Что такое значит соответствовать дружбе. Что значит дружба? Определение что такое дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью и духовной общностью двух людей; при этом высшей нравственной оценки удостаивается дружба, основанная на взаимной любви, почтении, открытости и абсолютном доверии друг к другу. Неотделимый атрибут дружбы - общение, открывающее путь к реализации своего «я» через «ты». Настоящая дружба органично несет в себе элемент внешней свободы, что наделяет ее силой раскрепощения внутренней свободы. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений Д. обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравств. ценностью. В отличие от объективно данной общности, обусловленной родством или принадлежностью к одному и тому же коллективу, Д. индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии. В отличие от более или менее поверхностного и изменчивого приятельства Д. - отношение глубокое, интимное и устойчивое, предполагающее внутр. близость, доверие, любовь. Уже Аристотель определял друга как «другое Я» («alter ego»). Однако каноны Д. и предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных индивидов; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всем соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности дет. и юношеской Д.

Возрастная динамика дет. Д. обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребенка, с другой - изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиол. основу Д., появляется у младенца с первых дней его жизни. Уже 1-1,5-годовалые дети реагируют на сверстников иначе, чем на взрослых, и проявляют особый интерес к контактам с ними. С возрастом в отношениях с другими детьми ребенок обычно становится более самостоятельным и активным, чем в общении со взрослыми. У 3-6-летних детей существует осознанная потребность в обществе сверстников, общение становится все более избирательным, индивидуализированным и эмоционально окрашенным, а потребность в игровом сотрудничестве дополняется потребностью в доброжелат. внимании к себе. Дифференциация и рост устойчивости дет. дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.

У дошкольников и мл. школьников Д. обычно является непосредственной, нере-флексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объемом совм. деятельности и количеством проведенного вместе времени. В ср. шк. возрасте поведенческие свойства Д. начинают рассматриваться как подчиненные социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс Д., к-рый подчеркивает, прежде всего, нерушимость ее правил, взаимную выручку, справедливость, верность, умение хранить тайну и т. д. У старших подростков и младших юношей ценности Д. психологизи-руются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия, к-рые из-за подросткового эгоцентризма часто не различаются.

В ранней юности стремление к исключительной, интимной Д. особенно велико. Это объясняется рядом причин: ростом самосознания и связанной с этим потребностью сравнивать свои переживания с чужими; обостренным осознанием своей индивидуальности; переориентацией с родителей и вообще взрослых на сверстников; растущей дифференциацией деятельности, общения и интересов, к-рые не замыкаются в рамках группового «мы».

Поиск Д. - самая насущная и страстная потребность мл. юношеского возраста. Дружеские отношения (как правило, однополые) теперь значительно избирательнее, чем раньше; Д. становится более интимной и психологически значимой. По своему эмоциональному накалу эта Д. напоминает влюбленность, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми. Нередко эти отношения имеют юмоэротич. окращенность, часто неосознанную. Юношеский культ Д. сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Значение друзей как советчиков и поверенных в интимных секретах возрастает от ср. классов к старшим, тогда как аналогичная роль родителей и учителей снижается, хотя это и зависит от конкретной сферы жизнедеятельности. Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними - важнейший фактор эмоционального благополучия юношей и девушек; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психол. последствия.

Возрастные особенности Д. являются в сущности половозрастными. Как правило, девочки во всех возрастах превосходят мальчиков в уровне способности к сопереживанию и самораскрытию и тяготеют к более интенсивному и исключит. общению. Однополые девичьи диады и триады (9-12 лет) более исключительны, более закрыты для посторонних, чем мальчишеские компании, в к-рых обычно присутствуют дух соперничества, иерар-хич. организация и т. д. Ценности Д. у девочек раньше психологизируются, а мотив «понимания» выражен сильнее, чем у мальчиков, подчеркивающих, скорее, «верность» и «взаимопомощь». «Пик» однополой дружбы у девочек также наступает раньше, чем у мальчиков и приходится на подростковый возраст; в старших классах девушки уже мечтают о Д. с мальчиком, в к-рой выражается, скорее, потребность в любви. У мужчин ориентация на однополую Д. и связанные с нею формы общения сохраняются значительно дольше, даже после вступления в брак.

Хотя смешанная, разнополая Д. в принципе возможна, она встречается значительно реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых, но не у подростков и юношей, и наделяется другими психол. свойствами. Это объясняется стихийной сегрегацией общения мальчиков и девочек, существующей во всех человеческих обществах и затрудняющей их психол. контакты и взаимопонимание, особенно в период полового созревания. В условиях равноправия женщин, совм. обучения и т. д. половая сегрегация заметно ослабляется, но не устраняется полностью. Поиск своего подобия («другого Я») в Д. выражен сильнее, чем ориентация на дополнение, а половая принадлежность - один из важнейших компонентов Д. оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия друзья нередко вырабатывают определенные общие качества, ценностные ориентации и т. д. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника - важнейший шаг к пониманию его внутр. мира и особенностей поведения.

Способность к психол. интимности, подразумеваемая Д., тесно связана с уровнем развития личности, ее самосознания и социального самоопределения. Однако эта связь неоднозначна. Степени общительности, устойчивости и психол. интимности (глубины) межличностных отношений у разных людей неодинаковы и по-разному сочетаются друг с другом. Многие коммуникативные особенности - общительность, импульсивность, застенчивость и др. - весьма устойчивы. А от них во многом зависят и популярность ребенка, юноши или девушки среди сверстников, место в коллективе и характер дружеских отношений, в частности ориентация на парную Д. или на принадлежность к дружеской компании из неск. человек.

Психол.-пед. значение Д. определяется тем, что она является важнейшей сферой развития личности, ее самосознания и коммуникативных качеств. В отношениях со своими друзьями ребенок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других. Дефицит дружеских контактов уже в возрасте 8-10 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Непосредственно руководить развитием дет. Д. невозможно. Дружеские отношения для этого слишком индивидуальны. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Воспитатели могут и должны внимательно следить за тем, как складываются взаимоотношения ребенка со сверстниками, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетворить, насколько адекватны его коммуникативные умения, уровень притязаний и т. д. Эти отношения и качества поддаются психол.-пед. коррекции путем включения ребенка в тот или иной вид деятельности, активизации самосознания, привлечения внимания ребенка к определенным аспектам собств. поведения и т. п. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравств. смысл Д. с точки зрения ее обществ. направленности и общественно значимых ценностей, к-рые она утверждает.

Неполное определение ↓

Помнишь, были времена, когда счастье человека не зависело от того, удачные ли у него выходят селфи? Социальный концепт счастья, помимо «милого рядом» и приятной работы, еще не так давно включал в себя наличие друга. Того, которого «в горы тяни, рискни», с которым зачем-то надо съесть пуд соли, который предпочтительнее ста рублей и с которым просто вместе весело шагать. Сегодня же понятие дружбы как-то размылось – поди пойми, кто тебе товарищ, а кто просто френд.

Нам помогали:

Алексей Петш
Психолог, системный консультант

Елена Ливач
Психолог

Друзья с детства

Как мы выбираем себе друзей и выбираем ли мы их? С Ленкой вместе учились в институте, с Галей в школу ходили. Кажется, сама судьба в лице классной руководительницы свела нас вместе, посадив на последнюю парту. Это неудивительно, что большинство подруг мы знаем с тех далеких времен, когда наши косы были длинными, а мобильники – огромными.

Социолог и антрополог Игорь Семенович Кон в очерке о дружбе объясняет, почему именно в молодом возрасте товарищеские переживания наиболее значимы : сознание взрослого более предметно, менее эгоцентрично, поэтому «потребность в психологическом зеркале снижается». К тому же проблемы, волнующие зрелого человека, гораздо сложнее, их нельзя решить простым обсуждением на тему «Я тоже, когда влюбляюсь, плачу».

Другая причина в том, что мир взрослого человека многограннее окружения 20-летней девушки, фанатеющей от шоу «Холостяк». Потому с возрастом людям труднее отыскать того, кто будет созвучен во всех отношениях. Если школьная подруга на любые случаи жизни сгодится, то приятельницы, заведенные позже, дифференцируются: с одной – в турпоездку, с другой – обсудить работу, третьей – пожаловаться на изжогу.

Поводы для дружбы

Вообще интересно поразмыслить, что заставило тебя дружить именно с этим человеком. Не только же тот факт, что вы одновременно обедаете в столовой. В психологии считается, что друзей притягивают определенные качества, которых, скажем, у тебя в избытке, а ей просто постоять с таким памятником жизнерадостности – уже приятно.

