Старшего школьного возраста их. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Возраст с 12 до 18 лет называют старшим школьным, а период от 12 до 16 лет периодом полового развития ребенка или пубертатным периодом. Это очень важный этап в развитии человека и формировании его репродуктивной функции. Часто его называют переходным возрастом, и это справедливо, т.к. ребенок находится в промежуточном состоянии между детством и взрослой жизнью, как с физиологической, так и с психологической точки зрения (еще не взрослый, но уже не ребенок). Естественно, что проблем у детей подросткового возраста больше, чем в любом другом, за исключением, пожалуй, периода новорожденности.

Надо сказать, что сроки наступления пубертатного периода очень вариабельны и зависят:

  1. Наследственных особенностей (сроки полового развития у однополого родителя)
  2. Национальности ребенка и климатической зоны проживания (у представителей южных народов сроки полового развития наступают раньше, кроме того, на них влияет солнечная активность)
  3. Состояние здоровья и условия жизни (соответствие характера питания, физической и умственной нагрузки на организм его потребностям и возможностям, наличие хронических заболеваний, значимо отражающихся на физическом и нервно-психическом развитии ребенка)

В Северо-Западном регионе РФ периодом полового развития ребенка считается у девочек возраст 12-15 лет, у мальчиков – 13-16 лет (у девочек начало полового развития наступает раньше, чем у мальчиков). Следует отметить, что у 2/3 детей подросткового возраста их паспортный возраст не соответствует биологическому. Это является особенностью развития организма в данном возрастном периоде (вспомните юношу из романа Л.Н.Толстого «Юность», которому 15 лет и подростка из романа Ф.М.Достоевского «Подросток», которому 20 лет).

Период раннего юношества, это возраст примерно с 15 до 17 лет, который приходится на обучение в старших классах школы.

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции.

Старший школьный возраст -- это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление меж предметных связей. Все. это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но и сам ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию. Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников -- это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д. В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь. В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс или просто дружеская компания. Поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность -- самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.

Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны.взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).Ранняя юность -- это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

В группах старшеклассников можно большее внимание уделить проблемам осознания ими своего призвания, обретения способности видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущее семейной жизни.

Го сударственное образовательное учреждение дополнительного

образования

Центр внешкольной работы Центрального района

Методическая разработка

на тему «Особенности старшего школьного возраста»

Выполнила педагог дополнительного образования

Дундина Юлия Сергеевна

Санкт - Петербург

2012г.

Гитара очень популярный инструмент. Особенно инструмент популярен среди молодых людей и подростков. Большая часть обучающихся игре на гитаре охватывает возраст от 11 до 18 лет. В учебном процессе важно не только само обучение игре на гитаре, изучение нотной грамоты, приобщение к музыкальной культуре. Главную роль играет общение с обучающимися. Очень важная задача стоит перед педагогом - это индивидуальный подход к каждому ученику и поиск общего языка. Необходимо заинтересовать молодого человека в этом непростом возрасте. Эта работа посвящена анализу подросткового и старшего школьного возраста и всем особенностям этого периода в жизни молодого поколения.

Общая характеристика возраста.

Старший школьный возраст, или как его еще называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 13 до 18 лет. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, приобретает ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они занимают в обществе, в коллективе, в системе общественных отношениях, под влиянием тех изменений, которые происходят в их жизни и деятельности в школе и после ее окончания. Основными видами деятельности в ранней юности становятся в равной мере труд и учение. Имея близкую перспективу самостоятельной жизни, старшие школьники стремятся определить свой жизненный путь, наметить конкретные перспективы дальнейшей трудовой деятельности, выбрать свою будущую профессию. В связи с этим, формируются и делаются более устойчивыми профессиональные интересы, юноши и девушки начинают серьезно размышлять о своем будущем. Старший школьный возраст это возраст кипучей энергии, энтузиазма, дерзаний, романтически - окрашенного стремления к большим и героическим делам.

Развитие личности в старшем школьном возрасте.

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положение учащегося в школе, семье, в системе общественных отношениях. Положение в обществе резко меняется и влияет решающим образом на становление личности. Под этим влиянием происходит глубокий процесс идейного становления личности, ее самоопределение. Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым.

Конечно, старший школьник способен лучше и глубже, чем подросток, оценивать свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки.

