Проект навыки самообслуживания во второй младшей группе. Конспект занятия по самообслуживанию в младшей группе

Конспект комплексного занятия по формированию навыков самообслуживания

во второй младшей группе

воспитатель:

Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые сухие руки, полотенце на своем месте, кран закрыт); осознания своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации. закрепить умение детей самостоятельно одеваться на прогулку, используя предметно-схематичную модель последовательности одевания воспитывать у детей гуманные способы поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить.

необходимый материал:

игровой персонаж кукла Катя, игровой персонаж поросенок Хрюша, комплект осенней и зимней одежды, дидактические карточки процессов одевания и умывания, предметы для умывания (мыло, полотенце).

организация : образовательная ситуация конструируется вокруг куклы, которая предлагает детям поиграть с ней в хороводную игру, с дальнейшим появлением поросенка, с переходом в ванную комнату. Участвует небольшая подгруппа детей.

Ход занятия:

Дети занимаются свободной деятельностью. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель входит с куклой Катей на руках.

Вос-ль: Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел. Это Катя. Она шепнула мне на ушко, что ей хочется с нами играть. Давайте поиграем с Катей в хороводную игру «Зайчик серенький сидит»

(в конце игры в дверь вбегает поросенок Хрюша, перепачканный и грязный

Хрюша: Ух ты, как тут весело, как здорово! А сколько игрушек, а сколько ребят! Я хочу с вами играть, я буду Зайкой!

Вос-ль: Здравствуй Хрюша! Мы с ребятами конечно рады тебя видеть, но приходить в гости и играть в таком виде, как у тебя, нельзя.

Хрюша: А какой у меня вид, самый замечательный.

Вос-ль: Дети, посмотрите на Хрюшу, какой он?

Дети: Грязный, неумытый.

Вос-ль: А покажи кА нам твои руки

Дети: Грязные

Вос-ль: Мы ругать тебя не будем

Все, что было позабудем,

Позабудем, все что было,

И научим мыться с мылом

Дети, что для этого нужно?

Ответы детей: МЫЛО, ВОДА, ПОЛОТЕНЦЕ

Вос-ль: А где же это все находится?

Дети: В умывальной комнате.

Вос-ль: Пойдем умываться.

Хрюша: Ой, я первый, я сам умею умываться. Я вам покажу! (подбегает к раковине, сильно открывает кран, всех обрызгивает)

Вос-ль: Дети, разве так открывают кран?

Дети: нет, надо открывать потихоньку, чтобы никого не обрызгать и не залить пол

Вос-ль: (читает стих) Знаем, знаем. Да, да, да

Где тут прячется вода.

Выходи водица

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку

Нет, не понемножку, посильней,

Будим умываться веселей!

Вос-ль: Ребята, а что Хрюша еще забыл сделать, прежде, чем открыть кран?

Дети: Рукава закатать

Вос-ль: Рукава закатали, кран открыли, теперь надо научить Хрюшу умываться. Кто мне поможет? Вот Петя хочет помочь.

Вос-ль: Сначала моем руки. Петя как мы это будем делать? Намочим немного, возьмем мыло и оденем на руки мыльные перчатки.

(читает стих) Мыло душистое, белое. Мылкое

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою

Ты бы грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло тебя наконец бы отмыло!

Вос-ль: Хрюша смыл мыло с рук, теперь надо лицо умыть, оно еще грязное. Как будем лицо мыть, покажи Петя.

Ребенок: надо ладошки сложить лодочкой, наполнить и помыть лицо.

Вос-ль: Правильно. А какое стихотворение мы можем читать, когда умываемся?

«Водичка, водичка, умой мое личко

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дети: Кран закрыть, и капельки воды отжать, сложив руки в замочек

Вос-ль: А теперь мы чистые, идем вытираться полотенцем.

Посмотри, Хрюша, как Петя это делает. Сначала руки вытираем, затем лицо. Теперь вешаем аккуратно полотенце на вешалку .

Вос-ль: Вот теперь тебя люблю я

Вот теперь тебя хвалю я

Дети, каким стал Хрюша?

Дети: Чистым, красивым.

Вос-ль: Хрюша, тебе нравится таким быть?

Хрюша: Да, очень. Я теперь всегда таким буду.

