История многомужества: евгеника, экономика и свободная любовь. Интересные факты про многомужество

Измена женщин всегда было нечто большее, чем просто предательство. Если к измене мужчин общество относится более ли менее привычно (но отнюдь не терпимо), то измена женщины остается чем-то из ряда вон. Изменившая женщина больше мужчины обвешивается разными ярлыками. Если женщина изменила, она не только больше не внушает доверия, как спутница жизни, но и как друг, как достойная мать своих детей, а уж какими характеристиками и эпитетами она наделяется...

Полиандрия это норма или измена?

Так же как и у мужчин, у некоторых народов полиандрия (многомужество) считается нормой, данью культурной традиции, которая в свою очередь основывалась на необходимости. Многие женщины оправдывают свое поведение природной потребностью, ссылаясь на наблюдения за животным миром. Но для многих полиандрия, как и полигамия остается просто изменой, и оправдания для «потерпевшей» стороны не имеют значения.

Что считается женской изменой (полиандрией)

Изменила женщина или нет, зависит ни сколько от нее и от того, что она сделала, сколько от того, что именно считает за измену ее мужчина и она сама. У всех свои представления о том, что такое измена. Одни уже сходят с ума, когда женщина позволила себе легкий флирт или просто поймала вожделенный взгляд, для других измена это интрижка, дошедшая до поцелуев, третьи считают за измену только секс без презерватива, а с оным не считается. Есть даже пары, для которых техническая смета партнеров это абсолютно нормально (свингеры), а вот проявить чувства к другому – это измена. Существуют даже так называемые «открытые браки», где теоретически такого явления как измена не существует.

Получается, что не только действия изменницы обусловлены культурным и социальным воспитанием, но и оценка ее действий (изменила \ не изменила) производится такими же зависимыми от своего воспитания людьми. Не важно, приверженцы вы классических традиций (женщина должна выйти замуж девственницей и прожить с одним мужчиной всю жизнь) или протестуете им (свинг), вы по-прежнему несвободны в своем выборе, поскольку и в том и в другом случае общество оказывает на вас влияние.

Полиандрия, полигамия или моногамия?

Вся наша жизнь, в особенности сексуальная, пронизана традициями, воспитанием, правилами и т. д. Человечество не одно поколение уже спорит о том, что же для человека, как биологического вида норма, а что нет. В нынешнем сексуальном поведении человека уже ничего не осталось от природы, поскольку наши инстинкты давно погребены под теориями, умными мыслями, рассуждениями, философией и прочими продуктами пытливого ума. Он давно главенствует над всем, что мы делаем и чувствуем, все наши мысли и эмоции диктуются именно умом и ничем больше. Мы давно перестали чувствовать и слышать наше тело, наши истинные позывы и чувства. В мире, где телу и инстинктам уделяется внимание, а ум с его клеше и стереотипами не властен, нет измен, поскольку, что есть измена, а что нет, решает только ум и он же заставляет идти на этот шаг.

В таком деле как секс и любовь ум только мешает, с этим сложно поспорить. Сегодня существует система, работающая с причинами измены, неудовлетворенности сексом и отношениями, и последствиями всех этих проблем, а так же любыми другими психологическими трудностями, сомнениями, неуверенностью и проблемами со здоровьем. Кроме того данная система воздействует на всех возможных уровнях (телесном, ментальном, энергетическом), искореняя проблему навсегда. Она представляет собой комбинацию из нескольких наиболее эффективных энергетических техник, показавших наилучшие результаты и специального алгоритма, по которому эти техники применяются. Система Байбак полностью самостоятельна и проста в применении. Книгу с описанием техники вы можете бесплатно получить, пройдя по ссылке внизу страницы (прилагается бесплатный пробный мини-курс).

Многомужие , являясь весьма редкой пережиточной формой брака, в современном мире не встречается практически нигде, хотя в доисторические времена, когда люди жили племенным строем, многомужие было обычным явлением, как и многоженство, ведь все мужчины, как и женщины были общими, а все дети считались общими детьми племени.

Первые, кто практиковал именно многомужие были Алеуты –– жители тихоокеанского побережья Америки, России и Азии. Так же есть данные, подтверждающие, что женщины некоторых групп эскимосов имели нескольких мужей одновременно. Но всё это в прошлом. Сегодня многомужие официально разрешено только в Тибете и на определённых участках полуострова Индостан, на территории которого располагаются три страны: Индия, Пакистан и Бангладеш.

С древних времён и по сей день в Тибете существует три формы брака. Моногамия - брак, который встречается в большинстве стран включая Россию - когда у мужа всего одна жена. Полигамия - когда муж имеет несколько жён одновременно. Такой вид брака распространен в некоторых странах проповедующих ислам или христианство. И полиандрия - брак, при котором одна женщина вправе иметь нескольких мужчин. И многоженство, и многомужие сложились не удовольствия ради, а в силу необходимости. Если мужчина хотел обзавестись несколькими женами, он брал их из разных кланов по политическим и культовым соображениям. А полиандрия, которая встречалась у кочевников и земледельцев Тибета была «братской». Это вид брака, когда несколько братьев имели одну жену.

Женщина, имеющая несколько законных мужей одновременно, была обязана выполнять супружеский долг с каждым из братьев по очереди, в это время, находившийся в брат выставлял на её порог свою , дабы другие братья знали, что в данный момент с женой находится он. Как правило, на ком жениться, выбирал старший брат, а остальные лишь фактически становились мужьями женщины старшего брата. И только старший брат мог с законной супругой, но для этого ему требовалось согласие всех остальных братьев. И если женщина нравилась хотя бы одному, то она оставалась законной женой всех. Впрочем, уйти из семьи и обзавестись собственной женой мог любой из неженатых братьев. Но мало кто на это шел. Ведь при этом мужчина терял все права на имущество, а жена старшего брата переставала быть его женой. Хотя известны случаи, когда старший брат разводился с женщиной, которая потом становилась женой одного из его братьев, который также терял все права на имущество.

