморты, складывали предметы из нескольких частей. В результате чего у них формируется осознанное отношение к порядку выполнения работы. В ходе занятий мы вместе с детьми на основе анализа конкретного предмета выявляли его внешние особенности. При одинаковой форме предметы имеют разную величину, цвет, фактуру поверхности, запах, вкус. Сначала знакомились с предметом - эталоном. Он первый из группы предметов округлой формы. Затем вычленяли и определяли внешние свойства следующего предмета. При сравнении всех признаков предметов у дошкольников постепенно формируется о них обобщённое представление. Таким образом, мы создали представление у детей не только о сходстве предметов, но и об общности способа их изображения. При таком подходе нет необходимости рисовать (лепить) все предметы. При ознакомлении с ними и изображении нескольких из них дети, освоив обобщённые знания и способы действия, пользуются ими как методами познания относительно самостоятельно. Они переносят знания и способы изображения на другие подобные предметы. Развивая у детей перцептивные способности, мы подводим их к самостоятельному поиску способов изображения. В следствии чего нет необходимости показывать, как лепят шар или рисуют. А когда дети работают самостоятельно, достигается желаемая свобода в реализации замыслов.
18
Заключение
Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что: - восприятие - это отражение в сознании внешних свойств предметов и явлений (цвета, формы, величины, веса и т.п.). В результате отражения свойств возникают целостные образы предметов, в которых свойства выступают в их взаимосвязях и взаимоотношениях; - восприятие - сложный, единый процесс, включающий в себя ряд ощущений, память, мышление; - основными свойствами восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность; - восприятие не является врожденным, но активно развивается в течении жизни; - восприятие ребенка имеет ряд особенностей: недостаточность знаний ребенка; небольшой его практический опыт; недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого. Проанализировав педагогический опыт по проблеме формирования восприятия дошкольников мы пришли к выводу, что содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей: - ощущения и восприятия носят не пассивный характер зеркального отражения качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей; - развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей; - развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем - с более сложными видами деятельности. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие. В сенсорном воспитании наиболее удобным средством развития являются различные виды изобразительной деятельности, на которых знания и представления об окружающем мире формируются целенаправленно через: специальные наблюдения, рассматривания предметов во время проведения дидактических и других игр, направление восприятия ребёнка на те или иные свойства и качества объектов.
19 Чтобы дети ярче воспроизводили увиденное ими необходимо формировать такие способности как: умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, видение новой функции предмета (объекта). Так как одинаковых детей не бывает, то и в изобразительной деятельности проявляются индивидуальные способности: в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда (восприятия, представления, мышления, воображения). Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребёнка, склонностями и направленностью его личности. Важным условием в изобразительной деятельности является использование индивидуального подхода, который нами реализовывался на занятиях в двух направлениях: - предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности изобразительной; - углубление и расширение возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности. Другим не менее важным условием является комплексное использование разных видов изобразительной деятельности. Они помогают решать следующие задачи: формировать представления о свойствах предметов, сенсорных эталонах (объёмных, плоскостных), где форма выступает не только как сенсорный эталон, но и как средство художественной выразительности, обследовательские действия, зрительную координацию. Таким образом реализация индивидуального подхода в комплексном использовании разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) на наш взгляд эффективно помогает решать задачи по развитию восприятия.
20
Библиографический список
1. Волкова, А.А. Развитие творчества [текст] /А.А.Волкова //Дошкольное воспитание.- 1933.- №7.- с. 32-36. 2. Дошкольная педагогика [текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов, часть первая (в 2-х частях) / под редакцией В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988.- 270 с. 3. Дубровина, И.В. Психорлогия [текст]: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан.- М.: Академия, 2004.- 464 с. 4. Казакова, Т. Развитие восприятия у дошкольников [текст] / Т.Казакова, Г.Вишнева //Дошкольное воспитание.- 1984.- № 6.- с. 46-49. 5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [текст].- М.: Педагогика, 1983.- 112 с. 6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [текст]: методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 128 с. 7. Комарова, Т.С., Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [текст]: учеб. пособие для учащихся пед. у ч и л и щ / Т. С. Кома р о ва, Н. П. С а кул и н а, Н. Б Х а л е зо ва; п од ред.Т.С.Комаровой.- 3-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.-256 с. 8. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [текст].- М.: Флинта, 2000.- 192 с. 9. Маклаков, А.Г. Общая психология [текст]: учебник для вузов.- М.: Просвещение, 2003.- 453 с. 10. Программа воспитания и обучения в детском саду [текст]: методические рекомендации / под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.- 344 с. 11. Психологический словарь [текст] / под редакцией В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.- 448 с. 12. Семейное воспитание [текст]: Словарь / под редакцией М.И.Кондаковой.- М.: Педагогика, 1972.- 143 с. 13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [текст]: учебное пособие.- М.: Академия, 2001.- 336 с. 14. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [текст].- М.: Просвещение, 1961.- 181 с.

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» .

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала .

Изобразительное творчество - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет направленность ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и направленность способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

Способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

Способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

Способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

Способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Для того, чтобы создать выразительны творческий образ нужна способности к художественному выражению:

Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству : активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей .

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте . В структуре этой способности выделяются три компонента:

Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел .

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Изобразительная деятельность выступает в роли материальной опоры дальнейшей деятельности ребенка дошкольного возраста .

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И.Е. Репин писал: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения» .

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал, этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которую он стремится осуществить.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности дошкольника.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может выделять по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого.

творческий воображение изобразительный