Ребенка обижают в детском саду. Что делать если ребенка обижают в садике

Моего ребенка 3,5 лет обижают в детском саду-жалуется, что бьют мальчики (называет имена), часто большие царапины, ссадины. Я не знаю,как реагировать ПРАВИЛЬНО. Воспитатели говорят,что никто не обижает и все хорошо, что ребенок выдумывает. Замечаний никогда к моему малышу нет:он воспитанный, добрый, спокойный, семья интеллигентная. В нашей семье нет никакого насилия: психологического, эмоционального и, уж, тем более физического и т.д., а это, как я вижу-редкость. В воспитании мы придерживаемся педагогики сотрудничества (на равных), у моих детей всегда есть право выбора.В саду я вижу детей не воспитанных.Дома мы говорим ребенку, что нельзя брать чужое,а в саду у него отбирают игрушки.Мы следуем рекомендациям психологов и делаем все для того,чтобы ребенок не видел по ТВ, в интернете и в жизни сцен жестокости,боевики,драки и пр.,а смотрел только то, что предназначено для его возраста.Агрессивные американские мультфильмы мы тоже исключаем.Но все это ребенок видит каждый день в саду. Ощущение,что садик-это зона..Я уже не понимаю,как надо воспитывать ребенка ПРАВИЛЬНО.Получается, что принципы воспитания нашей семьи и страны мешают нашим детям?Проблем бы не было,если б ребенок давал сдачу,но он этого не делает.Категорически отказывается даже слушать это. Из сада приходит нервный.Раньше на вопрос как дела,что в садике делал(И) говорил:кушал,спал,играл.Теперь вообще не хочет говорить о садике,а на уговоры говорит потом расскажу.В садик ходить малыш не хочет.Похоже,что-то происходит в спальне. Вчера на бедре под шортами появились царапины от 4х пальцев,к утру это уже стало коричневой корочкой.На это надо реагировать?И как,если в саду говорят,что все хорошо?Какие телесные повреждения и жалобы ребенка можно считать мелочью, а на какие надо как-то реагировать?Муж говорит не страшно,а я не понимаю,почему кто-то может моего ребенка царапать. (Нина, г.Когалым)

Ответ:

Здравствуйте, Нина! Спасибо за вопрос. Ваши слова полны беспокойства и тревоги, связанными не только с наличной ситуацией (царапинами), но и по поводу общих вопросов воспитания и взаимодействия ребенка в саду. Постараемся учесть эти аспекты в ответе. При решении вопроса, насколько серьёзной является для детей полученная мелкая травма в отсутствие родителей, нужно учитывать реакцию самого ребенка. Что он рассказывает об этом, с какими эмоциями. Для деток в принципе нормативно получать мелкие ссадины и синяки в течение всего дня, ведь они познают мир, учатся преодолевать какие-то препятствия, выносят опыт из невозможности преодолеть. Однако если такие эпизоды повторяются несколько раз в течение недели, а сам ребенок не может вразумительно объяснить происхождение царапин, вполне допустимо попросить объяснений у воспитателя. Ваши главные союзники при этом – спокойствие и чувство юмора. Ведь стоит задача – понять, что происходит и как поступить далее, а этого можно добиться на основе более-менее хороших отношений с воспитателями. Нежелание ходить в сад, безусловно, может быть связано с осложнением взаимодействия между Вашим малышом и воспитателями, но кроме них, никто Вам этого и не расскажет. Если ребенок будет продолжать приходить с ссадинами и жаловаться на детей, Вы вправе требовать более детального разбора ситуации с привлечением других специалистов в саду для решения вопроса о том, какие действия предпринимает воспитатель для контроля над действиями детей. Вы пишете, что ребенок стал нервным. Что это значит? Стал хуже спать дома? Снизился аппетит? Слишком возбужден или, наоборот, вял? Чаще капризничает? Вы не указали, как давно ребенок посещает сад – не может ли это быть запоздалая реакция на адаптацию? Все вышеперечисленные симптомы могут служить причиной для обращения к психологу в детском саду, для урегулирования этой ситуации. Как правило, психолог берет на несколько дней под наблюдение Вашего ребенка в условиях группы; по результатам такого наблюдения с Вами будет проведена беседа, представлены варианты происходящего. Из письма складывается впечатление, что Ваш малыш – ласковый, послушный ребенок, не проявляющий агрессию по отношению к другим детям. Однако какими он видит других детей, зависит во многом от оценки взрослых. Допустим, он может знать, что конкретно вот этот мальчик иногда ведет себя плохо, может отбирать игрушки или толкнуть, а значит, стоит ограничить общение с этим конкретным мальчиком. А может быть такой вариант, при котором ребенок принимает обобщающую позицию взрослого: все дети – не такие, как я, хуже, агрессивнее, то есть, буду-ка на всякий случай избегать (или бояться) всех. Другими словами, может быть, стоит попробовать сместить акцент в разговорах со своим ребенком с его обид на какие-то нейтральные аспекты: с кем сегодня играл, кто сегодня был смешнее всех, было ли сегодня скучно в саду, во что была одета воспитатель и т.д. Если ребенок не может дать сдачи, он не должен думать, что это единственный выход. Умение дружить, в самом широком смысле слова, сослужит хорошую службу. Если Ваш ребенок на вопрос, с кем сегодня играл в саду, стабильно отвечает «Ни с кем», попробуйте предложить ему варианты и способы подружиться. Пришли в сад одновременно с каким-то ребенком, спросите про него у своего малыша: как зовут, сколько ему лет, не спит ли он рядом в послеобеденное время. Даже если Ваш ребенок не сможет сразу сказать, он обратит на это внимание, и на следующий день или позже уже присмотрится. Далее можно захватить какую-нибудь мелочь, типа наклейки или пары машинок, и предложить своему ребенку разделить их с кем-нибудь, обговорив это предварительно дома. Наклейки – «насовсем», машинки – поиграть и отдать. Трех-четырехлетние дети со свойственной им непосредственностью адекватно воспримут прямые указания взрослого и прислушаются к ним. Хочется сказать, что я прекрасно понимаю Ваше стремление воспитывать своего ребенка в соответствии с какими-то общечеловеческими ценностями, моралями, но картина мира такова, что всегда есть крайние полюса проявления человеческих качеств. И чтобы не менять резко все принципы воспитания, пытаясь приучить ребенка к мысли, что ему придется защищаться или что мир жесток, лучше будет опираться на опыт всего хорошего, что может быть: добрые дети, отзывчивые взрослые, сильные родители. Агрессия и сила – разные понятия, хорошо, если ребенок будет это понимать. Весь опыт, который мы даем через рассказывание сказок, через шутливую борьбу отца и сына, через проживание с малышом горечи поражений, формирует осознание того, что «я, малыш, могу быть сильным!», с одной стороны, и что в мире существуют разные формы проявления силы, с другой. Нина, Ваш ребенок сейчас учится оценивать происходящее, учится получать обратную связь, сопоставлять свои действия с результатом. Надеюсь, Вы поможете ему принять верные решения в отношении как своих ровесников, так и воспитателей, и пребывание в детском саду станет вновь радостным и продуктивным.

Если Вы вдруг узнали что Вашего ребенка обижают другие дети в садике или школе, то, естественно, Ваш первый порыв – лично пойти и разобраться с обидчиками: всыпать им ремня или жестко побеседовать с их родителями. Однако действия в порыве злости и праведного гнева могут не только не помочь Вашему ребенку, но даже навредить ему еще больше. Очевидно, что Вы хотите изменить сложившуюся ситуацию в лучшую для Вашего ребенка сторону, но и делать это нужно с умом.



Итак, первое, что Вам предстоит сделать – это трезво разобраться в ситуации. Вашего ребенка сверстники могут задирать по разным причинам. У Вас какая-то нестандартная фамилия, которая кажется другим детям смешной, у ребенка есть дефекты речи или внешности, другие дети считают его «немодным» и «некрутым». Все это может стать объектом для издевательств и насмешек.