Отсюда и разные модификации женской дружбы. Посчитай, сколько у тебя выраженных Я (например, я – задушевная, я – искрометная, я – пуленепробиваемый танк, я – добрая мать) – столько может быть и подруг. И наоборот, анализируя, что именно привлекло тебя в той или другой наперснице, ты сможешь определить актуальные внутренние нужды. (Плюс предлагаем пройти тест «Кто я» .)

Психолог Алексей Петш здесь путано заметил, что мы дружим не со всеми, а только с теми, на кого проецируем самих себя . Так что фактор похожести («Ага, у нее тоже 41-й размер ноги») может сблизить людей, которые изначально не планировали вместе ехать на дачу.

«Скорее дружба удастся с человеком, с которым есть общее (пол-возраст-социальный статус-интересы), – считает психолог Елена Ливач, – но при этом различные темпераменты (экстраверт-интроверт) и одинаковые ценности, этические принципы. Важно, чтобы у потенциального друга были нормальная самооценка и готовность открыто говорить о своих чувствах».

Категории друзей

Одна из наших наиболее важных потребностей – в эмоциональном контакте – связана с матерью. Годы, потраченные впустую, летят, а нужда в маме остается. Если ты припадаешь к подруге, изливая на нее все слезы мира и рассчитывая на безусловную поддержку, ты подсознательно нагружаешь человека таким скарбом, какой он наверняка не рад нести. Это мы к тому, что возможность «поплакаться, довериться и открыться» должна иметь обе стороны, в честных отношениях каждый получает возможность выйти из роли старшего и посидеть с ногами на столе.


Игорь Кон перечислил ракурсы дружеских отношений, которые помогут лучше понять, для чего тебе подруга.

  1. Друг-товарищ. С ней у тебя общий начальник, общее хобби или хотя бы один на двоих интерес к вышивке. Стоя плечом к плечу перед совместной проблемой, вражеским танком или корпоративной вечеринкой, вы ощущаете, как единство придает сил, особенно если на товарища можно спихнуть часть работы.
  2. Друг-зеркало. Человек, которому отводится незавидная роль отражать твои лучи и способствовать самопознанию. У такой подруги ты вполне можешь спросить: «Мне идут желтые лосины? Стоило ли убивать старуху-процентщицу?»
  3. Друг-сострадальщик. Работает жилеткой, сопереживает, даже если ее разбудить в 3 часа ночи. Тут мы реализуем уже упомянутую тоску по маме, которая всегда погладит по голове и нальет компоту.
  4. Друг-собеседник. С такой подругой не принято просто молчать, хотя вы и понимаете друг друга с полуслова. Общение здесь служит самораскрытию и коммуникации. Горячие дискуссии, наболевшие сомнения и пересмотр ценностей – основной мотив ваших встреч.
  5. Друг-альтер эго. Связь подразумевает уподобление другого себе или тоже весьма неудобное саморастворение в другом. Такой вид объединения свойственен детским отношениям: обе девочки надели одинаковые платьица и решили всегда хранить верность идеалам пионерии.

В нормальной дружбе вышеупомянутые грани перемешиваются, время от времени проступая то одним, то другим боком. Но если в твоем репертуаре лишь одна роль, это маячок: ку-ку, похоже, есть проблемы.

Неправильная подруга

Если взять дружбу в кулак и хорошенько рассмотреть, можно заметить, что она похожа на этическую форму любви; она означает, что тебя предпочитают остальным; она основывается на том, что двое равны, обладают равными достоинством и независимостью. Существует свод неписаных правил, вроде таких: сохранять интимность, добровольно помогать в случае проблем, делиться новостями и важной информацией, защищать подругу в присутствии третьих лиц...

Перечислять их как-то глупо, настолько они очевидны и в то же время возвышенны. Характерно, что даже романтические отношения не требуют от нас такого впечатляющего набора качеств, вроде сочетания искренности, самоотверженности и честности. Поэтому именно дружба может служить мощным микроскопом для самопознания.

Тех, кто нарушает кодекс дружеского поведения, мы подвергаем остракизму или просто пишем им плохое слово в СМС. Психолог Елена Ливач показывает пальцем на признаки неправильной подруги .

  1. Эгоцентризм и нарциссизм человека, когда у него в голове просто не укладывается, что у другого тоже есть потребности. Равные и дружеские отношения с таким человеком невозможны. Он все время явно или неявно дает понять, что он важен, а ты – нет. («Нарциссизм: распознай и действуй ».)
  2. Низкая самооценка , побуждающая человека скрывать чувства, не определять свои интересы. В итоге рано или поздно у него накапливаются обиды, и он разрывает отношения или начинает бессознательно мстить.
  3. Человек, который привык строить отношения, играя роли , описанные психологом Карпманом: «жертва», «преследователь», «спаситель». В зависимости от ситуации и личных выгод один и тот же актер-человек может принимать более удобную ему сегодня ипостась и меняться с окружением ролями по ходу игры-общения.

Это не дружба

Вот еще несколько советов, как отличить поддельный экземпляр дружбы.

  • Если подруга объявляется лишь в трудные времена и исчезает, как только ты чувствуешь себя на коне. Работает и в обратную сторону – если ей нравится то, как ты рассказываешь анекдоты, но во время твоей сезонной хандры она словно бы теряет телефон, вряд ли отношения могут называться дружескими. Как же вы дальше собираетесь проходить вместе огонь, медные трубы и сезон распродаж?
  • Она не хранит твоих секретов . Вчера ты доверчиво поведала ей свою Страшную Тайну, а сегодня все коллеги узнали об этом из корпоративной рассылки? Гм… Нормальная дружба включает в рецепт такие компоненты, как доверие и лояльность.
  • Она критикует тебя за твоей спиной . Если это конструктивные замечания, почему бы не огласить их при личной встрече? А если тебе просто перемывают кости, от этих гигиенических процедур имеет смысл держаться подальше.
  • Она критикует тебя в глаза, но все время . «А кто еще скажет правду? Только лучшая подруга», – возразят нам. Проблема в том, что, когда от потоков правды режет глаза, дружба рискует стать «токсичной». Это понятие популярной психологии, означающее выкачивание энергии, отсутствие поддержки. Понять, потягивает ли в ваших отношениях газом, несложно. Ответь честно на такой вопрос: ты испытываешь стресс после совместных чаепитий? Ага, ну вот видишь!
  • Она крайне небрежно относится к твоим вещам и времени : попросила денег и «забыла» отдать, еще ни разу не пришла вовремя и прочее, и прочее.

Польза дружбы

Чистую, как слеза, идею женской дружбы губит по сути лишь одно подозрение: в соперничестве. Конкурентная гонка может вылиться потоками ревности, зависти, гнева. С одной стороны, психологи говорят о большем слиянии, большей поддержке и солидарности между барышнями, с другой – может быть, именно поэтому нам многие проблемы так сложно вербализировать.


Когда Маша вдруг внезапно добилась успеха, получив роль любовницы опасного бандита в сериале, ее не-разлей-вода-подруга Юля поскучнела, отдалилась и стала ходить со взглядом человека, случайно проглотившего сырой картофель.

Говорит ли это о том, что между ними была непрочная дружба? Оказывается, нет. «Чувство соперничества у подруг нормально, – говорят британские психотерапевты Сьюзи Орбах и Луиза Эйхенбаум, – оно работает против слияния, призвано помочь женщине самоидентифицироваться, побороться за право быть собой». Есть в обидном чувстве и другой смысл – оно сигналит нам о потребности во внимании, в обсуждении и проговаривании своих желаний и печалей. Почему Юлю мучает чувство неполноценности, Маша ли тут виновата, или есть другие сложности?

Чувство соперничества у мужчин выражается иначе, чем у Маши с Юлей. Это объясняется тем, что женщины ищут свою идентичность через связи с другими: мы поддерживаем, сотрудничаем, сочувствуем, обслуживаем. В отличие, скажем, от джентльменов, которые дружат принципиально иначе. С самого детства феминные пары более закрыты от посторонних, нежели компании пацанов, куда пускают любого, кто в состоянии разбить камнем окно. Вырастая из игры в «домик», девочки приобретают особый стиль общения – направленный на уменьшение психологической дистанции и установление близости с подругой. «А у меня тоже как-то потоп в ванной случился!» – киваем мы расстроенной приятельнице, как бы сообщая, что проблемы у нас похожие, а на земле должен царить мир.

Словом, женская дружба среди всех других возможных – самая интимная, эмоциональная и рефлексивная. Мужчинам от безысходности приходится делать ставку на солидарность, взаимопомощь и обсуждение футбольных событий. Именно поэтому наш, женский метод – в любой неприятной ситуации искать поддержки, совета и целебной фразы «Ну он коз-зе-е-ел!» – помогает нам быть менее уязвимыми к последствиям стресса и вообще жить в среднем дольше мужчин. А с эволюционной точки зрения это более выгодная тактика для заботы о потомстве, чем изобретенный мужчинами способ – выпить и погонять на мотоцикле.

Так что давно пора напомнить девушкам всей земли, что дружить – интересно и здорово. Конечно, в этих отношениях, как и в любых других, тоже требуется немалая доля силы воли и способности открыто разговаривать. Но наградой нам будет ни с чем не сравнимое удовольствие обсудить при случае купленные кружевные трусы и особенности нового любовника.

Дружба между мужчиной и женщиной

В чистом виде дружба между мужчиной и женщиной встречается так же часто, как лиловые единороги, утверждают психологи. Кроме главной проблемы подобных отношений – возможного сексуального влечения одного из сотоварищей к другому, – к сложностям плюсуется проблема общественного непонимания (объясни своему бойфренду, почему ты сегодня идешь в кино не с ним, а с другом Петей, или своей бабушке – почему друг Володя не хочет на тебе жениться, хотя вы вместе летали в Гагры).

Да и сами джентльмены не очень склонны «дружить». Мужской глянец слишком часто утверждал: «Если тебя записали в друзья, это поражение. Покидай поле боя». Юношеский опыт, когда сказать девушке о своих чувствах сложно, зато легко быть другом и решать ей задачи по сопромату в ночи, оставляет болезненный след. Многие мужчины так и воспринимают попытки неромантических отношений – как наступление очередной «динамщицы», которая много просит, но мало отдает.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Понятие дружбы является таким же важным и весомым среди людей, как и . Человек – существо социальное: полноценно он может жить только рядом с себе подобными.

Одиночество нас пугает, лишает возможности удовлетворить большую часть потребностей (например, в любви или признании), и лишь немногим оно представляется в позитивном свете ( , разве что только).

Основная масса индивидов стремится к объединению в группы, и дружба представляет собой один из его видов.

Что такое дружба

Этот феномен рассматривался человеком с разным сторон: им интересовались философские школы и деятели психологии, поэты и писатели, музыканты и художники. До сих пор нет конкретного, строго очерченного определения, но если собрать возможные варианты, то получится что:

дружба – это отношения между людьми, выстроенные на схожем мировоззрении, взаимном доверии и понимании, общих интересах и желании быть вместе.

Такие отношения могут зародиться в любом возрасте. Некоторые умудряются подружиться с кем-то в детском саду и пронести эту дружбу до самой старости. Другие меняют друзей с завидным постоянством. У кого-то всю рядом только один друг, а другой окружен многочисленными товарищами.

Кого называют другом

Мы выяснили, что дружба строится на трех китах: взаимности, общности и схожести . Кто такой друг, ответить несложно. Это один из участников дружеских отношений.

Иногда люди подменяют понятия друг и приятель , ведь между ними есть схожие критерии. Чтобы не путать эти два слова, необходимо их развести:

  1. друг бывает рядом с вами часто и подолгу, приятель – человек изредка приходящий и уходящий;
  2. друг ценит ваши отношения и на многое готов ради них, приятель вряд ли пожертвует своими интересами в вашу пользу;
  3. друг не преследует корыстных интересов в общении с вами, отношения с приятелем, как правило, строятся на взаимной выгоде – по принципу «ты – мне, я – тебе»;

Друзья – это близкие люди, между которыми существует духовная связь и общие ценности, добровольное желание помогать другому и возможность получать поддержку.

Друг фактически становится вашим некровным родственником , который постоянно присутствует в вашей жизни. Со временем общими становятся не только интересы, но и опыт, воспоминания, которые делают дружеские отношения еще ценнее и крепче.

Что дают дружеские отношения

Одиночество среди людей может и других психических расстройств. Поэтому главная ценность дружбы заключается в живом контакте: визуальном и телесном. Учеными доказано, что объятия провоцируют выработку гормонов счастья.

Также дружеские отношения имеют другие положительные аспекты:

5 видов дружбы

Социологи насчитывают 5 видов дружбы:


Как научиться дружить

21 век – время новых технологий и, в частности, компьютеризации. Социальные сети вызывают зависимость и лишают людей реального общения . С каждым годом такое психическое расстройство становится все более распространенной. Причина этого всего одна – сидя в гаджетах, люди теряют коммуникативный навык.

Поэтому выходя на улицу, человек не знает (или забывает), как эффективно выстраивать взаимодействие с другими. Такое положение приводит к одиночеству и страданиям, походам к психологам и новым попыткам научиться быть среди людей.

Итак, если вам сложно завязать новое знакомство и найти себе друзей, возьмите на заметку следующие советы :

  1. придется забыть о стеснительности и, преодолевая нерешительность, делать постоянные попытки заговорить с незнакомыми людьми на улице, работе, вечеринке, в школе, магазине. Неважно о чем: о погоде, книге или последних новостях шоу-бизнеса. Главное – говорите!
  2. открытость – важное явление при общении. Желание казаться лучше, намеренно скрывать или искажать факты рано или поздно вскроются, и это оттолкнет человека, с которым вы хотите дружить. Люди часто стесняются быть собой, но как показывает моя практика, искренность и «настоящесть» (какая бы она не была) притягивают и вызывают у другого доверие. Если нет, то это просто не ваш человек;
  3. – умение слУшать, слЫшать и понимать другого. Встать на чужое место и искренне посочувствовать – качества, которые значительно улучшают живой контакт, вызывают доверие и желание быть вместе.

Можно долго говорить о явлении дружбы, что это такое. Но понять ее по-настоящему можно лишь опытным путем в реальной жизни.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Что такое социальные роли - их характеристики и виды Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие Что такое семья - ее значение в жизни человека

Дружбу все понимают по-разному. Для кого-то это возможность весело провести время, кому-то нужны свободные уши, чтобы выговориться, кто-то преследует в дружбе корыстные цели… Так что же такое дружба и почему без нее так тоскливо жить?

Что такое дружба

Дружба – это этическая форма любви к своим близким. Это бескорыстные взаимоотношения, в основе которых лежат доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, честность, общность интересов и взглядов.


В детстве найти друзей гораздо проще, ведь дети открыты для нового. Взрослея, мы становимся менее доверчивыми к людям, нам сложнее открываться и впускать в свою жизнь кого-то нового. Но друзья в жизни необходимы, ведь это и есть наши спутники по жизни, те, с кем можно разделить радости и горести, кто всегда придёт на помощь.

Виды дружбы

  • Творческая. Плодотворный вид дружбы, союз двух ярких индивидуумов. Проявление фантазий и талантов. В соединении двух таких личностей часто рождаются настоящие шедевры.
  • Духовная. Взаимное развитие друг друга. Такие люди «понимают друг друга без слов», черпают вдохновение друг в друге для обогащения своей индивидуальности
  • Будничная. Здесь всё довольно тривиально: объединяет людей общие занятия. Так, чаще всего, это одноклассники, сидящие за одной партой, или коллеги по работе в более взрослой жизни.
  • Семейная. Дружба среди членов семьи: муж и жена, брат и сестра, и т.д.

Законы дружбы

  1. Закон первый – вера в дружбу. В дружбу нужно верить без всяких сомнений и колебаний, не требуя никаких доказательств. Именно вера служит фундаментом для настоящей крепкой дружбы, основанной на честности, доверии, открытости, взаимопонимании, взаимопомощи и других обязательных составляющих дружеских отношений.
  2. Закон второй – воспитание положительных качеств. Если человек считает себя способным на дружбу, ему необходимо развивать в себе такие качества, как выносливость, силу воли, силу духа, и многие другие, которые определяют человека как целостную личность. Ведь стать настоящим другом может только человек достойный и сильный духом, которому не страшно доверить даже самую ответственную тайну.
  3. Закон третий – помощь. Для дружбы нет понятий времени, или занятости. И днём, и ночью, и на другом конце света, друзья должны помогать друг другу. Если у одного из друзей случилась беда, то другой должен бросить всё на свете и бежать выручать товарища.
  4. Закон четвертый – самопожертвование. Пожалуй, самый главный закон. Самопожертвование означает, что друзья должны ценить друг друга и свою дружбу. Ставить интересы друг друга выше своих собственных. Быть готовым пожертвовать собой в пользу товарища.

Вот те самые четыре закона, которые помогут вам не только найти друзей, но и пронести вашу дружбу через всю жизнь!

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский