Памятка для родителей "что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать". Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать

В этом посте речь пойдет о двух способах восприятия действительности – сенсорике и интуиции . Каждый человек наделен одним из них в большей степени, а другим – в меньшей. Сенсорика и интуиция решает совершенно разные задачи, поэтому у одного человека не могут быть одинаково развиты обе эти функции. Чем же они различаются?

Интуиты

Интуиты мыслят «глобально», у них абстрактное мышление , направленное от общего к частному. Быстро схватывают суть, мало внимания уделяют деталям. Чтобы понять, о чем речь, интуиту нужно увидеть картину целиком, а нюансы он воспринимает как следствие общей идеи, задумки.

Интуиты — теоретики. В их голове постоянно возникают различные идеи , которые, однако, совсем не обязательно будут реализованы. Для них важнее генерация идей, чем воплощение задумок непосредственно в жизнь. Часто такие люди в своем сознании опережают настоящее время, и их задумки осуществляются уже позже их потомками. Многое из того, что нас окружает, первоначально было идеей интуитов.

Интуиты хорошо видят возможности окружающего мира. Для них естественно продумывать многочисленные варианты и способы, совершая выбор. Из-за этого сам выбор может затягиваться. Все интуиты в той или иной мере обладают способностью к предвидению. Они чувствуют, какие подводные камни может таить в себе ситуация, и способны предупредить окружающих о грозящей опасности.

Интуиты по-особенному ощущают врем я. Часы для них – это элемент, искусственно созданный людьми, а время как таковое может не иметь к часам никакого отношения. Ощущение времени у интуитов одновременно субъективно и глобально . Они тонко чувствуют подходящий момент, постоянно пребывают в потоке времени, и даже умеют им управлять.

Интуит обладает хорошо развитым воображением, в мечтах он постоянно «перемещается» то в прошлое, то в будущее. Находиться «здесь и сейчас» для него сложнее. Поэтому все интуиты немного рассеяны.

Из-за своей рассеянности интуиты могут быть забывчивы, нерасторопны в быту, невнимательны к своим физическим потребностям. Внешний вид их бывает небрежен, а на рабочем месте и дома обычно присутствует «творческий беспорядок». Интуиту требуется партнер, который взял бы на себя вопросы, связанные с организацией комфорта и уюта.

Сенсорики

Сенсорики обладают конкретным мышлением , которое позволяет им хорошо подмечать детали. Им бывает сложно уловить общую суть, если от их внимания ускользают нюансы. Чтобы понять, о чем идет речь, сенсорику требуются увидеть подробности ситуации, из которых он выстраивает общую картину.

Сенсорик находится «здесь и сейчас», это реалист , твердо стоящий на ногах. Заглядывать в будущее или «застревать» в прошлом ему не свойственно. Он прекрасно чувствует настоящее. В отличие от интуита, сенсорик более собран и сосредоточен на текущих событиях.

Сенсорики – это люди-практики. Они сильны в реализации идей и задумок, именно благодаря им идеи обретают конкретное, материальное очертание в мире. Многое из того, что нас окружает, создавалось руками сенсориков.

Сенсорики хорошо чувствуют качества предметов , одежды, пищи. Способны различать малейшие оттенки во вкусах и запахах. Уверенно организовывают пространство, сильны в вопросах комфорта и эргономики. Они могут почувствовать, что для другого человека будет дискомфортно и сказать ему об этом.

Сенсорики не очень хорошо чувствуют время, и поэтому предпочитают ориентироваться по часам. Переживают, если опаздывают, и поэтому могут предпочесть выйти намного раньше, чем необходимо, чтобы прийти точно в срок.

Из-за того, что сенсорики постоянно отслеживают текущий момент, им бывает сложно заглянуть в будущее, и почувствовать возможности, которые несет в себе ситуация.

Резюме

Интуиты:

Обладают абстрактным мышлением и хорошо развитым воображением.
Успешны в генерации идей.
Прекрасно чувствует возможности, суть, потенциал.
Исследуют возможные, в том числе и непроверенные методы.
Хорошо чувствует время, умеет «вписаться в поток».
«Перемещаются» из прошлого в будущее.
Не очень практичны, часто рассеяны и забывчивы.
Бывают невнимательны к своему внешнему виду и своим физическим потребностям.

Сенсорики:

Обладают конкретным мышлением, хорошо подмечают детали.
Реалисты и практики, твердо стоящие на ногах.
Живут здесь и сейчас.
Доверяют конкретным, проверенным методам.
Успешны в организации пространства и наведении уюта.
Не очень хорошо чувствуют время, и не всегда могут им управлять.
Не всегда видят возможности, варианты решения.
Внимательны к вопросам здоровья, комфорта, хорошо чувствуют физические потребности человека.

Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств объектов окружающей действительности, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств (соответствующие рецепторы). Ощущение есть простейшая чувственная форма отображения действительного мира, элементарная разновидность психических процессов. Физиологические и нервные процессы находятся за пределами психической сферы и потому сознанием не обнаруживаются. Представляя собой первооснову познавательной активности человека, ощущение олицетворяет собой рубеж между нервными и психическими процессами. В ощущении происходит первичный качественный переход от материального мира к миру психических явлений. Сенсорные эффекты, выражающиеся в ощущениях, образуют, таким образом, низший уровень психики. И поскольку сенсорная область располагается на границе, разделяющей допсихические и собственно психические эффекты, границу такого разделения в психофизике не случайно обозначают понятием «сенсорный порог». Уже на этом пороговом уровне проявляется парадоксальное свойство психики, которое состоит в том, что ощущения, как и нервные процессы, будучи связанными с соответствующими анализаторами, вместе с тем отнесены к внешнему раздражителю и могут быть описаны только в терминах предметных качеств отражаемой предметной реальности. Эта обращенность к стимульному объекту, отнесенность к внешнему миру роднит ощущения с высшими уровнями психической репрезентации.
Ощущение представляет собой единство сенсорного процесса и сенсорного образа. Сенсорные эффекты возникают на основе работы анализаторных систем, которые также называют "органы чувств" или "сенсорные модальности": зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Это те «каналы», через которые внешний мир проникает в сознание, поэтому
ощущение можно рассматривать как простейший, элементарный факт сознания.
Ощущения не просто низший уровень психического отражения, не только элементарная форма познавательной активности, но и базовая основа всей психической организации человека. Ощущения абсолютно необходимы для нормальной жизнедеятельности. Именно они дают возможность человеку ориентироваться в пространстве и времени, выполнять различные моторные действия. Если бы человек лишился чувствительности, произошло бы разрушение всех форм психической активности. Так, русский врач С.П.Боткин имел следующее наблюдение. Одна его пациентка была лишена всех видов чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания одним пальцем руки. Если она закрывала здоровый глаз, и никто к ее пальцу не прикасался, она сразу после этого погружалась в глубокий сон. Это лишний раз доказывает, что для того, чтобы сознание работало в нормальном режиме, нужен постоянный приток информации из окружающей мира. Потребность в получении новой информации является едва ли не самой важной для функционирования психики. Существенным является даже не сам по себе факт получения сенсорной информации. Должен существовать информационный баланс между человеком и внешней средой. Если взаимодействие между человеком и средой нарушается, то это может привести или к информационной перегрузке, или к информационному дефициту, что одинаково негативно сказывается на психофизиологическом состоянии человека.
Разнообразие сенсорной информации является важным условием нормального функционирования психики. Получены многочисленные свидетельства негативного влияния нахождения человека в условиях сенсорной депривации (недостатка) на протекание психических процессов. Эксперименты по сенсорной депривации показывают, что нахождение человека в стимульно - обедненной среде уже через непродолжительное время вызывает деструкцию психических функций. В ходе таких экспериментов, испытуемых помещают в специальные камеры, которые обеспечивают почти полную сенсорную изоляцию или же создают
условия, при которых действует однообразная стимуляция. Например, включают мерный монотонный звук, на глаза испытуемому надевают очки, пропускающие лишь слабый свет, а на ноги - специальные цилиндры, блокирующие тактильную чувствительность. По прошествии нескольких часов испытуемые, как правило, просят остановить эксперимент, т.к. переживают состояние прогрессирующей тревоги, внутреннего дискомфорта, теряют пространственную ориентацию. Отмечаются также нарушения способности концентрации внимания, нарушения памяти. Опыты по частичной изоляции показали, что изоляция отдельных участков тела от воздействий внешней среды приводит к нарушению тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У тех испытуемых, которых подвергали длительное время воздействию монохроматического света, появлялись галлюцинации. Д.О.Хебб обнаружил, что сенсорная депривация отрицательно влияет на эффективность мыслительной деятельности. И.К.Эрик Гундерсон и Пол Д. Нельсон, занимавшиеся изучением физического и психического состояния людей, находящихся в условиях недостаточной стимуляции, пришли к выводу, что в условиях «ограниченной стимуляции... в течение длительного времени человек испытывает нарушение сна, депрессию, ранимость и возбудимость» А.Тоффлер, характеризуя психические изменения людей, находящихся на антарктических станциях, указывает на то, что с течением времени полярники обнаруживают все признаки психологического истощения, начиная от быстрого утомления, ухода в себя, заканчивая полной апатией. С данной позицией в полной мере согласуется мнение Б.Г.Ананьева, который указывал на то, что аффективная напряженность, являющаяся следствием сенсорного голода, есть не что иное, как «проявление потребности в информации». Нарушение восприятия временных промежутков вплоть до потери чувства времени, чувство одиночества, подавленность, немотивированная агрессия, ослабление самоконтроля - вот далеко не полный перечень тех негативных последствий, которые имеют место в условиях изоляции в стимульно- дефицитной среде. Видимо, не случайно одиночные заключения являются наиболее суровым наказанием в исправительной практике.