Как помочь ребенку в этих ситуациях? Ну, скажем прямо, с фамилией Вы ничего не поделаете, поэтому нужно постараться изменить не саму фамилию, а отношение к ней у ребенка и его сверстников. Или, например, попросить педагогов, чтобы Вашего ребенка чаще называли по имени, не давая, тем самым, другим детям повода поиздеваться. Дефекты речи, особенно в раннем возрасте, с успехом решит логопед и чем раньше Вы к нему обратитесь, тем больше неприятностей и обид сумеете избежать.

Внешний вид очень важен для детей. В меру своих возможностей постарайтесь все же приобрести для ребенка несколько «модных» вещей или аксессуаров. Если у Вашего ребенка, например, слишком оттопырены уши, то спрятать этот дефект поможет соответсвующая прическа. Если же проблема кроется, например, в лишнем весе, то с помощью диетолога Вы можете составить для ребенка более здоровый рацион, а с помощью физических нагрузок лишние килограммы постепенно уйдут. К тому же, Ваш ребенок не только избавится от насмешек, но и станет более здоровым.

Часто дети стают объектами постоянных издевок со стороны сверстников потому что они слабее, скромнее. Вы можете помочь своему ребенку, развивая в нем уверенность в себе и своих силах. А подтянуть физическую форму помогут занятия спортом. И не обязательно сразу же отдавать ребенка в секцию боевых искусств, можно подобрать и другой вид спорта, например, плавание, футбол, баскетбол, спортивные танцы.

В школе причиной постоянных притеснений может стать все что угодно, вплоть до музыкальных предпочтений Вашего ребенка. В этом случае Вам важно объяснить своему ребенку, что он не должен идти на поводу у коллектива, не должен менять свои вкусы и предпочтения только потому, что кому-то это нравится. Сильная, уверенная в себе личность, чувствуется издалека и мало кто отваживается такую личность притеснять или ущемлять.

Объясните ребенку, что хорошая успеваемость может стать козырем в его рукаве. Быть «зубрилой» и «заучкой» ребенку вовсе не обязательно, но ученики с хорошей успеваемостью всегда пользуются уважением коллектива – ведь они знают правильные ответы к задачам и могут помочь. Поэтому и Вы можете приложить усилия к улучшению успеваемости Вашего ребенка. Вместе занимайтесь уроками, смотрите развивающие телепередачи, возможно, наймите репетитора, чтобы подтянуть ребенка по некоторым предметам.

Когда ребенка обижают в детском саду или школе, это приводит к тому, что малыш отказывается туда ходить, у него копится обида и злость на сверстников. Ребенок замыкается в себе, чувствует себя несчастным. Некоторые дети могут начать хвастаться, лгать, ябедничать или даже мстить своим обидчикам. Другие же могут начать всеми силами стремиться попасть в ту компанию, в которой его не принимают, ведь получить свое место в «стае» для ребенка очень важно. Сигареты, спиртное, наркотики – вот чем могут окончиться подобные стремления. И Вам, как родителю, следует быть особенно внимательными и осторожными.

Школьники особенно остро реагируют на вмешательство родителей в их «личную жизнь». И если Вы со скандалом пойдете жаловаться директору или педагогу, то вся школа быстро об этом узнает и у Вашего ребенка проблем может только прибавиться. Его станут дразнить «маменькиным сынком» или «маменькиной дочкой», а это вновь может привести к конфликту. Но, возможно, спокойная конструктивная беседа со школьным психологом или классным руководителем поможет решить конфликтную ситуацию.

Все же, иногда обстановка складывается так, что перевести ребенка в другой садик или школу – единственно возможный выход из ситуации. Но Вам важно позаботиться о том, чтобы на новом месте учебы у ребенка сложились более комфортные отношения со сверстниками. Вместе с ребенком прочувствуйте, что «жизнь начинается с нового листа» и постарайтесь в полной мере использовать этот шанс.

Приветствую вас, мои уважаемые читатели! Не только у взрослых возникают проблемы на работе, конфликты с начальством или ссоры с подчиненными. У наших деток тоже порой наступают тяжелые времена. Недавно ко мне обратилась женщина со следующей проблемой: моего ребенка обижают в детском саду, что делать. Я бы хотела поговорить о том, какую лучше родителям выбрать тактику, как помочь карапузу преодолеть трудности и как понять, что послужило причиной подобной ситуации.

