Тренировка для памяти! «Когда-то люди вкладывали усилия в развитие памяти»: Джошуа Фоер о том, как ничего не забыть

Закрытая тема для разговоров - что ты сегодня забыл. Очки, часы, амулеты, кошельки - нехватку обнаруживают уже в зале. Все не важно. Это мемориада - соревнование людей с лучшей памятью в мире.

Тони Бузан, президент чемпионата по запоминанию: "Меня вдохновил ваш русский ученый Александр Лурье. Если есть чемпионаты по бегу и прыжкам, почему не соревноваться в работе главного нашего мускула - мозга? Память бесконечна, если ее тренировать. Значит, возможно сделать так, чтобы голова с возрастом работала лучше".

Карты памяти мемористов - профессиональных спортсменов-запоминальщиков. Они натренированы: каждое событие - дерево с ветвями. Цифры - образы. Так теперь для Тима выглядит его отпуск. В такие же карты он превращает встречи с друзьями и списки продуктов к Рождеству.

Тим Фулфорд, меморист: "Если мне надо запомнить цифру 70 - я знаю, это коробка. 77 - торт".

Константин Скудлер, меморист: "Для чемпионата все помню. Для школы - ничего. По истории особенно - там имена, даты - так все это тяжело дается".

10-летний Константин на правах самого молодого запоминальщика выпытывает секреты у вундеркинда повзрослее. 8-кратный чемпион мира Доминик в "черных списках" всех казино Лас-Вегаса - слишком много помнит. Не "человек дождя", но карты считает лучше крупье.

Доминик О’Брайен, 8-кратный чемпион мира по запоминанию: "Секрет один - сосредоточиться и включить воображение, придумывать образы. Меня из школы выгнали за то, что я читать не научился. В 30 лет начал тренировать память - уже 4 книги сам написал".

В кулуарах абсолютная тишина. Мозг тех, кто внутри - на пределе. Можно спугнуть. Как войти в состояние полной сосредоточенности - каждый придумывает сам. Жевать, играть, спать, молиться - ничто не возбраняется при создании образов. Кроме химического допинга. Испытания в 10 этапов - сотни абстрактных картинок, страницы бинарных таблиц, число Пи до максимально возможного знака. Вспомнить все - 200 незнакомых имен за 15 минут, 50 дат за 5 минут и расклад 30 колод карт за час. Самый сложный этап для новичков - за час цифры запомнить на одних карточках и за два часа вписать их в том же порядке в другие. Юниоры просто засыпают или по-школьному сбегают в туалет.

Запомнить 2 тысячи цифр в произвольном порядке за час. Чемпион прошлого года ошибся лишь 4 раза. Для этого он просто придумал считалку, в которой дал номера поросятам со своей фермы - один поросенок пошел погулять, два поросенок пошел посчитать. И потом просто ушел в свой мир.

Игры разума. Запоминальщики любят, когда их сравнивают со слонами, которые никому никогда ничего не забывают. Хотя оговариваются - в нашем спорте главное не то, сколько помнишь, а то, сколько вспомнить можешь. К будничной жизни не имеет никакого отношения - победитель в этапе "вспомнить 300 цифр за 5 минут" жалуется в кулуарах: банкомат съел кредитную карту, а я так и не вспомнил образов, из которых состоял ПИН-код. Коллеги сочувствуют со знанием дела: у нас такое бывало. Не вспомним, когда.

Закройте глаза. Представьте, что вы стоите у входной двери своего дома. Обратите особое внимание на цвет этой двери, ее фактуру. Теперь представьте группу толстых нудистов на велосипедах. Они участвуют в соревнованиях нудистов-велосипедистов и несутся прямо к вашей двери. Мне нужно, чтобы вы действительно это увидели. Они упорно крутят педали, обливаются потом, раскачиваются из стороны в сторону. И они врезаются прямо в вашу входную дверь. Велосипеды разлетаются в стороны, колеса катятся мимо, спицы втыкаются повсюду. Теперь перешагните через порог, зайдите в прихожую и обратите внимание на освещение. Свет падает прямо на Капитана Кука. Он машет вам из седла, устроившись на гнедом коне. Это разговаривающая лошадь. Пройдите мимо него и зайдите в гостиную. Там со всей силой воображения представьте Бритни Спирс. Полуголая, она танцует на вашем журнальном столике и поет Hit Me Baby One More Time. Затем следуйте за мной на кухню. Здесь ваш пол замощен дорогой из желтого кирпича, а из духовки рука об руку шагают Дороти, Железный Дровосек, Страшила и Лев из сказки о волшебнике страны Оз.

Хорошо, теперь откройте глаза.

Я хочу рассказать вам об очень странном соревновании, которое проводится каждую весну в Нью-Йорке. Это чемпионат США по запоминанию. Несколько лет назад я отправился на этот конкурс в качестве научного журналиста, ожидая увидеть нечто вроде чемпионата мира среди ученых. В нем участвовала группа парней и несколько девушек, отличавшихся по возрасту и внешним данным. Они запоминани сотни случайных чисел с одного взгляда. Они запоминали имена десятков незнакомцев и целые поэмы всего за несколько минут. Они состязались в том, чтобы как можно быстрее запомнить колоды перетасованных игральных карт. Это было невероятно. Я думал, что эти люди - гении.

Я начал беседовать с некоторыми участниками соревнований. Эд Кук приехал из Англии, где он славится самой натренированной памятью. Я спросил его: «Эд, ты понимаешь, что ты гений?», а он ответил: «Это вовсе не так. В действительности, у меня обычная память. Любой участник этих соревнований скажет, что у него ординарные способности. Мы просто натренировались, научились этим удивительным трюкам памяти, используя античные техники, изобретенные две с половиной тысячи лет назад в Греции - те самые, которые применял Цицерон для запоминания своих речей, которыми пользовались средневековые ученые для заучивания целых книг». Я смог только сказать: «Вау! И почему это раньше я о них ничего не слышал?»