Однако подросток нередко более правильно оценивает себя, нежели старший школьник. Дело в том, что на развитие самосознание подростка влияют суждения других людей. Подросток, особенно младший, как бы смотрит на себя глазами окружающих, его суждение о самом себе часто повторяют аналогичные суждения родителей, учителей, товарищей. Естественно, что и самооценка его довольно объективна, потому что повторяет объективную оценку окружающих. По-другому, у старшего школьника с возрастом укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельность. А самому себя оценивать всегда труднее, чем осознать оценку со стороны. Поэтому старший школьник, умея анализировать свои личные особенности и поведение, лучше, чем подросток, оценивает себя.

Нередко юноши и девушки переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, зазнайство, пренебрежительно относятся к окружающим; другие болезненно недооценивают себя, считают себя «посредственностью», «никчемным», сереньким и незаметным. Старший школьник, в отличии от подростка, способен осознать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности (такие, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, смелость, зазнайство и так далее), но и более сложные характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, чести, собственного достоинства). Из этого следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Особенно этому должен следовать педагог, индивидуально занимающийся с учеником на музыкальном инструменте.

Подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, старший школьник дает себе оценку применительно к своему будущем. «Каков я как член школьного коллектива?» - так ставит вопрос подросток. «Каков я для будущей самостоятельной жизни?» - так ставит вопрос старший школьник. Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах восприятия самих себя, их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание в учащихся правильного представления об этом облике, наличие у них своеобразного эталона, идеала, образца для поведения, с которым он соотносит качества своей личности и свое поведение. Например, любимого, родителей, героев любимых художественных произведений и кинофильмов, в которых они видят воплощение высоко ценимых ими качеств. Но в отдельных случаях у старших школьников может возникнуть и не совсем достойный идеал. Это отдельные привлекательные качества отрицательной личности, и они становятся образцом подражания. Педагогам необходимо тактично развенчивать подобные идеалы, помогая молодым людям выбрать образы, более достойные для подражания. В этом отношении личный пример, и авторитет старших играют очень важную роль.

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним, как к маленьким. Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания равноправия старшего школьника с взрослыми. В 14 лет, когда он получает паспорт, совсем скоро наступит то время, когда исполнится 18 лет, он получает избирательное право вступать в брак. Это объективные признаки взрослости юноши, девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, не пропадает, а трансформируется в своеобразное самоутверждение, самовыражение, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше старший школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился ничем не отличаться от взрослых, то теперь он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда - любым путем обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность, через утрирование моды, демонстративное и показное увлечение абстрактной живописью, скульптурой, музыкой. Впервые в старшем школьном возрасте появляется особое чувство - любовь. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника, чего нет у подростка. По отношению к подростку правильно говорить о проявлениях чувства личной симпатии, об увлеченности, привязанности, даже первой влюбленности, но любовь как глубокое чувство возникает только в ранней юности. Относясь серьезно к своему чувству, юноши и девушки глубоко интересуются интимными человеческими взаимоотношениями: «Что значит быть женой - другом и мужем - другом?». «Как избежать размолвок в семье?», «почему инициатива в создании семьи всегда принадлежит мужчине?», «как быть, если что-то в близком человеке очень нравиться, а что-то не нравиться?».

Влечение и интерес к противоположному полу в 14-18летнем возрасте нормальное явление. В 18 лет юноши и девушки получают право вступать в брак. Надо отдавать себе отчет в том, что наступает нормальный и неизбежный этап в развитии человека. Ни в коем случае не следует грубо вторгаться в мир интимных переживаний и тем более высмеивать, бранить, упрекать юношей или девушек за проявление этого чувства. Иное дело, когда возникающее чувство любви развивается ненормально (не встречает взаимности, связано с не совсем здоровыми интересами и переживаниями), мешает учению, отвлекает от работы, делает учащегося возбужденным или рассеянным, замыкает в кругу личных переживаний. Если нельзя придать этому чувству другой характер, необходимо попытаться переключить энергию и активность старшего школьника в русло других интересов, отвлечь его внимание.

Заманчивые, из соображений ложной стыдливости, вопросы любви, мы невольно позволяем решать их тем людям, влияние которых может быть только отрицательным. А наши воспитанники тянуться к этим людям, так как с ними легко говорить о том, что так волнует и интересует юношество.

В старшем школьном возрасте под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы заметно развиваются эстетические чувства: способность замечать, эмоционально воспринимать и любить все прекрасное в окружающей действительности, в природе, искусстве, общественной жизни.

Развитию эстетических чувств у старших школьников надо уделять большое внимание. Также особое значение имеют организация экскурсий, посещение музеев, выставок, концертов, памятных мест.