Тактика невмешательства

В момент, когда ребенка обижают, родители делятся на две категории: те, которые пытаясь помочь, делают все вместо него и те, кто оставляют малыша самого справляться с проблемами. Обе тактики имеют свои плюсы и минусы. Поэтому если вашего малыша начали обижать, я предлагаю вам совместить обе тактики и выбрать наиболее полезные стороны из обеих.

1 тактика. Пытаясь решит конфликт своего малыша вместо него, вы не позволяете ему учиться защищаться. А это, в свою очередь, очень полезный навык, который может пригодиться ему в будущем. Дети таких родителей не будут уметь решать проблемы самостоятельно, они будут ждать, что придет мама или папа и уладят конфликт.

2 тактика. Когда вы полностью отстраняетесь от проблем малыша и даете ему свободу самому справляться с проблемами, то у него подсознательно может сложиться картинка, что родителям все равно что происходит с ним, им не важны его проблемы и они не уделяют ему должного внимания.

Очень важно научиться совмещать обе тактики и помогать малышу преодолевать трудности в общении со сверстниками. Для начала я предлагаю вашему вниманию статью « ». В ней вы найдете много полезной информации о том, как сделать своего отпрыска увереннее и счастливее.

Узнать причину

Прежде чем действовать, попробуйте узнать причину конфликта. Может быть, на самом деле виноват ваш карапуз. Например, он не хочет делиться игрушками с другими детками и они обзывают его за это жадиной-говядиной. Или ваш сын сам задирает девчонок, а они за это закрывают его в шкафчике.

Не всегда причина в других детях, смотрите на ситуацию более открыто.

Поговорите с воспитателем. Как она видит ситуацию в группе, почему вашего малыша задирают и почему взрослые не предпринимают никаких шагов. Говорите спокойно и не обвиняйте воспитательницу. Она может быть ваших хорошим союзником в вопросе воспитания.

Внимательно посмотрите на поведение своего малыша на детской площадке, когда вы просто гуляете во дворе. Как он ведет себя с другими детками? Изучайте его поведение и манеру общения. Это может помочь вам понять из-за чего возникли проблемы в саду.

Если ваш ребенок не может связно ответить почему его дразнят в садике, устройте маленькую ролевую игру. Возьмите несколько игрушек и пусть малыш даст всем имена, как в садике. Пусть выберет игрушку, которая будет им, воспитателем, его другом или врагом.

И пристально следите за тем, какие манипуляции малыш совершает с игрушками, кто с кем общается, кого он сажает рядом, кто как себя ведет. Эта игра может дать вам огромное количество полезной информации.

Прочитайте статью « ». В ней вы сможете найти много полезной и интересной информации, которая сможет вам пригодиться.

Как вы можете помочь

Родителям нужно учиться доверять своему чаду. Не считайте, что он сам не сможет справиться. Не принимайте важные решения вместо него, не пытайтесь решить конфликт с другим ребенком самостоятельно.

Лучшим вариантом будет поговорить, выяснить в чем причина, спросить, как он собирается решать проблему, что он может предложить сам, нужна ли ему ваша помощь. Учите ребенка не жаловаться, а спокойно делиться впечатлениями.

Пусть малыш знает, что вы всегда рядом и готовы прийти к нему на помощь. Но кроме этого, дети должны понимать, что им придется самим решать многие вопросы, выбираться из различных передряг и справляться с трудностями.

Вы можете отдельно встретиться с другими родителями и обсудить происходящее в вашей группе. Спокойно, без обвинений и нападок. Ни в коем случае не критикуйте других деток. Пытайтесь вместе найти выход из сложившейся ситуации, ведь вы взрослые люди.

Любите своего малыша и доверяйте ему. Помогайте и развивайте в нем способность решать проблемы и не бояться трудностей. У вас обязательно все получится, если вы будете больше разговаривать с ребенком.

Знаете ли вы причину, по которой у малыша возникли проблемы в детском саду? Дерется ли ваш отпрыск? Что говорит воспитатель?

Хорошего вам дня!

Практически все малыши рано или поздно начинают посещать детский сад. Иногда родители вынуждены отправить кроху в садик еще в довольно-таки раннем возрасте, чтобы выйти на работу. И когда ребенок еще не умеет полноценно общаться со сверстниками и воспитателями, и не может рассказать родителям о возникающих конфликтах, нужно быть особенно внимательным. Ведь случаи, когда малышей обижают ровесники или даже взрослые – это, к сожалению, совсем не редкость. И сегодня мы обсудим, что делать если ребенка обижают в детском саду, а также как узнать об этом?

Как узнать, что ребенка в садике обижают ?

Родителям необходимо со всей внимательностью относиться к малышам, которые посещают детский сад. Важно прислушиваться к своим ощущениям. Ведь только мама и папа видят кроху каждый день, и понимают, как он обычно реагирует на различные ситуации. В том случае, если что-то в поведении ребенка изменилось, нужно присмотреться и анализировать причину.

Настораживающие моменты:

Резкий отказ посещать детский сад после благополучного периода посещения;

Ухудшения сна, нервозность;

Видимый страх резких движений (боится удара) или громких звуков;

Неожиданное недомогание, которое проходит после исчезновения угрозы похода в сад.

Стоит отметить, что далеко не всегда подобные признаки указывают на неприятности в саду. Иногда дети начинают хандрить или капризничать даже при полном благополучии садиковской обстановки. Ведь дома с мамой им кажется намного лучше.

Если ребенок уже разговаривает и может нормально коммуницировать, то понять обстановку в садике будет проще. Но задавать прямые вопросы малышу не стоит. Во-первых, он может легко нафантазировать, а во-вторых, такие расспросы могут сделать его закрытым, и он вовсе откажется что-либо рассказывать. Поэтому используйте игру для получения интересующей вас информации:

Поиграйте в садик. Пусть ребенок будет воспитателем, а вы выполняйте роль ребенка (детей). Ведите себя примерно, после начните баловаться, стукните другого ребенка, откажитесь есть или спать. Посмотрите, какой будет реакция воспитателя на случившуюся ситуацию. Совсем не обязательно проигрывать все интересующие вас моменты за один раз. Можете играть в садик регулярно, чтобы держать руку на пульсе.

Предложите ребенку помочь вам придумать сказку. В ней будет один главный герой – мальчик (или девочка), которые пошли в садик. Пусть ребенок поможет придумать события, с которыми сталкивается сказочный персонаж в течение дня. Если малыш затрудняется в построении связных текстов, попробуйте начинать предложение самому, чтобы он его продолжал (заканчивал).

Предложите ребенку нарисовать свой сад, воспитателя и няню, других деток. Внимательно посмотрите, какими получились нарисованные персонажи и на каком месте среди них находится ваш ребенок. Может малыш изобразил себя совсем маленьким или вообще предпочел «забыть» о себе? Дети на самом деле отлично выплескивают на рисунок эмоции, тревожность, злость и страхи. После такого сеанса рисования малыш может стать более спокойным и уравновешенным, а родители получат материал для размышлений.

Что делать, уже обижают малыша ?!

Ответ на этот вопрос зависит во многом от того, кто именно обижает малыша. Если обижают ровесники, стоит пообщаться на эту тему с воспитателем и заведующей детского сада, а также заглянуть на прием к психологу. Также можно поговорить с другими родителями. При наличии нескольких недовольных можно действовать группой, и есть шанс, что у вас получится повлиять на ситуацию. Так, нужно собрать подписи родителей и обратиться с заявлением к руководству детсада, настаивая на принятии соответствующих мер, которые обеспечат безопасность детей.

Иногда только беседы заведующей с родителями обидчика бывает достаточно для того чтобы справиться с проблемой. Но в некоторых ситуациях родителям приходится идти дальше: писать в вышестоящие органы, заручаться поддержкой психолога и/или врача. Помните, что только от вас зависит психологическое и физическое здоровье вашего ребенка, и в ваших силах помочь ему справиться со сложившейся проблемой.

