Конспект нод в старшей группе "к нам весна шагает". Конспект НОД по экологии «Весна-красна

Конспект НОД в средней группе «Весна»

Воспитатель: Новикова И.Г.
МАУДО «Детский сад №7» СП №1,
Г. Ялуторовск, 2017г.Закрепить представления детей о весне, ее признаках.

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;
Расширять и активизировать словарь по теме;
Формировать способность детей работать в коллективе;

Оборудование:

иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игра «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:

В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)

Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.

Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек» . Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой ветер весной?
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду.

Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.
В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит».
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.

Цели:
Расширение и конкретизация представления о весне, явлениях живой и неживой природы весной.

Возрастная адресность 6-7 лет.

Задачи:
Образовательная область «Познание»:
1. Уточнение и расширение представления по теме «весна».
2. Закрепить названия весенних месяцев.
3. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
4. Развитие внимания, восприятия мышления, памяти.
5. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о весне.
Образовательная область «Коммуникация»:
1. Обогащение и уточнение словаря по теме «весна».
2. Развитие общих речевых навыков, автоматизация правильного произношения звуков: [р], [р’], [л], [л’].
3. Развитие связанной речи, диалогической речи, физиологического дыхания, темпа и ритма речи.
4. Развитие речевого слуха.
5. Закрепить знания о предлогах.
Образовательная область «Физическая культура»:
Развитие сенсорно-зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики, общей моторики, координации движений с речью.
Образовательная область «Социализация»:
1. Воспитывать заботливое отношение к природе.
2. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.
Образовательная область «Безопасность» :
Правила безопасного поведения в природе и гуманное отношение к ней.
Образовательная область «Музыка»:
1. Выразительное исполнение песни.
2. Развитие дыхания, удержание его до конца фразы.

Материалы к занятию:
1. Картины ранней и поздней весны.
2. Изображения солнца (грустное и весёлое).
3. Мнемотаблица «Признаки весны».
4. Игра «Исправь ошибку».
5. Презентация «Весна — красна».
6. CD-запись произведение П.И. Чайковского «Подснежник».
7. Ноутбук.
8. Проектор.
9. Правила обращения к птицами в природе.
10. Игра «Хлопни в ладоши».
11. Игра «Исправь ошибки».
12. Бумага для оригами.

Предварительна работа:
Наблюдение за птицами, погодой, явлениями природы весной; разучивание стихов С.М. Маршака: «Март», «Апрель», «Май»; разучивание пальчиковой гимнастики «Скворец», пословиц и поговорок про весну и про грача; рассматривание картины И. Грабаря; слушание пьесы Чайковского «Времена года» («Март», «Апрель», «Май»); рисование первоцветов (подснежники, мать-и-мачеха, берёзовая роща весной); аппликация «Грачи прилетели»; оригами «Журавли»; лепка «Утка с утятами»; прослушивание CD-записи «Пение птиц в весеннем лесу», чтение художественной литературы: Т. А. Шарыгина «Какие месяцы в году?», Г. Скребицкий «Март»; дидактические игры: «Времена года», «Четвёртый лишний», «Что изменилось», «Сложи картину», «Парочки», «Один — много», «Сосчитай до пяти», «Назови ласково».

Организационный момент:
-Какие вы все бодрые и весёлые! Наверное, вам поднимает настроение весенние солнце?

Ой, посмотрите, а наше солнышко спит! Что-то оно загрустило.

(Воспитатель обращает внимание на грустное изображение солнца)

Давайте его разбудим:
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц – полукругом.
Солнце ясное, покажись.
(Руки вытянуты вперёд)

Солнце красное, нарядись.

(Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.)

Платье алое надень,
Подари нам красный день.
(Хлопают в ладоши)

(Переворачиваем солнышко, на обратной стороне веселое солнышко)

Основная часть:

Ребята, солнышко проснулось. Тепло на улице стало, к нам пришла Весна — Красна. Почему в народе говорят «Весна – Красна»?

Да потому что она очень красивая.

Мы её увидим на волшебном экране.

(Слайд №1 (на экране изображение весны))

Ребята, а чтобы вы больше узнали о весне, она прислала нам сюрприз – весеннюю корзинку. Давайте мы в неё заглянем.

