Проблемы многодетных семей в россии. Проблемы и возможности многодетной семьи

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПВО

" Многодетная семья: основные проблемы

и пути их разрешения "

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение. 3

Глава I . Многодетная семья как специфический социальный 4 - 20

институт, ее основные проблемы.

Глава II. Возможности и пути оказания социальной помощи 20 - 29

многодетным семьям России.

Глава III. Содержание, виды и формы деятельности социального 29 - 38

работника по оказанию помощи многодетным семьям.

Заключение. 39

Список литературы. 40

ВВЕДЕНИЕ

В сложной и многогранной общественной жизни сегодня, как никогда, особые трудности испытывает многодетная семья. Она сама, во многом не надеясь на поддержку государства, пытается решить свои острые и специфические проблемы. Такая семья является малоизученным для различных наук объектом.

Поэтому целью курсовой работы является научный анализ основных проблем многодетных семей в современной России и на этой основе определение возможностей и путей их разрешения как на государственном уровне, так и в сфере деятельности конкретного социального работника.

Исходя из этой цели была сформулирована тема курсовой работы - "Многодетные семьи: основные проблемы и пути их разрешения ".

Бесспорно, проблемы многодетных семей в той или иной степени рассматриваются и решаются как на государственном, так и на городском и областном уровнях управления. Но достаточны ли меры, принимаемые ими для обеспечения более или менее удовлетворительных условий жизни многодетных родителей и их детей? Созданы ли условия для того, чтобы многодетность не воспринималась как обуза для общества? Что сегодня многодетные семьи могут сделать для себя сами? В чем они не могут обойтись без государственной помощи и поддержки областной и городской администрации? Наконец, каково мнение по перечисленным вопросам самих многодетных семей?

Попытаемся также оценить, как ставит и разрешает в перспективе проблему многодетности и рождаемости наука демография. Она также задает вопросы: что происходит с рождаемостью и семьей? почему растет число разводов, а одиноким становится все труднее вступить в брак? почему в полной семье сегодня детей рождается меньше, а вне брака больше, чем 30-40 лет назад? чем обусловлено снижение рождаемости даже у населения с многовековыми традициями многодетности? как скоро проявятся последствия названных тенденций и чем это грозит человечеству? Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нет однозначных ответов и для решения которых нет универсальных рецептов.

В связи с поставленной целью курсовой работы, несомненной актуальностью вышеперечисленных вопросов, объектом исследования будет выступать такая специфическая разновидность социального института семьи как многодетная семья.

Предметом же исследования будут основные трудности с которыми сталкиваются такие семьи; подходы к решению проблем многодетных семей, а также содержание, формы и методы деятельности социальных работников по оказанию помощи этим семьям.

Глава I . МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным положением и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Вариант номер 4.

· Многодетная семья и ее основные проблемы

· Проблемы семьи безработных

· Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

Многодетная семья и ее основные проблемы.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

Многодетная семья в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливается традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей. А так же существует множество проблем таких семей, я расскажу о некоторых из них.

· Материально – бытовые (финансовые) проблемы.

Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и так далее. В структуре доходов пособия на детей не велики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и так далее, и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

· Проблема трудоустройства родителей.

Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринематеьской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

· Жилищная проблема.

Она всегда остро стоит в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретения жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

· Психолого-педагогические проблемы.

В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннею иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, по этому разные по объему и сложности. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают так же из-за плохой успеваемости в школе.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно не полные семьи, отличаются большой безнадзорностью детей. Такие семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной сфере. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

· Медицинские проблемы.

Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Проблемы семей безработных.

Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Россия столкнулась со все более обостряющей проблемой занятости населения при переходе к рыночным отношениям.

Безработица – незанятость в производстве трудоспособного, желающего работать населения.

Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспособного ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки мозгов»; снижения рождаемости и увеличение смертности ведет к «старению населения» и к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфраструктуры на рынке.

Общие проблемы: финансовая, жилищно-бытовая, психологическая. В семьях безработных возрастает количество разводов, чаще отмечаются случаи жестокого обращения с детьми. У детей появляются отклонения в поведении, у них отмечаются нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.

В связи с вышеперечисленными факторами семья не выполняет важнейшие функции, которые возложены на нее обществом, и это ведет к ее разрушению.

Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

Семья и система образования очень тесно связанны между собой. Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные и целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка в семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны общеобразовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Рассмотрим проблемы и взаимодействия семьи и системы образования на примере МОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный Тверской области.

Каковы функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей?

Главные функции взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

1. информационная;

2. воспитательно-развивающая;

3. формирующая;

4. охранно-оздоровительная;

5. контролирующая;

6. бытовая.

Задачи взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

1. формирование активной педагогической позиции родителей;

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

3. активное участие родителей в воспитании детей;

4. постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка;

5. обучение родителей тому, как помочь ребенку в учебе;

6. привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.

