Комплексные занятия по программе детство подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» по программе «Детство

Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы: «Чувствовать - Познавать - Творить», Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Программа "Детство" разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.

  1. 1. «Познание» - призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
  2. 2. «Гуманное отношение» - ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
  3. 3. «Созидание» - помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
  4. 4. «Здоровый образ жизни» - создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший (3-4-й годы жизни), средний (5-й год жизни) и старший дошкольный возраст (6-7-й годы жизни).

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к красоте, добром отношении ко всему окружающему, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе посредством усвоения детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, их поступками, эмоциональным состоянием. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.

Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и деятельности.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира - наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

  • характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
  • особенности сферы деятельности;
  • общие задачи воспитания; представления, практические умения;
  • уровни освоения умений; методические советы; список литературы;
  • заключение.

Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.

Структурно-содержательная характеристика

Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока.

1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.

2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.

3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.

4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать.

В программе предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). Однако в дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, интеллектуальным балластом, загружающим память и мало используемым (или совсем не используемым). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много времени и усилий как от воспитателя, так и от детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобщение, а потом - в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь в виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление - ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.

Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления - познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений», в котором выделяются три уровня экологической воспитанности: низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы.

В программе предусмотрены занятия-наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии. Так, в конце мая или летом рекомендуется провести экскурсию на реку, где детям рассказывают, что в реке живут растения и животные, приспособившиеся к жизни в воде. Дети наблюдают за растениями, растущими на берегу, за птицами, животными, насекомыми, образ жизни которых тесно связан с водой (например, утки, стрекозы, комары).

Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность: дети должны научиться принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположение о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».

Большое внимание в программе «Детство» уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений (дежурство в уголке природы), так и на специальных занятиях.

Предметно-развивающая среда

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Комплексная программа «Детство» - серьезный проводник в жизнь экологического воспитания дошкольников. В ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.

При реализации этой программы у дошкольников вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе - познавательное, экологическое, бережное и гуманное.

К моменту поступления в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.

В повседневной жизни программа «Детство» рекомендует проводить беседы - как групповые (обобщающие, эвристичные), так и индивидуальные - на тему природы. Эти беседы помогают ребенку правильно построить свое поведение в природе, по-новому взглянуть на знакомые события.

Программа «Детство» позволяет воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая им необходимый экологический кругозор, элементы экологического мышления. Можно утверждать: «Детство» - это не только программа обогащенного многогранного развития личности дошкольника, но и комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей), составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.

Программное содержание: Развивать интерес к окружающей природе, животным и растениям.

Проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни белочки. Уметь составлять небольшой описательный рассказ, отражать в речи результаты наблюдений. Развивать связную речь детей. Учить самостоятельно, находить и придумывать слова со звуком «ж». Упражнять в счёте, в ориентировке, в пространстве, на листе бумаги.

Воспитывать любовь к природе. Активизация словаря: «шерстка», «линька», «дупло», «припасы», «запасливая».

Подготовка к занятию: макет леса: деревья, цветы, грибы, пенёчки; картина «Белочка»; корзина с орехом; кассета с пением птиц, с музыкальным отрывком из серии «В мире животных»; конверты с геометрическими фигурами.

Литература: «Беседы по картинке «Времена года»» Гусаров Н. Н.

«Загадки» Нилов Т.Т.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес.

Отгадайте загадку: «Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?»

Правильно, белочка. Ну-ка, найдите в лесу белочку. (все подходят к картине «Белочка»)

Воспитатель: - Как называется этот зверёк?

Белка - это домашнее животное или дикое животное?

Вы видели живую белку? Где? Когда?

Расскажите (рассказы детей 2-3).

Воспитатель: - Какого цвета была шерсть у той белочки, которую ты видел? (рассказ Воспитателя о том, как меняется цвет шерстки белок зимой и летом).

А, ещё какой зверёк меняет цвет шерстки? Какая есть про него загадка? (зимой белый, летом серый)

А у этой белочки, какая шубка: зимняя или летняя?

Какое время года изобразил художник на этой картине? -

Почему ты так думаешь?

Где строит свой домик белка?

Как он называется? (дупло)

Откуда здесь взялись рябина и грибы?

Зачем белка сушит грибы?

Зачем белке шишка? Играть?

Что есть внутри шишки?

Чем ещё питаются белки?

Как ты думаешь, это взрослая белка или нет?

Как называются детёныши белки?

А как называются детёныши зайца, лисы, медведицы?

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Изобрази животное».(играет мелодия из серии «В мире животных». Дети изображают разных животных.)

Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на брёвнышко, отдохнём и продолжим разговор.

Посчитайте, сколько грибов заготовила белочка?

Какой гриб самый маленький? Справа или слева?

Какой гриб самый большой?

Что ещё запасла белочка? Где она прячет припасы?

Придумайте слова про белочку(игра «Добрые слова»).

Какая белочка?

(попрыгунья, заботливая, хлопотливая, хозяйственная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, рыженькая, весёлая...)

Какой одинаковый звук слышится в словах: «рыжая», «желтая», «жёлудь», «жук»?

(Игра «Придумай слово со звуком «ж»)

Придумайте другие слова с этим звуком («железо», «жаба», «жаворонок», «жеребёнок»...)

Воспитатель: - Ребята, а кто там прячется за деревом? (появляется белка (девочка) с корзинкой).

Белочка: - Дети отгадайте загадку:

«Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток-

Хрустнул раз, и треснул бок» (орех)

(Белка раскрывает орех, а в нём конверты с геометрическими фигурами. Предлагает выложить из геометрических фигур белочку. На цветных листочках дети выкладывают белочку.(под сопровождение Т.С.О.)

Белочка благодарит детей, прощается и уходит. Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

Конспект открытого занятия

в первой младшей группе

по разделу «Мир природы»

программа «Детство»

Тема: «Весенние деньки»

Цель:

Задачи:

    Дать детям представления о весенних явлениях природы: стало тепло, солнце светит ярко, на деревьях набухают почки, появляются листочки, трава, первые цветы;

    Учить детей различать основные цвета и отвечать на вопросы воспитателя, активизировать прилагательные: красный, синий, зелёный, жёлтый;

    Воспитывать звуковую культуру речи: правильно произносить гласный звук [у], правильно произносить звукоподражание -кап - кап;

    Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество.

Материал и оборудование : изображение паровоза и «пуговицы» четырёх основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый); макет «тучка»; музыкальный инструмент – треугольник; схема «Кому солнце даёт тепло»; макет «Весенняя полянка»; птичка – свистулька; зонтик раскрытый; корзина с конфетами.

Ход занятия :

В: Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Поздороваемся с гостями. Посмотрите, как солнышко сегодня играет лучиками (в группе на солнышко дополнить прикрепить «золотые» лучики). Солнышко радуется, потому что к нам пришла весна.

Весело солнышко резвится

Возле нашего окна

Вот к нам в двери постучалась

Настоящая весна!

В: Давайте мы с вами поздороваемся с солнышком, улыбнёмся ему:

Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Доброе, лучистое и такое чистое.

В: Ребята, солнышко даёт нам тепло, оно греет нас своими лучиками. Греет деревья, кусты, птиц, животных. Всё живое на земле оно согревает (Рассказывая об этом, воспитатель показывает детям схему «Кому солнце даёт тепло»).

В: Ребята (воспитатель подходит к макету «тучка»), весной бывает дождик, когда солнышко прячется за тучку (помощник воспитателя берёт треугольник, начинает играть).

Ой, дождик закапал, бегите ко мне под зонтик и расскажем вместе стихотворение:

Дождик, дождик веселей

Капай капли не жалей

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

В: Поиграем с дождём? (Звучит треугольник) Приготовьте ладошки.

Апрельский вдруг закапал дождь кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)

И по лужам ты идёшь – так-так-так (притоптывают)

Ветер шелестит листвой – ш-ш-ш (потирают ладонь о ладонь)

Дождик сильнее застучал – кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)

Скоро ливнем дождик стал – кап-кап-кап (дети быстро стучат пальчиком по ладошке)

Дождик тише снова стал «кап-кап-кап» и перестал.

Снова солнышко засияло и зовёт нас в лес. В лесу выросли подснежники. Поедем, полюбуемся ими?

На чём же мы поедем?

Можем мы поехать на паровозе?

Посмотрите, он у нас есть (Показывает макет паровоза). Вот наш паровоз, но у него нет колёс. Может ли паровоз ехать без колёс? Надо нам с вами приделать колёса к нему.

Посмотрите, какой у нас паровоз? (Красный)

Давайте, найдём красные колёса и прикрепим к паровозику.

Колёса теперь есть у паровозика, а у вагончиков нет.

Посмотрите, какого цвета этот вагончик (Жёлтого). Найдите жёлтые колёса и прикрепите к вагончику (и так далее с остальными колёсами).

Ребята, когда паровоз едет, у него из трубы идёт дым колечками. Пусть и у нашего паровозика идёт дым из трубы. Какая у нас труба? (синяя) Найдите синие круги и сделаем из них дым.

Паровоз наш готов! Можно отправляться в путь?

Я буду паровоз, а вы мои вагончики, выстраивайтесь друг за другом.

Вы готовы?

Как гудит паровоз? (у-у-у)

Давайте все вместе погудим как паровоз: у-у-у.

Вот поезд наш едет

Колёса стучит,

А в поезде нашем

Ребята сидят,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Гудит паровоз

Ребят он повёз

Далеко, далеко.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

В: (Паровоз подъезжает к поляне с цветами) Ребята, полюбуйтесь первыми весенними цветочками – это подснежники. Какие они красивые. Вот уже появилась зелёная травка. На деревьях появились первые листочки. Звонко поют птицы. Вот она какая – весна красавица!

Ой, посмотрите, под деревцем стоит корзинка.

Посмотрим, что там? Конфеты. Это ребята, вам сладкий привет посылает весна!

Спасибо за внимание!

Конспект открытого занятия

в первой младшей группе

по разделу «Мир природы»

программа «Детство»

Тема: «Солнышко и дождик»

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы.

Задачи:

    Дать детям представления о весенних явлениях, изменений в природе: идёт дождь или солнце светит.

    Расширить словарный запас: солнце, дождь.

    Развивать у детей речь и художественное мышление.

    Учить детей запоминать и повторять за воспитателем потешки.

Материал и оборудование : макет тучки с капельками, детские стулья-домики.

Ход занятия :

В: Ребята, посмотрите, получился домик, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко, предлагает детям помахать в своё окошко.

Какая хорошая весенняя погода! Сейчас выйду и позову детишек поиграть (Выходит на середину комнаты и зовёт всех погулять).

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

В: Подзывая детишек к себя, громко произносит:

Слова Движение

Топ-топ-топ-топ, Все топают ножками,

Топ-топ-топ, стоя на месте.

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ (пауза)

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, Все хлопают в ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп, подражая воспитателю.

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

В: А теперь побегаем! – убегает и дети разбегаются в разные стороны.

Посмотрите, дождик идёт! Скорей домой – дети убегают в свои домики (стульчики).

Послушайте, как барабанит дождик по крышам – изображая шум дождя (барабанит пальчиками).

Стало очень скучно, давайте попросим дождик перестать капать.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей

Зря в окошко не стучи!

Наших деток не мочи!

В: Сейчас выйду и посмотрю, закончился дождик или нет.

Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

В: Давайте поиграем; на слова «Дождик идёт!» спрятаться в свой домик, а на слова «Солнышко светит!» выйти на полянку.

В: Дождик, дождик, надо нам расходится по домам.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Конспект открытого занятия

в первой младшей группе

по разделу «Мир природы»

программа «Детство»

Тема: «К нам пришла весна»

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы.

Задачи:

    Связная речь: учить детей связно отвечать детей на вопросы воспитателей.

    Подбирать к словам определения.

    Понимать смысл загадок и находить отгадку.

    Звуковая культура речи: закрепить звукопроизношение звуков «ч’», «к».

Материал и оборудование : игрушки заяц белый и серый.

Ход занятия :

В: Ребята, я вчера ходила в лес, я его не узнала, как же изменился лес! Почему я его не узнала? Кто догадался? Что стало со снегом? Снег растаял, потому что ярко светит солнце, стало тепло.

А с деревьями что произошло? На деревьях раскрываются почки, распускаются листочки. А какие появились в лесу цветы? В лесу появились первые цветы – подснежники. Ребята отгадайте загадку:

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

В: Правильно, хвалит детей и загадывает ещё загадку:

Я раскрываю почки

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня… (Весна)

В: Правильно, ребята, наступила весна.

Весной и звери изменились. Что с ними произошло? Поменяли зимние шубки на летние.

Зайчик зимой был белым

А весной стал серым.

Ребята давайте позовём к нам зайчат. Посмотрите как они изменились.

В: А ещё весной из тёплых краёв прилетаю птички – грачи.

Вот и птички прилетели,

Как красиво всё кругом!

Дети!!! Все во двор бегом!

В: Назовите, каких птичек вы знаете: воробышки, ласточки, соловьи.

В: Ребята, снег на крышах тает и превращается в сосульки, солнышко греет и сосульки тают.

Выходи скорее в сад,

Слушай звон, слушай звон.

Это капельки звенят –

Дон-дон, дон-дон.

В: Настроение у людей тоже меняется. У всех людей радостное настроение, особенно когда ярко светит солнышко.

Приходит весна,

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования « ДЕТСТВО» / Под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.(80%), образовательной программы ДОУ (20%) - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.

Обязательная часть по программе «Детство» обеспечивает достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития ребенка.

Вторая часть отражает специфику детского сада, приоритетные направления его образовательной деятельности.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :

1. Укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности детей, освоение средств и способов познания, обогащение опыта деятельности и представления об окружающем.

3. Воспитание самостоятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению.

4. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Обогащение социальных представлений о людях, о родном городе, стране.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе учебных занятий для детей 4-5 лет, игр-занятий (занятий-путешествий, занятий-загадок, сюжетно-игровых занятий и др.), образовательных и социально-игровых ситуаций для детей 4-5 лет;

2. Совместную деятельность педагогов с детьми через организацию разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной, музыкальной, литературной), режимных моментов;

3. Самостоятельную деятельность детей;

4. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации рабочей программы дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГТ, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

1.1.Возрастные особенности детей 4-5 лет

Воспитанникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Воспитанники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью . Учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, видя перевозбуждение ребенка, надо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогает детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку.

Особенно внимательно нужно относиться к робким, застенчивым, а также агрессивным детям.

Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники активно сотрудничают со взрослым в практических делах. Воспитанники активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Проявляется возраст «почемучек».

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Это способствует проявлению чувства уважения к старшим.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Надо развивать самостоятельность в различных видах деятельности. В 4-5 лет ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально создает ситуации, в которых надо применить освоенные приемы(песок влажный или сухой, годится он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжали одновременно 2-3 машины и прочее).

Воспитатель использует приемы индивидуального подхода, но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Темпы развития детей различны: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Детям необходимы игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, режиссерских, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Игры целенаправленно используются воспитателем для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя - создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду. Примечательной особенностью детей является фантазирование.

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество» ребенка, а осмысление им поступка. Среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам - оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет - это не индивидуальность,а особенность возраста. Необходимо подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Важно воспитателю ежедневно беседовать с детьми, знакомить с художественной литературой, рассказывать сказки, прослушивать музыкальные произведения.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей - в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

1.2.Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности с учетом социального заказа родителей, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.

Режим предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную работу с детьми), соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПинам, 2010 года). Режим дня составлен с учетом реализации содержания образовательной программы по всем 10 образовательным областям. Гармоничность и всестороннее развитие детей обеспечивает календарное проектирование педагогической деятельности ежедневно по 4 направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое и социально-личностное (ориентировочно по 2 часа в день по каждому направлению).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 14 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к образовательной деятельности, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Режим дня средней группы № 7(возраст детей4-5лет)

Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Режим дня детей средней группы (возраст 4-5 лет)

Режим дня составлен с расчетом на 12- часовое пребывание воспитанников в детском саду.

Режим дня на холодный период года средней группы

Длительность

1 час 20 минут

Приём детей. Минута вхождения в день (взаимодействие с детьми, родителями, коммуникация ); утренняя гимнастика: (образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация); беседы с детьми : (коммуникация, социализация, познание); наблюдения в центре природы: (труд, познание); свободные игры (коммуникация, социализация); индивидуальные и групповые дидактические игры : (познание, коммуникация, социализация); самостоятельная деятельность в центре творчества: (художественное творчество, познание, социализация, коммуникация); подготовка к завтраку (здоровье, социализация, безопасность, коммуникация)

Завтрак Индивидуальная работа с детьми. Дежурство по столовой. ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков (труд, здоровье, безопасность, познание)

Самостоятельная игровая деятельность (коммуникация, социализация, познание)

По 15-20 минут одно занятие

НОД с интеграцией образовательных областей

Чтение художественной литературы

Подготовка ко 2 завтраку, 2-ой завтрак (здоровье, социализация, познание)

1 час 30 минут

Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация). Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и быту, подвижные игры (физкультура, здоровье, познание, коммуникация), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация)., индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация, безопасность ), экспериментирование (познание, здоровье, коммуникация), общение по интересам (коммуникация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте , на мольбертах (художественное творчество).

Возвращение с прогулки, водные процедуры (здоровье, социализация, коммуникация, труд). Самостоятельная деятельность детей.

12.00-12.50

Подготовка к обеду: Совместная ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков, пальчиковые игры, чтение художественной литературы ., обед , дежурство по столовой, индивидуальные беседы (самообслуживание, безопасность, труд, культурно-гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация)

Подготовка ко сну (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, здоровье - воздушные ванны)

Музыкатерапия (музыка, здоровье)

Дневной сон (здоровье)

Гимнастика пробуждения (воздушные ванны, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия (здоровье, физическая культура коммуникация, социализация, чтение художественной литературы)

Игры по желанию детей (коммуникация, социализация, труд). Сюжетно-ролевые игры (познание, коммуникация, социализация). Минутки красоты (наблюдение, рассматривание предметов, любование красотой в природе) (познание, художественное творчество, социализация). Самостоятельная игровая и деятельность детей (Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество). Час физической нагрузки (здоровье, физическая культура, коммуникация, труд, познание).

Подготовка к ужину, ужин (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание) (здоровье, коммуникация, познание)

Организация совместной деятельности с детьми (на усмотрение воспитателя)

НОД с интеграцией образовательных областей + платные кружки

1час 30 минут

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Работа с родителями.

Игры с любимыми игрушками (самостоятельная деятельность детей)

Самостоятельная деятельность в центре творчества (художественное творчество) Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (познание, социализация, коммуникация, художественное творчество) Игры-хороводы, музыкальные игры, игры на шумовых инструментах (музыка, познание, художественное творчество, коммуникация, социализация). Самостоятельные игры детей в различных центрах (познание, коммуникация, социализация) Самостоятельная деятельность в центре двигательной активности, совместная деятельность по развитию движений (здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация).

II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

По действующему СанПиН для детей 4-5 лет планируют не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут

(СанПиН 2.4.12660-10).

III. Содержание психолого-педагогической работы

Циклограмма педагогической деятельности (по 4 линиям развития)

Понедельник - физкультурно-оздоровительное направление

(ОО «Физическая культура» и «Здоровье»)

Вторник - познавательно-речевое развитие

(ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

Среда - социально-личностное развитие

(ОО «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

Четверг - 2 вариативная часть ООП

(Хореография, Конструирование)

Пятница - художественно-эстетическое развитие

(ОО «Музыка», «Художественное творчество»)

Циклограмма деятельности в средней группе

I половина дня

I и II прогулки

II половина дня

понедельник

1. Дидактическая игра (экология)

2. Развивающая игра (общение)

3. Строительно-конструктивная

4. Развивающая игра (внимание, память)

5. Хороводная игра (1)

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно-ролевая игра

3. Дидактическая игра (экология)

4. Игра - экспериментирование

2. Дидактическая игра

3. Пальчиковая игра

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Игра - драматизация (флан.)

1. Дидактическая игра (звуковая культура речи)

2. Пальчиковая игра

3. Словесные игры

4. Беседы о семье, игрушках

5. Сюжетно-ролевая игра

1. Подвижная игра - 3

2. Игра - экспериментирование

3. Сюжетно- ролевая игра

4. Дидактическая игра

5. Хороводная игра

1. Дидактическая игра

2. Пальчиковая игра

3. Коммуникативная игра

4. Игра - драматизация

(театр игрушек)

5. Строительно-конструктивная игра

1. Дидактическая игра (сенсорика)

2. Пальчиковая игра

3. Строительно-конструктивная игра

4. Подвижная игра

5. Коммуникативная игра

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно- ролевая игра

3. Игра - экспериментирование

4. Дидактическая игра

5. Развивающая игра (внимание, память)

1. Строительно-конструктивная игра

2. Дидактическая игра

(свойства и качества)

3. Игра - драматизация (театр тенев.)

