Педагогическое просвещение родителей и его формы. «Семейный клуб в детском саду». Прогнозируемый результат реализации программы

Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. История педагогического просвещения родителей уходит своими корнями глубоко в древность.

Во многих педагогических изданиях XIX - начала XX века отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются только в нормальной семье.

Прогрессивные педагоги и общественные деятели тех лет, такие как К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др., учитывая особую роль семьи в воспитании ребенка, говорили о важности помощи родителям в воспитании детей. Анализируя историю педагогического просвещения родителей в России отметим тот факт, что данный вопрос рассматривался как один из значимых и основополагающих в развитие общества того времени.

В 90-е годы XX - начале XXI века психолого-педагогическое просвещение родителей, всего взрослого населения перестало быть массовым явлением. Упразднена система, включавшая содержание и формы педагогической пропаганды среди населения. Недостаточно внедряется позитивный опыт семейного воспитания, организации совместной деятельности родителей и детей, привлечения родителей к участию в педагогическом процессе школы.

Наряду с этим отечественная наука говорит о необходимости семейного воспитания как приоритетного. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (в редакции ФЗ от 06.07.06 №104-ФЗ) впервые за многие десятилетия признал, что «».

Таким образом, мы отмечаем противоречие между необходимостью педагогического просвещения родителей, как значимой единицы в воспитании своих детей – будущего поколения России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое просвещение родителей.

Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Именно в семье происходит становление ребенка как человека носителя высоких духовно-нравственных качеств. Нигде, кроме семьи ребенок не научится по настоящему любить и уважать окружающих. Только авторитарное мнение родителей позволят достаточно полно сформировать у ребенка понимание о добре и зле, о правде и лжи. Именно от родителей напрямую зависит, каким человеком, гражданином, мужем станет их ребенок, какое место он займет в социуме.

Выше сказанное дает основание утверждать, что выбранные родителями методы воспитания своего ребенка должны, прежде всего, опираться на научно-педагогическую основу. Именно поэтому родителям необходимо овладевать определенным объемом педагогических знаний и опытом воспитательной деятельности. При этом следует учитывать, что жизнедеятельность общества и семьи меняются от поколения к поколению, а это вызывает диктует необходимость постоянно пересматривать содержание педагогического материала, необходимого для педагогического просвещения родителей.

История педагогического просвещения родителей уходит своими корнями глубоко в древность, и примером тому служат поучения св. Иеронима. Другой древнерусский мыслитель – Феофан Прокопович, в пособии «Первое учение отроком», давал советы родителям, воспитателям о правильном обучении и воспитании детей. Своеобразной энциклопедией семейного воспитания X VI-XVII в.в. является «Домострой», где родители могли найти советы по воспитанию .

Во многих педагогических изданиях XIX - начала XX века отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются только в нормальной семье. Кроме того, освещалась проблема всеобщего образования, отмечалось повышенное внимание общества к вопросам семейного и домашнего воспитания. Прогрессивные педагоги и общественные деятели тех лет, такие как К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др., учитывая особую роль семьи в воспитании ребенка, говорили о важности помощи родителям в воспитании детей.

Анализируя историю педагогического просвещения родителей в России отметим тот факт, что данный вопрос рассматривался как один из значимых и основополагающих в развитие общества того времени. В конце XIX века для повышения педагогической грамотности родителей создавались специальные педагогические кружки. На их собраниях рассматривались вопросы педагогики, гигиены, психопатологии, религии и др. К работе кружков подключались специалисты – педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры. . Со временем возникла идея создания энциклопедии семейного воспитания и обучения. Задача такой энциклопедии, согласно П.Ф. Каптереву состояла в том, чтобы познакомить семью с приемами практики воспитания. В 1912 году в России проходил I Всероссийский съезд по семейному воспитанию, центральной задачей которого было помочь семье в воспитании детей. На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. В 1921-1931 гг. возникла необходимость активизировать деятельность школы по оказанию помощи родителям в воспитании детей.

Сделаем акцент и на тот факт, что в последующем государственная система педагогической помощи родителям получила свое дальнейшее развитие. Так, в 60 – 70-е годы XX в. годы большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. В работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.п. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям. Большой вклад в систему пропаганды педагогических знаний в 70 – 80-е годы внес существующий на тот момент педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей.

В 90-е годы XX - начале XXI века психолого-педагогическое просвещение родителей, всего взрослого населения перестало быть массовым явлением. Упразднена система, включавшая содержание и формы педагогической пропаганды среди населения. Недостаточно внедряется позитивный опыт семейного воспитания, организации совместной деятельности родителей и детей, привлечения родителей к участию в педагогическом процессе школы.

Наряду с этим отечественная наука говорит о необходимости семейного воспитания как приоритетного. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (в редакции ФЗ от 06.07.06 №104-ФЗ) впервые за многие десятилетия признал, что « родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте ».

Таким образом, мы отмечаем противоречие между необходимостью педагогического просвещения родителей, как значимой единицы в воспитании своих детей – будущего поколения России. О необходимости родительского обучения говорят педагоги образовательных учреждений, начиняя с детских садов, об этом же заявляют на государственном уровне. Однако, на практике мы наблюдаем расхождение в требованиях общества с реальным положением дел. Несмотря на то, что в образовательном учреждении накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения их педагогической грамотности. Однако, как показывает практика, все используемые формы работы носят фрагментарный, а подчас спонтанный характер. Отсутствие четкого планирования содержательной части и отсутствие мотивации со стороны родителей приводит к безуспешности данных форм работы.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – объединения усилий для развития личности как детей, так и взрослых с учётом их интересов и особенностей, прав и обязанностей; осуществление индивидуального подхода как главного условия развития и воспитания личности ребёнка; совместная забота о здоровье детей (психическом, физическом, нравственном, социальном); предупреждение и преодоление конфликтов в общении со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями).

Современная ситуация в обществе диктует необходимость создания новых, более действенных форм работы с родителями по повышению их педагогического уровня. Одной из таких действенных школ, на наш взгляд может стать такая форма работы как «Родительская школа», созданная на базе образовательного учреждения, под руководством и непосредственным участием педагогического коллектива. Суть данной формы работы заключается в том, чтобы педагогическое просвещение родителей велось по специально созданной и апробированной программе, адаптированной специально для родителей. Под словом адаптированной мы понимаем сжатие материла по вопросам педагогики и психологии, необходимой родителям для успешной работы со своими детьми, а также «перевод» содержания на доступный язык взрослому человеку, далекому от педагогической профессии, т.е. исключение сложной терминологии, либо представление толкования того или иного понятия в более упрощенную форм. При этом следует отметить, что занятия в родительской школе должны носить непременно систематический характер – регулярное посещение залог успешного обучения. Само содержание на наш взгляд должно представлять из себя ряд курсов, циклично сменяющих друг друга. Продолжительность одного курса должна составлять в среднем три месяца. Следующий за ним курс предлагает усложнение в содержании знаний. Таким образом, за год родитель прослушает три курса для одной возрастной группы. Подобные курсы разумно создавать для каждой возрастной группы в отдельности, не смешивая возраста, по объективным причинам разницы образовательных и воспитательных задач для каждого возраста. Необходимость дробления вызвана разной потребностью и уровнем готовности родителей к восприятию материла, так прослушав первый курс, родитель решает для себя о необходимости повышать свой педагогический уровень, либо же закончить на данной ступени.

Мы рекомендуем создание подобной школы начиная с первой ступени образования – дошкольного, т.е. детский сад, поскольку доказано еще в XVII веке, что первые пять - шесть лет жизни - самые важные для растущего человека. Видный советский педиатр А. Ф. Тур в этой связи утверждал, что до пяти лет ребенок непременно должен воспитываться в семье.

На наш взгляд, в современно обществе давно созрела необходимость создания подобных образовательных учреждений. Большинство людей, готовящиеся стать родителями до конца не осознают важность этого шага. Тем более для них становиться пугающим состояние, когда они, в прямом смысле этого слова, «не знают, что делать со своим ребенком». Педагогическая безграмотность приводит к тому, что родители не в силах научить своего ребенка самому простому. Ступая наугад, интуитивно пробуя те или иные методы воздействия, взрослые сами того не подозревая, причиняют вред своему ребенку, поскольку подчас их требования бывают завышенные, особо остро эта ситуация становиться, когда родители до определенного момента вообще не занимались ребенком, списывая на его малый возраст, а затем резко начинают не привыкшего к обучению мозг человека нагружать разными знаниями. Большее опасение представляют взрослые, знания которых в области педагогики и психологии имеют отрывочный, бессистемный характер. Такие родители, как правило, пытаются применить полученные знания на практике, подчас не учитывая психологические особенности возраста, а также не соизмеряя реальные возможности своего ребенка.

Создание родительских школ позволит систематизировать имеющийся опыт и знания родителей в области педагогики и психологии детского возраста, скорректировать и направить их на достижения лучшего результата в процессе воспитания и бучения своего ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Социальное образование молодой семьи. В помощь специалисту по работе с семьёй. / Е. Рыбак, Ю. Телицина, Е. Безбородова; Управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска. – Архангельск, 2008. – 96 с.
  2. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: Пер. с фин.: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993. – 112 с.
  3. Василькова Ю. В. Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.
  4. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. – М.: Юридическая литература, 1998. – 196 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. - М.: Владос, 1999. - Кн. 2. - С. 200

Формы педагогического просвещения

Традиционные

Нетрадиционные

  • регламентированные дискуссии
  • обмен родительским опытом (в том числе через Сеть)

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий :

  • знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.);
  • личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
  • педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Педагогическая пропаганда в СССР

Педагогическая пропаганда - распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения. Впервые получала массовое развитие в СССР. Центром педагогической пропаганды являются школы. Методы и формы этой работы в СССР весьма разнообразны - лекции, доклады, семинары и консультации в спец. лекториях для родителей или в родительских университетах, в школах, на предприятиях, а также через печать и радио.

См. также

Примечания

Источники

  • Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980.
  • Макаренко А. С. «Книга для родителей» (1937)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическое просвещение" в других словарях:

    Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве. В царской… … Википедия

    Значения Просвещение распространение знаний и культуры Просвещение (издательство) основанное в 1931 году издательство (до 1964 года Учпедгиз) Просвещение (старое издательство) петербургское издательское товарищество (1896 1922)… … Википедия

    - «Просвещение», крупнейшее советское учебно педагогическое издательство в системе Государственного комитета Совета министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Основано в Москве в 1931 (до 1964 называлось Учпедгиз).… …

    Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное… … Википедия

    I Просвещение идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в … Большая советская энциклопедия

    Система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле подготовка… … Большая советская энциклопедия

    Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… … Википедия

    Раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное просвещение, раздел… … Википедия

    А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Практическое применение перспективы в станковой картине , В. М. Непомнящий, Г. Б. Смирнов. Пособие базируется на результатах научных исследований и отражает практическнй опыт по применению перспективы в учебной и творческой деятельности будущего преподавателя изобразительного…

Учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции , практикумы, семинары , беседы , консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Формы педагогического просвещения

Традиционные

  • Родительские собрания - распространенная форма работы с родителями. Собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.
  • Лекции - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
  • Вечера вопросов и ответов - одна из форм воспитания, которую проводят преподаватели и заучи по различным вопросам воспитания и образования учеников.
  • Диспуты - тип урока, который олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников.
  • дни открытых дверей - возможность познакомить родителей с учебной и воспитательной деятельностью школы. Благодаря этому мероприятию родители увидят работу ребенка на уроке и во внеклассной деятельности.

Нетрадиционные

  • регламентированные дискуссии
  • обмен родительским опытом (в том числе через Сеть)

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий :

  • знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.);
  • личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
  • педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Педагогическая пропаганда в СССР

Педагогическая пропаганда - распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения. Впервые получала массовое развитие в СССР. Центром педагогической пропаганды являются школы. Методы и формы этой работы в СССР весьма разнообразны - лекции, доклады, семинары и консультации в спец. лекториях для родителей или в родительских университетах, в школах, на предприятиях, а также через печать и радио.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому про­свещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышле­ния, практических умений и навыков в области воспитания. Необхо­димо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-пе­дагогического просвещения родителей. Он вооружает их необхо­димыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запро­сов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию ро­дителей и учителей в воспитательной работе. Программа универ­ситета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университе­те педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, бе­седы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.

Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, пра­вила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логи­ку, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтере­сованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных осо­бенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и при­рода», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусмат­ривающая расширение, углубление и закрепление знаний о вос­питании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конферен­циями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное уча­стие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание роди­телей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение крат­кой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом ди­ректора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспи­тания выступают родители. Таких сообщений может быть три-че­тыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подво­дит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сло­житься во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой препо­давания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, выз­ванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и кон­церты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интерес­ных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, спо­собствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. При­мерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответ­ственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусмат­ривает определение темы, состава участников, распределение ро­лей между ними, предварительное обсуждение возможных пози­ций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицатель­ных) поведения участников игры и путем совместного обсужде­ния выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них са­мих, так и для учителя. Родители получают реальное представле­ние о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необ­ходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительс­кого содействия. В общении с родителями педагог должен прояв­лять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, на­мекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами сто­ит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые увере­ны, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и от­казом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования-доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной рабо­ты педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирова­ния родителей об успехах их детей. Допускается извещение роди­телей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздрав­ление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость об­щения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на осно­ве данных педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намеча­ются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.

На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мос­тик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организацион­ные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика роди­тельских собраний составляется классным руководителем, обсуж­дается на родительском комитете. Очередная тема собрания выби­рается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

    атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;

    профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);

    добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сер­дечность, взаимопонимание, взаимопомощь);

    главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, со­веты и рекомендации).