Если малыша постоянно обижает кто-то из детей посоветуйте ему не играться с обидчиком и при конфликтах тут же обращаться за помощью к воспитателям. Также напоминайте крохе, чтобы он обязательно рассказывал вам о случившихся ссорах.

Если в садике обидчиком ребенка стала воспитатель или няня, обязательно обратитесь к их непосредственному руководству. Опять-таки, уже только одного этого шага может быть достаточно для нормализации ситуации. Если в группе проблемы есть не только у вашего малыша, шансов на положительное решение вопроса становится гораздо проще. Но если неприятности возникают только у вас, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом, возможно, у ребенка есть определенные проблемы с адаптацией к детскому садику.

Иногда родителям проще справиться с проблемами, возникающими у детей в саду, путем перевода в другую группу или другое дошкольное учреждение. Возможно, такое решение вопроса будет для вас самым удобным, поможет сэкономить время и нервы.

Но помните, что за ненадлежащее выполнение своих обязанностей работники детского сада несут ответственность. Поэтому при возникновении серьезных конфликтов не задумывайтесь. Воспитателя, который жестко обращается с детьми, должны отстранить от работы. И в этом может помочь заведующая или вышестоящие органы.

Дошкольники проводят весомую часть своего времени в детском саду. Поэтому родители твердо хотят знать, что им комфортно в детском коллективе. А что, если ребенок чувствует себя белой вороной среди одногруппников? Вдруг ребенка обижают в детском саду? Что предпринять мамам и папам в подобной ситуации?

Взаимоотношения маленьких детей кажутся взрослым простыми и очевидными, что является серьезным заблуждением. Малыш уже с поступления в детский сад начинает овладевать умением общения со сверстниками. В этом случае неизбежны противоречия, ссоры и даже драки, ведь детская коммуникация не обязательно подразумевает дружную игру. И как бы сильно ни хотела мама решить все проблемы за ребенка, он должен сам научиться бороться с трудностями, уметь их преодолевать. Конечно, не стоит бросать малыша одного в чуждый и враждебный ему мир. Ваша помощь никогда не будет лишней, но прежде следует разобраться в причинах того, почему одногруппники обижают вашего ребенка.

Почему ребенка обижают в детском саду?

Пример 1.

Елизавета, мама 5-летнего Миши: «Мой сын очень застенчивый и стеснительный. Ему сложно вступать в игры с другими детьми, но очень хочется. Особенно ему нравятся три ребенка: Сережа, Ира и Дима. Он иногда просит их взять в свои забавы, но слышит один и тот же ответ: «Уходи». То есть они обычно игнорируют его или говорят, что он не годится для игр. Впрочем, изредка ребята предлагают ему присоединиться, когда играют в семью и им требуется «собака». Собака не разговаривает и должна выполнять все, что они говорят. Примерно через пять минут игры Мише становится очень грустно, и он убегает. И вроде не бьют его, не называют плохими словами, но я вижу, как он обижен и что в садик уже идет с явным неудовольствием».

Пример 2.


Мария, мама 3-летней Олеси: «Дочка поначалу с удовольствием ходила в садик. Но вот потом в группу к ним пришла девочка Катя, которая начала задирать мою Олесю: отбирает игрушки, толкается, иногда даже может укусить ее. Леська говорит, что грубость девочки направлена только на нее, но я частенько вижу, как Катя агрессивно относится и другим детям. Откровенных «побоищ» у девочек пока не было, но Леська с неохотой стала ходить в садик, капризничает и плачет по утрам. Иногда даже говорит, что у нее болит животик. А по дороге домой рассказывает, что Катя ее опять толкала или кусала. Муж хочет, чтобы Леся давала сдачи: на толчки в свою сторону – била, на укусы – кусала в ответ. Я же думаю, что это неправильно, так как агрессия только породит дальнейшее противостояние. Хочу, чтобы мой ребенок сам научился решать конфликты со сверстниками».

Причины детской травли

Малышня может дразнить друг друга за совершенно разные особенности в поведении или внешности.

1. К примеру, у вашего малыша необычное имя или смешная фамилия (за такое дразнят обычно в старших группах).