Вос-ль: это очень хорошо. Мы с ребятами хотим подарить тебе подарок. Все для чистоты.

Хрюша: Спасибо, я побегу маме покажу.(уходит)

Вос-ль: Теперь у нас в группе все чистые и опрятные. Мы с ребятами собираемся на прогулку. Хочешь Катя пойти с нами?

Катя: Конечно хочу. Правда у меня столько одежды. Я не знаю что одеть.

Вос-ль: ребята, поможем Кате собраться?

Дети отвечают: да

Вос-ль: Посмотрите, у Кати есть легкая шапочка, теплая шапочка, осенняя куртка, шубка, резиновые ботиночки, теплые сапожки, брючки, кофта. Что же нам нужно?

Дети отвечают

Вос-ль: А почему?

Дети отвечают: потому что холодно, можно простудиться.

Вос-ль: Да ребята, на улице морозно, ветер дует, поэтому наша одежда должна быть теплой, защищать от холода.

Катя: Значит я буду одевать шубу.

Вос-ль: Погоди Катенька, шубку мы непременно оденем, но все одевать нужно по порядку, иначе одеваться будет неудобно, ты вспотеешь пока оденешься. Наши ребята знают, что за чем нужно одевать? Давайте-ка проверим. Вот здесь у меня карточки «Мы одеваемся на прогулку». Составим их по порядку.

Дети составляют карточки, воспитатель исправляет в случае ошибки.

Вос-ль: Итак, сначала мы одеваем колготки и брючки, затем носочки и сапожки, теперь свитер, шапочку, куртку или шубку, и в конце шарф и варежки.

Чтобы нашим ребятам было легче собираться на прогулку, в раздевалке у нас есть такая схема-помошница. Если забудешь, что вперед одевать, она тебе напомнит.

Дети помогают Кате одеться, одеваются сами.

Катя: Спасибо, ребята, что помогли.

Самообслуживание во время подъема после сна.

Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.

1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

2. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды) .

3. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот.

4. Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Пособия: массажные коврики, игрушка – кукла, магнитофон с записями классической музыки.

Звучит спокойная классическая музыка – Шопен – Вальс си-минор. Дети постепенно просыпаются.

При подъеме детей воспитатель использует потешки:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, Егорушка!

Воспитатель в потешки повторяет имена детей, которые не проснулись.

Затем дети делают гимнастику после сна:

Отложить одеяло.

Потягивания лежа на спине. (3 – 5 раз)

массаж животика

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

Цель: улучшить работу кишечника.

«Велосипед»

Лежа на спине, крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж-ж).

Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

«Заводим машину»

Выполняется сидя. Ставим пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком. Ж-Ж-Ж. Затем то же против часовой стрелки.

Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком ПИ.

Дети встали и прошли в группу по массажным коврикам.

Хождение по коврикам с шершавой поверхностью.

Ходьба босиком по коврикам предохраняет от плоскостопия. Оно тренирует мышцы стопы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы.

Дети при ходьбе повторяют потешку:

Топ, топ ножки

Шагают по дорожке

Дорожка кривая

Ни конца, ни края

Мы идем, идем, идем

И ничуть не устаем.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что к нам в группу пришли гости.

Воспитатель: Поздоровайтесь.

Воспитатель: К нам пришли не только взрослые, но и кукла Катя. Она скоро будет ходить в детский сад, но ничего не умеет делать.

Воспитатель: Ребята, давайте научим ее одеваться.

Дети самостоятельно одеваются при небольшой помощи воспитателя, одновременно объясняют и показывают кукле Кате как нужно одеваться: сначала колготки, шорты затем платье, потом обувь.

Ребята, мы с вами оделись, но давайте посмотрим друг на друга. Что мы забыли сделать?

Причесаться.

Воспитатель расчесала девочек, опять же используя разнообразные потешки:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Пока девочки причесываются, мальчики одевают бумажную куклу, играют в пособия по самообслуживанию.

Дети идут в туалет, моют руки. Воспитатель следит за тем, как дети моют и насухо вытирают руки. При этом можно использовать потешки и поговорки:

Ай, лады, лады, лады -

Не боимся мы воды:

Часто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Теплою водою

Руки чисто мою

Кусочек мыла я возьму

и ладошки им потру

Все дети вышли из туалетной комнаты, дежурные надели фартуки.

