К концу 4 месяца ребенок должен уметь. Причины слёз малыша. Физиология ребенка и ее особенности

Жизнь маленького человека с трех месяцев — это переход от рефлекторной, неосознанной деятельности к волевой. Малыш учится распоряжаться своим телом. С четырех месяцев ребёнок проявляет инициативу, активно знакомясь с окружающим миром. Он пробует воздействовать на его части, наблюдая за реакцией. Это уже принципиально другая форма поведения. Родителям полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца, чтобы, опираясь на эту информацию, осуществлять правильный уход за карапузом.

Физические показатели

Я смотрю на ребенка и вижу, что:

  • малыш набрал за месяц 800 граммов;
  • длина тела увеличилась на 3 сантиметра;
  • окружность груди и головы стали одинаковыми. Ручки с ножками вытянулись в длину, фигура стала пропорциональнее;
  • изменяется цвет глаз, появляется прическа;
  • кроха стал спокойнее, а значит, ушли колики, пищеварительные органы адаптировались;
  • закончилось «цветение» малыша. С лица исчезли прыщики;
  • усилилось слюноотделение из-за постоянного нахождения во рту разных предметов.

Серьезных различий в развитии между мальчиком и девочкой ещё нет. Мальчик может быть только чуть крупнее.

Физические возможности

  • Хватательный рефлекс

Четвертый месяц жизни показателен тем, что многие детские рефлексы уходят. Их сменяют осознанные движения. Например, пропадает хватательный рефлекс. С рождения кроха зажимал в кулачок все, что касалось его ладони, абсолютно не осознавая этого. Теперь маленький человек может сделать собственный выбор. Он берет понравившийся предмет, наигравшись, отпускает его. Это связано с началом активного познавания мира вокруг. Кроха трясет погремушку, изучая свойства: её звук, цвет, размер, ощущение от прикосновения.

Хорошо иметь много разных подходящих по возрасту игрушек, чтобы малыш сравнивал их и выбирал любимые.

  • Перекаты

Этот возраст отличается формированием и развитием мышц спины и плечевого пояса. Эти области первыми выходят из спячки, помогают изменять свое положение в пространстве. Очень важный шаг для развития – научиться переворачиваться со спинки на живот.

Если малыш освоил перевороты, можно выкладывать его на пол. Появится простор для новых игр, не будет риска упасть.

Взрослому, который ухаживает за крохой, не стоит бояться переносить его на пол, ведь благодаря этому мир малыша увеличивается во много раз. Важно обеспечить условия для новой деятельности: создать комфортную температуру, подстелить игровой коврик, поддерживать чистоту.

  • Начало ползания

Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе. Малыши, спокойно опирающиеся на локти, уже предпринимают попытки ползать, отталкиваясь ногами. Этим действиям полезно помогать, следующий шаг — активное ползание.

  • Движения на спине

Некоторые дети невысоко поднимают голову, плечи, лежа на спине. Со стороны это может казаться попыткой сесть. Но это проба детьми возможностей тела, разработка мышц.

Нельзя помогать ребенку садиться, пока он не начнет делать этого сам.

Главная опасность заключается в огромной нагрузке на позвоночник, что может привести к нежелательным последствиям. Малыш сам начнет подниматься в сидячее положение, придерживаясь руками. Это будет означать готовность его мышц и скелета к новым нагрузкам. Важно обеспечить нормальное развитие, уход за крохой.

Восприятие окружающего мира

  • Зрение

Четвёртый месяц приносит человеку возможность довольно далеко видеть. Зрение улучшается, позволяя ребенку различать предметы на расстоянии 3-3,5 метра. На прогулке можно брать младенца на руки, ходить с ним, рассказывая о происходящем вокруг. Такое знакомство нужно проводить и дома, чтобы малыш изучал обстановку. Упражнение поможет развивать зрение младенца.

Карапуз запомнил и различает лица мамы. Теперь он радуется и улыбается родителям, а не случайным добрым людям. Зная, что умеет ребенок в 4 месяца, можно лучше его понимать.

В 4 месяца развитие уже позволяет крохе слышать все звуки. Можно слушать музыку с малышом, рассказывать ему сказки, разговаривать, петь. Содержание пока будет ускользать от маленького человека, но эмоциональную окраску, интонации, тембр голоса он поймет, запомнит. Не стоит издавать слишком громкие, неприятные звуки рядом, ругаться между собой. Особенно это касается родителей, ведь голоса мамы с папой узнаваемы младенцем, он будет остро реагировать на их повышение, неприятные интонации.

Карапуз начинает связывать звуки в певучие фразы. Эти перлы ярко эмоционально окрашены, имеют характерную интонацию. Получаются простые слоги. Так происходит из-за подражания голосам взрослых, но ещё не относится к настоящему говорению.

Социальные навыки

Совсем недавно ребенок спокойно реагировал на то, что его берет на руки тётя, дедушка, подруга, теперь всё изменилось. Малыш начал показывать недовольство, беспокойство при общении с малознакомым человеком. Что происходит?

Маленький человек стал отличать близких ему, знакомых людей от тех, кого он видит редко или в первый раз. Теперь, чтобы взять кроху на руки без возможной негативной реакции, с ним надо познакомиться. Умение отличать «своего» от «чужого» — обязательный пункт из списка, что должен уметь малыш в этом возрасте.

Очень красочно выражен «комплекс оживления» у малыша. Это реакция на появление, голос близкого человека. Кроха начинает двигаться, радостно махать ручками, улыбаться, смеяться.

Эмоционально-психологическое развитие

Появляется реакция на окружающие события. Настроение изменяется в зависимости от поведения близкого взрослого. Малыш понимает, что мама расстроена, сам начинает капризничать.

Еще вчера настроение карапуза зависело от того, насколько ему комфортно. Он плакал, если ему было холодно, хотелось есть, что-то болело. Теперь же, согласно месячному календарю приобретаемых навыков, он может перенимать настроение окружающих.

Если что-то идет не по плану

Родителям очень важно понимать: любые нормативные показатели – среднее значение для тысяч детей. Понятие «норма» необходимо для врачей, чтобы опираться на него при проведении осмотра малышей.

Ребенок к четырем месяцам не начал ползать — не страшно. Погрешность в пределах двух месяцев абсолютно нормальна. Нельзя поддаваться на провокации подружек, дети которых в четыре месяца разговаривают или сидят. Первое, скорее всего, – враньё, со вторым эксперименты опасны — могут иметь серьезные последствия.

Нужно спокойно, объективно относиться к возможностям маленького человека. Если малыш ленится переворачиваться, это означает, что нужно больше тренировать с ним данное движение.

Если с ребенком что-то не так, то, скорее всего, родители уже об этом знают. Признаки отклонений слишком явные, чтобы их игнорировать. В вопросе, что должен уметь ребенок в 4 месяца, нужно обращать внимание на основные навыки, не зацикливаясь на деталях. Стоит подумать о новой стратегии, если:

  • ребенок не держит голову;
  • не реагирует на близких людей;
  • не обращает внимания на игрушки;
  • взгляд не фокусируется на движущемся ярком предмете, при этом направлен сквозь родителя;
  • ребенок совсем не проявляет эмоций.

Во всех ситуациях надо сохранять спокойствие, не поддаваясь панике: настроение родителей очень быстро передается малышу.

Если у ребенка будут выявлены отклонения, это потребует большего спокойствия и организованности от взрослых. Возможно, надо будет ввести дополнительные упражнения или лечебные процедуры. Важно слушать врача, выполнять все его рекомендации.