Учебная деятельность и умственное развитие.

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения, и вводятся новые учебные разделы. Основное отличие в том, что учебная деятельность предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они осознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Развитие познавательных процессов, рост сознательного отношения к учению стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами: восприятием, памятью, воображением, мышлением, а так же вниманием.

В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики детей. Они неизмеримо шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания - составлением планов, выделением основных мыслей, сравнением, соотношением с уже известным. С полным основанием это же можно отнести и к характеристике внимания. Но в отличие от подросткового возраста, где произвольное внимание возникает лишь эпизодически, в старшем школьном возрасте оно может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов. Под влиянием специфической учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственно работы. Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания, изучения дела, которым занимается, у старшеклассников начинает складываться мировоззрение.

Трудовая деятельность и выбор профессии.

Нельзя сказать о роли общественного труда в развитии школьников. Труд способствует формированию инициативности, целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости.

Под влиянием перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для этого возраста направленность на будущее. Это возраст жизненно - трудового самоопределения, когда начинаются серьезные поиски своего трудового призвания, возникает стремление найти свою будущую профессию. Подросток, как правило, еще не думает серьезно о своей будущей профессии, особенно если он предполагает после 9 класса учиться в школе. Профессий тысячи, но только выбранная по душе, когда сочетаются индивидуальная склонность к данному виду труда, способности к нему и высокая оценка его общественного значения, приносит моральное удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу.

Под влиянием чего происходит выбор профессии? Массовый материал показывает известную роль школы и учителей в воспитании у школьника интереса к своей будущей профессии. По данным ряда исследований, 40-50% опрошенных старшеклассников мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету, а так же указывают на такие мотивы (чисто внешнего порядка), как наличие семейных традиций, материально-бытовой обеспеченности, пример друзей и товарищей. В отдельных случаях мотивами были близость места работы или вуза от дома, «красивая форма» или то, что «сюда легче устроиться».

На основании массовых исследований приходится сделать следующие выводы. Нельзя говорить о полной подготовленности наших старшеклассников к выбору профессии: во-первых, они, не имея ясного представления о большинстве профессий, не могут правильно ориентироваться в них. Во-вторых, школьники не всегда умеют объективно определить свою профессиональную пригодность

Мы, педагоги, должны понимать, что у старшеклассников неизбежно возникает жизненная проблема выбора профессий и необходимость помочь им сделать этот выбор наиболее целесообразно, учитывая личные склонности и способности. Не только школа, но и дополнительная деятельность детей (спорт, занятия музыкой, занятия прикладным искусством и другое образование вне школы) может повлиять на будущее наших детей.

Литература:

В.А.Крутецкий «Основы педагогической психологии».


Старший школьный возраст - это период ранней юности , характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов . В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы , причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии . Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественнос­ти придают воспитанию целенаправленность и действенность. «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника­кого воспитательного процесса» 1 .

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX-XI классы).

Психологические особенности детей старшего школьного возраста

Гиссен Л. (1973) отмечает, что в связи с высоким уровнем развития высшей нервной деятельности, развитием всего организма у старших школьников наблюдаются значительные изменения в психике. У них более ярко проявляются интересы к определенной деятельности, непосредственно связанной, по их мнению, с привлекательной для них профессией, стремление к личному совершенствованию в избранном виде деятельности. Старшеклассники уже в достаточной степени способны сознательно управлять своими действиями: выполнять движения с требуемой координацией, мышечным напряжением, скоростью на протяжении относительно длительного времени, преодолевать утомление, чувство неуверенности, смущения, страха и т. д.

Учащиеся старших классов могут одновременно воспринимать сложные действия, состоящие из нескольких компонентов. Это качество, важно для уроков физической культуры, для понимания комбинаций упражнений в гимнастике, тактических и технических приемов в играх, сложных легкоатлетических упражнений (Гиссен Л., 1973).

Так же Пуни А.Ц. (1973) отмечает, что учащимся свойственно хорошо концентрировать свое внимание на отдельных деталях тех или иных упражнений для точного и подробного рассмотрения их, а также распределять его на несколько видов движений, если это необходимо, и легко переключают свое внимание с одного объекта на другой. По мнению Виноградова М.И. (1965) восприятия старших школьников отличаются большей организованностью, осмысленностью, целенаправленность. В наблюдениях за движениями учащиеся не ограничиваются внешней стороной движений, подмечают более скрытые существенные стороны физических упражнений. Они могут самостоятельно проводить анализ своих и показываемых движений. Однако наблюдения старшеклассников должны направляться учителем.

У старшеклассников восприятие собственных движений затруднено тем, что кинестетические ощущения, лежащие в основе восприятия движений, не отличаются ни силой, ни четкостью («темные мышечные чувства», как назвал их И.М. Сеченов). При восприятии движений, выполняемых преподавателем или другими учащимися, зрительно часто невозможно понять такие важные компоненты движений, как усилие, темп, скорость, ритм и т. п.



Ткачук М.Г., Степаник И.А. отмечают, что в юношеском возрасте улучшается память. Но сравнительно небольшое количество часов, которое отводится на уроки физической культуры, и отсутствие специальной работы по совершенствованию умения запоминать движения не позволяют учащимся старших классов достичь значительных успехов в повышении эффективности двигательной памяти.

Маклаков А.Г. выделяет, что для юношей и девушек характерно абстрактно-логическое мышление. Учащиеся способны отвлекаться от конкретного движения, факта, предмета и выявлять наиболее существенные стороны связи между ними. Мыслительный процесс протекает у старших школьников с опорой на определенные понятия. Отличительной особенностью их мышления является строгая последовательность в суждениях и доказательствах.

Для учащихся старших классов характерно стремление критически подходить к различным доказательствам товарищей и учителей. Большая эмоциональность учащихся в сочетании с критичностью может вызвать у них излишнюю горячность в споре. Учителю нужно спокойно отнестись к такому спору и аргументировано разрешить его (Маклаков А.Г., 2001).

Леонтьев А.Н. (в 1931г.) изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти - непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. В этом возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

По мнению Голубевой Э.А. глубина мышления, его последовательность, точность и основательность обостряют чуткость учащихся к выражению мыслей, к речи. Они чутки к ошибкам в своей речи, а также в речи товарищей и преподавателей.

Ткачук М.Г., Степаник И.А. в своей книге описывают, что чувства старшеклассников отличаются глубиной, силой переживаний и разнообразием. В этом возрасте большого развития достигают моральные чувства. Старший школьник оценивает не только поступки, но и переживания и качества личности. Развиваются и углубляются чувства дружбы, коллективизма, понятие о собственном достоинстве.

Развитое чувство собственного достоинства также является хорошим стимулом для волевых действий на уроке при условии, что это чувство не переходит известных границ и не приводит к эгоизму и самовлюбленности.

Учащиеся старших классов остро воспринимают красивое. Это позволяет привлечь их внимание к таким важным вопросам физического воспитания, как умение владеть своим телом, осанкой, а также заинтересовать многими упражнениями, на которые они до сих пор мало обращали внимания. Обострение эстетических чувств дает возможность легче решать вопросы, связанные со спортивным костюмом, обстановкой занятий (уборка зала, снарядов) и т.п. Учащиеся получают удовлетворение от урока, если в него входят упражнения, отличающиеся красивым оформлением, интересным ритмом и т.д. Музыкальное оформление занятий доставляет старшеклассникам большое удовольствие (Ткачук М.Г., Степаник И.А., 2010).

Лях В.И. , Зданевич А.А. считают, что дети старшего школьного возраста не всегда умеют правильно владеть своими чувствами. У юношей и девушек можно наблюдать частые смены настроения, связанные с большой восприимчивостью в этом возрасте к различным явлениям жизни.

Характер и воля начинают формироваться рано, но в юношеском возрасте характер приобретает большую устойчивость и определенность.

В образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение (Куницина В.Н., 1995).

В школе встречаются учащиеся, которые переоценивают себя и нередко зазнаются. Такие ученики встречаются и среди спортсменов школы. Долг преподавателя - вовремя помочь таким учащимся. Помощь нужна и ученикам, не уверенным в своих силах. Часто причиной недооценки своих сил является отставание в учебе, а также слабое здоровье.

Пуни А.Ц. утверждает, что старшеклассники не любят «голых» приказаний. Вежливая просьба во многих случаях приносит больше пользы в обращении с ними. Немало ошибок допускают они в оценке личности других людей. Они весьма склонны к категоричным суждениям и оценкам. В таких случаях может помочь терпеливое объяснение. Юноши и девушки нуждаются в поощрениях. Оценка работы учащихся стимулирует их к дальнейшей еще более упорной работе. При наказании ученика необходимо проявить определенную чуткость и такт, понимание психологии учащихся, не умалять его достоинства. (Пуни А.Ц., 1973).