Дети повторяют алгоритм накрывания на стол и правило поведения за столом.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот-тарелка, вот-еда,

Не осталось и следа.

Это –ложка,

Это –чашка

В чашке –гречневая кашка

Ложка в чашке побывала

Кашки гречневой не стало!

Воспитатель напоминает детям «Когда я ем, я глух и нем».

Дети сели за столы, показывая кукле Кате, как нужно правильно и красиво сидеть за столами, пользоваться салфетками.

После еды напомнить детям о важности говорить «Спасибо».

Дети относят за собой чашки и стульчики.

Дежурные убирают со столов.

Девочки, после полдника, играют с куклой Катей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообслуживание

Формирование навыков самообслуживания

У детей второй младшей группы.

Выполнила: воспитатель второй

младшей группы

Гребенщикова Н.Н.

Самообслуживание во время подъема после сна.

Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.

Задачи:

1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

2. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды) .

3. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот.

4. Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Пособия: массажные коврики, игрушка – кукла, магнитофон с записями классической музыки.

Звучит спокойная классическая музыка – Шопен – Вальс си-минор. Дети постепенно просыпаются.

При подъеме детей воспитатель использует потешки:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, Егорушка!

Воспитатель в потешки повторяет имена детей, которые не проснулись.

Затем дети делают гимнастику после сна:

Отложить одеяло.

Потягивания лежа на спине. (3 – 5 раз)

массаж животика

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

Цель: улучшить работу кишечника.

«Велосипед»

Лежа на спине, крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж-ж).

Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

«Заводим машину»

Выполняется сидя. Ставим пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком. Ж-Ж-Ж. Затем то же против часовой стрелки.

Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком ПИ.

Дети встали и прошли в группу по массажным коврикам.

Хождение по коврикам с шершавой поверхностью.

Ходьба босиком по коврикам предохраняет от плоскостопия. Оно тренирует мышцы стопы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы.

Дети при ходьбе повторяют потешку:

Топ, топ ножки

Шагают по дорожке

Дорожка кривая

Ни конца, ни края

Мы идем, идем, идем

И ничуть не устаем.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что к нам в группу пришли гости.

Воспитатель: Поздоровайтесь.

Воспитатель: К нам пришли не только взрослые, но и кукла Катя. Она скоро будет ходить в детский сад, но ничего не умеет делать.

Воспитатель: Ребята, давайте научим ее одеваться.

Дети самостоятельно одеваются при небольшой помощи воспитателя, одновременно объясняют и показывают кукле Кате как нужно одеваться: сначала колготки, шорты затем платье, потом обувь.

Ребята, мы с вами оделись, но давайте посмотрим друг на друга. Что мы забыли сделать?

Причесаться.

Воспитатель расчесала девочек, опять же используя разнообразные потешки:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Пока девочки причесываются, мальчики одевают бумажную куклу, играют в пособия по самообслуживанию.

Дети идут в туалет, моют руки. Воспитатель следит за тем, как дети моют и насухо вытирают руки. При этом можно использовать потешки и поговорки:

Ай, лады, лады, лады -

Не боимся мы воды:

Часто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Теплою водою

Руки чисто мою

Кусочек мыла я возьму

и ладошки им потру

Все дети вышли из туалетной комнаты, дежурные надели фартуки.

Дети повторяют алгоритм накрывания на стол и правило поведения за столом.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот-тарелка, вот-еда,

Не осталось и следа.

Это –ложка,

Это –чашка

В чашке –гречневая кашка

Ложка в чашке побывала

Кашки гречневой не стало!

Воспитатель напоминает детям «Когда я ем, я глух и нем».

Дети сели за столы, показывая кукле Кате, как нужно правильно и красиво сидеть за столами, пользоваться салфетками.

После еды напомнить детям о важности говорить «Спасибо».

Дети относят за собой чашки и стульчики.

Дежурные убирают со столов.

Девочки, после полдника, играют с куклой Катей.

Список использованной литературы:

1. Бочкарева О. И. «Система работы по художественно – эстетическому воспитанию. Младшая группа», 2009 г.

2. Бочкарева О. И. «Организация деятельности по формированию культурно – гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группа», 2008 г.

3. Данилов И. «Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников», 2009 г.

4. Доронова Т. Н. «Радуга. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада», 1993 г.

5. Жукова Р. А. «Трудовое воспитание. Разработка занятий. Младшая группа», 2009 г.

6. Капалыгина И. И. «Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни младших школьников. Теория и практика», 2008 г.

7. Фесюкова Л. Б. «Открытые занятия в младших группах детского сада. Методическое пособие + цветные демонстрационные рисунки», 2010г.


Конспект комплексного занятия по формированию навыков самообслуживания

во второй младшей группе

воспитатель:Томозова М.Н.

    способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые сухие руки, полотенце на своем месте, кран закрыт); осознания своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации.

    закрепить умение детей самостоятельно одеваться на прогулку, используя предметно-схематичную модель последовательности одевания

    воспитывать у детей гуманные способы поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить.

необходимый материал:

игровой персонаж кукла Катя, игровой персонаж поросенок Хрюша, комплект осенней и зимней одежды, дидактические карточки процессов одевания и умывания, предметы для умывания (мыло, полотенце).

организация : образовательная ситуация конструируется вокруг куклы, которая предлагает детям поиграть с ней в хороводную игру, с дальнейшим появлением поросенка, с переходом в ванную комнату. Участвует небольшая подгруппа детей.

Ход занятия:

Дети занимаются свободной деятельностью. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель входит с куклой Катей на руках.

Вос-ль: Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел. Это Катя. Она шепнула мне на ушко, что ей хочется с нами играть. Давайте поиграем с Катей в хороводную игру «Зайчик серенький сидит»

(в конце игры в дверь вбегает поросенок Хрюша, перепачканный и грязный

Хрюша: Ух ты, как тут весело, как здорово! А сколько игрушек, а сколько ребят! Я хочу с вами играть, я буду Зайкой!

Вос-ль: Здравствуй Хрюша! Мы с ребятами конечно рады тебя видеть, но приходить в гости и играть в таком виде, как у тебя, нельзя.

Хрюша: А какой у меня вид, самый замечательный.

Вос-ль: Дети, посмотрите на Хрюшу, какой он?

Дети: Грязный, неумытый.

Вос-ль: А покажи кА нам твои руки

Дети: Грязные

Вос-ль: Мы ругать тебя не будем

Все, что было позабудем,

Позабудем, все что было,

И научим мыться с мылом

Дети, что для этого нужно?

Ответы детей: МЫЛО, ВОДА, ПОЛОТЕНЦЕ

Вос-ль: А где же это все находится?

Дети: В умывальной комнате.

Вос-ль: Пойдем умываться.

Хрюша: Ой, я первый, я сам умею умываться. Я вам покажу! (подбегает к раковине, сильно открывает кран, всех обрызгивает)

Вос-ль: Дети, разве так открывают кран?

Дети: нет, надо открывать потихоньку, чтобы никого не обрызгать и не залить пол

Вос-ль: (читает стих) Знаем, знаем. Да, да, да

Где тут прячется вода.

Выходи водица

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку

Нет, не понемножку, посильней,

Будим умываться веселей!

Вос-ль: Ребята, а что Хрюша еще забыл сделать, прежде, чем открыть кран?

Дети: Рукава закатать

Вос-ль: Рукава закатали, кран открыли, теперь надо научить Хрюшу умываться. Кто мне поможет? Вот Петя хочет помочь.

Вос-ль: Сначала моем руки. Петя как мы это будем делать? Намочим немного, возьмем мыло и оденем на руки мыльные перчатки.

(читает стих) Мыло душистое, белое. Мылкое

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою

Ты бы грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло тебя наконец бы отмыло!

Вос-ль: Хрюша смыл мыло с рук, теперь надо лицо умыть, оно еще грязное. Как будем лицо мыть, покажи Петя.

Ребенок: надо ладошки сложить лодочкой, наполнить и помыть лицо.

Вос-ль: Правильно. А какое стихотворение мы можем читать, когда умываемся?

«Водичка, водичка, умой мое личко

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дети: Кран закрыть, и капельки воды отжать, сложив руки в замочек

Вос-ль: А теперь мы чистые, идем вытираться полотенцем.

Посмотри, Хрюша, как Петя это делает. Сначала руки вытираем, затем лицо. Теперь вешаем аккуратно полотенце на вешалку.

Вос-ль: Вот теперь тебя люблю я

Вот теперь тебя хвалю я

Дети, каким стал Хрюша?

