«Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проект: "Успешная адаптация"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 000.г. Липецка

"Добро пожаловать!"

проект по адаптации детей раннего возраста

Толчеева Л. И.

"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Проект "Добро пожаловать!" направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Актуальность выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», .

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Условия необходимые для реализации проекта.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Помещение группы разделено на несколько секторов.

В игровой зоне поместили игрушки:

Для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий расположены на полках, которые доступны детям.

Для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;

Для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;

Для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

В уголке природы – различные комнатные растения .

Умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие(вносятся в группу по мере необходимости).

Участники проекта: дети «2 - 3 лет, воспитатели, родители.

Сроки реализации – сентябрь - ноябрь 2016г.

Ожидаемые результаты.

Благоприятный адаптационный период детей 2 -3 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Теоретические основы. Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
Лёгкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное плачь, крик при расставании и встрече.
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжёлая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания - более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней.
Причины тяжелой адаптации:

Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой).

Несформированность культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Патологии психического развития.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

    Состояния здоровья и уровня развития ребенка . Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения. Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

Механизм реализации проекта.

Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием

Наталья Шиловская
Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Вид проекта краткосрочный

Тип проекта педагогический .

Участники проекта : воспитатели, педагог психолог , муз. руководитель, методист, заведующая, родители.

Сроки проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь) .

Проблема

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей . Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей . Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста , является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Поэтому в период адаптации к детскому саду , важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Актуальность

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста .

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений :

Строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

Новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками;

Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

Другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться . Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей , - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель проекта : - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи :

1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами адаптации к условиям ДОУ .

2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ .

3. Обеспечить включнность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности , направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ .

4. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

Гипотеза : если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста вести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации , то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Этапы проекта :

1 этап Подготовительный этап

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Заключение договора с родителями;

Организационное родительское собрание по теме «Адаптация детей в ДОУ » ;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» ;

Создание методического обеспечения;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

Разработка анкет для родителей;

Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

Помещение информации в родительский уголок.

На данном этапе ожидается сформировать доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Методист

Заведующая

Воспитатели

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

методист

2этап Основной :

Знакомство с семьей;

Ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

- информационная деятельность :

Организованные тематические встречи;

Беседы с родителями.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями :

- практическая деятельность :

Совместные праздники, развлечения;

Работа с родителями :

педагогической .

педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

адаптации

возраста

Работа с педагогами :

адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов технологий

педагогов с вновь поступающими детьми.

возраста ; обучение педагогов

На данном этапе ожидается Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Заведующая

Методист

Педагог психолог .

Муз. руководитель

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог психолог

Методист

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

3 этап Заключительный

Задачи работы с родителями :

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Задачи работы с педагогами :

1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей .

2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально - личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

На данном этапе ожидается :

Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с родителями.

Воспитатели

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

Предполагаемый продукт проекта .

Работа с родителями.

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

6. Презентация по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ » .

Работа с педагогами .

2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста ; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Ожидаемый результат :

1. Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

2. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей .

3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

5. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

На сроки проекта могут повлиять следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка, и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость, посещаемость, недостаточная заинтересованность, и активность родителей в педагогическом процессе ; невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из за сильной загруженности.

Сопровождение адаптации детей к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при обязательной поддержке родителей и включает следующие направления деятельности : психологическую и педагогическую диагностику , консультирование, методическую и организационную работу. По моему мнению, педагог – профессионал должен владеть целым арсеналом приемов, позволяющих тормозить негативные эмоции малыша в период адаптации , педагог должен уметь проектировать взаимодействие с родителями своих воспитанников, давать необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование (см. приложение, папки-передвижки, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога , который, несомненно, должен любить детей , быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ : родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода , показателями адаптации и т . д. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша и активно взаимодействовать с детским садом, помогая сделать адаптацию ребенка максимально безболезненной.

От того, как прошло детство, кто вл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский



Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.


Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.


Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.


Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.


Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.


План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.


Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.












Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня


Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу



Деревягина Елена Викторовна

педагог-психолог,

МАДОУ «Колокольчик»

ХМАО город Когалым

Психолого - педагогический проект по адаптации и ранней социализации

детей 1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки»

Наименование проекта: проект по адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки».

Вид, тип проекта: социальный, информационно-творческий, практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.

По количеству участников: 46 человек (из них 22 ребёнка, 1 педагог-психолог, 1 воспитатель, 22 родителя).

Объект: первая группа раннего возраста № 12.

Участники: воспитатели 1 группы раннего возраста, дети, родители.

По времени: 3 месяца.

Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь.

Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда,иной стиль общениясо взрослыми и сверстниками.

Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).

Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.

Постановка проблемы: адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в дошкольном учреждениипротекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей впериод адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние.Родители то же испытывают тревогу и напряжение. Основная задача педагога-психолога, воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.

Цель проекта -обеспечение благоприятных условий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные.

Задачи:

1. Изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

2. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

3. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду.

4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

5. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

6. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

8. Развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

9. Развитие игровых навыков.

  1. 10. Формирование активной родительской позиции по отношению к процессу адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
  2. 11. Подготовить рекомендации родителям по адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
  3. 12. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Предполагаемые результаты:

1. Оптимальный уровень адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.

2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.

3. Темп физического и психического развития нормализируется.

4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.

5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.

6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь вформировании правильного отношения к развитию своих
детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом.

Методы и формы работы:

1. Игры психологические,дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.

2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.

3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.

4. Элементарное экспериментирование, конструирование (игры с водой и песком).

5. Оформление выставок книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи, тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы.

6. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).

8. Слушание народной, классической, детской музыки.

9. Подыгрывание на музыкальных (шумовых) инструментах.

10. Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.

11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.

12. Развитие движений черезигровыезанятия, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

1. Физическое развитие : комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

2. Социально - личностное развитие : ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.

4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.

Ресурсы проекта:

1. Программные произведения устного народного творчества: потешки, поговорки, уговорушки, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России.

2. Программный музыкальный репертуар: произведения для слушания, пения и подпевания, образных упражнений, музыкально-ритмических движений.

3. Сюжетные игрушки, "волшебные мешочки", музыкальные (шумовые) инструменты, гимнастические палки, кольца, природный материал.

Механизм отслеживания:

1. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой, разработана совместно с И.Ф. Хусаиновой)(см. Приложение).

2. Использование методов включённого и не включённого наблюдения.

3. Анкетирование родителей.

4. Собеседование.

5. Совместные детско-родительские игровые занятия в рамках «Ясли-клуба«Солнышки»(см. Приложение).

Продукт проекта:

  1. Создана психологически комфортная среда.
  2. Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через психологическое развитие детей, развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
  3. Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение).
  4. Накоплена информационная база по теме адаптации и ранней социализации детей 1,5 - 2 лет.

Гипотеза : еслиобеспечить благоприятные условия для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

Целью данного этапа работы над проектом " Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду" является, в первую очередь, изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду, и установление дружеских, доверительных отношений с малышами и их родителями.

Дети раннего возраста очень сильно привязаны к матери и очень пугливы.Поэтому, крайне важно, приучить детей к своему присутствию, выработать у них положительный настрой на взаимодействие с психологом. Сформировать связь: психолог - весело, интересно, хорошо.Присутствие психолога в группе должно вызывать у детей улыбку, весёлый и игривый настрой.

В ходе реализации I этапа решались следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.

2. Подбор диагностического материала(см. Приложение).

3. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

4. Установление доверительных отношений с малышами.

5. Исследование социальных навыков детей.

6. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов.

7. Составление плана работы с детьми и с родителями.

8. Подбор информационного материала для родителей.

9. Анкетирование родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.

Адаптация и ранняя социализацияотносится к разряду междисциплинарных научных понятий. Значительный вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). Вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

Психологическая наука,прежде всего, изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и возможности приспособления личности к социальной среде. А педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки адаптации и социализациималышей, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А.В.Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ .

Основное направление адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду - работа с ними. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой совместно с И.Ф. Хусаиновой) (см. Приложение.).

Цель наблюдения в период адаптации - ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием ребенка, состоянием здоровья в первый месяц посещения детского сада. В листе адаптации выделяются 4 фактора поведенческой адаптации и социализации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть, от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования на листе адаптации приводятся краткие характеристики разных оценок. Суммарно по всем факторам можно получить +15 или -15, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день адаптируется и социализируется в детском саду) или быть сколь угодно долгой. Уровень, то есть, успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Карта наблюдения за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенкав период адаптации и социализации малыша заполнялась дважды.

В первый день, как только малыш вошёл в группу детского сада и через месяц.

А для ежедневного контроля за поведением, эмоциональным состоянием, состоянием здоровья детей в первый месяц посещения детского сада заполняется адаптационный лист.

Данная диаграмма показывает результаты адаптации и социализации детей 1,5-2 лет в самом начале посещения детского сада.

Для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, был разработан и реализован план мероприятий,в основе которого лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов позволивший детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.

План мероприятий по реализации проекта:

сентябрь

Телесная терапия «Иди ко мне»,«Тушки-тутушки»;

Игра-забава «Легкое перышко»;

музыкотерапия «Курочки и цыплята»,«Маленькие ладушки»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок».

Телесная терапия «Кто такой хороший»,

«Баю-баю»;

пальчиковые игры «Семья»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»;

музыкотерапия «Шагаем вместе»;

«Идет мишка»;

игра-забава «Я в окошечко гляжу».

Телесная терапия «Мой малыш»,

«Тушки-тутушки»;

пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»;

упражнения на дыхание «Греем ручки»;

игра-забава "Воздушные шары";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка».

Телесная терапия «Обними меня», «Цап»;

сказкотерапия

«Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»;

Музыкотерапия«Гопачёк»,

«Пляски с платочком»;

игра-забава «Весёлые пузыри».

Работа с родителями

Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 2 года жизни»

Анкетирование «Ваш ребёнок».

октябрь

Театрализован игры «Весёлый петрушка»;

упражнения на дыхание

«Надуваем пузырь»;

телесная терапия «Попрыгушки»; «Обнимашки»;

пальчиковые игры «Сомни платочек»;

музыкотерапия «Вальс собачек»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок».

Музыкотерапия «Вот как мы умеем»,

«Шагаем вместе»;

телесная терапия «Баю-бай»; «Обнимашки»;

игра-забава «Волшебный мешочек";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила».

Телесная терапия

«Догонялки-обнималки»;пальчиковая игры

«Дружная семейка»;

игра-забава

«Ладушки, ладушки!»;

музыкотерапия

«Машенька-Маша»,«Гопачёк»;

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка».

Телесная терапия «Наши пальчики»;

Игра «Легкое перышко»;

пальчиковая ига «Колючий ёжик»;

музыкотерапия «Вот как мы умеем»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»;

игра-забава

«Петушок, петушок...».

Работа с родителями

Памятка для родителей: «Как помочь малышам адаптироваться?»

Стендовые консультации и папки-раскладушки: «Как и чему учить ребёнка раннего возраста».

ноябрь

Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»;

телесная терапия «Обними меня»;

игра-забава «Чудесный сундучок»,«Ку-ку»

музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки».

Телесная терапия

«Ладушки»;

игра-забава «Едет паровоз»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»;

музыкотерапия «Водичка»,

«Гопачёк».

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; телесная терапия «Скачем на лошадке»;

игры «Топ-топ»;

пальчиковая игра

«Пальчики»;

музыкотерапия

«Колыбельная»;

телесная терапия «Попрыгушки»;

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; телесная терапия «Еду, еду к бабе, к деду...»,

«Обнимашки»;

пальчиковый игры «Зайка серенький сидит»;

музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки».

Работа с родителями

Совместное детско-родительское занятие, в рамках Ясли - клуба «Солнышки».

II этап – основной.

Теоретическая часть:

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Социализация- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства

индивидомсоциального опыта, прежде всего системы социальныхролей.Реализуется в общении и деятельности в семье, в дошкольных учреждениях.

Происходит в условиях воспитания, целенаправленного формированияличности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.

Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями сверстников, подражать их действиям.

Целью данного этапа работы над проектом «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является выполнение намеченной программы проекта.

В ходе реализация программы проекта работа шла по нескольким направлениям.

Первое , и самое главное, создание у детей положительного настроя на детский сад,преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, развитие игровых навыков.

А для этого необходимо:

1. Чтобы педагог стал для малыша близким человеком.

  • · ребенок охотно идет от мамы к педагогу;
  • · улыбается, радуется, когда видит педагога;
  • · успокаивается от общения с педагогом;
  • · малыш обращается за помощью к педагогу.

2. Помочь малышу приспособиться к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · Ребенок знает расположение и назначение комнат;
  • · Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, его шкафчик для верхней одежды;
  • · Знает и хорошо ориентируется в том, где и какие игрушки лежат.

3. Помочь малышу как можно быстрее и легче освоиться в новом для него образе жизни.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · ребенок легко подчиняется режиму дня;
  • · сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

4. Помочь малышу правильно социализироваться.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · ребенок играет с детьми;
  • · спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
  • · ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

Таким образом, в основе психолого - педагогической работы с детьми в период адаптации и ранней социализации основными считаю следующие моменты:

1. побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам коммуникации и сотрудничества;

2. развитие и поддержание уверенности в собственных силах;

3. воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство, расширять границы своих возможностей;

4. сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

Второе , и не менее главное, это работа с родителями. В результате которой

родители активно включаются в педагогический процесс в ДОУ, получают помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, и проявляют заинтересованность в сотрудничестве сдетским садом.

Для решения этих задач использовались, как хорошо знакомые методы и приёмы - индивидуальные беседы и консультации с психологом, родительские собрания, в форме круглого стола, стендовые консультации и папки-раскладушки,так и ещё мало применяемый метод - совместных детско-родительских занятий, в рамках Ясли - клуба «Солнышки».

Целью этого направления нашей работы, в рамках проекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является необходимость способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста, создание условий для сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития положительно окрашенных эмоциональных отношений между родителями и детьми.

Для того чтобы максимально полно и эффективно реализовать поставленную целья поставила следующие задачи:

1. выявить положительный опыт семейного воспитания;

2. оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

3. развивать социальные и коммуникативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям) у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4. сформировать единый стиль общения с ребенком в семье и детском саду.

Таким образом, в ходе детско-родительских занятий, у родителей:

1. сформируются определенные модели взаимодействия с ребенком; повысится уровень педагогических знаний и умений;

2. активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности в воспитании детей;

3. установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно влияет на эмоциональное состояниемалыша;

4. сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Для детей результатом таких занятий будет то, что:

1. адаптация к условиям детского сада будет проходить в легкой и средней степени;

2. активизируется и разовьётся речь, улучшатся показатели речевого развития детей;

3. малыши станут более активными и любознательнымик окружающему миру, возникнет привязанность к педагогам, желание играть со сверстниками,разовьются игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями, то естьпроявятся признаки внутреннего комфорта и эмоционального благополучия детей.

4. сформируется эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм, культурно-гигиеническим навыкам и закаливающим процедурам, сказкам, потешкам, театрализованной деятельности.

III этап-заключительный:

совместная работа педагога-психолога, воспитателя I группы раннего возраста № 12 и, конечно, родителей малышей, обеспечение благоприятныхусловий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания малышей в детском саду, которые воспринимались ими, как безопасные, интересные и доброжелательные, позволило решить все поставленные задачи.

Мы добились оптимального уровня адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.

Стабилизировалось общее эмоциональное состояние детей, темп физического и психического развития нормализовался, в детском коллективе сформировались позитивные взаимоотношения, малыши приобреликоммуникативные навыки.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации и социализации детей в ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, и принимают активное участие в родительских собраниях.