Организация взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи предполагает :

1. изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

2. группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

3. анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

В МОУ СОШ №2 осуществляется следующая работа с родителями:

1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей:

1. Психолого-педагогических

· Психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1-й, 5-й классы);

Многодетная семья и ее социальная защита

1. Многодетные семьи2 Категории многодетности3 Проблемы многодетных семей 4 Система социальной помощи многодетным семьям5 Льготы для многодетных семей

Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей»

Дополнительный материал

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению к друг другу. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь­ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но­вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра­вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус­лавливалось традициями русского народа и православной мо­рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как

«дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране­ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая 3-х и более детей.

1. Сознательная многодетность. В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи. Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи. В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы . Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает. Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей . Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные роди­тели в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в 1996 г. около 76 %.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей. Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.

Жилищная проблема , всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей недостаточно. Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об­ществе. Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности;

старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста

старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка,

нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных

любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным

длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо­сти детей в школе,

отсюда - частые пропуски занятий; подрост­ки обычно рано включаются в

домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения

школы детьми 7-14 лет; рано начинают ра­ботать, имеют большую вероятность

приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты»

поведения.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень

взаимопонимания с родителями и в то же время повы­шенная потребность в

родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль­шей безнадзорностью

детей. Дети большую часть времени прово­дят на улице. Возникает проблема

коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это

затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра­боте, зачастую лишены

доброжелательного отношения в профес­сиональной среде; с родственниками, чаще

мужа, которые не одоб­ряют факта многодетности, особенно в современных

условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет­ных семей

Трудности в общении с другими детьми, несовпаде­ние интересов и т.д.

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще­ния. Мало времени

уделяют на организацию совместного провож­дения досуга.

Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило,

влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10- 15 %.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче­редном внимании

общества.

Социальная незащищенность таких семей, постоянное сниже­ние уровня жизни

создают пессимистически настроенное социаль­ное самочувствие. Отмечается

низкий уровень санитарной культу­ры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся

к группе риска. Стра­дает здоровье всех членов семьи, имеет место

распространение хро­нической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в

других семь­ях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое

знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуаль­ной жизни,

несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается

неудовлетворительное половое воспи­тание детей, сравнительно ранняя половая

жизнь подростков.

Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здо­ровья родителей.

Отмечается низкий показатель систематическо­го наблюдения за детьми, поздняя

обращаемость в случае забо­левания, самолечение, неудовлетворительная

диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-

ку­рортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера

рождения ребенка - вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го

ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х

порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии,

но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м

месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения

питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей

высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной

степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних

показателей.

Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной

Служба занятости занимается первоочередным трудоустрой­ством

многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы;

организацией обучения и переобучения родителей для получения другой

специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности,

привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных,

привлечением их к труду круглогодично.

На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие

бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на при­обретение

учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных

возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном

лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического

лекто­рия (с консультациями психолога, педагога о семейном воспита­нии).

Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий,

льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье,

адресной социальной помощью, матери­альной помощью, выделением льготных

кредитов для приобрете­ния предметов длительного пользования, льготным

выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной

ин­формацией о льготах.

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий,

дотаций, касающихся жилья, организации собственно­го дела, выделения денежных

ссуд, льготных кредитов.

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том

числе используя телефон доверия для получения советов пси­холога, педагога в

нужный момент.

Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приоб­ретение

лекарств, организуют выезд специалистов по месту жи­тельства, прием в

медицинских учреждениях вне очереди, путев­ки в санаторий, лечебное

витаминизированное питание, профи­лактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов

питания по сниженным ценам, предоставляют льгот­ные кредиты для приобретения

предметов длительного пользова­ния.

Благотворительные организации оказывают материальную и

на­туральную помощь, церковь - благотворительную и психоло­гическую поддержку.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу

зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает

условия для самообеспечения семей (раз­витие предпринимательства, малого и

среднего бизнеса, фермер­ства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов,

земли, строй­материалов), оказывает помощь в организации ассоциации

мно­годетных матерей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много­детных

семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить

материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую

неделю или дополнительный выход­ной день, гибкий график работы, возможность

переквалификации.

Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода,

которая существует более 6 лет). Основная задача: орга­низация взаимопомощи

многодетным семьям, которая произво­дится поэтапно.

Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит

количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.

Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется

внимание правовой грамотности, систематиче­ски проводится изучение

нормативных документов; осуществля­ется психолого-педагогическое просвещение

родителей, прово­дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога,

семей­ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи

(бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти­стами, поэтами).

Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют

поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо­лее осознанной становится

организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно

формировать лич­ность своих детей.