Дети: Чистым, красивым.

Вос-ль: Хрюша, тебе нравится таким быть?

Хрюша: Да, очень. Я теперь всегда таким буду.

Вос-ль: это очень хорошо. Мы с ребятами хотим подарить тебе подарок. Все для чистоты.

Хрюша: Спасибо, я побегу маме покажу.(уходит)

Вос-ль: Теперь у нас в группе все чистые и опрятные. Мы с ребятами собираемся на прогулку. Хочешь Катя пойти с нами?

Катя: Конечно хочу. Правда у меня столько одежды. Я не знаю что одеть.

Вос-ль: ребята, поможем Кате собраться?

Дети отвечают: да

Вос-ль: Посмотрите, у Кати есть легкая шапочка, теплая шапочка, осенняя куртка, шубка, резиновые ботиночки, теплые сапожки, брючки, кофта. Что же нам нужно?

Дети отвечают

Вос-ль: А почему?

Дети отвечают: потому что холодно, можно простудиться.

Вос-ль: Да ребята, на улице морозно, ветер дует, поэтому наша одежда должна быть теплой, защищать от холода.

Катя: Значит я буду одевать шубу.

Вос-ль: Погоди Катенька, шубку мы непременно оденем, но все одевать нужно по порядку, иначе одеваться будет неудобно, ты вспотеешь пока оденешься. Наши ребята знают, что за чем нужно одевать? Давайте-ка проверим. Вот здесь у меня карточки «Мы одеваемся на прогулку». Составим их по порядку.

Дети составляют карточки, воспитатель исправляет в случае ошибки.

Вос-ль: Итак, сначала мы одеваем колготки и брючки, затем носочки и сапожки, теперь свитер, шапочку, куртку или шубку, и в конце шарф и варежки.

Чтобы нашим ребятам было легче собираться на прогулку, в раздевалке у нас есть такая схема-помошница. Если забудешь, что вперед одевать, она тебе напомнит.

Дети помогают Кате одеться, одеваются сами.

Катя: Спасибо, ребята, что помогли.

Валентина Соколова
План работы для 2-ой младшей группы по формированию навыков самообслуживания

План работы для 2-ой младшей группы

по формированию навыков самообслуживания

Цели и задачи на осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Совершенствование культурно-гигиенических навыков , формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.

Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, трусики, шапочку и т. д., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.) .

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Воспитание опрятности, умения замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Перспективный план на сентябрь месяц

Учит детей пользоваться унитазом

Продолжать учит самостоятельно снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете

Находить своё полотенце и уметь им пользоваться

Есть аккуратно

Уметь пользоваться салфеткой

Научить детей складывать одежду в шкафчик

Перспективный план на октябрь месяц

Приучать детей мыть руки после туалета

Продолжать учит детей пользоваться индивидуальным полотенцем

Учить пользоваться ложкой

Познакомить детей с алгоритмом одевания и раздевания

Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой

Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых

Перспективный план на ноябрь месяц

Учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания

Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем

Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место

Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи)

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его.

1. Наглядная информация для родителей на тему : «Как приучить ребёнка быть аккуратным»

2. Блок познавательных занятий «Одежда»

3. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

4. Блок познавательных занятий «Обувь»

5. Оформление уголка (туалетной комнаты)

6. Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»

7. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий : потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

8. Наглядная информация для родителей на тему : «Как ухаживать за молочными зубами»

9. Дидактические упражнения : «Оденем куклу на прогулку» , «Уложим куклу спать» .

10. Оформление дежурного уголка .

11. Наглядная информация для родителей на тему : «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста ».

12. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки» .

13. Дидактическое упражнение : «Айболит встречает ребят»

14. Чтение художественной литературы : «Мойдодыр»

15. Игровые ситуации : «Купание куклы» , «Накормим куклу»

16. Игровая ситуация «Обед для кукол» .

17. Занятие : «Наш зайчонок заболел» .

Цели и задачи на зиму (декабрь, январь, февраль)

Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания . Формирование привычки следит за своим внешним видом; умение пользоваться правильно мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (оборудование туалетной комнаты, столовые приборы, шкафчики индивидуального пользования).

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании . Формирование привычки соблюдать чистоту и порядок в помещении и на участке детского сада. Приучать детей к вежливому общению со взрослыми и сверстниками.

Перспективный план работы на декабрь месяц

Продолжать учить правильно пользоваться мылом

Продолжать учить детей вешать полотенце на место

Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания

Продолжать прививать у детей привычку садиться за стол с чистыми руками

Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками

Учить пользоваться салфеткой после еды

Учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду

Учить играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место

Перспективный план работы на январь месяц

Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания

Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком при мере необходимости

Продолжать учить правильно пользоваться унитазом. Учить самостоятельно , пользоваться туалетной бумагой

Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой

Продолжать учить правильно пользоваться ложкой и правильно держать чашку

Продолжать прививать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем

Учить завязывать и развязывать шнурки, застёгивать и растёгивать пуговицы и молнии

Перспективный план на февраль месяц

Продолжать учить последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой

Прививать у детей привычку мыть руки после туалета и по мере их загрязнения

Приучать детей к желанию всегда поддерживать порядок в шкафчиках индивидуального пользования. Поощрять самых аккуратных детей.

Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно

Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой

Учить пользоваться индивидуальной расчёской

Продолжать учить бережно обращаться с игрушками, убирать их на место

Продолжать учить последовательно одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик.

1. Наглядная информация для родителей на тему : «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков ».

2. Дидактические игры : «Водичка, водичка» , «Вымой руки»

3. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

4. Дидактические игры : «Умывалочка» , «Делаем причёску»

5. Занятия на тему : «Варвара краса – длинная коса»

6. Заучивание потешки «Расти коса, до пола» (окружающий мир младшая группа )

7. Дидактическое упражнение

8. Занятия на тему : «Водичка, умой моё личико»

9. Заучивание потешки «Водичка, водичка»

10. Дидактическое упражнение : «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем» .

11. Дидактическое упражнение : «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна» .

Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.

12. Беседа-наблюдение с детьми по теме : «Учимся у старших детей умываться»

13. Дидактическое упражнение «Возьмём мишку на прогулку»

14. Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.

15. Занятие-развлечение : «Вот что мы умеем»

16. Занятие : «Одежда весной»

17. Советы врача при недомогании ребёнка.

18. Сюжетно - ролевая игра «Больница» .

Цели и задачи на весну (март, апрель, май)

Воспитывать культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания . Продолжать формировать привычку к чистоте , опрятности и аккуратности, приобщать к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Формирование элементарных навыков поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Поддерживать проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умением пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф; помочь одеть и раздеть кофту, куртку; застегнуть и расстегнуть пуговицы и молнию; развязать шапку и т. д.).

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Продолжать формировать привычку соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Формировать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Продолжать учить вежливому общению со взрослыми и сверстниками. Продолжать прививать привычку самостоятельно замечать непорядки в внешнем виде и устранять их самостоятельно или при помощи взрослого.

Перспективный план работы на март месяц

Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом

Совершенствовать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем и вешать его на место

Учить садиться за стол спокойно

Учить правильно нести стульчик

Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской

Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки

Учить бережно обращаться игрушками и умению делиться ими

Учить пользоваться столовой и чайной ложками

Учить пользоваться вилкой

Перспективный план работы на апрель месяц

Продолжать уделять особое внимание формированию культурно-гигиенических навыков

Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом

Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь

Прививать привычку убирать за собой игрушки

Обращать внимание на свой внешний вид

Закреплять навыки вежливой культуры за столом

Закреплят умение самостоятельно одеваться и раздеваться

Продолжать учить складывать одежду по полочкам

Перспективный план работы на май месяц

Продолжать уделять особое внимание на формирование культурно-гигиенических навыков , культуре поведения за столом.

1. Анкетирование родителей : «Здоровый образ жизни»

2. Дидактическое упражнение : «Что нужно кукле?» , «Оденемся на прогулку»

3. Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса»

4. Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках .

5. Игровая ситуация «Кукла Катя заболела» , Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)

6. Игровая ситуация «Купание»

7. Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

8. Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского.

9. Игровая ситуация «Витамины в огороде»

10. Занятие : «Таблетки растут на ветке» . Умывание холодной водой.

11. Занятие : «Мытьё кукольной посуды»

12. Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

13. Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»

14. Подвижная игра «Зайка белый умывался»

15. Занятие : «Как ухаживать за волосами»

16. Игровая ситуация «Котик простудился»

Заключительный этап

17. Анкетирование родителей по теме : «Чему научился Ваш ребёнок?»

18. Итоговое занятие : «Вот какие мы большие» .

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Блок САМООБСЛУЖИВАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОВОЕ воспитание детей 2-ой младшей группы»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Основные цели и задачи

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Виды труда дошкольников

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.

Формы организации труда

  1. Поручения
  2. Дежурства.

Поручения в младшей группе яв-ляются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспита-телем, и только много позже перехо-дить к другим формам.

В силу психологических особенно-стей дети младших групп недостаточ-но самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут со-гласовывать свои действия с действи-ями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до кон-ца. Малышей мало интересует резуль-тат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей груп-пе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели использу-ют групповые поручения.

Основной формой объединения де-тей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в уме-ниях и навыках, необходимых в кол-лективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий опре-деленного уровня самостоятельности.

Значение труда по самообслуживанию Труд по самообслуживанию и элементарный бытовой труд (ХБТ) развивают у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.

Самообслуживание

Группы

Задачи и содержание работы

2-я младшая

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной после-довательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, склады-вать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при не-большой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насу-хо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носо-вым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Алгоритмы навыков самообслуживания

Группы

Навыки и умения

Условия для формирования самообслуживания

2-я младшая

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Складывать, вешать предметы одежды.

3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно.

4. Насухо вытираться.

5. Вешать полотенце на место.

6. Пользоваться носовым платком (расческой).

7. Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вил-кой салфеткой.

1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески

2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки.

3. Салфетки.

4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной мет-кой ребенка.

5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания.

Методы формирования навыков самообслуживания

Общие методы работы по формированию навыков самообслуживания:

Наглядные методы:

Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.

Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания

Наблюдение за действиями взрослого.

Рассматривание иллюстраций, моделей.

Просмотр диафильмов, мультфильмов

Словесные методы:

Объяснения действий взрослого в ходе показа.

Подробное словесное объяснение без показа.

Общее или индивидуальное напоминание.

Контроль и оценка деятельности детей.

Чтение художественной литературы.

Практические, игровые методы:

Сюрпризные моменты.

Игры с куклами.

Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.

Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке

  • Формирование навыков самооб-служивающего труда тесно взаимо-связано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.

Хозяйственно-бытовой труд

Группы

Задачи и содержание работы

2-я младшая

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить ма-териалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игруш-ки, строительный материал,

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при де-журстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расстав-лять хлебницы, тарелки, чашки и т п.).

  • Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием об-щей культуры ребенка: правильно сер-вировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
  • Овладение трудовыми хозяйст-венно-бытовыми операциями дела-ет ребенка самостоятельным, гото-вым к взрослой жизни.

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом

Группы

Трудовые операции и действия

Условия для хозяйственно-бытового труда

2-я младшая

1. Подготовить материалы к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр.

2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними.

3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить салфетницы, хлебницы (со 2-й половины года).

1. Все игрушки, предметы имеют постоян-ное место.

2. Материалы для занятий имеют опреде-ленное место, размещены удобно и доступ-но для детей.

3. Фартуки дежурных.

4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения.

5. Чашки с ручкой, блюдца.

Труд в природе

Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями

Группы

Трудовые операции и действия

Условия в группе для труда в природе

2-я младшая

1. Кормить птиц, рыб помощью взрослых).

2. Поливать комнатные растения, растения на грядках.

3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы.

4. Собирать урожай овощей на грядке.

5. Расчищать дорожки, скамейки от снега.

1. Природный уголок в группе: комнатные рас-тения и животные.

2. Календарь погоды.

3. Детский огород. Этикетки для грядок.

4. Мини-огород на окне (зимой).

5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке.

6. Картинки: времена года, растения, животные.

Знания детей о трудовой деятельности взрослых

Младший дошкольный возраст

  • Дети должны иметь представле-ние о профессиях:
  • помощник воспитателя;
  • строитель;
  • повар;
  • шофер;
  • продавец.

Знать об основных трудовых про-цессах, о материалах, орудиях и ин-струментах, необходимых для работы в этих профессиях.

  • Знать о труде взрослых в де-ревне.
  • Иметь представление о детском саде, магазине.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.