Изменение распорядка дня

Главное отличие в новом распорядке крохи – удлинение периодов бодрствования днём и ночного сна без пробуждений. Теперь кроха может познавать мир несколько часов подряд и спокойно спать ночью. Непрерывный сон растягивается на 8-9 часов. Это особенно важно для мам, уставших от постоянных пробуждений на кормление, от жизни «по будильнику».

Рекомендация для родителей в этот период – соблюдать режим. Купать, укладывать в одно время — тогда и просыпаться карапуз будет запланировано. Важно обеспечить крохе условия для изучения окружающего мира, побольше гулять.

Развитие в играх

  • Захват мяча

Это одна из самых полезных развивающих игр в 4 месяца. Она поможет разрабатывать «комплекс оживления», поспособствует тому, что должен уметь делать малыш. Это тренировка мышц плечевого пояса и ножек, а также приятный совместный досуг.

Для упражнения понадобится мячик среднего размера. Ребенок лежит на спинке. Мяч нужно поднести ближе к малышу, чтобы тот взял его ручками. Если при этом будут задействованы ножки – замечательно. Создается ощущение, что взрослый бросает мяч, а карапуз ловит.

  • Все такое разное! Мелкая моторика

Для этого упражнения понадобятся отличные на ощупь лоскуты. Лучше всего сделать коробочку, внутренность которой будет обклеена различными по фактуре тканями. Можно прикрепить туда связки бусин. Главное – чтобы ничего не оторвалось. Малыш будет ощупывать незнакомые предметы рукой, накапливая новый опыт. При этом хорошо развивается мелкая моторика.

  • Разговор

Упражнение направлено на развитие речи. Глядя на ребенка, взрослый говорит фразу, обращаясь к малышу. Дожидается, пока кроха выдаст ответ по-своему. Взрослый пытается повторить эту фразу. Карапуз выдает новую. Игра строится на имитации диалога. Важно, чтобы родитель проговаривал слова, слоги, ярко артикулируя. Ребенок учится говорить, пытаясь воспроизвести движения губ окружающих людей.

Не стоит недооценивать маленького человека. Даже с несовершенными умениями понимать окружающий мир, ребенок — уже маленькая личность. Это значит, что к нему надо обращаться, как к собеседнику.

В первые месяцы жизни ребенок развивается настолько активно, что каждый день приносит новые достижения. К концу третьего месяца он уже накопил определенный багаж умений и навыков, и продолжает это делать все с большим энтузиазмом. Для дневного сна нужно уже меньше времени, поэтому часто после кормления малыш предпочитает изучать окружающий мир, а не сразу засыпать. Малыш растет, ему уже четвертый месяц. Что умеет ребенок в 4 месяца и чему он уже должен научиться в этом возрасте?

Свои эмоции и желания ребенок проявляет по-разному. Но внимательной маме нетрудно общаться со своей крохой, потому что в это время еще очень сильна та тонкая связь, которая установилась во время внутриутробного развития. Но помимо собственных интуитивных навыков не помешает прислушаться к рекомендациям специалистов и получше изучить, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физическое развитие

В четыре месяца малыш уже окреп, подрос, стал реагировать на свое окружение. Его организм адаптировался к новым условиям жизни. Особенно это касается пищеварительной системы; выработались необходимые пищеварительные ферменты, нормализовалась микрофлора кишечника. Ребенок становится более спокойным, с удовольствием кушает, набирает в весе и спокойно спит. Прибавка в весе идёт, примерно, 750 грамм в месяц.

Хотя это всё очень индивидуально, но мы всё таки приведём таблицу среднестатистических норм физических параметров ребенка в 4 месяца.

Нормы для 4-месячных малышей показаны в таблице:

Нужно сказать, что в 4 месяца у младенца уже угасают такие рефлексы как:

  1. Хватательный рефлекс . Палец взрослого человека, вложенный в ручку младенца, он автоматически крепко сжимает. Четырёхмесячный малыш уже осознает движения своих рук. Ребенок делает целенаправленные захваты и сам контролируются их;
  2. Рефлекс ползания . Ребёнка положили на живот и плотно прижимаем свои руки к его стопам. Младенец рефлекторно делает отталкивающие движения. Этот рефлекс является основой навыка ползания. Если начать его стимулировать, то ваш малыш начнет раньше ползать;
  3. Рефлекс Моро . При воздействии каких-либо внешних раздражителей, при резком звуке или резком ярком свете, ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения. Именно из-за этого вскидывания ручек новорожденные очень часто новорожденные, пугаясь своих резких движений.

Помимо угасания старых рефлексов начинают появляются новые, которые называются установочными . На 4 месяце формируется верхний рефлекс Ландау . Малыш, находясь на животе и опираясь на ручки, приподнимает верхнюю часть туловища и способен довольно долго удерживаться в таком положении.

Малыш в 4 месяца сильно отличается своей подвижностью и жаждой познания по сравнению с 2- и 3-месячным ребенком. Для этого он использует все свои возможности, и с удовольствием их расширяет.

Режим дня и кормления в 4 месяца

Общение с ребенком становится всё интересней и интересней. У каждого карапуза режим дня индивидуален, но есть общий распорядок, который нужно соблюдать.

Режим дня ребенка в 7 месяцев
6: 30 Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры.
8: 00 Первый дневной сон.
10: 00 Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.
11: 30 Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.
13: 30 Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления.
14: 00 Период бодрствования, развивающие игры.
15: 30 Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.
17: 00 Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления.
17: 30 Период бодрствования.
19: 30 Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.
00: 00 Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Кормление и прикорм 4 месячного малыша

Обычно, если мамочка кормит младенца только грудью, и у неё хватает молока, то никакого прикорма в этом возрасте не вводится. Давать воду можно при жаре, лихорадке, рвоте и поносе.
Стоит ли в 4 месяца уже прикармливать соками? Следует помнить, что раннее введение в меню ребенка соков может привести к закислению внутренней среды желудка и спровоцировать срыгивания. Так же надо понимать, что после сладких соков малыш, скорее всего, может отказаться от безвкусных, на его взгляд, овощных пюре или каши.

Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  1. Появлению интереса малыша к взрослой еде;
  2. Ребёнок хорошо держит голову, уже уверенно или с опорой сидит;
  3. При попадании в рот еды, отличной от молока или смеси, не выталкивает её;
  4. Уже наступило его удвоение веса с момента рождения;
  5. Малыш способен удерживать ложку и стремится засунуть ее в рот;
  6. Появление первых зубов.

У ребенка на искусственном вскармливании более строгий режим питания. Это 6 разовое кормление в сутки с промежутками в 3,5 часа. Количество смеси в сутки определяется, делением веса малыша на 7. Полученное значение распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем малыш в 4 месяца съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки, это в среднем 150-170 мл за одно кормление. В этом возрасте для детей на искусственном вскармливание уже начинают вводить прикорм. Новый продукт, в основном овощи и каши, начинают давать во второе кормление, постепенно увеличивая его количество до 100 г.

