Грамматические игры для дошкольников. Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка

Дидактическая игра "Ягодное варенье" для детей 6-7 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ,д/с "Буратино",районный центр Кыра,Забайкальский край
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребёнка.Фонематический слух,грамматический строй речи,большой лексический запас позволяет детям хорошо понимать объяснения учителя-логопеда и грамотно строить свои ответы.Для проверки этой способности предлагаю игровые задания, которые использую в своей логопедической работе.Данный практический, наглядный материал подготовила в программе для составления презентаций.Игровые упражнения могут проводиться в период изучения темы "Ягоды" , дидактическая игра будет полезна педагогам для обследования грамматического строя речи, словарного запаса в работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: расширение словарного запаса
Задачи:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
- развивать внимание, память, мышление, речь;
Описание игры
С целью совершенствования грамматического строя речи,следует показать детям картинку весёлого повара и картинки с изображением ягод. Предлагаем детям рассказать,какое варенье,сок,приготовил повар из этих ягод.

Первый вариант игры

Согласование прилагательных с существительными среднего рода
-Сегодня утром повар приготовил варенье.

А какое оно,мы не знаем.
-Давайте попробуем назвать варенье.
-Варенье из клубники?Какое?


-Клубничное варенье


-Варенье из малины?Какое?


-Малиновое варенье


-Варенье из смородины?Какое?


-Смородиновое варенье


-Варенье из голубики?Какое?


-Голубичное варенье


-Варенье из крыжовника?Какое?


-Крыжовенное варенье


-Варенье из ежевики?Какое?


-Ежевичное варенье


Игру можно продолжить,называя другие ягоды.
-Варенье из брусники-брусничное варенье
-Варенье из черники-черничное варенье
-Варенье из земляники-земляничное варенье
-Варенье из черёмухи-черёмуховое варенье
-Варенье из облепихи-облепиховое варенье

Второй вариант игры

Игра "Назови сок" ,чтобы дети поупражнялись в образовании относительных прилагательных.
Будем в повара играть
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Какой сок сготовишь,назови.
(Дети отвечают полным предложением на вопросы логопеда)

-Сок из клубники?Клубничный сок.
-Сок из малины?Малиновый сок.
-Сок из смородины?Смородиновый сок.
-Сок из клюквы?Клюквенный сок.
-Сок из брусники?Брусничный сок.

Третий вариант игры

Игра "Весёлый счёт" ,чтобы дети поупражнялись в согласовании числительного с существительным и прилагательным,используя наглядный дидактический материал.
-Одна ягода спелой клубники,две ягоды спелой клубники,три ягоды спелой клубники,четыре ягоды спелой клубники,пять ягод спелой клубники


-Одна ягода синей голубики,две ягоды синей голубики,три ягоды синей голубики,четыре ягоды синей голубики,пять ягод синей голубики


-Одна сочная ягода малины,две сочные ягоды малины,три сочные ягоды малины,четыре сочные ягоды малины,пять сочных ягод малины


-Одна тёмная ягода ежевики,две тёмные ягоды ежевики,три тёмные ягоды ежевики,четыре тёмные ягоды ежевики,пять тёмных ягод ежевики


-Одна зелёная ягода крыжовника,две зелёные ягоды крыжовника,три зелёные ягоды крыжовника,четыре зелёные ягоды крыжовника,пять зелёных ягод крыжовника


Таким образом,при использовании данных заданий,дети научились употреблять правильные грамматические формы слов,усвоенный материал обеспечил достижение результата у детей в развитии связной речи.

Игра «Смешинка»

Цель: Учить детей соотносить с движением глаголы, образованные с помощью приставок.

Краткое описание: С помощью считалки:

Жили-были

Я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Дети выбирают «смешинку», задача которой - рассмешить играющих. Возможности неиссякаемы: копируются движения неуклюжего медведя, хитрой лисы, трусливого зайца; можно неожиданно чихнуть, спеть, прочесть смешную считалку (стихотворение) и т. д. Тот, кто засмеется, платит фант. Если фантов наберется около десяти, их разыгрывают. Воспитатель садится лицом к детям, а кто-либо из победителей помогает ему: берет фант, прячет за спину и спрашивает: «Что полагается фанту, который у меня за спиной прячется?» Воспитатель придумывает движения: пройти прямо, на корточках, влезть на стул, пролезть под столом, спрыгнуть, наклониться, выпрямиться, перешагнуть, перепрыгнуть, при сесть и др. Тот, кто неправильно выполняет заданное действие, не получает фант; его разыгрывают повторно, или на помощь приходит кто-либо из детей, котёорый сумеет выполнить задание.

Игра «Мороз» Белорусская народная игра

Цель: Закрепить умения детей образовывать глагол от существительного с помощью приставок.

Игровой материал: Элементы костюма Деда Мороза.

Краткое описание: С помощью считалки дети выбирают Деда Мороза.

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос.

Это ты - Дед Мороз!

Начало игры. Все дети разбегаются. Задача Деда Мороза - дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в той позе, в какой его осалил Дед Мороз. Проштрафившийся платит фант, который Дед Мороз разыгрывает в конце игры. Новым Дедом Морозом может быть тот, кого не осалили, или кто стоял неподвижно сравнительно долго, или кто хорошо отыграл свой фант.

Методические указания: Все игры с фантами проходят интереснее и осваиваются в разновозрастном коллективе, когда игровой опыт естественным образом передается от старших по возрасту детей к младшим. Поэтому в многокомплектном детском саду их желательно организовывать, приглашая к общению детей из разных групп (на участке, в музыкальном зале). Если же игры воспитатель организует впервые с малышами, то их организацию и придумывание заданий он берет на себя.

Игра «Два брата»

Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы.

Игровой материал: Куклы Шустрик и Мямлик (медвежата).

Краткое описание: Воспитатель. Жили-были в лесу два брата - два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик (показыва ет игрушки). Шустрик был веселый, послушный, всегда успевал все вовремя сделать. Мямлик - очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Родители его считали непослушным.

Обычно Шустрик просыпается очень рано и быстро подымается с постели, а Мямлик еще только... (встает, добавляют дети; свои слова воспитатель сопровождает движениями Шустрика и Мямлика). Шустрик уже одет, а Мямлик... (только одевается, добавляют дети). Шустрик заправил постель, Мямлик... (заправляет; и т. д. соответственно: умылся - умывается, почистил зубы - чистит, позавтракал - завтракает, пришел в школу - идет в школу, пообедал - обедает, сделал уроки - делает уроки, собрался на прогулку - собирается, лег спать - ложится спать). Дети, пожалуйста, подскажите Мямлику: как стать веселым?

В содержании игры воспитатель может использовать различные сюжеты: "На прогулке", "В лесу", "На реке", "На утренней гимнастике" и др.

Игра «Добавь слово»

Цель: Учить детей дополнять в предложении опущенные глаголы, нахо дить нужное слово по смыслу высказывания.

Игровой материал: Кукла Гена.

Краткое описание: Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что они умеют делать.

Воспитатель. К нам в гости пришел мальчик Гена. Он, как и вы, любит помогать бабушке, дедушке, маме, папе, брату и сестре. Вы спрашиваете, что он умеет делать? Мы сейчас будем угадывать.

Гена (его роль исполняет воспитатель): Я умею постель... (дети: застилать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки со стола... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к ответам по указанию Гены.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Игровой материал: Кукла Чиполино.

Краткое описание: Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чиполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем. Однако... Чиполино, а почему ты за грустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова-"наоборот", слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чиполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чиполино придумайте слова-"наоборот", слова с противоположным значением.

Выбегать - вбегать

Прибегать - убегать

Привозить - увозить

Прилетать - улетать

подплывать - отплывать

Закрывать - открывать,

Вставать - ложиться

Говорить - молчать

Мириться - ссориться

Надевать - снимать

Одевать - раздевать

Кричать - молчать

Нагревать - охлаждать

Выходить - приходить

Воспитатель: Чиполино, теперь ты понял, что означает, подбери слова-наоборот?

Игра «Невидимка»

Цель: Учить детей образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

Игровой материал: Кукла, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (игрушки), мебель.

Краткое описание: Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришел Невидимка (его роль исполняет кто-либо из детей), у которого есть шапка-невидимка (показывает). Когда Невидимка надевает эту шапку, никто его уже не видит. В подтверждение этих слов Невидимка надевает шапку и прячется за ширму, а затем, выйдя из-за ширмы и сняв шапку, рассказывает детям, что любит и умеет делать (показывает: танцует, поет, читает стихи, бегает, прыгает, играет на музыкальных инструментах, сидит, спит, ходит и т. д.), вновь надевает шапку (прячется за ширму) и выполняет одно из названных действий. Дети, задавая ему вопросы, угадывают, что он делает: "Ты спишь?", "Ты делаешь зарядку?" и т. д. Тот, кто угадал первым, получает право быть Невидимкой.

Когда игра хорошо знакома, можно выбрать двух Невидимок. Тогда дети будут образовывать множественное число глаголов.

Игра «Кто что делает?»

Цель: Учить детей образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного чисел.

Игровой материал: Игрушки: кошка, собака, два ежа.

Краткое описание: Воспитатель рассматривает с детьми игрушки (кошку, собаку, двух ежей) и предлагает описать их внешний вид (кош ка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая; ежи - колючие, серенькие, маленькие).

Воспитатель:

Что делает кошка, когда ее гладим? А что она делает, когда видит мышку?

Что делает кошка, когда видит мышку не настоящую, а игрушечную?

Еще что умеет делать кошка?

Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.)

А что делает собачка?

Что делает собачка, когда видит кошку?

Когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает?

Что умеют делать ежи?

Как ежи носят себе еду? Как они свой голос подают?

Дети:

Мурлычет, радуется, выгибает спинку. Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, ра- дуется.

Мяукать, лакать молоко, пить.

Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

Они ходят, сворачиваются в клубочек, плавают, бегают.

Накалывают все на иголки.

Ежи фыркают.

Ответы детей педагог сопровождает движениями игрушек. После организованной игры дети получают игрушки для свободной деятельности.

Игра «Все наоборот»

Цель: Учить детей образовывать глаголы-антонимы (противоположного значения), с помощью приставок.

Игровой материал: Две обезьянки (игрушки).

Краткое описание: Воспитатель. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте мой рассказ. (Рассказ педагог сопровождает движениями игрушек.) У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т. д.

Занятие можно продолжить чтением стихотворения В. Берестова "Непослушная кукла". Воспитатель.

Ее просят танцевать,

Она лезет под кровать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Все играть - она лежать,

Все лежать - она бежать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Это стихотворение написал поэт Валентин Берестов. С кем бы вы хотели, дети, играть - с Послушницей или Упрямицей? А что же делать Упрямице? (Ответы.) Сейчас я прочитаю вам другое стихотворение "Делайте наоборот", его автор - поэт Екатерина Карганова - предлагает упрямым детям исправиться.

Если вы очень упрямы,

Делайте наоборот -

Не вам помогает мама,

А вы помогаете! Вот.

Теперь Упрямица станет помогать маме, и ее не будут больше так называть. Не так ли?

Игра «Назови, что сделал Умейка»

Цель: Учить детей составлять (распространять) предложение с однородными сказуемыми.

Игровой материал: Бумага, ножницы и др. (по усмотрению воспитателя).

Краткое описание: В гости к детям приходит Умейка (его роль исполняет заранее подготовленный ребенок, можно и из старшей группы). Задание получают и группа (следить за действиями гостя), и Умейка, но так, чтобы никто не слышал: "Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже". Умейка выполняет задание, а дети внимательно следят за ним. Выигрывает тот ребенок, который пра вильно перечислит все действия Умейки. Ребенок-победитель исполняет роль Умейки.

Задания Умейке могут быть самые разные: подойди к двери, попрыгай и вернись обратно; подойди к столу, возьми книгу и дай Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его вверх; уложи куклу спать.

Игра «Кто больше назовет действий»

Цель: Учить детей образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.).

Игровой материал: Кукла Неумейка. Картинки: одежда, самолет, дождь, снег, кукла, собака, солнце.

Краткое описание: На занятие приходит Неумейка и приносит с собой картинки. Задание детям: подобрать слова, обозначающие действия изображенного предмета или явления. Например: что можно сделать с одеждой? (Выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать, вычистить.)

Что делает самолет? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.)

Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)

Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)

Что можно делать с куклой? (Укладывать, кормить, катать, лечить, гулять, танцевать, одевать, наряжать, купать, качать.)

Что делает собака? (Лает, грызет, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.)

Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, всходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.)

Такую игру можно проводить по разным темам: "Предметы домашнего обихода", "Явления природы", "Времена го да", "Животные и птицы" и др.

Игра «Кто больше знает профессий?»

Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).

Краткое описание: Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая у меня профессия? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

Методические указания: Занятие на эту тему желательно проводить в конце года при соответствующей подготовке детей.

Игра «Сорока» Игра - драматизация

Цель: Учить детей соотносить глагол, обозначаемое им действие предмета и сам предмет.

Игровой материал: Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник. Сорока (игрушка).

Краткое описание : Воспитатель. Пока вы были на прогулке, к нам в группу прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Посмотрим, что она взяла (на столе ведущий раскладывает предметы), и попросим их вернуть.

Дети.

Сорока, сорока, Отдай нам мыльце!

Сорока.

Не дам, не отдам.

Возьму ваше мыльце,

Отдам своему сорочонку умыться!

Дети.

Сорока, сорока,
Отдай нам иголку!

Сорока.
Не дам, не отдам!
Возьму я иголку,
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам очки!

Сорока. Не дам, не отдам! Я сама без очков. Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети. Сорока, сорока, Отдай нам звоночек!

Сорока. Не дам, не отдам! Возьму я звоночек, Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!

Ведущий. Ты, сорока, не спеши, Ты у деток попроси, Все тебя они поймут, Все, что надо, подадут.

Воспитатель. Что ты будешь делать, сорока?

Сорока. Буду чистить, гладить, красить, мыть, подметать, стирать, читать, шить.

Воспитатель. Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят соответствующие предметы.)

Сорока благодарит и улетает, пообещав все вернуть.

Примечание. Занятие можно продолжить, когда сорока принесет все обратно. Так появляется возможность вспомнить, что она делала с каждым предметом: мылом помылась, щеткой чистила, утюгом гладила, краской красила и т. д.

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход игры:

Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход игры:

Игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Ход игры:

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы - крылечко, а верхние - дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. »

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) ит. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

Игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход игры:

Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход игры:

Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход игры:

Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Игра «Назови слова со звуком [с"] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход игры:

Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

Игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход игры:

В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме. » А. Барто

Игра «Слова - загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.

Дид. упр. «Маятник»

Цель:

Ход игры:

В: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ) .

Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его.

Дид. упр. «Будь внимательным»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры:

В: У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор».

Слова для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, е-жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком) .

Игра «Заводные игрушки»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход игры:

(показывая картинки на фланелеграфе)

В: Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово) .

Игра «Большие и маленькие комары»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход игры:

Дети делятся на две подгруппы: одна - большие комары, другая - маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики.

Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.

В игре используются атрибуты - шапочки, изображающие большого и маленького комара.

Игра «Чей домик»

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з"] в словах. Развивать фонематический слух детей.

Ход игры:

Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з"], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.

Игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з"] в словах.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з"].

Игра «Чижик»

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [ч"].

Ход игры:

Группа детей - чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу.

Дети:

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко в клетке пел;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

Появляется кошка. С криком «Мяу! » она ловит «чижиков», а те разбегаются.

Игра «Выдели слово»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.

«Хозяйка» - [з]

Не привык трудиться зайка,

Барсуку трудиться лень,

Только белочка-хозяйка

За работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка, разузнай-ка.

Видно зайка стал зазнайка,

Раз забыл тебя, хозяйка.

«Мыши на крыше» - [ш]

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный.

Тише, тише, тише, тише,

Шаг ровней держите, мыши!

Здравствуйте!

При подготовке к школе необходимо заниматься с детьми развитием речи. Уже с 3-4 лет можно играть с детьми в грамматические игры. Вы можете задать мне вопросы. Зачем грамматика таким маленьким детям? Может она и не нужна? Зачем так рано забивать детям голову разными склонениями, спряжениями, приставками и суффиксами, зачем знать про падеж, род, число и т.д?

Конечно, изучать все правила, Ваш ребёнок будет на уроках русского языка в будущем. Но и начиная с 3-4 лет, Ваш малыш обязательно должен научиться строить свою устную речь правильно. Он должен научиться говорить в соответствии с нормами и правилами родного языка. И этому легко можно научиться в игре.

Вы же обязательно будете обращать внимание на правильность построения речи Вашего малыша, будете исправлять ошибки. А чтобы не делать формальных замечаний, что так не говорят. Именно в этот момент предложите Вашему малышу поиграть в грамматические игры.

Такие игры помогут Вашему малышу развить «чувство языка» и предупредят возникновение новых ошибок. Во время игры Ваш малыш с большим удовольствием будет экспериментировать, и открывать для себя всё новые и новые закономерности родного языка.

Предлагаю Вам следующие игры.

ИГРА 1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

В этой игре Вашему малышу необходимо назвать, то есть создать новые слова из предложенного слова, используя ласкательно-уменьшительные суффиксы.

Начните с имени своего ребёнка. Спросите, как его называют все члены Вашей семьи. Например, Вашего малыша зовут Ваня. Его в семье ласково могут называть все по-разному: Ванечка, Ванюшка, Ванятка, Ванюшечка, Иванушка. Так же можете поэкспериментировать с именами мамы, папы, бабушек, дедушек и т.д.

Гуляя на улице, можно всё, что Вы видите тоже называть ласкательно-уменьшительными словами. Например, дом – домик, трамвай – трамвайчик, солнце – солнышко и так далее.

Если у Вас есть животные, то тоже им можно дать и ласкательные имена. Можно использовать не только имена собственные животные. Например, собака – собачка, кошка – кошечка, хомяк – хомячок и т.д.

ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Эта игра разовьёт у Вашего малыша «языковое чутьё» и внимание к слову, он научится точно подбирать слова по смыслу.

Эта игра из серии «Грамматика для дошкольников» научит Вашего ребенка различать смысловое значение приставок в словах. Например, налить (чай в чашку), полить (цветы), вылить (грязную воду), пролить (нечаянно кофе).

Попробуйте поиграть со своим малышом в такую игру. Просто, чтобы Вы ни делали, начните проговаривать: — Я бельё… Ваш малыш пусть добавит: — глажу. Мы с тобой в лифте… (поднимается или опускаемся). Конечно, первое время Вам придётся подсказывать ребёнку Ваши действия.

В эту игру можно играть даже на кухне. Например, Вы накрываете с ним вдвоём стол к обеду. Попросите Вашего малыша озвучивать все Ваши и его действия. Тарелки… (расставляем), ложки … (раскладываем), хлеб… (режем) и т.д.

Попросите ребёнка помочь Вам, что он уже умеет делать? Подметать пол, пылесосить ковёр, убирать свои игрушки, кормить Ваших домашних животных и т.д.

Рассмотрите картинки и пусть Ваш малыш скажет, что делает гномик Шляпсик.

ИГРА 3. КТО ОТКУДА И КУДА

Эта игра поможет Вашему малышу правильно подбирать предлоги. Например, за углом детская площадка, под стулом ботинки, на тумбочке шкатулка и т.д. Попробуйте со своим малышом ставить/класть игрушки/предметы: на, около, за, перед, (рядом) с и т.д.

Посмотрите с ребёнком картинки:

ИГРА 4. КТО КЕМ РАНЬШЕ БЫЛ

Эта игра поможет Вашему малышу узнать грамматически правильные названия животных при рождение. Например, кошка – котёнок, собака – щенок, волк – волчонок и т.д. Рассмотрите со своим ребёнком картинки ниже:

ИГРА 5. ДВА В ОДНОМ

Эта игра поможет Вашему ребёнку из двух слов составить одно.

Посмотрите вместе с малышом картинки и пусть он попробует по подобию придумать свои слова.

ИГРА 6. КТО В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ

Эта грамматическая речевая игра поможет Вашему ребёнку правильно определить род предметов на картинках. В домиках «он», «она», «оно» живут слова мужского, женского и среднего рода. Пусть Ваш малыш «расселит» слова по домикам – интуитивно определив их род без названия терминов. Называйте слова, показывайте картинки или сами предметы своему малышу, а он пусть расселяет их по домикам.

ИГРА 7. ЗАГАДКИ

Эта игра поможет Вашему малышу овладеть очень важным, но довольно сложным умением логично, выразительно и последовательно описывать предложенные ему картинки или предметы.

Предложите своему малышу придумывать самим . Сначала вспомните с малышом загадки, которые уже знаете. Напомните ему, что такое загадка. Для начала можно придумывать загадку по картинкам или, например, по любому фрукту или овощу.

1. Допустим, Вы взяли грушу.

Показываете грушу и не называя её, говорите:
– похожа … (…»на лампочку», — говорит ребёнок).
— она …. (сочная, вкусная, сладкая).
— Что это? (Груша)

2. Картинка – морковь.

«Она длинная как……………(карандаш, указка, палочка и др.) Она оранжевая, как……………..(апельсин, солнышко, майка Вашего ребёнка). Её любят… (зайчик, лошадка, кролик). Она вкусная как……………..(любимое блюдо ребенка).Что это? (Морковь)

Если Ваш ребенок, играя в грамматические игры и проявляя словотворчество, вдруг придумал слово, которого не существует в языке (например, детёныша коровы назвал «коровёнок» или дерево назвал ласково «деревьеце»). Вы скажите ему: «Возможно, такие слова могли бы существовать, но люди договорились, что будут говорить по-другому: корова – телёнок, дерево - деревце»

Игры со словами – очень важный вклад в развитие Вашего дошкольника. Такие игры развивают у Ваших детей языковые способности. А значит - помогут Вашему малышу не только легко освоить родной язык, но и в дальнейшем без проблем освоить иностранные языки.

Понравились игры — расскажите друзьям. Нажмите на кнопочки ниже.

А Вы в какие грамматические игры играете со своим ребёнком. Поделитесь с нами в комментариях. Нам всем очень интересно.

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением - Лидия Витальевна.

Слайд 2.

Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, который на практике осваивает грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят». В результате у ребенка могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

Слайд 3.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, то есть словообразование и словоизменение, а синтаксис — словосочетания и предложения.

Для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребёнку правильное речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Поэтому рассмотрим каждый раздел поподробнее.

Слайд 4.

Словоизменение - это изменение слов по числам, падежам, родам. Примером изменения слов по числам может служить игра «Один-много» (стол- столы, окно-окна).

Овладение дошкольниками изменением слов по падежам происходит на практическом уровне. В процессе словесных игр можно научить этому («Чего нет?», «Кому что?» - коту дам молоко, кролику дам морковку..., «Кто чем работает?» - маляр кистью, повар ножом, «Кто (что) с кем (чем)?» - тигрица с тигрятами, кошка с котятами, чашка с блюдцем, книжка с картинками..., «О чём мечтаешь?» - заяц мечтает о морковке, а ты о чём?, «Исправь ошибку» - мечтаю о телефон)

Игры с предлогами: «Угадай игрушку» - что лежит под столом, за диваном, перед тумбочкой, между столом и шкафом, над кроватью... «Что изменилось?»

Изменение слов по родам (мужской, женский, средний) нужно начинать с понимания рода существительных и прилагательных. игра «Угадай»: про что можно сказать круглый, круглая, круглое (солнце, стол, монета)

Слайд 5.

Словообразование - это образование новых слов

С помощью суффиксов:

Игры «Скажи ласково», «Помоги гному (великану)» кровать-кроватка-кроватища, стол-столик-столище)

«Чья, чей, чьи?» (заячья, лисий, медвежьи)

«Из чего сделано?» (из бумаги - бумажный, из дерева - деревянный, из слив - сливовый, из меха - ...)

С помощью приставок (корабль - плывет, переплывает, уплывает, заплывает...; самолёт - летит, перелетает, подлетает …)

С помощью сложения основ (сложные слова): сам летает - самолёт, сам катит - самокат, пыль сосёт - пылесос, у лисы рыжий хвост, лиса какая? (рыжехвостая), у верблюда два горба - двугорбый, у снегиря красная грудка - красногрудый.

Слайд 6.

Составление предложений доступно ребёнку уже с 2-3 лет. Прежде, чем ребёнок сможет составить предложение, н должен осмыслить о чём он будет говорить, то есть спланировать своё высказывание. А это уже глубокий мыслительный процесс. Поэтому нужно сначала учить понимать связные высказывания, инструкции (сначала простые, затем сложные). Например, покажи тетрадь карандашом, покажи карандаш тетрадью. Петя ударил Васю. Кому больно? Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше - пошел в кино, или сделал уроки? Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили?

При составление предложения по картинке, надо назвать всё, что изображено на ней, а затем предложить придумать предложение, помогая вопросом: скажи про... .

Чтобы предложения были более развёрнутыми, более информативными, надо учить распространять предложения, добавляя слова. (примеры из Новоторцевой «Логопедическая грамматика»)

Полезно исправлять предложения, добавляя или изменяя слова, предлоги.

Составление предложений из слов, данных в разбивку, формирует у детей умение правильно строить предложения, сохраняя смысл.

Слайд 7.

Согласование слов в предложении - одна из проблем у детей. Нарушение согласования называют аграмматизмами. Основную трудность составляют согласование прилагательных и числительных с существительными.

Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево - два дерева… - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька - две ступеньки… - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.

Просите подбирать к предметам признаки: дом - высокий, новый, деревянный, современный, одноэтажный и др. Обращайте внимание на окончания прилагательных, при возникновении трудностей, помогайте ребёнку вопросом: какая тыква - большая, какой огурец - большой, какое солнце - большое, выделяйте окончания.

На практическом уровне происходит овладение спряжением глаголов. Например, я собираю помидоры на огороде, ты собираешь..., он собирает..., мы собираем..., Вы собираете..., они собирают... . Аналогично в прошедшем и будущем времени.

Слайд 8.

У детей часто возникают аграмматизмы, то есть нарушения правил грамматики. Привести примеры из диагностики.

Причины аграмматизмов могут быть следующими:

1. Речь детей никто не исправляет.

2. Недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.

3. Недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха - дети «недослышат» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.

4. Наличие периода словотворчества (возрастные аграмматизмы сохраняются до 5-6 лет).

Слайд 9.

Грамматика у дошкольника развивается успешно, если соблюдаются следующие условия:

Создание благоприятной языковой среды: давать образцы правильной речи, культура речи взрослых;

Чтение художественной литературы;

Развивать у детей понимание речи, упражняя их в выполнении словесной инструкции, в ответах на вопросы; беседах по содержанию прочитанного;

Развитие грамматических умений в процессе игровых заданий и речевого общения;

Поощрение детского словотворчества;

Исправление грамматических ошибок.

Слайд 10.

Исправлять грамматические ошибки нужно правильно:

1. Исправлять ошибки надо обязательно! Дети будут привыкать осознавать языковые нормы.

2. Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка который говорит, так и у тех детей, которые его слышат

3. Не повторять за ребенком неправильную форму, а сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить.

(Методика исправления грамматических ошибок (О.И. Соловьева, Л.М. Бородич)

Слайд 11.

Итак, сформулируем правила для смелых и упорных родителей.

Если ребёнок испытывает затруднения в грамматических заданиях, то выполняйте эти задания не иногда, не часто, а очень часто. Через какое-то время он будет легко выполнять их.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

Если что не получилось или получилось с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!






Пособие...

Читать полностью

Данное методическое пособие направлено на освоение ребенком грамматического строя русского языка. Работая с предлагаемым материалом, дети научатся:
согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и с прилагательными в роде и числе;
правильно употреблять предлоги;
составлять предложения по сюжетным картинкам и вопросам.
Тщательно подобранный иллюстративный материал в сочетании с разнообразными вопросами и заданиями поможет ребенку освоить важные умения - слушать и различать слова и словосочетания, а также правильно употреблять существительные в разных падежах, что в дальнейшем, при овладении письмом, позволит предотвратить многие ошибки.
Работа с материалами пособия предполагает внимательное рассматривание картинок и их обсуждение, ответы на все поставленные вопросы, игры со словами и рисунками, составление предложений с опорой на картинки. Текст, набранный курсивом, подскажет взрослым, как примерно должны звучать ответы малыша.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям и родителям.

Скрыть