2. Это может быть любая физическая особенность: нарушение зрения, лопоухость.

3. Часто поддразнивают тех детей, которые отличаются от остальных какими-либо параметрами: крупное телосложение, большая голова или очень маленький рост.

4. Малыш с явным дефектом речи, который не выговаривает звуки, имеет слишком маленький словарный запас, также может попасть в сферу интересов маленьких хулиганов.

5. Обижают необщительных, слишком скромных, застенчивых детей, не умеющих за себя постоять, как в случае с маленьким Мишей.

6. Детей, которые приходят в садик непричесанными или с грязными ногтями, сверстники могут обзывать грязнулями или неряхами.

7. В детском коллективе может появиться самый настоящий тиран, обижающий либо одну «любимую» жертву, либо агрессивно относящийся ко всем одногруппникам без исключения (в случае с Олесей).

Что делать?

Как мы видим, существует множество причин того, почему ребенка могут обижать в дошкольном учреждении. Как в таких случаях следует вести себя родителям?

Во-первых, поговорите с педагогами и узнайте, как ваш малыш ведет себя в группе, за что и как его обижают другие дети. Может, воспитатель не замечал ничего подобного, так как обидчики предпочитают действовать втихаря. Ребенок постарше не всегда рассказывает взрослому о своих обидах, потому что над ябедами будут смеяться еще больше. Попросите педагога тщательнее присмотреть за вашим малышом и за отношениями в группе.

Во-вторых, осторожно пообщайтесь с ребенком, узнайте, есть ли у него партнеры по играм, как и с кем он проводит свободное от учебной деятельности время. Наверняка он захочет рассказать вам о существующих проблемах. Только не обвиняйте его в том, что он не умеет налаживать отношения, не может постоять за себя. Иначе в следующий раз он не захочет с вами откровенничать.

А что конкретно может сделать мама или папа?

1. Если дети обижают малыша за неопрятный внешний вид, проследите, чтобы он был аккуратно одет, с аккуратной стрижкой и чистыми ногтями.

2. Если ребенка дразнят из-за дефекта в речи или внешности, постарайтесь эту особенность устранить. Проблемы с речью попробуйте решить совместно с логопедом, от излишней полноты поможет диетолог. Тем более что эти недостатки все равно нужно будет устранять.

3. Посоветуйте не реагировать на подначки или повторять определенную фразу, к примеру: «Да, я рыжий и у меня есть веснушки. Ну и что?» Обидчикам быстро надоест повторяющаяся реакция, и они скорее отстанут от малыша. Попробуйте объяснить, что не следует плакать из-за обидных слов. Чем больше слез, тем чаще его будут дразнить, обижать и подкалывать.

4. Если в группе появился маленький агрессор, обратитесь за помощью к воспитателю, дошкольному психологу и его родителям. Специалист может предложить занятия по коррекции агрессивного поведения, по развитию коммуникативных навыков, песочную или арт-терапию. Хорошо, если в играх психолог отработает конкретные ситуации с вашим ребенком и его обидчиком.

5. Иногда взрослые, обычно папы, предлагают научить малыша давать сдачу. Однако как вы сможете объяснить, как именно это нужно сделать? Чтобы пошла кровь? Чтобы обидчик упал? Очень сложно найти тонкую грань между ответной реакцией, самозащитой и превращением в злостного хулигана. Учите ребенка решать словами возникшую проблему или звать на помощь воспитателя. В общем, относитесь к этой возможности с максимальной осторожностью.

6. Для повышения статуса среди одногруппников попробуйте дать ребенку модную игрушку, книжку с картинками (про динозавров, машинки, кукол). Только не вводите это в практику, так как ложный авторитет не принесет малышу особого счастья. Книжка или необычная игрушка в данном случае нужна для завязывания приятельских отношений.

Для малыша важно быть уверенным в вашей помощи. Интересуйтесь его отношениями со сверстниками, учите, как правильно общаться с ними и как реагировать на действия обидчиков. Повысив уверенность ребенка в собственных силах, вы научите его легко разрешать любые конфликты.

А как Вы решаете подобные ситуации, напишите в комментариях.

Надежда Плотникова, специально для