День святого николая - народные приметы и обряды. История праздников — Никола Зимний. Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека Новоуральского городского округа.

Никола - второй после бога заступник. Покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от всех бед и несчастий.

«Раз в осеннюю пору увязил мужик воз на дороге. Знамо, какие у нас дороги; а тут еще случилось осенью - так и говорить нечего! Мимо идет . Мужик не узнал его и давай просить: «Помоги, родимой, воз вытащить!» - «Поди ты,-сказал ему Касьян-угодник,-есть мне когда с вами валандаться!» Да и пошел своею дорогою. Немного спустя идет тут же Никола-угодник. «Батюшка,- завопил опять мужик,- ба тюшка! Помоги мне воз вытащить!» Никола-угодник и помог ему.
Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к богу в рай. «Где ты был, Касьян-угодник?» - спросил бог. «Я был на земле,-отвечал тот,-прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он попросил меня: помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать райского платья».-«Ну а ты где так выпачкался?» - спросил бог у Николы-угодника. «Я был на земле; шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз»,-ответил Никола-угодник. «Слушай, Касьян,-сказал тогда бог,-не помог ты мужику. За то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год». С тех пор так и сделалось: Касьяну в служат молебны, а Николе два раза в год».

Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле.

Один , другой морозный.

Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит.

Какой день в Николу зимнего, такой и в Николу летнего.

Никола загвоздит, что намостит.

Хвали после Николина дня.

Первые серьезные морозы - Никольские.

Подошел бы Николин день, будет и зима.

Коли на зима закует, то на Николу раскует.

Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель.

Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять.

Перед Николой иней - овсы хороши будут.

Иней на Николу - к урожаю.

Очень важной датой считался Николин день в Поморье: здесь он являлся границей зимней и осенней путины. К этому времени заканчивался лов семги, наваги, камбалы, мурманский тресковый лов - и промышленники возвращались домой. С Николы зимнего начинался морской зверобойный промысел и подледный лов наваги и сельди.

К Николе зимнему приурочивалась распродажа лишнего хлеба, от урожая зависели и цены:

Никольский торг всему указ.
Цены на хлеб строит Никольский торг.
Никольский обоз для боярской казны дороже золота.

Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. «В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников», и непременно приглашались соседи. «Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года».

В Николин день во всяком доме пиво.
Хороша Никольщина пивом да пирогами.
Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожки печет.
Никольщина не ходит с поклоном на барский двор.
На Никольщину зови друга и недруга.
На Никольщину зови друга, зови ворога - оба будут друзья.
Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый год живет.
Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют.
(Случалось, что в праздничные дни спускали то, что трудом наживалось в течение месяцев.)
Что наковал, то и прониколил. Дониколился до сумы.
Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится (Воронежская губ.).

Зимою начало сватовства - Николин день. Служат молебны те, кто думает женить или жениться.

Выбирай не невесту, а сваху.
У доброй свахи женихи с невестами все на перечете.
Без нашей свахи и девка, не заневестится.
Сваха лукавая - змея семиглавая.
Никто против свахи не соврет.
Одна только сваха за чужую душу божится.
Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.
Сваха чужие грехи на душу принимает.
На свашенькиных речах хоть садись да катись.
Люди хвастают -не перелезешь; сват схвастает-на коне не перескочишь.
Свату первая чарка и первая палка.
Хорошую невесту и на печи найдут.
Худ жених сватается - Хорошему путь кажет.
Не заламывай рябинку не вызревшу; не сватай девку, не вызнавши.
Один женился - свет увидел, другой женился - с головой пропал.
Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись.
Доброю женою и муж честен.

С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.
На Николу на вечерке не работают, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы. Придут молодцы и скажут:

Ну-ко, девицы красны - песенку нам! -не отказывать станешь. В этих случаях поют уж не проголосные песни, а особые, которые поются скоро и неизбежно оканчиваются приглашением поцеловаться. Вот одна из таких песен:

Косят девки лебеду, лебеду
Телятишкам на еду, на еду.
Телятишки не едят травку,
Разженатый не целуй девку.
Хоть того хуже холостой, холостой,
Разженатой под палатями постой.
Поцелуй-ко меня, парень молодой.

Во время пения подобных песен молодцы ходят по комнате взад и вперед, взявшись за руки, и по окончании приглашают девиц целоваться» (Тюменский край).



Понравился материал? Добавьте в закладки:


Н икола Зимний - праздник в народном календаре славян, в который почитают святого Николая Чудотворца. Отмечают 6 (19) декабря. В славянском народном православии день завершает трёхдневный праздничный комплекс: Варварин, Савин, Николин дни. Праздник приурочен ко дню памяти преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, одиного из почитаемых христианских праздников на Руси. В Русской православной церкви отмечается 19 декабря по григорианскому календарю. Католиками, протестантами и некоторыми православными христианами отмечается 6 декабря.

Рус. Николин день, Никола, Никольщина, Никола морозный, Никола холодный, Микола зимний, Никола осенний, Праздник света, Свечи; полес. Микола; болг. Никулден; макед. зимски св. Никола, Свети Никола - зимен; серб. Никољдан, Зимски свети Никола; словен. sveti Miklavž; чеш. svatý Mikuláš.

Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.

Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя». Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу - Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православнии». Поволжские и сибирские народы России также именовали его «Никола - Русский Бог». Выступал Никола и как «Морской Бог», «Мужицкий Бог», даже «Общий Бог» («Богами» назывались иконы - отсюда и отождествления).

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот.

В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её - обыденкой (в один день) - из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело - зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.

В Смоленской губернии перед «праздником свечи» на Николу Зимнего был обычай сучить свечу: после молитвы св. Николаю жевали соты и выплевывали в чашку с водой; из этого воска изготавливалась затем мирская свеча Николе угоднику.

В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами.

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих - это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога - оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага - рядит. Николыцина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами.

Николин день приходился на Рождественский пост, поэтому в начале XX века во многих местах празднование «микольщины» справлялось не в Николин день, а гораздо ранее - в ноябре, приблизительно за неделю перед заговением.

В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной на артельных началах, и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только ряда святых, но и Иисуса Христа.

Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

В некоторых местах на Николу начало зимнего сватовства. К Николе зимнему приурочивалась распродажа лишнего хлеба - «никольский торг всему указ».

Праздник Николая носил преимущественно церковный характер, хотя в отдельных местностях Украины в этот день выполнялись и народные обычаи, близкие по значению к рождественско-новогодним.

Раньше в этот день хозяева варили пиво, созывали гостей: пили, гуляли, веселились. А после обеда запрягали лучших лошадей в «козырьки» и с песнями и весёлыми возгласами ездили по селу - «бо ж треба знати, чи слизький сніг цього року випав!».

Варить пиво на «Николая» - обычай древний. В одной колядке это пивоварения представляется как один из сакральных обычаев, на которых «держится мир»:

 Чому так нема, як було давно,
 Як було давно, а з первовіку:
 Святним Миколам пива не варять...

           (О.Воропай)

В Купянском уезде в Харьковской губернии на Варварин, Савин и Николин дни производили так называемые «Миколыни святки» (укр. Миколині святки). В эти дни варили кутью и узвар, чтобы в следующем году был урожай на плоды и на жито. Над Збручем в Николин день проходил второй «полаз». В окрестностях Киева ещё в конце XIX - начале XX веков устраивались обходы в честь Николая, похожие на рождественские колядования. Группа парней обходила дворы, пели песню: «Ішов Микола лужком, бережком, святий Миколай, лужком, бережком...».

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 (19) декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот.

С этого дня начинали готовиться к Рождеству: кололи свиней, скупались на базаре.

По болгарским поверьям, Варвара и Савва - сёстры (или сестра и брат) и в то же время слуги Николая. Этим трём святым посвящены три дня - 4, 5 и 6 декабря, которые отмечаются как единый праздничный комплекс. «Деятельность» этой троицы описывается в многочисленных поговорках: «Варвара варит, Савва печет, Никола ест» (болг. Варвара вари, Сава пече, Никола яде); «Варвара варит, Савва замешивает, Никола гостей угощает» (болг. Варвара вари, Сава меси, Никола гости гощава) и др. Аналогичные поговорки, относящиеся к этим дням, известны и у сербов: «Варварица варит, Савица остужает, а Никола ест» (сербохорв. Варварица вари, Савица хлади, Николица куса); «Варварица варит, святой Савва остужает, а Никола ест, чтобы не оскоромиться» (сербохорв. Варварица вари, свети Сава лади, а Никола куси да се не омрси). В северо-восточной Болгарии (в районе г. Провадия) у святого Николы три «сестры». На следующий день за Николой почитается третья «сестра» - святая Елена. В этом районе она известна как самая младшая и самая грозная сестра святого. Вместе с другими двумя «сёстрами» её почитают «от детских болезней».

В Чехии и Словакии сегодня в этот день ходит ряженый Микулаш (чеш. и словацк. Mikuláš - святой Николай) в платье епископа с длинной белой бородой и в сопровождении ангела и чёрта. Эта группа обходит дома в ночь с 5 на 6 декабря. В чешской Силезии Микулаш со своей дружиной обходит деревню в первое воскресенье декабря. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Иногда вместо чёрта с Микулашем ходит ряженый полицейский. Но чаще всего компанию святому составляет лишь ангел.

• «Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять».
• «Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт».
• «Перед Николой иней - овсы хороши будут».
• «Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) - к урожаю».
• «Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы - позже» (белор. Калі іней будзе раней Міколы зімовага, то трэба сеяць ранні ячмень, калі пазней Міколы - позні).
• «Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего».

Погода в этот день обычно бывала студеной (Фото: Kekyalyaynen, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 6 декабря

В этот день Православная церковь отмечает память одного из самых почитаемых на Руси святых - , или, как его еще называют, Чудотворца. Согласно житию, преподобный родился в 3 веке в греческой колонии Патаре (Малая Азия). С детства Николай проникся христианской религией и рано принял решение посвятить ей свою жизнь. Целыми днями отрок проводил в храме, а по вечерам молился и читал книги. Его дядя, епископ Николай Патарский, видя такое усердие, сделал юношу чтецом, а затем и возвел в сан священника. Все свои богатства, полученные в наследство от родителей, Николай отдал на благотворительность.

Позже Николай стал епископом в городе Мире (на территории современной Турции). Он был ярым проповедником христианства. Николаю также приписывают разрушение нескольких языческих храмов и многочисленные чудеса, творимые силой молитвы.
На Руси святителя Николая издавна считали защитником оклеветанных, верили, что он может помочь невинно осужденным. Также его называют покровителем моряков, купцов и детей. Ему молились и земледельцы - о хорошей погоде, о добром урожае. «Второй после Бога заступник» , - так говорили о святом Николае наши предки. Нищие, прося милостыню, тоже ссылались на небесного защитника: «Кто Николая любит, кто Николаю служит, тому святой Николай во всякий час помогает» .

День Николы Зимнего крестьяне устанавливали в качестве срока для разного рода сделок и платежей. «Никольский торг всему указ» , - говорили в народе, подразумевая, что в этот день устанавливались цены на долгое время вперед. Также на эту дату устраивали братчины, получившие название «никольщин».

С утра люди шли в церковь, служили молебны святому Николаю, а после этого сообща накрывали большие столы и начинали веселиться. «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы - пироги печет»; «На Никольщину зови друга, зови и ворога - оба будут друзья»; «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой» , - такие поговорки сохранила народная память о зимних братчинах.

На Николу никому нельзя было грустить - считалось, что это принесет суровые морозы. Впрочем, в этот день погода и без того обычно бывала студеной. Люди обращали внимание на то, как Никола продолжает работу святых Варвары и Саввы - морозит реки и озера. «Никола загвоздит то, что Савва намостит» , - подмечали наши предки. Если перед Николиным днем выпадал иней, можно было ждать хорошего урожая овса.

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью День Святителя Николая . Запрос «Николин день» перенаправляется сюда, это название может относиться также к Николе вешнему

Никола. Деревянная скульптура из хранилища вологодского музея
Тип народно-христианский
Иначе Николин день, Никольщина, Никола морозный, Микола зимний
также Никола Чудотворец , Праздник Святого Николая (церк.)
Значение начало зимних святок
Отмечается восточными славянами
Дата 6 (19) декабря
Традиции «никольщина» (зимняя братчина), начало зимнего сватовства

Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя». Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу - Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православнии» . Поволжские и сибирские народы России также именовали его «Никола - Русский Бог». Выступал Никола и как «Морской Бог», «Мужицкий Бог», даже «Общий Бог» («Богами» назывались иконы - отсюда и отождествления) .

Другие названия дня

Николин день, Никола, Никольщина , Никола морозный , Никола холодный , Микола зимний , Никола осенний.

Церковные традиции

Праздник приурочен ко дню преставления Николая , архиепископа Мир Ликийских , умершего по языческому календарю в день богини Дианы (Артемиды) около 345 года . Это один из почитаемых христианских праздников на Руси. Отмечается в католиками, протестантами и некоторыми православными 6 декабря , в Русской православной церкви 19 декабря по новому стилю.

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину» . Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих - это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога - оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага - рядит. Николыцина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами .

В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной на артельных началах, и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только ряда святых, но и Иисуса Христа .

Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра .

В некоторых местах на Николу начало зимнего сватовства . К Николе зимнему приурачивалась распродажа лишнего хлеба - «никольский торг всему указ» .

Поговорки и приметы

Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой иней - овсы хороши будут. Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) - к урожаю. Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы - позже (белорус.). Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего . Два Николы: один травный , другой морозный; один с травой, другой с зимой . Подошёл бы Николин день, а зима будет. Подошёл бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним. Хвали зиму после Николина дня. Зима - за морозы, а мужик - за праздники. «Варвара заварыть, а Мыкола закуе, а Сава варэныкы наварыт - ужэ морозы, да ужэ Коляды» (полесье). Бог Седовлас послал зиму на нас. «Мікола і Варвара ноч урвалі» (белорус.).

На Никольщину зови друга и недруга. На Никольщину зови друга, зови ворога - оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага - рядит. Никольщина красна пивом да пирогами. Едут на никольщину с пооглядкой, а наваляются под лавкой. Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьёт, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют. Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют. Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют. В Николин день во всяком доме пиво. Для кума Николыцина бражку варит, для кумы пироги печёт. Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьёт. Дониколился до сумы. Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится. Никольщина не ходит с поклоном на барский двор. Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина не ведала, что на барщину царём от Бога навек заказ положен. Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы. Никола Студённый - волчий сват, маков закат.

«Сава - это батька Николая, а Варвара - это матка Николая. Он сказаў: Не празнуйте меня! Празнуйте мать и отца!» (белорус). «Микола сказаў: Не празнуйте так мене, як маего батьку!» (белорус.). «На зимню Миколу воду сватяць, у колодец льюць, кажуць, от грому, шоб гром не падал на хату да ў сарай» (полесье). «На Савы тчуть, Варвары - тчуть, на тые святá тчуть. На Миколы - нэ» (полесье). Никола - второй после бога заступник .

(публикация 2015 года)

19 декабря у нас Никола Зимний. Самый, пожалуй, значительный праздник в русском народном календаре. Этот день — канун зимнего солнцестояния. Тяжёлое, студёное, тёмное время. Сила солнца иссякла, душа замирает. Но на третий день после Николы Зимнего будет солнцеворот (21―22 декабря). Мир возродится к новой жизни..............

Это большой церковный и радостный народный праздник.

Именно с этого дня начинали дарить рождественские подарки.....А также готовиться к Рождеству и верить в реальность чуда...Во многих христианских странах принято писать Святому Николаю письма. В этих посланиях дети просят здоровья своим родителям и родственникам и, конечно же, описывают, какой подарок они хотят получить. Такое письмо полагается положить за окошко и ждать, пока Святой получит его и выполнит твою волю.

Или просто молиться святому о том, что более всего желательно...Для себя и близких...

А еше - прекрасный повод вспомнить обо всех, кто нуждается в помощи, совершить добрый поступок или просто помолиться за мир и счастье окружающих людей...

И надеяться на чудо...


Святитель Николай (фрагмент иконы из монастыря Святой Екатерины, XIII век)


Николай Мирликийский (он же Чудотворец, он же Угодник, а для многих — Санта-Клаус) реальный человек (как и Сергий Радонежский), славный своими еще земным делами...

Он родился во второй половине III века и был епископом Мир Ликийских, городка в Малой Азии (ныне Демре в турецкой Анталии).

Прославлен также великими и многочисленными чудесами по молитвам к нему...

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как с читается, была написана на основе прижизненного изображения святого.


Базилика св. Николая, икона у раки с мощами угодника (нижний храм).

Это дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году





Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник.

19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Почитание святителя Николая на Руси

Первые иконы святого появились в нашей стране не позже середины XI века — это, например, фрески Святой Софии в Киеве.

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда — самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря — Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Но - что самое главное - Николпй Чудотворец (Николай Угрдник) САМЫЙ любимый русский народный святой, к которому обращаются за помощью и утешением... Русский человек твердо верил: для народа Никола - второй после Бога заступник.

Праздник Зимнего Николы отмечали радостно, весело, с размахом, принято было устраивать обильное застолье, звать гостей, дарить диям подарки с многочисоенных зимних ярмарок...

На Николу никому нельзя было грустить — считалось, что это принесет суровые морозы.....

Интересно, что на официальном уровне этого святого тоже очень даже ценили... почитают и в наши дни...


Памятник св.Николаю работы Церетели у базилики св. Николая

(дар г. Бари от президента России В.Путина)


Николай Чудотворец — покровитель детей

Для многих не секрет,

что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец .

Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото.

Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в X веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей. Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей. Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в X веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости. Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги.

Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего,

обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество. Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст.