И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (6:4). Десять библейских истин о послушании детей

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3:21).

С большим сожалением вспоминаю момент, когда мы вместе с родными братьями и сестрами как-то уж сильно расстроили своего отца. До сих пор помню его отчаянные слова: “Полжизни отняли!” Будучи подростком, я не понимал, как можно было отнять у отца через такой пустяк полжизни. Только теперь начинаю до конца осознавать, что значили эти слова.

Ни для кого не секрет, что наше физическое здоровье напрямую связано с нашим эмоциональным, душевным и духовным состоянием. Поэтому, например, сердечникам врачи рекомендуют не расстраиваться и жить спокойной, умеренной жизнью. Но где человек более всего расстраивается, как не в семье? В этой статье мы поговорим о раздражении и о том, что делать, чтобы предупредить не очень благовидные сцены в наших домах.

Кто кого раздражает?

Интересно, что мы, взрослые, читаем и хорошо понимаем только стихи наставления детям, а на то, что говорится родителям, обращаем лишь мимолетное внимание. Вопрос состоит в следующем: кто кого, как правило, раздражает, дети родителей или родители детей? Обычно мамы жалуются, что их раздражают дети. Но Библия говорит, чтобы отцы не раздражали детей.

Раздражать – значит цеплять человека за живое, причинять ему беспокойство, приводя его в возбужденное чувство. Буквально это значит “вызывать гнев”.

Раздражение – это чувство досады и недовольства.

Бог обращается к отцам и говорит, чтобы они не раздражали детей. Знаете, что Бог мне открыл? Когда я прихожу домой в расстроенных чувствах и начинаю укорять жену, мое раздражение передается ей. Расстроенному человеку ведь все не так. Часто о начальнике говорят, что он сегодня не в духе и не стоит к нему идти. Настроение начальника передается всему коллективу. Так и в семье. Мое раздражение передается жене, через жену – детям, а потом все возвращается ко мне. Отцы ответственны за то, чтобы не раздражать своих детей. Дети учатся раздражению у родителей. Но как часто родители сваливают всю вину на детей за свой крик, злобу, напряженную атмосферу. Как говорится, у сильного всегда бессильный виноват.

Как отцы могут раздражать своих детей?

1. Дети раздражаются, когда родители не уделяют им должного внимания. У ребенка есть много вопросов, может, даже по-детски глупых, но для них важных. Например, почему луна идет за нами? Почему сахар белый? Почему вода мокрая?

Мы даже не можем ответить на эти вопросы. Что же мы делаем? Мы просто можем прикрикнуть на ребенка, чтобы он перестал задавать глупые вопросы. Но ребенку более всего хочется общения, внимания к себе. Ему не так важен ответ на вопрос. Он поверит всему, что вы скажете, но он хочет с вами общения.

Многие знают пример с магнитофоном, но я еще раз его приведу, так как он очень ясно передает нужду ребенка. Дочь все время просила, чтобы папа рассказал ей ту же самую сказку. Он уже много раз ей рассказывал ее и, наконец, предложил девочке: “Давай я запишу эту сказку на магнитофон, ты будешь включать его и слушать сколько захочешь”. На что девочка ответила: “Папа, но я ведь не могу сесть на руки магнитофону!”

Люди знают сказки с многочисленными повторениями. Зачем так много повторений? Конечно, есть и другие цели в сказках с повторениями, но одна из главных – дать детям общение с родными, которого они так хотят. Но когда мы не уделяем им внимания, мы раздражаем их, а потом удивляемся, почему это они начинают капризничать, плакать, кричать…

2. Мы можем раздражать ребенка, унижая и оскорбляя его. Часто мамы или папы, не задумываясь, бросаются в адрес ребенка грубыми и даже нецензурными словами. Для мамы ничего не стоит назвать сына дурачок или чурбан, причем это еще, так сказать, считается весьма вежливо. Но если маму так окликнет кто-либо, тогда уж держитесь! А чем ребенок хуже взрослого? На каком основании его можно оскорблять, а если он скажет что-то подобное в адрес взрослого, для него это наказуемо?