(Дети вместе с воспитателем достают из корзинки схемы с признаками весны)

Ребята, как вы думаете, о чём нам Весна хотела рассказать?
Как можно одним словом назвать то, что изображено на схемах?

Признаки весны.
-Давайте посмотрим на волшебный экран и проверим, правы ли мы.

(Слайд № 2)

Какие признаки весны вы увидели на экране?

Солнце греет теплее, появляются проталины, тает снег, бегут ручьи, начинается капель, появляются насекомые, прилетают птицы.

Сколько месяцев длится весна?

— Весна длится три месяца.

Назовите их.

Март, Апрель, Май.

Как называют Март в народе?

Март называют «солнечником», «капельником».

— Солнце светит ярче, греет, дни становятся длиннее. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки капают, падают и разбиваются.

Вспомним стихотворение про март.

С.Я. Маршака «Март» из серии «Круглый год»)

Какая птица прилетает в конце марта?

В конце марта прилетают грачи – вестники Весны.

А какие пословицы вы знаете о граче?

-«Грач зиму ломает.» «Если грач на горе, то весна во дворе.»

Что в марте делают лесные звери?

— Медведь ещё спит в берлоге, лиса и волк ищут добычу. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами.

На землю вернулась Весна – Красна, давайте почувствуем её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко.

(Поглаживание ласкает нам лицо)

Дождик ещё холодный.

(Постукивание подушечками пальцев)

По утрам ещё иногда пощипывает морозец.

(Пощипывание)

А всё-таки солнышко светит сильнее.

(Поглаживание)

Назовите второй месяц весны.

— Это апрель.

Как называют апрель в народе?

— Апрель называют «Месяцем живой воды», «ледоломом».

— Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи, лёд на реках трескается, ломается, льдины плывут по реке.

А теперь, давайте вспомним стихотворение про апрель.

(Ребёнок читает стихотворение С.Я. Маршака «Апрель». )
-Споём песню про весну.

-(Дети поют украинскую народную песню «Ой, бежит ручьём вода!»)

Ребята, теперь будьте внимательны. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. (пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплая, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.)

(Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».)

Ребята, почему говорят, что апрель «почками красен».

— Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней, к набухающим почкам.

Какие цветы расцветают в апреле?

— Мать и мачеха, подснежник, фиалка.

Весна нам подарила первоцветы – это первые весенние цветы. Соберём цветы в бутоны и понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией и раскройте бутон (3-4 раза).

(Дыхательное упражнение «Цветочек».)
(Дети соединяют пальцы, имитирую бутон, размыкают пальцы)

Что делают в апреле лесные обитатели?

— Медведица с медвежатами вылезают из берлоги, у волчицы, у лисицы появляются детёныши, белка и заяц меняют шубу.

Какие насекомые появляются в апреле?

— Оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчёлы и т. д.

Какие птицы прилетают в апреле?

— В апреле возвращаются скворцы, трясогузки, жаворонки и т. д.
-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, послушайте предложения и исправьте ошибки:

(Упражнение «Исправь ошибки»)
Скворец на скворечнике.
Аист улетает над поля.
Скворец вылетел от скворечника.

— Скворец в скворечнике.
Аист улетает с поля.
Скворец вылетел из скворечника.

А как называется маленькое словечко, которое мы сейчас употребляли в предложении?

— Предлог.

Скворец доволен и говорит вам спасибо, он предлагает поиграть.

(Пальчиковая гимнастика «Скворечник».)

Мы построили скворечник.
Для весёлого скворца

(Кулачок-ладошка)

Мы повесили скворечник.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Возле самого крыльца.
Всё семейство четвером

(Хлопают в ладоши)

Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки

(Загибают пальцы)

Чёрненькие пёрышки.

(Машут «крылышками»)
Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Как называется третий месяц весны?

Как называют май в народе?

Май называют «Цветень», «Песенником».

— Распускаются цветы, расцветают деревья и кустарники. Прилетели перелётные птицы, поют, заливаются, щебечут.

Вспомним стихотворение про май.

(Ребёнок читает стихотворение С. Я. Маршака «Май»)

Ребятки, волшебный экран снова загадал нам загадку. Давайте попробуем её разгадать.

(Слайд № 8)

Предлагаю вам сделать свою птицу.

(Дети складывают из бумаги журавля)

Итог:
-Какие вы молодцы. Что вам понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии?

Цель. Закреплять и расширять словарь детей, по теме «Весна».

Обучающие:

Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных.

Упражнять в умении подбирать слова - антонимы

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне.

Воспитательные:

Воспитывать у детей отзывчивость, трудолюбие, умение работать совместно со сверстниками.

Материалы и Оборудование: мольберт, иллюстрации по теме "Весна", разрезные картинки, солнышко, лучики, мячик, картинка медведя, предметные и сюжетные картинки.

Организационный момент

(Дети входят в группу и встают полукругом.)

Воспитатель: Здравствуйте, Ребята, когда вы шли в детский сад вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Какое оно? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей: хорошее, веселое и радостное.)

Воспитатель: Да, сегодня действительно радостный день.

Воспитатель: Чтобы поддержать наше радостное настроение, давайте вам прочту стихотворение, а вы ответите про что оно. Слушайте внимательно!

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело.

И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла….

Воспитатель: Правильно ребята это весна, а как вы догадались, что это стихотворение о весне?

Воспитатель: Назовите признаки весны, которые говорятся в стихотворении, назовите весенние месяцы.

Воспитатель: А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе?

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами! (Дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации о весне.)

Воспитатель: Какое время года на картинах изображено?

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может, это лето?

(Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.)

Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце.) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, нам надо выполнить задания которое нам приготовило солнышко. Дети получают лучик из солнца.

1. Игра «Какая? Какие?»

Береза (какая?) - зеленая, кудрявая, стройная, тонкая, высокая.

Березы (какие?) – зеленые, кудрявые, с тройные, тонкие, высокие.

Мяч (какой)- резиновый, круглый, легкий, упругий, красный, красивый, большой.

Мячи (какие?)…..

Собака (какая?) - старая, молодая, большая, маленькая, злая, мохнатая, умная, веселая.

Собаки (какие?)….

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ну, раз мы с вами оказались в лесу давайте с вами поиграем в мяч. Я буду кидать вам мяч, и говорить слово, а вы называть наоборот.

2. Игра «Скажи наоборот» .

Зимой снег белый, а весной (серый)

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

Зимой дни холодные, а весной (теплые)

Зимой дни короткие, а весной (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

Зимой небо серое, а весной (голубое)

Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

Зимой похолодало, а весной (потеплело)

Воспитатель: Молодцы, погуляем по лесу, здесь много еще интересного.

3. Составление предложений по сюжетным картинкам.

В саду расцвел (большой красный мак).

На земле растет (молодая зеленая травка).

Мальчик повесил на дерево (большой деревянный скворечник).

Девочка живет в (большом каменном доме).

На ветке распустились (молодые зеленые листочки).

На столе стоит (красивая стеклянная ваза). И т.д.

Физкультминутка «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василек

Медуница, кашка – клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево.

Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйтесь до носочков.

Раз – цветок, два – цветок,

А потом сплетем венок.

Снова мы идем по лесу.

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

4. Игра «Составь пейзаж»

Воспитатель: Ребята смотрите, что вы видите? Какой красивый пейзаж.

Что такое пейзаж? (Это картина о природе.) Я раздам вам разрезные картинки, а вы составьте свой весенний пейзаж.

Дети делятся на 4 команды, и по команде начинают собирать из отдельных фрагментов картинку о весне, затем один из детей рассказывает, что изображено на картинке.

Воспитатель: Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).

Воспитатель: Молодцы, какие красивые у вас получились предложения. Отправляемся дальше.

Воспитатель: Смотрите медведь, какой он? (грустный), давайте поможем ему закончить предложения. Может у него поднимется настроение. Поможем Мишке?

5. Игра «Закончи предложение»

У лены широкая лента, а у Тани…(узкая).

Этот забор высокий, а этот…(низкий).

В ведре горячая вода, а в речке…(холодная).

Мальчик веселый, а девочка…(грустная).

Летом нужна летняя одежда, а зимой…(зимняя)

Бритва острая, а нож…(тупой)

Сумка легкая, а мешок…(тяжелый) И т.д.

Воспитатель: Молодцы помогли мишке, что-то солнце все равно не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу.

5. Игра «Назови ласково».

Белый-беленький (теплый, вкусный, сладкий, низкий, толстый, тонкий, умный).

Воспитатель: Все рано солнышко грустное давайте поиграем в игру, развеселим наше солнышко.