Но не только братья на Тибете могли иметь одну жену на всех. Друзья, объявляющие себя братьями-кузенами (спунзла) тоже могли взять одну жену на всех. Что и говорить: удивительная страна Тибет - полная противоположность Ираку и прочим государствам с исламскими религиями, где по религиозным уставам мужчина может иметь нескольких женщин. Кстати, в Тибете, правило, что у женщины может быть несколько мужей регламентировано не религией, а законом.

Ещё одна страна, где любая женщина может почувствовать себя желанной сразу для нескольких мужчин и где разрешено многомужие –– Индия. Но в отличие от Тибета, возможность женщины иметь несколько мужей одновременно здесь регламентируется вероисповеданием –– буддизмом. Помимо этого в Индии в отличие от Тибета женщина может взять в мужья любых мужчин, вне зависимости от того являются ли они братьями, родственниками . Главное условие - желание любить их всех и рожать от каждого детей.

А что же касается остальных уголков нашей огромной планеты? Неужели кроме Индии и Тибета многомужие нигде больше не встречалось? На самом деле многомужие существовало с древних времён - еще во времена царства легендарных Амазонок –– женщин воительниц. Их поселения находились повсюду: в Малой Азии и на ближнем Востоке, на севере Африки и на побережье северного Причерноморья. Согласно записям историков, почти каждая из женщин-воительниц имела несколько мужей, которые выполняли совершенно не работу, а именно занимались хозяйством и заботились о детях, в то время как их жены воевали и добывали еду. Многомужие так же было распространено и в индейском племени «Ирокезов» живших на территории Америки. Сегодня, на территории Канады сохранилось небольшое поселение этих аборигенов. Мужчины в таких племенах были воинами, но вся власть принадлежала женщинам. Даже воина-Вождя избирали женщины. В племени царил и, разумеется, женщины имели возможность жениться на нескольких мужчинах, что вызывает чувство легкой зависти у современных красавиц, которые считают, что один муж, приносящий деньги - хорошо, а несколько - еще лучше.

Татьяна Осипова
Женский журнал JustLady

Пережитки многомужества в Индии
Женское начало в культуре Индии проявляется в сохранении пережитков матриархата в системе родства и в организации семьи. Индия - одна из немногих стран мира, где до сих пор живут народы, практикующие полиандрию - многомужество.


