Песочная терапия для дошкольников занятия. Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома. Показания и противопоказания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком»
(для детей старшего дошкольного возраста)
О.В. Васечкина педагог-психолог
Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
Коррекционные задачи:
стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.
Образовательные задачи:
формирование навыка экспериментирования с песком;
обогащение тактильного опыта у воспитанников;
Развивающие задачи:
развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
Воспитательные задачи:
воспитывать аккуратность;
вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Образовательные области:
«Здоровье»
продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
стол с песком;
столы и стулья на каждого ребенка;
салфетки;
подносы с песком по количеству детей:
магнитная доска;
палочки для рисования на песке
магнитофон, диск с записью звуков природы;
цветной песок;
мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль).
вода и салфетки для мытья рук.
Педагог-психолог: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения

подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
(Поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянул,
(Протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало,
(Погладить ладонями щечки)

Доброго утра пожелало!
(Прижать ладони к груди)
Ребята скажите, а какое сейчас время года?
Ответы детей: осень.
А в какое время играют снегом?
Ответы детей: зимой.
А в какое время года играют песком?
Ответы детей: летом.
Снега ждать осталось не долго, а вот до лета ждать долго.
Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
Ответы детей: да.
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели!

Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно-это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним
Правила игры с песком
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
5. После игры с песком – помой руки!
Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали
И в конце пути упали.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
«Идёт медведь» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бежит сороконожка» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог-психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите ребята у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите ребята какие геометрические фигуры вы знаете. Ответы детей.
Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, палочки для рисования на песке.
Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте возьмем в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.

Игра – упражнение «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке, с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).
Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами
Педагог-психолог:
Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п.)
Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое,
Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбается, давайте мы тоже улыбнемся им
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закрываем глаза, (звучит релаксационная музыка)
Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Педагог-психолог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем.

Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Проходите к лейке.
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели!

Рефлексия.
В какой стране мы с вами сегодня побывали?
Чем вам запомнилась эта страна?
Чем мы занимались в этой стране?
Давайте вспомним какой песок на ощупь?
Ребята вам понравилось играть с песком?
А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики зеленого и желтого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и вас все получалось, возьмите зеленый смайлик, если вам не понравилось и вам было трудно то возьмите желтый смайлик.
Ребята спасибо вам за работу на занятии

Наверное, каждый из нас в детстве играл в песочнице. Мы строили настоящие замки из песка, создавали песочные "торты" или просто делали различные фигурки. Но мало кто задумывается над тем, что такой игрой дети выражают свое отношение к миру и скрытые эмоции. Сегодня ученые разработали целое направление, которое носит название "песочная терапия". С ее помощью можно помочь не только разобраться в эмоциональном мире детей, но и помочь взрослым найти себя.

Что такое терапия песком

Така техника является одним из методов арт-терапии, поэтому вместо лекарств и таблеток она использует творческое мышление человека и его воображение. Работу с таким материалом, как песок, относят к способам детского самопознания . Этот материал был выбран для терапии неслучайно. Человек веками использует его для обустройства и построения. Во время игры с песком пациент может пережить целую гамму разнообразных чувств.

Песочная терапия относится к проектной психотерапии и является одним из самых действенных ее методов. Ее основателем считается Карл Густав Юнг, который в XX столетии обратил свое внимание на то, как игра с песком действует на детей и взрослых с психическими расстройствами. Именно он первым начал применять данный метод для коррекции их поведения. Чуть позже Юнг описал его. Это метод начали называть "юнгианским " и сегодня он занял свою нишу в практической психологии.

В 40-х годах прошлого века Шарлотта Бюлер разработала в Швеции "тест мира". Именно из него появилась современная игра в песок с терапевтическим эффектом.

Песочная терапия отличается несомненным эффектом, с ее помощью можно добиться положительных результатов в лечении некоторых психосоматических расстройств у маленьких пациентов. Кроме того, играя в песок, дети дошкольного возраста получают хорошее подспорье для развития умений и навыков.

Какие возможности предоставляет эта методика

Согласитесь, игра в песке является очень приятной. Она дает крохе следующие преимущества и возможности:

  1. Успокоение и расслабление . Даже если ребенок будет просто пересыпать, просеивать песок это уже подействует на него успокаивающе. Попробуйте сами запустить руки в этот материал и вы заметите, что проблемы исчезают.
  2. Развитие творческих идей и самовыражение . Такая игра поможет малышу самовыражаться, развить воображение и творческое мышление. Тем более, если у крохи что-то не получилось с первого раза, на "песочном листе" можно запросто все переделать. И это выгодно отличает его от бумаги и красок.
  3. Ребенок может высказать все, что он чувствует . Именно в песочнице малыш может прожить все свои чувства, выложить их без опасения. Следует понимать, что не все дети умеют делиться тем, что у них на душе, рассказывать о своих переживаниях. Такая терапия помогает родителям лучше понять свое чадо. Да и ребенку станет легче на душе, ведь эмоции уже выражены, пусть и в игре.
  4. Развивается фантазия, мелкая моторика и речь . Благодаря таким играм дети отлично развиваются. Кроме того, они помогают в развитии говорения, поэтому часто используются логопедами. Во время игры малыш будет учиться говорить, а дошкольник уже расскажет, что создает.
  5. Диагностика различных проблем . Благодаря такой терапии можно вовремя диагностировать проблемы в развитии малыша. Если грамотно построить игру, то родители или психолог смогут увидеть ответы на те вопросы, которые их интересуют, понять причину тревог и страхов малыша.
  6. Развитие . Песок идеально подходит для развивающих игр. Здесь ребенок может научиться писать, читать, разговаривать, различать предметы, цвета, формы.
  7. Проведение мягкой психокоррекции . Опытные специалисты могут с помощью обычной игры в песке мягко скорректировать поведение ребенка в лучшую сторону. Также благодаря ей можно решить многие психологические проблемы: фобии, тревоги, страхи.

Кроме того, игры в песочнице - это просто приятное и интересное времяпровождение, которое точно понравится детям.

Что необходимо для игр в песочнице

Для этого вида терапии необходимо взять обычный деревянный ящик с голубым или синим дном. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, так как в процессе игры ребенок может намочить песок. Обратите внимание, что габариты должны соответствовать количеству детей. Например, для 1-3 детей подходит ящик размером 50 см - 70 см - 8 см. Именно такие габариты ребенок любого возраста может без проблем охватить зрением. Дно создается голубым , так как оно символизирует небо или воду. Кроме того, эти цвета являются успокаивающими. Лучше всего, чтобы ящик был изготовлен из дерева.

Засыпьте ящик песком на две трети. Обратите внимание, что материал должен быть чистым. Обычно используется морской или речной песок. Помните, что он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Подберите небольшую коллекцию маленьких игрушек (не более 8 см). Это могут быть миниатюрные человеческие персонажи или куклы, животные, предметы домашнего быта, добрые и злые сказочные персонажи, мультяшные персонажи, сувениры и украшения, природные материалы (цветы, ветки, листики).

Многих родителей интересует вопрос, можно ли реализовать все функции песочницы в домашних условиях. Если мама не является профессиональным психологом, то, скорее всего, нет. Ведь вам будет сложно объяснять и интерпретировать картины, созданные вашим малышом . Но вы можете без проблем провести развивающие или обучающие игры.

Также постарайтесь позаботиться о том, чтобы малыш мог без проблем подойти к песочнице. Можете поставить рядом с ней маленький стульчик, ведь кроха не должен думать над тем, как добраться до песка.

Основные занятия и программы

Если вы уже подготовили песочницу и теперь думаете над тем, во что же можно в ней играть, эти рекомендации вам точно помогут. В детских садах и специальных центрах развития уже продуманы особые программы для песочной терапии. Для дома подойдут самые простые занятия.

Проигрывайте любимые сказки . Это первое, что может прийти на ум в песочнице. Вы можете отыгрывать уже знакомые сюжеты или же придумывать свои. Так вы сможете помочь малышу развивать его фантазию, воображение и мышление. Постарайтесь задавать вопросы по сюжету, на которые ребенок должен ответить, продолжая сказку самостоятельно. Если у него есть любимая сказка, можете попробовать проиграть ее, но придумать свою концовку.

Изучайте разные материалы . Это простая, но очень важная для развития ребенка игра, для которой вам не понадобится ничего, кроме самого песка. Вы можете изучить с крохой свойства этого материала (холодный, теплый, влажный, сухой, шершавый, гладкий). Если рисовать на песке геометрические фигуры, можно объяснить ребенку их отличия. Если добавить разноцветные игрушки, можно изучить их цвета.

Дождь из песка . Это отличная возможность начать знакомство ребенка с материалом. Благодаря этой игре малыш сможет расслабиться, замедлиться (для энергичных детей), успокоиться. Такая неспешная и приятная игра точно принесет только положительные эмоции.

Угадывание предметов . Такое упражнение очень полезно, так как развивает воображение и тактильные ощущения. Заройте в песок несколько небольших предметов и предложите крохе вытаскивать их с закрытыми глазами, а потом угадывать, что это за предметы.

Игра "Ветер" . Это упражнение подходит для детей постарше. Дайте малышу соломинку. Один ее край пусть он опустит в песок, а затем подует.

Выучите буквы и слова . В песке любое занятие по изучению букв и новых слов будет интересным и захватывающим. Выложите любое слово и предложите малышу прочитать его. Затем пусть ребенок закроет глаза, а вы зароете буквы внутрь. Теперь ребенку нужно их отыскать и снова составить слово.

Строительство . Это, пожалуй, самое любимое занятие детей и взрослых. Ведь в песочнице можно строить все что угодно - замки, домики, куличи, фигурки. Малыш может пользоваться природными материалами или куклами, а также мочить песок и создавать фигуры из формочек. Здесь работает фантазия и образное мышление.

Как терапия песком помогает справиться с проблемами

Большинству детей сложно передать словами свои чувства, рассказать взрослым, что их волнует или беспокоит. Но если малыша длительное время снедают страхи, появляются проблемы: тик, заикание, агрессивное поведение. Такие заболевания среди специалистов называются психосоматическими. Медикаментозные методы не помогают в их лечении, а вот арт-терапия вполне может справиться. Благодаря песку и игре с ним дети могут спроецировать свои переживания, показать внутренний мир, излить душу. А взрослые могут расшифровать поведение малыша и помочь ему справиться с проблемами.

Акценты детской песочной терапии

Как правило, каждый сеанс включает в себя три основных этапа:

  1. Создание проблемы.
  2. Борьба.
  3. Разрешение проблемы.

На первом этапе малыш постепенно переживает свое беспокойство, освобождаясь от него. Психологи говорят, что ребята часто хватают фигурки, а потом бросают их на место, зарывают, закапывают, сопровождая все это репликами на эмоциях . Но с течением времени у ребенка появляется некий сюжет. И вот тут и завязывается борьба.

В сказочный мир детям проще перенести свои беспокойства, страхи, фобии, недомогания, агрессию, обиды. Поэтому часто в песочнице разыгрываются настоящие битвы и сражения. Герои могут убивать друг друга, но это происходит не потому, что малыш является жестоким. Таким способом он пытается избавиться от напряжения внутри себя.

На конечном этапе всегда появляется смелый, добрый герой, который обязательно всех спасает. Песочный мир приобретает мир и покой. Все становится спокойным и нормальным. Фигурки теперь могут жить своей обычной жизнью. Такая концовка - разрешение конфликта, который был внутри ребенка. При этом стоит понимать, что "игра" может продолжаться не один день. Только малыш может сам определить, когда занятие закончено.

Противопоказания

Несмотря на то что песочная терапия является эффективным и действенным методом, она рекомендована далеко не всем. Существует ряд противопоказаний:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Эпилепсия или шизофрения.
  3. Обостренное чувством тревоги.
  4. Невроз и навязчивые состояния.
  5. Аллергия на мелкие частицы или пыль.
  6. Кожными заболевания.
  7. Проблемы с легкими.

Обратите внимание, что к специальной песочной терапии допускаются дети от трех лет.

Песочная терапия - одно из направлений психотерапии, относящееся к арт-терапии. Современные специалисты разработали несколько программ занятий с песком, позволяющих решать множество проблем психологического характера как у детей, так и у взрослых. Песочная терапия дает возможность человеку избавиться от последствий стресса, душевных травм, почувствовать уверенность в своих силах, а также является средством для снятия психоэмоционального напряжения.

  • Показать всё

    Потенциал песочной терапии для детей

    Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

    Возможности Характеристика
    Релаксация и успокоение Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
    Самовыражение и совершенствование творческих способностей Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае "чистый лист", на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
    Способ выражения чувств Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом. Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
    Формирование речи, мышления, фантазии Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
    Диагностика психического состояния Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
    Развивающие игры Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр. Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
    Психокоррекция С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов

    Детям очень нравятся занятия с песком, однако, стоит помнить, что это бывает небезопасно. Ребенок может проглотить песчинки, вдохнуть их и т. п. Поэтому малышей дошкольного возраста оставлять одних во время игр в песочнице не следует.

    Показания и противопоказания

    Бывают ситуации, когда ребенку просто необходимы занятия с песком. Показаниями к песочной терапии являются:

    • агрессивное поведение, тревожность;
    • необщительность;
    • стрессы, связанные с отношениями в семье;
    • неврозы;
    • психосоматические заболевания.

    Существуют и некоторые противопоказания для подобных упражнений. К ним относятся:

    • эпилепсия;
    • аллергические реакции на песок;
    • заболевания кожи.

    Упражнения с песком

    Для полноценных занятий с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница, кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Стол-песочницу приобретать лучше изготовленную из дерева. Здесь важен тактильный контакт ребенка именно с природными материалами. Если такой возможности нет, стол можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков. Песок (если кварцевый отсутствует) также может быть заменен на речной или морской. Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.

    Индивидуальные занятия

    Эти упражнения используются в домашних условиях, в работе с психологом, логопедом, арт-терапевтом:

    Упражнение Описание
    Игра в сказку Упражнение направлено на развитие фантазии и образного мышления малыша. В лотке с песком есть возможность разыгрывать как любимые сказки ребенка, так и выдумать новые сюжеты. Взрослый может предложить придумать другую концовку известной сказки
    Изучение свойств С помощью песка дошкольник может изучить свойства материалов, получить представление о понятиях "теплый-холодный","мокрый-сухой" и т. д. Познакомиться с геометрическими формами, рисуя их пальцем на поверхности
    Дождик Игра предназначена для релаксации и обладает умиротворяющим воздействием. Дети в возрасте 2-3 лет должны играть в нее вместе с родителями. Взрослый предлагает малышу подставить ладошку и начинает медленно сыпать в нее песок, затем просит ребенка сделать то же самое с его ладонью. Дети постарше играют в "Дождик", пересыпая песок из одной ладошки в другую без участия родителей
    Угадай, что это Упражнение, помогающее укрепить семейные связи. Родитель зарывает в песок несколько любых фигурок, пока малыш стоит с закрытыми глазами. Далее ребенок на ощупь, погружая руки в песок, должен определить, что это за фигурки
    Ветерок Для этого упражнения понадобится соломинка для коктейля. Ее конец опускается в песок, ребенок должен дуть с противоположной стороны. Эта игра предназначена для детей старшего возраста
    Учим буквы Родитель выкладывает на песке буквы или слова (для детей постарше), затем прячет буквы в песке. Ребенку предлагается найти их и вновь составить слово или назвать буквы. Цель: обучение алфавиту, развитие речи, тактильная релаксация
    Строитель Лоток с песком предоставляет малышу неограниченные возможности для строительного творчества. Можно воспользоваться фигурками и создать целый мир в ограниченном пространстве, и, увлажнив песок, строить объемные фигуры

    В песочнице ребенок является творцом и созидателем, он сам принимает решения и воплощает их в жизнь. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

    Коллективные упражнения

    В основном коллективные игры применяются воспитателями ДОУ. Их цель активизация детей, установление отношений в группе, создание сплоченного коллектива. Также совместные занятия способствуют снятию излишнего напряжения и стабилизации психоэмоционального фона в группе.

    Чаще всего в детских садах применяются следующие игры с песком:

    Упражнение Описание
    Знакомство Цель: ознакомить детей с материалом и его свойствами. Участники должны встать вокруг песочницы. Педагог предлагает всем погрузить руки в песок, погладить, потрогать его, пересыпать с ладони на ладонь. Попутно воспитатель должен объяснить малышам правила игр в песочнице
    Веселая история Воспитатель выкладывает в песочнице фигурки в определенном порядке. При этом рассказывает историю об этих фигурках. Затем прячет их в песок. Дети должны отыскать фигурки, разложить их в том же порядке и пересказать историю. Игра способствует развитию внимания, связной речи. Укрепляет связи в коллективе
    Мой город Педагог предлагает ребятам построить свой город в песочнице так, как они его представляют. Упражнение способствует развитию фантазии
    Придумай сказку Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказочную историю. Для игры используются фигурки сказочных персонажей, деревьев и животных. Также педагог может нарисовать образы вымышленных героев, которые дети будут использовать в своей сказке. Упражнение развивает речевую деятельность, активизирует воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения
    Волшебный круг Педагог предлагает ребятам выложить круг из камушков, бусинок и т. д. Каждому ребенку раздается по несколько камней, которые он должен будет вложить в общий круг. Цель занятия: коррекция гиперактивного поведения, рефлексии
    Песочная картина Ребенок рисует (пальцем, кисточкой) в песочнице картину и объясняет остальным ребятам, что именно он нарисовал. Цель игры: развитие речи, укрепление дружеских связей в коллективе, активизация общения

    Так как песок является природным экологически чистым материалом, он становится все более популярен в детских учреждениях. Игры с песком относятся к здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение и стимулирование состояние малыша.

    Показания к песочной терапии для взрослых

    Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

    • возрастной, ценностный, личностный кризис;
    • натянутые отношения с близкими;
    • проблемы в семье;
    • расставание с любимым человеком, развод;
    • смерть родных и близких;
    • страхи, панические атаки;
    • социальные конфликты;
    • психосоматические заболевания;
    • неврозы, нарушения психического состояния.

    На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

    Песочные упражнения

    Подобные занятия используются психологами для психоэмоциональной разгрузки клиента, анализа и коррекции его внутренних проблем:

    Упражнение Описание
    Медитация Занятие обязательно проводится под расслабляющую тихую музыку. В него включены: рисование на сухом и мокром песке, создание композиции с различными предметами, пересыпание песка из различных емкостей. Цель упражнений - релаксация
    Реконструкция Психолог предлагает клиенту восстановить свой жизненный путь с помощью фигурок. На каждом этапе должна быть использована та, что олицетворяет человека в данный период его жизни. Цель занятия - интеграция
    Перепроектирование Специалист просит человека подумать о том, что бы он хотел поменять в своей жизни. Затем клиент должен с помощью фигурок изобразить эти изменения в лотке с песком. Цель упражнения - выявление внутренних проблем
    Переговоры Психолог предлагает клиенту провести переговоры между двумя фигурками в лотке с песком, придумать диалоги. Цель - выявление социального конфликта
    Пассивный-активный Доктор просит выбрать три фигуры, олицетворяющие активное начало пациента и три - пассивное, разместив их в лотке. Между ними необходимо выстроить диалог. Цель занятия - интеграция
    Параллельный мир Коллективное занятие, подходящее для семейного сеанса. Каждый человек в своем лотке выстраивает придуманный мир, затем рассказывает о нем. Цель - выявление семейных проблем
    Событие Психолог предлагает реконструировать с помощью фигурок событие, вызывающее негативные эмоции и обыграть его. Цель - помочь найти решение проблемы

Для маленьких детей, которые еще не умеют говорить и выражать свои эмоции с помощью фраз, психологами разработана песочная терапия . Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.

Система воспитания в детских садах все больше развивается в области интеллектуального развития ребенка. Эмоциональная сфера плавно перетекла на второй план, что негативно отразилось на духовной и чувствительной сфере детей. Чтобы помочь всестороннему развитию личности, воспитатели все чаще стали использовать терапию с песком.

Относительно новая методика раскрывает у малыша способность к самовыражению и творческому познанию мира. Это не просто «копание в песочнице», а применение для этих целей различных развивающих приспособлений. Среди них могут быть фигурки, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, камешки, листочки деревьев, монетки.

Песочница является отличным посредником для установления контакта с ребенком. Если малыш не может еще выразить свои ощущения, волнения или радость с помощью слов, то посредством песочных картин ему легко будет изобразить нужное состояние. Кроме того, у детей, проходящих терапию на основе песка, развиваются тактильные ощущения и стимулируются нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Песочная терапия видео

Программа по песочной терапии для дошкольников

Программа по песочной терапии призвана влиять на широкий спектр проблем в развитии детей:

  • снятие мышечного и эмоционального напряжения;
  • профилактическая работа по снижению импульсивности, излишней двигательной активности, агрессии и тревоги;
  • формирование здорового самомнения, приобретения уверенности в себе, раскрытию личностного потенциала;
  • творческое самовыражение;
  • развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
  • снятие барьеров к общению со сверстниками;
  • оказание помощи после психологических травм;
  • формирование нравственности, гуманного отношения к окружающим;
  • взятие ответственности за поступки;
  • адаптация к изменению условий окружающей среды.

Программа по песочной терапии всегда соответствует следующим требованиям:

  • динамичная подача материала: от простых техник к сложным;
  • наглядная доступность (детская психика больше ориентирована на образное мышление, чем на словесное);
  • индивидуальный подход за счет принятия во внимания личностных качеств малыша;
  • принцип интеграции образовательных областей, который позволяет отражать через игры эмоции, полученные в окружающей действительности.

Метод песочной терапии

По терапии с песком разработано множество техник и методов, позволяющих всесторонне развивать детей. Самыми эффективными являются:

  1. Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.
  2. История. Для начала ребенку нужно разместить понравившегося персонажа в центр песка, затем добавлять к нему по одной фигурке. При этом необходимо составить сказку о действующих лицах. Через эмоции и историческую призму многие качества малыша становятся видны психологу.
  3. Тематический ориентированный мир. Ребенку предлагается на выбор одна из тем: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья». Изображенные чувства при помощи действующих предметов в центре песочницы являются ключом к расшифровке чувств и переживаний малыша.
  4. Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.
  5. Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности. Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.

Сказки на песке практика песочной терапии

Цель терапии «сказка на песке» заключается в следующем:

  • Развитие равновесия в эмоциональном состоянии детей.
  • Приобретение тактильной чувствительности, остроты ощущений, восприятий, воображения.
  • Повышение словарного запаса.

Необходимо соорудить солнышко и тучку из картона. Также понадобятся палочки для рисования, формочки в виде цветов и фигурки зайчиков. Для участия в занятии допускается не более трех деток. Воспитатель показывает ребятишкам изображение солнышка и задает вопросы о том, кто к ним сегодня пришел в гости. Детки отвечают, что «солнце». Далее педагог продолжает свою речь в виде развивающейся в сюжетной линии сказки.

Можно использовать любые вариации событий, главное, чтобы все действующие в опросе лица участвовали в беседе. Затем предлагается потрогать все предметы и проговорить свои чувства от соприкосновения с ними. Сказка продолжается в том русле, что дети ощущают тактильно и не вербально все происходящее вокруг них. Педагог показывает следы на песке и спрашивает кто такие мог оставить из животных? Дети тоже пробуют сделать такие же следы. Заканчивается сказочный вечер прощанием с действующими персонажами.

Сказки на песке развивают все необходимые психологические ощущения у малыша, погружают его в творческое русло и настраивают на продолжение диалога. В результате будет формироваться целостная и всесторонне развитая личность ребенка.

Заключение

Песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения. Но особенно полезной эта техника будет для тех деток, у которых наблюдаются психологические комплексы общения, неумение выразить чувства и проблемы в семье. Психологи совместно с воспитателями готовят индивидуальные программы занятий с песком, позволяющие максимально развиться личностному потенциалу детей.

Статью прочитали: 3 815

конспект занятия "Удивительное путишествие "

Конспект занятия по разделу «Игра с песком»

“Удивительное путешествие”

Селиверстова Наталья Федоровна воспитатель ГБДОУ №35 г.Колпино

Цель: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать представления детей о свойствах песка;

Формировать навыки экспериментирования с песком;

Обогащать тактильный опыт детей;

Активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»;

Развивающие задачи:

Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

Воспитательные задачи:

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

Воспитывать аккуратность;

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

Столы и стулья на каждого ребенка;

Емкость с водой для мытья рук, салфетки по количеству детей; фартуки по количеству детей

Подносы с песком по количеству детей:

Игрушечный телефон;

Песочница;

Совочки, формочки по количеству детей;

Лейка, поднос;

Зайчики на палочке по числу детей;

Организационный момент.

(Дети заходят в группу, проходят за столы, перед каждым ребенком поднос с песком, закрытый салфеткой).

Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Воспитатель: «Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек.

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые подносы стоят на столах перед вами. А что в них, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка:

Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно, снимите салфетки, перед вами песок

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (ответы детей, раздается телефонный звонок)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, звонит телефон, давайте узнаем, кто нам звонит! Алло. (разговаривает с зайкой)

Воспитатель: Ребята, нам с вами только, что позвонил зайка. У него сегодня день рождение, он узнал, что мы умеем, печь из песка куличики, и просит помочь ему приготовить угощение для своих гостей. Хотите помочь зайке? (Ответы детей)

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнем печь, я предлагаю немножко поиграть с песочком. При игре с песком нам необходимо надеть фартук, чтобы содержать свою одежду в чистоте (дети одевают фартуки). Ребята давайте вспомним

Правила игры с песком

1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Ярко солнышко сияет,
И ребяток приглашает,
Поиграть в «Песочный дворик».
И в волшебный наш песочек,
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.

Игра «Чувствительные ладошки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: Давай поздороваемся с песочком. Погрузите свои руки в песочек. - Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка.

Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный.) Молодцы!

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Игра «Здравствуй, песок! »

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком».

Ребенок:
дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;
перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель: А теперь покажем, как

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются») .

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. (Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.)

Воспитатель: Посмотрите, как песочек сыплется струйкой. (Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку)

Воспитатель: Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем; Как сыплется песочек: струйкой, повторите. (Повтор детей)

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что еще можно делать на песке? (высказывания детей)

Воспитатель: Правильно, на песке, мы можем рисовать.

Воспитатель предлагает детям подойти к «Волшебной песочнице»

Воспитатель: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: дорожку, травку, солнышко. (Дети рисуют) Молодцы! Весело играли, а теперь пойдемте готовить угощение.

Воспитатель: Сколько нового, мы сегодня узнали о песке: на нем можно оставлять следы, отпечатки; на нем можно рисовать, его можно пересыпать; а еще из него мы будем лепить куличики в подарок зайке на день рождение.

Воспитатель: А помните сказку «Колобок»? Как бабка стряпала колобок, покажем!

Разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Бабка намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе);

наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки);

посолила (собирают пальцы в щепоть “солят” сначала правой, затем левой, далее обеими руками);

помешала тесто (круговые движения в разных направлениях);

слепила колобок (имитируют лепку колобка);

покатала (выполняют круговые движения одной ладонью под другой по часовой стрелке; против часовой стрелки);

маслом помазала (гладят одной ладонью другую);

в печку жаркую поставила (дышат на ладонь теплым воздухом);

и положила остудить на окошко (дуют на ладони).

Воспитатель: Ребята, давайте возьмём формочки и будем готовить угощения (дети пробуют слепить из сухого песка куличики, не получается)

Воспитатель: Ребята, а почему не получаются у вас куличики? Что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположение детей)

Воспитатель: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Воспитатель делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» - воспитатель льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Воспитатель: А теперь, можно лепить угощение

Игра «Я пеку, пеку»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка куличики. Для этого влажный песок совочком накладывают в формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. "Куличек" готов.

Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся зайке и его друзьям! Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, они грязные, какие они? Верно, прежде, чем мы отправимся к зайке в гости, что мы должны сделать? мы должны с вами, вымыть руки, чтобы они стали чистыми. Алёша! Ты не хочешь мне помочь (дети моют руки, вытирают их о салфетки, снимают фартуки)

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Воспитатель: Молодцы!
Какие вы все ладные, чистые, нарядные!
Алёша – умница,
Максим– красавец,
Андрюша – молодец!
Максим – удалец!
Все у нас хорошие,
Все у нас пригожие.

Воспитатель: Теперь мы можем отправляться в гости к зайке.

Физкультминутка:

Встали дети в круг, в круг.
Кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед.
Ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад,
Вот так, вот так,
Побежали, побежали,
И к зайке прибежали.

Дети вместе с воспитателем подходят к домику зайки. Тук-тук-тук (дети стучаться в дверь, появляется зайка)

Воспитатель: Здравствуй зайка, мы принесли угощение для твоих лесных гостей.

Зайка: Здравствуйте ребята! Большое вам спасибо, вы мне очень помогли,

Зайка: А у меня есть для вас сюрприз!

Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Вот их сколько посмотрите,
Зайчиков скорей берите.

(Дети берут зайчиков на палочках и выполняют гимнастику для глаз “Зайка”)

Гимнастика для глаз “Зайка”.

Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка – вправо, зайка влево,
Ах, какой зайчонок смелый.
Зайка скачет вверх и вниз.
Ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас.
Открывать не надо глаз.

Воспитатель: Давайте скажем спасибо зайке за сюрприз! (Спасибо)

Зайка: Как мне весело с вами ребята. Давайте еще поиграем!

Воспитатель: Спасибо тебе зайка за приглашения, но уже поздно и нам пора возвращаться домой.

Воспитатель: А что еще нужно говорить, когда уходишь? (Ответы детей, прощаются, уходят)

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Покружились, покружились,