Пути решения конфликтов в семье. Анализ конфликтной ситуации в семье. Конфликты в семье между детьми

К большому сожалению, конфликты в семьях сегодня являются очень актуальной темой. Но семья для многих людей – это самое ценное, что у них есть, а значит, нужно всеми силами стараться её сохранить и сделать отношения как можно крепче. По этой причине сегодняшнюю статью мы решили посвятить типичным семейным конфликтам и способам их разрешения.

Типичные семейные конфликты

Итак, время от времени практически в каждой семье возникают проблемные ситуации, обусловленные противоречивостью интересов, мотивов и потребностей. Эти ситуации, собственно, и являются конфликтными.

Семейные конфликты могут быть разными, т.е. такими, где в роли противодействующих сторон могут выступать супруги, дети, родители и дети, бабушки, дедушки, тёти, дяди и другие родственники. Однако самыми распространёнными считаются именно конфликты между супругами и конфликты между родителями и детьми – именно их и можно назвать типичными семейными конфликтами. Давайте подробно остановимся на каждом из них.

Семейные конфликты: конфликты между супругами – причины и разрешение

В большинстве случаев конфликты между супругами возникают из-за того, что не удовлетворяются их потребности. Основными причинами таких конфликтов являются:

  • Несовместимость супругов в психосексуальном плане
  • Неудовлетворённая потребность в подтверждении личной значимости и неуважение одного партнёра к чувству собственного достоинства другого
  • Неудовлетворённая потребность в получении позитивных эмоций из-за отсутствия внимания, понимания, заботы
  • Склонность одного из партнёров удовлетворять исключительно свои потребности
  • Неудовлетворённая потребность во взаимопонимании и взаимопомощи, когда дело касается таких вопросов, как отношение к родителям, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и т.п.
  • Разные желания в проведении свободного времени и различия в хобби и увлечениях

Помимо этого, выделяются и особые факторы, которые воздействуют на супружеские отношения – это кризисные периоды. Считается, что таких периодов всего четыре.

Первый период – это первый год совместной семейной жизни. Сюда относят адаптацию людей друг к другу и так называемую эволюцию чувств, когда две индивидуальности становятся единым целым.

Второй период – это период появления детей. На этом этапе отмечается ухудшение возможности карьерного и профессионального роста супругов, сокращение возможностей для независимой самореализации, не касающейся профессиональной деятельности, состояние хронической усталости жены, обусловленное уходом за ребёнком и способное привести к временному снижению либидо, а также столкновения взглядов супругов на процесс воспитания детей.

Третий период – это период среднего супружеского возраста, во время которого отмечаются, главным образом, конфликты однообразия, т.к. постоянное нахождение супругов друг с другом и получение одних и тех же впечатлений влияют на перенасыщение людей друг другом.

Четвёртый период – это заключительный период, наступающий в большинстве случаев спустя 20-25 лет совместной жизни. Его причинами является чувство одиночества, которое связано с тем, что дети покидают отчий дом, а также приближение периода старости.

Огромнейшее воздействие на появление конфликтов между супругами могут оказывать и внешние факторы, такие как постоянная занятость мужа или жены, семьи, невозможность , приобрести в собственность жильё, отправить детей в детский сад или школу и т.п. Имеют место и социальные причины, например, изменение моральных ценностей, новые взгляды на место женщины в семье, экономические кризисы и прочее, но это, конечно же, является уже второстепенным.

Разрешение конфликтов между супругами находится в зависимости от того, на какие уступки они готовы пойти друг для друга, что готовы понять и простить (вы уж простите за мем). И одним из основных условий, если супруги действительно желают разрешить конфликт, является отказ от победы в конфликтной ситуации.

Нужно понимать, что победа, если она достигнута за счёт поражения близкого и родного человека, это уже не победа. Не важно, какая вина лежит на любимом человеке, уважать его нужно всегда. Поэтому, прежде всего, нужно спросить себя о том, что является причиной конкретного поведения «второй половины» и что наибольшим образом волнует именно вас. К тому же, следует избегать одной распространённой ошибки – посвящать в свои проблемы окружающих: знакомых, друзей, соседей и даже родных. Делать этого ни в коем случае не стоит, т.к. благополучие семьи находится в руках самих супругов – это истина.

Отдельного внимания достоин и наиболее радикальный способ разрешения конфликтов между супругами – развод. Согласно мнению семейных психологов, ему могут предшествовать три этапа:

  • Эмоциональный – отчуждение партнёров друг от друга, безразличие, потеря любви и доверия
  • Физический – отдельное проживание друг от друга
  • Юридический – документальное расторжение брака

Несмотря на то, что во многих ситуациях развод способен избавить людей от неприязни, нечестности, отрицательных эмоций и других вещей, омрачавших жизнь, он может иметь и противоположные последствия – деструктивные. Это нервно-психические расстройства, депрессивные состояния, детские психологические травмы, хроническая неудовлетворённость жизнью, разочарование в противоположном поле и т.д. Поэтому для развода должны быть самые серьёзные основания, а сами супруги должны быть уверены, что это правильный шаг, который пойдёт только на пользу.

Семейные конфликты: конфликты между родителями и детьми – причины и разрешение

Конфликты между родителями и детьми – это ещё один вид типичных семейных конфликтов, возникающий ничуть не реже конфликтов между супругами. Основными причинами таких конфликтов являются:

  • Характер отношений внутри семьи. Отношения могут быть гармоничными и дисгармоничными. В гармоничной семье сохраняется баланс между психологическими ролями всех членов семейства, и формируется семейное «Мы». В дисгармоничных семьях наблюдаются конфликты между супругами, психическое напряжение, невротические расстройства и хроническое беспокойство у детей.
  • Деструктивное семейное воспитание. Оно характеризуется разногласиями супругов по вопросам воспитания, неадекватностью, непоследовательностью и противоречивостью процесса воспитания, запретами на какие-либо области детской жизни и повышенными требованиями к детям, а также осуждениями, порицаниями, наказаниями, угрозами.
  • детей. Определяются как переходные этапы от одной стадии детского воспитания к другой. Здесь можно отметить со стороны детей раздражительность, капризность, упрямство, непослушность, конфликтность с окружающими, по большей части, с родителями. Всего выделяют несколько возрастных кризисов: до 1 года, 3 года, 6-7 лет, 12-14 лет и 15-17 лет.
  • Личностный фактор. Сюда относятся как родителей, так и детей. Говоря о родителях, можно назвать консервативность и стереотипность мышления, . Если же говорить о детях, то можно выделить низкую успеваемость, поведенческие нарушения, невнимание к словам родителей, эгоизм, самоуверенность, высокомерие.

Можно смело сказать, что конфликты между родителями и детьми представляют собой результат неправильного поведения и тех и других. Согласно этому, разрешать такие конфликты можно следующими способами.

Во-первых, необходимо повышать педагогическую культуру родителей, что позволит брать во внимание психологические особенности и психоэмоциональные состояния детей, обусловленные возрастом.

Во-вторых, организовываться семьи должны на коллективных идеях. Нужно находить и определять общие перспективы развития, обязанности в семье, семейные традиции, хобби и увлечения.

В-третьих, словесные требования непременно должны быть подкреплены действиями и воспитательными мерами, чтобы родители всегда были авторитетом и примером, на который необходимо равняться.

В-четвёртых, требуется всеми возможными способами проявлять интерес к внутреннему миру детей, принимать участие в их увлечениях, заботах и проблемах, а также взращивать духовное начало.

Подытожить всё нами сказанное можно следующим.

Чтобы в семье не было конфликтов, нужно уважать не только себя, но и близких людей, не накапливать обид и впускать в свою жизнь как можно меньше негатива. Делать замечания следует мягко и тактично, а возникающие проблемы решать сообща (детей, если они их не касаются, в них не посвящать).

Относиться к себе и членам семьи следует адекватно. Помните, что вы можете быть правы далеко не всегда. Стремитесь к доверию и взаимопониманию, будьте внимательны и отзывчивы. Ищите точки соприкосновения, вместе проводите досуг и отдыхайте, занимайтесь семейным творчеством и, главное, не позволяйте давлению серых будней закрасить в тёмные тона самое главное в вашей жизни – любовь и добрые отношения с близкими людьми.

Совет да любовь, как говорится!

НОУ ВПО Московский институт права

По дисциплине

«Русский язык и культура речи»

«Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения»

Выполнила

студентка заочного отделения

юридического факультета

группы 07Ю1011-3КЛ

Ю.В. Никитина

Руководитель

Н. И. Романова

Москва 2011г.

Введение

Говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка,- значит говорить и писать правильно. Знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи. Культура речи является частью общей культуры человека. Культура речи - это не только правильность речи, но и умение выбирать самые точные и нужные языковые средства для выражения мысли. Качество, точность и четкость выражения мысли свидетельствуют о степени профессиональной подготовки и о богатстве общей культуры человека.

В конфликтной ситуации любому человеку труднее всего сохранить свое культурное лицо и не утерять благородство и чистоту речи. Грамотный и культурный человек просто обязан иметь, хотя бы, общие представления о структуре конфликтных ситуаций и способах их решения.

Так как конфликты возникают во всех отраслях нашей жизни и спектр их очень широк, существует направление психологии - конфликтология. Этот раздел психологии занимается изучением различных конфликтных ситуаций ищет проблемы решения, пути выхода из этих ситуаций, изучает процесс от начала и до конца для того чтоб выяснить как нужно поступать в том или ином месте конфликта, как направить ситуацию в нужное русло с максимальной пользой и выгодой.

Поэтому в своей работе мы рассмотрим различные конфликтные ситуации между родителями и детьми и предложим способы их урегулирования.

Глава 1: Суть конфликта

Гражданская жизнь не может существовать без конфликтов, идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и коллективов. Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как не нормальное явление: сбой в работе, препятствие достижению цели. Негативное восприятие конфликта полностью обоснованное так, как конфликт несет в себе огромную разрушительную силу. Но и с другой стороны отсутствие конфликтов свидетельствует о застое, об отсутствии развития.

Конфликты - это до конца неизученный объект познания, который по своей сути является неисчерпаемым. В повседневной жизни слово "конфликт" используется к большому количеству явлений от вооруженных столкновений до семейных ссор. Человеческая жизнь спорная, в ней каждый день каждый индивид по-разному самоутверждается и самоопределяется в процессе конфликтного взаимодействия. Полностью избежать конфликтов и их последствий невозможно, поэтому и возникает потребность ознакомиться с их сущностью, динамикой, опытом решения, прогнозирования и предостережения.

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством за наличие противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесения взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта есть стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон-конфликтеров.

Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости и т.д.). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта.

Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

Позиции сторон-конфликтеров - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Пример: Распределение любого ресурса (льгот). Если разработаны такие правила этого распределения, с которыми согласны все участники, то не возникнет ни проблемы, ни самого конфликта. Если правил нет, или с ними не согласен хотя бы один из участников, то возникает проблема, как именно распределять. Если эту проблему не решено, разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений во время распределения.

Конфликт возникает только там, где два или более субъектов не только осознают различие интересов, но и активно противодействуют друг другу.

Объективно налицо несовпадение целей и интересов, взятая сама по себе, так же, как и осознание такой противоположности, отдельными индивидами (или группами), еще не создают реальных условий для развертывания конфликта. Предпосылкой для развертывания конфликта является создание в социальной системе (производственном коллективе, семье и т.д.) перерастания потенциала напряженности в реальную, т.е. открыто проявленную напряженность, который материализуется в социальных ожиданиях, позициях индивидов (или групп), в их конкретных социальных действиях, означает, что сформировался субъект конфликтной действия, способен инициировать конфликтную ситуацию.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий очень часто приводят к спорной ситуации. Если сложившаяся ситуация представляет препятствие для достижения поставленной цели хотя бы одного из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, однако далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту.

Для перерастания имеющегося противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие со стороны одного из участников достижению целей его оппонентом (даже если это субъективное, далекое от реальности, восприятия одним из участников); превышение уровня личной или групповой терпимости и имеющей препятствия хотя бы у одной из сторон. Конфликтная ситуация обязательно предусматривает противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед будущим сокращением штатов, определения кандидатуры на престижное повышения квалификации.