Льготы для многодетных семей

Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно­годетных семей» от 5

мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

Скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование

отоплением, водой, канализацией, газом и электро­энергией, а для семей,

проживающих в домах, не имеющих цен­трального отопления, - от стоимости

топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

Бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

Бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах

пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча­щихся общеобразовательных

Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще­образовательных

школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и

отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных

отчислений;

Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами

школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных

занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

Один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль­туры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной

поддержке многодетных семей».

Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается

малообеспеченной.

Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре­доставления льгот на

проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном

предоставляет­ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в

санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных

учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации

и проживающим в малообес­печенных семьях.

Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее),

сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.

Виды транспорта:

Железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис­ключением фирменных

поездов и поездов повышенной комфорт­ности);

Автомобильный (общего пользования);

Авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

Заявление от сопровождающего лица;

Заключение государственного или муниципального учрежде­ния здравоохранения

о направлении ребенка на санаторно-курорт­ное лечение;

Корешок путевки;

Проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

Документы о составе семьи и размере заработной платы (до­ходов каждого

члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты

населения по месту жительства. Финансиро­вание расходов, предусмотренных

постановлением, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей

семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает

усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому

общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному

Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи,

создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение

гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических

особенностей.

Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить

все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных

организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и

взаимопомощи, семейному бизнесу.

Список литературы 1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация исодержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ.для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2003 – 224с.2. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ.для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. – М.: издательскийцентр «Академия», 2001 – 408с.3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досугадетей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2001 – 208с.

Подобные статьи надо сносить! Они только разжигают ненависть и зависть к многодетным семьям, где атмосфера любви, взаимопонимания и взаимовыручки гораздо больше чем в семьях с ребенком эгоистом.
Ну и по пунктам —
1. Нет средств на образование и даже детские сады? Это вообще чем подкреплено? В каких таких семья не найдется на детский сад? На сколько мне известно средняя плата за дс по стране 1000 руб. в месяц. Многодетные семьи платят лишь 30% от этой суммы. (можете поправлять меня законами если где ошибусь. Но не думаю что намного) итого 300 руб за трех- четырех разовое питание и развитие.
Из каких соображений дети с многодетной семьи сидят дома в данной статье — мной не понято.
Летний отдых — а что бабушек уже все «уволили», а дачи снесли?
Или летний отдых отныне считается полноценным лишь с визой на Марс?
2. Проблема трудоустройства родителей — не изучала, но скорее конечно же существует. Поскольку опасность больничных в данном случае больше. И хотя такая вероятность ничем не подкреплена (в подобных случаях есть старшие дети способные помочь с младшими, есть родственники.) работодатели боятся предоставлять рабочие места людям с детьми дошкольного возраста.
Что касается многодетной семьи с двумя работающими родителями при средней ЗП — почему она за чертой бедности? Кто провел данную черту и на каком она уровне? Не понятно и не обосновано автором.
3. Вот пожалуй соглашусь. Оплата ком.услуг возрастает довольно ощутимо. А мы ведь не прописываем родственника из Саратова, мы прописываем новорожденного…..
4. Недостаточность знаний по воспитанию детей — как раз у мамы с несколькими детьми знаний гораздо больше, чем у однодетных родителей. И если у мамы не хватает времени на прочтение многочисленных книг после рождения пятого ребенка не нужно вычеркивать уже накопившиеся в ней знания. Не забываем — у этой женщины когда то не было детей вовсе и было уйма времени прочесть всю необходимую ей литературу, сведения из которой,с годами, она еще и опытом подкрепляет.
«Старшие дети стремятся к лидерству » — мною не понято… Обычно быть первыми стремятся младшие…. У них же еще мало что получается на фоне старших…. Поэтому дальше не продолжаю, мысль автора не ясна.
Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает не чувство зависти, а необходимость в достижении желаемого. При развитии этого чувства такие дети будут более успешны в учебе. У них есть мотивация. Порою дети из обеспеченных семей эту самую мотивацию не имеют вообще.
Отсутствие личного пространства это уже совсем бред бредовый. В каждой семье есть кровати и личные уголки и уж тем более личные любимые игрушки. Даже продолжать не вижу смысла….
Подростки, как я уже писала выше будут иметь стимул и выбраться из той кабалы, которую здесь нам описал автор. При таком раскладе они начнут учится и работать и помогать по дому. У них не останется времени на вредные привычки, единственной целью может стать выбивание своего уголка и при этом могут добиться отпуска на Марсе.
Дискомфорт знаете ли и я сейчас ощущаю при этом общении с автором. И явно не хочу быть его другом или вовсе знать его. Круги общения создают все. Все стараются подискивать друзей по интересам, а не наоборот. Акцентируя внимание на круге многодетных, автор лишь хочет разжечь неприязнь к данной группе. Провокация.
5. От куда то приводятся данные о проблемных детях. А что это? От куда эти проценты? О чем вообще речь? Или это как следствие пунктов выше?
Ну так в данном случае проблемных возникнет еще больше.