Физиологические особенности

  • Повышенный тонус мышц, характерный для раннего периода новорожденности, снижается. Если тонус мышц остается, нужно обязательно обратиться к невропатологу.
  • Повышение физической активности ребенка. Он не просто лежит на спине или на животе, как раньше, а пытается делать перевороты, опираясь на ручки. Вы не успеете оглянуться, как ребенок может переместиться на край стола или кровати. В этом возрасте оставлять его без присмотра очень опасно. Падение даже не большой высоты может привести к травмам у ребенка. Нужен специальный манеж, где он может быть в безопасности.
  • Не просто реагирует на игрушки, но пытается их удержать. Тянется к ним, самостоятельно берет в руки и все тащит в рот. Это такой способ познания мира. Нужно обязательно следить, чтобы не было ничего опасного в окружении ребенка. Все острые, травмирующие предметы нужно убирать на безопасное расстояние.
  • Отмечается повышенное слюноотделение.
  • Сон становится более глубоким и продолжительным – до 8 – 10 часов в сутки . Днем спит меньше, чем раньше 1 или 2 раза.

Мышцы малыша уже заметно окрепли, и крошка все больше и уверенней использует двигательную активность. Он хорошо держит голову, когда ему помогают принять вертикальное положение. В положении лежа на животе, он упирается ручками, приподнимает головку, поворачивает ее и осматривается по сторонам. Лежа на кровати, малыш уже может перевернуться со спинки на животик, самостоятельно вытащив из-под себя ручку, а потом вернуться в положение на спине.

Некоторые наиболее активные дети к концу третьего месяца уже пытаются садиться, но поощрять эти попытки не стоит. Лучше все-таки придерживаться советов специалистов и начинать присаживать ребенка не раньше полугода.

Поскольку полным ходом идет развитие хватательного рефлекса, любимым занятием карапуза становится работа ручками. Сначала он может пытаться хватать крупные фрагменты рисунков на одежде мамы или постельном белье. Но вскоре его действия переносятся на реальные предметы – все, до чего можно дотянуться. Ребенок будет перебирать их, рассматривать и даже пробовать на зуб. Ему быстро понравится не только ощупывать предметы, но и почувствовать текстуру различных материалов. У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.

Особенности развития зрения и слуха

В четыре месяца также заметно развивается зрение. Маленькие глазки уже хорошо фокусируются на предметах и двигаются за объектами. Зрение обостряется, малыш способен различать оттенки цветов и охватить взглядом всю комнату.

Малыш в 4 месяца способен различать несколько основных цветов – синий, красный и желтый. Большое количество цветов и их оттенков напрягают зрение и создают повышенную нагрузку на ещё слабую нервную систему, поэтому не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками.

Ребенок превосходно различает и звуки. Он хорошо знает голоса родных и любит вслушиваться. Чтобы помочь развитию слуха, можно демонстрировать звучание различных музыкальных инструментов – ксилофона, колокольчиков, дудочек, гитары, пианино, в общем всё, что имеется у вас в наличии. Даже обычные погремушки берите так, чтобы они звучали по-разному.

Кроме того, ребенок быстро выясняет, что одним из наиболее интересных источников звука является он сам. И тогда начинаются всевозможные эксперименты со своим голосом: малыш меняет интонации, щелкает языком, складывает губы трубочкой и пробует еще очень много разных вариаций. В это время, если уделить таким упражнениям особое внимание, ребенок будет делать первые попытки говорить отдельные слоги или простые односложные слова.

В четыре месяца идет активное развитие моторики, поэтому обеспечьте ребенку большое количество игрушек, которые удобно хватать и удерживать в руке. Это могут быть как купленные погремушки на ручках и кольцах, так и самодельные из подручных предметов.

Достижения в психоэмоциональном плане

Помимо физиологических навыков, идет адаптация к окружающему миру и развивается умение взаимодействовать с другими людьми. 4-месячный малыш – вовсе не живая кукла, как думают многие, с ним очень интересно общаться, и нужно лишь научиться этому.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Хорошо опирается на ручки, выпрямляет их, приподнимая туловище, с удовольствием оглядывается вокруг.
  • Малыш может переворачиваться с живота на спину. Для того, чтобы он быстрее научился, можно ему помочь. Нужно перевернуть его, придерживая ручку и ножку. Ребенок довольно быстро понимает как это можно сделать и начинает переворачиваться сам.
  • Начинает реагировать на свое имя. Нужно чаще звать его по имени, он будет поворачивать голову на звук голоса.
  • Начинает агукать, произносит отдельные звуки.
  • Разговаривать надо ласково, доброжелательно. У маленького ребенка сохраняется интуитивная способность улавливать интонации голоса. При громком голосе с угрожающими интонациями малыш испытывает страх и беспокойство.
  • Он начинает улавливать интонации голоса родных людей, успокаивается при звуке маминого голоса. Нельзя ссориться, кричать в присутствии малыша, он моментально пугается и начинает громко плакать.
  • Ребенок хорошо видит вокруг, взгляд становится более осмысленным. Он начинает узнавать родных и близких людей. Малыш следит за выражением лица. Стоит вам нахмуриться или загрустить, как у ребенка тоже меняется настроение, он начинает беспокоиться. Были даже предположения, что дети обладают телепатическими способностями. Ребенок успокаивается от звука ласкового голоса, доброжелательного выражения лица.
  • Появляются ответные эмоции. Если вы улыбаетесь, то ребенок тоже начинает в ответ улыбаться. Первая улыбка малыша – это отличный повод добавить новое фото или видео в семейный альбом.

Все эмоции ребенка проявляются вполне осознанно. Он улыбается и смеется, когда ему действительно что-то нравится. Плачет он тоже всегда по-разному и мама по интонации умеет определять причину детского расстройства. А вот страх перед чужими людьми появится немного позже. Сейчас же ребенок одинаково приветлив со всеми и не выказывает сопротивления, когда на руки его берет кто-то новый в окружении.

Дети очень быстро начинают ощущать преимущества общения и поэтому с большим удовольствием принимают все знаки внимания, особенно если они преподносятся в игровой форме. Простые игры «сорока-белобока» , «шина-машина» , «пальчик-мальчик», «ладушки», «коза» и другие приводят ребенка в восторг и кроме развивающего фактора обеспечивают еще множеством положительных эмоций.

Особо место в развитии четырехмесячного ребенка занимает общение с другими детьми, особенно если это сверстники. Более старшие дети нянчат малыша, как куклу или питомца, а с детьми такого же возраста устанавливается контакт немного другого плана.

На первый взгляд, может показаться, что карапузы просто барахтаются и «гулят» , но если присмотреться, можно заметить, что между ними происходит самое настоящее взаимодействие. Они разговаривают непривычным для взрослых образом, но хорошо понимают друг друга, каждый реагирует по-своему и реакцию эту выражает тоже особенно. Так происходит первая адаптация к обществу.

Когда необходима помощь врача

Все дети развиваются по-разному, и многие показатели зачастую не вписываются в строго определенные рамки. Кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже встает на ножки, у кого-то зубки появляются не по одному, а по несколько сразу. Такие случаи не считаются отклонениями, это просто особенности индивидуального развития.

Но, к сожалению, бывают случаи, когда развитие идет с явными нарушениями. Отклонения диагностирует опытный врач. Однако любая мама, если она внимательна и знает, что должен уметь ребенок в 4 месяца, может заметить, что с ее малышом что-то не так.

Тревожные симптомы, на которые надо реагировать незамедлительно:

  • Ребенок мало двигается и не стремится к активности и приобретению новых навыков: переворачиваться, хватать предметы и удерживать их в ручке, делать попытки сесть.
  • Четырехмесячный малыш еще не научился уверенно держать голову.
  • У ребенка не вызывают интереса игрушки и любые другие предметы, особенно ярких расцветок.
  • Кроха не лопочет и не стремится проявлять эмоции, не смеется и не улыбается, а если и делает это, то как будто бессознательно.
  • Малыш не реагирует на свое имя и различные звуки, а также на близких людей, которые окружают его постоянно.
  • Ребенок вяло сосет грудь, отказывается от пищи и питья.