Конфликтная ситуация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимыми являются внешнее воздействие, толчок или инцидент. Инцидент (повод) характеризует активизацию действия одной из сторон, что задевает, пусть даже непреднамеренно, интересы другой стороны. Как инцидент могут выступать и действия третьей стороны. Например: высказывания коллеги, когда у вас произошла сложная беседа с руководством.

Инцидент может возникнуть случайно, независимо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции) или как результат неграмотной взаимодействия (без учета психологических особенностей другой стороны).

Конфликтные ситуации, которые существуют в значительном количестве, переходят в конфликт лишь в случае нарушения баланса интересов участников взаимодействия и при определенных условиях.

Глава 2: Конфликтные ситуации между детьми и родителями

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать.

Для начала рассмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.

Возьмем один из типичных примеров: Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын - заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча: «он ждал его еще дольше!».

Другой пример: Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев, т.е. при таком столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих и у родителя, и у ребенка.

Что же делать в таких случаях? Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошее, но никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся.

Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир. И так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «выигрывает один». Посмотрим, как это случается в жизни.

Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». К примеру, в случае конфликта у телевизора, мама в раздражении может сказать:

Ничего, подождешь со своим футболом. Попробуй только переключить еще раз!

А во второй ситуации с хлебом, слова мамы могут звучать так:

А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!

Что на это отвечают дети? Напомним, что они тоже эмоционально заряжены, а во фразах мамы звучат приказы, обвинения, угрозы. От этого уровень эмоционального напряжения, скорее всего, еще больше поднимется.

Это твое дурацкое кино!

Нет, не пойду! Не пойду - и все, и ничего ты мне не сделаешь!

Родители, склонные использовать такой способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они, как бы, возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако, если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но, едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и отвержение.

В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.

Каков же путь благополучного выхода из конфликта? Оказывается, можно повести дело так, что ни одна сторона не проиграет, больше того можно сказать, что обе стороны выиграют. Рассмотрим этот способ более подробно. Он основывается на двух навыках общения:

.«активное слушание» - активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство (например: дочь капризничает: «Не буду я носить эту уродскую шапку!» Мама «активно слушает»: «Тебе она очень не нравится»). Этот способ не оставляет ребенка «наедине с его переживанием», показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

.«я-сообщение»- это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении (например: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей» или «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь»).

Итак, каков же конструктивный способ решения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок»? Сам метод предполагает несколько последовательных шагов и этапов. Сначала перечислим их, а потом разберем каждый в отдельности.

Прояснение конфликтной ситуации.

Сбор предложений.

Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

Детализация решения.

Выполнение решения; проверка.

.Прояснение конфликтной ситуации

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно, что он хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делается это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения»:

Мама: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло.

Мама: У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное слушание).

Дочь: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать…

Мама: Тебе нельзя опаздывать…(активное слушание). А у меня такое затруднительное положение… Гости вот-вот придут, а хлеба нет! («Я-сообщение») Как же нам быть? (Переход ко второму шагу.)

Начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедился, что мы слышим его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит нашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямствам», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. И тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку.

Выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о переживании родителя, чем родителю - о его. Стоит проследить, чтобы высказывание имело форму «Я-сообщения», а не «Ты-сообщения». (Например: «Мне трудно идти так быстро», вместо: «Ты меня совсем загнал».)

Послать в конфликтной ситуации точное «Я-сообщение» важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка. Ведь очень часто родители прибегают к запретам не задумываясь: «Нельзя и все!». А если ребенок начинает интересоваться, почему нельзя, то добавляют: «Мы не должны перед тобой отчитываться». А если попытаться отчитаться, по крайней мере, перед собой? Тогда может оказаться, что за этим «нельзя» не стоит ничего большего, кроме желания утвердить свою власть или поддержать свой родительский авторитет. Итак, подходим ко второму шагу.

.Сбор предложений

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются.

Пример из жизни:

«Возвратясь с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях.

Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим.

Как быть?

Мама решила применить конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации. Внимательно выслушав ребят и поделившись своими опасениями, она спросила: «Как же нам быть?». Ребята предложили несколько вариантов:

Попросить у родителей Миши разрешения посмотреть передачу у него.

Посмотреть передачу вместе, а потом Мише идти домой.

Маме с Петей поменяться комнатами: тогда ребята смогут, не мешая ей, посмотреть передачу.

Поиграть вместе до 11 часов и потом лечь спать; Миша остается в гостях.

Предложения мамы были такие:

Ребята играют до 10 часов и потом все ложатся спать.

Ребята идут ночевать к Мише.

Каждый ночует у себя дома.

Ребята ложатся спать в 10 часов, но мама разрешает им почитать.

Стоит заметить, что некоторые предложения детей (например, второе) с самого начала могли показаться маме неподходящими, однако она устояла перед искушением сразу сказать об этом.

Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

.Третий шаг. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

В примере с мальчиками и мамой этот этап проходил так:

Родители Миши оказались против, и предложение отпало само собой.

Не годится, так как мама оказывается в проигрыше.

Маме не очень удобно: она привыкла спать на своем месте. Кроме того, она обычно читает на ночь, а в Петиной комнате нет ночника; от верхнего света у нее разболится голова. Попутно Петя замечает Мише, что, сидя поздно у телевизора, он «опять заснет».

Мама не возражает. Петя развивает идею: «Давай возьмем с собой в комнату приемник и конструктор». Миша: «Построим гараж и сверх скоростную дорогу. Наушники берем?».

Не устраивает ребят.

Миша звонит родителям, чтобы посоветоваться, но его мама не разрешает ложиться поздно.

Ребят не устраивает: «Хотим быть вместе».

Ребята: «Можно, конечно, но лучше бы не читать, а поиграть в Петиной комнате».

В конечном итоге выбирается предложение 4.

Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек - как было и в этом случае - то лучшим считается то, которое принимается единодушно.

Заметим, что это была первая попытка мамы применить конструктивный способ разрешения конфликтов, и она это сделала довольно успешно.

Не будем судить о правильности этого решения: важно, что оно показалось и маме, и ребятам в той ситуации вполне приемлемым. Для нас же гораздо важнее обратить внимание на процесс, который вел к этому решению, выделить в нем несколько положительных моментов.

Во - первых, мы видим, что каждый участник оказался выслушан. Во - вторых, каждый вник в положение другого. В - третьих, между «сторонами» не возникло ни раздражения, ни обиды; напротив, сохранилась атмосфера дружеских отношений. В - четвертых, ребятам представилась возможность осознать свои истинные желания, например, оказалось, что им важно не столько смотреть телевизор, сколько провести вечер вместе. Наконец, последнее: ребята получили прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.

Практика родителей показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для ребят привычным делом.

.Четвертый шаг: детализация принятого решения

Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться.

Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

.Пятый шаг: выполнение решения, проверка.

Возьмем такой пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению.

Предположим, на старшего сына пришлись такие обязанности: выносить мусор, мыть по вечерам посуду, покупать хлеб и отводить младшего брата в сад. Если раньше мальчик не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны срывы.

Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?». Лучше; если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что - то не учли, или нужна какая - то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение.

Замечу, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.

конфликт ситуация родители дети

Заключение

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина - неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого,

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. А последствия - это «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» взрослые с их «комплексами», «забитые» и «несчастные»…

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов- гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

Еще одна очень важной закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его, как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», - говорит папа, не замечая, что вырос - то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.

Другая часть родителей, более или менее, осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.

Даже покупая стиральную машину человек читает к ней инструкцию, но рожая на свет ребенка, не каждый родитель пытается найти к нем «инструкцию». Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

Воспитание культурного, образованного и психически и физически здорового поколения - наш долг перед обществом.

Список использованной литературы

Ю.Б. Гиппенрайтер (профессор МГУ). Общаться с ребенком как? М., 2005

В.И. Максимова. Русский язык и культура речи. М., 2007

Т.А. Флоренская. Диалоги о воспитании и здоровье. М., 2001.

Важнейшая составляющая брака – умение общаться друг с другом. В процессе общения между супругами возникает связь, которая помогает нейтрализовать напряжение. Тем не менее, семейный конфликт – типичная ситуация независимо от того, сколько времени пара находится в браке. Во многих семьях супруги привыкли вымещать раздражение на второй половинке, ответная реакция на такое поведение – злость. Подобные ситуации привносят в семейную хаос и беспорядок, чтобы избежать ссор и укрепить брак, необходимо освоить искусство коммуникации. В этом поможет и психотерапия семейных конфликтов.

Какие бывают разногласия в семье

Типология семейных конфликтов выделяет два вида ссор.

  • Конструктивные – особенности семейных конфликтов данного типа в том, что примирение приносит чувство удовлетворения и облегчения двум партнерам. Супруги находят компромиссное решение, которое удовлетворит интересы двух сторон.
  • Деструктивные – особенности семейных конфликтов этой группы в продолжительности и отсутствии решения проблемной ситуации. Зачастую семьи, где возникают деструктивные ссоры происходят и разводы.

Почему происходят семейные ссоры

Бытовые конфликты неизбежны в каждой семье, ведь нет совершенных людей, следовательно, нет . Более того, в психологии существует мнение, что разногласия в семье не вредят , а укрепляют их, но при условии, что супруги способны решить конфликт и больше к нему не возвращаться. О психологии семейных отношений подробно читайте в статье.

Это важно! Любые противоречия между супругами порождают ссору. Важно сосредоточить усилия на изучении методов решения конфликтных ситуаций и профилактики ссор.

Причины семейных конфликтов, как правило, банальные и повторяются в каждой семье. Каковы же главные из них? Вот основные причины, по которым возникают ссоры.

  1. Обоюдное неуважение, пренебрежительное отношение друг к другу, недоверие и ревность.
  2. Сексуальная неудовлетворенность и отсутствие нежности в отношениях – популярная причина, которую выделяет наука конфликтология.
  3. Часто ссоры возникают на фоне несправедливого распределения домашних обязанностей. Они возникают, как бытовые конфликты.
  4. Неумение проводить совместно досуг, развлекаться и отдыхать.

Сам факт объединения двух людей в семью – это проблема, конфликтная ситуация. Ведь у каждого человека до брака была своя личная жизнь, опыт, взгляды. На этапе ухаживания два человека настолько увлечены эмоциями и чувствами, что не замечают конфликтных ситуаций. После свадьбы супруги пытаются объединить в единое целое две отдельные жизни и вот на этом этапе чаще всего возникают бытовые конфликты даже и разводы.

Что делать, чтобы не ссориться

Методика разрешения семейных конфликтов обладает высокой эффективностью. По сути, способы решения ссор – это профилактика семейных конфликтов.

1. Проявляйте интерес друг к другу.

Как правило, семейные ссоры и супружеские конфликты возникают из-за того, что между людьми нет связи. Важно научиться откладывать повседневные дела и уделять друг другу время.

Профилактика семейных конфликтов предполагает ежедневные разговоры супругов, спрашивайте друг у друга – как прошел день, интересуйтесь настроением, делами. Принимайте участие в беседе, сочувствуйте, проявляйте эмоции.

Чаще всего семейные конфликты и ссоры бывают в молодых семьях. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, с первого дня знакомства старайтесь узнавать друг друга, задавайте вопросы, интересуйтесь партнером. Важно узнать слабые стороны человека, чтобы понимать – .

Это важно! На вопрос – как избежать семейных конфликтов – психологи отвечают – потрудитесь понять свою вторую половинку и это значительно сократит вероятность проявления агрессии.

2. Слушайте и услышьте.

Семейные конфликты и ссоры являются следствие того, что люди не умеют слышать друг друга.

Научитесь вечером уделять друг другу время, расспрашивайте , интересуйтесь заботами. Постарайтесь не вываливать на супруга собственные проблемы, это приведет к тому, что человек замкнется.

Это важно! Если ссора началась, приложите максимум усилий, чтобы выслушать оппонента и понять суть претензий. Покажите, что хотите найти решение конфликтной ситуации. Всегда давайте возможность супругу высказать свою точку зрения.

3. Поставьте себя на место партнера.

Диагностическая психология предлагает эффективный способ решения конфликтной ситуации – поставьте себя на место супруга. Зачастую партнер видит причину ссоры и воспринимает ситуацию совсем по-другому. Достаточно постараться понять чувства и эмоции другого человека и атмосфера в семье станет более спокойной.

Это важно! По мнению психологов, это лучшая профилактическая мера, направленная на предупреждение и разрешение семейных конфликтов.

4. Не критикуйте и не вспоминайте прошлое.

Как правило, семейные конфликты и разногласия возникают, когда один из супругов постоянно критикует. никогда не начинать разговор с обвинений, ведь каждое острое слово вернется к обвинителю.

Это важно! Психология и психотерапия семейных конфликтов не исключает элемент критики в семейных отношениях, но важно уметь критиковать. Основное правило – критика не должна оскорблять, а должна мотивировать, критикуя, обязательно похвалите партнера. Начните с похвалы, а затем укажите партнеру на то, что не нравится.

5. Дышите.

Как избежать семейных конфликтов? Ответ прост – когда хочется сказать что-то колкое и острое, несколько минут глубоко подышите. Для чего? С одной стороны это успокаивает, а с другой – удержит от слов, сказанных под влиянием эмоций. Если выяснить отношения хочется немедленно, возьмите лист бумаги и запишите претензии. Такие письменные сообщения помогают сдержать негативные эмоции и взглянуть на ситуацию со стороны.

Это важно! Никогда не ругайтесь под влиянием эмоций, подождите, пока улягутся, и только после этого спокойно поговорите.

6. Признавайте ошибки и прощайте.

Будьте готовы не только выслушать точку зрения оппонента, но и признать, что она правильная. Иногда для успешного и положительного исхода ссоры достаточно признать свою вину. В этом случае супруг оценит мужество и честность партнера и первым .

Это важно! Предупреждение и разрешение семейных конфликтов заключается в умении супругов искренне прощать друг друга. Накапливая обиды, человек подвергает себя сильному психологическому стрессу, поэтому прощайте друг друга и живите в мире и спокойствии.

7. Идите на компромисс.

Каждый аргумент, приведенный человеком в пользу своей правоты, это шаг в сторону развода. Нельзя любой ценой стараться одержать победу в споре, лучше и эффективнее – совместно найти компромисс, который устроит обе стороны.

Это важно! Улыбнитесь – искренняя, приветливая улыбка способна погасить самую серьезную ссору. Этим человек показывает, что он настроен доброжелательно и позитивно.

Как не допустить семейной ссоры

Семейные конфликты и пути их разрешения — предмет изучения диагностической психологии – науки о выявлении причин
и поиске методов их разрешения. Однако даже конструктивный спор лучше предотвратить, чем пытаться разрешить.

Итак, профилактика конфликтов и способы их решения заключаются в следующем.

  1. Не опускайтесь до оскорблений.
  2. Сохраняйте спокойствие. Если вы действительно любите человека, напомните себе об этом в тот момент, когда хочется вспылить.
  3. Эмоциональные семейные конфликты можно предупредить и разрешить способом уединения. Если вы понимаете, что ситуация зашла в тупик и решения нет, на несколько часов разойдитесь по разным комнатам.
  4. Говорите по одному и не перебивайте друг друга. При этом сохраняйте спокойствие.
  5. Придумайте «стоп-сигнал» — фразу, которая будет останавливать слишком бурные ссоры. Как только ситуация становится критической, нужно произнести стоп-сигнал и минуту помолчать. Этого вполне достаточно, чтобы успокоиться.
  6. После каждой ссоры анализируйте причину – почему она возникла. Если вы не правы, признайте это. Сложнее всего уладить ценностные разногласия.
  7. Интимная близость – прекрасный способ не только решить конфликтную ситуацию, но и не допустить ее.
  8. Ходите в гости, с другими семьями. Социальная атмосфера позволит снять напряжение и расслабиться.

По типологии семейных конфликтов ссоры бывают разные, но, как правило, решение одно – научиться уважать и слушать друг друга.

На видео представлены способы решения конфликтов и типичные ошибки супругов.

Мария Романцова

Тему семейных конфликтов раскрывает Мария Романцова, семейный психолог и гештальт-терапевт.

Конфликты в семье возникают по самым разным причинам - от маленьких бытовых мелочей до серьезных разногласий. И проявления у них бывают тоже самые разные - от громких криков до длительного молчания.

Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Если они есть - значит, люди небезразличны друг к другу, а отношения развиваются. Чтобы понять, как правильно выходить из конфликтов, нужно знать, какие у них причины и как они развиваются.

Конфликт всегда имеет причину

У каждой конфликтной ситуации есть смысл и причина возникновения. Именно эту информацию важно понять и разрешить.

Как правило, конфликты возникают из-за чьей-то неудовлетворенной потребности.

Неважно, какая это потребность - эмоциональная, физиологическая, личностная. Важно, что неудовлетворенная потребность вызывает сильное напряжение, а удовлетворение испытать не получается. Долго жить в напряжении ни один человек не может - вот и начинает искать выход.

Пример из практики. У ребенка 8 лет была сильная пищевая аллергия, поэтому родители старались строго контролировать питание и покупали только подходящие продукты. Однажды мама с ребенком пошли в магазин.

Пока женщина ходила и выбирала, что купить на обед, ребенок подбежал к стеллажам у кассы, схватил шоколадное яйцо и съел.

Его заметил охранник, вызвал администратора магазина. По громкой связи маму пригласили в кабинет администратора и заставили написать объяснительную. Ситуация казалась женщине нелепой и постыдной, вроде с сыном проводили воспитательные беседы, что чужое брать нельзя. Выйдя из магазина, она сильно отругала мальчика. Мама постаралась передать ребенку свое переживание, но результата не добилась. В следующий раз он опять украл яйцо, только положил его в карман куртки незаметно, мама только фантик обнаружила.

Данная ситуация ярко иллюстрирует наличие потребности у ребенка. Каждому малышу хочется радости вне зависимости от условий, а тут в школе все приносят шоколадные конфеты на день рождения, покупают булочки с шоколадом в буфете, а ему - нельзя. Как это все терпеть и не мучиться от желания съесть вкусное, но запретное?

Но как же удовлетворить потребность ребенка, чтобы и он радовался, и родители были спокойны?

Даже взрослые, которые сидят на строгих диетах, испытывают сильные искушения, а что говорить о детях, которые не отличаются высоким уровнем самоконтроля.

В конфликте всегда есть противоположные стороны

Противоположные стороны - это участники конфликта: мама, папа, бабушка, дедушка, дети и тому подобное. У каждой стороны есть свои потребности и свой взгляд на ситуацию.

Недостаточная информация для принятия решений - еще одна причина конфликта.

Ведь часто различия во взглядах не обсуждаются до тех пор, пока не всплывут в какой-либо конфликтной ситуации. Умалчивание важной информации часто происходит не специально. Просто невозможно всегда всем обо всем рассказывать или всем интересоваться.

Избыточная откровенность также может вызывать конфликты.

В нашем примере потребности ребенка сильно подавлялись, никакой замены не предложили, только наложили запрет.

Как протекает конфликт

Еще одной характеристикой конфликта является внезапность возникновения. Неосторожно сказанное слово, неподходящая интонация, например, с утра пораньше или поздно вечером, и понеслось...

Если уж конфликт разгорелся, то люди чаще всего думают о том, как отстоять свою правоту, позицию, чувство собственного достоинства, поэтому в ход идет весь арсенал защитного поведения.

Непродуктивное развитие конфликта приводит ситуацию к печальному финалу - все обижены на всех, а проблема не решена.

Пример из практики. Снова обратимся к семье с ребенком с пищевой аллергией, о которой мы рассказывали выше. Мама пожаловалась на поведение сына мужу, разговор супругов услышала бабушка, которая тут же подлила масла в огонь и обвинила родителей в нерадивости, встав на защиту ребенка. Невестка почувствовала себя оскорбленной и начала активно нападать на свекровь в ответ, указывая ей на недостатки в воспитании сына. Муж, услышав, что жена им недовольна, просто ушел из комнаты с сыном и на две недели прервал любые контакты с женой. Ситуация зашла в тупик. Все оказались обиженными, расстроенными и проблему не решили.

У процесса конфликта есть свои стадии, которые различаются от ситуации к ситуации:

Первая стадия - возникновение проблемы и напряжение : хочется сладкого, но нельзя - напряжение, разрядка - воровство и поедание сладкого тут же у кассы.

Вторая стадия - столкновение и нарастание конфликта : мама отругала ребенка, пожаловалась мужу, свекровь «включилась» в проблему. Из ситуации понятно, что свекровь с невесткой уже находились в напряженных отношениях и до инцидента в магазине, а поводом для «нападения» послужил разговор между супругами. Иногда конфликты имеют тенденцию «наслаиваться» друг на друга и усиливаться. Однако в данном примере сложные отношения между свекровью и невесткой имеют второстепенное значение - ведь во внимании нуждается ребенок и в первую очередь необходимо решить его проблему.

Третья стадия - результат : все обижены и разобщены.

Результат конфликта

Если в процессе выяснения отношений упущена причина возникновения конфликта, то его результат вряд ли будет предсказуемым.

Именно из-за удручающих последствий конфликтов люди начинают думать, что конфликты и ссоры - неизбежное и беспредметное зло. В результате мама пришла к психологу, потому что испугалась, что постоянные конфликты в семье окончательно закрепят нежелательное поведение ребенка.

Как выходить из конфликта

Нужно выделить первостепенную причину и начать с нее. А все второстепенные детали отмести.

В примере, который мы разбираем, решением проблемы может быть поиск способа удовлетворения детской потребности.

Если ребенка только наказать за проступок, но не придумать компенсации, то очень скоро родители получат обратный эффект.

Ребенок только и будет делать, что нарушать запреты, потому что он уже наказан - всем можно есть шоколад, а ему нельзя. Где справедливость? Ведь он не виноват в том, что у него аллергия.

Самое сложное: нельзя поддаваться на провокации. Многие люди крайне эмоционально реагируют на сложности и ищут виноватых, даже если их нет.

В нашем примере родители даже подумать не могли, что умный и послушный мальчик способен так отреагировать - дважды украсть, а бабушка уже поспешила всех в этом обвинить.

В этот момент можно было бы поступить разными способами. Например, родители могли сказать бабушке, что никто не мог предположить подобного поведения ребенка и они очень рады, что бабушка так любит внука и волнуется за него. Поэтому они обязательно решат проблему самым достойным образом: и поведение исправят, и найдут способ утешить ребенка.

Конфликты в семье, как и в любовных отношениях, являются естественными. Причиной многих конфликтов в семейной жизни становится желание каждого супруга побудить остальных членов семьи жить по его правилам. И действительно, ведь так удобно, когда другие люди соглашаются действовать так, как комфортно человеку. Однако окружающие не обязаны подчиняться, вот почему наука вынуждена искать способы разрешения споров, часто возникающих внутри семьи.

Нужно спокойно относиться к ссорам, которые возникают между супругами:

  1. Во-первых, они являются нормальными. Два человека обладают каждый своим взглядом, мнением, желаниями, что не всегда совпадает с другой точкой зрения.
  2. Во-вторых, супруги должны общаться между собой, чтобы о чем-то договориться, прийти к какому-то компромиссу.

Проблема заключается не в том, в чем супруги не сошлись во мнениях, а в том, что они не пытаются договориться. Разность мнений и несогласованность желаний на самом деле быстро устранимое явление. Проблема возникает всегда там, где люди не желают услышать друг друга, переходят на крики и оскорбления, затягивают, а не решают .

Неумение человека держать эмоции под контролем часто является показателем незрелой души и несчастливого образа жизни. Человек возмущен, чего-то боится, недоволен, капризничает и желает, чтобы все преподносилось к его ногам. Это вызывает некое напряжение внутри индивида, не позволяя ему чувствовать спокойствие в любой ситуации. И если вы нервничаете при любой ситуации, даже при мелочной ссоре, то вам следует задуматься не только над проблемой общения с другими людьми, но и над тем, почему вы чувствуете себя раздраженно и беспокойно по отношению к миру.

Не ссорьтесь, а говорите спокойно. Взрослые, уверенные в себе люди всегда сохраняют спокойствие. Это позволяет им не только слушать собеседников, которые тоже хотят быть услышанными, но и успокоить их, потому что если вы не переходите на крик, то и ваш собеседник вскоре перестает кричать. Говорите спокойно, высказывайте свое мнение, но не навязывайте его. Понимайте, что вас никто ничего не заставит делать без вашего желания. Будьте спокойны: у вас ничего не смогут отобрать и не заставят делать то, чего вы не хотите.

Не ссорьтесь, а говорите спокойно! Это полезно вам самим. Вы не нервничаете, не переживаете. Вы понимаете, что возникла некая проблема, которую нужно решить, но от этого ничего не лишаетесь и не становитесь плохим человеком. Спокойное состояние и трезвость взгляда поможет вам увидеть проблему в корне и быстро ее решить.

Сохраняйте спокойствие во время спорной ситуации, и тогда ваш собеседник тоже сможет сохранить свое спокойствие, ведь вы на него не нападаете. Это также посодействует быстрому решению вопроса, поскольку и вы, и ваш оппонент будете слушать друг друга, анализировать и пытаться найти выход из ситуации.

Что такое конфликты в семье?

Сайт психологической помощи сайт считает конфликтами в семье естественный процесс, когда два человека сталкиваются мнениями или желаниями, в результате чего желают найти единое направление. Можно даже сказать, что ссоры указывают на единство супругов, несмотря на то, что в момент конфликта они спорят.

  • Во-первых, если супруги ссорятся, значит, им есть, что делить. А делят люди не всегда общее имущество, а еще и свободу, личную территорию, детей и пр. Другими словами, супруги ссорятся лишь тогда, когда предмет спора им важен. Более того, конфликт возникает тогда, когда человек не желает ссориться с противоположной стороной. Такой парадокс: люди ссорятся, потому что не хотят обидеть друг друга, при этом не ущемить себя.
  • Во-вторых, ссора говорит о том, что супруги пока еще движутся по одному пути. Конфликт – это отсутствие того пути, по которому готовы идти два человека. Именно в момент спора они пытаются его найти. Это говорит о том, что люди хотят идти дальше вместе, поэтому они так яростно пытаются заставить друг друга делать то, что пока им кажется самым лучшим вариантом.

Психологи считают нормальными ссоры в семье. Ненормально уже то, что из-за конфликтов супруги начинают ненавидеть друг друга и тем более разводиться. Вот почему очень важным становится вопрос, как разрешать конфликты в семье, которые всегда будут возникать.

Конфликт в семье – это один из способов взаимодействия между супругами и даже детьми. У данного процесса есть и положительная сторона: ссора побуждает отношения развиваться, преобразовываться, идти в каком-то направлении. Порой люди ссорятся, поскольку только так их что-то объединяет. У каждой семьи свои причуды, которые имеют право быть, если супругов это объединяет.

Естественно, когда люди ссорятся, особенно если этими людьми являются супруги и любящие партнеры. Глупо надеяться на то, что в ваших отношениях никогда не будет ссор, поскольку нет в мире двух одинаковых людей. Какими бы близкими и любимыми вы ни были, всегда найдутся вопросы, в которых ваше мнение не будет совпадать с мнением вашего партнера. И об этом необходимо помнить, чтобы не удивляться тому, почему в ваших идеальных отношениях разразился скандал.

Как обычно люди решают спорные вопросы? Кричат, критикуют, осуждают, скандалят, даже бьют посуду и прибегают . Ни для кого не секрет, что подобные методы решения проблем лишь оставляют шрамы в отношениях влюбленных. Однако люди все кричат и кричат, когда не могут сойтись в каких-то понятиях. Но следует помнить одну истину: тот, кто кричит, не может быть услышан! Вот почему после ссор и криков проблема не решается, пока партнеры не начнут общаться друг с другом спокойным тоном.

Любые отношения, где партнеры хотят укрепить узы и любовь, нуждаются в умении партнеров мирно ссориться. Под таким видом ссоры понимается, что вы улаживаете конфликтную ситуацию наиболее выгодным для обеих сторон способом, проявляя при этом уважение друг к другу. Вы не отказываетесь от того, что важно вам, но при этом принимаете то, что важно вашему любимому человеку.

Обычно супруги ссорятся потому, что хотят доказать правоту своего мнения и не желают слышать, что можно решить вопрос как-то иначе. Однако то же самое пытается сделать и оппонент. Так, как в таком случае можно решить вопрос, если ни одна из сторон не слышит другую, а пытается внедрить в сознание оппонента только свою точку зрения? В мирной ссоре важен принцип, когда вы уважаете разницу ваших с партнером мнений. Вы понимаете, что ваш любимый человек думает не так, как вы, однако вы уважаете и свою, и его точку зрения.

Мирная ссора в семье предполагает:

  • что партнеры умеют обсуждать различия друг в друге с уважением;
  • что партнеры позволяют друг другу иметь свое мнение и свои особенности, которые не присущи второй стороне;
  • что партнеры достойны уважения, несмотря на то, что их мнение кажется ошибочным и неправильным.

Нет двух одинаковых людей. Поэтому ваше мнение может быть таким же правильным или неправильным, как мнение другого человека. Научитесь уважать разницу своей и чужой точки зрения. Стремитесь не заставить другого человека думать так же, как вы, а найти решение проблемы, из-за которой начался спор, чтобы оно устраивало и вас, и вашего любимого партнера.

Почему возникают семейные конфликты?

Причин для возникновения семейного конфликта существует большое количество, ведь брак предполагает не только ведение совместного хозяйства и рождение детей, но и стремление реализовать свои желания, удовлетворять потребности, жить счастливо. Мужчина и женщина продолжают оставаться людьми, которые хотят еще и свою жизнь усовершенствовать за счет создания брака.

Однако конфликты возникают, когда у супругов происходит столкновение противоположных или не совпадающих взглядов, желаний, интересов, потребностей и пр. Частыми причинами для ссор между супругами являются:

  • Пьянство одного из супругов.
  • Разность взглядов на ведение семейной жизни.
  • Супружеские измены.
  • Эгоизм супругов.
  • Чрезмерная ревность.
  • Неуважение партнеров.
  • Неудовлетворенные потребности.
  • Неучастие одного из супругов в воспитании детей или ведении быта.

