Ребенок 7 лет на все говорит нет. Почему так происходит, что с ребенком. Оно может быть вызвано школьной дезадаптацией

В жизни каждого родителя может наступить определенный, довольно неприятный момент, когда ребенок не слушается. Отказ от послушания может быть вызван пустяковой причиной, например, ребенок не откликается, когда его зовут и не подходит, когда его просят подойти. Либо ребенок не слушается, когда его просят о чем-то более серьезном: убрать игрушки, сесть делать уроки или доесть суп. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит. С раннего детства ребенок должен ощущать авторитет родителя и понимать, что старших слушать просто необходимо. В противном случае, в более позднем и «проблемном» подростковом возрасте, совладать с любимым чадом будет практически невозможно.

Мы собрали для вас советы психологов, что делать родителям, если дети в возрасте 5-7 лет не слушаются. В таком возрасте дети особенно быстро развиваются, на них влияет школа и меняющееся окружение, поэтому и советы для каждого возраста будут разными.

Ребенок не слушается родителей в 5 лет

Ребенок в возрасте 5 лет очень редко капризничает или не слушается без причины. Задача родителя – выяснить причину, которая вызвала непослушание. Психологи выделяют 4 наиболее распространенные причины, почему ребенок в таком возрасте может не слушаться:

1. Недостаток внимания

Ребенок 5 лет начинает осознавать собственную ценность в глазах родителей. Непослушание может быть вызвано желанием утвердиться за счет повышенного внимания родителей. Либо, если малыш испытывает недостаток внимания, непослушание – попытка это исправить: если он не будет слушаться, на него точно обратят внимание. При этом ребенок готов пренебречь тем фактом, что внимание, которое он привлекает – негативное. Последствия такого непослушания могут быть достаточно серьезными: дети становятся все менее контролируемыми, делают все вопреки тому, что говорят взрослые. Особенно часто подобное случается, когда у родителей не хватает времени, им часто приходится попросить ребенка подождать немного. Малыш начинает понимать: чем хуже он будет себя вести и чем чаще делать что-то не так, тем больше мама или папа уделят ему внимания.

2. Попытка самоутвердиться

Если вы уделяете ребенку достаточно внимания, а он все равно не слушается, причина может крыться в подсознательном желании сопротивляться контролю со стороны взрослых. Как правило, от этой причины «страдают» очень благосостоятельные семьи.

3. Попытка отомстить или выместить обиду

Часто дети в 5 лет не слушаются, потому что затаили обиду и таким образом пытаются это показать. Вы могли несправедливо наказать его, например, не разобравшись толком, наказать за что-то, чего он не делал. Иногда ребенок 5 годов от роду может вымещать обиду за то, что родитель дал обещание, но не сдержал его.

4. Проблемы с верой в себя

Ребенок 5-7 годов прислушивается к окружающему миру, во многом формирует собственную личность, исходя из примера родственников и особенно родителей. Если мама или папа постоянно недовольны, говорят, что у малыша «кривые руки», он глупый, какой-то не такой, и уж точно не такой послушный/старательный/опрятный, как ребенок соседей – не стоит удивляться появлению комплексов. Ребенок теряет веру в себя, закомплексованность сказывается на поведении и в конце концов, он начинает не слушаться родителей.

Что делать, если дети 5 лет не слушаются?

Желание родителя как можно скорее исправить ситуацию понятно, однако не стоит кричать на ребенка, ругаться, наказывать и выстраивать дома более строгую дисциплину, это не поможет.

Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что ребенок не получает достаточно внимания, нужно попытаться исправить именно это. Как только чадо снова почувствует себя нужным и любимым, желание капризничать и делать все наперекор пропадет. По выходным выделяйте минимум несколько часов на совместное времяпрепровождение, BrainApps расскажет, как весело и с пользой провести время с ребенком . Стоит понимать, что пары часов раз в неделю недостаточно. Если вы занятой человек, пообещайте ребенку проводить с ним хотя бы полчаса в день, например, перед сном – читать вместе книжки, разговаривать, найдите совместное хобби. Не забывайте о своем обещании, покажите, что вам также важно это время, которое вы проводите вместе.

Ребенок не слушается в 6 лет

Поведение ребенка 6-7 лет и младше напрямую зависит от того, в какой обстановке он растет, как с ним ведут себя родители и другие близкие родственники. Редкое непослушание – совершенно нормально, психологи указывают, что все дети время от времени не прочь показать характер. Если же ребенок всегда был более-менее послушным, а в какой-то момент будто с цепи сорвался, перестал слушаться, абсолютно все действия выполняет наперекор указаниям, это повод задуматься. Нет, не о том, что ребенка нужно больше ругать и контролировать. Скорее всего, изменилась обстановка в доме или ваше, родительское отношение.

Если ребенок не слушается, возможно стоит начать искать причину в себе. Психологи выделяют 4 распространенные причины, почему дети 6 лет могут не слушаться:

1. Непонимание

Возможно ребенок попросту не понимает, что от него хотят родители. Задача слишком сложная, ее плохо, непонятно объяснили. Не понимая, что нужно делать, дети теряются и часто расстраиваются. Представьте реакцию дошкольника, когда на него, за то, что он чего-то не понимает, еще и кричат. Это вызывает еще больше растерянности и непонимания, а вдобавок ко всему, обиду и нежелание слушаться.

2. Врожденный темперамент

Не забывайте о том, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте и уже в 6 лет он может проявлять свою индивидуальность. Спокойные, меланхоличные дети способны безропотно подчиняться родителям, молчать и быть «паиньками». Однако все дети разные, некоторые обладают взрывным темпераментом, более упрямым, норовистым характером. Может быть, вы разговариваете с ребенком слишком грубо? Часто кричите, своими указаниями пытаетесь подавить его характер. Непослушание в таком случае – всего лишь проявление индивидуальности. Это не значит, что если ребенок не слушается, с ситуацией можно ничего не делать. Нужно изменить подход, больше объяснять, разговаривать и находить компромиссы.

3. Нехватка внимания

В 6 лет дети все еще требуют к себе много внимания, даже если они уже ходят в школу и имеют возможность общаться со сверстниками. Родители, которым постоянно некогда, вызывают у ребенка гнев, раздражение и прочие негативные эмоции, которые выливаются в непослушание.

4. Попытка доминирования

В возрасте 6 лет дети находятся в своеобразном переходном возрасте, ведь это время, когда молочные зубы заменяются на коренные, а привычная обстановка дома и детского сада меняется на школу. Изменение поведения в этом возрасте естественно для некоторых детей. Если вашего ребенка будто подменили, возможно он просто проверяет вас на прочность, пытается доминировать и показать, кто же в семье главный. В таком случае, вам придется отстоять свое главенство в семье, но не криками и ссорами, а терпением, авторитетом и настойчивостью.

Что делать, если дети 6 лет не слушаются?

В 6 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понимать родителя и то, что ему объясняют. По этой причине психологи не советуют делать что-то особенное и изобретать велосипед, вам всего лишь нужно поладить с чадом, найти контакт. Нужно избегать ссор, криков, недопонимания. Налаженный контакт – прямой путь к гармонии в доме, послушанию ребенка.

Если ребенок не слушает и не отозвался на просьбу в первый раз, проявите терпение. Повторите второй раз, третий, если понадобится – четвертый и даже пятый. Разговаривайте твердым, уверенным тоном, не повышайте голос, приведите пример, доказывающий вашу правоту. Научитесь не требовать, а просить. Если ребенок не слушается и не реагирует на слова, добавьте в голос твердости, возможно вам даже понадобится подойти и посмотреть ребенку в глаза, то есть, добиться внимания. Важно при этом говорить спокойно, чтобы дошкольник не чувствовал угрозы.