Ощущения субъективно переживаются только в процессе изменения состояния взаимодействия между раздражителем и рецепторным участком. Подтверждением значимой роли изменений в психической жизни человека могут являться факты утраты восприятия стабилизированных изображений на сетчатке глаза и стабилизированных предметов (кольцо, часы) относительно рецепторного участка тела. Монотонный звук уже через короткое время перестает субъектом осознаваться. В диапазоне сенсорно - перцептивных форм отражения к аналогичным феноменам следует отнести потерю вкусовой чувствительности к тем вкусовым агентам, что в течение какого-то времени вызывали свойственные им вкусовые ощущения; утрату обонятельной способности при различении запаха, который на протяжении некоторого времени окружает человека. Таким образом, чувственное отражение возможно благодаря изменению во взаимодействии субъекта отражения и отражаемой реальности. Изменение является своего рода априорным условием, делающим возможным эффекты сенсорно- перцептивного отражения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что продукты психического отражения в своих домыслительных разновидностях являются, фактически, производными по отношению к эффектам отображения изменений в субъектно-объектных взаимодействиях. Он отмечал, что все формы чувственного отражения, к которым он относил ощущение, восприятие, представление, нельзя отрывать от их содержания, то есть «отражения движущейся материи» . Иными словами, отражение строится на основе эффектов изменения состояния субъектно-объектного взаимодействия в процессе чувственного отражения. Потерю чувствительности вызывает не только дефицит информации, но, прежде всего, отсутствие изменения в характере взаимодействия между человеком и средой. Только через изменение возможно психическое отражение. Отсюда следует важный вывод: стабилизированные относительно психики явления сознанием не обнаруживаются. Органы чувств, тем самым, теснейшим образом связаны с органами движения. Неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Иначе говоря, моторные процессы непрерывно участвуют в ходе построения психической проекции объектов.
История знает различные взгляды относительно природы ощущений. Сторонники одной позиции трактуют ощущения как символы, знаки внешнего мира. Приверженцы другой точки зрения исходят из положения о специализации органов чувств в отношении определенных видов раздражителей, а также фактов, когда одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств вызывают характерные для этих органов чувств ощущения. Так, например, при воздействии на сетчатку глаза света, давления или тока возникают зрительные ощущения. А механический раздражитель может вызывать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, на что он действует: кожу, ухо или глаз. На основании этого И.Мюллер выдвинул идею о «специфической энергии органов чувств». Однако необходимо отметить, что органы чувств, в эволюционном плане, - следствие приспособления к воздействиям среды и поэтому они функционально адекватны им. Объективные свойства внешнего мира определили специфичность органов чувств.
Эти теоретические воззрения отражают лишь часть всей многообразной феноменологии ощущений. Обобщив и вычленив основополагающее для понимания природы ощущений, можно констатировать, что ощущения - не просто сенсорные образы, наподобие фотографий внешнего мира, а именно субъективные образы, то есть для формирования ощущений недостаточно воздействия внешнего раздражителя, необходима работа сенсорных систем. Эта работа заключается как во внутренних процессах, так, зачастую, и во внешних действиях. Другими словами, ощущение возникает на основе процесса преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего на соответствующий рецептор в энергию нервных процессов. Ощущение, таким образом, можно понимать не только как чувственный образ, но и как саму деятельность по формированию этого образа. Поэтому говорят о единстве, необособимости сенсорного процесса и его интегрального продукта - сенсорного образа.
Ощущения можно также рассматривать как форму отражения адекватных раздражителей, например, слуховые ощущения - результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн в диапазоне от 16
до 20 000 Гц., зрительные ощущения - результат отражения действия света, т. е. электромагнитных волн, имеющих длину от 380 до 800 миллимикронов. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей. Следует отметить, что острота тактильной чувствительности существенным образом различается при сравнении различных участков кожной поверхности. Самые низкие пороги абсолютной чувствительности имеют место на кончике языка, кончиках пальцев, тыльной стороне ладони, ладонной поверхности предплечья. Напротив, низкая абсолютная чувствительность, и, тем самым, наиболее высокие пороги установлены на тыльной поверхности предплечья, пояснице, плотной части подошвы.
Независимо от специфики все ощущения имеют общие эмпирические характеристики.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития
— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие — умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

