Новообразования юношеского возраста. Центральные новообразования Центральным психическим новообразованием раннего юношеского возраста является

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного пути. Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция. Своеобразие ее обусловлена ориентированность в будущее, восприятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личности.

Существенной особенностью внутренней личностной позиции старшеклассника является изменение характера потребностей, которые из непосредственных превращаются в опосредованные, осознанные и произвольные. Ученик может управлять своими потребностями и стремлениями, составлять жизненные планы, свидетельствует достаточно высокий уровень личностного и социального развития.

На этом возрастном этапе происходит формирование механизма цилетворення, основными проявлениями которого является наличие у человека определенного замысла, плана жизни, жизненной цели, проекта цели, общего опыта своего бытия. Этот механизм связан со стремлением и способностью старшеклассника осуществлять самопроекции на будущее. Речь идет о его стремление и способность ставить конкретные цели, переносить себя в будущее, выстраивать свою реальную жизнь с проекцией на будущее.

Новая внутренняя позиция ученика старших классов меняет важность для него содержания, целей и задач обучения. Он оценивает свое обучение учитывая его значимость для собственного будущего, особенно для выбора профессии.

Социальная позиция юношей и девушек ориентирована на получение статуса самостоятельной взрослого человека. В связи с этим старшеклассники проявляют повышенный интерес к образу жизни взрослых, способствует их жизненном и профессиональному самоопределению. Расширяется круг их дружеского общения со сверстниками при одновременном повышении по сравнению с подростками, избирательности осо-бистисних контактов и предпочтений.

Новообразования раннего юношеского возраста

Центральным новообразованием раннего юношеского возраста является личностное самоопределение, что выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, понять себя и свои возможности. Нередко для обозначения этого феномена используют понятие «идентичность» - осознанная индивидом самотождественность.

Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Она образует одну систему координат для организованных и интегрированных форм поведения в различных сферах жизни человека, согласовывает личные склонности и таланты ранее предлагаемыми родителями, сверстниками и обществом идентификации. Помогая человеку определить свое место в обществе, личностная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений - сравнений себя с ровесниками, взрослыми, своим идеалом, а также с собой в прошлом, актуальном настоящем, потенциальному близком и отдаленном будущем. Внутреннее чутье идентичности (Эго-идентичности) помогает определить направление, цели и содержание будущей жизни молодого человека. Формирование его является, по утверждению Э. Эриксона, главной задачей и важнейшей проблемой юности. С этим связана свойственна раннем юношеском возраста кризис идентичности - особый момент развития, когда одинаково динамично нарастает уязвимость и развивается потенциал личности.

Формирование идентичности является длительным и сложным процессом. Он зависит от принятия индивидом собственных решений (кризис идентичности), а также от взятия на себя обязательств по осуществленного выбора, системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Основными вариантами становления идентичности, является обусловленность, диффузия, мораторий и достижения идентичности.

Обусловленность. При таком варианте формирования идентичности юноши берут на себя определенные обязательства, не преодолевая этапа принятия самостоятельных решений. их выбор профессии, религии или идеологии заранее определенный их родителями или учителями, а не является результатом самостоятельных поисков.

Диффузия. Молодые люди, которые не определили направление своей жизни, не имеют возможности в соответствии двигаться, находятся в состоянии диффузии - неопределенности, их особо не волнует. Они не пережили кризиса, не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса и даже избегают мыслей об этом.

Мораторий. Юноши и девушки переживают кризис идентичности (период принятия решений), заняты поиском себя. их решения касаются выбора профессии, религиозных или этических ценностей.

Достижения идентичности. Таков статус юношества, которое уже пережило кризис идентичности, осознало и приняло на себя ответственность за свою жизнь как следствие самостоятельного выбора. Прежде всего этот выбор касается жизненного пути, будущей профессии и реализуется в попытке жить, соблюдая значимых для себя моральных ценностей, норм и правил.

Приближение момента окончания школы требует личностного и профессионального самоопределения. Именно поэтому ранний юношеский возраст связан с морально-личностным (каким быть?), Экзистенциальным (в чем смысл жизни?) И профессиональным (кем быть?) Выборами, которые взаимосвязаны и осуществляются одновременно. их движущей силой является переход от детской зависимости к взрослой ответственности и свободы.

Личностное самоопределение юношей. По своей сути личностное самоопределение является процессом сознательного определения субъектом своей сущности и места в системе общественных отношений, мире, оказывается в активном отношении человека к себе и окружающей действительности. В старших классах он означает формирование у юношей и девушек устойчивых и осознанных убеждений; овладение нормами поведения, принципами, идеалами; выработка умений наблюдать и осмысливать явления окружающей жизни, понимать себя. Обусловливается оно не столько системой усвоенных знаний, сколько готовностью к принятию решений, самостоятельных и ответственных действий в новых ситуациях.

Содержание личностного самоопределения реализуется через сенсотворення - формирование у старшеклассников общих представлений о смысле жизни, поиск смысла собственного существования; мотивацию - побуждение к направленной деятельности личности; самореализацию и самовыражения - сознательное утверждение личностью собственной позиции в определенных проблемных ситуациях. Центральным моментом в личностном самоопределении юношей и девушек является осознание себя субъектом самопознания, самоизменения, самосовершенствования.

Профессиональное самоопределение старшеклассников. Активные размышления старшеклассников о своем будущем в основном имеют следствием сложившуюся направленность по выбору профессии. Эта их направленность еще непрочная, а многим из них присущи различные колебания. их свидетельством является одновременное интерес к нескольким профессиям, конфликт между стремлениями и способностями, между идеализированным видением будущей профессии и реальными перспективами (ученик хочет поступить в высшее учебное заведение, но это невозможно из-за низкой успеваемости или отсутствие средств на оплату за обучение; интерес ученика не совпадает с желанием родителей). Старших школьников, которые еще не определились в выборе профессии, волнует проблема выбора, и они часто общаются по этому поводу со сверстниками и взрослыми.

В старших классах учащиеся начинают серьезно задумываться и над своей пригодностью к работе в той сфере, которую для себя выбирают. При выборе профессии они считаются не только свои интересы, но и на многие другие обстоятельства, прежде всего сравнивают свои способности, возможности с требованиями, которые предъявляет к человеку та или иная профессия. Этим обусловлен их интерес к различным аспектам психологии способностей, мышления, самовоспитания, в познании которых неоценимой для них может быть помощь опытного специалиста по выбранной сферы деятельности, педагога и школьного психолога.

Кроме самоопределение, важными новообразованиями раннего юношеского возраста является открытие внутреннего Я, формирование целостной Я-концепции, мировоззрения.

Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Юность (Ранняя - 15 - 17 лет. Поздняя - 17 - 21 год)

Социальная ситуация развития

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется всё больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий; получение паспорта, наступление условий ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дельнейшего жизненного пути встаёт перед каждым. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбора профессии. Обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог самостоятельной жизни».

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельность в юности признаётся учебно-профессиональная деятельность.

По мнению Д. И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (нравственные установки, ценностные ориентации и т. д.)

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребёнок, размышляя о будущем, ещё не умеет связывать цели и средства.

Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей.

По мере интеллектуального развития подросток или юноша всё больше интересуется условиями реальности, но ещё не уверен в своих способностях - стадия пробного выбора (до 16 - 19 лет).

Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомлёнными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Общение в юности

1) Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми;

2) Дружба;

3) Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола;

4) Любовь.

Интеллектуальное развитие в юности

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности - формально - логическое, формально - операционное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующее в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.) В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно-новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идёт о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

Внутри ведущего вида деятельности формируются основные новообразования ранней юности – профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение, система ценностных ориентаций и социальных установок.

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте – это предварительный выбор профессии . Разные виды деятельности сортируются и ориентируются с точки зрения интересов юноши, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

Ценностные аспекты , как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личны е (осознание того, что индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует старшеклассника больше заниматься им, это развивает его способности, а выявление способности в свою очередь подкрепляют интерес.

Ранняя юность – период значительного роста социальной активности . Юноши и девушки не просто интересуются событиями внутренней и международной жизни, но сами хотят быть активными участниками. Общественная активность старшеклассников имеет свои психологические особенности. Свойственный этому возрасту романтизм побуждает молодежь браться преимущественно за большие дела.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Но период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

Ранняя юность – решающий возраст формирования мировоззрения . Первый показатель становления мировоззрения – это рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам природы и человеческого бытия.

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Юноша может, не замечая этого, в течение одного и того разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Но это нормальное свойство ранней юности. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности , т.е. осознание себя элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Центральное место в выработке мировоззрения занимает решение коренных социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни . Фактически юноша ищет ответ, как наполнить общественно значимым содержанием собственную жизнь. Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной общественно и личностно значимой деятельности, обеспечивающей не только становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения.

| следующая лекция ==>

Внутри ведущего вида деятельности формируются основные новообразования ранней юности – профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение, система ценностных ориентаций и социальных установок.

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте – это предварительный выбор профессии . Разные виды деятельности сортируются и ориентируются с точки зрения интересов юноши, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

Ценностные аспекты , как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личны е (осознание того, что индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует старшеклассника больше заниматься им, это развивает его способности, а выявление способности в свою очередь подкрепляют интерес.

Ранняя юность – период значительного роста социальной активности . Юноши и девушки не просто интересуются событиями внутренней и международной жизни, но сами хотят быть активными участниками. Общественная активность старшеклассников имеет свои психологические особенности. Свойственный этому возрасту романтизм побуждает молодежь браться преимущественно за большие дела.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Но период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

Ранняя юность – решающий возраст формирования мировоззрения . Первый показатель становления мировоззрения – это рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам природы и человеческого бытия.

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Юноша может, не замечая этого, в течение одного и того разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Но это нормальное свойство ранней юности. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности , т.е. осознание себя элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Центральное место в выработке мировоззрения занимает решение коренных социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни . Фактически юноша ищет ответ, как наполнить общественно значимым содержанием собственную жизнь. Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной общественно и личностно значимой деятельности, обеспечивающей не только становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую и личную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку волнует множество серьезнейших вопросов, от правильного ответа на которые зависит вся последующая жизнь:

– Как найти свое место в жизни?

– Какое дело выбрать в соответствии со своими возможностями и способностями?

– В чем вообще смысл жизни?

– Как стать настоящим человеком?

– Как быстро разбогатеть?

– Как быстро добиться успеха на любимом поприще?

И многое другое.

К основному новообразованию юношеского возраста относится как раз то, что на данном этапе онтогенеза, при переходе от подросткового возраста к юношескому, происходит резкая смена внутренней позиции. Эта смена заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. При этом юноша или девушка стремятся занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Переход во взрослое состояние побуждает молодого человека к поиску рациональных оснований своей жизни, своих поступков, своих действий. Если раньше, в подростковом возрасте, все было просто: хочешь что-то делать – делай, не хочешь – не делай, то теперь надо "подбивать" рациональную основу: "Я это делают, потому что...", "Я подумал и решил, что будет так..." Многие в юношеском возрасте становятся настоящими аскетами, стараясь все силы бросить на достижение успеха.