Конечно, в каждой семье есть свои причины для возникновения конфликтов. И нередко этих причин присутствует несколько. Таким образом, все конфликты делят на:

  1. Созидательные – когда партнеры готовы терпеть, находить компромиссы, договариваться, вести диалоги конструктивно. Это требует сознательного подхода к процессу, готовность отказываться от чего-то малого ради достижения прогресса в отношениях. Такие союзы только укрепляются за счет общих усилий обоих партнеров.
  2. Разрушающие – когда в конфликте каждый не желает слушать желания и интересы другой стороны, настаивает только на своем варианте решения проблемы. В результате таких споров теряется уважение супругов друг к другу. Общение между ними становится вынужденным. Нередко партнеры начинают действовать назло друг другу. Результатом нередко становится развод, в котором каждый обвиняет только противоположную сторону, игнорируя те действия, которые были совершены лично.

Таким образом, можно выделить такие причины семейных конфликтов:

  • Желание каждого человека реализовать только свои желания и потребности в семейной жизни.
  • Желание самоутвердиться и самореализоваться.
  • Неумение вести конструктивные диалоги с родственниками, близкими, детьми, друзьями.
  • Нежелание человека участвовать в ведении совместного хозяйства, быта.
  • Чрезмерные материальные потребности у супруга(-ов) при отсутствии возможности зарабатывать большие деньги.
  • Несовпадение мнений в отношении воспитания совместных детей.
  • Безучастность в воспитании детей.
  • Разность взглядов на роли мужа/жены, матери/отца, главы семьи и т. д.
  • Неосновательные ожидания партнеров.
  • Разность темпераментов.
  • Нежелание понимать другого, что приводит к отсутствию конструктивного диалога.
  • Чрезмерная ревность, наличие измен, пренебрежение интимными отношениями.
  • Бытовая неустроенность.
  • Наличие вредных привычек или последствий, связанных с ними.
  • Материальное неблагополучие.
  • Различие в материальных, духовных, семейных ценностях.

Конфликты в молодой семье

Конфликты часто зарождаются на первом году существования молодой семьи. Чтобы их устранить, партнеры должны обладать готовностью:

  1. Нравственно-социальной. Здесь важными становятся образованность партнеров, возраст, социальный уровень жизни. Так, благоприятным возрастом для вступления в брак для женщин считается 22-23 года, для мужчин – 23-24 года. Женщина не должна быть старше мужчины. Мужчина может быть старше супруги не более, чем на 12 лет. Люди должны четко понимать, что такое брак, что от них ожидается в браке и наличие готовности выполнять свои обязанности, а не только требовать выполнение своих прав. У супругов должна быть готовность вести здоровый образ жизни, который будет способствовать укреплению семьи и взращиванию здоровых детей. Жилищная и материальная благоустроенности не всегда влияют на долговечность отношений, однако порой становятся усиливающим фактором для развития ссор.
  2. Мотивационной. Семья должна основываться на любви, готовности брать на себя обязанности, воспитывать детей и делать их самодостаточными людьми, быть самостоятельными.
  3. Психологической. Наличие таких качеств и моделей поведения, которые будут способствовать укреплению, развитию семьи и разрешения конфликтных ситуаций.
  4. Педагогической. Наличие определенных знаний в различных областях семейной жизни и готовность применять эти знания.

Нет ни одной семьи, в которой бы не происходили ссоры. Однако важна готовность супругов решать любые споры, которые будут возникать не только между ними, но и внутри каждого из них.

Конфликты в семье между детьми

Когда в семье появляется второй ребенок, нередко это приводит к возникновению частых конфликтов между детьми. Это вполне нормально, поскольку дети борются за внимание и любовь родителей, желание их перетянуть на свою сторону, главенство и власть над другими. Конфликты между детьми нормальны. Родители пытаются вмешиваться в них, однако это чаще приводит к тому, что дети просто перестают конфликтовать на их виду.

Нужно решить причину ссоры между детьми, а не просто кого-то наказать, защищая второго, что только усиливает ненависть детей друг к другу.

Родители не должны расстраиваться из-за наличия конфликтов между детьми, поскольку даже в счастливых семьях они могут возникать. Иногда игнорирование конфликта является самой лучшей тактикой, поскольку нередко дети работают «на публику».

Разрешение конфликтов в семье

Чтобы разрешать конфликты в семье, нужно стремиться к пониманию. Если оба супруга будут стараться услышать друг друга, тогда возможен компромисс. Здесь не нужно побеждать, поскольку победа предполагает наличие проигравшего. Союз – это объединение двух равноправных партнеров, а не раба и хозяина. Двум супругам должно быть комфортно в отношениях, чтобы в итоге брачный союз не разрушился по причине того, что чьи-то желания не реализовываются.

При решении семейных ссор нужно не бежать от проблем, а решать их. Ведите диалог конструктивно и спокойно с целью решить, а не победить или защититься. Не желательно вмешивать в спор третьих лиц, поскольку они могут стать катализатором того, что конфликт еще больше разгорится.

Развод нередко становится одним из способов решения конфликта. Психологи выделяют три стадии:

  1. Первая стадия происходит на уровне эмоционального развода, когда партнеры просто перестают ценить, уважать, любить друг друга, тянуться.
  2. Вторая стадия отмечается физическим разводом, когда партнеры начинают спать на разных кроватях и даже проживать отдельно.
  3. На третьей стадии происходит юридический развод.

Нередко развод действительно становится способом решения конфликтов, которые просто невозможно устранить в конкретной семье по причине несовместимости партнеров.

Способы разрешения конфликтов в семье в итоге

Какой будет атмосфера в семье, зависит от поведения и общения партнеров. Только при усилиях обоих возможно счастливое совместное будущее. Партнеры должны придерживаться некоторых правил, что разрешать конфликты в итоге:

  1. Принимать друг друга такими, какие они есть.
  2. Реально смотрите на имеющиеся разногласия и не питайте надежды, что они сами пройдут.
  3. Познавайте партнера и принимайте его особенности, уникальность.
  4. Пытайтесь преодолеть трудности, а не усилить их, чтобы еще больше сблизиться.
  5. Умейте прощать и забывать обиды.
  6. Учитесь не навязывать свое мнение, а договариваться. Аргументируйте свою точку зрения, если считаете ее важной, но принимайте то, что вторая сторона хочет чего-то другого.

В каждой семье случаются конфликты. Нередко наступает такой момент, когда супругам хочется развестись. Но крепкой и счастливой становится та семья, в которой супруги решают принимать друг друга, не ущемлять свободу и права, а также более конструктивно устранять проблемы.