(В кругу с мячиком)

6. Игра «Дополни предложение».

Заяц белый, а зайчонок…(беленький).

Платок синий, а платочек…(синенький).

Береза тонкая, а березка…(тоненькая).

Дом низкий, а домик…(низенький). и. т.д.

7. Составление рассказа о весне.

Воспитатель: Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по-весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?

Воспитатель: А теперь вы попробуйте рассказать сами.

Воспитатель: Какие у вас рассказы получились молодцы, получите еще лучик, смотрите, какое солнышко теперь веселое значит, мы выполнили все задания. Молодцы отправляемся в детский сад.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова в детском саду. С каким настроением вы вернулись из леса?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Составляли предложения и рассказы о весне?

Воспитатель: А чей рассказ вам понравился больше и почему?

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Весна — красна» и презентацию к этой деятельности.

Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы даёт возможность закрепить знания детей по лексической теме весна, звукобуквенный анализ слов, грамматический строй речи и связную речь. Использование ИКТ даёт возможность проводить образовательную деятельность на современном уровне.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Весна»

  • закрепить знания детей по теме,
  • совершенствовать навыки словообразования и словотворчества,
  • формировать навыки работы с деформированным текстом,
  • совершенствовать звуко-буквенный анализ слов,
  • развивать навыки работать в коллективе.

Оборудование:

  • мультимедийные средства,
  • карточки для звукобуквенного анализа,
  • слоговое лото (разрезанные облака со слогами слов),
  • карточки со словами.

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим улыбки друг другу

2. Сообщение темы.

Отгадайте загадку:

Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава.

Слово – отгадка зашифровано при помощи картинок. (по первым буквам слов – картинок составьте слово)

(весы, ежевика, санки, носки, астры) ВЕСНА.

3. Подбери определения к слову ВЕСНА (какая?) ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.

4. Весна что делает? Приходит, наступает, идёт.

5. Туча солнышко закрыла,

Чтобы тучу нам прогнать,
Задания будем выполнять.

Назови весенние слова.

Отгадай загадки. НАЙДИ ОТГАДКИ: (спрятаны в таблице).

Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька).

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не наденешь валенки,
На снегу…
(проталинки)

Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап - звенит… (капель)

Ветер с облаком играл, ветер облако порвал.
Облако соедините, слово вы прочтёте.
(Слоговое лото)

Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (ру — чей).

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (сол – ныш – ко)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (под – снеж — ник).

Звуковой анализ слов: СОЛНЫШКО, ПОДСНЕЖНИК.

Сосулька плачет целый день,
Собрать мне капельки не лень.
В ладошки капли соберу,
На них я буквы прочту.
Капли буквы разложу,
Из них слова я соберу.

Расшифруйте слова: РЛЕПЁТЫНЕЕ ЫТЦПИ (перелётные птицы).

Лучики солнышко нам протянуло.
Туча немного уже отступила.

6. Физминутка:

Кто по лесу ходил?
В нём порядки наводил?
В лесу ямки и следы
Полны холодной, талой воды.
Кто бродил по лесам?
Кто ходил по лугам?
На полях уже видны чёрные проталины.
Среди птиц шум и гам,
Лес стал словно балаган.
Ах, да это же весна!
В гости к нам она пришла.
Где бы весна ни бывала,
Всем тепло своё раздавала.
Ну а детям для красы
Брызнула веснушки на белые носы.
Крупные и мелкие,
Радуйтесь детки!

7. Подобрать родственные слова к слову ВЕСНА: весенний, веснянка, веснушки, веснушечки, веснушчатый, по – весеннему, весной.

Солнце пробивается, туча уменьшается.

8. Подбери слова – действия. Солнце весной что делает? Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.

Ручеёк что делает? Бежит, поёт, журчит, звенит, течёт, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается.

Подснежник что делает? Растёт, расцветает, прорастает, пробивается, вылезает.

Уже солнышко видно, заглянет к нам оно в окно.

9. О чём можно так сказать?

  • Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий … (ручей)
  • Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
  • Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
  • Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
  • Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).

Солнце дарит нам улыбку.

10. Найди ошибку и исправь предложение.

  • Пригрело солнце, потому что тает снег.
  • Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
  • Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
  • Наступила весна, потому что прилетели грачи.
  • Пришла весна, потому что пробудился медведь.

