Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов. Пенсия граждан России «худеет» на глазах: уменьшается её отношение к сред­ней зарплате, к прожиточному минимуму. Создание дополнительного резервного фонда

    • 1.В каких сферах ждать нововведений
    • 2.Особенности накопительной системы
    • 3.Создание дополнительного резервного фонда
    • 4.Повышение пенсионного возраста
    • 5.Начисление пенсий для государственных служащих

Вот уже несколько лет назревает вопрос о необходимости реформирования пенсионной системы в России, на сегодняшний день Минфин совместно с министерством экономического развития подготовили ряд поправок и до конца года представят готовый законопроект. Среди самых спорных вопросов повышение пенсионного возраста, какие ещё изменения могут произойти рассмотрим более подробно.

В каких сферах ждать нововведений

Поскольку полный пакет изменений находится в процессе подготовки, с точностью сказать каких сфер коснутся изменения сложно известно лишь, что планируется рассмотрение вопросов о:

  • поднятии планки пенсионного возраста;
  • создания дополнительного резервного фонда;
  • порядка начисления пенсий государственным служащим;
  • реформирование накопительной системы пенсионных средств.

Какие изменения будут первостепенными и что планируется сделать в ближайшие несколько лет, пока досконально не известно, но к концу года правительство пообещало представить полный план действий на всеобщее обозрение.

Особенности накопительной системы

Казавшееся совсем недавно призрачной возможность накопления собственной пенсии становиться всё ближе, к концу 2017 года каждый россиянин сможет ознакомиться с системой накопления средств и основными положениями данного закона. Минфин заручившись поддержкой Центробанка на данном этапе активно работает над изучением возможностей оборота средств и их накоплений, как только все нюансы будут решены закон сразу же вступит в силу.

Как сообщается на сайте 1Fin.Biz, основные изменения в накопительном механизме будут касаться дополнительных возможностей работающих граждан влиять на уровень своей будущей пенсии, накапливая средства, размер пенсии ежегодно будет увеличиваться. Тем, кто проигнорирует инициативу, доведётся довольствоваться стандартными пенсионными выплатами установленными государством.

Также, по словам главы Минфина, Антона Силуанова, накопительный механизм будет:

  • Абсолютно добровольным.
  • Станет более доступным.
  • Надёжно защищён государством.
  • Появится право наследование накопленных средств.
  • Накопленные средства можно будет снять (с учётом некоторых ограничений, в случае необходимости).

На данный момент накопительный механизм в России приостановлен, как только будут приняты новые положения закон снова вступит в действие.

Создание дополнительного резервного фонда

Указ о реформировании накопительной системы, гарантирующей выплаты застрахованным гражданам был подписан президентом уже давно, и сначала этого года специалисты работают над созданием двух уровневой системы. В основу этой системы войдут гарантированные обязательные пенсионные выплаты, и будет создан дополнительный государственный фонд резервных средств.

Судя по тому насколько глобальные предстоят изменения в пенсионной системе, изменения коснуться и ряда других положений касающихся пенсионных выплат.

Повышение пенсионного возраста

То, что порог выхода на пенсию будет увеличен уже вне сомнений, только пока не ясно каким образом будет осуществляться переход. Противники и сторонники данного решения пока находятся на стадии обсуждения увеличения пенсионного возраста, некоторые предлагают постепенно увеличивать возрастной порог, а некоторые считают. Что нет смысла оттягивать решение.

Так или иначе, другие подробности предстоящей реформы пока держаться в секрете.

Начисление пенсий для государственных служащих

В этой сфере также планируются нововведения, теперь каждый чиновник за переработку свыше указанного пенсионного возраста будет получать дополнительную надбавку. Занимать своё кресло госслужащие смогут дольше, и при этом получать от переработки дополнительную выгоду.

Какие ещё сюрпризы готовит пенсионная реформа станет ясно уже в конце 2017 года.

Суть новой программы в том, что денежные отчисления в размере 6% от зарплаты и более будут принадлежать пенсионеру, и их можно будет не только унаследовать, но и частично снять. Это совершенно новый подход, который позволит повысить не только финансовую грамотность населения, но и сознательность граждан по поводу построения своего будущего, а также активизирует приток инвестиций на финансовый рынок.

Программу анонсировал первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. Он уточнил, что первоначально взносы могут быть ниже 6%: так инвестиции граждан будут автоматически идти в добровольную систему, и процент отчислений будет постепенно увеличиваться до 6%. Льгота по НДФЛ (максимум для 6% взносов) является приятным стимулом, который, как рассчитывают авторы программы, поможет привлечь население к участию в новации.

Новое предложение имеет ряд преимуществ по сравнению с дискредитированной накопительной системой, но, как всегда, есть и недостатки. Так, по мнению социального блока, накопительная система показывала недостаточно сильные результаты по доходности. Новая добровольная система также не дает ответ на главный вопрос: будет ли гарантирован доход выше инфляции? Если речь идет о наделении граждан возможностью самостоятельно выбрать управляющую компанию, то вряд ли кто-то сможет гарантировать доходность.

Сейчас выбрать компанию можно через официальные рейтинги, которые публикуются ежегодно. Например, наивысшая среднегодовая доходность у «Оборонно-промышленного фонда им. В.В. Ливанова» (12,1%), «Европейского пенсионного фонда» (12%), «НПФ «Сургутнефтегаз» (11,3%) и «НПФ «Образование и наука» (10,4%).

Еще один важный вопрос: что будет с деньгами пенсионеров в случае банкротства управляющей компании? Если сейчас в банковской системе наметился тренд на укрупнение, как во всех развитых странах, то, возможно, регулятор ограничит круг аккредитованных управляющих компаний по размеру активов.

Пока планируется, что инвестиции будут осуществляться автоматически, а значит, «молчуны» непроизвольно попадают в программу. Но насколько это справедливо по отношению к инертному населению - взять и автоматически начать снижать их заработную плату?

Международный опыт

Самая развитая система пенсионного страхования по праву находится в США, где у населения есть три способа накопить на старость. Это взносы работодателей, коллективные взносы самих граждан с места работы и возможность открытия индивидуального пенсионного счета. Согласно системе, работающее население обеспечивает пенсиями людей, достигших пенсионного возраста. Два варианта самостоятельного накопления пенсионных средств (коллективные взносы или индивидуальная программа) дают человеку возможность выбора. Такие программы характерны для стран, где население привыкло вкладывать средства в фондовый рынок.

Еще одна достойная внимания система пенсионного страхования работает в Чили, где 10% от своих доходов граждане самостоятельно перечисляют в управляющие компании, а государство обеспечивает пенсиями только в минимальном размере. Такая система позволяет направлять все пенсионные деньги в накопительные программы на фондовый рынок.

В Европе, несмотря на высокие налоги, уровень пенсий один из самых высоких в мире. Так, в Норвегии государство выплачивает пенсии из фонда, вкладывающего деньги в активы по всему миру и пополняемого за счет нефтяных доходов. В Великобритании государство гарантирует пенсию в размере до 20% от доходов, плюс граждане могут при желании вкладываться в разнообразнейшие пенсионные программы. Во Франции государство гарантирует пенсионеру доход в 50% или более от зарплаты за последние 11 лет работы (есть верхний и нижний порог выплат), а также разрешает инвестировать как через отраслевые фонды и работодателей, так и по индивидуальным программам.

Ранее созданная в России накопительная система соответствует международному опыту, равно как и новая добровольная. Согласно мировой практике, эти две схемы отнюдь не противоречат, а, наоборот, должны дополнять друг друга. Именно поэтому, если решить проблему доходности и сохранности средств, населению можно будет предложить оба продукта.

Пенсионный возраст

Новая программа накоплений граждан способна снизить давление на государственный пенсионный фонд: если население сможет обеспечить себя достойной пенсией самостоятельно, то от государства требуется меньше. Кроме того, можно проследить связь между новой системой и необходимостью повышения пенсионного возраста: если гражданин сознательно откладывает на свою пенсию, значит, он заинтересован работать как можно дольше, дабы увеличить свои накопления.

В России один из самых низких в мире порогов выхода на пенсию - 60 лет для мужчин и 55 для женщин. В США это, соответственно, 67 и 65 лет, во Чили - 60 и 65 лет, Японии - 65 и 65 лет, в Норвегии - 65 и 65 лет. В странах ЕС, согласно новым реформам, пенсионный возраст тоже будет постепенно увеличиваться, что позволит сократить дефицит пенсионных фондов.

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа должна быть основана на текущем уровне финансовой грамотности населения и ставить во главу угла интересы простых граждан. Именно поэтому необходимо гарантировать сохранность средств и доходность выше инфляции. Один из способов это сделать - облигации «инфляция плюс» и страхование: такая мера способна действительно привлечь население в программу.

Еще один маневр остается у государства в связи с вычетом НДФЛ: наиболее приемлемым представляется проведение отчислений в программу добровольного пенсионного страхования за счет вычета по НДФЛ. В противном случае большинство граждан, вероятно, сделают выбор в пользу сохранения текущей заработной платы: с 2014 г. реальные располагаемые доходы населения начали падать (-0,7% в 2014 г., -4,3% в 2015 г., -26,9% по результатам по данным Росстата за 1 квартал 2016 г.). Тот же Росстат отчитывается, что средняя заработная плата за 1 квартал 2016 г. составила 26 300 руб. Для населения с низкими доходами 6% от зарплаты - существенная сумма, идущая на оплату базовых нужд, поэтому, вероятность, что население решит с ней расстаться, крайне низкая.

Для более обеспеченного населения, которое, теоретически, могло бы позволить себе добровольные отчисления, вероятность прихода в программу также не слишком высока. Население уже получает налоговую льготу при инвестировании на ИИС, а предыдущие пенсионные реформы, к сожалению, сделали людей менее лояльными к нововведениям. Кроме того, вопрос направления вложений средств по-прежнему остается открытым.

Что делать?

Во-первых, не стоит вводить автоматическое подключение людей к новой системе: гражданин должен тщательно разобраться в вопросе и перейти в программу по собственной воле. Во-вторых, для финансового рынка предпочтительно возвращение накопительной системы, а добровольную желательно оставить в качестве дополнительной инвестиционной возможности для граждан. В противном случае управляющие компании просто не получат эти 6% отчислений. И наконец, регулятор должен выйти с решением ключевых вопросов, касающихся добровольных пенсионных накоплений: в чем будет преимущество по доходности, как эти средства будут защищены и куда их можно будет вложить.

Пенсионное обеспечение является одним их краеугольных камней удовлетворенности электората политикой властей, поэтому она должна всесторонне учитывать и защищать интересы малообеспеченного населения. Верным шагом со стороны регулятора и Минфина было дать рынку вводные данные и вынести вопрос на обсуждение, а не поставить общество перед фактом. Именно благодаря публичному обсуждению у программы есть все шансы стать максимально совершенной.

Практически нет сомнений: индивидуальный пенсионный капитал будет введен в реформированную систему с 2018 года. После публичного анонсирования основных положений законопроекта, у экспертов и общественности появилось много вопросов и опасений.

Смена формата

Министерство финансов и Центробанк предлагают «переформатировать» накопительную систему формирования пенсий, которая работает сегодня, в пользу возможности россиянам самолично копить деньги на старость – такова концепция индивидуального пенсионного капитала. При этом страховая часть по-прежнему останется в государственной пенсионной системе.

Пенсионный капитал граждане будут формировать сами в негосударственных ПФ путем добровольного внесения средств. Ни размеры взносов, ни их периодичность чиновники ограничивать не планируют. Таким образом, каждый сможет откладывать на старость в том режиме, который сочтет наиболее комфортным.

На заметку! Те, чьи пенсии сегодня хранятся в частных фондах, смогут перевести их в НПФ. В случае отказа, их накопления в виде баллов автоматически перенесут в страховую часть пенсии .

Чтобы стимулировать граждан, государство планирует:

    предоставлять вычет на сумму отчислений в индивидуальном порядке, но не более 6% от зарплаты;

    гарантированную защиту отложенных на старость средств (в каком виде это будет организовано, пока обсуждается, но, вполне возможно, что НПФ будут обязаны платить взносы за клиентов вроде тех, которые сегодня отчисляют банки);

    будут предоставляться бессрочные каникулы, позволяющие прерывать отчисление взносов на неограниченный срок;

    средства пенсионного капитала станут собственностью гражданина, то есть распорядиться ими он сможет по своему усмотрению, в том числе и до выхода на заслуженный отдых.

Заинтересовать планируют и работодателей, чьи сотрудники решатся формировать ИПК – индивидуальный пенсионный капитал. Для владельцев бизнеса перечень льгот сформулируют чуть позже, но одной из них, вероятно, станет снижение налоговой базы для расчета соцвзносов.

Переход на отформатированную систему запланирован на 2018 год, и он будет выполнен автоматически – счет на ИПК будет открыт для каждого россиянина, но в течение двух лет останется возможность отказаться от участия в программе. Те, кто не определится с размерами отчислений, так называемые "молчуны", будут автоматически отдавать из зарплаты 1% в месяц. Со временем ставку увеличат до 6%.

Если гражданин решит воспользоваться ИПК до выхода на пенсию, ему нужно будет заплатить НДФЛ, но возвращать деньги на счет, как в случае с займом, не придется. Перечень возможностей, при которых разрешат забрать накопленные деньги раньше срока, пока обсуждается, однако, по словам авторов законопроекта, он будет масштабным и очень привлекательным.

На заметку! В новой системе россияне будут полностью контролировать свои пенсионные накопления. Смогут определять размер отчислений, периодичность внесения сумм, выбирать размер ставки и форму пенсионных выплат.

Капитальные вопросы

Смогут ли разработчики нового формата пенсионных накоплений сделать систему действительно привлекательной? В Минфине и Центробанке уверены, что люди оценят выгоды от ИПК. По их опросам, 60% россиян уже готовы включиться в самостоятельное формирование капитала на старость. Эксперты высказываются менее радужно: средний заработок в стране не так велик, чтобы из него откладывать 1-6%. Подобную систему хорошо бы вводить на фоне роста доходов населения, в противном случае необходимо придумать очень ощутимые стимулы для привлечения граждан.

Среди озвученных проблем и сложностей, которые могут появиться с введением ИПК:

    несовместимость новой системы с традиционным пенсионным обеспечением;

    невозможность уменьшить действующую ставку по налогам или ввести льготы при участии в добровольных накоплениях;

    ущемление прав тех, кто откажется от участия в формировании ИПК;

    нездоровая конкуренция между негосударственными корпоративными пенсиями и ИПК;

    сомнительная эффективность инвестирования в будущую пенсию.

Несмотря на то что некоммерческие ПФ смогут по новой концепции предлагать более рискованные варианты вложения денег на старость с получением больших доходов, обеспечить сохранность накоплений остается архиважной задачей.

Времени на доработку основных законов по ИПК остается немного. Все ключевые моменты должны быть представлены и утверждены в весеннюю сессию, поэтому окончательный текст концепции индивидуального пенсионного капитала планируют представить в конце ноября 2017 г. Запуск реформированной системы запланирован на 2018 г.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин ждет убедительную аргументацию по маневру Минфина. Фото Reuters

Описание новой налоговой системы России под кодовым названием 22/22 на деле оказалось лишь частным мнением министра финансов Антона Силуанова. Новую налоговую конструкцию, оказывается, не поддерживают другие министерства и главный экономический стратег Алексей Кудрин. А президент Владимир Путин вообще осудил вчера «преждевременное обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения». В утечке рассказов о налоговой реформе в конце концов обвинили прессу, которая необдуманно цитировала слова министров правительства Дмитрия Медведева.

Президент РФ Владимир Путин подтвердил вчера на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) свое главное экономическое задание - опередить среднемировые темпы роста уже к 2020 году. «Хотел бы услышать ваше мнение о проблемах, о барьерах и ограничениях, с которыми сталкивается бизнес при реализации программ повышения производительности, какие изменения в нормативной базе вы считаете целесообразными и необходимыми», – обратился Путин к участникам съезда РСПП.

Но основное внимание бизнес-сообщества президент попросил сконцентрировать на совершенствовании налоговой системы. «Очевидно, что ее (налоговой системы. – «НГ») задача не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы регионов, муниципалитетов», – считает Путин. А это означает, что налоговая система в России должна быть конкурентоспособной, понятной, прозрачной и предсказуемой. «Конечно, это непростая задача», – констатировал вчера президент, отметив, что к этому нужно стремиться. «Это ключевое условие реализации экономически эффективных, успешных проектов. При этом важно сохранить устойчивость бюджетной системы, обеспечить выполнение социальных обязательств государства перед людьми», – заявил президент РФ.

Между тем главный экономический стратег Алексей Кудрин, которому поручено разработать стратегию нового президентства, назвал главное экономическое задание Путина трудновыполнимым. «Мы хотим выйти на темпы роста выше 3,5–4%, выше среднемировых. Только тогда российская экономика не будет сжиматься в условиях мировой экономики. Это достаточно серьезная заявка, даже несмотря на то что в нулевые годы мы имели темп роста в течение многих лет около 7%. Но сегодня даже 3,5% является большой, трудноподъемной задачей», – заявил Кудрин на съезде РСПП.

Как-то приблизить РФ к этой цели, по мысли Кудрина, в принципе могло бы увеличение бюджетных трат на здравоохранение и образование. «Нужно поднять объем расходов на образование в течение шести лет примерно на 1% ВВП», – сообщил он. Без этого, отметил бывший министр, невозможно будет поднять качество рабочей силы на тот уровень, который необходим современной экономике. Объем финансирования здравоохранения также необходимо увеличить на 1% ВВП в течение шести лет. «Мы должны продлить активный возраст населения, то есть и в 55 лет, и в 60 лет человек должен активно работать», – поясняет он.

Одновременно Кудрин весьма критически отозвался о налоговых проектах своего бывшего заместителя, а ныне министра финансов Антона Силуанова. Аргументацию в пользу повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% с одновременным снижением налогов на фонд отплаты труда также до 22% Кудрин назвал недостаточной. «Сегодня обсуждаются страховые взносы – их понизить, НДС повысить, так называемая модель 22/22. Вы знаете, из всех предложений и обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточно аргументов для такого решения», – указал он. По его мнению, из-за этого будет меняться вся налоговая система России, так как по-другому будут учитываться права пенсионеров, по-другому будет дотироваться пенсионная система. Следовательно, налоговый маневр нужно рассчитывать с учетом готовящейся пенсионной реформы, резюмировал Кудрин.

В результате налогового маневра по схеме 22/22 трансферт в Пенсионный фонд из федерального бюджета увеличится. Но, по мнению Минфина, система с текущим уровнем страховых взносов в будущем станет более разбалансированной, чем если сейчас увеличить трансферт. В 2019 году в случае введения маневра сокращение поступления страховых взносов, по расчетам ведомства Антона Силуанова, будет чуть меньше 1,4 трлн руб., а поступление НДС вырастет на 1,2 трлн руб. При этом разницу в 200 млрд руб. между этими параметрами будет нейтрализовать экономия на страховых взносах по работникам бюджетного сектора, полагают в ведомстве.

«Этот маневр (22/22) нейтрален для бюджета, с одной стороны. С другой стороны, он позволяет стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт, потому что при экспорте НДС возмещается», – пояснял ранее глава Минфина Антон Силуанов. При этом в Минфине одновременно раскритиковали схожее предложение Минэкономразвития – маневр 21/21, предполагавший соответственно одновременное снижение страховых взносов до 21% и повышение НДС до 21%. В Минфине такой вариант сочли неприемлемым. «Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год», – объясняли в Минфине.

И если в Министерстве финансов к маневру 22/22 в целом относятся уже как к делу решенному, то у коллег по правительству относительно него уверенности меньше. Так, еще в понедельник глава Минтруда Максим Топилин сообщал о том, что никакие конкретные предложения по снижению ставки страховых взносов пока не поступали в его ведомство. «Мы не видели еще этих предложений в оформленном виде», – подчеркивал он, добавляя, что вряд ли маневр приведет к легализации теневого сектора, на что надеется Минфин.

Об этом же вчера на съезде РСПП говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов. «В правительстве РФ еще пока нет единого понимания, как и в каких параметрах проводить ненефтегазовый налоговый маневр», – заявил он. При этом правительственный чиновник фактически пожаловался на излишнее внимание СМИ к этой теме. «Тут мы получили замечание от президента на днях, что, ничего не согласовав, основные подходы к налоговым законам выносим на публику, будет это 21%, 22% или еще сколько-то», – цитирует Интерфакс Шувалова.

Эту позицию подтвердил вчера и сам президент. «Вопрос не дискуссии на профессиональном уровне – она, конечно, должна быть открытая… я, например, считаю преждевременным обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения, в том числе выработанного вместе с вами», – замечает глава государства. Участие в дискуссиях принимают представители РСПП и других объединений. «Но решение пока не принято, а мы через СМИ выносим это на широкую публику и можем порождать какие-то либо ненужные ожидания, либо тревоги. А то, что вот я вчера об этом поговорил или позавчера, вы уже здесь это рассказываете. Это говорит о том, что у нас продолжаются утечки из правительства. Ну, ладно, мы люди здесь свои, мы понимаем, о чем говорим», – приводит слова Путина BFM.

Глава РСПП Александр Шохин заверил президента, что все утечки – от журналистов.

В итоге перспективы налогового маневра 22/22 остаются более чем туманными. Впрочем, это не единственное и, возможно, не последнее подобное предложение Минфина. Ранее в ведомстве уже рассказали о «скором» переходе россиян полностью на безналичные расчеты, практически свершившейся пенсионной реформе и предрекали почти неминуемый переход на прогрессивную налоговую шкалу.

Министерство финансов подготовило план реформирования пенсионной системы, который предусматривает повышение пенсионного возраста и отмену выплат работающим пенсионерам

Министерство финансов направило в Минтруд план пенсионной реформы, составленный после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщает газета «Ведомости» .

Документ состоит из шести пунктов, и н екоторые из них звучат не впервые. В частности, Минфин предлагает уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет, повышая его с шагом 6-12 месяцев в год. Проект также предусматривает отказ от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам.

Помимо этого, Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Эта категория составляет более 50% всех « досрочников», отмечает ведомство.​ Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, по году в год до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение - установить единый тариф социального страхования и взимать взнос в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а со всей зарплаты. Фактически Минфин «предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства», пишут «Ведомости» со ссылкой на слова источника в аппарате правительства. Проект пенсионной реформы также предусматривает сокращение индексации пенсий на 2017 г., но наско лько - в нем не уточняется.

В проект также вошло предложение отменить обязательности накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, одновременно внедрив стимулы для добровольности накоплений. Подробности Минфин вместе с ЦБ изложил в презентации, которая была направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации Кремля. Как 27 апреля «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Согласно этой задумке, граждане будут платить н акопительные взносы с зарплат в размере от 0 до 6%. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, пишут «Ведомости».

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 года. Сроки внедрения других инициатив в документе не уточняются.


Видео: Телеканал РБК

Как сообщила газете пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, пока предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства не обсуждались. Но федеральный чиновник рассказал, что они обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у Дмитрия Медведева. По его словам, предложения Минфина по тарифу страховых взносов и индексации пенсий вызвали резкое сопротивление у социального блока правительства, хотя на реформу досрочных пенсий он согласен. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста осенних выборов в Госдуму, но принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 года, отметил федеральный чиновник.

Власти повышение пенсионного возраста россиян на фоне разработки первого антикризисного плана в 2015 году. реформе после завершения выборов в Госдуму, то есть в конце 2016 года. Базовое предложение, говорил он, установить равный пенсионный возраст в 63 года для женщин и мужчин. «Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально», — говорил Улюкаев.

Минфин еще в начале 2015 года также постепенно повышать пенсионный возраст таким образом, чтобы в конце концов он достиг 63 лет и для мужчин, и для женщин. Но позднее ведомство позицию и заявило о необходимости увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.