Родители должны не забывать хвалить ребенка, когда он выполнил просьбу или сделал полезное дело. Лучше, чтобы любые бытовые мелочи, от выноса мусора до мытья посуды и уборки в комнате, сопровождались словесной похвалой. Так вы поспособствуете формированию здоровой, любящей обстановке в доме.

В 6 лет дети уже умеют слушать, поэтому, если вы чувствуете, что у вас плохое настроение, вы в любой момент можете сорваться на крики, расскажите об этом ребенку. Нет, конечно, вам не нужно предупреждать его о планируемых криках, однако вы можете объяснить, что устали на работе, не в настроении, а потому лучше с вами не спорить и не пререкаться. Если ребенок все равно не слушается, отложите разборки на несколько часов, но постарайтесь о них не забыть.

Ребенок не слушается в 7 лет

Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.

Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:

  • гримасничает и передразнивает;
  • манерничает и излишне подражает взрослым;
  • игнорирует просьбы и указания;
  • без причины начинает злиться, психовать и устраивать истерики;
  • до последнего отстаивает свою правоту, даже если не прав.

Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь. Не ругаться и не кричать, вызывая ответную агрессию, а договариваться и убеждать логическими доводами.

Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?

  • Поощряйте самостоятельность. 7 лет – тот возраст, когда родитель должен относиться к ребенку как к полноценному члену семьи. Пусть у него появятся обязанности по дому, за которые отвечает только он и никто больше. Так ребенок поймет, что вы относитесь к нему серьезно.
  • Проявите понимание. У ребенка, как и у любого взрослого человека, меняется настроение, случаются эмоциональные подъемы и спады, неудачные дни. Если ребенок не слушается, возможно, у него выдался тяжелый день в школе, может быть, кто-то обидел или обозвал. Сыну иди дочке нужна ваша поддержка, а не нотации или указания, что нужно сделать.
  • Договаривайтесь. В 7 лет дети уже достаточно развиты, чтобы осознавать ценность слов, поэтому не кричите, а приводите доводы, разговаривайте, убеждайте. Если даете обещания, обязательно выполняйте их, прививая ребенку мысли о том, что нужно всегда держать слово и выполнять обещания.
  • Иногда нужно надавить. Родитель должен понимать, что в 7 лет ребенок еще не осознает полноценно моральные нормы поведения. Так, если мальчик ударил девочку или пытается фамильярничать со взрослыми, это может быть банальное непонимание, а не непослушание. Если объяснить ребенку, почему совершать подобные поступки плохо, не получается, надавите родительским авторитетом. Главное – уверенный, спокойный тон, который убедит ребенка послушаться.
  • Откажитесь от наказаний. Ученые доказали, что ни физические наказания, ни психологическое давление, не несут педагогической ценности. Ребенок просто не воспринимает такие методы воздействия, так как взрослый по умолчанию сильнее и имеет большее влияние. Если ребенок не слушается, не нужно бить его или оскорблять. В противном случае, из него может вырасти человек, признающий лишь превосходство силы.

Таким образом, главный ключ к гармонии в семье и послушным детям – доверие, взаимовыручка и понимание между родителем и ребенком. От вас, как от родителя, потребуется недюжинное терпение, уверенность в своих силах и авторитете, однако результат вас приятно удивит, а ребенок, в конце концов, останется благодарен.

Дети часто пытаются объяснить нежелательные для взрослых детские поступки, прибегая к фантазиям. Или обману?

Для начала надо разобраться, что мы понимаем под обманом. И чем детские фантазии отличаются от него. Фантазии свойственны детям. Если они связаны с реальным миром, привязаны к окружающей ребенка действительности, это естественно и нормально. Ребенок живет в построенном сказочном мире и частенько в нем «застревает». Он приписывают предметам живые свойства и верит в то, что эти предметы воодушевленные. Достаточно посмотреть, как играет ребенок. У него в руках может быть только одна игрушка или вовсе ничего. Тогда все окружающие его предметы наделяются необходимыми для его игры характеристиками. Стул становится динозавром, стол — пещерой, а он сам — первобытным охотником. И ведь никому в голову не придет называть его вруном и ругать за это. В фантазиях ребенка огромное значение играет воображение. Это одно из важнейших познавательных особенностей, которое наряду с мышлением, вниманием, памятью дано каждому человеку.

Что же такое воображение? Это способность человека создавать новые образы, опираясь на уже имеющиеся у него в опыте. Основное направление в развитии воображения ребенка — переход к более правильному и полному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. То есть, если ребенок без затруднений «возвращается» из ирреального, выстроенного им мира в реальный, это нормально и не должно вызывать раздражения или опасения взрослых. Воображение — чрезвычайно важный процесс. С помощью его человек может преобразовывать как свою личность, так и мир вокруг себя. Для ребенка характерно вначале то, что воссоздаваемые образцы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Кто из нас не слышал, как дети передают содержание фильма, особенно, если это сказка или фентези. У них не хватает слов и «красок». Образы, о которых говорят дети, в основе своей статичны. Далее воображение развивается, и дети, уже строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств.

Особенностью воображения, к примеру, в дошкольном и младшем школьном возрасте является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов.

Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей. Непроизвольность воображения сродни неуправляемости. Если какое-то литературное произведение, красочный рассказ, фильм или компьютерная игра будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было. Взрослые, часто не понимая природы непроизвольного воображения, обвиняют ребенка во лжи. Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями образ. Оно нуждается в развитии, и взрослым предстоит развивать воображение ребенка до того состояния, пока от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, ребенок не дойдет до обобщенного, яркого образа. Развитие воображения как познавательного процесса личности велико. Постепенно в процессе обучения и воспитания ребенок учится управлять своей умственной деятельностью и с появлением этих умений, воображение тоже становится управляемым.

Таким образом, в основе фантазий лежит развивающееся воображение. А что кроется в способности ребенка говорить неправду? Если дети обманывают, то этому они научились у нас, взрослых. Ведь никто не рождается с желанием обманывать окружающих. Живя в обществе, присматриваясь к окружающим, перенимая у них стили поведения, дети перенимают и ложь. Особенно это происходит тогда, когда ребенок видит плоды неправды. У него еще не сформирован нравственный портрет. А результат обмана, с точки зрения ребенка, приносит гораздо больше пользы обманывающему, чем честному человеку.

Давайте проследим, если можно так выразиться, маршрут лжи. Понятия правды и неправды ребенок получает из собственного жизненного опыта. Его наблюдения говорят ему, что в жизни происходят непонятные для него вещи. Достаточно проследить, как грозят родители своему малышу. Палитра угроз велика:

«Отрежу язык!», если говорит не то, что можно и нужно;

«Оторву руки», если берет без спроса конфеты;

«Брошу в речку», если подходит близко к воде, и т. д.

Список может быть практически бесконечным. Поначалу ребенок очень боится. Если родители внимательны к своему ребенку, они увидят искорки страха в его глазах. Но потом он видит, что ничего не случается. Первый урок неправды усваивается очень быстро. Дальше — больше! К примеру, мама говорит папе, что ей так надоело разговаривать по телефону со своей подругой, а когда та звонит, говорит ей, что она очень рада. Или папа очень хвалит машину соседа дяди Миши, а когда дядя Миша уходит, смеется над его машиной. А бывают и вообще страшные вещи, когда родители сами просят ребенка соврать. К примеру, мама пошла в кино (зоопарк, кафе...) с сыном и дядей Сережей. При этом она просит мальчика не говорить папе. Ребенок не понимает! Часто забывает, что говорить нельзя. В этом случае он может стать причиной домашнего скандала. Но и это еще не все, его же за правду и накажут!

Сначала ребенок заранее ничего не планирует и обманывает спонтанно, не думая о пользе или вреде сказанного им. Если ложь приносит положительные плоды и взрослые ни о чем не догадываются, у ребенка появляется уверенность в том, что ложь — это хорошо. Если эта уверенность закрепляется в дальнейшем его опыте, мы получаем законченного врунишку. Если же вдруг его «ловят» и наказывают, он переживает, и умения лгать могут не закрепиться. Безусловно, само ничего не делается, и родителям нужно научиться умело «переводить» ребенка из пограничного между фантазией и ложью поля в реальность. Как это делать? Как вести себя родителям, если ребенок начинает «подвирать»? Об этом и поговорим.

Для того чтобы фантазии не перешли в ложь и не закрепились в сознании и поведении ребенка, необходимо выяснить причину его обманов. И первый вопрос, который взрослый себе должен задать: «Почему ребенок говорит неправду? Что толкает его на это?». Можно выделить несколько причин:

1. Ребенок боится сказать правду. Она для него так ужасна, что его душа не выносит «чистосердечного признания». Необходимо выяснить, что именно его так пугает.

2. Пытаясь избежать наказания за проступок, ложью ребенок прикрывается как щитом. Он не может признаться в силу каких-то обстоятельств.

3. Желание понравиться сверстнику или кому-то из старших тоже часто приводит ребенка к необходимости сказать неправду.

4. Желание не понравиться. Сделать наоборот. «Вот вы все хвалите Сережу, а я плохой?! Вот я и докажу, что я плохой».

5. Если ребенок хочет избежать насмешек. Если он ранимый и тонко чувствующий, то, естественно, он прибегает ко лжи. Ведь нравственные качества находятся еще в «сыром виде».

6. Если ребенку что-то не удается в повседневной жизни, то он лжет в попытке избавиться от мелочной опеки взрослых.

После выяснения причин можно приступать к организации правильного воспитательного действия, в зависимости от выявленной причины.

1. Ребенок боится. Конечно, прежде всего это с ним происходит, если в доме все время наказывают ребенка или детей подряд за все проступки — за разбитую чашку, за порванные брюки, за невымытую вовремя посуду. Если в доме такой террор, то все педагогические советы пустой звук. Но причина может крыться и в развитой эмоциональности ребенка. Если он очень близко к сердцу принимает жизнь и обычаи семьи. К примеру, он разбил любимую чашку папы! Он боится в этом случае не наказания, а огорчения папы, ведь он-то знает, как папа ценил эту вещь. В этом случае необходимо рассказать ребенку, что папа понимает, что чашку разбили не специально, а нечаянно. Да и вообще, он ее уже не так любит. Можно предложить ребенку пойти вместе в магазин и купить другую чашку. Если у ребенка есть копилка, подтолкнуть его к тому, чтобы он сделал это на собранные деньги. Конечно, он может нанести какой-либо непоправимый вред. Но в любом случае, если это сделано не специально, не нарочно, а нечаянно и ребенок в отчаянии, необходимо найти слова, которые его подбодрят и не дадут возможности прибегать ко лжи.

2. Избегает наказания . В этом случае скорее всего в доме царит авторитарное управление жизнью ребенка. Может, даже родители прибегают к физическим наказаниям, и ребенок помнит ощущение боли. Или его наказывают в присутствии других детей, унижая его достоинство. Как бы то ни было, ложь ребенка — это причина срочно пересмотреть родителям свои воспитательные методы.

3. Хочет понравиться . Это вообще свойственно ребенку. Потребность в любви окружающих, в их хорошем отношении к ребенку является одним из ведущих мотивов его деятельности. Достаточно вспомнить о том, как ребенок ждет оценки его поступков или сделанных его руками изделий — с нетерпением, с надеждой на похвалу. Особенно часто прибегают к подобным приемам дети, которых родители постоянно критикуют. В таких случаях родители сомневаются, что их дети способны «на подвиги», и последним приходится доказывать с помощью лжи, что они гораздо лучше, чем о них думают.

4. Не хочет нравиться. Это тоже очень сильный мотив для лживого поведения. Ребенок в этом случае уже устал доказывать свою состоятельность. Он прибегает к другому способу обратить на себя внимание — совершает неприглядные поступки. Почему неприглядные? Да потому, что именно они сразу бросаются в глаза. «Хорошими делами прославиться нельзя», — пели плохие герои детского фильма «Айболит-66». Взрослым необходимо перестроить свои отношения с ребенком. Признавать в нем личность, принимать его позицию. Искать вместе компромиссное решение. Тогда у чада будет «выбита почва из-под ног» и ему не нужно будет «геройствовать» в отрицательном поле. Отсюда вывод — не надо заставлять ребенка постоянно доказывать родителям, какой он хороший или какой он не такой, как о нем все думают.

5. Уходит от насмешек . Особенно тягостны насмешки тонким и ранимым детям. Детям с развитым чувством достоинства. Тогда ложь становится прикрытием, той пеленой тумана, куда они безмолвно уходят. Иные из них просто не хотят ничего объяснять и доказывать. У известного французского пилота и писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова, многое объясняющие взрослым о поведении детей: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Маленький принц). Как же прекратить это? Прежде всего представить, как папа или мама будут себя чувствовать, если над их действиями будут все время насмехаться. Попытаться спроецировать ситуацию на себя, тогда и решение придет. Если же насмешки связаны с какими-либо внешними обстоятельствами, попытаться убрать их, а если это невозможно, то максимально сгладить. Важно уяснить одну простую педагогическую истину — насмешка над ребенком ни к чему хорошему не приводит. Это дорога, которая ведет в никуда. Все очень просто — насмехаться НЕЛЬЗЯ в принципе, но особенно непозволительно это делать в присутствии сверстников.

6. Маленький неудачник . Ложь — это способ привлечь к себе внимание. Если у ребенка в повседневной жизни, как правило, ничего не получается, он начинает выдумывать свои успехи. Ему кажется, что обладание «подвигами» возвысит его в глазах сверстников и родителей. Представьте, что такой ребенок идет в школу. Он уверен заранее, что у него ничего не получится, но своему окружению он будет говорить о своих успехах. Другими словами, будет врать. В этом случае необходимо проанализировать отношение взрослых к этому ребенку. Безусловно, именно здесь кроется причина подобного поведения. Значит, родители не видят или не желают видеть достижений ребенка. Необходимо срочно менять педагогическую стратегию. Эта причина лжи очень опасна как для самого автора, так и для окружающих.

Итак , самое главное — это развести фантазии, свойственные ребенку, и зарождающуюся ложь, пока она еще не перешла в устойчивое образование и не стала качеством личности. От внимательного отношения к поведению ребенка зависит мера фантазий и лжи в его жизни. От родителей требуется понимание, тонкое и чуткое отношение, а главное — внимание. Если жизнь ребенка для семьи не тягостное занятие, а добровольное и осознанное действие, тогда достаточно трудно пропустить тот момент, когда фантазии перетекают в ложь. К тому же, если и жизненные примеры членов семьи этому не способствуют, то вполне вероятно, что ребенок вырастит честным человеком с развитым воображением. А что в этом плохого?

В родительский блокнот

❀ Старайтесь научиться разбираться, где ложь, а где вполне мирные фантазии ребенка.

❀ Развивайте воображение ребенка, этим самым вы лишите его поводов для лжи.

❀ Выяснив причину обмана, немедленно предпринимайте попытку ее уничтожения.

❀ Если ваш ребенок склонен к фантазиям, пофантазируйте вместе с ним, но следите за тем, чтобы он возвращался в реальность.

❀ Если ваш ребенок склонен ко лжи, немедленно дайте ему понять, что вы знаете правду. И так каждый раз.

❀ Будьте сами правдивы! Помните, ребенок копирует ваши взгляды, ваше поведение.

❀ Не используйте физическое наказание — это унижает и оскорбляет ребенка.

❀ Никогда не наказывайте ребенка в присутствии других детей, даже если наказание справедливо.

❀ Старайтесь не хвалить других детей в присутствии ребенка, он ревнует.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Относитесь к ребенку с доверием, мягко напоминайте ему об этом.

❀ Если вашему внуку или внучке свойственны фантазии, старайтесь разобрать с ними каждую выдуманную деталь их жизни и подводите детей к правильным и оптимистичным выводам.

особенно часто противоречия возникают на почве привычных бытовых действий и прежних договоренностей.

теперь у малыша обо всем есть свое мнение. так ребенок может посчитать мамино требование помыть руки перед обедом бессмысленной придиркой и наотрез отказаться идти в ванную, потому что он считает, что его руки чистые. ребенок будет долго упрямиться, сердиться и объяснять, что «не трогал ничего грязного».

или он может доказывать, что двадцати минут, положенных ему для игры на компьютере, несправедливо мало, или, что он «совсем не лохматый», и поэтому в причесывании нет никакой необходимости …

в подобных случаях родителям бывает очень трудно удержаться от раздражения или не впасть в уныние. иногда им может показаться, что всё, что они прививали своему ребенку в предыдущие годы, пошло насмарку, что он намеренно забыл все, чему его учили и специально ведет себя так, чтобы вывести их из себя. и не понятно, где взять столько терпения, чтобы выдержать все эти споры и пререкания.

как себя вести?

необходимо помнить, что возросшая строптивость вашего чада объясняется не его ленью, испортившимся характером или желанием испортить вам настроение. дело в том, что для того, чтобы стать взрослым, человек должен иметь собственную позицию по многим вопросам. все эти бесконечные споры являются «пробой пера», они помогают ребенку понять: то, что утверждают родители, это на самом деле так? или может быть по-другому? ребенок как бы заново взвешивает и заново примеряет на себя то, чему вы его учили до сих пор.

кроме того, вступая в споры и выражая своё мнение, ребенок как бы утверждает для себя и окружающих новый уровень автономии и суверенитета своей личности.

но суверенитет суверенитетом, но не стоит давать ребенку возможность долго разглагольствовать там, где это является излишним.

- не вступайте со своим «революционером» в долгие пререкания по бытовым вопросам. не давайте возникшим противоречиям перерасти в спор.

- настаивайте на своем требовании твердо, непререкаемым тоном, но без раздражения.

- не нужно объяснять то, что объяснялось уже не один раз. ребенок прекрасно помнит все, что вы ему говорили по тому или иному поводу, поэтому повторные объяснения он пропустит мимо ушей и начнет сердиться, что его «не понимают».

- приводите новые и неожиданные доводы, желательно такие, которые ему будет интересно услышать.

например, если ребенок отказывается мыть руки, можно рассказать ему про микроскоп. про его устройство и возможности.

а также про то, что если посмотреть через микроскоп даже на вымытую с мылом руку, то будет видно, что некоторое количество бактерий (в том числе опасных) все-таки осталось на коже (а уж что говорить о немытых руках?!). можно немного рассказать и про иммунитет организма. главное, чтобы содержащаяся в доводе информация была новой для ребенка и была на новом, более сложном, чем раньше, уровне.

рассказывайте все это тоном, отвлеченным от инцидента – «я как ученый ученому хочу вам сказать…». ребенок должен чувствовать, что вы рассказываете ему об объективной реальности, а не пытаетесь заговорить ему зубы или запугать, «как маленького».

- практика показывает, что накал страстей по бытовым и режимным вопросам сильно снижается или отсутствует тогда, когда у ребенка есть достаточный новый простор для проявления своей самостоятельности и адекватные его возрасту «взрослые» обязанности.

самостоятельность.

одно из положительных «приобретений» этого периода – самостоятельность. ребенок стремится к ней, и он уже действительно подрос для того, чтобы раздвинуть рамки его самостоятельности.

ребенок этого возраста часто придумывает себе какое-нибудь серьезное дело и выполняет его. (например, он может самостоятельно взяться за наведение порядка в папиных инструментах или на кухонных полках).

как бы усердно ребенок ни демонстрировал свою взрослость, он очень дорожит мнением родителей. обычно он готов обратиться к ним за советом или за помощью, и ему особенно важно услышать от них оценку его достижений.


как себя вести?

Обязательно проявляйте интерес к деятельности ребенка. не подрывайте оказанного вам доверия!

Старайтесь давать объективную оценку его действиям. за успехи – хвалите, за промахи – старайтесь не укорять. если что-то у ребенка получилось не слишком удачно, подскажите, в чем причина и, по возможности, помогите исправить ошибку.

Находите новые дела и новые возможности для проявления самостоятельности ребенка, чтобы он мог почувствовать себя взрослее. договоритесь о его новых домашних обязанностях. в этот период самостоятельность ребенка прямо пропорциональна его самооценке.

например, вы можете, сославшись на то, что у вас в руках тяжелая сумка, остаться у дверей магазина, а ребенок должен будет сделать необходимые покупки; можно оставлять ребенка немного погулять самостоятельно (договорившись о ненавязчивом присмотре с кем-нибудь из хорошо знакомых мам, которые гуляют в этот момент на площадке); просите его о посильной помощи по хозяйству: помыть посуду, убрать все со стола после обеда, подмести пол, полить цветы; учите готовить несложные блюда.

«мама, ты плохо сделала»


как уже упоминалось, ребенок 6-7 лет имеет ряд особенностей: начинает подмечать в поведении других людей то, на что он раньше не обращал внимания, его мышление становится более логичным, он стремится анализировать явления окружающей действительности, старается противопоставить себя родителям. помимо этого, у него уже хорошо развито чувство справедливости и есть достаточное понимание того, что хорошо, а что плохо.

вследствие этого, ребенок становится более критичным. справедливости ради нужно отметить, что пока эта критичность больше относится к другим людям, чем не к нему самому. ребенок внимательно наблюдает за поведением окружающих его людей, анализирует возникающие ситуации и может высказывать собственное суждение о происходящем.

иногда под стрелы его критики попадают близкие взрослые. если раньше в глазах ребенка родители были непогрешимы, то теперь они могут услышать нелестные замечания о своем поведении: «ты, мама, всегда так долго собираешься, когда меня в садик ведешь! я каждый раз боюсь, что опоздаю к завтраку», - или, - «папа, а ты говорил, что нужно за собой посуду убирать, а сам не убираешь!»


как себя вести?

Не очень-то приятно услышать из уст собственного чада что-то подобное. так и просится на язык что-нибудь вроде того, что мал еще матери или отцу указывать. и действительно, разве ребенок имеет право судить родителей, которые заботятся о нем? а если его замечание правильное? сложный вопрос.

наверное, самое разумное - разобраться, почему ребенок высказал свое замечание, верное ли оно, и какое чувство побудило его на это высказывание.

- если в интонации и в словах ребенка читается осуждение, то в первую очередь родители должны ему сказать, что человек не должен осуждать других людей, тем более ребенок не должен осуждать взрослых. потому что он даже не представляет себе весь груз проблем, которые приходится решать взрослому человеку, в том числе, и для того, чтобы обеспечить его – ребенка – благополучное существование.

но все это нужно проговорить спокойно и доброжелательно. не демонстрируйте ребенку свою обиду и оскорбленность, иначе он начнет отдаляться от вас и будет стараться избегать откровенных разговоров.

- если ребенок сделал замечание маме или папе, исходя из того, что он видит, но не по существу (так как в силу своего возраста попросту не владеет проблематикой), то лучше всего объяснить ему своё поведение. но так, чтобы, с одной стороны, это не выглядело, как будто вы оправдываетесь, а с другой стороны, чтобы не унизить его, ничего, мол, не понимаешь, а нос суешь.

например:

«мама, ты по телефону проболтала, а теперь на улице дождик начался, из-за тебя мы не погуляем!»

«во-первых, так маме нельзя говорить «проболтала». а во-вторых, это на самом деле не было пустой болтовней. мне очень хотелось, чтобы мы вышли гулять вовремя, но позвонила бабушка. она болеет, я должна была выяснить состояние ее здоровья и просто поговорить с ней. ты же понимаешь, что, когда человек нездоров, очень важно, чтобы у него было хорошее настроение».

- если же ваш ребенок сделал вам замечание по существу, тем более нет смысла оскорбляться. поблагодарите его. этим вы научите его достойно принимать критику и извлекать из нее пользу.

«я ужасно разозлился»

в 6 – 7 лет ребенок утрачивает былую непосредственность. раньше он открыто проявлял все
свои чувства: если малышу было обидно – он плакал и жаловался маме. теперь он может за внешним спокойствием скрывать море чувств, которое бушует внутри него.

ребенок начинает хорошо понимать свои чувства и чувства других людей. он может сказать про себя или про кого-то другого, что он «сердит», «обрадовался» и т.д.

семилетний ребенок теряет импульсивность.

этот период проходит на волне обучения ребенка саморегуляции и произвольности поведения. теперь он старается управлять своими чувствами и поведением, и задумывается о последствиях своих поступков. и, хотя ещё бывает и действует спонтанно, под влиянием своих эмоций, но уже старается скрыть следы своих «преступлений».

так, например, если малыш без спроса включил компьютер, то заслышав мамины шаги, он поспешит нажать на кнопку «оf».

как себя вести?

перечисленные изменения в личности и поведении ребенка весьма позитивны. воспользуйтесь его новыми умениями, чтобы научить его ладить с окружающими и избегать ненужных ссор и конфликтов.

- сейчас, например, он хорошо поймет, и сможет воспользоваться такой «инструкцией»: «не нужно сразу кидаться в драку или обвинять братишку, что он первым тебя стукнул. лучше сказать: «мне было больно и очень обидно, когда ты ударил меня».

- примерно таким же образом научите его разрешать конфликты и находить общий язык с ровесниками.

перечисленные в данном разделе возрастные изменения и особенности могут привести к тому, что ребенок в какой-то степени может отдалиться от родителей, станет менее откровенным.

чтобы избежать этого:

- делитесь с ребенком своими переживаниями и мыслями.

- интересуйтесь его переживаниями, делами, играми, отношениями с ровесниками. но старайтесь избегать назойливости. сочувствуйте всем радостям и горестям своего ребенка.

старайтесь не терять с ним контакт.

- обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные фильмы, события вашей жизни. делитесь друг с другом чувствами и мыслями, которые они у вас вызвали.

- каждый день находите время, когда вы с ребенком сможете пообщаться наедине.

еще несколько слов об особенностях этого возраста

раньше ребенок быстро забывал о своих радостях и обидах.

теперь же столкнувшись, например, с отвержением сверстников, он припоминает и прошлые похожие ситуации, анализирует их, делает соответствующие выводы: я никому не нужен. именно из таких комплексных переживаний и складывается отношение к себе, к другим людям и миру в целом.

возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

в связи с этим ребенок становится особенно восприимчив к критике и замечаниям со стороны взрослых, тяжело переживает конфликты со сверстниками. (в неблагоприятной ситуации в этот период у детей могут возникнуть различные нервные заболевания – тики, заикания, энурезы).

отношения со сверстниками постепенно приобретают для ребенка все большее значение.

поэтому в этом возрасте дети стремятся играть в общие, . то, насколько ты ловок, удачлив, сообразителен и честен в этих общих играх, часто определяет положение ребенка в детском коллективе.

- если вы обнаружили, что ребенок недостаточно ловок и подвижен, что он не умеет достойно проигрывать (начинает играть нечестно или дуется на весь мир), обязательно постарайтесь восполнить эти пробелы (запишите ребенка в спортивную секцию, сами примите участие в каких-то играх, если они происходят в вашем дворе или на даче).

- если ребенок слишком стеснителен и робеет в большом детском коллективе, помогите ему найти хотя бы небольшое количество товарищей (во дворе, на даче, в кружках).

- если вы обнаружили, что ваш ребенок столкнулся с неприятием сверстников, постарайтесь разобраться в причинах этой неприязни. возможно, вы сможете помочь и изменить ситуацию в пользу своего ребенка, ведь иногда дети строят своё отношение к кому-либо, основываясь на непредсказуемых мелочах.

в поведении ребенка появляется демонстративное манерничанье, которое часто раздражает взрослых, так как воспринимается как неискренность.

и еще несколько общих советов

в первую очередь следует понимать, что кризисные периоды, длятся относительно недолго – несколько месяцев, хотя могут тянуться и год, и два. но в таком затяжном случае кризисный период идет волнами: например, 2 месяца – пик кризиса, потом волна спадает и наступает затишье.

самое главное условие «безболезненного» прохождения кризисного периода –

сейчас ребенку очень нужно ваше уважительное отношение к нему! относитесь к нему, как к равному, давайте больше свободы и станьте более гибкими в воспитательных моментах. но продолжайте оставаться твёрдыми в важных воспитательных вопросах, обязательно объясняя, почему именно эти правила необходимо соблюдать.

соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. ведь взрослость - это не только умение «работать» за компьютером, но и умение развесить свою одежду или убраться в своей комнате.

родителям надо суметь вовремя приспособиться к взрослости своего ребенка, и не идти с ним на открытые конфликты. позволяйте ему ошибаться. ребенок вправе сделать «ошибку» и столкнуться с её последствиями.

ребенку становятся интересны именно взаимоотношения между людьми, а не предметная деятельность. поощряйте и поддерживайте интерес ребенка к познанию социального мира.

именно в кризисный период ребенок как никогда наиболее сильно сомневается в своих способностях. сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. хвалите и поддерживайте ребенка.

кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, одинаково труден и для ребенка и для его родителей.

Дети в первом классе много времени посвящают школьным занятиям, выполнению домашних заданий. Это ответственные девочки и мальчики, которым, однако, всё так же интересно развлечься в свободное от важных дел время. Конечно, на улице весело, ведь можно поиграть со своими сверстниками, а что делать, когда за окнами ливень или сильный мороз, чем занять ребенка 6-7 лет дома? Эту задачу помогут решить родители, если внимательно отнесутся к потребностям и интересам своего малыша.