4. Сюжетно - ролевая игра

5. Пальчиковая игра

1. Пальчиковая игра

2. Хороводная игра

3. Настольные игры, разр. карт

4. Дидактическая игра (изо)

5. Развивающие игры

1. Подвижная игра - 3

2. Сюжетно - ролевая игра (1)

Светлана Ходеева
Конспект занятия по математике «Овладение действиями трансформации» по программе «Детство»

«Овладение действиями трансформации »

Задачи : развивать пространственное мышление , комбинаторные способности, логическое мышление, закреплять умение детей решать примеры, неравенства, воспитывать умение работать сообща.

Материал : цифры 1-10, счетные палочки, карточки с неравенствами, кубик игры «Уникуб» , части «Архимедовой игры» , образец самолета, ключ трансформации , карточки по трансформации , ракета, образец составления кареты.

Ход занятия

Восп : Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду-Солнце, пытаясь разгадать тайну рождения жизни и смерти звезд. Звездочет старел, а тайна осталась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее ссыльных коней, да и помчусь» - решил он. Давайте поможем Звездочету составить из кубиков карету.

Дети строят карету из кубиков по образцу (см. Б. П. Никитин. «Ступеньки творчества или развивающие игры» У-32)

Восп :- Что ты, что ты –заскрипела карета. Мне не выдержать такого длинного путешествия. Ведь оно продлиться не менее 500 лет. Возьми уж лучше автомобиль.

Игра «Поиск девятого» . Детям предлагается определить на каком из автомобилей Звездочет отправиться к Солнцу.

Восп : Выбрал Звездочет самый быстрый автомобиль. Но едва взялся за руль, как зафыркал мотор : «Фр-р-р. Не буду включаться! Сто лет работать без отдыха! Возьми лучше самолет, он летать умеет».

Детям предлагается составить из элементов «Архимедовой игры» самолет по расчлененному образцу. На каждой части самолета есть примеры (2+3; 4+2; 5-1; 6-3) . Дети устно решают примеры, показывают цифру ответа.

Восп : Отправился Звездочет к самолету, но самолет отказался выполнять его просьбу. В космосе нет воздуха и его крыльям не на что опереться. Только ракета может летать в безвоздушном пространстве . Давайте построим ракету с помощью цифр, соединяя точки. Начнем с самой маленькой цифры. Какая цифра самая маленькая? Что меньше 2 или1?

Дети поочереди соединяют точки ракеты, а остальные дети решают неравенства(1 и 2, 4 и 3, 5 и 6, 3и 3)

Восп : - «Я самая выносливая, самая быстрая, я довезу тебя за один год» , - сказала ракета. На чем еще можно добраться к Солнцу? Мы строили самолет, ракету. А что еще может превращаться в самолет, в ракету? Как вы думаете, что может трансформироваться ? Вот и мы с вами сейчас будем трансформировать разные фигуры . Я буду показывать карточку-ключ, а вы будете трансформировать .

Показываю детям карточки-ключи трансформации . Дети поочередно трансформируют на фланелеграфе (карточка-ключ трансформации «цвет» - изменяется цвет предметов, карточка-ключ «размер» - изменяется размер предметов, карточка-ключ «изменение количества» - изменяются предметы по количеству, карточка-ключ «добавление» - добавляется часть или целая фигура, карточка-ключ «убавление» - убавляется часть или целая фигура, карточка-ключ «раздвижение» - изменяется месторасположение фигур путём раздвижения частей или фигур, карточка-ключ «наложение, соединение» - изменяется месторасположение путём наложения, соединения фигур, карточка-ключ «разворот» - изменяется месторасположение фигур или их частей путём разворота).

Восп : А теперь у вас есть задание и вы будете трансформировать самостоятельно . (Каждому ребёнку даётся карточка и карточка-ключ трансформации ).

А как вы думаете, на чём ещё можно добраться до Солнца?

Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул : «Ракете нужен год, а мне 8 минут» . И Звездочет отправился к Солнцу на солнечном луче.