Социальный патронаж форма реабилитации семьи. Социальный патронаж: суть понятия, виды, технология

Социальный патронаж – форма социального обслуживания на дому, представляющая собой посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Социальный патронаж раскрывает ресурсы семьи, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. Социальный патронаж в зависимости от цели проведения подразделяется на три вида: первичный, плановый, комплексный.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту.

Плановый социальный патронаж организуется с целью контроля в отношении неблагополучных семей. Плановое посещение клиента позволяет выявить возможные изменения, которые произошли в его семье со времени последнего посещения.

Комплексный социальный патронаж проводится одновременно несколькими сотрудниками учреждения социального обслуживания (например: специалист по социальной работе и медицинский работник) с целью комплексного подхода к разрешению трудной жизненной ситуации клиента. Во время данного вида патронажа специалист по социальной работе наблюдает за клиентом в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, особенностями и традициями семьи, узнает о самочувствии клиента в момент проведения патронажа. В случае если требования к социально-гигиеническим, социально-бытовым условиям проживания клиента не выполняются им самим или его членами семьи, специалист по социальной работе и медицинский работник в ненавязчивой форме дают советы-рекомендации, организуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным особенностям клиента. Важно объективно определять общее состояние клиента. Необходимо выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает.

Если во время проведения социального патронажа специалист по социальной работе определяет, что клиент не обучен навыкам самообслуживания, соответствующим его возрасту, то для него разрабатываются рекомендации-советы, проводятся обучающие занятия-тренинги по освоению приемов и методов, содействующих социально-бытовой адаптации. При социальном обслуживании клиента на дому медицинский работник организует соответствующий уход, выполнение медико-социальных проце­дур.

Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных норм. Результаты несоответствия установленным нормам фиксируются специалистом по социальной работе в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данные нормативы обследования жилищно-бытовых условий семьи приведены в учебном пособии Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М., 2007.

Социальный патронаж включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.


1. Подготовительный этап предполагает планирование посещение семьи клиента (договоренность с клиентом о времени и дате визита), определение цели патронажа, выбор методов социальной диагностики, как правило, чаще применяется стандартизированное интервью (специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения, продумывает и фиксирует вопросы), наблюдение.

2. Основной этап – посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указывается фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условие для отдыха, питания, организации досуга клиента) оказание консультативной помощи, социальных услуг.

3. Заключительный этап – подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработка рекомендаций специалистом по социальной работе по выходу из трудной жизненной ситуации, оказание экстренной помощи, если клиент пережил экстремальную ситуацию. Происходит оформление результатов социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, в случае первичного дополнительно заполняется социальная карта клиента.

Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально; 5) Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры.

4. социальный патронат семьи в системе

Содержание

  • 1 Что такое патронат
  • 2 Особенности патроната
  • 3 Патронатная семья
  • 4 Социальный патронат
  • 5 Как стать патронатным воспитателем
    • 5.1 Договор о патронатном воспитании
  • 6 Пособия и выплаты
  • 7 Чем патронат отличается от приемной семьи
  • 8 Чем патронат отличается от патронажа
  • 9 Законодательное регулирование

Любое государство обязано заниматься вопросами помощи детям, которых различные неблагоприятные обстоятельства лишили главного в их жизни – любви и заботы родителей. На сегодняшний день существует три вида такой помощи, которые официально называются опека, усыновление и патронат. Если первые два понятия более-менее знакомы обычному обывателю, то последнее часто вызывает непонимание и множество вопросов.

Социальный патронат и патронаж

Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде; 6) Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; 7) Объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам.

Определение социального патронажа

В ряде стран патронатные семьи называют фостерскими (от англ. foster home — приемная семья). В РФ регулируется ГК, ст.41. В РФ регулируется ФЗ №48 от 24.04.2008 (ст. 14, п.1). Разберем каждый термин более подробно. Все определения понятия «патронаж» Значение слова «патронаж»:

Правовой патронаж — попечительство над совершеннолетним гражданином не перекликается с медицинским, где нуждающимся в помощи может быть и новорожденный.