«Один парень, с которым я познакомился, страдал амнезией и, вполне вероятно, обладал худшей памятью на свете. Она была настолько плоха, что он даже не помнил о своих проблемах с памятью. Это крайне трагический персонаж, который на собственном примере демонстрирует, насколько воспоминания определяют нашу личность».

Мы стояли снаружи зала соревнований, и Эд, отличный, талантливый, но слегка эксцентричный англичанин, спросил меня: «Джош, ты же американский журналист. Ты знаком с Бритни Спирс?». Я ответил: «Что? Нет! Почему ты спрашиваешь?». «Потому что я хочу научить Бритни Спирс запоминать колоду игральных карт в эфире национального телевидения. Я докажу миру, что любой может это сделать». Я сказал: «Ну, я не Бритни Спирс, но ты мог бы попробовать научить меня. Надо же с чего-то начинать, верно?». И для меня это стало началом очень странного приключения.

В течение следующего года я не просто тренировал память, но и исследовал ее, пытаясь разобраться, как она работает, почему иногда отказывает и какой у нее потенциал. Я встретил много действительно интересных людей. Один парень, с которым я познакомился, страдал амнезией и, вполне вероятно, обладал худшей памятью на свете. Она у него настолько плоха, что он даже не помнит, что у него есть какие-то проблемы с запоминанием! Это крайне трагический персонаж, который на собственном примере демонстрирует, насколько воспоминания определяют нашу личность. Есть и абсолютно противоположный пример - Ким Пик, прототип персонажа, которого сыграл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя». Мы провели день в Публичной библиотеке Солт-Лейк-Сити, запоминая телефонные справочники, что было чрезвычайно увлекательно.

Я прочитал кипу трактатов о памяти, написанных более двух тысяч лет назад на латыни в период Античности и затем позднее - в средневековье. Я узнал много интересного: например, что давным-давно натренированная, дисциплинированная и развитая память не была такой редкостью, как сейчас. Когда-то люди вкладывали усилия в развитие памяти, в трудоемкую работу разума.

За последние несколько тысячелетий мы создали множество технологий: алфавит, списки, кодексы, печатные станки, фотографии, компьютеры, смартфоны - все это постепенно облегчало работу памяти, стало выполнять ее функции. Эти технологии создали современный мир, и они же изменили нас как в культурном, так и в когнитивном плане. Нам больше не нужно что-то запоминать, и, похоже, мы забываем, как это делать. Одно из последних мест на Земле, где вы найдете людей, одержимых идеей тренированной памяти, - это вышеупомянутые соревнования. Вернее, они не единственные - подобные чемпионаты проводятся по всему миру. Я был просто поражен и хотел узнать, как участникам удается достичь таких результатов.

Несколько лет назад группа исследователей Университетского колледжа Лондона провела в лаборатории соревнования по запоминанию. Они хотели выяснить: отличается ли как-то анатомически мозг участников состязаний? Ответ оказался отрицательным. Умнее ли они остальных? Они провели несколько тестов, и ответ снова был отрицательным. Однако было интересное и красноречивое различие между тем, какие зоны мозга задействовали участники соревнований. Их сканировали на томографе, пока они запоминали числа, лица, изображения снежинок. Оказалось, что у чемпионов по запоминанию активизируются иные участки мозга, чем у остальных. Они задействовали те чести, которые отвечают за пространственную память и передвижения. Почему? И может ли нам быть эта информация полезной?

Соревнования по запоминанию чем-то похожи на гонку вооружений: каждый год кто-то выдумывает новый способ запоминать больше информации в более короткий промежуток времени. Тогда остальным участникам приходится нагонять упущенное. Мой друг Бен Придмор, трехкратный чемпион соревнований по памяти, мог запомнить в течение часа 36 перемешанных колод игральных карт. Он делал это с помощью изобретенной им техники, которую использовал, чтобы зафиксировать в памяти точный порядок 4140 двоичных чисел.

Хотя в мире существует огромное количество различных техник, все они сводятся к концепции, которую психологи называют продуманным кодированием. Этот процесс хорошо проиллюстрирован одним интересным парадоксом. Предположим, я попрошу двух людей запомнить одно и то же слово - портной. Одному я скажу: «Запомни, этот парень - Александр Кондитерский, это его фамилия». Другому я скажу так: «Запомни, этот парень Александр - кондитер, это его профессия». Когда позже я спрошу их о слове, которое называл некоторое время назад, тот, кому была названа фамилия, вспомнит ее с меньшей вероятностью, чем тот, кому я сказал о профессии. Одно и тоже же слово, но запоминается по-разному. Странно, не правда ли?

«Предположим, вас пригласили на сцену произнести речь, и вы хотите сделать это по памяти - как если бы Цицерон выступал на TEDxRome две тысячи лет назад. Вы просто визуализируете образы, которые связаны с параграфами вашего выступления и они мгновенно возникают у вас в памяти».

На самом деле, фамилия Кондитерский вам ни о чем не говорит. Она никак не связана с другими воспоминаниями, которыми заполнена ваша голова. Но другое дело - кондитер, мы же их знаем: кондитеры носят смешные белые колпаки, у них руки в муке, они после работы вкусно пахнут. Может, мы даже знаем какого-нибудь кондитера. Когда мы впервые слышим это слово, у нас остаются ассоциативные зацепки, с помощью которых затем проще выудить нужное слово. Все искусство запоминания заключается в том, чтобы придумать, как превратить этих Кондитерских в кондитеров, чтобы информацию, которой не хватает контекста и смысла, трансформировать в нечто значительное в свете других ваших воспоминаний.

