Как закаливать малыша. Почему стоит закалять детей с рождения? Регулярное проветривание квартиры

Вам понадобится

  • - правильный температурный режим в комнате;
  • - воздушные ванны;
  • - водные процедуры;
  • - солнечные ванны.

Инструкция

Следите за воздуха в комнате, влажностью и проветриванием. Оптимальная температура составляет 18-20 градусов. Воздух должен быть в меру увлаженным. Регулярно проветривайте комнату, не забывая выносить на это время кроху. Если на теплая погода (больше +15 градусов), то держите форточку открытой. Кроватка малыша или его пеленальный столик не должны находиться около окна.

Не кутайте ни дома, ни на прогулке. Правильно подобранная одежда играет большую роль в вопросе закаливания. Учтите, что у несовершенная терморегуляция, и ребенок легко может перегреться. Чаще оставляйте малыша без носочков и в маечке с коротким рукавом, если в комнате тепло.

Начните закаливание малыша с воздушных процедур. Во время смены оставьте ребенку голеньким на 3 минуты. Постепенно увеличивайте время на 1-2 минуты. При этом следите, чтобы малыш не находился на сквозняке и у него были теплые ручки и ножки. Если ребенок начнет или проявлять беспокойство, оденьте его. Во время воздушных ванн полезно проводить легкий массаж. Погладьте малыша по спинке, животику, ручкам и ножкам. Ваши прикосновения доставят огромное удовольствие карапузу.

Водные процедуры важная составляющая закаливания ребенка. После заживания пупочка, перенесите купание малыша из детской ванночки в большую. Барахтаясь в воде, малыш тренирует легкие и мышцы. В первые дни купания вода должна быть около 36.6- 37 градусов. Затем каждые 5 дней снижайте температуру воды на один градус и доведите ее до 28 - 30 градусов. Если малыш плохо переносит прохладную воду, подберите для него комфортную температуру воды.

Утром умывайте личико малыша и его ручки прохладной водой.

Важно, чтобы ребенок получал положительные эмоции во время закаливающих процедур. Если малышу некомфортно или его что-то беспокоит, прервите процедуру. Соблюдайте последовательность и постепенность в закаливании и не забывайте консультироваться по этому поводу с педиатром.

Видео по теме

Многие родители рано или поздно осознают необходимость закаливать своего ребенка. Закаливание представляет собой комплекс мероприятий и процедур, направленных на тренировку способностей организма противостоять неблагоприятным природным факторам, таким как пониженная температура, резкие перепады температур, холодная вода, сильный ветер. Эффективность закаливания зависит от ряда условий, выполнив которые, можно рассчитывать на положительный результат.

Закаливающие процедуры лучше всего начинать . Организм обладает высокой степенью адаптации, поэтому легко приспосабливается к образу жизни, который предлагают ребенку родители. Если вы пропустили период новорожденности, то менять образ жизни и режим ребенка нужно постепенно, предоставив время организму привыкнуть к новым условиям.

Воздушные ванны

Несколько раз в день (оптимально после кормления при температуре воздуха 20-22 градусов) полностью разденьте малыша и положите в кроватку. Начните с 2 минут.

Массаж и гимнастика

Речь идет не о профессиональном , который назначает невролог курсами по конкретном показаниям, а о ежедневных самостоятельных упражнениях, которые необходимы вашему малышу каждый день. Разучите простейший комплекс ЛФК и 1-2 раза в день выполняйте его. Можно использовать музыку, сказки, стихотворения, если это нравится ребенку. Или еще лучше привлечь папу, который будет развлекать малыша погремушками.

Водные процедуры

Ежедневное купание малыша – обязательное мероприятие закаливания. Лучше использовать большую ванну и начать с температуры 36 градусов, постепенно снижая ее. С 2,5-3 купать малыша в специальном круге, который фиксируется на шее.

Ходьба босиком

Когда ребенок начнет ходить, обязательно разрешайте ему бегать дома по прохладному полу без носков и ботиночек. Начните с непродолжительного времени (3-4 минуты) и постепенно увеличивайте период. Но не забудьте, что ходить по прохладному полу полезно, а сидеть на нем очень вредно, поскольку последнее может привести к воспалению почек и мочевого пузыря.

Прогулки на свежем воздухе

В идеале они должны быть ежедневными, продолжительностью не менее 4 часов. Только помните главное правило (для ребенка, который еле ходит) – минимум одежды, не кутать! И не надевайте шапочку, если температура выше 18 градусов.

Максимальная двигательная активность

Придумывайте и практикуйте подвижные развивающие игры, как на улице, так и дома.

Кормление по аппетиту

Нам, родителям, очень трудно поверить, что ребенок знает свою норму еды. Нужно приучить себя прислушиваться к детскому организму и кормить ребенка по аппетиту, не перекармливая его.

Закаляйте своих малышей и будьте здоровы!

Закаливание

Что это такое?

Закаливание – своеобразная прививка против стрессового воздействия внешней среды. Говоря научным языком, под закаливанием понимается повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этих факторов. Организм, с младенчества привыкший к низким температурам воды и воздуха или к прямому воздействию солнечных лучей, легко справится и с холодной зимой, и с палящим зноем, и со сквозняком.

Зачем это нужно?

Главный смысл закаливания ребенка – борьба за его здоровье с помощью укрепления иммунной системы. Закаленный малыш не болеет – его организм устойчиво противостоит пониженным и повышенным температурам воздуха, он не восприимчив к инфекциям. Таким образом, закаливание позволяет человеку не зависеть от условий внешней среды. Кроме того, закаливание укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца, легких, пищеварительной и выделительной систем, улучшает состав крови.

Что развивается с помощью закаливания?

Терморегуляция – вот основный механизм закаливания. Терморегуляцией называют способность организма регулировать свою температуру.

Как этим заниматься?

Когда начинать?

Процессы терморегуляции запускаются в первые же дни после рождения ребенка. Поэтому закаливать малыша следует начинать как можно раньше, по возможности еще в роддоме.

Как подготовиться к закаливанию?

Один из основных принципов закаливания «по науке» – постепенность, то есть постепенное понижение температуры воздуха, воды и т. д. Таким образом ребенок постепенно готовится к низким температурам. Однако приверженцы народных и нетрадиционных методов резко отвергают этот принцип и рекомендуют без всякой подготовки, уже в роддоме, подмывать малыша ледяной водой, держать его голым и проводить другие экстремальные (на традиционный взгляд) закаливающие процедуры.

Как закаливать?

Начиная закаливать своего ребенка, запомните три основных «научных» принципа.

1. Постоянство и систематичность. Закаливание не одноразовое мероприятие, а постоянное ежедневное занятие. Польза от закаливания существует ровно столько времени, сколько продолжается само закаливание. Как только взрослые по тем или иным причинам «отвлеклись» от закаливания, процесс остановился, и все придется начинать сначала.

2. Постепенность. Интенсивность и продолжительность стрессового воздействия на организм ребенка должна нарастать постепенно.

3. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален. Поэтому не настаивайте на тех закаливающих процедурах, которые вызывают слезы и страх у вашего малыша. Замените их, добейтесь того, чтобы закаливание стало для него естественным и приятным процессом, удовольствием.

И еще одно важное правило. Если по каким-либо причинам процесс закаливания был прерван – ребенок заболел, или родители были в отъезде, или еще какие-нибудь причины, – то закаливание придется начинать не с того места, на котором вы остановились, а с нуля: с более высокой температуры, короткого времени воздействия и т. д.

Закаливание воздухом

Закаливающее действие воздуха связано с разницей температур между самим воздухом и поверхностью кожи. Выделяются следующие процедуры закаливания воздухом:

1. Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, во время которого температура воздуха понижается на 1-2 °С. Лучше всего устраивать сквозное проветривание, то есть в проветриваемой комнате открывать и окна, и двери. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто круглые сутки.

2. Прогулка, в том числе сон на свежем воздухе, обязательна для малышей. Прогулки с детьми можно начинать на 10-12-й день после родов при температуре воздуха не ниже -5 °С. Продолжительность первой прогулки должна составлять 10 минут и в дальнейшем ежедневно увеличиваться на 5-10 минут. Время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день, а если есть возможность, то и чаще. Следите за самочувствием малыша на прогулке: синюшность лица, холодный нос, холодные конечности свидетельствуют о переохлаждении, а потный лоб и влажная кожа – о перегреве.

3. Воздушные ванны для детей первого года жизни начинаются с пеленания. Полезно при каждом переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым, при этом температура воздуха должна составлять 18-20 °С. Время таких воздушных ванн следует постепенно увеличивать и сочетать их с массажем и гимнастикой. В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день, причем начинать надо с 3 минут. В течение второго полугодия – 2 раза в день по 15 минут. Следите за тем, чтобы ребенок во время воздушной ванны не плакал и двигался: закаливает гимнастика у открытого окна, а не просмотр телевизора на сквозняке. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной» кожи надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Летом уместно сочетать воздушные ванны с солнечными.

Существует множество различных форм закаливания водой.

1. Обтирание тела – мягкая и щадящая форма закаливания, настолько мягкая, что многие родители (например, супруги Никитины) вообще не считают это закаливанием. Обтирание, как правило, не вызывает отрицательных эмоций у малышей и увлекает их: после того как вы влажным полотенцем обтерли ребенка, предложите ему проделать то же самое с плюшевым мишкой, со своей любимой куклой или с папой – так закаливание превратится в веселую игру! Снижайте постепенно температуру воды и не растягивайте процедуру более чем на 3-4 минуты. Обтирание обычно производят в такой последовательности: сначала руки от пальцев к плечу, затем ножки от стоп к бедрам, потом грудь, живот и, наконец, спину. Каждую часть тела после обтирания обсушивают и проводят массаж.

2. Обливание холодной водой обычно начинают с «местных процедур»: обливают не все тело, а только ноги или только руки и плечи, с последующим растиранием полотенцем. Снижение температуры проводите медленно и очень по степенно переходите к общему обливанию всего тела. Этот метод эффективно тренирует сосудистый тонус ребенка, и важно научить его правильно дышать: в момент контакта с водой ребенок должен сделать несколько активных вдохов-выдохов через рот, особенно акцентируя именно выдох.

3. Холодный душ еще более интенсивная форма закаливания водой, она требуетопределенной подготовки ребенка и опыта его «общения» с холодной водой. Приучите ребенка к тому, чтобы любой прием душа заканчивать несколькими секундами прохладной, а затем и холодной водой. Начинайте буквально с 2 секунд, постепенно доводя время до 10 секунд, а затем плавно, день за днем, снижайте температуру воды.

4. Холодную ванну следует принимать в течение 3-5 (но не более 10) секунд и затем растираться полотенцем. При этом надо активно дышать, особенно акцентируя выдох. Чтобы приучить малыша к холодным ваннам, начните с местных, а не общих ванн – например, опускайте в холодную воду только его ножки на несколько секунд и затем тщательно растирайте. Такие процедуры, как правило, не пугают, а вызывают любопытство у ребенка. Один из вариантов холодной ножной ванны – хождение по воде. Наполните ванну холодной водой на 10-15 см и опустите туда ребенка. Если он еще не умеет ходить самостоятельно, возьмите его под мышки и «проведите» по воде несколько раз.

5. Контрастное закаливание – это чередование воздействий тепла и холода. Например, контрастное обливание, контрастный душ, баня (сауна) с последующим приемом холодного душа, холодной ванны или растиранием снегом. Этот метод закаливания необыкновенно эффективен не только для взрослых, но и для детей.

6. Баня также обладает хорошим закаливающим эффектом, в основе которого лежит строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Детям раннего возраста в парильном отделении следует находиться не более 3-5 минут, через несколько посещений можно увеличить время до 5-10 минут и четырех-пяти заходов. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее – купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до четырех-пяти. В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Для антисептического эффекта используют мяту, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью – тимьян, мяту, душицу, ромашку, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной; улучшают дыхание ли стья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Но посещение бани с ребенком первого года жизни возможно только в том случае, если баня – частная. В общественных банях слишком велик риск контакта с инфекционными боль ными.

7. Холодное подмывание – нетрадиционный метод закаливания, который пользуется в наши дни популярностью. Суть его в том, что ребенка первого года жизни подмывают под краном, пустив сначала струю теплой, а затем совсем холодной воды. Некоторые родители вообще не пользуются теплой водой при подмывании, сразу включая холодную воду.

8. Снежное закаливание также нетрадиционный метод. Лучше всего пользоваться этим методом за городом, где снег выпадает чистый, он должен покрывать землю, а не асфальт. В закаливание снегом входит и хождение босиком по снегу (3-5 минут), и обтирание снегом.

9. Купание в открытых водоемах – самый про стой и эффективный метод закаливания. В чистых природных водоемах и при достаточной температуре воды могут купаться, окунаться и нырять даже дети первого года жизни.

10. Моржевание – экстремальный метод закаливания, и применять его могут только родители-«моржи», то есть те, кто сам не боится и практикует зимнее купание в открытых водоемах. Кроме того, для купания в проруби ребенок должен быть хорошо закален более простыми методами (обливаниями, прогулками и др.).

Врачи советуют начинать закаливание с температуры воды 28-30 °С, снижая каждые три-четыре дня на 1-2 °С: для грудных детей – до 20-22 °С, а для детей старше года – до

16-18 °С. Температура воздуха в помещении во время обливания не должна быть ниже 18 °С.

Необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка до и после процедуры. Легкое побледнение, появление «гусиной» кожи в начале обливания вполне естественны. Однако, если они держатся слишком долго, немедленно прекратите процедуру.

Чем раньше Вы начнете приучать ребенка к пребыванию на свежем воздухе, тем лучше. Уже на 10-й день жизни можно посидеть с ним на балконе минут 15-20. На следующий день - 2 раза по полчаса и, постепенно увеличивая частоту и длительность гуляний, к месячному возрасту сделать так, чтобы ребенок проводил на балконе весь день.

Проснулся, покормили - гулять. Занесли, покормили - гулять и так далее. На балконе ребенок всегда лучше спит и ест после этого с большим аппетитом. И совершенно непонятно, почему гулять надо 1 или 2 раза в день.

Особый вопрос - погодные условия. При нормальной одежде и защите ребенка от ветра здоровый малыш вполне прилично себя чувствует и при отрицательной температуре. Вот правило, удобное для запоминания: на каждый месяц жизни минус 5°, но не ниже 15°. Перевожу: в возрасте 1-2 месяца температура не должна быть ниже минус 5°, в 2-3 месяца - ниже минус 10° и т.д.

На балконе ребенок, как правило, спит на боку. Важно при этом так расположить коляску, чтобы Вы видели его личико через оконное стекло, не выскакивая на балкон.

Насчет моего опыта. Нашему мальчику мы только обтираем тело и обливаем ноги холодной водой. Проводим воздушные ванны с открытым окном. Кондиционер пока у нас выставлен на 22 градуса.

С дочкой мы делали тоже самое. Сейчас вместо этого делаем контрастный душ. Без проблем купается в водоемах, даже при холодной воде. Температура в комнате 18-19 градусов.

Известно многим, что здоровье ребенка, работа его иммунитета определяется наследственным фактором, но не многие знают, что на 70% оно зависит от образа жизни, который может улучшить состояние малыша либо, напротив – ухудшить его. Именно поэтому закаливание детей раннего возраста (до 1 года) – актуальный и важный вопрос.

Закаливание – действенная альтернатива медикаментам

Специалистами было установлено, что результативность процедур закаливания водой во много раз превышает результат от «укрепления» иммунитета с помощью специальных препаратов. Уже после первого года с закаливанием, ребенок 2 лет в 3,5 раза меньше подвергается заражению ОРВИ даже в условиях холодной зимы. Кроме того, часто к процедуре закаливания нет противопоказаний (кроме острой лихорадки) и нет негативных эффектов, рисков для здоровья. Чего не скажешь об иммуностимуляторах. Ведь они, по сути, – результат деятельности химической промышленности, и неизвестно как может отдельно взятый ребенок отреагировать на их применение.

Практикой было доказано, что часто для гиперактивных, склонных к перевозбуждениям детей является нежелательным применение подобных препаратов, так как они усугубляют психо-эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, можно укреплять иммунитет новорожденного с помощью закаливания и не бояться последствий. Главное – знать меру, иметь терпение и внимательно наблюдать, как реагирует организм малыша на такой «тренинг».


Когда лучше начинать процедуру закаливания?

Каждый родитель знает, что закаливание водой полезно, но не каждый знает, когда его можно начать, в каком возрасте и какое время года лучше подойдет для этого? Не поздно ли начинать процедуру после 2 лет? Да, принципы эти важны, но тут все предельно просто, собственно в этом и заключается преимущество закаливания – начать никогда не рано и никогда не поздно. Всегда можно дать начало здоровому образу жизни – как до 1 года, так и намного позже. Единственно, что более комфортно это будет в теплое время года, особенно если речь идет о детях грудного возраста.

При этом помните основные принципы – закаливание должно ассоциироваться с позитивными эмоциями и впечатлениями, поэтому нужно взять во внимание физическое и психологическое состояние малыша. Ошибочным является суждение о том, что закаливание не рекомендовано для детей, состояние здоровья которых не совсем хорошее. Просто в подобной ситуации следует обратиться за консультацией к специалисту и подобрать правильные, подходящие методики.


Основные правила при закаливании детей

  1. Закаливающие процедуры должны быть системными, без длительных перерывов, не зависимо от времени года;
  2. Степень раздражающего воздействия должна увеличиваться равномерно, постепенно (особенно, если речь идет о детях до 1 года);
  3. Нельзя резко переходить к холодной воде;
  4. При выборе методики нужно брать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  5. Проведение всех процедур должно осуществляться на позитивном эмоциональном фоне и не желательно для сильно болеющих детей.

Закаливание детей раннего возраста должно проводится в гармоничном сочетании общих и специальных мероприятий, где общие:

  • Соблюдение правильного режима дня;
  • Сбалансированное и правильное питание;
  • Занятия физкультурой.

Специальные:

  • Закаливание воздухом;
  • Закаливание водой;
  • Солнечные ванны.

Эти основные правила помогут добиться максимального эффекта от закаливания. Закаливающие процедуры имеют различные методы и способы закаливания детей.


Закаливание воздухом

Данный вид закаливания является первой процедурой для грудного ребенка. Для правильной ее организации важно знать, что: новорожденный ребенок должен находиться в комнате, где температура достигает 23 С, в период от 1 до 3 месяцев – 21 С, от 3 месяцев до 1 года – 20 С, от 1 года – 18 С.

Главным правилом здесь является частое проветривание, летом форточка должна быть открыта практически постоянно, а зимой до 5 раз в день по 15 минут. Это должно быть в присутствии ребенка, избегайте сквозняков. Эффекта закаливания можно добиться и с помощью современной техники, которая в автоматическом режиме регулирует температуру и влажность воздуха.

В летний период для детей грудного возраста можно часто устраивать прогулки уже в первые дни жизни. Изначально это 20-40 минут, которые нужно довести до 7-8 часов в день. Здесь, конечно же, все зависит и от климатических условий конкретного региона.

Начиная от 1 месяца, прогулки организовываются и при отрицательных температурных показателях. Главным условием является отсутствие сильного ветра.

Закаливание воздухом начинают проводить еще в роддоме, оставляя новорожденного некоторое время без одежды. Изначальная температура для данной процедуры – 21-22 С, которая постепенно уменьшается и к возрасту 2 лет (при нормальной переносимости организма) доводится до 18-19 С, а старше 2 лет — до 13 С. Если говорить о времени, то изначально – это 1-3 минуты, которые с каждыми 5 днями увеличивается на 2 минуты. Малыши возрастом до 6 месяцев «гуляют» таким образом 15 мин, а после полугода – 30 минут. В 3 года воздушное закаливание детей может длиться до 40 минут. Процедура воздушного закаливания должна сопровождаться физическими упражнениями.


Закаливание водой

Данный тип закаливания является наиболее эффективным ввиду того, что именно вода имеет высокий уровень теплопроводности и теплоемкости. Все виды водных процедур, которые становятся составляющей закаливания, подразделяют на нетрадиционные (интенсивные) и традиционные.

Традиционные процедуры

Они не подразумевают обливание холодной водой. Любая методика разрабатывается с учетом возраста ребенка. Рекомендовано с первых дней его жизни вносить в ежедневные процедуры (подмывание, умывание, купание) и закаливание.

I. С рождения и до 3 месяцев

  1. Ванны, где температура воды не превышает 37 С длительностью в 5 минут. После чего ребенка обливают водой, температура которой на пару градусов меньше.
  2. Умывание, подмывание детей на протяжении 2-х минут водой, температура которой изначально 28 С, а каждые последующие 2 дня снижается и доводится до 21 С.
  3. Обтирание рукавичкой, смоченной в воде температурой 32-36 С. Процедура длится в течении двух минут. Сначала обтирают руки в направлении от кисти к плечу, затем ноги – от ступни к колену. За 5 дней температура снижается на 1 градус и доводится до 28 С.

Важно после данной процедуры вытереть насухо (до появления розового цвета) все участки тела, которые подвергались обтиранию.

II. От 3 до 10 месяцев

  1. Аналогично пункту 1 в предыдущем разделе.
  2. Аналогично пункту 2 в предыдущем разделе.
  3. Влажное обтирание всего тела. Отличием является то, что после рук и ног обтираются грудь и спина. Температура воды соблюдается, как и при местном обтирании. Для достижения лечебного эффекта можно добавить в воду морскую соль (концентрация 2 ст.л. соли на 1 литр воды). Также важно вытереть насухо тело после процедуры обтирания.

III. От 10 месяцев до 1 года

Пункты 1 и 2 аналогичны предыдущим разделам.

3. Обливание. В ходе этой процедуры ребенок может сидеть либо стоять. Струя воды должна направляться с расстояния в 30 см. Очередность следующая: обливается спина, грудь, живот, затем уже pуки. Также тело вытирается до незначительного покраснения. Первая процедура проводится при температуре воды 35-37 С, после каждые пять дней она понижается на 1 градус и сводится к 28 С.

IV. От 1 года до 2 лет (допустимо и до 3-х)

  1. Общее обтирание, при котором температура воды доводится до 24 С.
  2. Общее обливание водой, температура которой составляет 24-28 С. После полутора лет для детей рекомендовано использовать душ длительностью 1,5 минут.

Для болеющих экссудативно-катаральным , как метод закаливания рекомендована травяная ванна, где применяются следующие виды трав: череда, душица, мать-и-мачеха, фиалка, календула в равных пропорциях (40 гр.). Эту смесь необходимо заварить 3-4 литрами кипяченой воды и настоять в течение 3 часов. Профильтрованный настой вливают в ванну, где температура воды достигает 36 С.

Продолжительность первой процедуры не должна превышать 2-х минут, с каждой последующей она увеличивается и составляет 10 мин. Вместе с этим снижается и температура до 24 С. Такие ванны принимают каждые 2 дня.


К нетрадиционным методам закаливания относятся все процедуры, которые подразумевают контакт обнаженного тела со снегом, холодной, ледяной водой и воздухом отрицательных температурных показателей. Данный метод приводит организм в определенный стресс, что обусловлено физиологией детей. А исследования специалистов дают возможность утверждать, что данный вид закаливания является противопоказанным не только для детей грудного возраста, 1 года, 2 лет, но и для малышей постарше.

Это не беда – ведь существует эффективная альтернатива: контрастные ванны для ног, обтирание, сауна, контрастный душ, русская баня и прочие. Выход из ситуации есть всегда, главное, что у родителей малыша существует желание помочь ему в нормальном, правильном развитии, что станет мощным подспорьем в будущем.

Помните, что, даже собирая ребенка на прогулку, можно организовать закаливание детей до года путем не сильного укутывания и уменьшения слоев одежды. Их должно быть столько, сколько у человека, гуляющего с ним. Когда же малыш начнет ходить и проявлять большую активность (как правило, после 1 года), слой можно уменьшить на один, даже при холодной погоде.

Вот и все основные правила, которые помогут расти вашему малышу здоровым и счастливым!

Будьте здоровы, будьте закалены!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.