Как-то мне пришлось наблюдать, как ведет себя на людях одна, надеюсь, уважаемая учительница средней школы. Она выпивала, курила, говорила непристойные вещи. Но в школе она занималась воспитанием детей и требовала от них не грубить, не хамить, не курить, не употреблять спиртного. Позвольте сказать, что ребенок насквозь видит, как ведет себя взрослый, и для него непонятно, почему мы употребляем разные мерки в отношении себя и его. Такой подход детей раздражает.

3. Детей также раздражает, когда мы игнорируем их нужды. Родители не обращают внимания на маленькие и большие нужды ребенка. Например, однажды ко мне пришла в слезах моя маленькая дочь с куклой в руках, у которой была оторвана нога. Я был занят и не время было “чинить” куклу, но на этот раз я остановился и через минуту-другую вставил ногу кукле на место. Моя, уже теперь счастливая, дочь снова побежала играться. Но ведь я не всегда так поступал. А как часто родители вообще игнорируют нужды ребенка. Сломалась у мальчика машинка – для него это трагедия, а для нас мелочь, на которую не стоит обращать внимания. Это неправильно!

Кто-то скажет, что ведь у детей есть и такие нужды, которые мы не в силах удовлетворить. Да, но мы можем поучаствовать в этих нуждах.

Было время, когда мой сын учился в музыкальной школе. Ему нужно было приобрести трубу, и мы с женой искренне хотели удовлетворить его нужду. Но тогда в Беларуси они не продавались. Как-то раз мы попали во Львов и там, в магазине, увидели новые американские трубы. Поинтересовавшись ценой, мы пришли в отчаяние. На тот момент одна труба стоила более пятисот долларов США. Но что из того, сыну все равно нужна труба. Нам, родителям, трудно перед детьми признавать свое бессилие, но я признал, сказав, что не в силах купить ему трубу. Однако у верующих людей есть выход, и я ему предложил просто молиться Богу о том, чтобы Сам Бог удовлетворил нашу нужду. Прошло немного времени, и Господь ответил на наши молитвы очень просто. Трубы прислали к нам по гуманитарной линии. Мы не заплатили за инструмент ни копейки, только всей семьей поблагодарили Господа.

Однако не всегда так бывает. Часто дети просят того, чего никогда не получат. Однако, во всяком случае, родители должны реагировать на нужды ребенка, предлагая ему честный отцовский ответ.

4. Детей раздражает также предпочтение, которое мы отдаем одному ребенку перед другим. Поэтому ко всем детям в семье надо относиться одинаково с любовью. В противном случае, обиженная сторона постоянно будет приносить проблемы.

5. Родители также могут раздражать детей неразумными требованиями, мелочными придирками. В качестве примера может послужить случай, когда отец заставил сына работать целый день, не предоставив ему времени на подготовку к урокам, а на следующий день сын принесет из школы двойку. Было бы несправедливо требовать, чтобы сын учился только на пятерки в данном случае.

6. Дети очень остро воспринимают факт плохих взаимоотношений между родителями. Если мама и папа конфликтуют между собой – это великий раздражитель ребенка. Можно сказать, что это подобно тому, как если бы ребенка просто колоть раз за разом иглой в самое больное место. Когда рвутся семейные узы, разрыв проходит как раз по сердцу ребенка. Думаю, что об этом не стоит много говорить – это и так понятно. И все же, насколько родители бывают эгоистичны. Они безжалостно рвут ребенка пополам. Это невыносимо! Это рана на всю жизнь.

Результат раздражения детей – уныние

Апостол предупреждает родителей не раздражать детей, чтобы они не унывали. Уныние – это безнадежная печаль, гнетущая тоска. Уныние ведет ребенка к разочарованию и недоверию родителям. Если же они верующие, тогда ребенок никак не может поверить в Бога, в Которого верят родители. Он не понимает, как можно быть верующим и таким черствым. Часто сознательно дети отвергают Бога только потому, что они сами отвержены родителями. Например, Библия говорит, что Бог – это Отец, но если в жизни ребенка отец не проявляет о нем заботы, не участвует в его нуждах, тогда ребенок автоматически считает, что и небесный Отец такой же. Но такой отец ребенку не нужен и он отвращается от веры в Бога.

Фактически ребенок приходит в тупик и лихорадочно ищет выход. Он начинает строить разные и часто самые невероятные и глупые планы. Но для него это выход. Такие дети могут сбежать из дома, присоединиться к группе беспризорников и т.д. Более того, часто уныние ведет ребенка к мыслям о самоубийстве. Ребенку не хочется жить. Родители должны быть внимательны к детям особенно в подростковом возрасте. У всех детей бывает кризис. Не так давно в Германии три подростка спрыгнули с моста высотой 78 метров и разбились. Статистика говорит, что большой процент подростков задумываются над тем, как бы покончить со своей жизнью. Если родители проявят хладнокровие и невнимательность в это время, то роковое решение может сбыться. Что же делать? Мне лично как отцу приходилось неоднократно убеждать каждого из моих детей, что я их люблю и у них все будет хорошо. С каждым ребенком я молился Господу, и вместе мы проходили кризис. Нельзя оставлять детей на выживание. Они нуждаются в нашей родительской поддержке и помощи.

Воспитывайте их в наставлении и учении Господнем.

Воспитание включает в себя направление и исправление. Оно включат в себя в крайних случаях и наказание. Но часто родители понимают, что воспитание детей состоит только в физическом наказании. Как далеко это от того, что имеет в виду Слово Божье. Слово “воспитывать” в данном случае значит заботиться об удовлетворении физических и духовных нужд детей. Русское слово “воспитать” подразумевает питание человека (вос-питать). Питать ребенка родители должны физически и духовно. Питать учением Господним!

Дети имеют нужду в питании духовном. Но материалистически настроенные родители игнорируют эту потребность своих детей, уделяя внимание только насущному хлебу. А, между прочим, все знают, что не хлебом единым будет жить человек. Но для того чтобы питать детей учением Господним, надо самому питаться этим учением. Мама, которая ничего не ест, не может своей грудью накормить ребенка.

Духовное питание должно быть не раз в году, а постоянным.

Наставление же детей связано с практической частью жизни. Необходимо детям показать на деле, как это делается. Недостаточно только учить ребенка здороваться с людьми, а надо показать, как надо здороваться.

Знаю детей моих знакомых, которые никогда не здороваются. А почему? Неужели родители им не говорили о том, что нужно здороваться? Потому что их родители, когда проходят мимо, тоже стараются отвернуть свой взгляд в другую сторону и не поздороваться.

Когда мы наставляем ребенка, он может приходить в отчаяние оттого, что у него ничего не получается. Но мы не должны утве10ысли, что у него так ничего и не получится.

Как-то один мужчина рассказывал мне, что его отец внушил ему мысль, что он ни к чему не годен, у него не так растут руки, как у других. Долго эта мысль была парализующим средством в его труде. Не дай Бог!

Нам надо иметь терпение и долготерпение, чтобы наставить, научить ребенка. И даже, если он действительно не способен, например, к музыке, и тогда нет никакой нужды унижать или оскорблять его. Просто нужно найти ему применение в другой сфере.

Итак, дорогие отцы, не раздражайте своих детей. Это приносит ущерб даже вашему здоровью, не говоря уже об ужасном ущербе, который наносится сердцу и душе ребенка. Воспитывайте детей в наставлении и учении Господнем. Это чрезвычайно важно. С благодарностью Богу вспоминаю своих родителей, которые, при всем нашем скудном положении, находили время, чтобы воспитывать и наставлять нас в учении Господнем. Для меня это оказалось самым главным в жизни. И теперь мечтаю только об одном, чтобы и мои дети когда-то с горечью вспомнили свое непослушание и с радостью и благодарностью Богу вспоминали, как их воспитывали родители в учении и наставлении Господнем.


_________________
Да благословит Бог вас и ваших детей!

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем

Послание к Ефесянам, 4, 6


Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не право выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.

Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3, 20-21). "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца и мать" , - это первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" . "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6, 1-4).

В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серьезную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюдный характер, - "дети будьте послушны родителям" , и "отцы, не раздражайте детей ваших", - как две чаши весов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармоничной.

"Отцы, не раздражайте детей ваших" . Апостол Павел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подобные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректируя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: "Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их" (Еф. 6, 4), "дабы они не унывали" (Кол. 3, 21).

Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1, 20).


Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно самому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Если родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а образцы для подражания.

«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что исправит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.


Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом:

Ты зачем разбил вазу?

Я не разбивал вазу, она сама разбилась.

Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?

Я не хотел...

Нет, признавайся, зачем разбил вазу?

Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однажды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Какая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.

Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.

Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю вину на детей, обвинить их во всех смертных грехах: "Они оскорбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!".

Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.

Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие призывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, совесть. Главный мотив наказания - вера, движимая любовью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрая, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).

В любви нет страха. «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13-14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.


О необходимости поиска баланса между родительской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены были естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы родители любили своих детей отнюдь не по естественной необходимости, а только за их нравы и добрые поступки, тогда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть даже и злых детей, напротив, и будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорбляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего нечестия.

Если и ныне дети в надежде на любовь родителей часто оскорбляют их, хотя не могут вполне положиться на природу, зная, что многие, сделавшись негодными, лишились и дома, и наследия отцовского, то до какого нечестия не дошли бы они, если бы Бог не оставил родителям и возможности гневаться на детей, наказывать и прогонять от себя, когда они делаются злыми? Потому-то Бог и поставил любовь родителей в зависимость и от потребности природы, и от нравов детей, чтобы они, с одной стороны, были снисходительны к погрешностям детей, будучи побуждаемы к этому природою, а с другой, - злых и неисцельно-больных не укоренили бы во зле преступным потворством, что было бы неизбежно, если бы природа принуждала их ласкать и негодных детей. Подумай, сколько попечительности в том, что Бог и повелел любить детей, и положил меру этой любви, и в то же время определил награду за доброе воспитание детей?

Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание».


Все возможно верующему. Если родитель пытается наказывать ребенка и не верит в его исправление, а только срывает на нем свое зло, то в глазах Божьих он совершает грех. Потому что «все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Воспитание детей всегда предполагает веру и добрую совесть, «которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1, 19), крушение своей воспитательной стратегии и педагогики. Семья, как льдина, крошится на части, трещины увеличиваются, дистанция растет. Дети замыкаются и все дальше и дальше отходят от родителей. «Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается на ненужное и неполезное, все явление дел производит на обольщение народа», - говорит о таких детях святитель Василий Великий.

Воспитание без любви - это "буква", которая убивает, разрушает семью до основания. Воспитание без любви, - это грех, в котором должно раскаяться и в корне изменить свой педагогический подход.

Непростое это дело - растить сыновей. Но, родители, когда воспитываете детей, ни при каких обстоятельствах не выходите из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Держите себя в руках и тщательно храните эти драгоценные ключи успешного воспитания - любовь от чистого сердца, добрую совесть и нелицемерную веру.

Безусловно, родителей должно почитать и слушаться. Первая заповедь с обетованием - "почитай отца твоего и мать" - это неоспоримый и абсолютный закон для каждого ребенка. Непочтение, неуважение и пренебрежение к родителям - такой же грех, как убийство, кража, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но, родители, если вы не являете деятельной любви, если на детей у вас нет времени, если кроме раздражения они не вызывают у вас других чувств, то у ваших детей нет оснований для уважения. Давайте подумаем вместе, как исправить ситуацию.


31. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в 12 т. СПб Духовная Академия, 1898. Пять слов об Анне.

Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем. Послание к Ефесянам, 4, 6
Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не пра¬во выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.
Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3, 20-21). "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца и мать", - это первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6, 3-4).
В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серь¬езную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюд¬ный характер, - "дети будьте послушны родителям", и "отцы, не раздражайте детей ваших", - как две чаши ве¬сов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармонич¬ной.
"Отцы, не раздражайте детей ваших". Апостол Па¬вел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подоб¬ные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различ¬ные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректи¬руя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: "Отцы, не раздра¬жайте детей ваших, но воспитывайте их" (Еф. 6, 4), "дабы они не унывали" {Кол. 3, 21).
Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1,20).
Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно са¬мому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушаю¬щих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Ес¬ли родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а об¬разцы для подражания.
«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добро¬детели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что испра¬вит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.
Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец приста¬ет к нему с бессмысленным вопросом:
- Ты зачем разбил вазу?
- Я не разбивал вазу, она сама разбилась.
- Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?
- Я не хотел...
- Нет, признавайся, зачем разбил вазу?
- ?!
Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однаж¬ды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Ка¬кая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.
Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.
Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю ви¬ну на детей, обвинить их во всех смертных грехах: "Они ос¬корбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!".
Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.
Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, по исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают муд¬рость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие при¬зывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, со¬весть. Главный мотив наказания - вера, движимая любо¬вью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрал, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).
В любви нет страха, «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13-14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.
О необходимости поиска баланса между родитель¬ской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены бы¬ли естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы ро¬дители любили, своих детей отнюдь не по естественной не¬обходимости, а только за их нравы и добрые поступки, то¬гда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть далее и злых детей, напро¬тив, и, будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорб¬ляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего не¬честия.
Если и ныне дети в надежде на любовь родителей час¬то оскорбляют их, хотя не могут вполне положиться на природу, зная, что многие, сделавшись негодными, лишились и дома, и наследия отцовского, то до какого нечестия не дош¬ли бы они, если бы Бог не оставил родителям и возможности гневаться на детей, наказывать и прогонять от себя, когда они делаются злыми? Потому-то Бог и поставил любовь ро¬дителей в зависимость и от потребности природы, и от нравов детей, чтобы они, с одной стороны, были снисходи¬тельны к погрешностям детей, будучи побуждаемы к этому природой, а с другой, - злых и неисцельно-больных не укоре¬нили бы во зле преступным потворством, что было бы неиз¬бежно, если бы природа принуждала их ласкать и негодных детей. Подумай, сколько попечительности в том, что Бог и повелел любить детей, и положил меру этой любви, и в то же время определил награду за доброе воспитание детей?
Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добро¬детели, то это будет началом и основанием, твоему спасе¬нию, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты полу¬чишь великую награду и за их воспитание».
Все возможно верующему. Если родитель пытается наказывать ребенка и не верит в его исправление, а только срывает на нем свое зло, то в глазах Божьих он совершает грех. Потому что «вес, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Воспитание детей всегда предполагает веру и добрую со¬весть, «которую некоторые отвергнувши, потерпели кораб¬лекрушение в вере» (1Тим. 1, 19), крушение своей воспита¬тельной стратегии и педагогики. Семья, как льдина, кро¬шится на части, трещины увеличиваются, дистанция рас¬тет. Дети замыкаются и все дальше и дальше отходят от родителей. «Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается па ненужное и неполезное, все явление дел производит на обольщение парода», - говорит о таких детях святитель Василий Великий.
Воспитание без любви - это "буква", которая убива¬ет, разрушает семью до основания. Воспитание без любви, - это грех, в котором должно раскаяться и в корне изме¬нить свой педагогический подход.
Непростое это дело - растить сыновей. Но, родите¬ли, когда воспитываете детей, ни при каких обстоятельст¬вах не выходите из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Держите себя в руках и тщательно храните эти драгоценные ключи успешного воспитания - любовь от чистого сердца, добрую совесть и нелицемерную веру.
Безусловно, родителей должно почитать и слушаться. Первая заповедь с обетованием - "почитай отца твоего и мать"- это неоспоримый и абсолютный закон для каждо¬го ребенка. Непочтение, неуважение и пренебрежение к ро¬дителям - такой же грех, как убийство, кража, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но, родители, если вы не яв¬ляете деятельной любви, если на детей у вас нет времени, если кроме раздражения они не вызывают у вас других чувств, то у ваших детей нет оснований для уважения. Да¬вайте подумаем вместе, как исправить ситуацию.

Типичные педагогические ошибки

Родительский статус священен. Но в то же самое вре¬мя, он не дает права родителям злоупотребить своими пол¬номочиями. Многие родители знают, что в Священном Писании говорится о детях, но совершенно не желают знать, какие требования Бог ставит перед ними. Именно здесь кроется горький корень семейных конфликтов и за¬тяжных гражданских войн между родителями и детьми.
«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2). Берегитесь оказаться фарисеем в собственном доме, бе¬регитесь оказаться законником, который тычет «буквой» всем подряд, указывая всем в семье, кому как надо посту¬пать, Эта схема не будет работать, потому что «буква уби¬вает, а дух животворит» (2Кор. 3, 16). Не изменив себя, не измените мира вокруг себя.
Остановимся на самых важных моментах диалога священника с родителем, который искренне хочет разобраться в проблеме осложнившихся отношений со своим ребенком.
Прежде всего, необходимо выяснить, насколько обоснована причина беспокойства родителя по поводу ре¬бенка. Попросту говоря, выяснить, является ли ребенок психически нормальным или же чрезмерно преувеличены опасения самого родителя? Являются ли трудности, странности, особенности поведения ребенка проявлением неза¬висимости, самостоятельности, представления - отлич¬ными от родительских, или же в его поведении, высказыва¬ниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о патологических психи¬ческих или социальных отклонениях.
Затем важно выяснить, какие чувства возникают у родителя по отношению к своему чаду, а также, что лежит в основе обращения к священнику за помощью: собствен¬ные проблемы или беспокойство за ребенка? Стремление помочь ему или желание обрести помощь и поддержку се¬бе, избавиться от собственного страха, чувств вины, не¬нужности? Может быть, все дело в чрезмерных ожиданиях того, что в старости ребенок будет его опорой и всю свою жизнь посвятит физической, материальной и нравственной поддержке престарелого родителя?
Одна из серьезнейших опасностей в христианском воспитании ребенка - попытка родителей контролировать религиозную жизнь своих детей. Поймите, всемерно ратуя за христианское воспитание, я говорю о недопустимости вторжения в область интимнейших переживаний ребенка, я - против контроля его духовной жизни. В младшем воз¬расте, когда ребенку пять-семь лет, это выражается в совершенно невинных вопросах: «Ну что тебе батюшка ска¬зал на исповеди?». Этого делать нельзя! Общение священни¬ка и ребенка но исповеди должно оставаться тайной, тай¬ной его непоседа.
Обычно в переходном возрасте, лет в тринадцать-четырнадцать ребенок перестает ходить в храм, на исповедь. Но в какой-то момент он вдруг заявляет маме о своем же¬лании сходить поисповедоваться. На это мама может отве¬тить:
- Я думаю, что это твое личное дело. Если хочешь, иди, почему ты у меня спрашиваешь?
Этот мудрый родительский ответ даст возможность ребенку осознать ответственность за свои отношения с Бо¬гом, осознать ответственность собственного духовного выбора.
Зная, что у ребенка начальные навыки о молитве уже привиты, иногда можно спросить, не забыл ли он помо¬литься утром или вечером. Но ни в коем случае нельзя до¬нимать его вопросами: «А сколько ты молитв прочитал?», «А ты, наверное, читал невнимательно»... В таком случае в сознании ребенка Бог становится чем-то наподобие пы¬тающего и вечно досаждающего родителя.
Одна моя знакомая, ныне матушка, отец кото¬рой был православным священником, с малого воз¬раста благочестиво ходила на исповедь и к Причас¬тию. А в 14 лет полностью отошла от Бога и впервые по-настоящему исповедовалась только в 25 лет. По всей видимости, ее родители были достаточно муд¬рыми и оставили ей возможность такого отхода от церкви, благодаря чему и произошло возвращение... Сейчас она помогает своему супругу совершать служение на одном сельском приходе, обучает де¬тей Евангелию в сельской Воскресной школе.
Родители должны помнить, что их дети находятся в опасном и трудном положении, в окружении сильнейших соблазнов мира сего. Их душевные силы слабы, они не со¬измеримы с современными соблазнами, которые глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что их отход от церк¬ви - вполне естественен. Они исследуют этот мир, они ищут свой путь. И только безусловная любовь родителей, безусловное принятие ребенка, умноженное на личную ис¬кренность отношений с Господом, способно сохранить их детскую веру.
«Христианское воспитание - это не научение отно¬шениям, это научение вступать в живые отношения. Хри¬стианская антропология не мыслит себе возможности дрес¬сировки человека, то есть, натаскивания на определенные ре¬акции; христианское воспитание - это обретение внутрен¬ней системы ценностей, которая и руководит жизнью чело¬века», - отмечает Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий.32
Далеко не всегда в своих бедах и неудавшейся судьбе повинны сами дети, хотя так бывает в жизни. Блудный сын не мог упрекнуть отца в своей исковерканной судьбе, как и Каин ни в чем не мог обвинить Адама. Но кроме частных ситуаций есть еще фундаментальный Божий закон, и его невозможно обойти. Господь возложил ответственность за воспитание детей на родителей. В формировании личности ребенка, его мышления, а значит, в формировании его судьбы, решающую роль играют родители. Если ребенок живет в атмосфере родительских споров, конфликтов и противоречий, то он вырастает, как правило, непослуш¬ным ни одному из родителей. Он не может решить, кого слушать: ведь между ними нет согласия, и, в конечном ито¬ге, не слушается никого. Любой спор, любое несогласие взрослых в присутствии детей сильно и значительно под¬рывает родительский авторитет в их глазах.
«Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто», - сказал святитель Иоанн Златоуст, - и далее у него же читаем: «Если ты прекрасно воспи¬тал своего сына, то он - своего, а тот - своего, - как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потом¬ках».

В Новом Завете есть два отрывка, в которых Бог обращается конкретно к отцам: Еф. 6:4 и Кол. 3:21. Любопытно, что они оба начинаются со слов: «Отцы, не раздражайте детей ваших».

Эти стихи предостерегают от самой серьёзной угрозы, которую папа-христианин может представлять для своих детей: раздражать их до предела. Будучи отцом, я обнаружил две крайности, к которым я склонен скатываться, раздражая своих четырёх дочек: перфекционизм и пассивность .

Перфекционизм

Я очень хочу, чтобы мои дочери выросли зрелыми христианками, женщинами, которые думают, чувствуют, говорят и ведут себя, как Иисус.

И всё же я порой провоцирую их раздражение, когда жду от них совершенства уже сейчас, хочу, чтобы они добились его своими силами – делая больше или стараясь сильнее.

Однажды мы всей семьёй были в ресторане вместе со знакомым, и одна моя дочь неприглядно пожаловалась на вкус своего блюда. Никогда прежде не слышал от неё слова, которое она использовала. Я был поражён, моя жена от стыда залилась краской, а гость поморщился. Дочь тут же искренне извинилась перед всеми присутствующими. Но я не был готов поступиться принципами и хотел, чтобы она понесла наказание. Тогда она со всем почтением напомнила мне, что Иисус не просто простил её, а был её прощением. Я пытался надавить на неё, вгоняя в раздражение, но она не поддалась на провокацию.

Совершенство как уподобление Иисусу является конечной целью. Но оно никогда не достигается исключительно человеческими усилиями и в этой жизни не доступно в полной мере (1 Ин. 1:8).

Пассивность

Другая крайность, в отличие от перфекционизма, – это пассивность. В пассивности присутствует фатализм: «Поскольку Иисус должен изменить сердце моего ребёнка, то мне ничего не остаётся делать, кроме как молиться и уповать на лучшее». Это заблуждение полностью игнорирует повеление в адрес отцов в Еф. 6:4: «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». В то время как что-то отцам делать не стоит, а именно раздражать своих детей, так много делать необходимо!

В нашей семье есть традиция: мы с каждой из моих дочерей отправляемся вдвоем в поездку, когда они оканчивают 5-й класс. Младшая вот уже пошла в седьмой, а мы так ещё и не ездили никуда. Когда лето закончилось, я как-то заговорил об этом: дескать, мне жаль, что у нас ничего не вышло, но надеюсь, что скоро получится. Она ответила: «Мне тоже жаль, папа. Но я не могу вести машину, и мне не позволено покупать билеты на самолёт. Это так, к слову». Она была права. Поездка целиком и полностью зависела от меня, и моя пассивность в планировании вызывала её раздражение.

Проповедуйте самому себе

Если я хочу быть отцом, которым меня призывает быть Иисус (например, Кол. 3:16), то мои действия должны вытекать из живущего во мне Христа. Воспитывая дочерей, прежде всего я должен каждодневно проповедовать Евангелие себе, отвращаться от своих грехов перфекционизма и пассивности и полагаться на совершённый подвиг Иисуса – в нём я нахожу прощение и способность повиноваться в будущем. Только в этом случае я перестану раздражать своих детей и начну воспитывать их в наставлении Господнем.

Дейв Брускас — исполнительный старейшина церкви «Марс Хилл».

Я сегодня глаголом жжог сердца людей в Раковской средней школе на празднике, организованном в честь Дня матери. Меня пригласили выступить, а я не смог отказать))
Если Вам интересно, то - пара тезисов.
В своем слове я отметил, что часто заповедь о почитании родителей мы понимаем только «в одну сторону», трактуя ее исключительно в направлении обязанностей детей (младших) по отношению к родителям (старшим). Но эта заповедь двунаправлена: она не только требует почтения со стороны детей, но и определенных достоинств со стороны родителей, которые должны соответствовать тому статусу, которым наделяет Господь отцов и матерей. К сожалению, сегодня родительству мы уделяем время и силы по остаточному принципу, посвящая себя детям только в то мизерное время, что осталось после работы и других забот: сначала карьера, а потом дети. Свои обязанности по воспитанию мы делегируем школе, дедушкам-бабушкам, улице... Кстати, также мы иногда также поступаем и с супружескими обязанностями (да-да!) - пусть и незаметным для себя образом: мы работаем ради семьи так, что эти семьи потом разваливаются от нашего усердия их сохранить ударным трудом, но это отдельная тема. Хотя, если перепоручать свои обязанности по воспитанию другим, почему так не поступать по своим супружеским обязанностям?
«Все ради детей», - оправдываемся мы. Мой ребенок должен быть не хуже одет, чем другие, у него должен быть современный телефон, ему должно хватать сладостей и так далее. Дай Бог, чтобы нашим детям всего хватало - в том числе и перечисленного. Но куда менее опасно недодать ребенку конфетку, чем недодать ему внимания, любви, тепла. Что пользы нашему ребенку, если мы купим ему все игрушки, о которых он мечтал, а душу его оставим обделенной?
Писание говорит нам: «не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6.4). Раздражение! Сегодня многие родители и педагоги говорят о том, что дети стали какими-то особенно раздраженными. Речь идет об общей нервозности, психической нестабильности и даже вполне конкретных диагнозах. Не дети, а психи какие-то. В этом обвиняется кино, компьютерные игры, Интернет, школа, опять же… Я не хочу сказать, что они не при чем. Однако я против того, чтобы мы, оправдывая себя, всю вину в духовных проблемах сваливали на что-то внешнее. Все у нас виноваты, но не мы.

Не намекает ли Апостол Павел на то, что источник раздражения находится в семье и, в частности в том, что мы не воспитываем чад в Слове Божьем, а если и воспитываем, то, опять же, по остаточному принципу: желая влить в их душу слишком многое за слишком малое время? Мы не можем наполнить бутылку из ведра так быстро, как нам хочется: пропускная способность узкого горлышка не даст нам того сделать. Так же и с душой ребенка: желая наполнить ее, нужно быть терпеливым, неторопливым и крайне осторожным, дабы не расплескать, не подавить, не захлебнуть. Раздражение наших чад - это психологический блок, защитная реакция в ответ на нашу дешевую настойчивость и нетерпеливость. А ведь кто хочет все и сразу, у того бывает ничего и постепенно.
И насчет раздраженности - посмотрите-ка на себя в зеркало. Им есть в кого такими родиться. Или - от кого заразиться.

А вообще из меня самого педагог и отец такой же, как из собачьего хвоста - сито. Зато я проповедовать люблю... Хотя и не на такие темы. Такие больше по душе монахам - им фиолетово, не стыдно и не больно. И проповедовать они тоже любят. А это ж не мешки таскать.