Патронат и патронаж: в чем разница? значение слов «патронаж» и «патронат»

Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; * объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими; * дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей.

Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды

Внимание

Такой ситуацией занимается социальный патронат, когда патронатный воспитатель навещает ребенка несколько раз в неделю, помогает воспитывать его и решать важные социальные проблемы. Такому воспитателю могут доверить одновременно до пяти воспитанников. Как стать патронатным воспитателем Люди, намеренные временно воспитывать ребенка из детского дома, должны обратиться в соцзащиту и стать на учет в опекунском совете.

Там сообщат о всех необходимых документах и справках, нужных для оформления патроната. Существуют также некоторые формальные критерии отбора семей для патронатного воспитания. Самым важным критерием является психологическая готовность семьи к принятию воспитанника.

Важным является отсутствие каких-либо функциональных нарушений в семьи кандидата.

Понятие и особенности патроната над детьми

Важно

Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи. Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей: · кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.); · трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.); · социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.). К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия, т.е.

Социальный патронаж

Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого; 4) Укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем.

Тема: социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи

  • Это не могут быть люди, лишенные родительских прав или имеющие в них ограничения, равно как и люди, в прошлом по своей вине лишенные статуса опекуна или усыновителя.
  • Патронатные родители должны иметь постоянную прописку и жилье в нормальном, не аварийном состоянии.
  • Потенциальным кандидатам нужно также обратить внимание на то, что семья должна иметь как минимум еще один источник дохода помимо зарплаты патронатного воспитателя.
  • Патронатная семья должна пройти предварительную подготовку по изучению своих прав и обязанностей.

Социальный патронат Помощь воспитания ребенка патронатными родителями может понадобиться и в случаях, когда ребенок все-таки живет с родителями, но они в силу разных причин не справляются с его воспитанием, либо один из них тяжело болен, а другой не может воспитывать ребенка должным образом.

Социальный патронаж семей «группы риска»

Если рассматривать первичное значение термина «патронат», то в нем заложено понятие доминанты одного человека над другим и предполагает субъектно-объектные отношения. Специалист (социальный работник, социальный педагог) организует квалифицированную помощь, но при этом он ведет за собой клиента. Клиент (семья) избавляется на время от необходимости предпринимать самостоятельные шаги и нести ответственность в ситуации.

Такое развитие отношений в диаде «социальный работник-семья (клиент)» возможно лишь в некоторых случаях. Такое взаимодействие с семьей может быть и целесообразно только в ситуации острого кризиса семьи (клиента), когда она поставлена в зависимое положение. В процессе же реабилитации внимание специалистов должно быть привлечено к процессу самоактуализации семьи, поиску ее внутренних резервов, возможностей для возвращения семьи в русло нормальной жизни.

3.2.6. социальный патронат

Патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. (Холостова Е.И.). Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности (Алексеева Л.С.) . Патронаж (от лат.

Понятие социальный патронаж

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий. Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социальный патронат - форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, и его семьей (т. е. форма социального обслуживания).
Необходимо наличие конкретного специалиста (куратора, роль которого сегодня выполняет социальный работник или социальный педагог), который мог бы «вести» семью и ребенка, направлять его на консультации к юристам и психологам, собирать информацию от других специалистов о нем, быть в курсе всех проблем, стать посредником между семьей и различными ведомствами: милицией, органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и т. д. Только таким образом можно выбрать стратегию и тактику социальной реабилитации клиентов и успешно осуществить ее.
Необходима организация районных комплексов, включающих в себя службы, состоящие из специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг.
Данная схема работы по месту жительства была опробована на базе территориального комплекса социальной защиты детей и подростков в г. Санкт-Петербурге (1994 г.).
В структуру комплекса входит ряд подразделений.
Служба социальной работы с семьей - занимается выявлением дезадатированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей.
Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.
Юридическая служба консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.
Психологическая служба проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.
Психотерапевтическая служба проводит коррекционную работу с детьми и семьями индивидуально и в группах.
Медико-социальная служба оказывает первичную медицинскую помощь, осуществляет медицинское патронирование детей и семей, направляет при необходимости на госпитализацию. Дает рекомендации по работе с клиентами с учетом медицинских показаний.
Стационар дневного пребывания выполняет функции социальной гостиницы: питание, культурные и образовательные мероприятия.
Школа восстановительного обучения ликвидирует пробелы в образовании детей.
Представленная структура может быть изменена в соответствии с конкретными
социальными проблемами того или другого района.
Можно выделить группы клиентов, которым требуется помощь специалистов по социальной работе.
Формально благополучные семьи, в которых по разным причинам есть дети, склонные к безпризорности, проявляющие отклонения от норм поведения в школе и на улице. Социальный работник должен ограничиться рекомендательной практикой, выступать в качестве посредника, информируя родителей о путях решения их проблем через специалистов.
Социально неблагополучные семьи при формально благополучных детях. Конфликтные семьи, где родители систематически культивируют агрессивный стиль во взаимодействиях сторон и высока социально-психологическая дезадаптация их детей. Семьи, где родители испытывают экономические затруднения. Аморальные семьи. Здесь необходимо активное посредничество,
совместная деятельность с правоохранительными органами, организация социально- экономической поддержки, воспитание членов семьи.
Дети из семей, неосторожно или намеренно расстающихся со своим жильем. Задача социального работника - предотвратить возможность манипуляций с жильем, использовать полномочия органов опеки и прокуратуры, а при случившемся факте - информировать соответствующие инстанции.
Семьи, где дети подвергаются насилию. В случаях физического и сексуального насилия социальный работник организует вмешательство специалистов кризисной службы, органов прокуратуры, эвакуирует ребенка. Проводит воспитательную работу с родителями.
Группа школьных проблем (отказ от посещения школы, фактически изгнанные из школы).
Дети и подростки из благополучных семей, большую часть времени проводящие в местах криминального риска, на тусовках.
Несовершеннолетние бомжи из аморальных семей, из семей, где в настоящее время у детей отсутствуют возможности проживания.
Несовершеннолетние проститутки, беременные женщины.
Дети, склонные к употреблению алкоголя, к наркомании и токсикомании.
В Санкт-Петербурге организована Служба уличной социальной работы. Ее основные функции:
- первичная социальная работа в местах скопления детей;
формирование банка данных об уличных детях, неформальных сообществах;
координация деятельности различных социозащитных структур;
информационно-методическое обеспечение социальной защиты детей семей;
экспериментальная работа с опасными и экстремистскими молодежными сообществами.
Структура службы:
Оперативный отдел занимается поиском и организацией первичной адаптации детей, основная работа на улице;
Отдел социального сопровождения - юристы, психологи, педагоги, социальные работники;
Мобильная школа восстановительного обучения;
Методический отдел;
Диспетчерская служба социальной помощи.
Приведенная схема организации социальной работы по месту жительства позволяет максимально эффективно обеспечить комплексную защиту прав детей и решить многие проблемы семей.

Еще по теме 3.2.6. Социальный патронат:

  1. § 2. Підстави виникнення та припинення патронату над дітьми. Договір про патронат
  2. § 1. Поняття патронату над дітьми та його відмінність від інших форм влаштування дітей, позбавлених батьківського піклування
  3. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
  4. Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл
  5. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.
  6. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).

Социальный патронат: у государства не получится никогда.

Вообще, то, что у нас называется социальным патронатом — что угодно, но не та штука, которая хоть кому-то нужна.

Основная «идея» (если в законах, принимаемых нашим нынешним парламентом есть смысл и идеи в принципе) законодательной инициативы — занять чем-то социальные службы. По крайней мере, ничего другого из предлагаемого не следует.

Дело более глобальное: никакой социальный патронат у государства получиться не может в принципе.

Поясню, почему. Семья, оказавшаяся в сложной ситуации, даже если осознает наличие проблем, и хотела бы какой-то помощи, никогда не обратиться к государству. Первая и наиболее явная причина: никто не хочет, чтобы об их маленьких проблемах узнал, например, участковый. Ведь тогда он может прийти — и выписать штраф. Обращаться в органы опеки, наделенные правами отбирать детей, ни одна семья, над которой это нависло, не станет. Будет тихо тонуть в одиночестве, но в опеку сама на себя стучать не пойдёт. Можете миллион раз объяснять, что то — опека, а то — соцслужбы, в тонкостях никто разбираться не станет.

Вторая история. Положим, вот, есть семья, которую принудили этот социальный патронат подписать (потому, что помощь принять — пожалуйста, а подписаться на принудительное благодетельствование — это надо с головой не дружить в нашем мире). Ок, заставили, подписали. На пороге семьи появляется тётенька, вчера ещё обслуживавшая 85-летних старушек. Есть ли у неё знания и ресурсы этой семье помочь? Что она вообще может сделать? «Посетить», то есть прийти домой, о чём-то поговорить, без очереди сходить в собес, ну, в магазин, в службу занятости за ручку с мамой — и? И ничего. Критерием оценки работы социального работника является «посещение», их количество.

Третье. Если в случае с негосударственными организациями (см., например «Отказников» или «Родительский мост») ответ на любое обращение будет дан круглосуточно (все самые неприятности случаются ночью и в выходные — это факт), то соцобслуживание будет, разумеется, в рабочие дни, и строго в рабочее время.

Четвертый момент. Положим, мы захотели бы оценить эффективность работы этого социального патроната. Как бы это можно сделать? Что можно сказать понятного и ясного, чтобы показать — успех! Не берусь на этот вопрос ответить, но вся остальная работа социальных служб в принципе — НИКОГДА! — не рассчитана на результат, только на процесс! Почему бы они изменились в данном случае, когда, очевидно, требуется именно результат?

Пятый пункт. На самом деле, никакая семья, как система, не хочет погибнуть, и борется, как может, за существование. Глава семьи может ишачить на трех работа, проживать в летнем домике, наспех обитом и утепленном, есть целый месяц гречку с тушёнкой потому, что в этом месяце нет денег. Это может быть ужасно, если разглядывать ситуацию с точки зрения «приличных девочек и мальчиков» из хорошей школы. Да, вероятно. Но есть определенные пределы «падения», когда оно всё-таки не столь страшно для ребенка, как лишения его семьи. Пусть лучше гречка с тушёнкой, но с мамой, чем апельсины — в приюте. Но если мы будем ставить вопрос о критериях в данном случае — когда семья ещё в кризисе, а когда — уже вышла — мы рискуем запутаться в формальных требованиях. Государство и его чиновники не оперируют понятиями «тепло домашнего очага» или «любовь», им ближе квадратные метры (которых может «не хватать») или наличие (отсутствие) апельсинов. Чиновник — в принципе — не в состоянии оценить неформальные, человеческие ресурсы семьи. И уж тем более, сделать, например, вывод о том, что «в тесноте, но не в обиде».

Представляется, что семье, находящейся в кризисе требуется не помощь вообще, не вытягивание её на уровень какого-то «стандарта», а вывод её на уровень, когда она уже может «плавать» сама. Как умеет — но плавать сама. Пусть ноги и руки не так двигаются, плывёт медленно и некрасиво — это её заплыв, имеет право! Вот тут довольно сложно предположить, что государственная система в состоянии, например, просто дать матери выспаться (а это — довольно частая проблема семьи — просто выгорание топлива). Чуть выспаться — и продолжить жить. Жить на том уровне, на котором семья может сама себя тащить. У кого-то — щи на воде, у кого-то — золотые унитазы: стандарта быть не может.

(В качестве ремарки. Всё вышесказанное относится к кровной семье, существующей. Когда приходят потенциальные опекуны без жилья, дохода, знаний — на одном голом «желании помочь» и «ведь лучше ребенку у меня, чем в детдоме», а лучше не одному, а трем, пяти, десяти… — вот тут я против.)

И последний аргумент против государственного социального патроната. Это — дико дорого. В реальности, сопровождение семьи — совершенно не про деньги история. Это штука про убеждения, убеждённость, доброту, и просто — не лень! Любая государственная деятельность превращается очень быстро в «человеко-часы» и «тонно-километры», в бабло. Как я уже писал выше, социальные службы в принципе рассчитаны на процесс, а не на результат (и результат не измерить, порой), и, следовательно, всегда будут работать на увеличение количества процесов, а не на результат. Ни в одной стране мира никто не может привести пример эффективности такого подхода: сопровождение семей в кризисе госслужбами — это просто сопровождение семьи от кризиса до почти неизбежного отобрания ребенка. Нет, некоторые избегают этого, поскольку соцслужбовые «процессы» всё-таки разгружают семью, и порой этого ресурса и хватает, чтобы глотнуть воздуха и плыть дальше. Но в большинстве случаев, «посещения» оканчиваются рано или поздно своевременным сигналом — и отобранием.

Я готов поспорить, но вывод для меня однозначен: государственные службы не могут обеспечить сопровождение семьи — как ресурс для выхода из кризиса. А значит, для семьи в кризисе это, как минимум, бесполезная нервотрёпка.

А значит, всё, что происходит про социальный патронат в России — не про семью, не про людей.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

О принятом в первом чтении законопроекте по поводу социального патроната рассказывает , Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ «АРКС».

Социальный патронат

Многие люди заблуждаются относительно социального патроната, веря на слово тем, кто утверждает, что социальный патронат – это система профилактики социального сиротства, что он поможет сохранить неблагополучные семьи, поправить в них положение, чтобы не изымать детей.

На самом деле, если мы посмотрим на текст самого законопроекта, то убедимся: ситуация несколько иная.

Согласно законопроекту, социальный патронат назначается в том случае, если к семье не может быть применено лишение или ограничение родительских прав. Необходимо учитывать, что ограничение или лишение родительских прав применяется сегодня как раз к семьям алкоголиков, наркоманов, развратников, а также к семьям, в которых создается угроза жизни или здоровью детей.

Таким образом, в законопроекте речь идет не о семьях, где действительно требуется вмешательство: алкоголиков, наркоманов, асоциальных личностей, а о нормальных, благополучных семьях.

Согласно законопроекту, патронат будет назначаться над теми родителями, которые «создают своими действиями или бездействием условия, препятствующие нормальному развитию и воспитанию детей». Что такое «нормальное воспитание и развитие» в законе не оговаривается и относится на усмотрение органов опеки и попечительства.

Таким образом, социальный патронат рассчитан на добросовестных родителей, которых органы опеки и попечительства по собственному усмотрению могут признать неправильно, ненормально воспитывающими своих детей. Он может коснуться любой семьи.

Это очень важный момент, который вызывает наибольшую настороженность со стороны общественности.

Органы опеки при этом могут не только признавать семью социально-опасной, давать обязательные для исполнения предписания по содержанию и воспитанию детей, по защите прав несовершеннолетних. Они также вправе в любой момент изъять ребенка из семьи на реабилитацию без решения суда или вышестоящего административного органа. Они сами приобретают статус органа государственной власти.

Более того, в законопроекте прямо указано, что «в случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родительских прав во время или после осуществления социального патроната орган опеки и попечительства ОБЯЗАН предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах».

Исходя из этих положений, мы понимаем, что этот законопроект может привести к еще более массовому разрушению семей, чем то, которое имеет место в настоящее время.

Большое лукавство этого законопроекта заключается в том, что в нем написано, как будто социальный патронат назначается исключительно на добровольной основе, только с письменного согласия родителей. Но никто не говорит о том, что если родитель не дает добровольно письменного согласия, то социальный патронат может быть назначен в принудительном порядке через суд (если не найдутся основания для лишения или ограничения родительских прав).

То есть, отказ от социального патроната повлечет за собой направление дела в суд и возможность постановки вопроса о лишении или ограничении родительских прав.

Это лишь повысит необоснованные исковые претензии к родителям.

И уж конечно, родителям нет ни малейшего смысла судиться с органами опеки и попечительства. Ведь в лучшем случае они всё равно получат социальный патронат, только принудительно, либо потеряют детей.

Уже сегодня по всей стране действует практика, когда органы опеки и попечительства сначала отбирают детей, а чтобы их вернуть, предлагают родителям подписать соглашение о сотрудничестве, угрожая в случае отказа подать иск о лишении/ограничении родительских прав.

Мало кто из родителей готов противостоять этой системе, да ещё с риском потерять детей. Но разве полученные таким путем заявления можно считать добровольным согласием?

Нужно отдельно отметить, что, согласно законопроекту, деньги из федерального бюджета, которые выделяются на его реализацию, направляются исключительно в органы опеки и попечительства для оплаты армии чиновников, которые будут надзирать за семьями. Но ни одной копейки не направляется в семьи на исправление той трудной ситуации, в которой они находятся. Согласно законопроекту вся помощь заключается лишь в предоставлении воспитательных и психологических методик и технологий, так называемой «социальной реабилитации». Понятно, что кроме обязательных предписаний, как родителям обеспечить права своих детей, ничего не последует. Говорить о том, что семьи получат какую-нибудь реальную помощь государства – заблуждение.

Мы часто можем видеть
печальные результаты социального патроната в зарубежных странах. Большое количество детей уже отобрано из семей с целью защиты «прав детей». Детей отбирают, если родители не обеспечивают выполнение требований социальных органов (опеки, ювенальных органов и т.п, в каждой стране они называются по разному). Так, недавно, в Швейцарии у кровных родителей были отобраны два брата – близнеца с формулировкой «избыточный вес детей». Сначала родителям было предписано снизить вес детей по определенной схеме. Родители длительное время жили под видеокамерами с тем, чтобы доказать, что они выполняют все предписания социальных служб. Но мальчики не похудели и были изъяты из семьи.

Сегодня те же правовые механизмы предполагается ввести и в нашем государстве. Это и есть ювенальная система западного образца.

При назначении социального патроната органы опеки и попечительства приобретают право входа в квартиры законопослушных граждан с проверками в прямое нарушение конституционных гарантий о неприкосновенности жилища.

Социальный патронат может быть назначен и по заявлению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, если он считает, что родители нарушают его права. То есть если родители куда-то не пустят ребенка, будут заставлять делать уроки, что-либо запрещать, он всегда будет иметь право пригласить органы опеки, которые дадут родителям предписание о том, как правильно воспитывать своих детей, чтобы их права были защищены.

Причем, правила эти нигде не прописаны и устанавливать их будут исключительно сотрудники органов опеки и попечительства, вероятно исходя из широких либеральных прав детей, декларируемых международными актами.

Общественность, эксперты считают, что законопроект нарушает принцип автономии семьи и невмешательства кого-либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.

По поводу этого принципа Конституционный Суд РФ в своем определении (N 875-О-О от 26.05.2011) указал, что он является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства.

То есть, данный законопроект вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и нарушает конституционное право граждан на охрану семьи.

Вы прочитали статью Социальный патронат: шаг к развалу семей . Читайте также.