Солнце светит ярко нам множеством лучей.
Туча уменьшается всё быстрей.

11. Какое слово лишнее:

  • Капель, проталина, урожай, сосулька.
  • Подснежник, весна, листопад, грач.
  • Таять, капать, набухать, заготавливать.
  • Март, апрель, декабрь, март.

Нам улыбку весёлую солнышко дарит.
Туча совсем скоро растает.

12. Предложение рассыпалось. (Составить предложение из слов)

Весна, солнышко, греть, сильно. Сосульки, крыши, дома, висят, на. Проталинки, снег, появились, из-под. Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

13. Итог занятия.

Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.

Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. Маленькое солнышко возьми дружок скорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными медальками).

Презентация к занятию

Бессонова Наталья Борисовна,
учитель-логопед МБДОУ № 123,
г. Иркутск

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.

Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство ритма и выразительность движений.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и обобщить знания о весне и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Развивающие:

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности.

Воспитательные:

Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Коррекционные: развитие артикуляционного аппарата в процессе пения песен.

Индивидуальная работа с Егором: учить петь, не опережая товарищей, в одном темпе с ними.

Предварительная работа:

Беседа о весне, весенних явлениях природы, рассматривание картин, иллюстраций; разучивание стихов о весне, песен;

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: показ способа действий.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Активизация словаря: музыкальные фразы, колонии грачей, оригами.

Оборудование: катушки деревянные, цветы пластмассовые, цветы плоскостные на ковре, шарфики газовые, бабочки на резинках, макеты деревьев.

Дети входят в зал под музыку Эдварда Грига «Утро» и встают в полукруг.

Динь-дон, динь-дон,
Слышим мы капели звон.
Улыбнуться нам пора,
С добрым утром, детвора!

Дети поют: «Доброе утро!»

Музыкальный руководитель: Ребята, я рада вас видеть в нашем музыкальном зале, а теперь поприветствуем гостей.

Дети поют: «Здравствуйте гости!»

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите чудеса? (ответы детей) Кажется, они уже начинаются. (Звучит сказочная музыка) Сегодня в наш детский сад пришла посылка, а в ней оказалась эта шкатулка. Я думаю, что она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Воспитатель достаёт письмо: Да здесь письмо, интересно, от кого?

Читает:

Дорогие ребята!

Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте:

В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг-
И станет летом вдруг!

Ты знаешь кто она?
Красавица… (Весна) .

Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь!

А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка» .

Музыкальный руководитель:

Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. (идут по залу змейкой)
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (выполняют хороводный шаг)
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. (идут дробным шагом)
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. (легкий бег на носочках)
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки)
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг)
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! (дети останавливаются, образуя полукруг.)

Музыкальный руководитель: Вот мы и в лесу! Давайте мы его поприветствуем своей весёлой песенкой

«Утром рано я встаю» (И. Бодраченко) Пальчиковая речевая игра

Музыкальный руководитель поёт:

Утром рано я встаю, свою песенку пою,
И со мною дружно в лад подпевают…

Дети:

сто ребят, руки вверх, пальцы в стороны.
Подпевают сто ежей, ладони соединить друг с другом, пальцы расставлены.
Подпевают сто ужей. ладони вместе, волнообразное движение.
И поют ее зайчата, показывают «ушки» .

И поют ее лисята. виляют «хвостиком» , руки – «лапки»
А в берлоге медвежата, округлые руки вдоль туловища.
А в болоте лягушата. руки согнуты в локтях, пальцы в стороны.
Даже страшный крокодил одна ладонь над другой, открывается и

Эту песню подхватил. закрывается как «пасть крокодила» .
Утром рано мы встаем, качают головой

Хором песенку поем. разводят руками в воздухе

  • Вдруг раздается стук дятла (фонограмма) .

Воспитатель: Ребята, а это что за странный стук? Вы догадались? Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем (детям раздаются деревянные катушки для отбивания ритма) .

Дети поют песню «Дятел»

Дятел сел на толстый сук тук да тук. (стучат)
Всем друзьям своим на юг тук да тук (стучат)
Телеграмму срочно шлет туки-туки-тук (стучат)
Что весна уже идет туки-тук (стучат)

Что растаял снег вокруг туки-туки-тук (стучат)
Что подснежники вокруг туки-туки-тук (стучат)

Воспитатель: Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке.