Результатом реализациипроекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» стало (п родукт проекта):

  1. создание психологически комфортной среды, которая воспринимается детьми, как безопасная, доброжелательная и интересная;
  2. организована и проведена игровая занимательная деятельности с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через развитие речи, ознакомление с окружающим миром и психологического развития детей;
  3. создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение );
  4. накоплена информационная база

Кубашова Нина Викторовна



Проект

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Я хочу в ясли

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

Выполнила воспитатель

1 мл. гр. А.

Кубашова Нина Викторовна.

Владикавказ2018г.

Введение

Актуальность проекта . Поступление ребенка в ясли вызывает , как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей .

Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст , поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишневозбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональноенеблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с роднымипротекают очень бурно, экзальтированно : малыш не отпускает от себяродителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые словаусваиваются с трудом.

Данной проблемой занимались такие ученые как : Н. М. Аксарина, К. Ю. Белая, К. Л. Печора, так же исследователи Н. Д. Ватутина, А. И. Захарова, Е. О. Севостьянова, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям . Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность , т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс) . При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) . С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.

Адаптационный проект «Я хочу в ясли для детей раннего возраста с 1 ,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста . В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста , родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта , помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности . Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием . Длительность этого проекта составляет 4 месяца , половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра , в основе проекта лежат игровые упражнения

Цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада .

Задачи :

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду ;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада ; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ; повышение коммуникабельности между родителями.

Тип проекта : социальный.

Участники проекта :

Педагог-психолог –Купеева Магорита.

Воспитатели ясельной группы-Кубашова Нина Викторовна,

Цопанова Фатима.

Музыкальный руководитель –.

Медицинский работник-Гаглоева Лали.

Дети и родители детей ясельной группы А

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2018г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад ; заболеваемость/посещаемость.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада .

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду .

Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей , совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития .

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Реализация проекта .

Подготовительный этап

1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

2. Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста ;

4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги» ;

5. Разработка анкет для родителей;

6. Составление плана работы с детьми и родителями.

7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

Основной этап.

1. Заполнение адаптационных листов .

2. Знакомство детей с детским садом , друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.

3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

Завершающий этап.

1. Анализ адаптационных карт , определение уровня адаптации детей .

2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.

Формы работы с родителями :

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду ;

4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами :

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

Сентябрь

Знакомство

детей с детским садом , друг с другом. - Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.

Знакомство с группой, игрушками.

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Индивидуальный журнал ребенка;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада » ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду » ;

Заполнение адаптационных листов .

Художественная литература : Чтение потешек

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка» .

3. Потешка «Божья коровка» .

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер» .

6. Игра «Божья коровка и воробей» .

7. Релаксация.

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей) ;

Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень) ;

- Игровая деятельность : «Ласковое имя» ; «Сороконожка» ; массажи : «Грибной дождь» ; БАТ «Ежик» Заведующая

Октябрь - Консультация «Растим малыша здоровым» ;

Мини-лекция «Детская истерика » ;

Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» ;

«Божья коровка» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» ;

Занятие «Листопад»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» .

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Зайка серенький сидит» , «Солнце и дождик» ; массаж БАТ «Считалка для мышки» ; пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели

Развитие культурно-гигиенических навыков. - Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры-занятия : «Уложим куклу Катю спать» , «Оденем куклу на прогулку» , «Научим куклу раздеваться»

Музыкальное развлечение с родителями «Праздник Осени» ;

Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь» .

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Ладонь на ладонь» ; «Пропавший малыш» ; массаж БАТ «Мишка»

Декабрь - Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогики в ясельной группе.

Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы :

- Игровая деятельность : «Солнышко» , «Колокольчик» ;

Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» ;

Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

Диагностика адаптации к ДОУ .

Список литературы :

пособие. – Воронеж : Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) . – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1 ,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста . Детский клуб «Умка» . – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2012. – 72с.

7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.