На седьмом году жизни мозг маленького человека, фактически, идентичен мозгу взрослого человека, кроме того, уже отлично развит опорно-двигательный аппарат. Несмотря на то, что уже полным ходом идут процессы окостенения, позвоночник малыша ещё достаточно уязвим, поэтому родителям надо внимательно следить за его правильной осанкой и предотвращать игры, опасные для этой ещё полностью не завершённой структуры тела.

Наряду с этим, у детей активно развивается мускулатура, а общее развитие неразрывно связано с мелкой моторикой рукой, чему, собственно, и необходимо посвящать большинство игр. В связи с этим, любая деятельность, связанная с рисованием, лепкой, созданием поделок из различных материалов, находится в приоритете.

Рассматривая другие аспекты развития маленькой личности, можно рекомендовать и другие занятия ребенку в шесть или семь лет:

  1. Основным для младшего школьника остаётся наглядно-образное мышление, но постепенно начинает формироваться и логика, которую необходимо развивать. Поэтому родители вполне могут занять свою дочь или сына интересными и полезными для них играми типа анаграмм. Данные упражнения могут по-настоящему увлечь ребёнка, и, в то же время, повысить его внимание, скорость чтения и мысли.
  2. Для улучшения логического мышления, памяти и сообразительности отлично подходит игра «Пятнашки». В набор входит доска, состоящая из 16 секторов и 15 костяшек квадратной формы. Чтобы выиграть, нужно правильно расставить все фишки так, чтобы пустая секция оказалась внизу в правом углу, ведь действовать надо последовательно. Также для развития логики подходят такие настольные варианты игр, как «Логические задачи», «Логическое домино», «Логика 3 в 1», «Логические квадраты».
  3. Словарный запас ребёнка в 6-7 лет довольно большой, но он ещё недостаточен для полноценного общения, Но существуют игры, которые могут значительно увеличить лексикон первоклассника – «Противоположности», «Словарное лото», «Балда», «Времена года, праздники».
  4. Несмотря на то, что память у детей отличная в этом возрасте, её необходимо ежедневно тренировать, при этом ребёнок поиграет и отдохнёт. Такие настольные игры, как «Спящие», «7 на 9» «Эрудит» позволят не только укрепить память, но и научить быстрому сложению, вычитанию.
  5. Расширить кругозор, что требуется младшему школьнику постоянно, помогут игры, связанные с изучением географии, астрономии, истории Древней Земли. Хорошая настольная игра «Кругосветное путешествие», которая будет интересна и первоклашкам и более старшим детям.

Кроме того, родителям надо помнить, что особенностью первоклассников является то, что их фантазии существенно превосходят интеллект, поэтому при изучении точных предметов, таких как математика, наглядные иллюстрации должны использоваться в меру, так как это может отвлекать ребёнка от сути урока.

Читайте так же:

Домашние, совместные с родителями и самостоятельные развлечения детей обязательно принесут пользу, если взрослые проявят инициативу и предложат своему ребёнку что-нибудь необычное и малознакомое. Но для этого нужно уметь определить, чего хочет ваш сын или дочь. Любые игры и занятия могут принести пользу, но их лучше чередовать, так как первоклассники по-прежнему быстро устают и отвлекаются, если занимаются одним делом более 20 минут.

Чем занять ребенка 6-7 лет дома: видео

Идеи для детского творчества

Рисование – одно из любимых занятий детишек любого возраста, Но его можно сделать ещё более занимательным для шестилетних и семилетних детей.

Варианты такого время провождения могут быть разными:

  1. Симметричные картинки. Ребёнка можно научить новому интересному приёму обращения с бумагой и красками. Для этого альбомный лист складывают пополам, краски смешивают с мыльной водой, а затем кисточкой капают на сложенную бумагу. Если после этого её развернуть и прижать к прокрашенной стороне чистую, получится симметрично расположенная абстракция, которую можно дорисовывать как угодно, благо, что у ребёнка отлично работает воображение.
  2. Рисунки-абстракции. Чтобы для малыша уже знакомое занятие стало особенно привлекательным, можно предложить ему расчертить бумагу хаотично расположенными линиями, в результате чего на листе появятся самые разные геометрические фигуры. После этого дети могут раскрашивать их, в зависимости от своей задумки. Есть смысл попросить ребёнка сделать все детали отличными цветами, так чтобы они не соприкасались.
  3. Простые срисовки. Полезным занятием может стать срисовка картинки с детской книги или журнала – это станет первым серьёзным шагом первоклассника на стезе изобразительного искусства. Ведь, как правило, небольшие успехи имеют стимулирующее действие на сознание ребёнка, и возможно, живопись когда-нибудь станет профессией сына или дочери.
  4. Делаем оттиски. Это простое приятное времяпровождение может понравиться шестилетке. Оттиски можно делать чем угодно – вырезанными из картофеля фигурками, кубиками, крышечками от банок. Инициативу придумать новые трафареты можно доверить самому малышу, это будет развивать его интеллект и будить фантазию.
  5. Что получится, если дорисовать? Такая творческая игра, наверняка придётся по вкусу первокласснику. На бумаге можно изобразить любое животное, но без хвоста, ушек, лапок, но также это может быть дом без окон, машинка без колёс, деревья без листочков и многое другое. Важно, чтоб ребёнок сумел правильно дополнить рисунок и внёс что-то своё. Если детей двое, можно устроить между ними соревнования, кто сделает лучше или завершит работу раньше.

Когда дело касается детского досуга, а родители не представляют, чем занять ребенка 6-7 лет дома, ребёнку можно предложить слепить не просто фигурку, но создать целую картину из теста, пластилина или специальной глины.

Действовать потребуется следующим образом:

  • сначала необходимо простым карандашом сделать изображение на бумаге;
  • сверху можно размещать созданные из пластилина детали, приклеивая их к листу;
  • в результате картина получится объёмной и более чем оригинальной.

Если брать тесто, то его можно купить или приготовить самостоятельно. Чтобы сделать его разноцветным, размятый кусочек делят на части, а затем каждую перемешивают с обыкновенной гуашью. После просушивания шедевра и его дополнительного декорирования, такое изделие можно даже запечь в духовом шкафу на маленьком огне (100 градусов) в течение двух часов.


Вообще, все вещи, которые малыш сделал сам, вдвойне ценнее. Помимо создания скульптур и художественных произведений, мальчики этого возраста с удовольствием занимаются чеканкой, гравюрой, росписью по дереву, выжиганием.

Девочкам ближе такие занятия как плетение макраме, вышивание, в том числе, бисером, украшение вещей стеклярусом, вязание, декорирование самых разных предметов – шкатулок, простых коробочек, рамок для картин. Также развлечь шестилетнего ребенка можно работой с мехом, бархатом или фетром – у детей получаются отличные мягкие игрушки и украшения. Другие творческие увлечения – фигурки из гипса, пазлы 3D, раскраска картин по номерам, создание объёмных панно.

Особенно стараются дети в преддверии праздников – они готовы самостоятельно декорировать комнаты, придумывать и мастерить оригинальные упаковки для подарков, сочинять тексты поздравительных открыток и многое другое. Папам и мамам важно поощрять такую инициативу детей, что заставит их прикладывать ещё больше фантазии и сил, чтобы удивить близких людей.