В прошлом полиандрия была распространена здесь значительно шире, причем не только у коренных народов, но и у попавших под их влияние арийских пришельцев. Во всяком случае, древнеиндийские мифы свидетельствуют, что этот обычай встречался в арийских княжествах Северной и Центральной Индии. Эпос "Махабхарата" повествует о девушке Драупади, дочери царя Панчалов, которая вышла замуж за пятерых братьев Пандавов, то есть стала их общей женой. Случилось так, что старший из братьев проиграл красавицу в кости принцу рода Кауравов, что привело череде событий, закончившихся войной между Пандавами и Кауравами. Через тысячу лет после создания "Махабхараты" о многомужестве в Северо-Западной Индии писал Ватсьяяна в "Камасутре" (III - V век н.э.):
"В области Граманари в Стрираджье и Бахлике многие юноши находятся на равных правах в женских покоях, будучи женаты на одной и той же, и женщины наслаждаются ими или по одному или сразу - сообразно своей природе и обстоятельствам. Один держит ее [на коленях], один угождает [поцелуями и прочим], один [ласкает] нижнюю часть, один - лицо, один - туловище, и они действуют так, постоянно чередуясь".
К приходу англичан (XVIII век) полиандрия в Индии сохранилась лишь у горцев Гималаев и в некоторых местах южной Индии. И по сей день многомужество встречается у родственных тибетцам ладакхов, живущих на высокогорном плато Ладакх в штате Джамму и Кашмир. Здесь мало пригодных для обработки земель, но почвы позволяют выращивать ячмень, пшеницу, гречиху, бобовые и корнеплоды. Большая высота над уровнем моря и суровый климат очень ограничивают возможности огородничества и почти совсем исключают садоводство. Недостаток пригодной для обработки земли привел к обычаю нескольким братьям иметь одну жену. Целью такого брака было сохранение маленького земельного надела семьи. Когда старший сын женился (и становился главой семьи), его невеста становилась женой и младшим братьям, чтобы избежать разделения и без того скудного хозяйства. Если жена старшего сына не соглашалась вступать в мужской гарем, то младшие сыновья принимали монашество.
После недели супружеской любви старшего брата черед приходит следующему по старшинству брату - он становиться мужем на неделю, затем следует третий и, если есть, - четвертый брат. Для предупреждения остальных братьев очередной муж ставит свою обувь возле двери общей жены. Если женщина довольна, такие отношения продолжаются всю жизнь. Но женщина может невзлюбить одного из младших братьев. Тогда ему не остается ничего другого, как уйти из дома, завести свою семью (что сложно без земли) или стать монахом. Другая традиция позволяет общей жене брать на испытание мужчину вне семьи. Достойный кандидат принимается на одну неделю. Если женщина находила его достойным, то он становился одним из мужей. Но если он не оправдывал надежд, то покидал семью, получая подарок, например, козу, чтобы не было обиды. Подобно многомужеству эта традиция исчезает. Полиандрия, наряду с обычаем монашества, привели к тому, что в Ладакхе, как и в Тибете, свободных молодых женщин больше, чем мужчин. Поэтому там спокойно относятся к добрачным связям. Внебрачных детей усыновляли дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью возлюбленной полтора месяца (три недели до родов и три после), уходит с миром.
О загадочных тода, живущих в Нильгири - Голубых горах на юге Индии, существует обширная литература. Англичане узнали о тода в начале XIX века: в 1812 году топограф Кейс был послан обследовать район Голубых гор. Преодолев болотистые джунгли и перевалив труднодоступный хребет, экспедиция попала в просторную, окруженную горами долину. Там перед Кейсом предстало необычное зрелище. Он увидел пасущихся буйволов, крупных, с мощными изогнутыми рогами. Таких буйволов он никогда не встречал в равнинной Индии. Неподалеку от стада стояли, опершись на посохи, два бородатых человека; их одежда походила на древнеримские тоги. Пастухи приблизились к пришельцам и их приветствовали. Так англичане впервые встретились с тода. Многое удивило их. Поразил уже внешний облик: тода были выше ростом, с более светлой кожей, чем лесные племена Южной Индии. Черты лица у них были тонкие, что в сочетании пышными бородами мужчин, важной осанкой и тогами - путукхули, придавало им библейский облик. Выяснилось, что тода живут исключительно разведением буйволов, но мяса не употребляют, питаясь молочной и растительной пищей. Оригинальными оказались и жилища тода, и их обычаи, и семейная жизнь. Отношения мужчин и женщин отличаются у тода большой свободой, а брак неустойчив. У тода существует обычай помолвки, но ее можно расторгнуть в любое время, причем обычно расторгают по желанию девушки. Юноши и девушки свободно встречаются, и если девушка беременеет, то это вовсе не считается позором. Мужчины скорее считали беременность достоинством девушки; взять ее в жены желали многие. Но чаще всего мужа выбирает сама девушка. Если же такая девушка беременна, то отказать ей считается совершенно неприличным. В прошлом формой брака для тода была полиандрия. Капитан британской армии Уорд, сделавший топографическое описание гор Нилгири в 1821 году, заметил, что у тода нет обряда брачной церемонии. Он также обратил внимание, что невеста обычно выходит замуж за несколько братьев: "Она обязана, в случае, если у него [мужа] есть братья, признать их мужьями и выполнять перед ними супружеские обязанности". Помимо мужей, отмечает Уорд, замужняя женщина тода согласно обычаю может иметь любовника - кумбхала. Уорд пишет:
"Кумбхал имеет отдельную власть над ней. В случае, если молодая женщина находится в доме одного из мужей и кумбхал приходит, муж немедленно ретируется и оставляет ее с любовником. Законные мужья содержат ее, а кумбхал снабжает ее ежегодно одеждой, табаком и другими мелкими подарками".
Братская полиандрия была у тода не единственно формой многомужества: существовала еще матриархальная полиандрия, когда женщина имела несколько мужей не связанных родственными узами. Надо сказать, что мужья тода тоже не терялись и имели любовниц на стороне. Развод у тода был прост, причем опять же женщина имела преимущества - она могла потребовать развода и уйти к другому, не объясняя причин. Оригинально было определение довольно-таки неясного отцовства у тода. Когда женщина находится на пятом - седьмом месяце беременности, то мужчина - обычно, но не обязательно, муж, вручает ей лук и стрелы. Обряд, называемый пурсутпими, закрепляет за ним отцовство. Если мужья - братья, церемонию выполняет старший брат только один раз и все дети считаются общими для братьев. Если женщина уходит от мужа или мужей, тогда лук и стрелу дает ей мужчина, с которым она стала жить и закрепляет право на очередного ребенка. Если же женщина беременна, а мужчины у нее нет, то церемонию может сделать любой мужчина, выбранный родственниками. По мнению тода не так уж важно иметь мужа, но необходимо иметь "церемониального" отца ребенка. В настоящее время обычаи тода уходят в прошлое, и преобладают парные браки.
Матриархальное многомужество встречалось еще в XIX веке у наиров Малабарского берега Южной Индии. Наиры (наяры) - кшатрии народа малаяли, живущего на Малабарском побережье. В прежние времена наиры были чрезвычайно воинственны и никогда не расставались с мечом. В средневековом Малабаре все уступали им дорогу, по крайней мере, до прихода португальцев. Португальские фидальго (дворяне) не приняли заведенный порядок, и между ними и наирами постоянно возникали стычки. В итоге, состоялась дуэль лучшего мечника наира и воина португальца. Победил португалец (вопреки мнению почитателей восточных единоборств, европейцы фехтовали лучше азиатов). С тех пор наиры стали уступать португальцам дорогу. Рассказ этот приведен как свидетельство того, что господство женщин вовсе не делает мужчин женоподобными (другой пример - ирокезы Северной Америки).
Ячейкой семьи наиров был таравад (тараваду), состоявший из старшей матери - главы семьи, ее детей, братьев, сестер и детей сестер. Хозяйство было общим; им управлял старший брат матери - карнавар, но сам он не имел собственности. Все им нажитое переходило не его детям, а сыновьям и дочерям сестер. Членами таравада считались только дети женщин. Дети мужчин принадлежали к таравадам жен и носили фамилии матери. Девочки в 10 - 12 лет проходили церемонию кетту кальянам, во время которой избранный муж - манавалан, надевал на шею девочки тали - медальон в виде листа на шнурке. В символическом смысле это считалось браком. Настоящий брак - самбандхам, наирская девушка заключала, достигнув половой зрелости. Женихом мог быть наир из другого таравада либо брахман касты намбутири. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани. Позднее он должен был давать ей небольшие подарки во время каждого из трех великих праздников. Прекращение дарения было молчаливым знаком расторжения брака. Муж время от времени ночевал у жены. Он приходил поздно вечером и покидал дом жены рано утром, до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех, кто пришел позже. И этим связи мужа и жены исчерпывались. Наирские жены могли по желанию прекратить отношения с мужем, могли взять другого мужа, даже иметь по 8 -12 мужей. Ограничение было одно - муж должен был быть наиром или брахманом. Мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери. В ХХ веке многомужество у наиров заменилось моногамной семьей.

Сексуальные традиции индуизма, гетеры, девадаси и проститутки

В древней Индии "половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий". Секс воспринимался как взаимная супружеская обязанность, при которой муж и жена услаждают друг друга. Согласно индуизму, женщины сексуальнее мужчин, и их ощущения богаче. Долг мужчины довести женщину до оргазма, иначе у нее возникнут психические и физические расстройства. Допускались любые способы супружеского секса. Удачные брачные узы считались одним из важнейших условий счастья. Вместе с тем, чрезмерная сексуальность не приветствовалась. До брака сексуальную энергию следовало использовать в учении, а после заключения брака ограничить ее проявления в супружеском сексе с целью деторождения. В любом случае, сексуальная близость не просто средство удовлетворения чувственных желаний, а ритуал, ведущий к духовному озарению.
Индуизм одобряет секс по взаимному согласию и порицает насилие. Древние законы предусматривали суровое наказание насильников. Секс за деньги допустим. Если мужчине не удалось склонить женщину к любовным утехам, он может предложить ей за деньги заняться сексом. Проституция в Индии известна с древних времен. В первой половине первого тысячелетия новой эры существовали по меньшей мере пять видов гетер и проституток. К самому почетному виду относятся царские куртизанки. В их обязанности входило развлечение и услаждение царя, но они ублажали и придворных, к которым царь их приставлял на время. Гаремом царь пользовался лишь сам. Этим и отличались царские гетеры от наложниц в гареме. Намного многочисленнее были женщины, торгующие своим телом в городах. Они делились на гетер - ганик, обученных многим искусствам и видам любви, и рядовых проституток. Гетеры были центром культурной жизни города, предметом гордости местной элиты, восхищения и зависти иноземцев. Проститутки низкого положения обслуживали небогатых людей.
Гетеры были свободные женщины, имевшие право на собственность и на рабов. Такая гетера, по имени Васантасена, выведена в драме Шудраки "Глиняная повозка" (между III и VIII вв. н. э.). Сам факт, что героиней драмы является не бог и не принц, а всего лишь гетера, говорит о немалом их престиже в Индии в первом тысячелетии н. э. В пьесе описывается роскошный дом Васантасены, ее богатство и две служанки-рабыни, тоже куртизанки. Описаны прихлебатели, живущие вокруг гетеры. Упомянуто, что для того, чтобы стать гетерой, Васантасена изучила "искусства". Эти искусства описаны в "Камасутре". К их числу относилось пение, игра на музыкальных инструментах, обрызгивание водой, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметики, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, разведение бойцовских петухов. Гетеры могли поддержать разговор на любую тему. Они были самыми образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож.

Гетера обслуживали клиента не ночь и не две (хотя бывало и так). Обычно она имела "возлюбленного", с которым жила постоянно. В "Глиняной повозке" служанка Маданика спрашивает Васантасену, кому она сейчас "служит". "Служить" здесь означает обслуживать. В этом же разговоре Васантасена говорит, что лучше не иметь связи с купцом, потому что, воспламенив сердце девушки, он может "уехать в чужие страны". Васантасена рассказывает, как привлечь клиента, как ему угодить и заставить быть щедрым и как от него избавиться. Гетера могла и отказать клиенту, так Васантасена отказала шурину царя Самстханаке. Красивые, обученные "искусствам", гетеры занимали "высокое место в собрании людей" ("Камасутра". 1.3.3). В "Глиняной повозке" к Васантасене обращаются не иначе, как "почтенная". Так же обращаются к брахману. В то же время, кастовое положение гетер было невысокое: они принадлежали к варне шудр. Ими восхищались, называли богинями, и презирали как "рабынь по рождению". Все же влюбленный в Васантасену брахман Чарудатта берет ее второй женой.
Богатые и прославленные гетеры - ганики, составляли лишь небольшую избранную часть проституток. Подавляющее их большинство были бедны, забиты и влачили жалкое существование. Чаще всего они жили на окраинах города, в публичных домах и притонах рядом с торговыми лавками. За вечер и ночь они обслуживали одного и нескольких разовых клиентов и очень редко имели долговременных содержателей. Среди их клиентов преобладали люди небогатые, из простонародья. Расплачивались такие клиенты не ценными подарками, а деньгами, зерном или мелким скотом - кто чем богат. Иногда проститутки предоставляли услуги даже в долг. Как и с гетер, с рядовых проституток взимали тот же налог в объеме оплаты за две ночи (правда, стоимость была разная). Подобных проституток власти использовали в качестве осведомительниц в уголовных делах. Розыски преступников начинали именно с публичных домов и притонов. Проститутки пользовались постоянным спросом в армии и часто сопровождали войско в походе. Состарившиеся проститутки становились "мамками" (сутенершами), работали на царских складах или занимались прядением шерсти или ткачеством.

Особое место занимают "божьи рабыни" - девадаси, известные в Европе как баядеры (от португальского - "танцовщица балета"). Начиная с середины I тысячелетия н.э. девадаси появились при большинстве храмов Южной и Средней Индии. Девадаси - храмовые танцовщицы, выполняющие танцы в честь бога своего храма. Многие родители отдавали в храм своего перворожденного ребенка, если это была девочка. Они надеялись, что в следующий раз боги вознаградят их сыном. Некоторых девушек просто продавали, другие добровольно шли служить в храм. Девочка, у которой мать была девадаси, наследовала ее профессию. В прошлом в Индии существовала практика умерщвления новорожденных девочек, так как рождение девочки считалось наказанием за грехи. Во многих случаях посвящение девочек богам спасало им жизнь.
Девочка начинала "служение" при храме в семь-восемь лет. Перед этим она проходила обряд бракосочетания. Во время свадебного ритуала бога заменял его символ. Им мог быть меч либо диск, который невеста держала в руке до тех пор, пока жрец зачитывал нужные места из священных книг. Затем символ возлагался на алтарь. Девушка объявлялась женой бога, на ее шею торжественно надевали тали, витой шнур, обозначающий у индусов замужество. На руки, грудь, бедра и плечи ставили клеймо: в вишнуитских храмах это были знаки раковины и диска, а в шиваитских - лингам и йони, т.е. мужское и женское начала. Затем девушку отводили в небольшие покои, где она готовила себя к первой встрече с мужем. Невеста, читая священные мантры, освобождалась от одежд, наносила краской символы бога на сокровенные части тела и ложилась, ожидая явления мужа. Роль мужа исполнял один из жрецов, либо особо щедрый жертвователь. В некоторых храмах девадаси подвергались ритуальному лишению невинности. Если девочка была слишком мала для занятий сексом, то для дефлорации использовали небольшой каменный лингам, закрепленный на особом седле.
Под руководством наставников-жрецов девушек обучали танцу, пению, стихосложению, умению вести беседы о героях классической литературы и, конечно, секретам бога любви Камы. Они принадлежали храму и в этом смысле были его рабынями, но высоко ценились и пользовались привилегиями, недоступными прочим женщинам; например, правом наследования. Кроме танцев, многие девадаси были музыкантшами и сочиняли стихи. Впоследствии многие из них прославились как выдающиеся танцовщицы и поэтессы. Именно девадаси сохранили традиции танца школы "бхарата-натьям". Храмовых танцовщиц, принято называть служанками, или рабынями богов. В их функции входят танцы два раза в день внутри храма, обмахивание идолов с помощью хвостов тибетских яков, танцы и песнопения перед статуей богини во время процессий и ношение священных лампад кумбарти.
Девадаси дарили свою божественную энергию некоторым посетителям храма, проще говоря, занимались с ними сексом. Они принимали в специально отведенных для этой цели храмовых помещениях избранных посетителей, принадлежащих к высшим кастам. Им строго запрещено иметь отношения с представителями низших каст. Они должны танцевать ежедневно в храме во время религиозных служб, а также на улице во время процессий. Общение с девадаси стоило немалых денег, и танцовщицы имели право выбора патрона (иноверцы и члены низких каст исключались). Талантливых, хорошо образованных танцовщиц приглашали ко двору раджей. С середины XIX века девадаси стали утрачивать свой блеск и все больше походить на проституток. Их статус понизился, в девадаси стали поступать девушки преимущественно из низких каст. В XX веке в Индии неоднократно запрещали храмовую проституцию, но десятки тысяч девадаси практикуют свое древнее ремесло по сей день.
Были и странствующие танцовщицы и певицы. Они не жили при храмах, как девадаси, но свободно кочевали по всей стране и приглашались специально на частные празднества зажиточных индусов или в гостиницы для увеселения иностранцев. В большинстве своем они были замужними женщинами, но продавали свои ласки за деньги. Муж имели право запретить жене прекратить вести вольный образ жизни. Чаще всего этого не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли "такими женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно".

Пережитки многомужества в Индии

Женское начало в культуре Индии проявляется в сохранении пережитков матриархата в системе родства и в организации семьи. Индия – одна из немногих стран мира, где живут народы, практикующие полиандрию – многомужество. В прошлом полиандрия была распространена здесь значительно шире, причем не только у коренных народов, но и у попавших под их влияние арийских пришельцев. Во всяком случае, древнеиндийские мифы свидетельствуют, что этот обычай встречался в арийских княжествах Северной и Центральной Индии. Эпос «Махабхарата» повествует о девушке Драупади, дочери царя Панчалов, которая вышла замуж за пятерых братьев Пандавов, то есть стала их общей женой. Случилось так, что старший из братьев проиграл красавицу в кости принцу рода Кауравов, что привело череде событий, закончившихся войной между Пандавами и Кауравами. Через тысячу лет после создания «Махабхараты» о многомужестве в Северо-Западной Индии писал Ватсьяяна в «Камасутре» (III–V в. н. э.):

«В области Граманари в Стрираджье и Бахлике многие юноши находятся на равных правах в женских покоях, будучи женаты на одной и той же, и женщины наслаждаются ими или по одному или сразу – сообразно своей природе и обстоятельствам. Один держит ее [на коленях], один угождает [поцелуями и прочим], один [ласкает] нижнюю часть, один – лицо, один – туловище, и они действуют так, постоянно чередуясь».

К приходу англичан полиандрия в Индии сохранилась лишь у горцев Гималаев и в некоторых местах южной Индии. И по сей день многомужество встречается у родственных тибетцам ладакхов, живущих на высокогорном плато Ладакх в штате Джамму и Кашмир. Здесь мало пригодных для обработки земель, но почвы позволяют выращивать ячмень, пшеницу, гречиху, бобовые и корнеплоды. Большая высота над уровнем моря и суровый климат очень ограничивают возможности огородничества и почти совсем исключают садоводство. Недостаток пригодной для обработки земли привел к обычаю нескольким братьям иметь одну жену. Целью такого брака было сохранение маленького земельного надела семьи. Когда старший сын женился (и становился главой семьи), его невеста становилась женой и младшим братьям, чтобы избежать разделения и без того скудного хозяйства. Если жена старшего сына не соглашалась вступать в мужской гарем, то младшие сыновья принимали монашество.

После недели супружеской любви старшего брата черед приходит следующему по старшинству брату – он становиться мужем на неделю, затем следует третий и, если есть, – четвертый брат. Для предупреждения остальных братьев очередной муж ставит свою обувь возле двери общей жены. Если женщина довольна, такие отношения продолжаются всю жизнь. Но женщина может невзлюбить одного из младших братьев. Тогда ему не остается ничего другого, как уйти из дома, завести свою семью (что сложно без земли) или стать монахом. Другая традиция позволяет общей жене брать на испытание мужчину вне семьи. Достойный кандидат принимается на одну неделю. Если женщина находила его достойным, то он становился одним из мужей. Но если он не оправдывал надежд, то покидал семью, получая подарок, например, козу, чтобы не было обиды. Подобно многомужеству эта традиция исчезает. Полиандрия, наряду с обычаем монашества, привели к тому, что в Ладакхе, как и в Тибете, свободных молодых женщин больше, чем мужчин. Поэтому там спокойно относятся к добрачным связям. Внебрачных детей усыновляли дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью возлюбленной полтора месяца (три недели до родов и три после), уходит с миром.

О загадочных тода, живущих в Нильгири – Голубых горах на юге Индии, существует обширная литература. Англичане узнали о в 1812 г., когда топограф Кейс обследовал район Голубых гор. Преодолев болотистые джунгли и перевалив труднодоступный хребет, экспедиция попала в просторную, окруженную горами долину. Там Кейс увидел стадо пасущихся буйволов, крупных, с мощными изогнутыми рогами. Таких буйволов он не встречал в равнинной Индии. Неподалеку от стада стояли, опершись на посохи, два бородатых человека; их одежда походила на древнеримские тоги. Пастухи приблизились к пришельцам и их приветствовали. Так англичане впервые встретились с тода. Многое удивило их. Поразил уже внешний облик: тода были выше ростом, с более светлой кожей, чем лесные племена Южной Индии. Черты лица у них были тонкие, что в сочетании пышными бородами мужчин, важной осанкой и тогами – путукхули, придавало им библейский облик. Выяснилось, что тода живут разведением буйволов, но мяса не употребляют, питаясь молочной и растительной пищей. Оригинальными оказались и жилища тода, и их обычаи, и семейная жизнь.

Отношения мужчин и женщин отличаются у тода большой свободой, а брак неустойчив. У тода существует обычай помолвки, но ее можно расторгнуть в любое время, причем обычно расторгают по желанию девушки. Юноши и девушки свободно встречаются, и если девушка беременеет, то это вовсе не считается позором. Мужчины скорее считали беременность достоинством девушки; взять ее в жены желали многие. Но чаще всего мужа выбирала сама девушка. Если же такая девушка беременна, то отказать ей считалось совершенно неприличным. В прошлом формой брака для тода была полиандрия. Капитан британской армии Уорд, сделавший топографическое описание гор Нилгири в 1821 г., заметил, что у тода нет обряда брачной церемонии. Он также обратил внимание, что невеста обычно выходит замуж за несколько братьев: «Она обязана, в случае, если у него [мужа] есть братья, признать их мужьями и выполнять перед ними супружеские обязанности». Помимо мужей, отмечает Уорд, замужняя женщина тода согласно обычаю может иметь любовника – кумбхала. Уорд пишет:

«Кумбхал имеет отдельную власть над ней. В случае, если молодая женщина находится в доме одного из мужей и кумбхал приходит, муж немедленно ретируется и оставляет ее с любовником. Законные мужья содержат ее, а кумбхал снабжает ее ежегодно одеждой, табаком и другими мелкими подарками».

Братская полиандрия была у тода не единственно формой многомужества: существовала еще матриархальная полиандрия, когда женщина имела несколько мужей не связанных родством. Надо сказать, что мужья тоже не терялись и имели любовниц на стороне. Развод у тода был прост, причем женщина могла потребовать развода и уйти к другому, не объясняя причин. Оригинально было определение довольно-таки неясного отцовства. Когда женщина находилась на пятом – седьмом месяце беременности, то мужчина – обычно, но не обязательно, муж, вручал ей лук и стрелы. Обряд, называемый пурсутпими, закреплял за ним отцовство. Если мужья – братья, церемонию выполнял старший брат и все дети считались общими для братьев. Если женщина ушла от мужа или мужей, тогда лук и стрелу ей давал мужчина, с которым она стала жить и закреплял право на ребенка. Если же женщина беременна, а мужчины у нее нет, то лук вручал любой мужчина, выбранный родственниками. По мнению тода не так уж важно иметь мужа, но необходимо иметь «церемониального» отца ребенка. В настоящее время обычаи тода уходят в прошлое, и преобладают парные браки.

Матриархальное многомужество встречалось еще в XIX в. у наиров Малабарского берега Южной Индии. Наиры (наяры) – кшатрии народа малаяли, живущего на Малабарском побережье. В прежние времена наиры были чрезвычайно воинственны и никогда не расставались с мечом. В средневековом Малабаре все уступали им дорогу, по крайней мере, до прихода португальцев. Португальские фидальго (дворяне) не приняли заведенный порядок, и между ними и наирами постоянно возникали стычки. В итоге, состоялась дуэль лучшего мечника наира и воина португальца. Победил португалец (вопреки мнению почитателей восточных единоборств, европейцы фехтовали лучше азиатов). С тех пор наиры стали уступать португальцам дорогу. Рассказ этот приведен как свидетельство того, что господство женщин вовсе не делает мужчин женоподобными (другой пример – ирокезы Северной Америки).

Ячейкой семьи наиров был таравад (тараваду), состоявший из старшей матери – главы семьи, ее детей, братьев, сестер и детей сестер. Хозяйство было общим; им управлял старший брат матери, но сам он не имел собственности. Все им нажитое переходило не его детям, а сыновьям и дочерям сестер. Членами таравада считались только дети женщин. Дети мужчин принадлежали к таравадам жен и носили фамилии матери. Девочки в 10–12 лет проходили церемонию кетту кальянам, во время которой избранный муж надевал на шею девочки тали – медальон в виде листа на шнурке. В символическом смысле это считалось браком. Настоящий брак – самбандхам, наирская девушка заключала, достигнув половой зрелости. Женихом мог быть наир из другого таравада либо брахман касты намбутири. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани. Позднее он должен был давать ей небольшие подарки во время каждого из трех великих праздников. Прекращение дарения было молчаливым знаком расторжения брака. Муж время от времени ночевал у жены. Он приходил поздно вечером и покидал дом жены рано утром, до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех, кто пришел позже. И этим связи мужа и жены исчерпывались. Наирские жены могли по желанию прекратить отношения с мужем, могли взять другого мужа, даже иметь по 8 –12 мужей. Ограничение было одно – муж должен был быть наиром или брахманом. Мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери. В ХХ в. многомужество у наиров заменилось моногамной семьей.

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.14.1. Три Индии как три Орды Скандинавы считали, что ИНДИЯ включает в себя КАВКАЗ - ГОРЫ КАПАГУС , с 63, и что ИНДИЯ включает в себя ИДУС - реку Идус Вероятно, ИДУС - это ИУДЕЯ. Выше мы уже показали, что первоначально ИНДИЕЙ, то есть просто ДАЛЕКОЙ страной, от старого

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Пережитки язычества Ростовскую землю окрестили во второй половине XI века - усилиями епископов Леонтия и Исайи. Примерно тогда же окрещен и полуфинский Муром. Но это опять-таки крещение городского населения.В летописях XI в. утверждалось, что многие в деревнях приносят

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург «– Скажи, мама, почему не любят евреев? – Потому что они убили Иисуса и отравляли колодцы: когда я была маленькой, меня так учили по Катехизису… Гейдрих: Я знаю, все это ложь, но какая разница; эта традиция может быть нам

автора Тарле Евгений Викторович

Очерк третий Португальская торговля и арабская конкуренция в Индии. Причины кратковременности португальского владычества в Индии. Социальный состав и хозяйство испанских колонистов. Экономические преимущества испанской колонизации в сравнении с португальской.

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Исламизация Индии Процесс исламизации Индии занял долгие века. В ходе его в ислам были обращены многие миллионы индийцев, вначале на северо-западе страны, в контактной зоне, где его влияние ощущалось особенно сильно (Синд, Белуджистан, Пенджаб), а затем и в других районах,

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Пережитки средиземноморской культуры Возвращаясь от nimia potentia Ургулании к дерзкому честолюбию Танаквили, нельзя не заметить следов, наполовину стертых или запутанных предусмотрительными историками - свидетельств социального статуса женщины, сильно отличающегося от

Из книги Повседневная жизнь советских писателей. 1930- 1950-е годы автора Антипина Валентина Алексеевна

Принудительное соавторство и другие «пережитки прошлого» Характер образа жизни, этических проблем взаимоотношений литераторов с годами практически не менялся. Отношения между писателями были не всегда простыми. Порой на них оказывала влияние политическая

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

В) Античные пережитки в кельтской Британии Территории, оставшиеся за бриттами, были наименее романизированными на острове. Если не считать сохранения христианства, кажется, все указывает на стремительное вытеснение античных традиций: в языке практически ничего не

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки» - Привыкли считать, что главная цель революции - создать нового человека. Это не восходит к 2000-летней попытке христианства обновить человеческую натуру?- Проще

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Пережитки поганства Те, що ми так мало знаємо про поганський світогляд України, не випливає виключно з того, що він був невироблений і неусталений. Дуже багато причинилося до цього становище христіянського духовенства, що за всяку ціну старалося затерти сліди поганства й

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до

Из книги Очерки по истории архитектуры Т. 1 автора Брунов Николай Иванович

2. Архитектура Индии Архитектура Индии разделяется на три больших периода. Древнебрахманский период, от которого почти не сохранилось архитектурных памятников, теряется в глубине веков. Он продолжатся приблизительно до 250 г. до н. э. За ним следует буддийский период,

автора Блок Марк

4. Пережитки старого и ростки нового на пограничьях дробной системы судов Как бы ни была раздроблена, как бы ни была подчинена феодальной иерархии система правосудия, было бы большой ошибкой считать, что в феодальном мире не сохранилось никаких институтов старого

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Пережитки и обновление Начиная с середины XIII века европейские общества окончательно прощаются с феодальным строем. Но все изменения, происходящие в среде, наделенной памятью, происходят медленно, ни одна социальная система не умирает целиком, сразу и

Полигамия в древности и сейчас: особенности и разновидности полигамных супружеских отношений. Предпосылки возникновения многожёнства и многомужества.

Современные психологи и социологи всё чаще говорят о полигамии, причём как в прямом, так и переносном смысле. Разрушение традиционной морали сделало возможными самые разные формы семейных отношений, и брак или сексуальные отношения с несколькими людьми другого пола уже перестал казаться чем-то диким, даже для многих жителей России и Европы.

Полигамия: что это такое

Полигамией называется древний вид брачных отношений, при котором представитель одного из полов состоит в супружеских отношения с несколькими людьми противоположного пола. Возможны два вида подобных отношений:

Полигиния, или многожёнство;
и полиандрия, иначе – многомужество.

Обе формы появились ещё в глубокой древности и связаны с особенностями жизни народа. Однако и в современном мире полигамные браки достаточно распространены. Даже в тех странах, где многожёнство юридически запрещено, наблюдаются супружеские измены, которые психологи также считают одним из проявлений полигамности.

Исторические причины многожёнства


Полигинию можно считать одной из наиболее древних форм брака: исследователи считают, что такие отношения появились ещё в период перехода от собирательства к земледелию. Они были распространены у многих древних народов мира: иудеев, египтян, китайцев, мидийцев, римлян, древних жителей Индии.

В Торе и Ветхом завете упоминается о том, что у «отцов» еврейского народа – Авраама и Иакова – было по нескольку жён. А знаменитый царь Соломон был супругом для 700 женщин! Впрочем, русский князь Владимир Креститель ничем не уступил южным соседям: согласно летописям, он имел несколько законных жён и около 1000 наложниц в разных городах.

Основной причиной полигинии можно считать нескончаемые межплеменные войны. В битвах погибали, в первую очередь, мужчины. Чтобы обеспечить быстрое воспроизводство населения и спасти народ от исчезновения, появилось правило, согласно которому мужчина должен был подарить сына нескольким женщинам. Со временем жизненная необходимость перерастала в традицию: большое количество жён было свидетельством богатства и мужской силы воина.

Отношения к многожёнству в разных странах мира


Полигиния развивалась во многих странах мира, хотя отношение общества к этому было неоднозначным. У некоторых народов многожёнство разрешалось лишь до тех пор, пока прирост населения не достигал определённого уровня. После чего объявлялся запрет на полигамные браки.

В современных странах существует несколько юридических подходов к такой форме брака:

1. На Ближнем Востоке, за исключением Турции, эта форма брака существует совершенно официально.

2. В государствах Средней Азии многожёнство запрещено. Но, к примеру, в Таджикистане закон не возбраняет мужчине иметь, кроме одной официальной супруги, 2 – 3 незарегистрированных семьи.

3. В странах Закавказья и Северного Кавказа первый брак, как правило, регистрируется официально, а последующие заключается в мечети.

4. В Афганистане, ОАЭ и Саудовской Аравии к этому вопросу подходят ещё проще: мужчина может брать столько жён, скольким сможет обеспечить достойный уровень жизни.

5. В России, Западной Европе, США и Канаде на государственном уровне разрешены только моногамные браки. Хотя в некоторых европейских странах признаются полигамные браки, заключённые в другой стране. Действует этот закон лишь для эмигрантов из мусульманских стран.

6. А вот в таких странах, как Мавритания и Марокко, при действующем многожёнстве существуют ограничения прав мужчин. Так, первая жена, при заключении брака, может добавить в брачный договор пункт о запрете повторной женитьбы для мужа.

Во многих исламских государствах, допускающих многожёнство, действуют и другие ограничения. Так, в Коране указано, что мужчина может иметь не более 4 жён. При этом придётся документально подтвердить финансовое положение, достаточное для содержания нескольких женщин, и получить согласие первой жены.

Полиандрия и полигиния это что


Полиандрия, вторая форма полигамии, менее распространена в мире, нежели полигиния. Это форма брака, предполагающая наличие у женщины двух и более мужей.

Полиандрия встречалась у тех древних племён, где длительное время проявлялась нехватка женского пола. Впрочем, возможны и другие причины:

Высокий статус женщин, связанный с особенностями ведения хозяйства (например, собирательство);
Малое количество пригодных для земледелия территорий, из-за чего все мужчины одного поколения стараются жениться на одной женщине, чтобы не делить наделы на каждую малую семью;
Вера в возможность зачатия ребёнка несколькими отцами;
Тяжелые условия жизни, при которой моногамная семья не в состоянии обработать неплодородную землю и для того, чтобы обеспечивать пропитанием детей, необходимы усилия нескольких взрослых мужчин.

Полиандрия в современном мире


В наши дни полиандрия существует лишь в нескольких странах:

Северной Индии;
Горном Непале;
Тибетском округе Китая;
Нигерии;
Кении;
Шри Ланке;
В Бутане, у небольшого племени Минаро;
И на Маркизских островах, среди местных аборигенов.

На Тибете и северных провинциях Индии существует необычная форма полиандрии: официально брак заключается лишь с одним, старшим в семье мужчиной, после чего его братья автоматически становятся супругами женщины. При этом все дети, рождённые в такой семье, называют отцом исключительно старшего из мужей матери, а остальные считаются «дядьями».

Иногда в полиандрическую семью приглашают постороннего неженатого мужчину. Это происходит в случае бесплодия законных мужей и лишь с их согласия.

«Неофициальная» полигамия в современном обществе


Несмотря на то, что в большинстве стран многожёнство запрещено законодательно, фактически эта форма отношений между мужчинами и женщинами существует до сих пор. У многих мужчин, кроме законной супруги, существует одна или несколько любовниц. Если же мужчина финансово состоятелен, то он нередко обеспечивает не только самих женщин, но и их детей; то есть, фактически живёт на две семьи.

Психологи отмечают, что большинство мужчин полигамны по своей природе и не в состоянии всю жизнь испытывать половое влечение лишь к одной женщине. При этом интрижка на стороне не всегда означает, что супруг разлюбил свою «вторую половину».

Женщины, по мнению психологов, меньше подвержены стремлению к смене партнёров и поиску новых любовных приключений. Однако и представительницы «прекрасного пола» нередко имеют любовника, а порой и не одного. Правда, в отличие от мужских измен, обычно означает охлаждение чувств к законному супругу.

Психологические предпосылки многожёнства в XXI веке


Психологи называют несколько причин, под влиянием которых мужчины предпочитают полигамные отношения, даже в тех государствах, где такая форма брака запрещена законодательно:

Желание получить большее количество заботы и ласки от женщины;
поиск новых ярких впечатлений и стремление разнообразить свою сексуальную жизнь;
неудовлетворённость в супружеской жизни;
стремление получить наследника (это особенно важно для мусульманских стран, где мужчина, не сумевший зачать сына, воспринимается в обществе как не вполне полноценный).

Кроме того, для многих современных людей большое количество половых партнёров расценивается как некий показатель успешности. Причём это касается не только мужчин, но и некоторых женщин.