Одна из наиболее искусных техник была изобретена 2500 лет назад в Древней Греции. Она называется Дворец памяти. История ее такова: когда-то поэт по имени Симонид принимал участие в одном торжестве. Он был нанят, чтобы развлекать гостей - в те времена, если хотели устроить действительно потрясающий праздник, нанимали не ди-джея, а поэта. Когда праздник начался, поэт начал рассказывать свои оды, которые все учил наизусть. Когда Симонид покинул пиршество, крыша зала упала и раздавила хозяина и его гостей. Все, кто были внутри, погибли, причем тела их были искорежены до неузнаваемости. Никто не мог сказать, кто участвовал в празднике, кто где сидел. Таким образом, тела их не могли быть захоронены должным образом. Несчастье, помноженное на несчастье. Благодаря своей памяти, Симонид, стоявший снаружи, единственный выживший среди руин, закрыл глаза и смог увидеть, где именно сидел каждый из гостей. Он брал людей за руки и отводил их к телам родственников.

В своем «Теории и практики» отобрали несколько упражнений для развития памяти, наблюдательности, логики и воображения, которые можно выполнять между делом.

В тот момент античный поэт понял нечто, что, думаю, нам всем подсознательно известно: хотя мы плохо запоминаем имена, телефонные номера и дословные инструкции от коллег, у нас действительно исключительная визуальная и пространственная память. Если я попрошу вас восстановить первые 10 слов истории о Симониде, скорее всего, вам придется туго. Но я готов поспорить, что если я попрошу вас вспомнить, кто сидит верхом на говорящей гнедой лошади в вашем холле, вы с легкостью вспомните. Смысл этой мнемонической техники заключается в том, чтобы создать у себя в голове воображаемую конструкцию с образами тех вещей, которые вы хотите запомнить - чем страннее, безумнее, смешнее, похабнее, противней картинка, тем она более незабываема. Это совет двухтысячелетней давности из ранних латинских трактатов о памяти.

Так как же это работает? Предположим, вас пригласили на сцену произнести речь, и вы хотите сделать это по памяти - как если бы Цицерон выступал на TEDxRome две тысячи лет назад. Тогда вы вновь визуализируете образы, которые я описывал в самом начале: вы можете представить себя у передней двери своего дома. Толпа нудистов на велосипедах напоминает вам, что вы хотели рассказать об этом очень странном соревновании - чемпионате по запоминанию. Капитан Кук напомнит о приятеле Эде Куке, а Бритни Спирс - об анекдоте, который вы хотите рассказать. Вы попадаете на кухню, а желтая кирпичная дорога напоминит вам о следующей теме, которыю вы собирались обсудить - это странное путешествие, в которое вы отправились год назад.

Таким образом римские ораторы запоминали свои речи: не слово-в-слово, отчего только сильнее запутываешься, а от темы к теме. Даже понятие вводное предложение - topic sentence - произошло от греческого слова topos, что означает «место». Это след, оставшийся с тех времен, когда люди думали об ораторстве и риторике в категории пространства.

Я этим был так восхищен, что всерьез увлекся. Я побывал еще на нескольких соревнованиях по запоминанию и понял, что смогу написать подробнее о субкультуре участников этих конкурсов. Но существовала одна проблема, и заключалась она в том, что такие состязания патологически скучные. Правда, это выглядит так же, как сдача школьного теста. Наиболее драматический момент - когда кто-нибудь начинает массировать виски. А я же журналист, мне нужно о чем-то писать. Я знаю, что в головах этих людей происходят невероятные вещи, но у меня нет к ним доступа.

Тогда я осознал: чтобы рассказать о них, мне нужно оказаться в их шкуре. После этого каждое утро, прежде чем засесть за New York Times, я начал тратить 15-20 минут на запоминание чего-либо. Это могло быть что угодно - поэма, имена из старого школьного альбома, который я приобрел на блошином рынке, или трек-лист с сета любимого диджея. Это оказалось на удивление весело, чего я совсем не ожидал. Это весело, потому что вы не просто тренируете память, вы стараетесь воображать эти нелепые, неряшливые, веселые и незабываемые картинки. Я в это очень втянулся.

Закончилось все тем, что я принял участие в соревновании, которое освещал годом раньше. Это было нечто вроде журналистского эксперимента. Я думал, это станет красивым эпилогом к моему исследованию. Однако эксперимент принял неожиданный оборот. Я победил на чемпионате, хотя такого не могло случиться.

«Я на собственном опыте убедился, что во всех нас скрыты невероятные возможности памяти. Но если вы хотите прожить запоминающуюся жизнь, надо быть человеком, который помнит, что нужно запоминать».

Здорово запоминать речи, телефонные номера и списки покупок, но смысл не в этом. Это все просто трюки, которые работают, потому что основываются на базисных принципах работы мозга. И необязательно воздвигать дворцы памяти или запоминать пачки игральных карт, чтобы понимать, как работает наше мышление. Мы часто говорим о людях с великолепной памятью, как будто это некий врожденный дар, но дело не в этом. Блестящую память можно развивать. Проще говоря, мы запоминаем, когда обращаем внимание, когда мы глубоко увлечены, когда можем понять, почему некая информция или опыт важны для нас, почему они значительны, ярки, когда мы можем трансформировать их в нечто осмысленное в контексте остальных наших мыслей.

Дворец памяти, все эти техники запоминания - это просто методы. На самом деле, они действуют лишь потому, что вы заставляете их работать. Они принуждают нас мыслить глубоко, стремиться к осознанности, чего большинство из нас обычно не делает. Но, в сущности, нет никаких приемов. Это просто способ сделать некоторые вещи запоминающимися.

Я бы хотел, чтобы вы запомнили того парня, страдающего амнезией, который даже не помнит о проблемах с памятью, который навел меня на мысль, что наша жизнь - это сумма наших воспоминаний. Сколько еще мы будем терять время нашей короткой жизни на сидение в айфонах, не обращая внимания на то, о чем говорит человек напротив, оставаясь ленивыми и не желая всерьез задумываться? Я на собственном опыте убедился, что во всех нас скрыты невероятные возможности памяти. Но если вы хотите прожить запоминающуюся жизнь, надо быть человеком, который помнит, что нужно запоминать.

Он провел для читателей «ВН» свой мастер-класс, рассказав о том, как запомнить сложные цифры и незнакомые слова.

- Константин, вы занимаетесь развитием памяти с 15 лет. Работаете по чужим методикам или изобрели свою?

Мнемотехника - это система, придуманная еще 2500 лет назад, и суть ее заключается в правильной постановке предмета запоминания.

Есть три базовых принципа мнемотехники – образы, ассоциации и связки. Задача заключается в том, чтобы ассоциациями упростить себе запоминание. На первых порах людям кажется, что для того, чтобы составить кодировку, нужно еще больше времени. Внутренняя обезьянка в голове твердит: «Лучше так зазубрю это слово». Но зазубришь 30 слов - и через неделю из них будешь помнить в лучшем случае 10. Ведь 70% слов пропадает, если их не повторять. А обучившись системам мнемотехники и построению ассоциаций, мы, создав кодировки, даже через месяц вспомним слово через ассоциацию.

Так, на сцене канала «Россия» я должен был выполнить : запомнить число, состоящее из 21 цифры, меньше чем за минуту, а потом воспроизвести от первой цифры до последней и в обратном порядке, называя любую цифру из строчки. Я могу хоть сейчас воспроизвести все это число, которое запомнил меньше чем за минуту, не повторяя.

- Где это можно применить? Зачем нам держать в голове редко используемые слова и даты?

Мнемотехника применяется абсолютно в любой отрасли - в повседневной жизни приходится запоминать номера телефонов и список покупок в магазине, учить математические формулы или стихотворения, не забывать выключить утюг, газ, свет, воду. Школьникам, например, сложнее всего запоминать исторические даты. Запоминание чисел базируется на системе, которая называется «буквенно-числовой код». Мы идем по образам. Например, дата вхождения Башкирии в состав Российского государства - 1557 год. Как это запомнить? Башкир созвучно со словом башка. Опускаем единичку в начале даты - и так понятно, что это событие произошло в минувшем тысячелетии. Остается 557. Проговариваем вслух несколько раз пять-пять-семь. Отчетливо слышатся звуки ППС. Для меня это созвучно со словом «ПеПСи». Представляю себе, как на голову кому-то выливают бутылку «пепси». Все, ассоциация 557-башкиры надежно засела в голове. Меня спросят: захват Астраханского ханства? В голове промелькнет - «астры привез ПаПаШа» это пять-пять-шесть, 1556 год. И это будет куда действеннее, быстрее и эффективнее, чем стандартная зубрежка.

Формулы тоже легко запоминаются, это лишь процесс понимания образов. Простой пример: синус - синий, косинус - коса, тангенс - Таня, котангенс - котенок, интеграл будет выглядеть в виде змеи. Когда я рассказываю это детям, они в восторге!

- Какие еще школьные и не только школьные предметы помогает изучать мнемотехника?

Мнемотехника применяется в изучении иностранных языков. В первую очередь это словарный запас, необходимый минимум нужных слов. Однажды ко мне пришел ученик и пожаловался, что ему никак не дается китайский. По сути, все китайские иероглифы видятся нам с первого взгляда нелогичными закорючками, но человек, владеющий китайским, как-то их читает. То есть в них заложен смысл, а это определенная кодировка. Я начал думать, как же можно применить в изучении иероглифов мнемотехнику, и выяснил, что принцип базируется на визуальном соответствии иероглифа с чем-либо знакомым. Например, цифра 6 на китайском выглядит вот так: 六. Мысленно пририсовываю к ней фары, черточка сверху похожа на трещину на лобовом стекле или на дворник, а нижние палочки - на грязь под капотом. Получился старый разбитый автомобиль, похожий на ВАЗ 2106, именуемый в народе «шестеркой». Проделав такой простой путь, вы очень упростите себе процесс запоминания без нудной зубрежки. А самое интересное, что потом мы не вспомним, что это ВАЗ 2106: видя иероглиф, мы просто понимаем его смысл.

- Мнемотехника сейчас не менее популярна, чем ментальная арифметика. Ее вы тоже преподаете?

Как человек, который занимался иллюзионом, могу сказать, что ментальная арифметика - это такой же фокус. Фокус, который показывают родителям и за который родители платят деньги, не более. В жизни ментальная арифметика применяется редко, разве что при покупках в магазине и решении небольших задачек, а практического применения нет. Это хорошая логическая задачка, как решение судоку или сканвордов, чтение или игра в шахматы - в общем, любая умственная нагрузка. Я сторонник практического применения своих навыков. Мне ближе школа устного счета, или, как ее называли в советское время, занимательная математика. На чемпионате в 2011 году в финале нам дали задание - запомнить два трехзначных числа, умножить их, запомнить ответ, сложить между собой, запомнить ответ, вычесть из большего меньшее, запомнить ответ, поднять руку и записать все эти три числа. Вот такие задачки решаем мы для тренировки, но опять же, повторюсь, просто арифметика практической пользы не имеет. Некоторые утверждают, что она развивает память, но… Пусть утверждают!

- Интересно, а в быту вам помогают ваши навыки? Вы, наверное, идеальный муж - вам не нужно 10 раз напоминать о том, что нужно вынести мусор?

На этот вопрос должен отвечать не я. С вашего позволения, переформулирую ваш вопрос: «Все ли вы запоминаете, и все ли нужно запоминать?» Сам себе задал вопрос, сам на него и отвечу: не нужно грузить свой мозг тем, чем он грузит сам себя. Поэтому я категорически против запоминания списка дел на день и всех задач и идей, которые приходят в наш мозг. Бывает такая ситуация - вы сидите, думаете: «Сегодня нужно сделать отчет, заехать в магазин за хлебом, позвонить начальнику и отвезти документы, а еще нужно заехать в магазин за хлебом, стоп, я же уже думал об этом». А потом приходишь домой, ложишься спать и, находясь в состоянии между сном и бодрствованием, вдруг понимаешь: «Елки-палки, я же не позвонил!» Ввиду того, что я знаю, как мозг нагружается, я понимаю, как его разгружать. Записывайте! Записывая задачи, вы снимаете нагрузку со своего мозга и даете ему спокойно думать, ведь помнить и думать одновременно очень сложно.

Но на выходных я стараюсь очищать свою память, чтобы напрасно не захламлять свой мозг. В моей голове это выглядит так: я беру тряпочку, мочу ее водой и в прямом смысле стираю ненужную информацию. Это кажется смешным, но, чтобы стереть образ, нужно показать мозгу, что мы совершили процесс. Иногда меня спрашивают: «Константин, а можно ли убрать из головы то, что очень сильно волнует?» С точки зрения мнемотехники я говорю - нет. С точки зрения психо­анализа - возможно. Если у вас есть негативные воспоминания, которые вы хотите стереть из своей памяти, это к психологу, я занимаюсь запоминанием.

Досье

Константин Дудин , двухкратный рекордсмен мира по запоминанию, победитель чемпионатов по запоминанию 2010 и 2011 годов. Победитель проекта «Сверхспособности» на телеканале «Наука 2.0», участник шоу «Удивительные люди» на телеканале «Россия 1»

Писатель Джошуа Фор (Joshua Foer) 10 лет назад побывал на чемпионате по запоминанию в качестве журналиста, а спустя год уже стал его победителем. Свое исследование памяти он подробно описал в книге «Прогулки по Луне с Эйнштейном». Публикуем стенограмму лекции Фора с конференции TED , в которой он утверждает, что запомнить порядок карт в колоде может любой человек.

Представьте, что вы стоите перед дверью своего дома. Обратите внимание, какого она цвета и из какого сделана материала. Теперь представьте себе группу тучных нудистов на велосипедах. Они участвуют в велопробеге нудистов и несутся прямо к вашей двери. Очень важно, чтобы вы это всё действительно представили. Они изо всех сил крутят педали, с них льётся пот, их качает из стороны в сторону. Они врезаются аккурат в дверь вашего дома. Велосипеды и колеса разлетаются в разные стороны, спицы втыкаются где надо и где не надо. Переступите порог вашего дома. Войдите в прихожую или холл, что там у вас с другой стороны, и обратите внимание на качество освещения вокруг. Свет падает сверху прямо на Коржика. Коржик машет вам рукой, взгромоздившись на лошадь гнедой масти. Это говорящая лошадь. Вы почти чувствуете, как его синий мех щекочет вам ноздри. Вы слышите запах овсяного печенья с изюмом, которое он вот-вот запихнёт себе в рот. Пройдите мимо него и зайдите в вашу гостиную. Там во всей её красе представьте себе Бритни Спирс. Едва прикрытая одеждой, она танцует на журнальном столике и распевает «Ещё разок, детка». Теперь пойдёмте за мной на кухню. У вас на кухне вместо пола мощёная жёлтая дорога, по которой из вашей духовки к вам направляются Дороти, Жестяной Дровосек, Страшила и Трусливый Лев из «Волшебника из Страны Оз». Они держатся за руки и вприпрыжку направляются к вам.

Представили? Теперь открывайте глаза.

Я хочу рассказать вам об очень странном соревновании, проводящемся каждую весну в Нью-Йорке. Оно называется Чемпионат США по запоминанию. Я ездил туда несколько лет назад в качестве научного журналиста, ожидая, видимо, что это будет чем-то вроде Суперкубка учёных. Участниками были кучка парней и несколько девушек разных возрастов и разной степени чистоплотности.

Они соревновались в запоминании произвольных чисел после всего одного просмотра. Они запоминали имена десятков незнакомцев. Они за несколько минут заучивали целые стихотворения. Они соревновались, чтобы узнать, кто быстрее всех запомнит порядок карт в перетасованной колоде. Я втихомолку восхищался: «Вот это да! Да это же просто какие-то уродцы».

Я решил поговорить с некоторыми участниками. Вот этого парня зовут Эд Кук и он приехал из Англии, где он известен, как обладатель самой натренированной памяти. Я спросил его: «Эд, а когда ты понял, что у тебя есть столь незаурядные способности?» Эд ответил: «Да нет у меня никаких способностей. У меня совершенно заурядная память. Любой участник этих соревнований тебе скажет, что у него средние способности к запоминанию. Мы натренировали себя, чтобы демонстрировать такое сверхъестественное мастерство запоминания. Для этого мы использовали древние приёмы, изобретённые ещё в Греции 2500 лет назад. Те же приёмы, которыми пользовался Цицерон, когда заучивал свои речи, или средневековые учёные, которые заучивали книги целиком». Я ответил: «Вот это да! А почему я никогда про такое не слышал?»

Мы стояли за дверями зала, где проходили соревнования, и Эд - такой замечательный умница англичанин, хоть и малость эксцентричный, вдруг говорит: «Джош, вот ты - американский журналист. А ты знаком с Бритни Спирс?» Я удивился: «Что? Нет, не знаком. А тебе это зачем?» «А затем, что уж очень хочется научить Бритни Спирс запоминать порядок карт в перетасованной колоде и показать это всё по телевизору. И все увидят, что любой человек способен этому научиться».

Я ему ответил: «Я, конечно, не Бритни Спирс, но, может быть, ты меня научишь? Надо же с чего-то начинать». Так началось моё очень своеобразное приключение.

Большую часть следующего года я посвятил тому, чтобы не просто тренировать память, а ещё и изучать её особенности, пытаться понять, как она работает, почему иногда она отказывается работать, и какие у неё есть скрытые резервы.

Я познакомился с кучей потрясающе интересных людей. Вот этого мужика зовут И.П. У него проблемы с памятью. Может даже у него самая плохая в мире память. Дела его настолько плохи, что он даже не помнит, что у него проблемы с памятью. Это просто потрясающе. То есть перед вами этакая необычайно трагическая личность, но в то же время он - живое доказательство того, насколько наши воспоминания определяют нашу личность.

А на другом конце спектра был вот этот мужик. Его зовут Ким Пик. Он был прообразом героя Дастина Хоффмана в «Человеке дождя». Мы провели вместе полдня в библиотеке в Солт-Лейк-Сити, заучивая наизусть телефонный справочник - увлекательнейшее занятие.

Потом ещё я прочёл кучу трактатов, посвящённых проблемам памяти, написанных две с лишним тысячи лет назад на латыни в античные времена и позже в средневековье. Я узнал много интересного и полезного. Вот, например, такой факт, что когда-то мысль о том, что память нужно тренировать и развивать, никому не была столь чужда, как это кажется сегодня. Было время, когда люди тратили время на свою память, заботливо наполняя её содержимым.

На протяжении нескольких последних столетий мы изобрели целый набор приёмов - от алфавита до свитков и манускриптов, рукописных книг, печатного станка, фотографии, компьютеров и коммуникаторов - всего того, что постепенно всё больше облегчало нашу задачу сохранения и передачи воспоминаний. Вплоть до того, что мы полностью сложили с себя эти обязанности, бывшие когда-то неотъемлемой частью нашего сознания. Эти технологии сделали возможным наш современный мир, но они и нас изменили. Они изменили наши культурные традиции. Я даже не побоюсь утверждать, что они изменили нашу способность мыслить. У нас пропала необходимость что-либо запоминать и иногда кажется, что мы забыли как это делается.

Одним из последних мест на Земле, где вы ещё найдёте людей, увлечённых этой проблемой тренировки и развития памяти, как раз и является вот это уникальное состязание по запоминанию. В нём нет даже ничего уникального - такие соревнования проводятся по всему миру. Я был покорён. Мне хотелось узнать, как эти парни такого добились.

Несколько лет назад исследовательская группа Университетского колледжа Лондона собрала таких чемпионов по запоминанию вместе в одну лабораторию. Им хотелось узнать: неужели у этих людей мозги как-то иначе устроены, чем у нас с вами? Ответ получился отрицательный. Может быть тогда они умнее нас с вами? Они устроили им тесты на определение умственных способностей. Оказалось, что нет - не умнее они.

Впрочем, одна разница всё же была замечена между умственными способностями этих чемпионов и людей из контрольной группы, с которыми производили сравнение. Чемпионов протестировали на томографе и сканировали их мозг в процессе запоминания чисел, лиц людей и фотографий снежинок. Сканирование показало, что у чемпионов по запоминанию активизировались другие участки мозга, нежели чем у остальных людей. Было замечено, что они использовали, или казалось, что использовали, часть мозга, отвечающую за пространственную память и перемещения. Почему? И можем ли мы извлечь что-то полезное из этой информации?

Соревнования по запоминанию очень похожи на своего рода гонку вооружений, когда из года в год кто-нибудь придумывает всё новые и новые способы быстрейшего запоминания, а остальные конкуренты вынуждены его догонять.

Это мой друг Бэн Придмор - трёхкратный чемпион мира по запоминанию. Здесь перед ним на столе лежат 36 колод перетасованных игральных карт, порядок которых он будет пытаться запомнить в отведённый час, используя отточенные приёмы собственного изобретения. Он использовал похожую технику, чтобы запомнить точный порядок 4140 произвольных двоичных чисел за полчаса. Да.

И несмотря на то, что существует множество приёмов запоминания для участия в таких соревнованиях, все эти различные техники сводятся к тому, что психологи называют развивающим кодированием.

Этот приём можно легко продемонстрировать с помощью забавного парадокса, известного под названием парадокс Булочкина/булочника. Вот в чём его суть. Если я попрошу двух людей запомнить одно и то же слово, и скажу одному: «Запомни, что этого человека зовут Булочкин». Фамилия у него такая. А другому человеку я скажу: «Запомни, что этот человек - булочник». А позже я пойду и спрошу этих людей: «Помните то слово, что я просил вас запомнить? Вы помните, что это было за слово?» Вероятность того, что тот, кому я сказал, что фамилия человека была Булочкин, вспомнит это слово меньше, чем у того, кому я сказал, что он булочник по профессии. Одно и то же слово, но странно, что запоминается по-разному. В чём тут дело?

Фамилия Булочкин для вас ничего не значит. Она абсолютно оторвана от любых воспоминаний, роящихся у вас в голове. А вот известное всем слово булочник. Мы знаем булочников. Булочники носят забавные белые колпаки. У булочников руки испачканы в муке. Булочники вкусно пахнут, приходя с работы. Возможно, вы даже знакомы с каким-нибудь булочником. И когда мы впервые слышим это слово, мы сразу начинаем оставлять ассоциативные зацепки, которые позже помогут нам выудить эту информацию. Искусство запоминания, на котором построены все эти соревнования, как и искусство запоминания фактов в повседневной жизни, заключается в том, чтобы превратить Булочкиных в булочников. Вы берёте информацию, оторванную от контекста, не несущую для вас никакой смысловой или значимой нагрузки, и превращаете её во что-то, что имеет для вас смысл, что как-то соотносится с другой информацией у вас в голове.

Одна из наиболее детальных методик такого запоминания была изобретена 2500 лет назад в Древней Греции. Она называется дворец памяти . Вот история её создания. Когда-то раз поэт по имени Симонид отправился на банкет. Вообще-то его пригласили для развлечения, потому что в те времена, если вы хотели закатить супер-дупер вечеринку, вы не приглашали диджея, а приглашали поэта. Он вышел на сцену, прочёл наизусть стихотворение, потом вышел из зала, и в этот самый момент банкетный зал рухнул и все, кто находился внутри, погибли. И они не просто погибли, а их тела были искалечены до неузнаваемости. Никто не знал, кто конкретно находился внутри, никто не мог указать, где кто сидел. Тела невозможно было должным образом похоронить. Горе на горе сидит и горем погоняет. Симонид стоит рядом с развалинами, единственный оставшийся в живых среди руин, закрывает глаза и вдруг понимает, что перед его мысленным взором предстают все гости, присутствовавшие на банкете, и то, где они сидели. И он стал брать родственников за руки и проводить их через руины к их любимым.

В этот момент Симонид осознал одну вещь, которая, я думаю, нам всем интуитивно знакома. Несмотря на то, что у всех у нас дела обстоят неважно с запоминанием имён, телефонных номеров и подробных инструкций от коллег по работе, у нас замечательная зрительная и пространственная память. Если бы я попросил вас повторить первые 10 слов истории про Симонида, которую я вам только что рассказал, вам скорее всего пришлось бы туго. Но я могу поспорить, что если я попрошу вас вспомнить, кто сидит верхом на говорящей гнедой лошади у вас в гостиной в этот самый момент, вы это себе представите.

Весь смысл дворца памяти заключается в том, чтобы создать эту воображаемую конструкцию перед вашим мысленным взором и заполнить её образами тех вещей, которые вы хотите запомнить. И чем более сумасшедшее, странное, причудливое, забавное, похабное или противное изображение у вас получится, тем больше оно вам запомнится. Этому совету уже более 2000 лет и он встречается в самых ранних латинских работах, посвящённых запоминанию.

Так как же это работает? Представьте себе, что вас пригласили выступить на главной сцене конференции TED, и вы хотите выступать без бумажки и выучить своё выступление так, как это сделал бы Цицерон, если бы его пригласили на TEDxRome 2000 лет назад. Вы можете начать с представления себя стоящим перед дверью вашего дома. Вы придумываете какую-нибудь совершенно сумасшедшую, дурацкую, незабываемую историю, которая напомнит вам, что в первую очередь вы хотели рассказать про это странное соревнование. Потом вы зайдёте в дом и перед вами предстанет образ Коржика, сидящего верхом на Мистере Эде. И это напомнит вам, что вы собирались представить вашего друга Эда Кука. А затем перед вами возникнет образ Бритни Спирс, чтобы напомнить смешную историю, которую вы хотели рассказать. Потом вы идёте на кухню, и четвёртая тема вашего выступления о том, в какое удивительное приключение вы попали за последний год, и каких друзей встретили на своём пути.

Именно так римские ораторы заучивали свои выступления: не слово в слово, потому что так только ещё больше запутаешься, а от одной темы к другой. Даже само словосочетани «вводное предложение» происходит от греческого слова «topos», что в переводе означает «место». Этакий осколок прошлого, напоминающий о временах, когда говоря об ораторском искусстве и искусстве риторики, люди мыслили такими пространственными категориями. Выражение «в первую очередь» относится к тому, что в вашей памяти занимает первое место.

Мне всё это казалось просто удивительным и я очень этим увлёкся. Я съездил на ещё несколько соревнований по запоминанию. У меня появилась идея написать больше, чем просто статью, об этом сообществе участников таких соревнований. Но была одна проблема. И проблема эта в том, что эти соревнования патологически скучны. (Смех) Я не шучу. Всё это напоминает группу людей, сдающих ЕГЭ. Самый драматичный момент состязания - когда один из участников начинает массировать свои виски. Но я же журналист, мне же нужно о чём-то писать. Я знаю, что в головах у всех этих людей происходят потрясающие вещи, но у меня нет к ним доступа.

И я понял, что если я хочу рассказать эту историю, мне надо немного побыть в их шкуре. Я начал понемногу тренироваться. Сначала по 15-20 минут каждое утро, прежде чем взять в руки Нью-Йорк Таймс, я пытался что-нибудь запомнить или заучить. Это могло быть стихотворение. Это могли быть имена из старого школьного альбома, купленного на толкучке. И меня всё это увлекло с невероятной силой. Кто бы мог подумать. Привлекательность была не в том, что я тренировал память. Вы постоянно улучшаете вашу способность к творчеству, к придумыванию этих абсолютно идиотских, похабных, смешных, а главное незабываемых образов, которые будут представать вашему мысленному взору. Я очень этим увлёкся.

Вот я в полной экипировке участника соревнований. Шумопоглощающие наушники и полностью изолированные защитные очки: оставлены только две малюсенькие дырочки, потому что отвлечение внимания - самый большой враг соревнующихся.

Я вернулся на тот же турнир, о котором писал годом раньше. И решил, что я могу попробовать поучаствовать - в качестве социального журналистского эксперимента. Может получиться хороший эпилог к моему расследованию. Проблема в том, что эксперимент встал с ног на голову. Я выиграл этот турнир, тогда как такого просто не должно было случиться.

Это, конечно, приятно уметь заучивать наизусть речи, запоминать номера телефонов и списки необходимых покупок, но дело в общем-то не в этом. Это всё просто уловки. Приёмы, которые работают, потому что они основаны на очень простых принципах работы мозга. И вам совсем не обязательно строить дворцы памяти или запоминать порядок карт в колоде, чтобы воспользоваться этим простым пониманием того, как устроен и работает ваш мозг.

Мы часто говорим о людях с феноменальной памятью как будто у них есть некий природный дар, но это не так. Великолепную память можно развить. На самом элементарном уровне мы запоминаем, когда мы концентрируемся. Мы запоминаем, когда мы чем-то очень увлечены. Мы запоминаем, когда нам понятно, почему та или иная информация или опыт важны для нас, что в них особенного, в чём их яркость. Когда мы можем преобразить их таким образом, что они приобретут смысл в свете всей остальной информации, которой занят наш мозг. Когда мы сможем превратить Булочкиных в булочников.

Дворец памяти и другие приёмы запоминания - это всего лишь мелкие хитрости. Да по сути это даже и не хитрости никакие. Эти приёмы работают, потому что они заставляют вас работать. Они заставляют вас обращаться к глубинам подсознания, вызывая тем самым состояние полноты сознания, которое мы обычно не практикуем в повседневной жизни. Но никаких хитростей не существует. Только так и можно что-то запомнить.

Я хотел бы, чтобы вы запомнили из моего выступления то, что мне самому запомнилось при встрече с И.П. - человеком, потерявшим память настолько, что он даже не помнит, что у него есть проблемы с памятью. Наша жизнь - это собрание наших воспоминаний. Сколько мы готовы ещё потерять из нашей и без того короткой жизни на проверку сообщений в Blackberry или iPhone, не обращая внимания на живых людей, сидящих напротив, разговаривающих с нами, продолжая быть настолько ленивыми, что оказаться неспособными к глубокому мышлению?

Я на собственном опыте убедился, что в каждом из нас дремлют необычайные способности к запоминанию. И если мы хотим прожить запоминающуюся жизнь, нам нужно быть людьми, которые помнят о том, что нужно помнить.

2 декабря 23-летний Йонас Вон Эссен из Швеции одержал сокрушительную победу, получив 8534 очка - столько очков не зарабатывал никто за всю историю "Международного чемпионата памяти". Эссен поразил болельщиков, запомнив колоду с игровыми картами всего лишь за 30 секунд. Свою победу чемпион отпраздновал веганским кексом.

Столь острая память у человека, который питается одними растениями? В этом нет ничего удивительного. Исследования показывают, что диета без мяса улучшает память. Также - что продукты с высоким содержанием витамина Е - такие как миндаль, грецкие орехи и даже брокколи - уменьшают риск деменции на 70%.

Если хотите чего-нибудь сладкого и заодно полезного для памяти - съешьте горсть голубики или черники. Эта пища чемпионов содержит весьма полезные для деятельности головного мозго антоцианиды.

Йонас дал интервью корреспонденту PETA ("Люди за этичное обращение с животными"):

Почему ты решил стать веганом?

Потому что не хотел быть соучастником в убийстве и страданиях других живых существ. К сожалению, моему неповоротливому человеческому разуму потребовалось целых 20 лет жизни на этой планете, прежде чем он протрезвел и решил стать вегетарианцем. И еще полтора года нужно было, чтобы понять, что если хочешь действительно отойти от участия в убийстве животных, то нужно стать веганом.

Может быть, на твое решение стать веганом повлиялие какие-то книги, музыкальные группы, знаменитости или спортсмены?

Да. Меня вдохновила Стеф Дэвис - американская альпинистка и вингсьютер. Я прочел ее книгу "Обучаясь полетам" во время своего перехода от вегетарианства к веганству (как раз в это время я начал заниматься парашютным спортом). Ее книга облегчила мой переход.

Какие твои предпочтения в пище?

Я очень люблю азиатскую кухню - например, жареный тофу со специями. Еще люблю веганский сыр - например, из орехов и трав, кладу его в веганскую лазанью и макароны.

Какие перемены к лучшему после отказа от молочного ты заметил?

Пожалуй, самая заметная перемена - я теперь ощущаю, что делаю (именно делаю, а не стою в стороне) нечто, что поможет миру стать лучше. И с тех пор, как я стал веганом, я победил в шести из семи международных соревнований, последний из них - Международный чемпионат памяти, с наибольшим количеством очков в истории этого чемпионата. Что также означает - столько очков еще не сделал ни один мясоед.

Становитесь веганами! - говорит Йонас. - Я считаю, что это единственный и самый легкий способ изменить положение вещей. Вы не только перестанете участвовать в издевательствах и убийстве животных, но и перестанете способствовать разрушению окружающей среды. Этот вовсе не так трудно, как кажется! Для меня этот переход вовсе не был жертвой - потому что теперь вся еда по вкусу гораздо лучше, чем во время мясоедения. И кто знает, - может, и у вас память станет самой острой в мире! :)