Дети произвольно садятся на коврик

Воспитатель: Какое нежное и ласковое слово – весна! Это время года несёт всем радость. Неслучайно поэты посвящают весне свои стихи, композиторы - музыку, а художники-картины. Ребята, кто из вас назовёт первый весенний месяц? А кто знает название всех месяцев весны? (дети называют) Давайте вспомним приметы весны. (дети их называют по порядку) Ребята, а вы можете представить, что было бы вокруг нас, если бы не было этого времени года? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет прочитать стихи о весне?

Дети читают стихи
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна. Е. Карганов

Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте, как композитор П. И. Чайковский в произведении «Весна. Времена года» языком музыки передал прекрасные звуки окружающей нас природы.

Дети слушают «Весна. Времена года»

Музыкальный руководитель: Понравилась вам музыка? Какой вам она показалась? Какая она по характеру? Соответствует ли времени года? А что вы представили, слушая это музыкальное произведение? (Пение птиц, капель, журчание ручейка) . А сейчас возьмитесь за руки, закройте глаза.

Вновь звучит произведение П.И. Чайковского

Какая прекрасная мелодия. Светлая, ясная. Почувствуйте, как передается вам тепло ваших друзей и проходит от ладошек по всему телу. Вот это тепло дошло до самого сердца, и стало хорошо от музыки и от того, что мы все вместе. Давайте попробуем передать своё настроение в движении под эту чудесную музыку, представив себя легким ветерком, солнечным лучиком, легким облачком, скользящим по небу, первым весенним цветком.

Дети выполняют танец – импровизацию, при этом они по желанию берут со стола цветочки, газовые шарфики.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, движения вашего танца были лёгкие, изящные, как сама музыка. А сейчас поиграем в игру «Полёт бабочки» , Посмотрите, в зале расцвели цветы. присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик (Дети занимают места) . Вы все знаете, что у каждого музыкального произведения есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте музыку Д.Шостаковича «Вальс-шутка» (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок. Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей) Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Проводится музыкально дидактическая игра «Музыкальный полёт» (Т. Рогаткина) У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы. Музыкальный руководитель: Приготовьтесь выполнять дыхательную гимнастику "Бабочка".

Дети выполняют упражнение на дыхание «Бабочка»

Музыкальный руководитель даёт оценку действиям детей.

Музыкальный руководитель: А теперь, друзья, музыкальная загадка, вы вступление к песне узнайте, поскорей ответ нам дайте.

Звучит вступление к песне «Весна пришла»

Музыкальный руководитель спрашивает у детей как надо исполнять песню (дети говорят: весело, напевно, не выкрикивая окончания фраз)

Исполнение песни (с солистами)

Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить по цепочке

«Весеннюю песенку» , муз. С. Полонского, сл. Н. Виноградовой

Музыкальный руководитель: Егор, будь внимательным, не спеши, слушай ребят

и пой вместе с ними.

Воспитатель: Ребята, мы уже давно гуляем в лесу, а что-то самой хозяйки, красавицы-Весны мы с вами не встретили?

Звучит музыка в зал входит Весна

Весна: Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами. Вижу, что вы по настоящему любите природу и знаете её. Я неподалёку ходила, всё видела и всё слышала. Спасибо вам за помощь! Скажите, вы любите играть? (ответы детей) Так вставай скорее в круг, слева друг и справа друг

Дети считалкой «Сорока» выбирают водящего. Воспитатель просит детей соблюдать правила игры.

Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

Воспитатель: Спасибо тебе, Весна – красна, весело у тебя в лесу, интересно, но нам пора в обратный путь.

Весна: Что ж, была я рада встрече с вами. Надеюсь, станем мы хорошими друзьями. Вы обо мне не забывайте в лесу почаще навещайте, всегда с природою дружите, и дружбой с лесом дорожите. До свидания, друзья! (Весна уходит)

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось путешествовать? А что вам запомнилось больше всего? Нам пора в обратный путь, в наш любимый детский сад, а приведет нас туда наша музыкальная дорожка.

Дети под музыку змейкой идут по залу, останавливаются в полукруге Воспитатель: Вот мы и пришли в детский сад, в группу нам уже пора –

Музыкальный руководитель поёт: До свидания, друзья!

Дети: До свидания! Дети выходят из зала.