Домашние театральные представления

Для семилетних детей большой радостью станет создание собственного домашнего театра, где можно разыгрывать небольшие спектакли на сказочные темы, а также сценки из реальной жизни. Тем более что семилетке уже не занимать ловкости, чтобы своими руками сделать персонажей и необходимые декорации. Конечно, нужно будет тщательно всё продумать, и взрослые должны обязательно помочь дочери или сыну осуществить такую прекрасную идею – советом, а может быть, и делом.

Разумеется, ребёнок будет главным режиссёром своего маленького театра и, в первую очередь, он должен выбрать действующих героев. После этого понадобится сделать для них костюмы и сочинить сценарий.

Из чего будут сделаны персонажи, также решает ребёнок. Можно выбрать несколько вариантов: из бумаги с помощью рисования или складывания, вылепленные из глины, из папье-маше.

Наверное, наиболее реальными будут выглядеть куклы из папье-маше. Многие думают, что это слишком трудоёмкий процесс, но это не так:

  • нужно взять ненужные газеты, бумагу, можно даже туалетную, и мелко порвать;
  • далее бумажные клочки смешиваются с обычным ПВА клеем, так чтобы смесь была густой и вязкой;
  • на предварительно застеленный плёнкой стол ставят пустую пластиковую ёмкость, и наносят на неё приготовленную массу;
  • на горлышко надевается сделанная отдельно голова героя и закрепляется;
  • после этого следует подождать, пока кукла окончательно высохнет, и тогда её можно раскрасить в соответствии с ролью и характером.

Но всегда есть альтернатива – кукол можно сделать, используя технику оригами, или применить картон, на который наклеить необходимые детали – лицо, гофрированную тонкую бумагу в виде юбочки, для головы используют волосы от старых кукол. Чтобы декорировать сцену, проще всего сделать аппликацию, на занавес мама может выделить пару кусков ненужной ткани из бабушкиных сундуков.

Домашний театр – это, безусловно, одна из блестящих идей, поскольку его создание сочетает в себе самые разные виды деятельности ребёнка.

Развлечения для юного экспериментатора

Младшие школьники уже обладают многими знаниями, а поскольку процесс постижения мира и исследовательская деятельность у них продолжается, многим мальчикам и девочкам будет крайне увлекательно заняться химическими опытами, разумеется, некоторые из них лучше проводить под руководством взрослых:

  1. Потребуется взять один апельсин и очисть его от кожуры. Можно надуть два или три воздушных шара. При выжимании сока из цедры на шарики, они будут лопаться один за другим, так как входящий в состав лимонен способен растворять каучук.
  2. Если смешать лимонный сок с водой, обмакнуть в них ватную палочку и написать несколько слов на бумаге, буквы будут невидимыми. Но только до тех пор, пока около листа не провести пламенем свечи – практически, сразу буквы станут коричневыми, и написанное проявится.
  3. В бутылку из пластика надо налить стакан уксусного спирта, в воздушный шарик насыпать три маленькие ложки соды. Если надеть на горлышко бутылки шар, сода попадёт в уксус и шар надуется.
  4. В высокий бокал следует налить полстакана подсолнечного масла и столько же томатного сока. После добавления в него двух шипучих таблеток аспирина, из бокала повалит «лава», на поверхности которой будут образовываться большие пузыри.


Отличным, полезным и информативным занятием для детей остаются книги, ведь дети уже умеют читать. Также не стоит отказывать малышу в игре с конструктором – это может быть длительное увлечение, сохраняющееся у людей на всю жизнь. Дети в 6-7 лет становятся более общительными и коммуникабельными, так что для них хороши все командные игры, как подвижные, так и настольные.

Совсем несложно придумать, чем занять ребенка 6-7 лет дома – первоклассники сами могут подать родителям массу интересных идей, остаётся только прислушаться к их мнению и правильно направить на путь дальнейших достижений, по мере сил помогая и оберегая от неосторожных действий.

Содержание статьи:

7 лет - переломный этап в жизни ребенка. В это время его развитие - интеллектуальное, физическое, психическое, эмоциональное - претерпевает множество изменений. В таком возрасте ребенок уже является полноценной личностью и имеет собственное мировоззрение. В данный период у вчерашнего малыша начинает формироваться самооценка, происходит психологическое взросление, с которым связан очередной возрастной кризис.

Кризис 7 лет

Так задумала природа - становление личности человека должно пройти через определенные переломные моменты. Кризис 7 лет характеризуется переменами в отношении к миру и поведении у ребенка, его открытием собственных переживаний, и принадлежности этих переживаний только ему. Малыш взрослеет, созревает в психологическом плане, и если еще вчера он абсолютно не задумывался о своем месте в мире, то сегодня этот вопрос у него главный, и ребенок стремиться занять «наиболее взрослое» положение в своей жизни. А кризис возникает на основе столкновения новых потребностей и прежнего образа жизни, неизменившегося отношения к нему родителей и других взрослых.

Проявляется кризис в следующем:

Ребенок не слушается и психует;
постоянно плачет по любому поводу;
перестает отвечать на просьбы;
копирует поведение и манеры взрослых;
болезненно относится к критике;
капризничает и проявляет упрямство:
не умеет контролировать свои эмоции.

Это далеко не все симптомы данного возрастного переломного периода. Но стоит отметить уникальность кризиса 7 лет, так как он запланирован обществом и тесно связан с психологической готовностью семилетнего ребенка к школе.

Среди семилеток можно выделить 2 группы детей:

1. Дети, которые готовы к обучению.
2. Дети, у которых предпосылки к освоению учебной деятельности отсутствуют (они остаются на уровне игры).

Первая группа вступает в кризисную полосу в момент, когда становится необходимой замена игры учебной деятельностью. Чем дольше длится переход, тем сильнее и острее кризисные симптомы. А вторая группа, наоборот, начинает «страдать» с началом обучения. То есть у одних детей проблемы начинаются до школы, а у других - с началом обучения.

Протекание этого переворотного периода проходит по-разному и связано с личностными особенностями дошкольника. Кто-то может и не заметить за своим ребенком каких-либо переломных признаков. Но чаще родители вместе со своими детьми переживают всю глубину, остроту, травматичность кризиса. Гибкость, теплое отношение, внимательность, терпение взрослого могут значительно сгладить все проявления.

Главное, родителям необходимо понять следующее:

1. Кризис неизбежен, его переживают абсолютно все дети, только в разной степени. Поэтому к нему обязательно нужно быть готовым, вооружившись, по меньшей мере, терпением и теоретическими знаниями.

2. Кризисные проявления означают, что малыш повзрослел, и он уже готов перейти к более серьезной деятельности и отношениям. А главное - он готов к школе (психологически и социально)!

3. Важно отличать признаки кризиса развития от симптомов невроза и особенностей характера.

Что делать? Радоваться, что малыш повзрослел, и с любовью и терпением помочь ему преодолеть переломный момент. Ну, и готовить его к школе.

Особенности развития детей в 7 лет

В каждом периоде свои особенности. Но именно в старшем дошкольном возрасте дети переживают кроме физического и интеллектуального роста, непростой в психологическом плане этап. Вот-вот закончится детство и настанет школьная жизнь, а это значит, что все теперь будет по-другому. Ребенку очень необходима в этот период поддержка взрослого, так как приспособление к новым жизненным обстоятельствам может пройти нелегко. Тем более в совокупности с большими изменениями в плане физического и умственного роста.