Вялость и апатичность могут свидетельствовать о начинающейся простуде или каких-то проблемах с пищеварением. Но такие временные недомогания сопровождаются высокой температурой, кашлем и другими симптомами. Если же врач не диагностировал никаких заболеваний, нужно обязательно обратить его внимание на признаки, вызывающие у вас тревогу.

Многие отклонения в развитии удается успешно корректировать, если вовремя их заметить и начать принимать меры. Полезно будет также учесть наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Самыми опасными отклонениями, которые могут повлечь отставание в развитии, считаются нарушения слуха и зрения. Поэтому даже при малейших подозрениях не бойтесь перестраховаться и обратиться к врачу для профессионального обследования.

Что необходимо ребенку для дальнейшего развития

Если у малыша серьезные отклонения в развитии, то не обойтись без квалифицированной помощи. Но более простую корректировку под силу делать и членам семьи. Ведь часто ребенок не освоил какие-то умения всего лишь оттого, что ему уделяют маловато внимания.

Что нужно для нормального развития ребенка:

  • Для хорошего развития обязательно нужно делать укрепляющие упражнения для мышц и суставов ребенка. В этом помогут массаж, игры, плавание. Чем больше вы будете уделять ребенку внимания, тем быстрее он будет развиваться и радовать вас своими новыми навыками.
  • Обязательно регулярно наблюдаться у участкового врача, своевременно вакцинироваться, проходить диспансерное наблюдение у узких специалистов (невролога, окулиста, ЛОР-врача, ортопеда, хирурга). Сдать общеклинические анализы, сделать ЭКГ, пройти УЗИ органов брюшной полости, по показаниям НСГ головного мозга. Все эти меры помогут своевременно выявить патологию у маленького ребенка и провести необходимые мероприятия для улучшения здоровья.
  • При беспокойстве, ухудшении самочувствия у ребенка, нужно обязательно вызвать участкового врача. Нельзя заниматься самолечением или пользоваться рекомендациями по интернету. У детей болезнь развивается быстрее, чем у взрослых. Иммунитет недостаточно зрелый, быстро истощается, может наступить внезапная смерть. Берегите своих детей!
  • Недоношенные дети развиваются с задержкой. Особенно сильно отставание заметно у детей, которые родились раньше 30 недель. У них отставание может быть до 3-х месяцев. У детей, родившихся позже 30 недель, отставание может быть 1 месяц. Это обусловлено недоразвитием нервной системы, всех органов и тканей. Такой ребенок нуждается в постоянном наблюдении врача и особенной заботы родителей. При правильном уходе и вскармливании дети быстро растут и адаптируются, догоняют в развитии своих сверстников.

Развитие идет интенсивно и постоянно, поэтому нужно как можно больше общаться со своим малышом. Общение не заключается только в прогулках, кормлении и купании. Ребенку необходимы разнообразные развивающие игры с игрушками и без них. Игровой момент можно использовать при любом удобном случае. Даже ежедневный профилактический массаж лучше сопровождать прибаутками, песенками и присказками.

Общение должно быть как можно более эмоциональным. Щедро используйте мимику, различные оттенки голоса, характерные жесты, чтобы ребенок видел разнообразные проявления чувств. Однако разговаривать нужно четко и отказаться от всякого «сюсюканья» – ребенок изначально должен слышать правильную речь, чтобы впоследствии не было проблемы переучивания исковерканного произношения.

Уже сейчас учите кроху диалогу, а не просто разговаривайте. Различными вопросами и действиями провоцируйте его на ответ. Конечно, он будет отвечать по-своему, но быстро поймет, что ему нужно делать, и оценит это увлекательное занятие.

Проявляйте по отношению к ребенку только ласку, любовь и нежность, недопустимы крики и грубый тон, так как все это откладывается в подсознании и напрямую влияет на развитие.

Всякими способами развивайте слух и зрение четырехмесячного малыша. Игрушки должны быть яркими и красивыми, чистых натуральных цветов и правильной формы. Оградите ребенка от телевизора и компьютера. Включайте ему приятную музыку с колокольчиками и другими инструментами, издающими нежные неагрессивные звуки.

Массаж, гимнастика, игры и речевое общение с малышом

Немного подробнее остановимся на каждом из этих пунктов.

  • Массаж и гимнастика . Массаж нужно делать после сна или перед купанием. Гимнастика в данном возрасте — это пассивные движения, сгибания и разгибания ножек и ручек малыша, перевороты и помощь в ползании, посредством нажатия своими пальцами на пяточки ребёнка. Одно из упражнений для тренировки координации выглядит так: берете малыша за ручки и поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз, далее, скрещивайте руки на груди у крохи и затем разводите их в стороны.

Технику массажа ребенка в 4 месяца можно подробно посмотреть в видео с ведущим врачом и массажистом России Николаем Никоновым

Максимальный тактильный контакт . Младенцу жизненно необходимы ваши прикосновения, поглаживания, ваши любящие руки. Чаще берите ребёнка на руки, носите его, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;

  • Игрушки и игры . Парк игрушек у ребёнка 4 месяца значительно больше, чем у 1-3 месячного младенца. Так как у малыша начинают зудиться дёсна и хочется всё тянуть в рот и грызть, то к погремушкам прибавляются ещё прогрызыватели .
  • 1. Если вы наполните различные по текстуре тканевые мешочки, гречкой, манкой, горохом, то ребенку будет интересно пробовать их на ощупь. Небольшие мячики и развивающий коврик , висящие над головой игрушки , которые надо обязательно захватить, становятся целым открытием нового мира для крохи. Это и цвета, и различные по тактильным ощущениям ткани, и зеркальце , в которое можно узнавать самого себя.
  • 2. А вот ещё одна занятная игра для вашего малыша: оденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета или привяжите к ней колокольчик , такой, чтобы карапуз захотел ухватить его. Он будет брыкать ножкой, реагируя на звук, стараться дотянуться до неё. Обязательно хвалите вашего ребенка, когда он достанет носок или колокольчик.
  • 3 . Есть ещё мыльные пузыри , которые можно запускать, чтобы кроха наблюдал за тем, как они парят в воздухе, удивлялся и радовался одновременно.
  • 4. «Ку-ку» – это на первый взгляд простая игра, но, на самом деле, по средствам её до ребёнка доносится то, что мама или папа, которые на время исчезают, потом обязательно возвращается. У малыша, таким образом, начинает формироваться доверие к миру.
  • Речевое общение . Дети – это наши подражатели. Чем чаще в 4 месяца ребенок будет слышать звуки речи, тем быстрее и проще ему будет овладеть ею. Рассказывайте стишки-потешки, прибаутки, знакомые всем с детства «Сорока-ворона» , «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. На видео представлена одна из речевых игр с ребенком в исполнении известного специалиста — Татьяны Лазаревой .

Типичные ошибки родителей

Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.

  • Не нужно раньше времени присаживать ребенка или ставить на ножки . Кости в этом возрасте достаточно мягкие, могут развиться деформации, которые в дальнейшем осложнят развитие опорно двигательной системы вашего ребенка. Всему свое время!
  • Нельзя резко поднимать за ручки и крутить ребенка . Могут быть вывихи, повреждения суставов.
  • В комнате, где находится ребенок, нельзя включать громкую музыку , особенно бит или рок. Резкие, громкие звуки негативно сказываются на нервной системе, вплоть до развития эпилептических приступов. Желательно, чтобы в комнате, где находится ребенок, звучала негромкая, спокойная музыка. Если вдруг в абсолютной тишине раздается резкий звук, ребенок может сильно испугаться, вплоть до судорог.
  • Таким же эффектом обладают резкие, яркие краски . Поэтому не нужно, чтобы ребенок в таком возрасте смотрел телевизор.
  • Так же телевизор и компьютер являются источником электромагнитных излучений , которые негативно влияют на формирующийся организм ребенка, поэтому их следует убрать из детской комнаты.
  • При хорошем весе у мальчиков и девочек, а также при нормальной лактации у матери не нужно вводить дополнительный прикорм .

Любите своих детей, разговаривайте с ними, читайте сказки, пойте песенки, вовремя кормите, гуляйте с ними на свежем воздухе. Нужно, чтобы ребенок чувствовал тепло и позитивные эмоции. Дети — самое ценное, что есть в жизни. Время, потерянное в таком возрасте, невозможно восполнить. От того, как ребенок развивается в младенчестве, зависит его дальнейшая судьба. Все основные навыки закладываются именно сейчас, потом они только развиваются.

Продолжительность сна годовалого ребёнка

В этом возрасте у крохи начинают угасать рефлексы новорожденного, он все чаще радует близких улыбкой, уверенно поворачивает головку и все дольше фиксирует взгляд на интересных предметах. Какие особенности физического и умственного развития четырехмесячных детей? Как на него нужно влиять? Что надо знать о питании детей на грудном вскармливании и искусственников? Узнаем подробно.

Как оценить нормальное развитие ребенка в 4 месяца

В этом возрасте у малыша сохраняется большая прибавка в весе. В период от трех до четырех месяцев он может набрать до 750 граммов, вырасти на 3 сантиметра.

На основе безусловного рефлекса Робинсона возникает целенаправленное хватание. Дитя уверенно берет рукой предметы, которые видит перед собой, удерживает их некоторое время, рассматривая. Исчезает рефлекс Моро - вскидывание рук в стороны после резкого хлопка или звука.

Здоровое развитие малыша характеризуется присутствием таких навыков:

  1. Легкое переворачивание с живота на спину и на бочок.
  2. Приподнимание на руках, лежа на животе, уверенное удерживание головки в этой позе.
  3. При потягивании за руки вперед из лежачего положения малыш садится.
  4. Отталкивание от пола при поддерживании за подмышки.
  5. В руках исчезает гипертонус.
  6. Предметы в руке кроха может удерживать 30 секунд.
  7. При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.

Отсутствие этих умений и навыков - знак тревоги. В таких случаях надо обращаться к педиатру и устанавливать причину отставания.

Нормальное психоэмоциональное развитие девочек и мальчиков этого возраста характеризуется ярким проявлением комплекса оживления. Малыш в ответ на обращение мамы активно двигает конечностями, лепечет и улыбается. Он уже способен произносить отдельные согласные звуки. Кроха реагирует на свое имя.

В 4 месяца у малыша начинают формироваться первые причинно-следственные связи. Так, увидев грудь мамы, он замолкает, ожидая кормления. У него появляются любопытство, радость, страх. Маленький человечек может расплакаться при появлении в комнате незнакомого человека или при обращении к себе на улице. А вот близких узнает и радуется их присутствию.

С любопытством дитя разглядывает части своего тела, тянет в рот ножку. Малыш радуется, когда его маме весело. Он становится беспокойным, если ей тревожно.

Психологическое развитие четырехмесячных детей связано с новым этапом зрительного и слухового восприятия. Малыш не просто видит, но и следит взглядом за предметами, которые движутся.

Зрение ребенка уже более восприимчиво к цвету. Чистые и яркие оттенки воспринимаются ним лучше, чем многоцветные сочетания. Поэтому не стоит окружать малыша большим количеством игрушек. Необходимо покупать ему такие, которые содержат 3-4 цвета. Перенасыщение разными тонами, оттенками просто утомляет. маленького

Слух ребенка в 4 месяца - еще один ценный проводник в окружающий мир. Малыш точно поворачивает голову в ту сторону, откуда слышатся шумы, речь, звуки. Он прекрасно отличает голос своей мамы от отцовского. Может узнавать и голоса самых близких родственников. Дитя понимает, когда к нему обращаются незнакомые люди, прислушивается, когда звучит музыка, может покачивать головкой. Ребенку неприятны высокие тона, его успокаивают низкие и ритмичные. Он любит слушать колыбельные. Четырехмесячным деткам рекомендуется включать музыку в исполнении одного инструмента или солиста.

В этом возрасте ребенок спит 15 часов в сутки, ночной сон составляет 10 часов. Днем дитя отдыхает три раза.

Как и чем можно заниматься с детьми в 4 месяца: игры

В период с 4 месяцев мама и близкие должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с предметами, объектами, игрушками. Нужно комментировать все действия дома, на прогулке, показывать картинки. Все это является залогом успешного развития малыша, формирования его пассивного словарного запаса, который со временем перейдет в активный. Надо развивать у крохи способность к речевому подражанию.

Конечно же, ведущую роль в развитии малыша этого возраста играет мама. Поэтому именно она является стимулятором взросления крохи. В 4 месяца основой развития является тесный контакт с любящей матерью, которая постоянно говорит с сыном или дочерью, знакомит с окружающим миром. Необходимо носить дитя на руках или в слинге, «кенгурушке», возить в коляске, демонстрируя разнообразие внешнего мира.

С малышом такого возраста нужно вступать в диалоги, то есть отвечать на его лепет. Ведь ребеночек должен чувствовать, что папа или мама его слушают, общаются с ним, понимают и любят. Рассказывайте крохе обо всех своих действиях, называйте цвета тех предметов и объектов, которые показываете малышу. Для того чтобы играть в хватательные игры, рекомендуется использовать не только игрушки, но и различные предметы, которые можно понюхать, потрогать, бросить. Главный критерий - их безопасность.

Кроха усваивает и привыкает к тем игрушкам, которые были куплены при его рождении. Поэтому в 4 месяца пора обновить их. В этом возрасте уже интересны не только погремушки, но и куклы небольшого размера, резиновые пищалки, мягкие предметы, музыкальные игрушки с кнопочками.

Чтобы развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев, подойдут развивающие коврики. Их можно сделать самостоятельно из лоскутков разной текстуры - шелка, шерсти, бархата, вельвета, шифона.

Что касается игр с четырехмесячным малышом, то рекомендуется проводить такие забавы:

  1. Игра «Ку-ку!». Это те же прятки, только в упрощенном варианте. Мама или папа закрывают свои глаза руками на короткое время и затем открывают их со словами «ку-ку». Также можно спрятаться за спинку детской кроватки и выглядывать. Еще один вариант такой игры - накрывание головки ребенка легким платочком с последующим его раскрытием.
  2. «Ладушки». Ребенка можно усадить на колени, взять его ладошки в свои, показать, как надо хлопать, и при этом ласково приговаривать или припевать «Ладушки, ладушки, где были - у бабушки…». Такая игра развивает мелкую моторику пальцев, активизирует головной мозг, поднимает настроение.
  3. «Сорока-ворона». Эта детская игра не просто развивает речь, но также обогащает пассивный словарный запас ребенка. Она активизирует работу его желудочно-кишечного тракта, потому что взрослый стимулирует на ладошке активные точки, отвечающие за работу органов пищеварения. В центре детской ладошки есть зона, стимулирующая работу тонкого кишечника. Именно с ее поглаживания своим указательным пальцем надо начинать игру. Движения совершаются по кругу, но без сильного нажима, со словами: «Сорока-ворона на припечке сидела, деткам кашку варила, деток кашкой кормила». Далее нужно легонько отводить назад и массажировать кончики всех пальцев, начиная с мизинца, приговаривая: «Этому дам, этому дам…». Всем пальчикам соответствуют определенные органы детского тела: мизинцу - сердце, указательному - желудок, безымянному - ЦНС, среднему - печень, большому - головной мозг. Именно поэтому последний надо массажировать дольше других со словами: «А этому не дам: он дров не рубил, в дом не носил, печь не топил, кашку не мешал!».

Помимо игр, малышу в 4 месяца надо продолжать делать массаж , заниматься с ним гимнастикой после пробуждения, в воде.

Питание ребенка в 4 месяца

Мама к этому времени должна выработать режим дня и кормлений. Отклонения в нем могут быть, но незначительные. Дитя, которое живет по режиму, с пеленок приучается к дисциплине, порядку, у него лучше работает система пищеварения.

В 4 месяца крохе вполне достаточно материнского молока. Оно полностью удовлетворяет потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха еще не нуждается и в дополнительном допаивании. Молоко мамы вполне удовлетворяет потребность организма в жидкости.

Поэтому деткам на грудном вскармливании не стоит вводить прикорм в 4 месяца. Педиатры рекомендуют делать это в 6 месяцев. Ведь даже соки, которые на первый взгляд кажутся безобидными, могут у малыша вызвать сильную аллергию и колики. Это только повысит кислотность желудочного сока, будет провоцировать частые срыгивания. Хотя на практике многие мамы уже пробуют после исполнения крохе 4 месяцев давать прикорм. Если уже так хочется попробовать, то пюре из фруктов можно вводить лишь после овощных. Помимо риска аллергии и высокой нагрузки на желудочек, существует и риск отказа от груди. Ведь фрукты и соки сладкие, они вкуснее материнского молока.

Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то первый прикорм разрешатся вводить ближе к пяти месяцам. Это должно быть овощное пюре из брокколи или кабачка.

Кормление смесью четырехмесячного малыша осуществляется 6-7 раз в сутки. Объем адаптированной смеси составляет 1/7 от веса крохи, то есть 150-160 мл за кормление.

Специально для - Диана Руденко

В этой статье:

Три первых месяца для ребёнка полны тяжелой борьбы за самостоятельное существование. Конечно, это не значит, что к 4 месяцам малыш встанет на ноги, помашет вам ручкой и пойдёт по своим делам, но многие проблемы с взрослением остаются навсегда позади: у малыша пропадают колики, устанавливается здоровый ночной сон, с детьми в 4 месяца можно играть и они осознанно радуются вашему присутствию, воспринимают настроение, стараются отвечать вам гулением и агуканьем. Малыш в 4 месяца узнаёт родственников, знает бабушку и дедушку и с удовольствием проводит с ними время, пока вас нет дома.

Родителям важно знать, что должен уметь ребёнок в 4 месяца, чтобы вовремя увидеть возможные проблемы своего ребёнка, при необходимости посоветоваться с врачом и сделать его развитие более гармоничным.

Основные навыки малыша в 4 месяца

Ребёнок в 4 месяца вполне должен уметь опираться на ручки и, лёжа на животе, держать головку, поворачивать ее в сторону звуков. Сейчас ваши сыночки и дочки похожи на маленьких эльфов, пришедших к вам из волшебной сказки. Они милы, смешны, подвижны, беззаботны и очень нуждаются в тепле и любви родительских сердец.

Когда малыш не спит, ему необходимо движение – в этом сейчас заключается его развитие. Лёжа на спине, он должен уметь двигать конечностями и стремиться поворачиваться. Ребёнок ведёт себя как маленькая черепашка. Машет ручками, дрыгает ножками, вертит головой и издаёт смешные звуки. Если в доме появился незнакомый человек, малыш на некоторое время затихает, долго разглядывает незнакомца, не подаёт признаков радости.

Если же к ребёнку подходит родственник, он радостно начинает свои всевозможные телодвижения, и на его лице появляется лучезарная улыбка. В 4 месяца малыш знает голос и запах мамы – понимание её образа есть в нескольких вариантах. Но если мама сделает модную прическу или стрижку, придётся несколько минут убеждать малыша, что это именно мама, а не чужая тётя с похожим голосом. Ребёнок ещё не должен уметь определять цвет волос и форму относительно мамы или папы: для него это отдельные вещи. Развитие малыша не позволяет распознавать родственников по чертам лица, ему нужны конкретные факты: тот же цвет волос или очки (если есть).

Лёжа на животике, четырёхмесячный малыш должен уметь дотянуться до любимой игрушки и притянуть её к себе, взять в рот, облизать, «поговорить» с ней. Некоторые дети активно переворачиваются набок, а некоторые уже стремятся видеть мир вертикально и стараются присесть. Делать это пока очень рано, особенно девочкам.

Формирование позвоночника и внутренних органов ещё не завершилось, поэтому не спешите радостно усаживать ребёнка на попу.
Выход можно найти всегда: соорудите гору из подушек и уложите ребёнка почти вертикально на подъёме. Это ему очень понравится.

Ребёнку интересно наблюдать за движениями. Он знает семейное животное (собаку и кошку), тянет к ним руки, издаёт звуки при их появлении в комнате. Если включить музыку, малыш замрёт и станет прислушиваться, распознавая отдельные «пиликанья» и удары. Если песня «нам» понравилась, будут эмоциональные выплески звуков, радостные всхлипывания и подергивания конечностями. Такое поведение говорит о том, что развитие идёт в правильном направлении.

Если малыша взять на руки, вы устроите ему настоящий праздник дня. Ведь именно из этого положения ему становится всё удобнее познавать мир, вертеть головой, дотягиваться до интересных и «вкусных» вещей, тянуть людей за волосы.

Ребёнок в 4 месяца должен уметь внимательно слушать и стараться копировать. Он тянется к повторению мимики и ответной реакции на разговор. Он внимательно рассматривает и ощупывает лица родственников. Если с ним начать разговор, поднимает брови и вытягивает губы, начинает «агукать» в ответ. Ребёнок знает своё имя, понимает, когда обращаются к его родителям.

Если вы заметили отклонения…

Опасения родителей в отклонениях у любимого ребёнка – это нормальная реакция заботливого взрослого человека. Не стесняйтесь по любому поводу обращаться к участковому врачу или ведущему частному терапевту. Даже незначительный вопрос может оказаться своевременным и в тему. Развитие четырёхмесячного ребёнка – процесс тонкий, и если это развитие вовремя скорректировать, ребёнок будет защищен от многих психологических потрясений в будущем. Конечно, не стоит не спать ночами, не отводя взгляд от сладкого малыша, и переходить на самостоятельное изготовление еды и витаминов для ребёнка во избежание чего-то плохого.

Миллиарды людей вырастают полноценными гражданами своих стран, и многие из них появляются в семьях, где нет возможности обеспечить ребёнка необходимой медицинской помощью и даже элементарным комфортом дома. Все решает родительская любовь и забота. Так что если вы ясно видите, что ваш ребёнок весел, постоянно в движении (чем и заменяет свои положительные эмоции) , хорошо ест, спокойно спит, обращает внимание на рекламу и мультфильмы, имеет нормальный стул и без проблем наполняет памперс после питья, то у вас вполне здоровый и счастливый ребёнок.

Если же малыш вялый, плохо поворачивается набок или не поворачивается вовсе, постоянно хочет спать и мало ест, если появился стул зелёного или тёмного цвета или же понос, то обратитесь за помощью к специалисту. Вполне возможно, что ребёнку не хватает каких-то витаминов. Если выявится проблема серьёзнее, вы получаете шанс пресечь её на корню, не развивая дальше 4-месячного возраста.

Ребёнок 4 месяцев и внимание родителей

Четырёхмесячный малыш остро чувствует атмосферу в семье и настроение родителей. Развитие позволяет ему без труда понимать настроение взрослого. Активность его жизнедеятельности может снизиться из-за нездоровой атмосферы в семейном кругу. Будьте внимательны и заботливы друг к другу, относитесь с любовью ко всему происходящему вокруг. Покажите малышу, что он желанный, любимый и важный член семьи. Играйте с ним, чаще берите на руки. Если выдалась свободная минутка, подходите и узнавайте, как у него дела. Осознание своей необходимости вашей семье даст ребёнку дополнительную энергию. И даже если малыш почувствует недомогание, оно быстро исчезнет, замещённое родительской любовью.

Во время обязательных процедур разговаривайте с малышом, комментируйте, что сейчас вы его купаете, моете ручки, попку, умываете личико. Когда одеваетесь на прогулку, рассказывайте, как красиво наряжаете своего малыша и как весело вам сейчас будет на свежем воздухе. Не оставляйте без внимания массаж и сказки на ночь.

Сон, питание, прогулки

В возрасте 4 месяцев ребёнок должен спать 1-2 раза в день по 30-40 минут и один полноценный раз 1-2 часа. Ночной сон становится продолжительным, поскольку ребёнка ничего не беспокоит. Если ребёнок остаётся на грудном вскармливании, ночами он просыпается от голода всё реже. Если перед сном мама уединится с малышом и основательно его накормит, сил для сна ему хватит на 6-8 часов. К радости родителей и самого ребёнка, в 4 месяца можно вводить интересный прикорм: мятый банан с молоком, жидкие каши, перетёртые овощи.

В современном мире огромное количество разработок детского питания в удобных упаковках по порциям с набором всех необходимых микроэлементов, полезных для подрастающего организма. Но в любом случае, избегая возникновения аллергии, старайтесь давать своему малышу новые блюда не более раза в сутки. Это нужно для выявления отторжения организмом того или иного продуктов. Несмотря на полезность ряда овощей, у малыша может возникнуть личная непереносимость продукта. Если накормить его всем и сразу, то невозможно будет понять, на что появилось высыпание, неправильный стул, другие нежелательные реакции.

Прогулка нужна ребёнку для развития иммунитета и нервной системы. Чаще всего на прогулке дети просто спят. Реже – наблюдают за птичками, интересуются прохожими, разговаривают на своём языке. На прогулку теперь нужно брать с собой бутылочку с водой, бутылочку с соками, баночку каши или овощей для подкрепления. Если погода позволяет, гулять можно по часу и по два, но не отходя слишком далеко от дома.

Ребёнок может почувствовать себя неважно или захотеть вернуться в свою кроватку. Это желание сопровождается оглушительными криками, которые невозможно унять соской, едой или мамиными уговорами. Несмотря на то, что ребёнок может спать во время прогулки, после прогулки, приняв правильную гигиену и пообедав, он может снова погрузиться в сладкий сон. Не стоит ждать, пока он выспится полностью, иначе рискуете перепутать день и ночь. Достаточно дать ему отдохнуть в стенах дома до 30 минут, после нежно разбудить маминым массажем и весёлыми песенками.

Посещения врача и первые прививки

Ежемесячные посещения врача очень нужны и маме, и малышу. Врач измеряет рост и вес малыша, делает общий осмотр и записывает показатели в карту ребёнка для сравнения и наблюдения за нормальным развитием. Также на приёме проверяются все приобретённые навыки, записывается, что должен уметь малыш:

  • поворачиваться набок и переворачиваться на спину или на живот;
  • держать голову;
  • реагировать на звуки и голоса;
  • реагировать на оклик по имени.

Также врач проверит:

  • мышечную реакцию;
  • хватательные движения;
  • общие рефлексы малыша.

При недостатке функциональности обязательного процесса, который должен выполнять ребёнок в 4 месяца, врач назначает лечение. Это может быть массаж, витаминный комплекс, посещение терапевта. Также вас могут направить на дополнительные анализы.

Если же с вашим малышом всё в порядке, вы можете быть свободными от врачей ещё месяц, наслаждаясь компанией друг друга и обучая свою крошку новым делам, открывая ему взрослый мир с разных сторон. Здоровый и счастливый ребёнок с удовольствием тянется к знаниям, быстрее развивается и редко болеет.

Вашему малышу исполнилось 4 месяца! Он больше не похож на того малоподвижного и беспомощного младенца, которого вы принесли из роддома. Теперь это пухлощекий карапуз с любопытными глазками и улыбчивым личиком. Его уже не беспокоят колики, боли и беспричинные страхи: он освоился в новом мире и готов приступить к его исследованию.

Активное взаимодействие с окружающим миром, стремительное развитие психоэмоциональной сферы и постепенное угасание рефлексов новорожденного – вот главные достижения четырехмесячного ребенка.

Физическое развитие

Тело малыша сильно изменяется: грудная клетка увеличивается, конечности удлиняются, и разница между объемами головы и туловища сглаживается. Пропорции его тела все больше начинают напоминать пропорции взрослого человека.

Ребенок продолжает расти: в 4 месяца нормальный рост должен составлять 60–63 см, вес – 6–7 кг. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые зубки.

Угасание рефлексов новорожденного

В 4 месяца продолжается угасание рефлексов новорожденного. Проверить их наличие или отсутствие несложно, однако тестированием младенца должен заниматься не родитель, а врач-невропатолог:

  1. Положите кроху на ровную поверхность и с силой хлопните по ней руками. Если сохранился рефлекс Моро, ребенок раскинет ручки с раскрытыми ладонями, после чего вернет их в исходное положение.
  2. Положите малыша на животик, а затем приложите ладонь к его ступням, создавая опору. Ребенок попытается ползти. Этот рефлекс должен угаснуть к 4–5 месяцам, чтобы замениться умением ползать самостоятельно, без всякой опоры.
  3. Проведите пальцами сверху вниз вдоль спинки малыша, отступив по 1 см справа и слева от линии позвоночника. Если рефлекс Таланта не угас, малыш изогнет спинку.
  4. Проведите пальцем сверху вниз по линии позвоночника. Сохранившийся рефлекс Переза заставит ребенка изогнуться и закричать.
  5. Прикоснитесь к ладони младенца игрушкой. Кроха должен не только сжать кулачок, схватив предмет, но и попробовать рассмотреть «добычу», потрясти ее или засунуть в рот. Такой интерес к схваченной вещице будет свидетельствовать о смене хватательного рефлекса произвольными хватательными движениями.

Если рефлекторные действия сохранились, врач назначит ребенку лечение: несвоевременное угасание рефлексов новорожденного говорит о неврологических патологиях.

Умения и навыки

Физическое развитие малыша происходит стремительно, поэтому к концу этого месяца ребенок овладевает следующими умениями:

  • перекатывается с живота на бок, иногда – на спинку;
  • лежа на спине, задирает ножки настолько высоко, что способен дотронуться ладошками до коленок или пальчиков ног;
  • лежа на животе, способен поднять голову и плечи и, опираясь на предплечья, в течение минуты удерживать головку;
  • умеет принимать сидячее положение, если родители подтянут его вверх за ручки (но присаживать кроху пока рано – его скелет еще недостаточно окреп);
  • может «стоять» на пальчиках ног и слегка подпрыгивать, если родители поддерживают его под мышки, однако удерживать собственный вес на выпрямленных ногах пока не в состоянии;
  • держит ладошки раскрытыми, складывает их вместе или засовывает пальцы в рот, хлопает руками по поверхности, способен удерживать предметы на протяжении 25–30 секунд;
  • хватает предметы ручками произвольно, когда захочет, рассматривает их, тащит в рот;
  • лежа на животе, пробует ползти: приподнимает заднюю части и двигает ножками;
  • хорошо различает цвета, видит объекты, находящиеся на расстоянии 3–3,5 м от глаз, с интересом следит за подвижными предметами;
  • неплохо различает звуки (особенно мамин голос), может отличить знакомый голос от незнакомого, реагирует на тихую ритмичную музыку покачиванием головы в такт, различает эмоциональную окраску звучащей речи.

Важное достижение этого возраста – появление произвольных движений. Это закономерное следствие угасания рефлексов, которое свидетельствует о том, что ребенок начинает контролировать собственное тело и координировать действия.

Упражнения для физического развития

  1. Чтобы ребенок научился переворачиваться с животика на бок, поднесите к его лицу яркую игрушку, а затем отведите ее вверх. Ребенок потянется за любопытной вещицей и сможет перевернуться.
  2. Если малыш не реагирует на игрушку, помогите ему совершить первый поворот: положите кроху на животик и слегка поверните его ножки таким образом, чтобы таз тоже повернулся. Младенец не сможет долго пребывать в столь неудобном положении и начнет поворачивать головку и плечи. Если вы немного поможете, он перевернется полностью.
  3. Чтобы ребенок начал ползать, положите его на пол и поставьте перед ним занимательную игрушку. Увидев интересную вещицу, кроха попытается приблизиться к ней и схватить в руки. Сделайте так, чтобы малыш смог удовлетворить это желание, иначе интерес к игре пропадет.
  4. Чтобы развить умение контролировать тело, прикрепите к ручке малыша звенящий колокольчик или бубенчик. Со временем кроха поймет, что определенные движения вызывают звон, и будет целенаправленно совершать их.
  5. Развивать ловкость пальчиков можно с помощью неширокого атласного шнурка. Вложите его в ручку малыша, дождитесь, пока он ухватится за него, а затем потяните за один кончик. Ребенку придется либо крепче ухватиться за шнурок, либо передвинуть пальчики.
  6. Присаживать кроху пока рано, но можно сосредоточиться на развитии мышечного каркаса позвоночника. Для этого кладите младенца на спинку, давайте ухватиться ладошками за ваши пальцы и медленно приподнимайте его вверх. Малыш будет тянуться за вами, постепенно принимая сидячее положение (угол подъема не должен превышать 45º).

Речевое развитие

Четырехмесячный малыш – настоящий болтун. Если раньше он использовал голос, чтобы привлечь внимание матери к собственным потребностям или выразить недовольство, то теперь он кричит и гулит ради удовольствия. Кроха радуется возможности производить различные звуки, повторяя их за взрослыми.

Лучше всего малышу удаются гласные «а» и «о», а также некоторые согласные («б», «п», «м»). Он еще не способен произносить слоги и слова, однако понять его речь можно: если мама внимательно прислушается к «разговору» младенца, она сможет определить его эмоциональное состояние.

Упражнения для развития речи

  1. Целенаправленно развивать речь пока не нужно: достаточно много говорить с ребенком, рассказывать ему сказки, истории из жизни. Чтобы малыш мог впоследствии связывать звуковой образ с визуальным, показывайте ему разнообразные игрушки или картинки и рассказывайте об увиденном.
  2. Наклоняйтесь над лежащим малышом и начинайте произносить звуки (сначала гласные, потом согласные). Ребенок, видя движения ваших губ, попробует им подражать. Вскоре он сможет повторять за вами отдельные звуки, а впоследствии – слоги и слова.
  3. Устраивайте перед ребенком импровизированные представления с участием тряпичных кукол. Содержание таких «пьес» не важно: главное – выразительная и эмоциональная речь. Наделяйте каждого героя индивидуальным тембром, высотой и громкостью голоса, чтобы малыш, слушая вас, учился с помощью звуков выражать свои эмоции.

Психическое развитие

О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:

  • способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
  • разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
  • появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
  • различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
  • проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
  • умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.

К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.

Как не допустить задержки психического развития?

  1. Сейчас для ребенка важен постоянный контакт с матерью. Он должен ощущать ее любовь и заботу, должен слышать ее голос, рассказывающий ему об удивительных вещах из окружающего мира. Такое близкое общение – залог правильного эмоционального развития.
  2. В 4 месяца у малыша совершенствуется мелкая моторика, тактильные ощущения и осязание. Поэтому предлагайте ему как можно более разнообразный набор игрушек: подойдут пластиковые колечки, деревянные кубики, тряпичные куклы, плюшевые зверюшки. Особенно интересны ему будут игрушки-пищалки и музыкальные игрушки с кнопками: они совершенствуют не только тактильные ощущения, но и слух малыша.
  3. Играйте с крошкой в игры, подходящие для его возраста: «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона».

Режим дня

Сон

Еще совсем недавно большую часть времени кроха проводил во сне. Но в 4 месяца период бодрствования значительно увеличивается и достигает 9–10 часов в сутки. В ночное время малыш спит по 9–10 часов без пробуждений, а днем засыпает всего 2–3 раза.

Начинайте приучать ребенка к режиму: для этого укладывайте его спать в строго определенное время. Однако не препятствуйте, если малыш засыпает раньше установленного часа: когда кроха начинает зевать и отказываться от игры, несите его в кроватку.

В 4 месяца ребенок уже может засыпать самостоятельно, без присутствия родителей. Однако для этого он должен быть в отличном расположении духа. Чтобы успокоить малыша, положите его в постель и некоторое время постойте рядом с ним.

Кормление

Оптимальный способ питания для четырехмесячного малыша – грудное вскармливание. Если у матери хватает молока, прикорм вводить пока не обязательно. Если же младенец находится на искусственном вскармливании, то его меню можно разнообразить следующими продуктами:

  • овощными и фруктовыми соками (смешивайте несколько капель сока с водой и кормите получившейся смесью ребенка);
  • яичным желтком (разотрите ¼ желтка и разбавьте его привычной молочной смесью);
  • детским кефиром, творожком;
  • однозлаковыми кашами.

Все эти виды прикорма вводятся постепенно, небольшими порциями (по ½ чайной ложки). Если у ребенка появляется аллергическая реакция, продукт нужно сразу исключить из рациона.

Среднее количество кормлений в этом возрасте – 6–7 в сутки. Пища предоставляется по первому требованию.

Привыкание к новому типу питания приводит к изменению детского стула. Теперь опорожнение кишечника происходит не более 2–3 раз в день (при грудном кормлении) или 1 раз в день (при введении прикорма).

Четырехмесячный малыш – это неутомимый исследователь. Он уже привык к изменившимся условиям жизни, приобрел достаточно новых навыков и теперь готов активно применять их для изучения окружающего мира. Помогите своему любознательному крошке удовлетворить любопытство!