http://maminsite.ru/early.files/early%2011.html

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

  • Психолого-педагогическая характеристика детей…

Сенсорика — важнейшая веха в развитие маленького человека, начиная с самого юного возраста. Детские психологи утверждают, что начинать развивать сенсорную сторону личности ребенку нужно с самого рождения — как только его принесли домой из родильного дома. В этой статье мы расскажем интересные вещи для любящих свое чадо родителей: что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать?

Что такое сенсорика

Сенсорное развитие — это приобретения опыта и знаний об окружающих предметах, развитие восприятие и фантазии , развитие представлений об объектах и субъектах окружающей среды. Далеко не каждый родитель уверенно ответит на вопрос: — что такое сенсорика? Но, тем не менее, практически в каждой семье занимаются сенсорным развитием, сами того не подозревая.

Детеныш первого познает мир через тактильные и вкусовые ощущения — именно по этой причине малыш постоянно скидывает вещи, пытается до всего дотянуться ручками, потрогать; после 6 месяцев малыши активно засовывают все новые предметы в рот — чтобы понять, какой он: сладкий или соленый, гладкий, либо шершавый. Все вышеперечисленные манипуляции есть ни что другое, как сенсорное развитие.

С какого возраста начинать сенсорное развитие

Если 95% родителей согласятся с тем, что сенсорику нужно развивать, то не каждый знает — а с какого возраста развивать, когда нужно начинать процесс обучения малыша? Ответ на этот вопрос у медиков и психологов одинаковый: чем раньше — тем лучше (причем, не только для ребенка). Возможности мозговой деятельности малыша настолько большие, что ни один взрослый, даже профессор не сможет усвоить и запомнить такое количество данных.

Поэтому начинать нужно рано — , более того — с первого дня жизни. Потенциал развития, заложен в каждом малыше, силен — и без правильного подхода взрослых, может со временем угасать. Поэтому не стоит терять драгоценные дни и минуты общения с вашим чадом.

Способы развития сенсорики

Самым банальным и примитивным, но действенным считается способ «вседозволенности» в первые . В этот период разрешать нужно всё — трогать погремушки, щупать мягкие игрушки, играть с волосами мамы, либо с ногтями папы — и это уже огромный вклад в сенсорное развитие вашего малыша.

Используйте для этого развивающие игрушки, развивающий коврик для новорожденных, развивающие кубики, для детей постарше кубики, разных форм и цветов, пирамидки и т. д.
Однако, существуют и узконаправленные способы развития:

  1. Подвижные игры с взрослыми;
  2. Дидактические игры (после );
  3. Пальчиковые игры (с );
  4. Игры с руками («Ладушки», «Танцы-танцы», «Покажи какой большой/маленький);
  5. Игры с бытовыми и кухонными предметами (в любом возрасте, но под присмотром папы или мамы).
  6. Игры с водой.


Советы, рекомендации, и почему необходимо развивать сенсорику

Учеными давно доказан тот факт, что дети с высоким уровнем сенсорного развития, владеют высшими интеллектуальными способностями, нежели те малыши, родители которых не уделяли сенсорике должного внимания.

Совет № 1 — играйте с малышом, хоть понемногу, но часто и каждый день. Никому ребенок не доверяет больше, чем маме и папе.

Совет № 2 — купите разноцветные игрушки, либо сделайте сами. Главной игрушкой при сенсорном развитии должна быть конусная пирамида, знакома нам с детства.

Совет № 3 — любите своего ребенка, и тогда вы подсознательно почувствуете, что для него есть хорошо в определенный период жизни.

Сенсорное развитие — это первый уровень познания малыша, и все для него кажется новым и интересным: железная ложка или пылесос. Родителям нужно разными методами способствовать развитию сенсорики, хвалить и подбадривать малыша, если определенное действие не получается сделать, либо повторить. И, в таком случае, вы вырастите умного и развитого ребенка.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы - пуговицы, бусины, крупы.

Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.