Физическое развитие

Соотношение частей тела у семилетних детей приближены к «взрослым» параметрам. У них вытягиваются конечности, вследствие чего туловище становится короче. Быстро растет скелет, но в то же время мышечная масса пока еще недостаточно развита. И продолжительные нагрузки статического характера могут значительно подпортить осанку. Поэтому родителям необходимо уже сейчас позаботиться о грамотной организации рабочего места, желательно приобрести ортопедический портфель для своего «взрослого» малыша, можно дополнительно позаботиться и об обуви. Во время занятий ребенку нужно обязательно делать передышку в виде маленькой пятиминутки с игровым комплексом физических упражнений.

Дети семи лет могут выдержать более интенсивные нагрузки, чем малыши. Они способны пройти пешком длительные расстояния, поэтому их спокойно можно брать в походы (конечно, желательно, однодневные).

Семилетний ребенок быстро бегает, выше и дальше прыгает, ловко попадает мячом в цель с немалого расстояния. Он уже умеет прыгать со скакалкой, кататься на лыжах, двухколесном велосипеде, коньках, плавать (естественно, на все это ребенок способен, если его своевременно научили). В этом возрасте родители могут смело отдать своего дошкольника в спортивную секцию, что лучшим образом отразиться на его здоровье.

Но нужно отметить, что в данный возрастной период еще не до конца развились рефлексы и нервная система. Это проявляется в том, что не все движения поддаются контролю, и ребенок пока еще не способен, например, стартовать по сигналу или в быстром темпе выполнять некоторые физические упражнения.

Мелкая моторика тоже еще не достигла совершенства, но сейчас она очень быстро развивается. И лепка, собирание пазлов и конструкторов, аппликация, нанизывание бусинок и другие подобные занятия удаются ребенку проще и легче, чем раньше. А родителям необходимо уделять больше внимания этим занятиям, они развивают мелкую моторику, а значит, положительно отразятся на письме ребенка в будущем.

Мышление и развитие речи у ребенка

7 лет - период становления литературной речи. Дети в этом возрасте уже умеют:

Выговаривать все буквы (звуки);
в разговоре использовать сложные предложения;
четко выражать свои мысли;
легко вести диалоги.

Словарный запас у ребенка уже достаточно большой и состоит из нескольких тысяч слов. Чему нужно учить его перед школой?

1. Произносить монологи, причем длинные.
2. Пересказывать прочитанный или услышанный материал.
3. Строить речь на базе литературного, а не разговорного языка.

В семь лет ребенок, если он не отстает в развитии, продолжает активно впитывать новую для него информацию, он легко запоминает ее, анализирует и т. д.

В ходе интеллектуальной деятельности семилетка использует такие виды мышления:

Действенное;
образное;
схематическое;
логическое.

Стоит отметить наглядность всех вышеперечисленных видов. Конечно, основным является наглядно-образное мышление. Ребенку уже нет надобности видеть действие, как в младшем возрасте, он способен отлично воспринимать информацию визуально при помощи предметов и наглядных пособий. Дошкольник уже может легко разобраться в материале, изображенном схематично. Логическое мышление только начинает формироваться (окончательно это произойдет в подростковом периоде), но все же очень помогает малышу в обучении.

Память и внимание

Лучше всего ребенок семи лет запоминает информацию, которая вызвала его интерес или какие-либо эмоции (пусть даже негативные). Но уже всего лишь через год он сможет выучить и то, что ему не нравится. А сейчас дошкольнику помогает усвоить новый материал механическое запоминание. Но не следует часто пользоваться данной способностью, иначе постоянное механическое запоминание информации приведет к тому, что ребенок привыкнет зубрить, отчего у него могут возникнуть трудности в обучении.

Старшие дошкольники испытывают проблемы с вниманием, но все же концентрация уже гораздо выше чем, раньше. Семилетний ребенок способен, не отвлекаясь, заниматься одним делом более 20 минут, а если оно еще и увлекательно для него, то и большее количество времени. Необходимо отметить, что уже через год–два такая функция, как внимание окончательно сформируется.

Умственное развитие

Ребенок в семь лет имеет неплохое интеллектуальное развитие. А за весь год у него в этой области происходит просто колоссальный рывок. И к концу периода (то есть к 8 годам) он уже способен:

Читать;
считать до ста;
складывать–вычитать в пределах 20;
писать прописью;
устанавливать связи между предметами;
использовать логическое мышление;
верно оценивать и понимать действия посторонних и собственные;
понимать смысл, легко выделять главную мысль, пересказывать своими словами детские сказки, рассказы.

И многое, многое другое! И все это благодаря своей способности и желанию обучаться. Поэтому родителям старших дошкольников важно этот интерес к учебе не загасить.

Психическое развитие: эмоции и социальные связи

7 лет - это возраст формирования:

Собственного мировоззрения;
мотивации;
этических, эстетических, поведенческих норм и умения их придерживаться;
самооценки и других качеств и представлений маленькой личности.

Эмоциями семилеток начинает руководить интеллект. Именно сейчас они становятся способными понимать мотивы своих поступков, чувствовать состояние психики, облекать эти чувства в слова.

В возрасте семи лет преобладают сюжетно-ролевые игры. Но в них уже нет выдуманных героев, объектов бурной фантазии детей младшего возраста. Дошкольники скорее воплощают в жизнь увиденные ситуации: фильмы, истории, ситуации, где они играют определенные роли. Но со временем школа, занятия, уроки вытеснят из жизни семилетки игровую деятельность (то есть она перестанет играть главную роль), общение со сверстниками станет больше словесным, а взаимодействовать дети между собой будут путем решения общих задач.

Для того чтобы мотивация ребенка к обучению не угасала и сохранялась, родителям необходимо постоянно подчеркивать достижения в учебе своих детей, сравнивать с тем, что было вчера (не знал алфавит, не умел считать и т. д.) и тем, что стало сегодня (умеет читать, знает счет до бесконечности и т. п.).

А также мамам и папам следует знать, что успеваемость в школе будет иметь большое влияние на самооценку малыша. Результат успешности - высокая самооценка, плохие отметки способны довести о депрессии. Поэтому:

Не нужно ругаться, если у ребенка проблемы в обучении! И стоит получше подготовить своего дошкольника к поступлению в первый класс!

В плане эмоционального развития стоит упомянуть одну проблему, которая иногда беспокоит родителей - ребенок в семь лет спит с мамой или в общей кровати со взрослыми. Чаще всего это явление носит психологический контекст и говорит о желании быть защищенным. В основном такая ситуация может сложиться в неполной семье. Другими причинами могут быть:

Травма привязанности (тянется из раннего детства);
психологическая травма;
негативные эмоции;
ночные кошмары.

Какой бы ни была причина (кстати, все вышеперечисленное может быть и причиной того, что ребенок 7 лет писается по ночам), необходимо восстановить эмоциональное равновесие ребенка любыми способами: самостоятельно (если у проблемы неглубокие корни) или при помощи специалистов.

Как смягчить сложности семилетнего возраста

Нормальное развитие помогут обеспечить:

Позитивные семейные отношения;
грамотно построенные занятия и правильно обустроенное рабочее место;
разработанный с учетом возрастных особенностей режим дня (и, конечно, его соблюдение);
здоровый сон (9–10 часов);
нормальное правильное питание;
физическое развитие (гимнастика, утренняя зарядка, катание на лыжах и т. д.);
личное пространство у ребенка в доме;
терпение, любовь, понимание со стороны родителей.

Хорошая учеба и нормальное развитие - по большей части заслуга положительных внутрисемейных отношений. Если ребенку дома хорошо и комфортно, то скорее всего родителям будет чем гордиться, когда их взрослый малыш пойдет в школу.